Научная статья на тему 'Информационная система «Одно окно» как инструмент развития экспорта'

Информационная система «Одно окно» как инструмент развития экспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1259
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
одно окно / единое окно / поддержка экспорта / цифровая платформа / Российский экспортный центр / РЭЦ / сервисы / single window / export support / digital platform / Russian Export Center / REC / services

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ревенко Лилия Сергеевна, Ревенко Николай Сергеевич

В статье рассматриваются модели и принципы создания информационной системы «Одно окно», являющейся одной из мер поддержки экспорта. Она представляет собой цифровую платформу для обмена информацией между участниками внешнеэкономической деятельности и государственными органами, позволяя перевести в цифровой формат многие внешнеторговые операции, упростить процедуры, ускорить принятие решений и прохождение отдельных стадий экспорта продукции. Система «Одно окно» на базе цифровой платформы РЭЦ создана в соответствии с принципами, заложенными в рекомендациях Европейской экономической комиссии ООН. В настоящий момент планируется предоставление 24 сервисов и 28 услуг. Их набор нацелен на удовлетворение потребностей российских экспортеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ревенко Лилия Сергеевна, Ревенко Николай Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Single Window Information System аs an Export Development Tool

The article discusses the models and principles of creating the single window information system, which is one of the export support measures. It is a digital platform for the information exchange between exporters/importers and government agencies, and its use allows you to digitize many operations, simplify foreign trade procedures, speed up decision-making and perform certain operations related to the export of goods. The Single Window system was created on the basis of the REC digital platform in accordance with the principles laid down in the recommendations of the United Nations Economic Commission for Europe. For the time being it is planned to provide 24 services and 28 services. Their set is aimed at meeting the needs of Russian exporters.

Текст научной работы на тему «Информационная система «Одно окно» как инструмент развития экспорта»

Информационная система «Одно окно» как инструмент развития экспорта

Лилия Сергеевна РЕВЕНКО,

доктор экономических наук, профессор, МГИМО (У) МИД России (119454, Москва, проспект Вернадского 76), кафедра МЭО и ВЭС, профессор, Email: l.revenko@inno.mgimo.ru;

УДК 339.564 ББК 65.428 Р32

DOI: 10.24411/2072-8042-2021-7-74-86

Николай Сергеевич РЕВЕНКО,

кандидат политических наук, Финансовый

университет при Правительстве РФ

(125993 Москва, Ленинградский проспект, дом 49),

Институт исследований международных

экономических отношений -

ведущий научный сотрудник,

Email: reni100@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются модели и принципы создания информационной системы «Одно окно», являющейся одной из мер поддержки экспорта. Она представляет собой цифровую платформу для обмена информацией между участниками внешнеэкономической деятельности и государственными органами, позволяя перевести в цифровой формат многие внешнеторговые операции, упростить процедуры, ускорить принятие решений и прохождение отдельных стадий экспорта продукции. Система «Одно окно» на базе цифровой платформы РЭЦ создана в соответствии с принципами, заложенными в рекомендациях Европейской экономической комиссии ООН. В настоящий момент планируется предоставление 24 сервисов и 28 услуг. Их набор нацелен на удовлетворение потребностей российских экспортеров.

Ключевые слова: одно окно, единое окно, поддержка экспорта, цифровая платформа, Российский экспортный центр, РЭЦ, сервисы.

Single Window Information System аs an Export Development Tool

Lilia Sergeyevna REVENKO,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Moscow State Institute of International Relations (University) of the MFA of Russia (76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454 Russia) - Professor of the Nikolay Liventsev Department of International Economic Relations and Foreign Economic Affairs, E-mail: l.revenko@inno.mgimo.ru; Nikolay Sergeyevich REVENKO,

Candidate of Political Sciences, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradskiy prospekt, Moscow, 125993 Russia) - Lead Researcher of the Institute for Research of International Economic Relations, E-mail: reni100@yandex.ru

& 74

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2021

Abstract

The article discusses the models and principles of creating the single window information system, which is one of the export support measures. It is a digital platform for the information exchange between exporters/importers and government agencies, and its use allows you to digitize many operations, simplify foreign trade procedures, speed up decision-making and perform certain operations related to the export of goods. The Single Window system was created on the basis of the REC digital platform in accordance with the principles laid down in the recommendations of the United Nations Economic Commission for Europe. For the time being it is planned to provide 24 services and 28 services. Their set is aimed at meeting the needs of Russian exporters.

