Системы информационного обмена в морских портах: российский и зарубежный опыт Russian and foreign experience of information exchange in seaports
Кузьмичева Раиса Алескеровна
Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии РФ, г. Санкт-Петербург e-mail:raisaroyal@yandex. ru
Kuzmicheva Raisa Aleskerova
St. Petersburg named after V.B. Bobkova branch of the Russian Customs Academy Russian Federation, Saint-Petersburg e-mail:raisaroyal@yandex. ru
Лебедева Анастасия Юрьевна
Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии РФ, г. Санкт-Петербург e-mail: lebedewa.nastena2011 @yandex.ru
Lebedeva A. Y.
St. Petersburg named after V.B. Bobkova branch of the Russian Customs Academy Russian Federation, Saint-Petersburg e-mail: [email protected]
Научный руководитель Коробкова М.Н.
старший преподаватель кафедры Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии РФ, г. Санкт-Петербург e-mail: nail-piter2010@yandex. ru
Scientific adviser Korobkova M.N., head teacher
St. Petersburg branch named after V. B. Bobkov Russian customs Academy Russian Federation, Saint-Petersburg e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данной статье проанализированы российские и зарубежные информационные таможенные системы, используемые на морском транспорте. Дана краткая характеристика систем и практические рекомендации по совершенствованию системы КПС «Морской порт» на основе зарубежного опыта с учетом особенностей российской экономики.
Annotation.
This article analyzes Russian and foreign customs information systems used in maritime transport. Brief description of systems and practical recommendations for improving the special software package which is called the "Sea Port Portal" on the basis of international experience, taking into account the Russian economy.
Ключевые слова: портал «Морской порт», КПС «Морской порт», морской транспорт, системы информационного обмена, таможенные информационные системы, «Dakosy system».
Key words: portal "Sea port", KPS "Sea port", sea transport, information exchange systems, customs information systems, "Dakosy system".
Одним из наиболее важных стратегических элементов транспортной инфраструктуры является система морских портов Российской Федерации, на которую приходится наибольшая доля грузооборота. Согласно данным Ассоциации морских торговых портов, поток товаров с каждым годом растет и на сегодняшний день составляет 786,97 млн. тонн [2]. В качестве основной проблемы обеспечения максимальной эффективности системы международных перевозок морским транспортом можно выделить отсутствие единой базы с общим доступом к информации как для участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), так и для должностных лиц федеральных органов исполнительной власти. Поэтому появилась необходимость создать систему, максимально обеспечивающую кросс-функциональное взаимодействие данных институтов.
В основе данной системы должен лежать механизм, основанный на принципе «единого окна», который бы позволял предоставлять все сведения о соблюдении требований касаемо экспортных, импортных и транзитных операций только один раз, в одно место, и тем самым единовременно обеспечивал упрощенный и ускоренный обмен информацией между участниками трансграничного перемещения товаров и грузов [5, с. 32].
Так в 2014 году был внедрен специальный комплекс программных средств КПС «Морской порт». Данный программный продукт призван объединять стивидоров, морских перевозчиков и государственные контрольные органы, информационная платформа должна интегрироваться с информационными системами пограничной службы ФСБ России, Россельхознадзором и Роспотребнадзором. Технология должна предусматривать поэтапное представление сведений о товаре, грузах и судне заинтересованными лицами и перевозчиками на разных стадиях технологического процесса по мере получения информации и подготовки документов. Объектом автоматизации должно являться информационное взаимодействие участников морских перевозок, а также межведомственное информационное взаимодействие таможенных органов ФТС России с иными государственными контрольными органами и администрацией порта при совершении операций по таможенному контролю и иным видам государственного контроля при прибытии и убытии морских судов и перевозимых ими товаров в морском порту.
Предполагается, что любой из участников может передавать информацию, получать информацию или быть одновременно источником и получателем информации на различных стадиях и в процедурах процесса. КПС «Морской порт» позволяет осуществлять предоставление предварительной информации о товарах и пакета электронных документов и сведений о планируемом прибытии на территорию ЕАЭС морских и речных судов, а также предоставление документов, необходимых при их убытии [3].
Однако цели, которые были поставлены перед данной программой, реализованы не были. На сегодняшний день вся информация, которая поступает через систему, не интегрирована с другими программами. Перевозчики по-прежнему вводят одну и ту же информацию в различные информационные системы: «Модуль регистрации судозаходов» Минтранса, Систему капитана порта (СКАП), в КПС «Морской пункт пропуска» и «Fill Bill» таможенного поста. Более того вместе с этим еще предоставляют бумажный пакет документов, несмотря на то, что основной целью было полностью отказаться от этого. Запланированная обратная связь отсутствует, а информирования о решении таможни по разрешению о прибытии не происходит.
Данное программное обеспечение не удовлетворяет требованиям не только морских перевозчиков, но и стивидоров, декларантов и самих должностных лиц таможенных органов. Декларанту важен принцип единовременного ввода необходимой для целей государственного контроля информации в одно место и получения разрешения на вывоз товара. Однако, КПС «Морской порт» этого не обеспечивает. Разрешительные документы необходимо получать в разных местах, и, как правило, в бумажном виде. Более того, в «единое окно» не удалось даже интегрировать таможенные софты. Отправленная в портал предварительная информация о товаре не отменяет подачи декларации на товары, по которой таможенниками и принимаются основные решения,
связанные с проведением контроля, будь то дополнительная проверка, или таможенный досмотр. И даже если подать предварительную декларацию, ее можно использовать в качестве предварительной информации, но только в одностороннем порядке, потому что необходимую для выпуска информацию о выгрузке товара на терминал портал не дает. Работа декларанта с порталом - дополнительная транзакция, не отменяющая, и даже не упрощающая уже существующие.
