Научная статья на тему 'Ювелирное производство в России'

Ювелирное производство в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2544
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беркович М.И., Галанин С.И.

Среди отраслей национальной экономики ювелирное производство, пожалуй, как ни одно другое, обойдено вниманием экономической науки. В предлагаемой статье представлена общая характеристика ювелирной промышленности, отражены особенности продукции отрасли, ее ресурсной базы, специфика организационно-экономических отношений, финансовой и торговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ювелирное производство в России»

Среди отраслей национальной экономики ювелирное производство, пожалуй, как ни одно другое, обойдено вниманием экономической науки. В предлагаемой статье представлена общая характеристика ювелирной промышленности, отражены особенности продукции отрасли, ее ресурсной базы, специфика организационно-экономических отношений, финансовой и торговой деятельности.

Ювелирное производство в России

М. И. БЕРКОВИЧ,

доктор экономических наук, С. И. ГАЛАНИН,

доктор технических наук,

Костромской государственный технологический университет E-mail: galber@kostroma.ru

Возрождение ювелирной промышленности

Ювелирная промышленность как самостоятельная отрасль обычно не фигурирует в официальной статистической информации, поскольку по прежней классификации (ОКОНХ) относилась к категории «Другие промышленные производства» наряду с изготовлением музыкальных инструментов, химчисткой и аналогичными малозначимыми сферами деятельности. Современная классификация ОКВЭД также причисляет эту отрасль к категории «Прочие производства» (код 36.2), что скрывает ту существенную роль, которую играло и играет ювелирное производство в народном хозяйстве страны.

На территории Советского Союза действовало не более полутора десятков ювелирных заводов в столицах союзных республик (Москва, Киев, Ташкент, Ереван, Кишинёв) и крупных промышленных центрах (Ленинград, Свердловск, Львов, Одесса и др.). Исключение составлял Красносельский ювелирный завод, располагавшийся на территории исторически сложившегося ювелирного промысла. Эти предприятия входили в состав Министерства приборостроения, поэтому до

© ЭКО 2009 г.

конца 1980-х годов открытые материалы по технологии обработки драгоценных металлов и камней были весьма ограничены.

Но монографических исследований и учебных изданий экономического характера по ювелирной отрасли нет и сегодня. В продаже имеются лишь издания по оценке ювелирных изделий и маркетинговой и торговой деятельности фирм.

Существовавший ранее дефицит ювелирных изделий препятствовал формированию у населения их эстетического восприятия. Отношение к предметам из драгоценных металлов как к произведениям искусства, а не только как к средству сбережения, сформированное ещё в дореволюционный период, стало возрождаться в начале 1990-х годов в условиях резкого увеличения числа производителей ювелирных изделий и появления на отечественном рынке изделий иностранных фирм. Данный процесс стимулировался также резким увеличением зарубежных поездок российских граждан. Этот период можно считать началом возрождения российской ювелирной промышленности. В табл. 1 приведены сведения об объемах производства ювелирных изделий из золота и серебра, представленные наиболее достоверным источником - Российской государственной пробирной палатой.

Таблица 1

Количество и масса изделий, опробованных и заклеймённых Российской государственной пробирной палатой в 1998—2007 гг.

Изделия 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Из золота млн шт. 9,27 7,23 9,74 13,15 17,63 22,09 26,94 32,31 37,32 48,92

т 25,01 19,15 24,60 33,66 42,70 55,72 68,48 88,18 96,82 125,90

Из серебра млн шт. 5,08 5,69 7,56 9,30 12,19 16,51 21,43 23,17 24,98 32,60

т 29,83 31,51 35,44 47,89 60,37 87,60 121,83 150,48 155,30 236,90

Источник: Российская государственная пробирная палата (http:// www.assay.ru/5_dkmi98_08.html); Горыня А. С. Серебро. Воспоминания о будущем //Русский ювелир. 2008. № 1. С. 39.

Таким образом, за последние 10 лет объём производства ювелирных изделий из золота в России увеличился более чем

в пять раз, серебра - почти в восемь раз. Мировые продажи ювелирных изделий растут на 4,6% в год, а в России - на 25-30%.