Keywords: single window, export support, digital platform, Russian Export Center, REC, services.

Во многих странах мира принимаются меры, направленные на продвижение национального экспорта и повышение его эффективности, сокращение временных и финансовых затрат, в том числе путем цифровизации различных этапов осуществления сделки. Компании, участвующие во внешнеторговой деятельности, постоянно сталкиваются с необходимостью готовить и представлять государственным органам большое количество документов, а также разного рода информацию, необходимые для осуществления экспортных, импортных и транзитных операций. Поскольку многие государственные учреждения имеют свои образцы документов, системы хранения и обработки информации, соблюдение предъявляемых ими требований создает значительное сложности как для участников внешней торговли, так и для госорганов.

Одной из мер поддержки экспорта является создание информационной системы «Одно окно» (ОО), позволяющей перевести в цифровой формат многие операции, упростить процедуры, ускорить принятие решений и прохождение отдельных стадий экспорта продукции.

ОО представляет собой цифровую платформу для обмена информацией между участниками хозяйственной деятельности и государственными органами, а также между самими государственными органами. Применительно к внешней торговле она позволяет сторонам, участвующим во внешней торговле, обеспечить связь между ее участниками и соответствующими учреждениями. Экспортеры и импортеры имеют возможность с использование единого пропускного канала представлять информацию, связанную с внешнеторговыми операциями, получать лицензии, согласования, сертификаты, осуществлять таможенную очистку и другие действия.

Основные выгоды использования «одного окна» для участников внешнеторговой деятельности заключаются в предоставлении информации один раз, предсказуемости применения правил, сокращении сроков принятия решений и таможенной очистки, снижении расходов, повышении конкурентоспособности предлагаемых ими товаров и услуг. Для государственных органов облегчается процесс обработки

7 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

75 Q

поступающей информации и таможенного контроля, упрощаются административные процедуры, а также контроль за соблюдением участниками внешней торговли законодательства и установленных правил, обеспечивается (а порой увеличивается) собираемость таможенных пошлин и сборов, сокращаются расходы государственного бюджета на предоставление госуслуг, повышается добросовестность поведения участников внешней торговли, облегчается сбор статистической информации. Сокращение количества физических контактов между представителями бизнеса и сотрудниками госучреждений благотворно воздействует на снижение уровня коррупции.

Общепринятого определения термина «Одно окно»1 не существует, но большинство государственных органов и исследователей исходят из формулировки, содержащейся в Рекомендации Европейской экономической комиссии (ЕЭК) № 33 от 2004 г., разработанной Центром ООН по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ), согласно которой концепция «Одно окно» - это «механизм, который позволяет сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях, представлять стандартизованную информацию и документы с использование медийного пропускного канала в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита». Причем отдельные элементы информации должны представляться только один раз2.

В этом документе дана характеристика различным моделям «одного окна», а в Рекомендации № 35 2010 г. рассмотрены отдельные аспекты правовой основы функционирования национальных и региональных систем ОО. Эта основа включает в себя такие аспекты, как идентификация и авторизация, защита информации, полномочия на проведение госучреждениями обмена данными, права интеллектуальной собственности, нормативные положения по вопросам разрешения споров и арбитража3.

Вопрос ОО рассматривается также в ряде других международных документов. Так, статьей 10.4 Соглашения Всемирной торговой организации об упрощении процедур торговли, текст которого был принят на 9-й Министерской конференции ВТО на о. Бали в декабре 2013 года, предусматривается создание и сохранение странами-членами системы «одного окна», позволяющее участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предоставлять данные и документацию, необходимые для перемещения товаров через единый пункт пропуска. При этом подчеркивается, что, если эти данные и документация ранее были поданы через систему одного окна, они не должны запрашиваться участвующими органами за исключением чрезвычайных обстоятельств4.

