Научная статья на тему 'Литературные произведения как средство развития воображения у дошкольников с задержкой психического развития'

Литературные произведения как средство развития воображения у дошкольников с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воображение / дошкольники / задержка психического развития / коррекционно-развивающая работа / личность / развитие / imagination / preschoolers / mental retardation / correctional and developmental work / personality / development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстикова Ольга Николаевна, Стельникович Кристина Вячеславовна

Статья посвящена актуальной проблеме развития творческого воображения у дошкольников с задержкой психического развития в образовательной организации. Авторы подчеркивают, что воображение играет важную роль в личностном развитии ребенка, его социализации. В статье описаны особенности воображения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Представлено содержание формирующего эксперимента по данной теме. Обозначена эффективность целенаправленной коррекционно-развивающей работы по формированию воображения посредством литературных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толстикова Ольга Николаевна, Стельникович Кристина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the actual problem of the development of creative imagination in preschoolers with mental retardation in an educational organization. The authors emphasize that imagination plays an important role in the personal development of the child, his socialization. The article describes the features of imagination in preschool children with mental retardation. The content of the formative experiment on this topic is presented. The effectiveness of purposeful correctional and developmental work on the formation of the imagination through literary works is indicated.

Текст научной работы на тему «Литературные произведения как средство развития воображения у дошкольников с задержкой психического развития»

УДК 159.9

Ольга Николаевна Толстикова Кристина Вячеславовна Стельникович

г. Архангельск

Литературные произведения как средство развития воображения у дошкольников

с задержкой психического развития

Статья посвящена актуальной проблеме развития творческого воображения у дошкольников с задержкой психического развития в образовательной организации. Авторы подчеркивают, что воображение играет важную роль в личностном развитии ребенка, его социализации. В статье описаны особенности воображения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Представлено содержание формирующего эксперимента по данной теме. Обозначена эффективность целенаправленной коррекционно-развивающей работы по формированию воображения посредством литературных произведений.

Ключевые слова: воображение, дошкольники, задержка психического развития, коррекционно-развивающая работа, личность, развитие.

Olga Nikolaevna Tolstikova Kristina Vyacheslavovna Stelnikovich

Arkhangelsk

Literary works as a means of developing the imagination of preschoolers with mental

retardation

The article is devoted to the actual problem of the development of creative imagination in preschoolers with mental retardation in an educational organization. The authors emphasize that imagination plays an important role in the personal development of the child, his socialization. The article describes the features of imagination in preschool children with mental retardation. The content of the formative experiment on this topic is presented. The effectiveness of purposeful correctional and developmental work on the formation of the imagination through literary works is indicated.

Keywords: imagination, preschoolers, mental retardation, correctional and developmental work, personality, development.

Воображение - это процесс, при котором взаимодействуют другие психические функции, как восприятие, память и мышление, и на основе полученных в прошлом представлений создаются новые образы. Благодаря воображению человек может представить результаты творческой деятельности или труда до того, как началась эта деятельность. Этому процессу присуще аналитико-синтетический характер, поэтому действительность отражается в новых формах и сочетаниях [4].

Воображение - это тот процесс, который появляется и начинает развиваться уже в детском возрасте. Уровень развития воображения зависит от имеющегося опыта, приобретенного через наблюдения окружавшего мира ребенком, или благодаря знаниям, которые передает взрослый детям [5].

С рождения дети знакомятся с детской литературой, как колыбельные, стихи, сказки и рассказы. Все эти жанры литературных произведений используются и в детских садах, так как это способствует обогащению эмоций, развитию воображения и речи. Благодаря фантастическим сюжетам произведений ребенок приобретает разнообразные образы и на их основе может создавать свои новые представление, в чем и заключается суть процесса воображения.

Проблема исследования по данной теме заключается в том, что в современном мире выросло количество дошкольников с задержкой психического развития. Чаще всего первостепенно на коррекционной работе занимаются развитием психических процессов, как память, внимание, восприятие и мышление, и забывают про процесс воображения, которые имеет большое значение в развитии личности [2]. Дошкольникам с задержкой психического

развития свойственно такие особенности, как низкий познавательный интерес, бедный запас знаний и представлений об окружающем мире, отсутствие целенаправленной деятельности, которые препятствует развитию воображения. У данных детей снижение уровня воображения связанно с несформированность представлений и отсутствием умения ими оперировать.

Актуальность научного исследования обусловлена тем, что воображение имеет важную познавательную роль в развитии старшего дошкольника, так как этот процесс участвует и в развитие других психических функций, что способствует успешной обучаемости и социализации ребенка.

Целью корррекционно-развивающей работы являлось: развитие воображения у детей дошкольного с задержкой психического развития по средством художественной литературы.

