Научная статья на тему 'Анализ зарубежного опыта в сфере управления взаимодействием декларантов и таможенных органов'

Анализ зарубежного опыта в сфере управления взаимодействием декларантов и таможенных органов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
402
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ЛОГИСТИКА / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ / "TRADENET" / MANAGEMENT / LOGISTICS / CUSTOMS SERVICES / MOVEMENT OF GOODS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куроптев Никита Борисович

В статье рассмотрен зарубежный опыт организации взаимодействия таможенных органов и декларантов с использованием механизма «Единого окна» на примере Сингапура и Германии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE OF MANAGING THE INTERACTION OF THE FILERS AND CUSTOMS AUTHORITIES

The article describes the foreign experience of organizing the interaction of customs services and declarants using the Single Window mechanism from the example of Singapore and Germany

Текст научной работы на тему «Анализ зарубежного опыта в сфере управления взаимодействием декларантов и таможенных органов»

2 л

н и о

X

л

<

W

н t*

W <

S

0 X X

W

S

¡s

W

S

1

W <

со

с

^

S t* S

я

S I

2s

о

УДК 338.242.2

анализ зарубежного опыта в сфере управления взаимодействием декларантов и таможенных органов

Куроптев Никита Борисович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, декан факультета таможенного дела, к.э.н., e-mail: knb@spbrta.ru

В статье рассмотрен зарубежный опыт организации взаимодействия таможенных органов и декларантов с использованием механизма «Единого окна» на примере Сингапура и Германии

Ключевые слова: управление; логистика; таможенные органы; перемещение товаров; «TradeNet»

ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE OF MANAGING THE INTERACTION OF THE FILERS AND CUSTOMS AUTHORITIES

Kuroptev Nikita B.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of the Faculty of Customs, PhD, e-mail: knb@spbrta.ru

The article describes the foreign experience of organizing the interaction of customs services and declarants using the Single Window mechanism from the example of Singapore and Germany

Keywords: management; logistics; customs services; movement of goods; "TradeNet"

Для цитирования: Куроптев Н.Б. Анализ зарубежного опыта в сфере управления взаимодействием декларантов и таможенных органов // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 2 (70). С. 22-24.

Перемещение товаров через таможенные границы сопровождается оформлением значительного числа необходимых документов. Их неправильное и (или) недостоверное оформление, а также несвоевременное предоставление различных многочисленных сведений влекут за собой временные, а следовательно, и материальные издержки. Важным направлением развития международной торговли является совершенствование взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В настоящее время в Российской Федерации электронное взаимодействие в сфере таможенного дела включает в себя, помимо развитого функционала электронного декларирования и предварительного информирования, также и межведомственный обмен сведениями, а в перспективе - еще и возможность обжалования решений таможенного органа в электронной форме [1].

При дальнейшей разработке мероприятий по повышению эффективности взаимодействия таможенных органов (ТО) и участников ВЭД в современных условиях нельзя обойтись без анализа и оценки положительного опыта зарубежных стран в данном направлении.

«Единое окно» повсеместно признается как достаточно эффективный инструмент по упрощению процедур трансграничной торговли, однако при внедрении этой системы в жизнь правительства и таможенные службы различных стран сталкиваются со множеством трудностей и препятствий.

Развитие механизма «единого окна» на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) является одним из современных приоритетных направлений сотрудничества, в связи с чем актуальным становится изучение применения данного механизма в зарубежных странах.

Первым в мире концепцию «единого окна» внедрил Сингапур. В 1989 г. правительство Сингапура сделало подачу деклараций на товары в электронном виде обязательной через систему «Тгас1еМеЪ>.

В начале своего существования система «ТгаёеЫеЪ» объединяла несколько правительственных учреждений, а сегодня она дает возможность участникам ВЭД подавать документы на рассмотрение во все необходимые инстанции в электронном виде через единое электронное окно.

