2 л
н и о
X
л
<
W
н t*
W <
S
0 X X
W
S
¡s
W
S
1
W <
со
с
^
S t* S
я
S I
2s
о
УДК 338.242.2
анализ зарубежного опыта в сфере управления взаимодействием декларантов и таможенных органов
Куроптев Никита Борисович
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, декан факультета таможенного дела, к.э.н., e-mail: knb@spbrta.ru
В статье рассмотрен зарубежный опыт организации взаимодействия таможенных органов и декларантов с использованием механизма «Единого окна» на примере Сингапура и Германии
Ключевые слова: управление; логистика; таможенные органы; перемещение товаров; «TradeNet»
ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE OF MANAGING THE INTERACTION OF THE FILERS AND CUSTOMS AUTHORITIES
Kuroptev Nikita B.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of the Faculty of Customs, PhD, e-mail: knb@spbrta.ru
The article describes the foreign experience of organizing the interaction of customs services and declarants using the Single Window mechanism from the example of Singapore and Germany
Keywords: management; logistics; customs services; movement of goods; "TradeNet"
Для цитирования: Куроптев Н.Б. Анализ зарубежного опыта в сфере управления взаимодействием декларантов и таможенных органов // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 2 (70). С. 22-24.
Перемещение товаров через таможенные границы сопровождается оформлением значительного числа необходимых документов. Их неправильное и (или) недостоверное оформление, а также несвоевременное предоставление различных многочисленных сведений влекут за собой временные, а следовательно, и материальные издержки. Важным направлением развития международной торговли является совершенствование взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
В настоящее время в Российской Федерации электронное взаимодействие в сфере таможенного дела включает в себя, помимо развитого функционала электронного декларирования и предварительного информирования, также и межведомственный обмен сведениями, а в перспективе - еще и возможность обжалования решений таможенного органа в электронной форме [1].
При дальнейшей разработке мероприятий по повышению эффективности взаимодействия таможенных органов (ТО) и участников ВЭД в современных условиях нельзя обойтись без анализа и оценки положительного опыта зарубежных стран в данном направлении.
«Единое окно» повсеместно признается как достаточно эффективный инструмент по упрощению процедур трансграничной торговли, однако при внедрении этой системы в жизнь правительства и таможенные службы различных стран сталкиваются со множеством трудностей и препятствий.
Развитие механизма «единого окна» на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) является одним из современных приоритетных направлений сотрудничества, в связи с чем актуальным становится изучение применения данного механизма в зарубежных странах.
Первым в мире концепцию «единого окна» внедрил Сингапур. В 1989 г. правительство Сингапура сделало подачу деклараций на товары в электронном виде обязательной через систему «Тгас1еМеЪ>.
В начале своего существования система «ТгаёеЫеЪ» объединяла несколько правительственных учреждений, а сегодня она дает возможность участникам ВЭД подавать документы на рассмотрение во все необходимые инстанции в электронном виде через единое электронное окно.
В настоящее время система «ТгаёеЫеЪ» за год обрабатывает примерно девять миллионов заявок на получение разрешений на торговлю, и 90 % заявителей получают ответы с разрешением или отказом в выдаче документа с разъяснением причин в течение 10 минут. Кроме того, система «ТгаёеЫеЪ» выдает около 70 000 свидетельств о происхождении товаров в год.
Система автоматизированной таможенной службы Сингапура использует централизованную модель обработки, состоящую из системы переднего конца и серверных систем.
Принцип подачи декларации заключается в том, что с помощью клиентского программного обеспечения (ПО), утвержденного Таможенной службой Сингапура или распространяемого Правительством веб-приложения, участник ВЭД отправляет декларацию на товары (ДТ), данные из которой автоматически обрабатываются в различных инстанциях.
Особенностью функционирования системы обработки разрешений в «ТгаёеЫеЪ» является возможность проводить интеллектуальную маршрутизацию, автоматически определяя нужную последовательность действий для каждой заявки и переправляя ее в соответствующие государственные органы и ведомства для обработки. Затем
Анализ зарубежного опыта в сфере ...
система «ТгаёеЫеЪ> обработает заявку в соответствии с требованиями, выдвигаемыми каждым регу-ляторным органом, который должен ее рассмотреть.
Заявители могут также воспользоваться услугами веб-портала, позволяющего не только обрабатывать разрешения, но и проверять ход рассмотрения заявки, делать запросы по поводу выставления счета и так далее. Для скачивания доступны списки разрешений, кодовые таблицы стран, портов и другая справочная информация.
«ТгаёеЫеЪ> позволяет готовить, подавать, получать и обрабатывать декларации на товары, принимать решение о выпуске и направлять результат рассмотрения участнику ВЭД. Система охватывает декларации на импорт, экспорт и транзитное движение товаров.
Клиентов, пользующихся «ТгаёеЫеЪ» условно можно разделить на 5 групп, представленных на рис. 1.
Рис. 1. Клиенты «Тга<1еМеЬ> (рисунок автора)
Важным аспектом в реализации механизма «Единого окна» в Сингапуре является способ его финансирования. В 2007 г. Таможенная служба Сингапура приняла решение о разработке и внедрении системы «ТгаёеХсЬа^е» для расширения возможностей «ТгаёеЫеЪ>. Разработка финансировалась
как за счет государственного, так и за счет частного капитала. В результате открытого конкурса право на разработку и эксплуатацию получила частная компания «CrimsonLogic Pte Ltd.».
