Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дорога знаний
Область наук
Ключевые слова
дети с ЗПР / вербальное воображение / невербальное воображение / уровни развития воображения / children with ASD / verbal imagination / nonverbal imagination / levels of imagination development

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Захарова Ольга Александровна

В статье анализируются особенности развития воображения у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Проблема исследования особенностей развития воображения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития относится к актуальным теоретическим и практически значимым проблемам, как для ученых, так и для всего общества. Исследования известных российских ученых Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других показали, что воображение помогает достичь не только успехов в обучении, но и содействует саморазвитию личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Захарова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF IMAGINATION IN CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The article analyzes the features of the development of imagination in children with mental retardation. The problem of studying the peculiarities of the development of imagination in preschool children with mental retardation refers to actual theoretical and practically significant problems, both for scientists and for the whole society. Studies of famous Russian scientists L.S. Vygotsky, V.V. Davydov, E.I. Ignatiev, S.L. Rubinstein, D.B. Elkonin and others have shown that imagination helps to achieve not only success in learning, but also contributes to the self-development of the child's personality.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

5.3. - ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.992 ББК 456.024

Захарова О.А.

Научный руководитель: к.п.н., доцент Соловей Л.Б.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF IMAGINATION IN CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

ЗАХАРОВА Ольга Александровна — студент 2 курса факультета психологии и педагогики, ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия (e-mail: olazaharova2001@gmail.com).

Научный руководитель:

СОЛОВЕЙ Лариса Болеславовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия (e-mail: larisa311@rambler.ru).

ZAKHAROVA Olga Aleksandrovna — 2nd year student at the Psychology and Pedagogy Faculty, Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia (e-mail: olazaharova2001@gmail.com).

Scientific supervisor:

SOLOVEY Larisa Boleslavovna — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia (e-mail: larisa311@rambler.ru).

Аннотация. В статье анализируются особенности развития воображения у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Проблема исследования особенностей развития воображения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития относится к актуальным теоретическим и практически значимым проблемам, как для ученых, так и для всего общества. Исследования известных российских ученых Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других показали, что воображение помогает достичь

не только успехов в обучении, но и содействует саморазвитию личности ребенка.

Ключевые слова: дети с ЗПР, вербальное воображение, невербальное воображение, уровни развития воображения.

Abstract. The article analyzes the features of the development of imagination in children with mental retardation. The problem of studying the peculiarities of the development of imagination in preschool children with mental retardation refers to actual theoretical and practically significant problems, both for scientists and for the whole society. Studies offamous Russian scientists L.S. Vygotsky, V.V. Davydov, E.I. Ignatiev, S.L. Rubinstein, D.B. Elkonin and others have shown that imagination helps to achieve not only success in learning, but also contributes to the self-development of the child's personality.

Keywords: children with ASD, verbal imagination, nonverbal imagination, levels of imagination development.

Воображение — это психический процесс, который заключается в создании новых образов, представлений, идей путем переработки материала восприятий и представлении, полученных ранее [2].

Ряд ученых, такие как Ю.А. Костенкова, С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер, полагают, что сейчас невозможно обучение и адаптация детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе со сверстниками, но исключение составляют те дети, с которыми проводили коррекцион-ную работу в специальных дошкольных учреждениях седьмого вида [5].

Е.А. Медведева отмечает, что у детей с ЗПР наблюдается слабая выраженность положительного мотивационного-потребностного компонента в развитии воображения. Наличие интереса к выполнению того или иного задания у детей с ЗПР зависит от сложности задания, что доказывает самокритичность детей с ЗПР, они боятся собственного неуспеха [3]. Также исследователи отмечают, что воображения детей с ЗПР не становится творческим, оно носит отстранённый репродуктивный характер [1]. Дети с ЗПР не умеют строить воображаемые образы, комбинировать и преобразовывать образы. Часто они имеют трудности с распознаванием скрытого смысла намерений или подтекста, образы их негибкие и статичные, они не могут их использовать в игре, структурные компоненты воображения развиты на уровне художественного и эмоционально-чувственного опыта.

Н.Е. Холманская считает, что при правильном подходе, коррекции, систематической работе не только педагогов-психологов и профессионалов, но и самих родителей и близких можно помочь детям с задержкой

психического развития сформировать и развить воображение, несмотря на нарушения [4].

Нами было изучено воображение 20 детей с ЗПР в возрасте 5-7 лет. Проведены были следующие методики «Дорисовывания фигур» (О.М. Дьяченко), методика «Сочинения сказки» (О.М. Дьяченко).

