ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ И МЕХАНИЗМ ТЕХНОЛОГИИ «ЕДИНОГО ОКНА» В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
А.А. Моторыгина, студент А.Н. Кусков, канд. воен. наук, доцент Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-1-2-29-33
Аннотация. Статья посвящена особенностям реализации и механизма технологии "единого окна" в зарубежных странах. Актуальность темы обусловлена тем, что механизм «единого окна» в последнее время активно внедряется странами по всему миру для упрощения процедур торговли и процесса представления документов при совершении экспортных, импортных и транзитных операций.
В статье мы проанализировали зарубежную практику создания механизмов «единого окна», рассмотрели правовые основы проектирования, разработки и внедрения механизма «единого окна», описание особенностей, характеристик и проблем, возникших при применении «единого окна» в конкретной стране.
Во многих развитых и развивающихся странах активно внедряется механизм «единого окна» с целью сокращения времени совершения таможенных формальностей и упрощения подачи документов при организации международной торговли. «Единое окно» является важным элементом во многих странах мира, позволяя некоторым из них не только достигать поставленных целей, но и повышать свою конкурентоспособность на международном рынке.
Ключевые слова: единое окно, внешняя торговля, международная торговля, таможенное оформление, обмен данными, автоматизированная передача данных.
В связи с глобализацией мировой экономики, ростом международной активности требуется разработка и внедрение усовершенствованных механизмов, направленных на ускорение совершения операций при торговле, как между государствами, так и внутри одного государства, а также на облегчение бюрократических процедур при подаче необходимых документов органам государственной власти.
С конца XX века в различных странах мира активно начинается разработка нормативной базы и постепенное внедрение механизма «единого окна». На официальном сайте СЕФАКТ ООН представлен депозитарий документов, содержание которых включает в себя описание особенностей, характеристик и проблем, возникших при применении «единого окна» в конкретной стране. Анализ зарубежных практик позволяет остальным государствам уже на начальном этапе проектировать внедрение механизма таким образом, чтобы учесть не только выявленные ошибки,
но и при необходимости опираться на уже существующие модели.
Одними из первых имплементацию механизма «единого окна» решили осуществить в Японии, где начали работу в июле 2003 года. По состоянию на сегодняшний день данная система активно применяется. Основой механизма «единого окна» стала существующая на тот момент Автоматизированная система оформления грузов Японии (Nippon Automated Cargo Clearance System, NACCS), которая позволяла осуществлять процедуры посредством использования одного терминала с подключением к соответствующим сервисам государственных органов. Передача данных, в соответствии с требованиями различными нормативно-правовыми актами, должна была осуществляться отдельно по каждой процедуре.
Постепенно, начиная с 2003 года, Правительство Японии в целях упрощения и ускорения совершения операций стало расширять возможности системы NACCS,
связывая ее с другими существующими сервисами (выдача ветеринарных сертификатов, лицензий на импорт и экспорт товаров и др.) и с системой, используемой государственными органами Японии - Port EDI. В итоге была создана Автоматизированная консолидированная система оформления грузов Японии (Nippon Automated Cargo and port Consolidated System).
Система «единого окна» в Японии позволяет осуществлять следующие операции:
1) импортно-экспортные операции при перемещении товаров морским и воздушным транспортом;
2) операции, осуществляемые в морских портах по прибытии груза, операции по погрузке, разгрузке, перегрузке груза.
В обмен данными в рамках действия механизма вовлечены 6 министерств: Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства, Министерство здравоохранения, труда и благополучия населения, Министерство финансов, Министерство экономики, торговли и промышленности, Министерство юстиции и Министерство землеустройства, инфраструктуры, транспорта и туризма.
Системой управляет частный оперативный орган (компания), единственным держателем акций, которого выступает Правительство Японии. Пользователи системы платят за каждую осуществляемую операцию. Сейчас использование «единого окна» осуществляется по выбору участника ВЭД при регистрации в системе.
Механизм «единого окна» в Японии позволяет перенять остальным государствам опыт в части интеграции и слияния административных систем в зависимости от вида транспорта или блока связанных операций при осуществлении международной торговли. Впоследствии, с 2010 года, Япония внедрила в систему реализацию таможенных, миграционных и ветеринарных операций при перемещении товаров воздушным транспортом.
В США первоначальной целью введения подобного механизма стало обнаружение в результате анализа данных, используемых в сфере международной тор-
говли, что свыше 90% собираемой информации являлось избыточным. В 1996 году Группой по разработке перспективной автоматизированной коммерческой среды (далее - «ФАСЕТ») была подготовлена Система данных о международной торговле (далее - «СМДТ»). В соответствии с международными стандартами и рекомендациями, основным в работе «единого окна» является использование одних и тех же данных при осуществлении импортных и экспортных операций, равно как наличие эффективного государственного контроля за обработкой таких данных.
В рамках СМДТ был разработан стандартный набор данных, включающий в себя менее 200 элементов вместо используемых ранее 3 000.