Объём мировой ювелирной промышленности в 2006 г. составил 146 млрд дол. при годовом потреблении золота 2500 т, объём продаж ювелирных изделий с бриллиантами -69 млрд дол. По прогнозам аналитиков, при сохранении темпов роста мировые продажи ювелирных изделий к 2015 г. достигнут 230 млрд дол.1

Общая характеристика ювелирной отрасли

Объем производства ювелирных изделий в России без налогов в 2006 г. составил 16,8 млрд руб., а количество организаций достигло 960. В отрасли занято свыше 60 тыс. чел., индивидуальных предпринимателей - 23 тыс. чел. Создание собственного ювелирного дела облегчается тем немаловажным фактором, что входные барьеры в отрасль весьма невысоки. Эксперты оценивают объём российского рынка ювелирных изделий в 1,5-2 млрд дол.2

В настоящее время в РФ четыре ювелирных центра -Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Кострома (до 30% производства ювелирных изделий в стране). Кострома по праву считается «ювелирной столицей»: удельный вес производства превышает 2 млрд руб. (7,5% от общего объёма промышленного производства)3.

Структура. Расширенная трактовка ювелирной отрасли включает всю совокупность торгово-промышленных, сервисных и информационных структур, поставщиков сырья и т. д., так или иначе имеющих отношение к ювелирным изделиям:

- добыча и переработка (аффинаж) драгметаллов;

- добыча натуральных драгоценных камней;

1 Русская ювелирная сеть (http://www.jewellernet. ru/news).

2 Кострома - Mon amour //Русский ювелир. 2007. Сентябрь. С. 9; Русская ювелирная сеть (http:// www.jewellernet.ru/news).

3 НовиковаЮ. Губернатор Костромской области И. Н. Слюняев: «Ювелирная отрасль находится на пороге бума...» //Навигатор ювелирной торговли. 2008. Октябрь. С. 8-11; Щербина А. Новая жизнь ювелирной столицы //Ювелирное обозрение. 2008. Июнь. С.16-19.

- производство синтетических драгоценных камней;

- огранка бриллиантов и других камней;

- ювелирное производство;

- ювелирная торговля.

Кроме того, имеются сравнительно небольшие обслуживающие подотрасли: производство и торговля ювелирным, геммологическим, аффинажным и горнодобывающим оборудованием, банковский сектор (потребление драгметаллов и кредитные услуги), сервисное обслуживание (алмазные биржи, брокерские конторы, геммологические и оценочные лаборатории и центры), транспортировка ценностей, ломбарды и скупки, учебные и исследовательские отраслевые институты, университеты, колледжи и училища.

Поскольку оборот драгметаллов в стране контролируется государством, то на функционирование ювелирной отрасли существенное влияние оказывают государственные институты, к которым относятся: силовые структуры (МВД, ФСБ), контролирующие органы (Государственная пробирная палата), структуры Минфина (Гохран), таможенные органы4.

Таким образом, ювелирную отрасль можно рассматривать как своеобразный межотраслевой комплекс, включающий в себя организации различных секторов экономики, отличающихся по роли, масштабу, функциям и уровню регламентирования деятельности. Вместе с тем следует отметить почти полное отсутствие внимания к этому важному комплексу со стороны государства (за исключением, пожалуй, золотодобывающего сектора).

Определённая замкнутость и обособленность ювелирного производства в стране, особенно в районах его концентрации, объясняются следующим. Во-первых, лёгкостью заимствования (копирования) оригинальных дизайнерских решений. Во-вторых, исторически сложившейся неуверенностью ювелиров в завтрашнем дне, особенно в районах традиционного промысла (многие помнят процессы «раскулачивания» мастеров-ювелиров в 1920-1930-е годы). В-третьих, боязнью

4 Збойков В. Быть или не быть? К собранию Гильдии ювелиров России // Ювелирное обозрение. 2008. № 12. С. 8-9.

усиления конкурента за счёт заимствования новых технических и технологических приёмов.

Продукция

Ювелирные изделия обладают рядом специфических черт.

