Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / КОЭФФИЦИЕНТ ВЫБЫТИЯ / КОЭФФИЦИЕНТ ОБНОВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каранец Снежана Михайловна

В статье рассматривается роль структурных подразделений Федеральной таможенной службы России в выполнении государственных программ. Автор описывает сложившуюся систему организации управления государственными программами, выделяет особенности проектного управления, сложившиеся в 2022 г., впервые рассчитывает коэффициенты выбытия и обновления бюджетных средств, характеризующие интенсивность и цель участия ФТС России в реализации государственных программ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каранец Снежана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF STATE PROGRAMS OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA AT THE PRESENT STAGE

Customs Service of Russia in the implementation of state programs. The author describes the existing system of organization of management of state programs, highlights the features of project management that developed in 2022, for the first time calculates the coefficients of retirement and renewal of budget funds, characterizing the intensity and purpose of the participation of the Federal Customs Service of Russia in the implementation of state programs

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 351

особенности реализации государственных программ федеральной таможенной службы россии на современном этапе

Каранец Снежана Михайловна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры управления, канд. экон. наук, доцент, e-mail: richne1@yandex.ru

В статье рассматривается роль структурных подразделений Федеральной таможенной службы России в выполнении государственных программ. Автор описывает сложившуюся систему организации управления государственными программами, выделяет особенности проектного управления, сложившиеся в 2022 г., впервые рассчитывает коэффициенты выбытия и обновления бюджетных средств, характеризующие интенсивность и цель участия ФТС России в реализации государственных программ

Ключевые слова: Федеральная таможенная служба; проектное управление; таможенные услуги; государственная программа; коэффициент выбытия; коэффициент обновления

features of the implementation of state programs of the federal customs service of russia at the present stage

Karanets Snezhana M.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of Department of Legal Basis for Foreign Economic Activity, e-mail: richne1@yandex.ru

Customs Service of Russia in the implementation of state programs. The author describes the existing system of organization of management of state programs, highlights the features of project management that developed in 2022, for the first time calculates the coefficients of retirement and renewal of budget funds, characterizing the intensity and purpose of the participation of the Federal Customs Service of Russia in the implementation of state programs

Keywords: Federal Customs Service; project management; customs services; state program; retirement rate; renewal rate

Для цитирования: Каранец С.М. Особенности реализации государственных программ

Федеральной таможенной службы России на современном этапе // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

2022. № 4 (84). С. 20-26.

Управление проектами в современных быстро меняющихся условиях становится одной из важнейших составляющих системы менеджмента Федеральной таможенной службы России (ФТС России). Вопросы, связанные с повышением эффективности деятельности таможен, в том числе на основе использования проектного менеджмента, становятся все более актуальными.

В 2022 г. ФТС России выступила соисполнителем ряда государственных программ (ГП), причем каждая программа имеет свой код и ежегодно обновляющийся бюджет [2; 3; 4], а именно:

а) ГП «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» с бюджетом 70 865 023,6 тыс. руб. (код ГП 39);

б) ГП «Социальная поддержка граждан» с бюджетом 268 161,2 тыс. руб. (код ГП 03);

в) ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика» с бюджетом 225 000 тыс. руб. (код ГП 15);

г) ГП «Обеспечение общественного порядка

В XXI веке управление проектом займет место традиционного функционального менеджмента

Родни Тернер [1]

и противодействие преступности» с бюджетом

2 702,8 тыс. руб. (код ГП 08);

д) ГП «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019-2023 годы». Запланированный объем бюджетных ассигнований в ФТС России составил 1,4 % от финансового обеспечения финансирования программы на 2022г.;

е) ГП «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (код ГП 05). Несмотря на то, что ФТС России позиционирует эту программу как действующую в 2022г., по данным сайта счетной палаты РФ, указанная ГП не профинансирована [3];

ж) ГП «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» с бюджетом 2 161 758,7 тыс. руб. (код ГП 47);

з) ГП «Развитие здравоохранения» с бюджетом

3 957 212,5 тыс. руб. (код ГП 01).

В реализации перечисленных программ при-

няли участие до восьми управлений центрального аппарата ФТС России (структурные подразделения и подведомственные организации ФТС России) (табл. 1).