Только после проведения консультаций Бюро по проекту СМДТ подготовило предварительное технико-экономическое обоснование СМДТ с включением концепции совершаемых операций, анализа затрат и результатов, модели данных, мер по автоматизации деловых процедур и других элементов.
Параллельно развитию СМДТ велась разработка системы «Автоматизированная коммерческая среда» (далее - «АКС»), которая, среди прочих элементов, включала в себя и СМДТ. Внедряя АКС, разработчики отметили важность проведения различных обучающих тренингов не только для персонала государственных учреждений, но и для всех участников международной торговли. Вся информация отправляется и подается Таможенной и пограничной службой США.
Для успешного проектирования, разработки и внедрения механизма «единого окна» органы США основывались, в том числе, на 8 руководящих принципах создания «единого окна» в следующей интерпретации:
1. Нацеленность высших государственных органов на внедрение СМДТ, орган, осуществляющий руководство работой -совет директоров.
2. Обширная сеть поддержки торговой деятельности. В Комитет по СМДТ вошли представители государственных органов и представители деловых кругов.
3. Установление четких целей и границ.
4. Удобность и доступность в использовании путем обеспечения возможностей сбора, распространения и использования информации участвующими правительственными учреждениями.
5. Проработка нормативно-правовой базы постепенно, соответственно этапам развития самой системы.
6. Соблюдение международных стандартов и рекомендаций.
7. Принятие и реализация стратегии ре-кламно-пропагандистской деятельности, маркетинга и коммуникации.
8. Проведение работ по выявлению возможных препятствий.
В процессе проработки АКС в США выявили такую особенность как препят-ствование введению изменений ввиду определенных культурных характеристик. С целью уменьшения таких сопротивлений требуется проведение рекламно-пропагандистской деятельности и вовлечение всех участников в процесс на начальных стадиях.
В долгосрочной перспективе планируется, что АКС будет предоставлять государственным органам всю необходимую информацию посредством одного электронного сервиса и покрывать все процессы, начиная с этапа обработки информации и заканчивая уплатой таможенных платежей и посттаможенным аудитом.
Интересно отметить, что в США за пользование механизмом «единого окна» не взимается плата, а финансирование осуществляется за счёт бюджетных ассигнований. К тому же использование системы не является обязательным условием ведения ВЭД.
Наиболее чувствительным на всех этапах проработки системы «единого окна» является вопрос защиты данных. При разработке СМДТ было установлено, что государственные учреждения имеют доступ только к той информации, в отношении которой они обладают полномочиями. В свою очередь, участники ВЭД - к информации, связанной с конкретными осуществляемыми ими операциями. В СМДТ внедрен компонент, позволяющий контролировать такой ограниченный доступ.
В зависимости от структуры и сферы охвата механизма «единого окна» с его помощью может быть обеспечен целый ряд услуг и возможностей. Так, например, «Виртуальная таможенная служба» (далее - «ВТС») Швеции представляет собой «единое окно», которое предусматривает возможность подачи таможенных деклараций и заявок на получение импортных и экспортных лицензий, лицензий на стратегические товары в электронном виде. Шведский механизм «единого окна» поддерживается системой участника ВЭД и автоматически обновляет информацию, которая хранится в системе. В настоящее время на единой веб-странице ВТС предлагается свыше 150 различных электронных услуг.
Также в Швеции разработан механизм «единого окна» при прибытии морским транспортом (Maritime Single Window, MSW). Целью создания такого инструмента стало упрощение таможенных формальностей путем сообщения всей информации электронно при прибытии судна. Система администрируется Шведской морской администрацией.
В Нидерландах, наоборот, «единое окно» создано при перемещении грузов воздушным транспортом путем предоставления грузового манифеста и иных документов через систему ВИППРОГ. В 1994 году в Нидерландах на базе ВИППРОГ был создан центр таможенной очистки грузов (далее - «ЦТОГ»). Деятельность ЦТОГ основана на соглашении между таможенными органами и другими государственными учреждениями (например, иммиграционным управлением, подразделениями Главной инспекции по транспорту и др.) и торговыми предприятиями. В начале 2000-х годов таможенные органы ввели систему под названием «Sagitta binnenbrengen», которая является аналогом предварительного информирования при прибытии грузов в России. Система имеет общенациональный охват, что исключает необходимость использования местной системы ВИП-ПРОГ.
Наиболее интересной является модель «единого окна» в Сингапуре - система TradeNet. Система TradeNet признана од-
ной из стратегических национальных информационных систем, которая привела к повышению конкурентоспособности Сингапура, как центра международной торговли, и послужила предметом двух отдельных исследований в Гарвардской школе бизнеса. По словам Роберта М. Хоу, IBM, «экономия для участников процесса
торговли в результате использования системы TradeNet оценивается приблизительно в 1 млрд. долларов США в год».
В таблице ниже приведена сравнительная характеристика подачи документов посредством ручной подачи и пользования системой TradeNet.