Во-первых, они являются не только продуктом массового потребления, но и предметом роскоши, тесно связанным с уровнем доходов населения, хотя для многих людей они перешли в категорию обычных потребительских товаров5. Об этом, в частности, свидетельствуют возрастающие объёмы заказов по переделке вышедших из моды изделий в современные образцы. Престижность и стоимость ювелирных изделий определяются как уровнем их дизайна и изготовления, наличием дорогих высококачественных ювелирных камней, так и принадлежностью к известной торговой марке.

Во-вторых, приобретение ювелирных изделий преследует не только утилитарные цели, но и служит удовлетворению художественных потребностей покупателей, аналогичных приобретению предметов искусства. Сформировался достаточно широкий слой потребителей, рассматривающих ювелирные изделия как фамильные драгоценности, которые можно передать последующим поколениям. На этом фоне усилилась современная тенденция создания отечественных ювелирных брендов.

В-третьих, ювелирные украшения и изделия выступают в роли средства сбережения. Сюда можно отнести и огранённые ювелирные камни первой категории (алмаз, изумруд, сапфир, рубин), которые являются как самостоятельным продуктом, так и полуфабрикатом для изготовления ювелирных изделий. Особое место в этом ряду занимают бриллианты. «Brilliants - forewer!» - лозунг, предложенный лидером мирового рынка бриллиантов компанией «Де Бирс», инициировал постоянно возрастающий спрос на эти драгоценные камни во всём мире.

В-четвёртых, на динамику производства и потребления ювелирных изделий (как и других товаров для населения)

5 Русская ювелирная сеть (http://www.jewellernet.ru/news).

значительное влияние оказывает мода. Наряду с этим наблюдается возрастание конкуренции на рынке со стороны изделий, выполненных по ювелирным технологиям из неювелирных материалов (в том числе бижутерии).

Ресурсная база

Сырьё. Для предприятий отрасли это - драгоценные металлы (золото, серебро, платина, родий, палладий, иридий), что определяет его высокую стоимость. В производстве широко используются вставки из дорогостоящих драгоценных камней, подавляющее большинство которых закупается за границей (за исключением бриллиантов). Все это обусловливает специфику ценообразования на металлы и камни, что определяет сложности производителей при резких колебаниях мировых и внутренних цен на них.

Наряду с этим в больших объемах применяются относительно дешёвые синтетические камни; в последнее время также увеличивается использование нетрадиционных материалов (титан, нержавеющая сталь, дерево, пластмассы и каучук, кожа различных животных и др.).

Оборудование и технология. Технико-технологическая база характеризуется существенным различием в уровне оснащённости и соответствии современным требованиям. Одни предприятия используют самодельное, малопроизводительное, низкоточное оборудование и устаревшие технологии, не обеспечивающие высокого качества конечного продукта, другие -современное техническое и технологическое оснащение импортного производства. Однако обычно встречается их сочетание в различных пропорциях.

Труд при мелко- и среднесерийном производстве изделий характеризуется высокой степенью разделения. Ряд операций рабочими массовых профессий (восковщик, монтировщик, полировщик, закрепщик) в основном выполняется вручную.

Параллельно с этим широко используются высокопроизводительное оборудование и технологии на заготовительных, основных и финишных операциях (непрерывное литьё и вытягивание металла, прототипирование - машинное

формообразование заготовок для литья по выплавляемым моделям, машинная закрепка камней, турбо- и виброполирование и др.), которые требуют высокой квалификации обслуживающего персонала, но не предполагают формирования у них специфических профессиональных навыков.

Уровень квалификации работников, прежде всего, связан со сложностью изготовления изделий. Зарплата рабочих в основном определяется выработкой и в среднем в регионах составляет 10-15 тыс. руб., в Москве - в 2-2,5 раза выше. Высококвалифицированные рабочие могут иметь заработок до 60-100 тыс. руб. при высокой интенсивности труда и переработках. Текучесть кадров значительная, как из-за неритмичной работы предприятий, связанной с нерегулярностью заказов, так и из-за общей растущей потребности в персонале высокой квалификации. Наиболее востребованы среди рабочих профессий литейщики и закрепщики ювелирных вставок, имеющие универсальные навыки и большой опыт работы.

