Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К СОЗДАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ ОБРАЗОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К СОЗДАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ ОБРАЗОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ВООБРАЖЕНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ / СЮЖЕТНОЕ РИСОВАНИЕ / КОРРЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клыпа Ольга Викторовна, Рахова Юлия Алексеевна

В предложенной статье представлено исследование особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством серии занятий по сюжетному рисованию. Авторами статьи, на основе использования диагностического материала Н.В. Шайдуровой, были выявлены уровни художественно-творческого развития у выбранной группы дошкольников. Результатом диагностического исследования стало определение того, что дети с задержкой психического развития встречают ряд значительных трудностей при создании рисунка как на заданную тему, так и по собственному замыслу. Было выдвинуто предположение, что данные особенности связаны с несформированностью диагностируемых показателей. Помимо того, в предложенной статье изложены результаты проведенной коррекционно-развивающей работы по заданному направлению, и выявлена её эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клыпа Ольга Викторовна, Рахова Юлия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE ABILITY TO CREATE CREATIVE IMAGES IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The proposed article presents a study of the features of the development of imagination in children with mental retardation of senior preschool age through a series of lessons on plot drawing. The authors of the article, based on the use of diagnostic material by N.V. Shaidurova, identified the levels of artistic and creative development in the selected group of preschoolers. The result of the diagnostic study was the determination that children with mental retardation encounter a few significant difficulties in creating a drawing both on a given topic and on their own. It was suggested that these features are associated with the lack of formation of the diagnosed indicators. In addition, the proposed article presents the results of the correctional and developmental work carried out in a given direction, and its effectiveness is revealed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К СОЗДАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ ОБРАЗОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

13. Титаренко, Л.Г. Экологический аспект образа жизни: основные ценности и типы поведения / Л.Г. Титаренко // Социологические исследования. - 2015. - №2. - С. 106-112

14. Тропа в гармонии с природой: Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. - М.: Р. Валент, 2007. - 176 с.

15. Федеральный закон от 14.03.1995 г. N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в редакции Федеральных законов с изменениями и дополнениями.

16. Фирулина, И.И. Формирование и развитие экологоценностных ориентаций в профессиональной подготовке обучающихся. Образование в современном мире: роль вузов в социально-экономическом развитии региона: сборник научных трудов Международной научно-методической конференции (Самара, 18 марта 2014) /отв. ред. Т.И. Руднева. -Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. - С. 53-56

17. Щелина, Т.Т. Организация и содержание волонтерской деятельности студентов / Т.Т. Щелина // Вестник. - 2006. -№ 7. - С. 6-9

Педагогика

УДК 376

доктор психологических наук, доцент Клыпа Ольга Викторовна

ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск); студент Рахова Юлия Алексеевна

ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К СОЗДАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ ОБРАЗОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В предложенной статье представлено исследование особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством серии занятий по сюжетному рисованию. Авторами статьи, на основе использования диагностического материала Н.В. Шайдуровой, были выявлены уровни художественно-творческого развития у выбранной группы дошкольников. Результатом диагностического исследования стало определение того, что дети с задержкой психического развития встречают ряд значительных трудностей при создании рисунка как на заданную тему, так и по собственному замыслу. Было выдвинуто предположение, что данные особенности связаны с несформированностью диагностируемых показателей. Помимо того, в предложенной статье изложены результаты проведенной коррекционно-развивающей работы по заданному направлению, и выявлена её эффективность.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, задержка психического развития, воображение, творческие образы, сюжетное рисование, коррекционная деятельность.

Annotation. The proposed article presents a study of the features of the development of imagination in children with mental retardation of senior preschool age through a series of lessons on plot drawing. The authors of the article, based on the use of diagnostic material by N.V. Shaidurova, identified the levels of artistic and creative development in the selected group of preschoolers. The result of the diagnostic study was the determination that children with mental retardation encounter a few significant difficulties in creating a drawing both on a given topic and on their own. It was suggested that these features are associated with the lack of formation of the diagnosed indicators. In addition, the proposed article presents the results of the correctional and developmental work carried out in a given direction, and its effectiveness is revealed.