Таблица 1. Сравнительная характеристика подачи документов в Сингапуре
Наименование Ранее (при ручной подаче) С системой TradeNet
Подача документов Обращение к экспедиторам Самостоятельно, не выходя из своего кабинета
Подача документов Только в рабочее время Круглосуточно, без выходных
Количество обращений государственные органы за выдачей / подачей одного документа Требуется не менее 2-х Не требуется
Количество экземпляров документов Множество (до 35 форм) 1 экземпляр, который распечатывается пользователем самостоятельно
Срок рассмотрения заявки От 4 часов до 2 дней В течение 10 минут
Ввоз / вывоз товаров, облагаемых пошлиной Отдельные документы при таможенном оформлении Тот же самый электронный документ переправляется в Таможенную службу для обработки
Ввоз / вывоз товаров, попадающих под запреты и ограничения Подача отдельных документов в различные контролирующие органы Тот же самый электронный документ переправляется в контролирующие органы для обработки
Взимаемый сбор 10-20 дол. США 2, 88 дол. США
Метод сбора пошлины С помощью чеков Автоматическое списание средств с банковского счета
Система TradeNet является успешным примером реализации механизма «единого окна» ввиду способности Правительства Сингапура своевременно выявлять проблемы, разрабатывать решения и активно применять их на практике. При переводе пользователей с подачи документов в бумажном формате на подачу документов в электронном виде необходимо обеспечить наличие процесса, направленного на изменение менталитета пользователей.
Как мы видим, во многих развитых и развивающихся странах активно внедряется механизм «единого окна» с целью сокращения времени совершения таможенных формальностей и упрощения подачи документов при организации международной торговли. «Единое окно» является важным элементом во многих странах мира, позволяя некоторым из них не только достигать поставленных целей, но и повышать свою конкурентоспособность на
международном рынке.
Библиографический список
1. Приложение А. Руководящие принципы создания механизма «единого окна» для повышения эффективности обмена информацией между торговыми компаниями и государственными органами. Дополнение к Рекомендации СЕФАКТ ООН № 33 по созданию «единого окна». Рекомендация ЕЭК ООН № 33 «Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна» для улучшения эффективного обмена информацией между торговыми организациями и государственными органами».
2. Общие принципы. Рекомендация ЕЭК ООН № 18 «Рекомендация по упрощению процедур международной торговли» // СПС «Консультант Плюс».
3. Рекомендация ЕЭК ООН № 25 «Использование стандарта ЭДИФАКТ ООН».
4. Практическое руководство по упрощению процедур торговли. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tfig.unece.org/RUS/index.html.
5. Развитие «единого окна» в Сингапуре // Европейская экономическая комиссия ООН.
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/cefact/slngle_wlndow/.
6. Почему таможню Сингапура считают лучшей в мире? // Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства (Центр поддержки экспорта Омской области): новости. 6 марта 2017. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ved55.ru/ru/news/1948.
7. King, J. and Konsynski, B. Singapore TradeNet: A Tale of One City. Harvard Business School, Case 9-191-009, Cambridge, MA, 1990.
8. Teo, H.H.; Tan, C.Y. and Wei, K.K. Organizational Transformation Using Electronic Data Interchange: The Case of TradeNet in Singapore. Journal of Management Information Systems.
- 1997. - Vol. 13, № 4. - Pp. 139-165.
9. Макрусев В.В., Простова М.С., Семакина А.А. Зарубежный опыт предоставления таможенных услуг в системе «единого окна» (на примере США) // Аллея науки. - 2017. -№16, Том 1. - С. 603-609.
10. Грибова Э.В. Система NACCS, применяемая в таможенных органах Японии // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2016. - №3. - С. 67-69.
11. Бондаренко А.В., Петрова С.О. Подходы к созданию механизма «единого окна» в Европейском союзе // Вопросы инновационной экономики. - 2017. - № 2, Том 7. - С. 151159.
FEATURES OF IMPLEMENTATION AND THE MECHANISM OF «SINGLE WINDOW» TECHNOLOGY IN FOREIGN COUNTRIES
A.A. Motorygina, Student
A.N. Kuskov, Candidate of Military Sciences, Associate Professor Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)
Abstract. The article is devoted to the features of the implementation and mechanism of the "single window " technology in foreign countries. The relevance of the topic is due to the fact that the "single window " mechanism has recently been actively implemented by countries around the world to simplify trade procedures and the process of submitting documents when performing export, import and transit operations.
In the article, we analyzed the foreign practice of creating Single Window mechanisms, considered the legal framework for the design, development and implementation of the Single Window mechanism, a description of the features, characteristics and problems that arose when using the Single Window in a particular country.
Many developed and developing countries are actively implementing the "single window" mechanism in order to reduce the time of customs formalities and simplify the filing of documents in the organization of international trade. The Single Window is an important element in many countries of the world, allowing some of them not only to achieve their goals, but also to increase their competitiveness in the international market.
Keywords: single window, foreign trade, international trade, customs clearance, data exchange, automated data transfer.