Методика О.М. Дьяченко «Дорисовывания фигур» направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы. Данная методики проводится как индивидуально, так и с группой детей.

При низком уровне развития воображения дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения. При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки.

Методика «Сочинения сказки» О.М. Дьяченко направлена на изучение особенностей воображения ребенка на вербальном материале. Данная методика проводится только индивидуально.

Высокий уровень развития вербального воображения оценивался 3 баллами. Для детей с высоким уровнем развития воображения характерно принятие задачи: дети действительно пытаются сочинять собственную сказку, а не пересказывать знакомую, сочиняют оригинальные сказки, их сказки развернуты, детализированы.

Средний уровень развития воображения оценивался 2 баллами. Среднему уровню выполнения задания соответствуют сказки, в которых дошкольник основывается на некоторых известных сказках, существенно их изменяя.

Низкий уровень развития воображения в методике оценивался 1 баллом. Дети с низким уровнем развития воображения фактически не принимали задачу: пересказывали знакомую сказку или просто не выполняли задание.

Анализ выполнения методики «Дорисовывание фигур» показал, что низкий уровень развития воображения характерен для 35% детей с ЗПР и 5% у нормотипичных детей, сред уровень развития воображения — 50% детей с ЗПР и 55% у здоровых детей, высокий уровень развития воображения — 15% детей с ЗПР и 40 % нормотипичных детей.

Нормотипичные дети с желанием рисовали фигурки, рассказывали, кого или что они нарисовали. Дети с ЗПР не были увлечены процессом,

большинство из них просто не захотели выполнять данное задание. Результаты выполнения методики приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Уровни развития воображения у детей с ЗПР и нормотипичных детей дошкольного возраста по методике «Дорисовывание фигур»

Уровень воображения Дошкольники с ЗПР Нормотипичные дети

Высокий уровень 15% 40%

Средний уровень 50% 55%

Низкий уровень 35% 5%

Источник: составлено автором.

Анализ выполнения методики «Сочинение сказки» выявил, что высокий уровень воображения характерен для 15% детей с ЗПР и 60% нормо-типичных детей. Дети с высоким уровнем развития вербального воображения с радостью придумывали сказку, активно жестикулировали руками при рассказывании сказки. Средний уровень развития воображения показали 60% детей с ЗПР и 40% нормотипичных детей. Низкий уровень воображения характерен для 25% дошкольников с ЗПР. Среди нормотипичных детей, не справившихся с заданием, не оказалось. Дети с ЗПР достаточно скованны были при пересказе сказки. Нормотипичные дети наоборот, рассказывая сказку, придумывали все новых и новых персонажей. Показатели выполнения методики «Сочинение сказки» приведены в таблице 2.

Таблица 2 — Уровни развития воображения у детей с ЗПР и нормотипичных детей дошкольного возраста по методике «Сочинение сказки

Уровень воображения Дошкольники с ЗПР Нормотипичные дети

Высокий уровень 15% 60%

Средний уровень 60% 40%

Низкий уровень 25% 0%

Источник: составлено автором.

Таким образом, диагностика вербального и невербального воображения выявила отличия в развитии как вербального, так и невербального

воображения детей дошкольного возраста. Дети с ЗПР отстают в развитии воображения. Среди нормотипичных детей много тех, кто рисует детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки. Среди детей с ЗПР таких небольшое количество. Вербальное воображение также лучше выражено у нормотипичных детей в отличие от детей с ЗПР. Их рассказы более детализированы, развернуты. Хотя среди детей с ЗПР также они встречаются.

Список литературы:

1. Веракса Н.Е., Кудрявцев В.Т. Диалектика развивающегося познания: мышление и воображение ребенка-дошкольника. Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2014. № 20 (142). С. 37-62.

2. Петрова И.С., Юрпольская А.А., Доль Л.В. Формирование воображения у дошкольников в процессе работы со сказкой, Вестник научных конференций. 2020. № 10-1 (62). С. 104-107.

3. Тимофи Т.А. Воображение дошкольников и особенности его развития, Аллея науки. 2021. Т. 1. № 1 (52). С. 748-750.

4. Холманская Н.Е. Развитие творческого воображения дошкольников с задержкой психического развития посредством монотипии. В сборнике: современные проблемы дефектологии глазами студента. Материалы VII Всероссийского конкурса студенческих публикаций в рамках XII Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. Ответственный редактор А.А. Андреева. 2018. С. 232-236.

5. Холманская Н.Е. Монотипия как средство развития творческого воображения дошкольников с задержкой психического развития, в сборнике: новое слово в науке и образовании. 2018. С. 102-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.