Key words: senior preschool age, mental retardation, imagination, creative images, narrative drawing, correctional activities.

Введение. Воображение является важным психическим процессом, который позволяет человеку трансформировать существующие образы памяти в нечто новое. Оно принимает непосредственное участие в процессе становления личности. При помощи воображения человек учится создавать неповторимые образы и выдвигает идеи, от которых зависят будущие научные и художественные прорывы [1].

В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться активное или по-другому творческое воображение. Основой его успешного формирования являются развитые психические процессы, в особенности образная память. Дополнительное влияние на формирование творческого воображения оказывает мироощущение ребенка. Большое количество образов и переживаний из прошлого дошкольника позволяют успешно развивать данный вид воображения [2].

Изложение основного материала статьи. Концептуальные основы проблемы задержки психического развития (далее - ЗПР) у дошкольников изложены в работах Т.А. Власовой, М.С. Певзнера, К.С. Лебединской и других ученых. Основываясь на теоретических выкладках упомянутых учёных, более подробно остановимся на рассмотрении основных характеристик данной категории детей. Учеными было установлено, что одним из основных признаков ЗПР у ребенка является недостаточная сформированность волевой сферы и эмоциональная неустойчивость при обучении. Эти дети не обладают необходимой выносливостью для усвоения знаний, часто отвлекаются и быстро утомляются [3]. Все это сказывается на особенностях формирования воображения.

По мнению E. A. Медведевой, процесс развития воображения у детей с ЗПР отстаёт от нормотипичных сверстников [4]. Отмечается, что такие структурные компоненты, как художественный опыт и чувственные переживания находятся у данных детей на порядок ниже. Основным сниженным показателем выступает способность к образному и целостному видению воображаемой ситуации. Старшим дошкольникам с ЗПР сложно уйти от подражания к самостоятельному творчеству. В подобном случае ребенку требуется помощь взрослого, который задаст сюжет, направит, пояснит ключевые моменты [6].

При организации изобразительной деятельности, в частности рисовании, педагоги сталкиваются с отсутствием мотивации у дошкольников с ЗПР. Такой ребенок способен испытывать интерес к творчеству, но заинтересованность повышается, если задание не сложное или оно выполняется совместно с педагогом. Как и любой ребенок, дошкольник с ЗПР чувствует острую потребность быть успешным, а неудачи лишь понижают его самооценку [5].

Основываясь на вышеизложенном, следует отметить, что процесс развития воображения у дошкольников с ЗПР имеет важное значение для становления творческих черт личности. При занятии творчеством, в частности рисованием, ребенок не только накапливает зрительные образы, но и осваивает процесс их создания.

Творчество даёт возможность ребенку взглянуть на знакомый объект под другим углом, через призму фантазии. Сюжетное рисование учит ребенка не только новым способам изображения того или иного героя, но и позволяет раскрыть их взаимоотношения, а также показать чувства самого ребенка к персонажу. Организованное нами на базе МДОУ

(«Детский сад № 117») г. Петрозаводска исследование особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР включало 3 этапа.

Первый этап - выбор материала для проведения диагностики; определение уровня художественно-творческого развития у старших дошкольников с ЗПР.

Второй этап - подбор и изучение литературы по теме; подбор материала для проведения коррекционно-развивающей деятельности; проведение серии занятий, направленных на развитие воображения у выбранной группы.

Третий этап - проведение повторной диагностики уровня художественно-творческого развития; сравнение результатов, полученных в ходе первичной и повторной диагностики; определение изменений в ЗУН.

Нами было обследовано 17 детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

Для определения имеющегося уровня художественно-творческого развития у старших дошкольников с ЗПР была использована методика, состоящая их четырёх заданий, которые оценивались не индивидуально, а в совокупности.

В данной статье мы ставим своей задачей осветить результаты работы по каждому этапу и сделать выводы.

Первый этап. Для диагностики использовался представленный перечень заданий:

Задание № 1: аналогично тесту креативности Торренса «Неполные фигуры». Цель: активизация деятельности воображения, выявление умения видеть целое раньше части.