Корррекционно-развивающая работа предполагала три этапа:

- подготовительный этап. Он включает в себя: анализ АООП, изучение рабочей программы дефектолога, которая способствует развитию воображения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития; подбор художественной литературы, подходящей по требованиям ФГОС; написание конспектов занятий, подготовка материалов для занятий;

- основной этап. Он включает в себя: подобрать место проведения занятий, определить продолжительность занятий, и выбор формы проведения занятий, направленных на развитие воображения у дошкольников с задержкой психического развития по средствам художественной литературы. Каждое занятие состоит из: организационного момента; чтения художественной литературы и обсуждение прочитанного; выполнение заданий и игр с целью сформировать вербальное воображение;

- заключительный этап. Проведение повторной диагностики по методикам из констатирующего эксперимента для изучения динамики развития воображения до и после формирующего эксперимента.

Основной этап формирующего эксперимента состоял из написания и проведения занятий, направленных на развитие воображения у детей дошкольного старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с применением художественной литературы.

При исследовании уровня развития воображения у дошкольников с задержкой психического развития, были выявлены результаты по которым были подобраны и разработаны задания и упражнения, а также примеры занятий для развития воображения.

Данная работа по развитию воображения у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития проводится на занятиях по разделу «Познание» формирование целостной картины мира. Перед началом основной развивающей работы, нужно было провести подготовительную работу - знакомство детей с литературными произведениями.

Важными критериями для подбора литературы являлись:

1. Критерий художественности.

2. Доступность.

3. Сюжетная занимательность.

Но так же важным фактором для побора художественной литературы, это была тематика занятий в группе. Планирование занятий по ознакомлению со сказками.

На каждом занятии используются методические приемы: обсуждение с детьми сюжета, персонажей, действий и сказочной ситуации; использование мнемотаблиц для лучшего запоминания сюжета [1].

Данная работа проводится для знакомства детей с литературными произведениями, основными задачами стало:

а) формировать навык пересказа с опорой на мнемотаблицы;

б) учить устанавливать последовательность картинок в мнемотаблице по сюжету;

в) закреплять навык запоминания сюжета;

г) развитие образной сферы;

Все занятия начинались с приветствия с детьми, а дальше озвучивалась тема занятий. Все занятия были связанные с профессиями. В основную часть входило прочтение литературного произведения. Это были сказка, рассказ, стихотворение и даже басня, подобранная по заданным темам и подходящая по возрасту [3]. В таблице 1 представлено содержание корррекционно-развивающей работы по развитию воображения у дошкольников с ЗПР.

Таблица 1

_Модель формирующего эксперимента_

Период

Литературное произведение

Развивающие задание на _воображение_

Приемы работы

1 неделя

Стихотворение «Пилот»

Упражнение «Продолжи сюжет».

Педагог предлагает детям подумать продолжение

стихотворение, как мечта мальчика могла сбыться.

Сказка

больше

трудится?»

«Кто

Упражнение «Корова». (модифицированная методика «Дорисованные фигуры»). Детям предлагается картинка с силуэтом коровы. Задание заключается в том, что дети придумывают различный окрас или рисуют пятна корове.

Обсуждение с детьми о профессии «Пилот» и «Фермер».

Работа с литературными произведениями. Беседа с детьми о сюжете сказки и стихотворения. Наблюдение (детям

предлагается рассмотреть различные виды коров и их окрасы).

Развитие творческой деятельности через

рисование.

Словесная работа над изменением сюжета.

2 неделя

Рассказ «Мальчик, который кричал «Волк»

Упражнение «Овца» (модифицированная методика «Дорисованные фигуры»). Детям предлагается дорисовать шерсть у овцы разными узорами и завитушками._

Упражнение «Спасти овцу». Детям нужно в сюжет сказки добавить персонажа, чтобы спасти овцу от волка._

Басня «Доярка и горшок молока»

Упражнение «Измени

сюжет».

Педагог предлагает детям придумать, как можно было бы изменить сюжет рассказал, чтобы доярка не разлила молоко.

Обсуждение с детьми о профессии «Пастух» и «Доярка»

Беседа с детьми о сюжете басни и рассказа: герои и их действия.

Работа с литературным произведением. Наблюдение (детям

предлагается рассмотреть, какая шерсть бывает у овец).

Словесная работа над изменением сюжета. Развитие творческой деятельности через

рисование.

3 неделя

Рассказ брата»

«Три

Упражнение «Измени

сюжет».

Педагог предлагает детям придумать, как можно было бы изменить сюжет рассказал, чтобы младший брат правильно себя повел._

Обсуждение с детьми о профессии «Сапожник», «Строитель» и

«Сапожник»

Беседа с детьми о сюжете рассказа и сказки: герои и их действия.

Сказка «Сапожник и гномы» Упражнение «Сапоги». (модифицированная методика «Дорисованные фигуры»). Детям даются картинки с белыми сапогами. Предлагается украсить сапоги узорами, как будто это они гномы, которые помогали сапожнику. Работа с литературным произведением. Наблюдение (детям предлагается рассмотреть, какая шерсть бывает у овцы). Словесная работа над изменением сюжета. Развитие творческой деятельности через рисование.