Для таможенных органов главным преимуществом было бы создание такой системы управления рисками, связанных с прибывающими товарами, которая поможет заранее определиться с необходимыми формами таможенного контроля и ускорить процесс таможенной очистки. На сегодняшний день 40% ввозимых товарных партий оказываются в зоне риска, а 34% ввозимых товарных партий отправляются на осмотр с применением ИДК. При данном подходе ускорение и упрощении произойти не может [4].
Таким образом, проект портала КПС «Морской порт» с заявленными задачами на практике реализовать не удалось. Упираясь в многочисленные проблемы, которые не смогла решить данная система, рациональным решением будет обратиться к зарубежному опыту.
В настоящее время наиболее качественный информационный обмен в морских портах Европы обеспечивается в Германии. Еще в 1982 году была создана единая структура, объединяющая конкурирующих участников припортового бизнеса, основным принципом действия которой являлось централизованное управление. Главной целью этой системы, которая была названа DAKOSY, было поставлено устранение дисбаланса работы портовых структур за счет введения существенно новых принципов их информационного взаимодействия и, как следствие, их более эффективное функционирование.
На данный момент зона применения DAKOSY вышла за рамки порта Гамбурга; данная информационная система интегрирует аналогичные проекты в портах от Роттердама до Антверпена.
Управленцем является экспедитор, который выстраивает логистическую цепочку из разнородных участников перевозки. Для того, чтобы у экспедитора была возможность зарезервировать на удобное ему время причал и подъездные пути, организовать подачу наземного транспорта или подать заявку на услуги стивидора, в системе DAKOSY был создан особый информационный портал. В настоящее время через него проходит огромный поток информации от пользователей со всего мира, которую обрабатывают более 160 экспедиторских компаний и, пользуясь универсальными EDI-интерфейсами системы, управляют логистическими цепочками, вовлекая в них около 500 транспортных компаний порта. В результате экспедиторы стали управлять грузопотоками на обширной территории. В частности, при невозможности принять груз в одном из шести портов северо-западного побережья Европы, его оперативно перенаправляют в другой с одновременным извещением встречающего груз автомобильного и железнодорожного транспорта.
Основа DAKOSY - это центральная база данных, которая позволяет собирать и обрабатывать информационные потоки между всеми задействованными сторонами. В рамках системы имеются три прикладные программы:
1. HABIS - эксплуатационная информационная система портовой железной дороги, соединяющая системы транспортного сектора морских портов с подобными системами на германской железной дороге. Чтобы информация могла быстро и беспрепятственно циркулировать между клиентами железной дороги (экспедиторы, линейные агенты, судовые агенты) и комплексами по переработке грузов (причальные операторы и т. д.), HABIS передает информацию в электронном виде обо всем железнодорожном транспорте, входящем и выходящем из порта.
2. GEGIS - информационная система по опасным грузам в порту Гамбург; передвижения опасных грузов фиксируются EDI при помощи GEGIS в соответствии с требованиями по электронной регистрации,
содержащимися в Правилах безопасности порта. Уведомление EDI предоставляет точную информацию о времени и местоположении груза и может использоваться для составления точной картины текущего положения.
3. ZAPP - система электронного мониторинга экспортной таможни в безбумажном порту. Она призвана обеспечить всем участникам экспортного процесса - экспортерам, экспедиторам, линейным агентам, судоходным компаниям и причальным операторам - электронную связь с Гамбургской таможней через систему DAKOSY. Представленные в электронном виде экспортные данные оптимизируют таможенный мониторинг и позволяют таможне принять решение по партии груза прямо перед погрузкой, а если возникают сомнения, то вмешаться, не задерживая без надобности движение грузов [1].
Таким образом, необходимо доработать систему «Морской Порт» опираясь на опыт Германии, учитывая особенности нашей экономики. Отличием данной системы должно является то, что она будет информировать все заинтересованные стороны о принятых решениях таможней по разрешению на прибытие. Для совершенствования системы, учитывая особенности функционирования DAKOSY, необходимо разрешить должностным лицам таможенных органов вносить недостающие сведения, интегрировать КПС «Морской порт» с другими информационными системами во избежание повторного ввода данных, наладить обратную связь и уделить отдельное внимание информированию о принятых решениях таможни по разрешению на швартовку, погрузку и перегрузку.
Список используемой литературы:
1. About us // DAKOSY official site. URL: https://www.dakosy.de
2. Грузооборот морских портов России за январь - декабрь 2017 г. // Официальный сайт Ассоциации морских торговых портов. URL: http://www.morport.com
3. Коростелев В.Ю. Применение систем классификации, кодирования и электронного обмена данными для внешней торговли // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org
4. Романов А. Портал в беспросветное будущее: зачем таможне неработающий «Морской порт» // Информационно-аналитическое сетевое издание «ПРОВЭД». URL: http://провэд.рф
5. Скиба В.Ю., Стрекалов С.В. Реализация концепции «Единого окна» в Европейском союзе и странах азиатско-тихоокеанского региона: организационный и финансовый аспекты // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2016. №3 (76). С.32-44.