Ювелирные компании в последние годы стабильно ощущали нехватку специалистов различного уровня - от квалифицированного линейного персонала до эффективных менеджеров. А в таком сегменте, как ритейл, ежегодно растущем на 20%, наметился дефицит сотрудников, перед которыми стоит задача «раскрутить» розничную ювелирную сеть на региональном рынке. Минэкономразвития РФ официально признало проблему трудовых ресурсов страны, констатируя возможность интенсивного и экстенсивного путей её решения. «Гаст-арбайтеры» на рабочих местах монтировщиков, закрепщиков и полировщиков уже стали весьма распространенным явлением, однако кризис остановил увеличивающийся приток этих рабочих.

Рост заработной платы за 2007 г. составил в среднем около 30%, что не всегда подкреплено эффективной и прибыльной деятельностью предприятий отрасли. В условиях нехватки квалифицированных кадров, систематического повышения цен, а также требования высокой официальной заработной платы заставляют руководителей ювелирных фирм-производителей поддерживать заработную плату сотрудников на уровне,

который недостаточно связан с доходностью конкретной компании.

Организация производства

Организационная структура некоторых крупных предприятий сформировалась на базе ювелирных заводов и производств советского периода, которые были ориентированы на большие объёмы однотипных изделий. Они во многом сохранили прежнюю структуру производства (цехи, отделы, технические службы, номенклатуру ИТР) и нормативно-техническую документацию (описание технологических процессов, технические регламенты, инструкции и др.) в полном объёме. Например, в Костромской области функционируют лишь три ювелирных предприятия (из нескольких сотен), созданных на базе доперестроечных производств и имеющих разветвлённую оргструктуру, включающую ряд подразделений, в том числе техотделы.

На предприятиях, выпускающих широкую номенклатуру изделий в большом объёме, как правило, выделяются следующие технологические участки или цехи: экспериментальный, модельный (или прототипирования), заготовительный (в том числе изготовления восковых моделей), литейный, монтировочный (в том числе пайки), полировочный, закрепки, гальванический и ОТК. В небольших фирмах обычно участки представлены незначительным количеством рабочих мест - от одного до пяти.

Для организации ювелирного производства не требуется больших помещений, а сложные технологии используются для ограниченного перечня операций, да и то не всегда. Специфика технологического процесса позволяет использовать ручной труд без применения средств механизации и автоматизации.

Оргструктура предприятий, созданных в последние годы, во многом отличается от сложившейся в советский период. Здесь обычно отсутствуют не только инженерно-технологические подразделения, основные функции специалистов (конструктора, технолога, мастера) выполняются ограниченным числом работников, часто без специального или высшего

образования. Мастером нередко является опытный рабочий, совмещающий также обязанности технолога и отвечающий за работу конкретного участка. На небольших предприятиях ОТК отсутствует; его функции, по сути, выполняет сам рабочий либо начальник производства (собственник). На таких предприятиях, как правило, нет нормативно-технической документации. Однако в последнее время ситуация начинает меняться к лучшему.

Отдельно следует выделить ограночное производство, которое является специфическим и требует высокой квалификации работников. Оно в последнее время характеризуется использованием современного дорогостоящего оборудования, позволяющего расширить ассортимент продукции и повысить качество огранки. Изменившаяся в последнее время схема закупки ограночного сырья привела к ликвидации собственных малопроизводительных ограночных участков, созданных на рубеже веков на некоторых предприятиях.

Классификация предприятий

Классификация ювелирных предприятий может быть проведена по различным признакам.

1. По объёму производства. Основной показатель-объём выпущенных изделий в килограммах и/или штуках. Учёт произведённой продукции ведётся отдельно по виду металла (золоту, серебру, платине и др.). В этой классификации выделяются следующие группы:

- индивидуальный предприниматель (мастер-ювелир) -обычно изготавливает (ремонтирует) изделия или мастер-модели вручную в собственной мастерской;

- индивидуальный предприниматель, привлекающий несколько наёмных рабочих; объём произведённой продукции -3-5 кг изделий в месяц;

- сравнительно небольшие производства с численностью работников до 40 чел., объём произведённой продукции -6-20 кг изделий в месяц;

- предприятия среднего размера с численностью работников до 200 чел., объём произведённой продукции - 21-100 кг изделий в месяц;

- крупные предприятия с численностью работников более 200 чел., объём произведённой продукции - свыше 100 кг изделий в месяц.