Задание № 2: «Нарисуй какой хочешь узор», направлено на проверку умения придумать и изобразить узор в заданной геометрической фигуре.

Задание № 3: «Веселые картинки», направлено на проверку самостоятельности умения подобрать и изображать сюжет при наличии фрагмента изображения.

Задание № 4: «Сказочная птица», направлено на проверку умения изобразить детализированный сказочный объект.

Требуется отметить, что было учтено имеющееся нарушение. Для выполнения диагностических заданий детям предоставлялся определенный набор цветных карандашей, так как чрезмерное количество средств изобразительности могло ввести дошкольников в замешательство, рассредоточить внимание и переключить с выполнения задания на рассматривание предложенных материалов. Результаты, полученные по итогу первого этапа, наглядно представлены в таблице 1. Условные обозначения: ВУР - высокий уровень развития; СУР - средний уровень развития; НУР - низкий уровень развития.

Таблица 1

Результаты констатирующего этапа по показателям Н. В. Шайдуровой

Критерии Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1. Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей. 33% 50% 17%

2.Разработанность содержания изображения. 17% _ 83%

3. Эмоциональность созданного образа, предмета, явления. _ 67% 33%

4. Самостоятельность и оригинальность замысла. 100% _

5. Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом. 100% _ _

6. Уровень развития воображения. - 67% 33%

Высокий уровень по первому показателю: дети способны к верному расположению частей предмета и передаче пространственных отношений (33%); средний уровень: дети способны передавать расположение частей предмета, но с небольшим искажением (50%); низкий уровень: в работе ребенка отсутствуют ключевые детали (17%).

Второй критерий - разработанность содержания изображения - представлен следующим образом: низкий уровень (83%) - в работах отсутствует детализация объекта; высокий уровень (17%) - ребенок стремится как можно более полно представить имеющийся замысел в своем рисунке.

Третий критерий - эмоциональность созданного образа, предмета, явления: средний уровень (эмоциональная выразительность проявлялась лишь в отдельных элементах их работы) - 67%; низкий уровень (работы лишены эмоциональной выразительности) - 33%.

Четвертый критерий - самостоятельность и оригинальность образа - у всех детей находится на среднем уровне (замысел работы выбран самостоятельно, но лишён оригинальности; дети способны дополнить свою работу, но только по просьбе педагога, дошкольники не обращались за помощью).

Пятый критерий - умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом - находится на высоком уровне развития у всех детей (результат работы соотносится с предварительным описанием. Необходимо отметить, что сюжет был крайне примитивен и состоял в основном из изображения одного простого объекта).

Шестой уровень - уровень развития воображения: 67% детей продемонстрировали средний уровень (ребенок испытывает трудности, рисуя на заданную тему; рисунок выполняется по образцу, при соблюдении всех этапов создания, заданных педагогом; творчество и самостоятельность проявляются в малом объёме; работа выполнена в удовлетворительном качестве). 33% детей - низкий уровень (ребенок не может или затрудняется изобразить объект с помощью педагога; работа выполнена непоследовательно и не по образцу; во время выполнения работы ребенок не действует самостоятельно, отсутствуют попытки к творчеству; работа низкого качества).

Таким образом, по результатам обследования старшие дошкольники с ЗПР имеют недостаточный уровень развития воображения и сопутствующих навыков. Их рисунки не отличаются оригинальностью, разработанностью и эмоциональной окраской.

Для проведения дальнейшей работы была разработана серия развивающих занятий продолжительностью 25-30 минут. Для побуждения к творчеству применялся ряд методов и приёмов: наглядные (показ иллюстраций), словесные (художественное слово, беседа, которая включала в себя уточняющие вопросы, пояснения и разъяснения). Занятия получились динамичными, так как предусматривали смену видов деятельности. Задания, направленные на развитие воображения, сменялись подвижными упражнениями, за счет чего дети могли переключиться и сбросить эмоциональное напряжение. На занятиях рассматривали такие темы, как времена года, быт и профессии людей, жизнь животных, птиц,

рыб, насекомых. Несколько тем были основаны на сказках, известных детям. Основой творческого процесса была следующая модель: беседа и рассматривание демонстрационного материала; совместное (схематическое) изображение нескольких объектов рисунка с педагогом; самостоятельная творческая деятельность, которая могла включать раскрашивание, детализацию, создание фона, дополнение рисунка другими объектами. По необходимости детям оказывалась помощь, и давались пояснения.