В настоящее время система «ТгаёеЫеЪ» за год обрабатывает примерно девять миллионов заявок на получение разрешений на торговлю, и 90 % заявителей получают ответы с разрешением или отказом в выдаче документа с разъяснением причин в течение 10 минут. Кроме того, система «ТгаёеЫеЪ» выдает около 70 000 свидетельств о происхождении товаров в год.

Система автоматизированной таможенной службы Сингапура использует централизованную модель обработки, состоящую из системы переднего конца и серверных систем.

Принцип подачи декларации заключается в том, что с помощью клиентского программного обеспечения (ПО), утвержденного Таможенной службой Сингапура или распространяемого Правительством веб-приложения, участник ВЭД отправляет декларацию на товары (ДТ), данные из которой автоматически обрабатываются в различных инстанциях.

Особенностью функционирования системы обработки разрешений в «ТгаёеЫеЪ» является возможность проводить интеллектуальную маршрутизацию, автоматически определяя нужную последовательность действий для каждой заявки и переправляя ее в соответствующие государственные органы и ведомства для обработки. Затем

Анализ зарубежного опыта в сфере ...

система «ТгаёеЫеЪ> обработает заявку в соответствии с требованиями, выдвигаемыми каждым регу-ляторным органом, который должен ее рассмотреть.

Заявители могут также воспользоваться услугами веб-портала, позволяющего не только обрабатывать разрешения, но и проверять ход рассмотрения заявки, делать запросы по поводу выставления счета и так далее. Для скачивания доступны списки разрешений, кодовые таблицы стран, портов и другая справочная информация.

«ТгаёеЫеЪ> позволяет готовить, подавать, получать и обрабатывать декларации на товары, принимать решение о выпуске и направлять результат рассмотрения участнику ВЭД. Система охватывает декларации на импорт, экспорт и транзитное движение товаров.

Клиентов, пользующихся «ТгаёеЫеЪ» условно можно разделить на 5 групп, представленных на рис. 1.

Рис. 1. Клиенты «Тга<1еМеЬ> (рисунок автора)

Важным аспектом в реализации механизма «Единого окна» в Сингапуре является способ его финансирования. В 2007 г. Таможенная служба Сингапура приняла решение о разработке и внедрении системы «ТгаёеХсЬа^е» для расширения возможностей «ТгаёеЫеЪ>. Разработка финансировалась

как за счет государственного, так и за счет частного капитала. В результате открытого конкурса право на разработку и эксплуатацию получила частная компания «CrimsonLogic Pte Ltd.».

Смешанная форма финансирования позволила Таможенной службе Сингапура использовать возможности и знания компании «CrimsonLogic Pte Ltd.» в сфере информационных технологий для создания и эксплуатации данных систем. В свою очередь компания-разработчик получила возможность возмещения своих капиталовложений и эксплуатационных расходов за счет сборов за оформление, взимаемых путем прямого списания средств с банковского счета декларанта, которые представлены на рис. 2.

Платежная система напрямую связана с банками, что позволяет проводить прямое списание и зачисление средств на банковские счета участников ВЭД и государственных органов. Автоматизированная система проверки и расчета пошлин, налогов и сборов не допускает недополучения таможенных платежей.

«TradeXchange» - это нейтральная и безопасная ИТ-платформа, облегчающая обмен деловой и ре-гуляторной информацией для импортеров, экспортеров и лиц, обеспечивающих услуги по логистике, например, экспедиторов.

Рассматривая сингапурский опыт организации взаимодействия таможенных органов и субъектов околотаможенной инфраструктуры, стоит отметить, что среди участников ВЭД, оказывающих посреднические услуги при оформлении и декларировании товаров, как такового выделения понятия «таможенного представителя» не существует.

В силу общедоступности системы «TradeNet» любой зарегистрированный пользователь может заняться оформлением грузов.

В силу того, что таможенное оформление и декларирование товарных партий является достаточно специфической процедурой, причем законодательно закрепленной, поэтому процессом обслуживания грузов в Сингапуре занимаются специальные агенты и экспедиторы.