Существующая система налогообложения привела к формальному раздроблению крупных фирм на ряд индивидуальных частных предприятий, работающих на едином налоге на вмененный доход. Дробление производится как по технологическим участкам или операциям, так и по подразделениям (корпусам), каждое из которых представляет законченный цикл производства.

2. По технологической специализации наиболее распространены следующие виды предприятий:

- производящие мастер-модели из серебра или недрагоценных металлов (мельхиор);

- оказывающие услуги по прототипированию моделей;

- занимающиеся литьём по выплавляемым моделям на да-вальческом сырье, зачастую по собственным каталогам;

- оказывающие услуги по монтировке, закрепке камней и др.;

- производящие заготовки из драгоценных металлов (прокат, трубка, слитки, гранулы и др.), например, Московский завод специальных сплавов;

- ограночные предприятия, производящие огранку драгоценных камней различных групп, как по традиционному ассортименту (например, классических бриллиантов), так и по заказам (фантазийные формы огранки, огранка малораспространённых камней и др.);

- аффинажные предприятия, занимающиеся очисткой металлов и их восстановлением из отходов ювелирного производства.

Возможны и другие виды специализации, распространённые на Западе (например, в Италии и Франции), при которых существуют предприятия, выпускающие отдельные массовые комплектующие (условно «подетальная специализация») - швензы, крючки, замки и др. Такие формы разделения труда позволяют значительно поднять его производительность, снизить себестоимость и повысить качество конечных изделий.

3. Предметная специализация. Можно разделить предприятия, производящие:

- украшения широкой номенклатуры (серьги, кольца, браслеты, колье, броши, заколки, запонки и др.). К числу особых относится производство изделий бриллиантовой группы и изделий с камнями первой категории (бриллианты, изумруды, сапфиры, рубины, александриты). Внутри этой группы можно выделить предприятия, обрабатывающие золото и серебро (иногда на одном предприятии производят изделия из разных металлов);

- изделия посудной группы (ложки, вилки, ножи, тарелки, блюда, чаши и др.);

- украшения интерьера (мелкая пластика, плакеты, шкатулки, оружие и др.);

- культовые изделия и украшения (дароносицы, потиры, нательные кресты, ладанки, кольца и др.);

- часы;

- драгсодержащую лигатуру (в основном зарубежные предприятия);

- цепевязальные предприятия и производства.

Предложенная классификация несколько отличается от

принятой в товароведении ювелирных изделий, но, на наш взгляд, в большей степени учитывает технологическую специфику производства и особенности отдельных групп потребителей.

4. По форме реализации изделий можно выделить следующие группы предприятий:

- крупнооптовые - все изделия изначально ориентированы под конкретного заказчика, т. е. сбыт изделий гарантирован. Групповой ассортимент в ряде случаев определяет заказчик-инвестор или руководство (например, «Алмаз-холдинг»), которые полностью обеспечивают сбыт продукции;

- среднеоптовые - в ходе выставок и других форм заключаются договоры на поставку изделий партиями оптовым покупателям, которые реализуют продукцию через сети своих магазинов (например, торговые сети «585») или иных торговых точек в различных регионах (эти оптовые покупатели могут являться официальными дилерами продукции конкретного предприятия);

- через собственную торговую сеть фирменных магазинов («Алмаз-холдинг», «Яшма», «Адамас», «Алтын», «Платина», «Костромской ювелирный завод» и др.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- мелкооптовая - изготавливается небольшое количество как готовых изделий, так и полуфабрикатов по заказам крупных фирм, которые реализуются под их брендом; изделия под собственной маркой могут мелкими партиями поставляться напрямую в торговую сеть или по заказам конкретных потребителей;

- малые предприятия, осуществляющие разнообразные виды работ («что подвернётся»), - литьё, монтировка, закрепка, изготовление полуфабрикатов и др., в основном по заказам других предприятий;

- мастера-ювелиры, работающие по индивидуальным заказам, обычно эксклюзивного характера.