В рекомендациях Международной торговой палаты для таможенных органов 2012 года также содержится призыв к странам создавать национальные системы «одного окна», а Всемирная таможенная организация разработала двухтомный компедиум по его созданию5.

^ 76

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2021

Эксперты СЕФАКТ ЕЭК, изучившие опыт создания систем «Одно окно» в разных странах, выделили 3 основные модели таких информационных платформ:

1. Единый орган (вся информация направляется в единый орган, а тот рассылает ее в госструктуры и осуществляет координацию их действий);

2. Единая автоматизированная интегрированная система (сбор, хранение, использование и распространение информации осуществляется в рамках единой системы), подразделяющаяся на интегрированную, где система обрабатывает данные, и интерфейсную или децентрализованную, с использованием которой данные направляются для обработки госоргану.

3. Автоматизированная информационно-операционная система (через систему участники внешнеэкономической деятельности направляют в госорганы документы в электронном виде для обработки, а те передают подтверждения на компьютер экспортера или импортера)6.

Создание ОО - трудоемкий процесс, реализация которого невозможна без командной работы. В ходе его необходимо, во-первых, разработать нормативную базу или внести изменения в действующие законы и нормативно-правовые акты, во-вторых - определить технологии, которые будут использованы для представления и обработки информации, в-третьих - выбрать схему построения системы и взаимодействия между участниками, в-четвертых - подготовить специалистов для обслуживания платформы (см. рисунок 1).

Нормативная база

Технологи и

Службы «одного окна»

Сяема построения системы и взаимодействия между

участникам^

Специалисты для обслуживания «одного окна»

Рис. 1. Процесс создания «одного окна» Fig.1. The single window development process Источник: составлено авторами

7 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

Основными условиями, необходимыми для успешного создания и работы ОО, являются наличие политической воли и государственной поддержки, выбор сильного и компетентного головного учреждения, постановка цели, обеспечение доступности, создание условий для удобного использования, наличие заинтересованности со стороны частного сектора, формирование соответствующего правового поля, использование международных стандартов, выявление и устранение возможных препятствий, определение финансовой схемы.

Принципиально важный момент создания ОО - выбор головной организации, которая будет им руководить и затем обеспечит функционирование. Государственная организация, имеющая опыт разработки стратегии, располагающая квалифицированным персоналом и достаточными финансовыми средствами, имеет в этом качестве неоспоримое преимущество перед частной компанией, поскольку у нее значительно больше правовых и правоприменительных полномочий. В случае выбора на эту роль частной организации требуется обеспечить ей поддержку со стороны государственного ведомства, отвечающего за продвижение национального экспорта.

Работа по созданию систем «Одно окно» ведется во многих государствах, а в ряде стран они уже успешно функционируют. Среди них следует отметить Сингапур, США, Республику Корея, Японию и специальный административный район Китая Гонконг.

Первое поколение ОО TradeNet в Сингапуре было внедрено в 1989 г., второе - в 2007 г. Система позволяет обрабатывать практически полный спектр документов, необходимых для прохождения таможенных процедур, связанных с внешней торговлей. Благодаря одной точке входа для подачи единой декларации в несколько регулирующих органов TradeNet сокращает затраты и время на подготовку, подачу и обработку торговых документов7. Однако обработка информации, связанной с транспортировкой грузов морем и по воздуху, осуществляется двумя другими платформами, из-за чего возникают сложности с повторным использованием представленных данных.

В 2017 г. на основе TradeNet и еще двух систем - TradeXchange (услуги в формате B2B: страхование морских грузов, подготовка разрешений на торговлю, финансирование торговли) и eCustoms (таможенная очистка, пост-таможенные операции) начались работы по созданию универсальной торговой и логистической платформы нового поколения NTP (The Networked Trade Platform), через которую компании получают возможность взаимодействовать по всей цепочке создания стоимости как в Сингапуре, так и за рубежом. Так, участники торговли получают возможность осуществлять бронирование грузовых перевозок, финансирование поставок, страхование грузов, таможенное декларирование, сверку взаимных рас-четов8.