Так, исходя из табл. 1, финансово-экономическое управление Центрального аппарата ФТС России и Главное управление тылового обеспечения ФТС России выступили соисполнителями по четырём государственным программам. При реализации двух программ

(ГП «Социальная поддержка граждан» и ГП «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации») задействовано по одному исполнителю (финансово-экономическое управление и Главное управление тылового обеспечения ФТС России соответственно). Это показывает, что каждая реализуемая ГП является узкоспециализированной, и основная ответственность в реализации программы возлагается на конкретных специалис-

Таблица1

Уровень стратегической структуры работ в ФТС России: зона ответственности

Ответственные исполнители, соисполнители Государственные программы (по наименованию кода) Общее количество реализуемых управлением /учреждением государственных программ

ГП 01 ГП 03 ГП 05 ГП 08 ГП* ГП 15 ГП 39 ГП 47

Аналитическое управление х 1

Главное управление информационных технологий ФТС России х х 2

Главное управление по борьбе с контрабандой ФТС России х х 2

Главное управление тылового обеспечения ФТС России х х х х 4

Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров х 1

Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России х 1

Управление государственной службы и кадров х 1

Управление по противодействию коррупции х 1

Управление таможенных расследований и дознания х х 2

Управление таможенного с отрудничества х 1

Финансово-экономическое управление х х х х 4

Центральное информационно-техническое таможенное управление х 1

Центральное экспертно-криминалис-тическое таможенное управление х 1

Структурные подразделения ФТС России х х 2

Российская таможенная академия х 1

Медицинские учреждения х х 2

Итого: 3 1 1 3 2 3 8 6 8

* ГП «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019-2023 годы».

/^мгсгечЭцеталв Федеральной таможенной счужбы

Главнее

управление

■«Центр

МОНИТОРИНГЕ: Н оперггошюго контроля ФТС России»

Управление

ПО

против од™

СГВ1ЯО

коррупции

Контрольно-ревизионное управление

Центральный аппарат

Первых заместитель руководитатя ФТС России

Замватаяеяь

руководителя ФТС России

Заместитель руководителя ФТС России

Заместитель руководителя ФТС России

организации таможенного оформления гг тангакшхи

К0Н1р0,1Я

Главное

управление

таможенного

кинтрата

после

вьщуска

ТОВДрОВ

Аналитическое управление

правление таможенных расследований н девнавдя

таможенного ссирудничестяа

Главвое организационно -инспекторское ^-правление

государств! службы и кадров

Управление пп связям с

оОщесшенносгыо

Управление

торговых

ограничений,

валютного н

?кспортного

контроля

Специализированные таможенное управления

Заместитель

руководителя ФТС России

Главное управление

ннформащгон

НИХ

технологий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управление делами

Заместитель руководителя ФТС России

Главное

управление

федеральных

таможенных

доходовн

тарифного

регулирования

Управление

товарной

номенклатуры

Центральное информацнонно-техннческое таможенное управление;

Центральное экспертно-кримнналнстнческое таможенное управление.

Регтгонатт.ное таможенное управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры

ФГУП "РОСГЭК"

Санаторно-курортная и счдировкге/ьная оаза

£ —

к X

ст> =

П

Под вед о ук гвеныые учреяедкт

учрежден™

Мед. оргашиашн

Рис. 1. Команда исполнителей ФТС России ГП «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»

тов Главного управления Центрального аппарата ФТС России.

Следует отметить, что над реализацией каждой программы работает своя временная команда управления и исполнителей. Так, над реализацией ГП «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» работают специалисты, находящиеся в подчинении руководителя Федеральной таможенной службы В.И. Булавина и заместителя руководителя Федеральной таможенной службы О.Г. Губайдулина.

В 2022 г. в рамках ГП «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» была профинансирована подпрограмма «Реализация полномочий в сфере внутренних дел». Финансирование программы на 2022 г. определено в размере 2 702,8 тыс. руб. [5]. Согласно Федеральному закону от 06.12.2021 № 390-Ф3 № 390-Ф3 «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» ассигнования предназначены для финансового обеспечения выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ [5].

Команда исполнителей ГП «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» объединила специалистов финансово-экономического управления, находящихся в подчинении руководителя ФТС В.И. Булавина, Управления государственной службы и кадров, находящихся в подчинении заместителя руководителя ФТС А.А. Москаль-ца, Главного управления тылового обеспечения ФТС России, находящихся в подчинении заместителя руководителя ФТС А.Б. Струкова, Главного управления информационных технологий

ФТС России, находящихся в непосредственном подчинении заместителя руководителя ФТС Д.В. Терещенко, Центрального экспертно-криминалисти-ческого таможенного управления, находящихся в непосредственном подчинении руководителя управления Г.Г. Самосорова, и трудового коллектива Российской таможенной академии (рис. 1).

Исходя из вышеуказанного, следует, что построенная система управления проектами ФТС России полностью соответствует реализации проекта в рамках функциональной структуры организации. Такая структура позволяет использовать существующие в ФТС России систему управления и каналы коммуникации.