Финансовая деятельность

Поскольку сводные финансовые показатели развития отрасли в доступных публикациях не представлены, ограничимся характеристикой отдельных финансовых результатов ювелирной отрасли Костромской области.

По данным Областного управления Федеральной налоговой службы, в 2007 г. ювелирные предприятия региона перечислили в консолидированный бюджет области лишь 435,3 млн руб., или 2% общего объёма налогов. На финансовые показатели и конкурентоспособность российских ювелирных предприятий серьёзное влияние оказывают значительная налоговая нагрузка, а также сложная процедура оформления экспортных операций и возмещения НДС. В табл. 2 представлена сравнительная оценка затрат (кроме производственных) отечественных и зарубежных ювелирных предприятий (на примере Италии).

Особо значимым является то, что российские ювелиры приобретают драгоценные металлы с уплатой НДС в момент покупки. Это, в свою очередь, отвлекает на приобретение металлов значительные оборотные средства, которые возвращаются предприятиям лишь после реализации продукции, т. е. в среднем через полгода, что существенно усложняет их

Таблица 2

Сравнительная оценка основных затрат отечественных и зарубежных ювелирных предприятий

Затраты Предприятия

российские зарубежные (на примере Италии)

Оплата процентов по кредитам, % годовых 15-20 2-3

Покупка золота Цена Лондонской биржи +(1-3) % - маржа Банка России и коммерческого банка. НДС 18%. 100% предоплата Цена Лондонской биржи+ (0,2-0,5) %. НДС не взимается. Отсрочка платежа до отгрузки продукции

Покупка драгоценных камней по импорту Оплата пошлины в размере 20%. Взимается НДС в размере 18% от суммы стоимости контракта и пошлины Пошлина не взимается. НДС не уплачивается

НДС на готовую продукцию, % 18 15

Порядок возмещения НДС при экспорте продукции Необходимо оплачивать НДС с возмещением его в среднем через 6 месяцев НДС либо не уплачивается, либо возвращается в момент пересечения границы

Источник: Радашееич В. Б. Состояние ювелирной индустрии и перспективы роста // Алмазы и золото России. 2007. № 20. С. 12-13.

финансовое положение. Мировой финансовый кризис, частично парализовавший рынки и банковскую систему страны, внёс коррективы и в развитие ювелирной отрасли, что проявилось, прежде всего, в удорожании кредитов и задержке оплаты ранее поставленной по договорам продукции.

Маркетинг и торговля

Эффективная маркетинговая деятельность становится особенно актуальной в условиях предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию, поскольку любой субъект на мировом рынке привлекателен своей оригинальностью. В противном случае мы не только не будем допущены на европейский рынок в желаемых масштабах, но и вообще можем

смело поставить крест на национальной ювелирной промышленности.

В России в соответствии с исторически сложившейся традицией между производителем и клиентом всегда находится своевольный посредник - торговля, в отличие от западноевропейской практики, при которой ведущие производители работают непосредственно с клиентами. Большинство российских ювелирных фирм работают с обезличенным клиентом. Они, безусловно, знают, что купят потребители в разных регионах страны, однако плохо знакомы с мировыми художественными тенденциями и не имеют стратегических программ развития на дальнесрочную перспективу6. Исключение составляет ограниченный круг производителей, успешно формирующих свою концепцию развития применительно к различным группам потребителей («Адамас», «Красцветмет», «Эстет», «Платина», «Алмазы Саха-Якутия» и др.).

Ценообразование конечного продукта определяется, в частности, тенденциями моды, эстетическими представлениями и бытовыми традициями жителей разных регионов, уровнем дизайнерских проработок, наличием бренда и степенью его известности. Предприятия-изготовители ювелирных изделий при этом не могут не учитывать расширившийся диапазон и изменение структуры расходов населения, когда приходится конкурировать за предпочтения потребителей с производителями автомобилей, бытовой техники, парфюмерии, организациями сферы услуг и др.