^ 78

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2021

В США ОО ITDS (International Trade Data System) создано в 1996 г., а его концепция поддержана Законом о безопасности и подотчетности для каждого порта 2006 года (Закон о безопасных портах), в соответствии с которым федеральные агентства, участвующие в выдаче разрешений и лицензий на осуществление международных внешнеторговых сделок, обязаны взаимодействовать в рамках ОО. Параллельно с ней действует система связи и обработки данных ACS (Automated Commercial System), оператором которой является Погранично-таможенная служба США, позволяющая в электронном виде получать информацию о статусе товара, заполнять таможенные документы, осуществлять таможенные платежи и другие операции.

В 2014 г. ACS была интегрирована в новую систему ACE (Automated Commercial Environment), получившую название ITDS/ACE, через которую госорганам предоставляются все сведения о внешнеторговых операциях, осуществляется таможенное декларирование, уплачиваются пошлины, налоги и сборы. Кроме того, с ее помощью осуществляется контроль за наличием разрешений и лицензий на экспорт и импорт товаров. В то же время не предполагается через ITDS/ACE осуществлять выдачу лицензий и разрешений9.

Первое ОО Республики Корея, посредством которого экспортеры получили возможность проводить ряд операций, начало функционировать в 1994 г., а в 20032007 годах была создана новая система uTradeHub, которая представляет собой более сложное и комплексное ОО, связанное с UniPass - автоматизированной системой таможенного оформления. Оно позволяет участникам внешней торговли через единый системный интерфейс взаимодействовать с государственными организациями, таможенными службами, банками, транспортными, логистическими и страховыми компаниями, таможенными брокерами, в том числе однократно подавать электронные документы и производить электронные платежи через Интернет. В 2017 г. был расширен круг компаний и организаций, имеющих к ней доступ, добавлены функции, позволяющие использовать ее для трансграничной электронной торговли.

Фактически современная система ОО Республики Корея является одной из наиболее продвинутых, предоставляя участникам ВЭД широкий спектр услуг10.

Японское ОО, созданное в 2003 г. на базе работающего с 1977 г. NACCS (Nippon Automated Cargo and Port Consolidated System), - это система для онлайн-обработ-ки документов и осуществления процедур, выполняемых таможенными и другими государственными учреждениями и сотрудничающими с ними службами частного сектора, связанных с прибытием-отправлением самолетов и морских судов или экспортом-импортом грузов. В 2008-2010 гг. в NACCS были интегрированы системы обработки грузовых авиаперевозок Air-NACCS и морских грузов Sea-NACCS,

7 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

79 Q

а также Port EDI System, JETRA и другие, обслуживаемые несколькими министерствами11. С момента запуска было проведено 6 обновлений системы (последнее в 2017 г.). По оценке экспертов ЭСКАТО, с помощью NACCS обрабатываются примерно 98% таможенных деклараций на экспорт и импорт товаров12.

В Гонконге создание ОО TSW (Trade Single Window), призванного заменить ранее действовавшую GETS (Government Electronic Trading Services), осуществляется в 3 этапа. На первом этапе, о начале которого было объявлено в декабре 2018 г., торговые компании имеют возможность на добровольной основе подавать через единую электронную платформу документов, связанные с экспортом, импортом и транзитом 14 товаров (в основном входящих в контрольные списки). На втором этапе начиная с 2023 г. список типов торговых документов расширится еще на 28 товаров, а на 3-м этапе посредством TSW можно будет подавать таможенные декларации, представлять информацию о планируемой поставке и отправке всех грузов13.

Важно отметить, что каждое государств создает платформу «Одно окно» для решения своих собственных задач, и по этой причине сравнительный анализ существующих систем нецелесообразен. Задачи, жизненно важные в одной стране, неприменимы к другой. Например, если для Сингапура, являющегося крупным финансовым центром, важно обеспечить цифровизацию финансовых операций, то у других стран совершенно иные приоритеты. Именно по этой причине в системе «Одно окно» каждой страны свой набор сервисов в зависимости от того, какие из них востребованы экспортерами. В этой связи ключевым элементом является не набор сервисов, а принципы функционирования окна, главный из которых - возможность взаимодействовать с госорганами без бумажного документооборота в дистанционном формате.