В процессе формирующего эксперимента прослеживались возникающие у детей трудности и успехи.

В качестве положительных аспектов деятельности детей можно выделить:

- выполнение предложенного рисунка (никто из детей не отказался от деятельности);

- интерес к предлагаемым темам;

- речевая активность;

- принятие помощи;

- проявление воображения и отражение его в рисунке на большей части занятий.

Трудности состояли в повышенной утомляемости детей и низком уровне их произвольности.

На последнем этапе исследования было реализовано повторное диагностическое исследование, результаты которого представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты контрольного этапа по показателям Н.В. Шайдуровой

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1. Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей. 40% 60%

2.Разработанность содержания изображения. 20% 60% 20%

3. Эмоциональность созданного образа, предмета, явления. - 100% -

4. Самостоятельность и оригинальность замысла. 20% 80% -

5. Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом. 100% - -

6. Уровень развития воображения. - 100% -

Результаты повторной диагностики свидетельствуют об эффективности проведенных занятий: в работах детей по их инициативе стал изображаться фон или его отдельные элементы. Обогатилась цветовая палитра рисунка. Необходимо отметить, что проведенная работа оказала положительное влияние и на графические навыки дошкольников. Дети старались закрашивать рисунки равномерно и не выходить за контур.

Эффективность проделанной работы представлена в диаграмме (рис. 1). При сравнении полученных результатов мы видим, что процентное содержание низкого уровня развития по показателям уменьшилось. Это говорит о том, что у детей произошло повышение уровня развития того или иного диагностируемого показателя.

Рисунок 1

Выводы. Основываясь на вышеизложенном, мы делаем вывод, что реализованная коррекционно-развивающая деятельность была эффективной и привела к качественным и количественным изменениям в художественно-творческом аспекте и развитии воображения детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. Следует отметить разницу между рисунками до и после проведения разработанной серии занятий. По завершении коррекционно-развивающей работы рисунки детей отличались более яркими, эмоциональными и насыщенными образами.

Литература:

1. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А.Я. Дудецкий. - Смоленск: СГПИ им. К. Маркса, 1974. - 152 с.

2. Журавлева, Ж.И. Специальное образование: Развитие детского творчества в онтогенезе и дизонтогенезе / Ж.И. Журавлева // Изучение и образование лис с ограниченными возможностями здоровья. - 2016. - № 3. - С. 22-29

3. Лебединская, К.С. Школьная пресса: Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // Дефектология. - 2006. - № 3. - С. 15-27

4. Медведева, Е.А. Школьная пресса: Коррекционная технология формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с ЗПР в театрализованных играх / Е.А. Медведева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - №3. - С. 24-30

5. Скоробогатов, В.А. Феномен воображения: Философия для педагогики и психологии / В.А. Скоробогатов, Л.И. Коновалов. - СПб: Союз, 2002. - 182 с.

6. Шевченко, С.Г. Школьная пресса: Обучение детей с задержкой психического развития / С.Г. Шевченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - №1. - С. 3-10

Педагогика

УДК 373.31

кандидат педагогических наук, доцент Койкова Эльзара Имдатовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); студентка Руднева Александра Вячеславовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности адаптационного периода первоклассников. На основе теоретического анализа перехода от дошкольного к начальному школьному периоду поставлена проблема описания внутренних, эмоциональных переживаний ребенка в течение первых недель и месяцев обучения. Статья актуально поднимает проблему эмоционального благополучия детей в школе и может стать отправной точкой для широкого круга работ, изучающих особенности эмоционального состояния школьников.