Основные преимущества и недостатки реализации проектов в рамках функциональной структуры организации, представленные на рис. 2, были рассмотрены учеными И.И. Мазуром, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге, А. Половниковым [6; 7].

С позиции И.И. Мазура, «наиболее часто применяемые механизмы горизонтальной интеграции функциональных структур - посредники и команды» [6]. Такими посредниками в ФТС России выступают два подразделения - аналитическое управление и финансово-экономическое управление.

Так, аналитическое управление отвечает за внедрение системы управления проектов в ФТС России: контролирует реализацию всех проектов и государственных программ, плана мероприятий «дорожная карта», координирует деятельность структурных подразделений (рис. 3).

Согласно функциональным обязанностям, финансово-экономическое управление «обеспечивает

Рис. 2. Преимущества и недостатки управления проектами в рамках функциональной структуры организации [6; 7]

составление и представление ответственным исполнителям государственных программ Российской Федерации ... реестра расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований» [10].

Можно выделить ряд особенностей реализации в 2021-2022 гг. ГП ФТС России.

Во-первых, реализация национальных проектов и государственных программ осуществлялась и продолжает реализовываться в сложных

«сроков реализации и планирования паспортов национальных проектов (программ)», мониторинг рабочих планов и т.д. [10; 11].

Во-вторых, обмен информацией между участниками команды исполнителей (из разных структурных подразделений и подведомственных ФТС организаций) ограничен видеоконференциями и другими формами телекоммуникаций.

В-третьих, почти 50 % ГП, реализуемых ФТС России в 2021-2022 гг., по сравнению с 2020-2019 гг., обновились. На смену ГП 05 («Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными

условиях геополитического и санкционного давления на развитие российской экономики. Постановление Правительства РФ от 09.04.2022 № 628 «Об особенностях реализации национальных проектов (программ), федеральных проектов, ведомственных проектов и региональных проектов в условиях геополитического и санкционного давления на развитие российской экономики» внесло значительные корректировки в процесс продления

услугами граждан Российской Федерации») и ГП 27 («Развитие внешнеэкономической деятельности») пришли программы ГП 01, ГП 08, ГП 39. Следует отметить, что участие ФТС России в данных программах носит ограниченный характер.

Коэффициент обновления (отношение между запланированным бюджетом для введенных ГП в течение года к общему программному бюджету) в 2021 г. составил 0,87 %, а в 2022 г. - 86,72 %. Об интенсивности процесса обновления следует судить и по показателю коэффициента выбытия из участия ГП в команде исполнителей

Таблица 2

Показатели По годам, %

2016-2017 2017-2018 2018-2019 2019-2020 2019-2021 2021-2022

Коэффициент обновления 0 0 2,4 0 0,87 86,72

Коэффициент выбытия 0 0 2,4 0,003 0 89,88

Коэффициент замены 0 0 98,95 - 0 103,79

Рис. 3. Направления и функции деятельности аналитического управления по реализации ГП [8; 9]

Интенсивность процесса обновления государственных программ с участием ФТС России в 2017-2022 гг.

(отношение между стоимостью выбывших государственных программ в течение года к общему программному бюджету). В 2022 г. он составил 90 %, а в 2021 г. - 0 % (табл. 2).

Коэффициент замены, показывающий какие ГП были заменены новыми, более актуальными, в 2022 г. составил 103,79 %. Отсюда совокупный бюджет завершенных государственных программ (ГП 01, ГП 08, ГП 39) на 4 % превысил суммарный бюджет новых государственных программ (ГП 05, ГП 23 и ГП 27). Коэффициент замены вычисляется по формуле:

Кзам.

«Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» к марту 2022 г. продолжало оставаться на нулевой отметке.

В-пятых, реализация государственных программ ФТС России находит свое воплощение в создаваемых таможенными работниками услугах.

В-шестых, ФТС России участвует в реализации только тех ГП, по которым выделены ассигнования из федерального бюджета. Согласно Приказу Минфина России от 08.06.2021 № 75н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2022 год (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов)» (ред. от 20.10.2022) ФТС России выступает не только главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы РФ, но и главным распорядителем средств федерального бюджета, главным администратором источников финансирования

где:

1 - количество ГП, финансирование по которым завершено;

} - количество новых ГмП, финансирование по которым открыто в текущем году.

В-четвертых, по данным сайта «Проект «Госрасходы» - технологический проект Счетной палаты РФ» ежегодно происходит частичное неисполнение утвержденного для ФТС России бюджета ГП (табл. 3).