Значительная часть небольших предприятий не проводит специальных маркетинговых исследований, а формирует ассортимент в соответствии с личными представлениями владельца бизнеса и его сложившимися деловыми контактами. С другой стороны, часть фирм, сформированная как семейный бизнес, не декларируют свою маркетинговую стратегию как увеличение доли изделий на рынке, а направляет усилия на расширение ассортимента и улучшение качества продукции, формирование собственного бренда (ювелирная студия «Арти», «Александрит» и др.). Большинство ювелирных

6 Перфилиева И. Европейские ювелирные дома на российском рынке // Русский ювелир. 2008. № 1. С. 8.

предприятий ориентированы на самый широкий сегмент российского ювелирного рынка - недорогие изделия стоимостью в рознице до 5-6 тыс. руб.7

Особое место в маркетинговой деятельности ювелирных предприятий занимает участие в специализированных выставках-ярмарках, основными из которых являются «Basel Show» (Швейцария), ежегодная Международная выставка «VincenzaORO» (Италия), московские ежегодные выставки в Сокольниках и Гостином дворе, «Junwex» в Санкт-Петербурге и ряд других. Во время их проведения заключаются долгосрочные контракты на поставку ювелирных изделий оптовым покупателям, осуществляется активная розничная продажа. Выставки являются площадками активного обмена мнениями и информацией о современных тенденциях в моде, технологиях и оборудовании.

Как отмечено выше, ведущие ювелирные производители формируют собственные торговые сети, наращивая своё присутствие на региональных рынках и повышая конкурентоспособность изделий путём установления меньшей наценки. Считается, что минимальной наценкой, обеспечивающей рентабельность розничной торговли ювелирными изделиями, является 30% от закупочной стоимости, а средний размер торговой наценки составляет 40-60%. Поскольку здесь действует закономерность «чем дороже ювелирное изделие, тем выше наценка», то изделия с бриллиантами имеют, как правило, наценку 100% и выше.

Объём продаж ювелирных изделий на российском рынке в 2006 г. составил 80 млрд руб., что соответствует 2,2% мирового ювелирного рынка. В российской ювелирной торговле занято свыше 70 тыс. чел.8 Торговля ювелирными изделиями характеризовалась устойчивым ростом практически во всех регионах страны, прежде всего, в крупных городах. Особое место здесь занимает Костромская область: на территории, где проживает около 800 тыс. чел., работает 94 торговых предприятия, в том числе 78 специализированных ювелирных

7 Петрова О. Ювелирная столица России: Обзор ювелирного рынка Костромской области //Навигатор ювелирной торговли. 2008. Д екабрь. С. 15.

8 Кострома - Mon amour //Русский ювелир. 2007. Сентябрь. С. 9.

магазинов. Основная часть торговых точек (43) сосредоточена в Костроме9.

Дальнейшее развитие ювелирной промышленности сдерживается рядом как общих, так и специфических проблем, требующих специального рассмотрения.

9 Петрова О. Ювелирная столица России: Обзор ювелирного рынка Костромской области//Навигатор ювелирной торговли. 2008. Декабрь. С. 15.

Российские учёные об экономических кризисах

Если у купца-посредника «в руках товар останавливается, [он] уподобляется употребителю, ибо он, хотя невольно, но обращение вещи останавливает, и нередко в руках его она, теряя свою доброту, теряет свою и цену». При этом если «покупатель и продавец и все другие, с вещию или товаром обращающиеся, лишены могут быть своего только прибытка, то производитель лишается своего ремесла или художества, когда в нём не настоит нужда, ...так как искусство своё на другой предмет обратить не может, разве в долговременном последствии».

Радищев, исследуя кризисные явления и отмечая их отрицательные последствия, обнаружил и возникающий положительный экономический эффект: возникают новые направления товаропотоков, устанавливаются новые производственные связи, а производители, если могут, осваивают новые ремёсла и художества, предлагая покупателям новые товары.

Радищев А. Н. Письмо о Китайском торге.

Соч. Т.2. С. 8-9.

Подготовила М. А. Рогачевская, Новосибирск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.