Ключевые слова: адаптация, обучение, педагог, обучающийся.

Annotation. The article discusses the features of the adaptation period of first-graders. Based on the theoretical analysis of the transition from preschool to primary school period, the problem of describing the internal, emotional experiences of a child during the first weeks and months of training is posed. The article raises the problem of emotional well-being of children at school and can become a starting point for a wide range of works studying the peculiarities of the emotional state of schoolchildren.

Key words: adaptation, training, teacher, student.

Введение. Получение звания «первоклассник», это не только сложный и ответственный момент в жизни ребенка, это и новая социальная роль, которая радикально изменяет полный архетип жизни. Зачисление в первый класс - поворотная ступень в жизни детей. Невнимательность, легкомыслие, включенность в игровую деятельность, присуще дошкольникам, сменяет новая школьная жизнь, которая насыщена обязанностями и ограничениями: отныне детям нужно каждый день посещать учебное заведение, регулярно и усиленно трудиться, соблюдать распорядок дня, придерживаться различным нормам и правилам школьной жизни, соответствовать требованиям педагога, посещать занятия, установленные программой школы, тщательно выполнять задания, достигать успехов в учебной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Рассматривая термин «адаптация», необходимо обратиться к немецкому психологу А. Уберту, который первый ввел понятие «адаптация» (adaрtatio) - прилаживание, приспособление, приноровление [16]. Анализируя данный термин, он обозначил его, как обычное состояние индивидуума, выражающееся в приспособлении (привыкании) к новейшим условиям жизни, новым занятиям, современным социальным взаимоотношениям, новым социальным ролям. Если рассматривать адаптацию в специально организованном месте, специфика того или иного учреждения или пространства будет требовать дополнение к характеристике понятия. Итак, адаптация к школе, может трактоваться как, модернизация познавательной, побудительной и эмоционально волевой сфер ребенка при преобразовании к постоянному построенному школьному образованию. Адаптационный период в школе - это момент, когда ребенок начинает привыкать к школьной атмосфере, знакомится с обучением и признает ответственность за этот процесс [11]. Стоит отметить, что для этого периода нет крайнего срока, так как ни один ребенок не похож на другого.

Сложность привыкания к обучению у новых школьников очень актуальна как для педагогики образования, так и для психологии [8]. Ведь от того, как пройдет социально-педагогическая адаптация первоклассника к учебному процессу, станет обуславливаться эффективность первого года обучения и эффективность общения как с педагогами, так и с одноклассниками.

Но основное - это возможность к социальному и личностному развитию. Значимость промежутка времени вступления в неизвестную для детей жизненную обстановку отражается в том, что от успешности курса зависит не только благополучие обучения, но и комфортность посещения школы, состояние здоровья ребенка, его отношение к школе и преподаванию.

Жизнь ребенка изменяется: все находится в зависимости от учебного заведения, обучения, школьных дел и хлопот. Это достаточно сложный период, т.к. он требует наибольшей мобилизации умственных и физических сил, поскольку с первых дней обучения в школе обучающие выполняют ряд задач, с которыми раньше не сталкивались [7, 8].

Ребенок не всякий раз отлично понимает свой новый статус, но испытывает и чувствует его, он гордится тем, что стал взрослым, он доволен своим новым положением.

Под «Школьной дезадапацией» понимается в самом широком смысле «несоответствие социопсихологического и психофизиологического состояния ребенка требованиям школьной ситуации, которая по разным причинам становится трудной для освоения или, в крайних случаях, невозможной» [9].

По словам М.М. Семаго, когда первоклассник трудится на грани своих умственных и физиологических способностей, всегда существует опасность дисгармонии [15]. Можно наблюдать различные формы проявления школьной дезадаптации: поведенческие (действия ребенка отличаются от нормативных требований образовательного учреждения) и воспитательные (возникают трудности с усвоением учебного материала).

Различные авторы выявили кое-какие предпосылки, которые в большинстве случаев приводят к школьной дезадаптации: социально-психологическая запущенность; неразвитые на должном уровне произвольные компоненты; мало

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.