Создание российской информационной системы (ИС) «Одно окно» на базе цифровой платформы АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) предусмотрено федеральным проектом «Системные меры развития международной кооперации и экспорта», подготовленным в исполнение Майского указа Президента 2018 г.; общенациональным планом действий по обеспечению роста экономики и ее структурных изменений14 и рядом других документов. Предпосылкой для создания платформы стали проектные мастерские, организованные РЭЦ в 2018 г., в рамках которых были определены основные проблемы и барьеры, мешающие экспорту.

Для выполнения поставленной задачи на базе цифровой платформы РЭЦ были разработаны прототипы системы, а в 2019 г. подготовлено техзадание к платформе и начата разработка нормативной базы проекта. Для обеспечения взаимодействия платформы с владельцами государственных сервисов платформа была подключена к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), обеспечивающей обмен данными между госучреждениями, и к Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). В конце 2019 г. была запущена техническая

^ 80

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2021

платформа, а в ноябре 2020 г. состоялась церемония открытия информационной системы «Одно окно».

Концептуально задумано, что она должна обеспечить потребности экспортеров всех уровней - потенциальных, начинающих и продвинутых, предоставить им доступ к наиболее востребованным услугам на протяжении всего жизненного цикла экспорта и сделать процесс его осуществления прозрачным. Для потенциальных экспортеров предусмотрены школа экспорта и экспортный акселератор, для начинающих - сервисы Единой поддержки экспорта, для продвинутых - финансовые сервисы. Экспортеры всех уровней посредством ОО могут получить доступ к аналитическим и консультативным сервисам, государственным услугам, международным площадкам электронной торговли, услугам институтов развития, комплексному оформлению экспортной поставки.

Первыми были запущены сервисы, имеющие важное значение для продвижения экспорта: таможенное декларирование, подтверждение нулевой ставки НДС, содействие в поиске потенциального покупателя российской продукции и российского экспортера для зарубежного клиента, а также «Навигатор экспортера» - блок аналитических сервисов, предоставляющий компаниям доступ к информации о потенциальных покупателях и перспективных рынках по коду товарной номенклатуры ВЭД или по названию товара. Весьма востребованными экспортерами являются также оказание поддержки в транспортировке товаров, субсидирование выставочной деятельности и помощь в поиске экспортной ниши и рынков сбыта своей продукции15.

Всего в рамках российской ИС «Одно окно» планируется предоставление 24 сервисов, из которых восемь являются государственными сервисами, пять - государственной поддержкой, шесть - аналитической поддержкой и восемь - бизнес-сервисами16.

Нормативной базой функционирования системы стал Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 446-ФЗ17, которым внесены изменения в ряд статей Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и в Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2020 г. № 1776-р утвержден перечень 24 услуг, которые могут оказываться с использованием ИС «Одно окно»18. 16 ноября 2020 г. он был расширен еще 4-мя услугами. Определено, что внедрение услуг осуществляется в 5 этапов со следующими сроками: 20 ноября 2020 г., 1 июня 2021 г., 31 августа 2021 г., 31 декабря 2021 г. и 15 декабря 2022 г.

На первом этапе, то есть при запуске системы «Одно окно», РЭЦ поручено обеспечить доступ декларанту из своего личного кабинета в ней к автоматизированной подсистеме «Личный кабинет» на информационных ресурсах ФТС России,

7 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

81 ^

что позволяет проводить таможенное оформление товаров, а также выдавать сертификаты свободной продажи, подтверждающие, что планируемая к поставке за рубеж продукция соответствует законодательству нашей страны и может свободно обращаться на ее территории.

Кроме того, Федеральная налоговая служба с использованием системы стала осуществлять проверку обоснованности применения налоговой ставки ноль процентов по НДС в отношении экспортированных товаров, предварительную проверку правильности заполнения налоговой декларации, сверять подтверждающие документы с таможенными базами данных. Экспортеры, в свою очередь, получили возможность по телекоммуникационным каналам связи подавать документы в налоговый орган, включая заявление о возврате суммы налога.