Смешанная форма финансирования позволила Таможенной службе Сингапура использовать возможности и знания компании «CrimsonLogic Pte Ltd.» в сфере информационных технологий для создания и эксплуатации данных систем. В свою очередь компания-разработчик получила возможность возмещения своих капиталовложений и эксплуатационных расходов за счет сборов за оформление, взимаемых путем прямого списания средств с банковского счета декларанта, которые представлены на рис. 2.
Платежная система напрямую связана с банками, что позволяет проводить прямое списание и зачисление средств на банковские счета участников ВЭД и государственных органов. Автоматизированная система проверки и расчета пошлин, налогов и сборов не допускает недополучения таможенных платежей.
«TradeXchange» - это нейтральная и безопасная ИТ-платформа, облегчающая обмен деловой и ре-гуляторной информацией для импортеров, экспортеров и лиц, обеспечивающих услуги по логистике, например, экспедиторов.
Рассматривая сингапурский опыт организации взаимодействия таможенных органов и субъектов околотаможенной инфраструктуры, стоит отметить, что среди участников ВЭД, оказывающих посреднические услуги при оформлении и декларировании товаров, как такового выделения понятия «таможенного представителя» не существует.
В силу общедоступности системы «TradeNet» любой зарегистрированный пользователь может заняться оформлением грузов.
В силу того, что таможенное оформление и декларирование товарных партий является достаточно специфической процедурой, причем законодательно закрепленной, поэтому процессом обслуживания грузов в Сингапуре занимаются специальные агенты и экспедиторы.
Рис. 2. Сбор, взимаемый за каждое использование системы (рисунок автора)
Организация и управление таможенной деятельностью
23
Изучая зарубежный опыт электронного взаимодействия участников ВЭД и ТО, особое внимание стоит уделить опыту Германии в этом направлении
По оценкам Всемирного банка в 2018 г. Германия занимает первое место в Мировом рейтинге Logistics Performance Index (LPI) [2].
Индекс эффективности логистики LPI - показатель, рассматривающий легкость осуществления поставок товаров и состояние торговой логистики на национальном и международном уровне. Основными составляющими LPI являются оценки эффективности работы ТО, состояния инфраструктуры, легкости международной перевозки грузов с применением книжки МДП, качества логистики и логистических компетенций, а также возможности отслеживания движения грузов на протяжении всей цепочки поставок и своевременности (соблюдения сроков) их доставки.
Крупнейший морской порт Германии - Гамбург - функционирует, например, с помощью локальной информационной системы DAKOSY+. При ввозе товаров по схеме B2G (от англ. Business-to-government) «единого окна» нет, однако реализовано «единое окно» B2B (англ. Business to business). Среди прочего по этому каналу поступает информация от Федерального таможенного управления Германии о принятии тех или иных решений.
Подача сведений в Федеральное таможенное управление участниками ВЭД (экспедиторы, перевозчики и терминалы) осуществляется напрямую, в том числе через таможенных представителей. Результаты проверки и решения Федерального таможенного управления передают в коммерческое «единое окно».
Участники ВЭД и государственные органы, осуществляющие экспортные, импортные и транзитные перевозки, могут управлять своими транспортными процессами быстро и с электронной поддержкой, применяя сервисы B2B и приложения DAKOSY.
Система DAKOSY начала функционировать с 1 июля 1983 г., когда с ее помощью впервые экспедитором было направлено администрации морского порта Гамбург уведомление о прибытие судна. В настоящее время через систему DACOSY осуществляется обмен данными между таможенными и иными государственными органами и более чем 2 200 судовладельцами, агентами линий, автоперевозчиками, железнодорожными транспортными компаниями и иными заинтересованными лицами.
Экспортно ориентированные транспортные и транзитные процессы поддерживаются
коммуникационным сервисом DAKOSY под обобщенным названием Export Message Platform (EMP); импорт-ориентированные транспортные и транзитные процессы - Import Message Platform (IMP) [3].
Все необходимые для таможенного оформления груза документы передаются в формате стандартизированных сообщений. Сервис IMP дополнительно поддерживает взаимодействие всех заинтересованных лиц с момента захода судна в порт до момента доставки товара с использованием наземного транспорта до конечного грузополучателя.
Отличительной особенностью является то, что данная система является полностью частной, а каждая третья акция принадлежит непосредственным пользователям, которые были заинтересованы в постоянном развитии системы портового сообщества. Каждый пользователь системы имеет подписанный контракт и оплачивает ежегодный взнос за ее использование.
Необходимо отметить, что важнейшей тенденцией развития механизма таможенного регулирования в Германии и остальных странах Европейского союза является активное взаимодействие с участниками ВЭД, ассоциациями и некоммерческими организациями, объединяющими представителей околотаможенного бизнеса, собственников транспортно-логистической инфраструктуры.
В Российской Федерации механизм «Единого окна» активно внедряется, и рассмотренный в статье опыт взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами может быть использован, в том числе для совершенствования КПС «Портал Морской порт» и внедрения технологии «e-freight».
Библиографический список:
1. Мютте Г.Е., Кондрашова В.А. Проблемы внедрения перспективных технологий электронного взаимодействия таможни и участников внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 4 (68). С. 24-27.
2. Отчет Всемирного банка «Налаживание связей для повышения конкурентоспособности» // Официальный сайт Всемирного банка. 2019. URL: http://www. worldbank.org/ru (дата обращения: 04.03.2019).
3. DAKOSY - PCS and Solution Provider // Официальный сайт системы DAKOSY. 2019. URL: https://www. dakosy.de/en/ (дата обращения: 11.03.2019).