Рис. 2. Сбор, взимаемый за каждое использование системы (рисунок автора)

Организация и управление таможенной деятельностью

23

Изучая зарубежный опыт электронного взаимодействия участников ВЭД и ТО, особое внимание стоит уделить опыту Германии в этом направлении

По оценкам Всемирного банка в 2018 г. Германия занимает первое место в Мировом рейтинге Logistics Performance Index (LPI) [2].

Индекс эффективности логистики LPI - показатель, рассматривающий легкость осуществления поставок товаров и состояние торговой логистики на национальном и международном уровне. Основными составляющими LPI являются оценки эффективности работы ТО, состояния инфраструктуры, легкости международной перевозки грузов с применением книжки МДП, качества логистики и логистических компетенций, а также возможности отслеживания движения грузов на протяжении всей цепочки поставок и своевременности (соблюдения сроков) их доставки.

Крупнейший морской порт Германии - Гамбург - функционирует, например, с помощью локальной информационной системы DAKOSY+. При ввозе товаров по схеме B2G (от англ. Business-to-government) «единого окна» нет, однако реализовано «единое окно» B2B (англ. Business to business). Среди прочего по этому каналу поступает информация от Федерального таможенного управления Германии о принятии тех или иных решений.

Подача сведений в Федеральное таможенное управление участниками ВЭД (экспедиторы, перевозчики и терминалы) осуществляется напрямую, в том числе через таможенных представителей. Результаты проверки и решения Федерального таможенного управления передают в коммерческое «единое окно».

Участники ВЭД и государственные органы, осуществляющие экспортные, импортные и транзитные перевозки, могут управлять своими транспортными процессами быстро и с электронной поддержкой, применяя сервисы B2B и приложения DAKOSY.

Система DAKOSY начала функционировать с 1 июля 1983 г., когда с ее помощью впервые экспедитором было направлено администрации морского порта Гамбург уведомление о прибытие судна. В настоящее время через систему DACOSY осуществляется обмен данными между таможенными и иными государственными органами и более чем 2 200 судовладельцами, агентами линий, автоперевозчиками, железнодорожными транспортными компаниями и иными заинтересованными лицами.

Экспортно ориентированные транспортные и транзитные процессы поддерживаются

коммуникационным сервисом DAKOSY под обобщенным названием Export Message Platform (EMP); импорт-ориентированные транспортные и транзитные процессы - Import Message Platform (IMP) [3].

Все необходимые для таможенного оформления груза документы передаются в формате стандартизированных сообщений. Сервис IMP дополнительно поддерживает взаимодействие всех заинтересованных лиц с момента захода судна в порт до момента доставки товара с использованием наземного транспорта до конечного грузополучателя.

Отличительной особенностью является то, что данная система является полностью частной, а каждая третья акция принадлежит непосредственным пользователям, которые были заинтересованы в постоянном развитии системы портового сообщества. Каждый пользователь системы имеет подписанный контракт и оплачивает ежегодный взнос за ее использование.

Необходимо отметить, что важнейшей тенденцией развития механизма таможенного регулирования в Германии и остальных странах Европейского союза является активное взаимодействие с участниками ВЭД, ассоциациями и некоммерческими организациями, объединяющими представителей околотаможенного бизнеса, собственников транспортно-логистической инфраструктуры.

В Российской Федерации механизм «Единого окна» активно внедряется, и рассмотренный в статье опыт взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами может быть использован, в том числе для совершенствования КПС «Портал Морской порт» и внедрения технологии «e-freight».

Библиографический список:

1. Мютте Г.Е., Кондрашова В.А. Проблемы внедрения перспективных технологий электронного взаимодействия таможни и участников внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 4 (68). С. 24-27.

2. Отчет Всемирного банка «Налаживание связей для повышения конкурентоспособности» // Официальный сайт Всемирного банка. 2019. URL: http://www. worldbank.org/ru (дата обращения: 04.03.2019).

3. DAKOSY - PCS and Solution Provider // Официальный сайт системы DAKOSY. 2019. URL: https://www. dakosy.de/en/ (дата обращения: 11.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.