РЭЦ было поручено до 1 июня 2021 г. начать оказание содействия деятельности малых и средних предприятий (МСП) на электронных торговых площадках, МВД России не позднее 31 декабря 2021 г. организовать выдачу разрешений на право ввоза и вывоза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а Минпромторгу России и РЭЦ к 15 декабря 2022 г. начать предоставлять из госбюджета субсидии для компенсации части затрат, связанных с сертификацией и омологацией продукции на зарубежных рынках. Для предоставления остальных услуг установлен срок 31 августа 2021 г.

Постепенно будет расширяться доступ к другим услугам, в том числе к государственным сервисам. Другое направление - расширение взаимодействия с 82 центрами поддержки экспорта, функционирующими в 82 субъектах Российской Федерации, а также представительствами РЭЦ и торговыми представительствами России за рубежом. Наконец, будет расширяться содействие экспортерам в поиске партнеров, продвижении их продукции на зарубежных рынках, аналитическом обеспечении сделок.

Следует отметить, что в отличие от Единого портала государственных и муниципальных услуг, где документы, которые ранее подавалась в бумажном виде, могут быть загружены в виде сканов, создание сервисов на платформе «Одно окно» предусматривает изменение процессов. То есть система не только оцифровывает процесс, но и переделывает его, используя все доступные ресурсы.

Кроме того, ИС «Одно окно» в корне отличается от создаваемой в рамках ЕАЭС системы «Единое окно». Принципиальное отличие состоит в том, что ОО нацелено на упрощение взаимодействия между экспортерами и государством, а задача «Единого окна» ЕАЭС - обеспечить взаимодействие между госорганами стран-членов, например, между их таможенными службами.

Таким образом, российская ИС «Одно окно» создана в соответствии с принципами, заложенными в рекомендациях Европейской экономической комиссии, а набор ее сервисов нацелен на удовлетворение потребностей российских экспорте-

^ 82

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2021

ров. С запуском системы участники ВЭД получили доступ к системе поддержки экспорта и услугам органов государственной власти и РЭЦ из одной точки. Кроме того, за счет использований цифровых технологий организовываются сквозные процессы взаимодействия в рамках единой системы содействия экспорту, сокращаются время предоставления услуг, количество документов на бумажных носителях и издержки экспортеров; сводятся к минимуму личные контакты участников ВЭД с органами государственной власти, включая контрольные органы; гарантируются подача в любое время заявок на получение их услуг и доступ к аналитической информации, подготовленной на основе больших данных; обеспечиваются однократный ввод данных и подача документов и их многократное повторное использование при получении услуг. Участники ВЭД также получают такие бизнес-сервисы, как электронная торговля, логистика и подбор партнеров.

Работа по совершенствованию системы «Одно окно» продолжается. Со временем в нее наверняка будут добавлены новые сервисы, облегчающие работу экспортеров. Как представляется, для выявления проблем, узких мест и новых сервисов, в получении которых могли бы быть заинтересованы российские экспортеры, в 2022 г. можно было бы провести анализ двухлетнего опыта ее функционирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Английский термин - Single Window переводится как «одно окно» и «единое окно». В текстах международных документов на русском языке обычно используется термин «единое окно».

2 Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна» для улучшение эффективного обмена информацией между торговыми организациями и государственными органами. Рекомендация № 33. - Нью-Йорк и Женева: Европейская экономическая комиссия ООН, 2005. - С. 9. URL: https://unece.org/fileadmin/DAM/cefact/ recommendations/rec33/rec33_trd352r.pdf.

3 Выработка правовой основы системы «единого окна» в международной торговле. Рекомендация № 35. - Женева: Европейская экономическая комиссия ООН, 2010. - 18 с. URL: https://unece.org/fileadmin/DAM/cefact/recommendations/rec35/Rec35_ECE_ TRADE_401_EstablishingLegalFrameworkforSingleWindow_R.pdf.

4 Соглашение об упрощении процедур торговли. URL: http://docs.cntd.ru/docu-ment/542600777.

5 Компендиум ВТамО по системе «единого окна». URL: http://tfig.unece.org/RUS/ contents/wco-single-window-compendium.htm.

Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна» для улучшение эффективного обмена информацией между торговыми организациями и государственными органами. Рекомендация № 33. - Нью-Йорк и Женева: Европейская экономическая комиссия ООН, 2005. - С. 10-11. URL: https://unece.org/fileadmin/DAM/cefact/ recommendations/rec33/rec33_trd352r.pdf.

7 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

83 Q

7 National Single Window: Overview. URL: https://www.customs.gov.sg/businesses/na-tional-single-window/overview.

Networked Trade Platform. URL: https://www.tech.gov.sg/products-and-services/net-worked-trade-platform/.

Single Window. United States of America. URL: https://unece.org/fileadmin/DAM/ce-fact/single_window/sw_cases/Download/USA.pdf.

10 Case of Korea s National Paperless Trade Platform uTradehub. URL: https://docplayer. net/10220315-Case-of-korea-s-national-paperless-trade-platform-utradehub.html.

11 About NACCS. URL: https://www.naccs.jp/e/aboutnaccs/aboutnaccs.html.

12 Sung Heun Ha, Koh J. Single Window for Trade Facilitation: Regional Best Practices and Future Development. Economic and Social Commission for Asia and the Pacific, 2018. - P. 25. URL: https://www.unescap.org/sites/default/files/Regional%20Best%20Practices%20of%20 Single%20Windows_updated.pdf.

13 About Trade Single Window. URL: https://www2.tradesinglewindow.hk/portal/en/ about_tsw/index.html.

14 Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике. Одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 23 сентября 2020 г., протокол N 36, раздел VII, № П13-60855 от 2 октября 2020 г. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/74678576/.

15 Сойко В. РЭЦ запускает информационную систему для экспортеров «Одно окно». URL: https://tass.ru/ekonomika/10107547.

16 Государственные сервисы: таможенное декларирование, валютный контроль, подтверждение ноль процентов ставки НДС, получение сертификатов о происхождении товара и свободной продажи, идентификация товаров двойного применения, ветеринарный сертификат, получение лицензий ФСТЭК; государственная поддержка: господдержка на транспортировку, выставочная господдержка, навигатор по мерам господдержки, продвижение продукции АПК, сертификация промышленной продукции; аналитическая поддержка: навигатор экспортера и экспортные барьеры, экспортные ниши, проактивные предложения, товарно-страновая аналитика, база потенциальных покупателей, отчеты об объемах и направлениях внешней торговли; бизнес-сервисы: поиск иностранного покупателя, поиск российского поставщика, консультации по электронной торговле, отправка образцов импортеру, подбор выставок и бизнес-миссий, определение способов и маршрутов доставки, организация онлайн переговоров, обеспечение финансовой поддержки. Источник: Мировая цифровая платформа «Мой экспорт» - одно окно в любую страну. URL: https://conference.tass.ru/materials/998.

17 Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 446-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&last-Doc=1&nd=102948530.

18 Перечень государственных и иных услуг (функций), административных и иных процедур в сфере внешнеэкономической деятельности, предоставление (исполнение) которых может осуществляться в электронной форме по принципу «одного окна» с исполь-

^ 84

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2021

зованием информационной системы «Одно окно», созданной акционерным обществом «Российский экспортный центр». Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2020 года № 1776-р. URL: http://static.government.ru/media/files/ lU7oy2WdLxJyvPkPXpRFxACJljHNPdpC.pdf.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Выработка правовой основы системы «единого окна» в международной торговле. Рекомендация № 35. - Женева: Европейская экономическая комиссия ООН, 2010. - 18 с. (Vyrabotka pravovoi osnovy sistemy «edinogo okna» v mezhdunarodnoi torgovle. Rekomen-datsiia № 35. - Zheneva: Evropeiskaia ekonomicheskaia komissiia OON, 2010. - 18 s.). URL: https://unece.org/fileadmin/DAM/cefact/recommendations/rec35/Rec35_ECE_TRADE_401_ EstablishingLegalFrameworkforSingleWindow_R.pdf.