Сказка «Швейное дело» Упражнение «Платье». Детям предлагается нарисовать одежду, которые они бы хотели сшить. Упражнение «Измени сюжет». Педагог предлагает детям придумать, как можно было бы изменить сюжет рассказал, если бы не было гномиков. Обсуждение с детьми о профессии «Швея». Беседа с детьми о сюжете сказки: герои и их действия. Работа с литературным произведением. Наблюдение (детям предлагается рассмотреть какая шерсть бывает у овец). Словесная работа над изменением сюжета. Развитие творческой деятельности через рисование.

4 неделя Рассказ «Капитан Андрейка» Упражнение «Корабль». Дети рисуют самостоятельно корабль, на котором бы хотели плавать. Упражнение «придумай сам» Дети должны придумать, куда бы они хотели поплыть и какие приключения бы с ними произошли. Обсуждение с детьми о профессии «Капитан» и «Машинист». Беседа с детьми о сюжете сказки: герои и их действия. Работа с литературным произведением. Наблюдение (детям предлагается рассмотреть, какие бывают корабли и паровозы). Словесная работа над изменением сюжета. Развитие творческой деятельности через рисование.

Сказка «Паровозик из Ромашкова» Упражнение «Паровоз». Дети рисуют самостоятельно паровоз, как они представляют паровозик из Ромашкова. Упражнение «придумай сам». Дети придумывают, куда они бы хотели путешествовать на паровозике.

Заключительным этапом занятия, является обсуждение детей о пройденной профессии, повторение всех действий и предметов, связанных с ней.

После подготовительной работы, проводятся развивающая работа, направленная на развитие творческого воображения, она состоит из двух этапов:

Первый этап. Иллюстрация персонажа литературного произведения. Второй этап. Изменение сюжета сказки.

УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2023. № 2(2)

На первом этапе использует такие методические приемы, как: обсуждение сюжета произведения, персонажа и действий вместе с детьми; иллюстрация героев художественной литературы исходя из описания.

Основными задачи данного этапа является:

- развивать воображение через дорисовывание деталей персонажа из литературного произведения;

- развивать воображение через изображение персонажа литературного произведения;

Второй этап. Изменение сюжета сказки.

На этом этапе использует такие методические приемы, как: обсуждение сюжета произведения, персонажа и действий вместе с детьми; придумывание продолжение к литературному произведению или изменение его сюжета с добавлением нового героя.

Главные задачи данного этапа:

- развивать воображение через составления нового сюжета литературного произведения;

- развивать умение составлять полные предложения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При реализации формирующего эксперимента по развития воображения у дошкольников с задержкой психического развития посредство художественной литературы следует придерживаться следующих методических рекомендации:

Занятия нужно проводить перед тихим часом или поле активных занятий, так как физическая культура:

1) при прочтении художественной литературы нужно читать в среднем темпе, не ускоряться;

2) если в тексе используется неизвестное слово для дошкольников, то нужно понятно объяснить значение его;

3) после прочтения художественного произведения должен проводится анализ прочитанного, обсуждении всех специфичных свойств известных предметов, что необычного произошло в сказке, по мнению детей, и могло ли такое быть в жизни;

4) картинки в мнемотаблице по сюжету художественного произведения должны быть понятны для детей и ассоциировать с действиями или героями из художественного произведения;

5) во время придумывания с детьми нового сюжета сказки или нового персонажа, стоит помогать детям, задавая наводящие вопросы;

6) при проведении занятия, где будет упражнение с дорисовывание картинок, заранее нужно показать детям наглядный материал, чтобы детям легче было выполнить задание.

7) стоит создавать благоприятные условия для проведения занятий, чтобы детям было легче высказывать свое мнение или идеи, а также комфортно рисовать на занятии.

Систематическое проведение данных упражнений, по нашему мнению, это способно помочь детям развивать воображение посредством художественной литературы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника / О.М. Дьяченко. - Текст : непосредственный // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С. 52-59.

2. Дьяченко О.М. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии. - 1987. - № 1. - С.44-51.

3. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / О.М. Дьяченко. - Москва : Просвещение, 2008. - 79 с. - Текст : непосредственный.

4. Кравцова, Е.Е. Развитие воображения / Е.Е. Кравцова. - Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 12. - С. 37-41.

5. Кузнецова, Л.В. Использование игры в коррекционных целях / Л.В. Кузнецова. - Текст : непосредственный // Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения. - Москва, 1981.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

О.Н. Толстикова, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», г. Архангельск, Россия, e-mail: olga.osovskaya@mail.ru.

К.В. Стельникович, студентка 5 курса высшей школы педагогики, психологии и физической культуры, ФГБОУ ВО «ФГБОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», г. Архангельск, Россия, e-mail: stelnikovich.kristina00@mail.ru.

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

H.E. Tolstikova, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Special Pedagogy and Psychology, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia, e-mail: olga.osovskaya@mail. ru.

K.V. Stelnikovich, 5th Year Undergraduate Student, Higher School of Pedagogy, Psychology and Physical Education, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia, e-mail: stelnikovich.kristina00@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.