Исключение в 2021 г. составило исполнение бюджета по ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика». Исполнение бюджета по ГП

дефицитов федерального бюджета [12; 13].

В заключение следует акцентировать внимание на следующем: в соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 21.11.2022) федеральный бюджет России на 2022 г. сформирован в программной структуре расходов [14]. Бюджетные ассигнования были выделены на реализацию 47 государственных программ, в реализации 17 % ГП в качестве соисполнителя приняла участие ФТС России.

Основной целью участия ФТС России в реализации программных документов 2022 г. было, с одной стороны, изменение качества оказываемых услуг в области таможенного дела и уровня комфортности, с другой - повышение качества жизни непосредственно должностных лиц таможенных органов. Необходимо также отметить, что участие ФТС России в реализации программных доку-

Таблица 3

Направление бюджетных средств на обеспечение ГП ФТС России в 2021 г.

Код программы Название программы Бюджет

утверждено, руб. исполнено, руб.

ГП 03 Социальная поддержка граждан 296 258 400,00 294 784 019,95

ГП 05 Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации 296 258 400,00 107 563 193,89

ГП 15 Экономическое развитие и инновационная экономика 225 000 000,00 225 000 000,00

ГП 23 Информационное общество 780 000 000,00 779 999 901,30

ГП 27 Развитие внешнеэкономической деятельности 76 775 800 900,00 75 620 672 006,22

ГП 47 Научно- технологическое развитие Российской Федерации 2 019 035 200,00 1 992 322 850,21

ГП 71 Развитие пенсионной системы Российской Федерации 8 969 862 500,00 8 930 102 263,33

ГП 99 Реализация функций иных федеральных органов государственной власти (непрограммные направления деятельности) 7 458 000,00 7 418 774,48

„м бюджет государственных программ финансирование '=0 по которым прекращено в текущем году, руб бюджет новых государственных программ, финансирование по которым открыто в текущем году, руб

* 100%, где

ментов в большинстве случаев носит дискретный

характер.

Библиографический список:

1. Gray Clifford F., Larson Erik W. Project Management: The Managerial Process. McGraw-Hill Education, 2020. 704 р.

2. Перечень государственных программ Российской Федерации, в реализации которых ФТС России принимает участие в 2022 году // URL: https://customs. gov.ru/ (дата обращения: 14.08.2022).

3. Федеральный бюджет в разрезе ГРБС за 2022 год: Федеральная таможенная служба // URL: https:// spending.gov.ru/budget/grbs/153/ (дата обращения: 18.10.2022).

4. Постановление Правительства РФ от 25.10.2018 № 1272 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019 - 2023 годы»». URL: https://customs. gov.ru/ (дата обращения: 14.08.2022).

5. Федеральный закон от 06.12.2021 № 390-Ф3 «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» // Российская газета. 2021. № 281, 10.12.2021.

6. Мазур И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге; под общ. ред. И.И. Мазура. 4-е изд., стер. М: Изд-во Омега-Л, 2007. 664 с.

7. Полковников А. Эффективное управление проектами Начальный курс. М. Ланит. Сетевая академия. 1998. 92 с.

8. Официальный сайт ФТС России. URL: https:// customs.gov.ru/ (дата обращения: 14.08.2022).

9. Приказ ФТС России от 21.05.2018 № 755 «Об утверждении Положения об Аналитическом управлении» URL: https://www.alta.ru/ (дата обращения: 14.10.2022).

10. Постановление Правительства РФ от 09.04.2022 № 628 «Об особенностях реализации национальных проектов (программ), федеральных проектов, ведомственных проектов и региональных проектов в условиях геополитического и санкционного давления на развитие российской экономики» // Собрание законодательства РФ. 2022 18.04.2022. № 16, ст. 2670

11. Постановление Правительства РФ от 04.04.2022 № 583 «Об особенностях реализации государственных программ Российской Федерации (их структурных элементов) в условиях геополитического и санкционного давления на развитие российской экономики и внесении изменений в Положение о системе управления государственными программами Российской Федерации» URL: https://www. consultant.ru/ (дата обращения: 14.10.2022).

12. Приказ Минфина России от 08.06.2021 № 75н (ред. от 11.07.2022) «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2022 год (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов)» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2021 № 64794). URL: https://www. consultant.ru/ (дата обращения: 14.10.2022).

13. Приказ ФТС России от 26.12.2018 № 2135 (ред. от 04.03.2021) «Об утверждении Порядка реализации единой государственной учетной политики в Федеральной таможенной службе». URL: https:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.10.2022).

14. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. 03.08.1998. ст. 3823.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.