Компендиум ВТамО по системе «единого окна» (Kompendium VTamO po sisteme «edinogo okna»). URL: http://tfig.unece.org/RUS/contents/wco-single-window-compendium.htm.

Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике. Одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 23 сентября 2020 г., протокол N 36, раздел VII, № П13-60855 от 2 октября 2020 г. (Obshchenatsional'nyi plan deistvii, obespechivaiushchikh vosstanovlenie zaniatosti i dokhodov naseleniia, rost ekonomiki i dolgosrochnye strukturnye izmeneniia v ekonomike. Odobren na zasedanii Pravitel'stva Rossiis-koi Federatsii 23 sentiabria 2020 g., protokol N 36, razdel VII, № P13-60855 ot 2 oktiabria 2020 g.).URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74678576/.

Перечень государственных и иных услуг (функций), административных и иных процедур в сфере внешнеэкономической деятельности, предоставление (исполнение) которых может осуществляться в электронной форме по принципу «одного окна» с использованием информационной системы «Одно окно», созданной акционерным обществом «Российский экспортный центр». Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2020 года № 1776-р. (Perechen' gosudarstvennykh i inykh uslug (funktsii), administra-tivnykh i inykh protsedur v sfere vneshneekonomicheskoi deiatel'nosti, predostavlenie (ispol-nenie) kotorykh mozhet osushchestvliat'sia v elektronnoi forme po printsipu «odnogo okna» s ispol'zovaniem informatsionnoi sistemy «Odno okno», sozdannoi aktsionernym obshchestvom «Rossiiskii eksportnyi tsentr». Utverzhden rasporiazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 8 iiulia 2020 goda № 1776-r.). URL: http://static.government.ru/media/files/lU7oy2WdLxJyvP-kPXpRFxACJljHNPdpC.pdf.

Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна» для улучшение эффективного обмена информацией между торговыми организациями и государственными органами. Рекомендация № 33. - Нью-Йорк и Женева: Европейская экономическая комиссия ООН, 2005. - 42 с. (Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна» для улучшение эффективного обмена информацией между торговыми организациями и государственными органами. Рекомендация № 33. - Нью-Йорк и Женева: Европейская экономическая комиссия ООН, 2005. - 42 с.). URL: https:// unece.org/fileadmin/DAM/cefact/recommendations/rec33/rec33_trd352r.pdf.

Соглашение об упрощении процедур торговли (Soglashenie ob uproshchenii protsedur torgovli). URL: http://docs.cntd.ru/document/542600777.

7 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

85 Q

Сойко В. РЭЦ запускает информационную систему для экспортеров «Одно окно» (Soi-ko V. RETs zapuskaet informatsionnuiu sistemu dlia eksporterov «Odno okno»). URL: https:// tass.ru/ekonomika/10107547.

Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 446-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности» (Federal'nyi zakon ot 22 dekabria 2020 g. № 446-FZ «O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii po voprosam sozdaniia i obespecheniia funktsionirovaniia informatsionnoi sistemy «Odno okno» v sfere vneshnetorgovoi deiatel'no-sti»). URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102948530.

About NACCS. URL: https://www.naccs.jp/e/aboutnaccs/aboutnaccs.html.

About Trade Single Window. URL: https://www2.tradesinglewindow.hk/portal/en/about_ tsw/index.html.

Case of Korea s National Paperless Trade Platform uTradehub. URL: https://docplayer. net/10220315-Case-of-korea-s-national-paperless-trade-platform-utradehub.html.

National Single Window: Overview. URL: https://www.customs.gov.sg/businesses/nation-al-single-window/overview.

Networked Trade Platform. URL: https://www.tech.gov.sg/products-and-services/net-worked-trade-platform/.

Single Window. United States of America. URL: https://unece.org/fileadmin/DAM/cefact/ single_window/sw_cases/Download/USA.pdf.

Sung Heun Ha, Koh J. Single Window for Trade Facilitation: Regional Best Practices and Future Development. Economic and Social Commission for Asia and the Pacific, 2018. - 69 p. URL: https://www.unescap.org/sites/default/files/Regional%20Best%20Practices%20of%20 Single%20Windows_updated.pdf.

^ 86

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.