Специальное образование. 2022. № 3 (67). Special Education. 2022. No 3 (67).
УДК 3 76.42-053 "465.00/07"
ББК Ч456.091 ГСНТИ 14.29.23
Александра Сергеевна Ходякова1'2^
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ТЕКСТОВЫМ И КАРТИННЫМ МАТЕРИАЛОМ
1 Московский государственный областной университет, Мытищи, Россия, [email protected]
2 Московский городской педагогической университет, Москва, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы изучения особенностей произвольного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) посредством знаково-симво-лических видов деятельности.
Приводится краткий анализ позиций исследователей по пониманию особенностей формирования у детей связного высказывания. Достаточный уровень развития связной речи отражается в способности адекватно воспринимать и интерпретировать окружающее, в том числе текстовые материалы, картины, а также в умении давать развернутый ответ на вопросы, раскрывать свои собственные представления, вступать в коммуникативные отношения с окружающими.
© Ходякова А. С., 2022
Код ВАК 5.8.3 Aleksandra S. Khodyakova
A STUDY OF THE TYPICAL FEATURES OF UTTERANCES OF PRESCHOOLERS WITH DISORDERS OF PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT IN THE PROCESS
OF ACQUAINTANCE WITH LEARNING TEXTS AND PICTURES
1 Moscow Region State University, Mytishchi, Russia, [email protected]
2 Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia
Abstract. The article deals with the issues of studying the typical features of arbitrary utterances in senior preschool children with disorders of psychological development (DPD) through signemic-symbolic kinds of activity.
The article provides a brief review of the positions of researchers on understanding the specific features of the formation of coherent speech in children. A sufficient level of development of coherent speech is reflected in the ability to adequately perceive and interpret the environment, including textual materials and pictures, as well as in the ability to give detailed answers to questions, present their own ideas, and enter into communicative relationships with others. This is what makes it possible to consider the development of coherent
Именно это позволяет рассматривать процесс развития связной речи в качестве основного направления познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста.
В статье представлена диагностическая методика, которая включает дифференциальные критерии по выполнению экспериментальных заданий с двумя группами детей: с нормальным речевым и когнитивным развитием и с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Приводится методика изучения состояния речемыслитель-ной деятельности детей старшего дошкольного возраста, которая состоит из трех серий заданий, включающих следующие направления: изучение особенностей речевой деятельности в процессе восприятия и словесной интерпретации содержания художественной картины; изучение возможностей ребенка в воспроизведении смыслового содержания картины; изучение способности продуцировать речевое высказывание по прослушанному тексту. Каждая серии имеет свой набор заданий, который позволяет детально проанализировать уровень сформированности связного высказывания.
Представленные экспериментальные данные обогащают исследовательский материал по изучению вербальных и невербальных психических процессов дошкольников с задержкой психического, в том числе коммуникативного развития. В статье представлен ход и результаты выполнения заданий детьми с задержкой психического развития и детьми с нормальным речевым и когнитивным развитием. По результатам проведенного исследования описываются наиболее
speech as the main direction of cognitive-verbal development of preschool children.
The article presents a diagnostic technique that includes differential criteria for performing experimental tasks with two groups of children: with typical speech and cognitive development and with disorders of psychological development of cerebral organic genesis. The article presents a method for studying the state of verbal-cognitive activity of senior preschool children, which consists of three series of tasks, including the following areas: studying the specific features of speech in the process of perception and verbal interpretation of the content of a painting or drawing; studying the child's capabilities in reproducing the semantic content of the picture; and studying the ability to produce an utterance on the basis of the comprehended text. Each series has its own set of tasks, which allows the researcher to analyze in detail the level of formation of a coherent utterance.
The experimental data presented in the article enrich the research material on the study of verbal and non-verbal mental processes of preschoolers with disorders of psychological development, including the communicative one. The article highlights the progress and results of tasks performed by children with disorders of psychological development and children with typical speech and cognitive development. Based on the results of the study, the authors describe the most characteristic features of coherent utterances of senior preschool children with disorders of psychological development of cerebral-organic genesis. They are presented in the description of disorders in the communicative sphere in children with DPD, of the
характерные особенности связных высказываний детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Они представлены в описании нарушений в коммуникативной сфере у детей с ЗПР, особенностей эмоционального реагирования, а также переработки вестибулярной и проприоцептивной информации.
Ключевые слова: ЗПР, задержка психического развития, дети с задержкой психического развития, дошкольники, детская речь, развитие речи, связная речь, произвольные высказывания, устная речь, речевая деятельность, знаково-символическая деятельность, художественная картина.
Информация об авторе: Ходякова Александра Сергеевна, аспирант кафедры логопедии, Институт специального образования и психологии, Московский городской педагогической университет; ассистент кафедры логопедии, факультет специальной педагогики и психологии, ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет», г. Мытищи; адрес: 141014, Россия, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24. Для цитирования: Ходякова, А. С. Изучение особенностей речевых высказываний дошкольников с задержкой психического развития в процессе знакомства с текстовым и картинным материалом / А. С. Ходякова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2022. — № 3 (67). — С. 111-123.
Современная исследовательская парадигма относительно развития речи позволяет рассматривать процесс совершенствования произвольного высказывания
typical features of emotional response, as well as processing of vestibular and proprioceptive information.
Keywords: DPD, disorders of psychological development, children with disorders of psychological development, preschoolers, children's speech, speech development, coherent speech, arbitrary utterances, oral speech, speech, signemic-symbolic activity, painting.
Author's information: Khodyakova Aleksandra Sergeevna, Post-Graduate Student of Department of Logopedics, Institute of Special Education and Psychology, Moscow City Pedagogical University; Assistant Lecturer of Department of Logopedics, Faculty of Special Pedagogy and Psychology, Moscow Region State University, Mytishchi, Russia.
For citation: Khodyakova, A. S. (2022). A Study of the Typical Features of Utterances of Preschoolers with Disorders of Psychological Development in the Process of Acquaintance with Learning Texts and Pictures. Special Education, 3(67), pp. 111-123. (In Russ.).
детей дошкольного возраста как основное направление в образовательной палитре их познавательно-речевого развития. Восприятие и интерпретация тексто-
вых материалов, произведений изобразительного искусства, умение вступать в коммуникативные отношения с окружающими напрямую связаны с уровнем развития связной речи [1; 3; 4; 9; 10; 13; 14]. Качественное воздействие на механизмы формирования и развития связной речи дают возможности ребенку достаточно успешно развиваться в коммуникативной и когнитивной деятельности, что в свою очередь отражается на эффективности кор-рекционно-развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития (ЗПР).
Ввиду значимости формирования текстовой грамотности детей в процессе развития связной речи обращает на себя внимание проблема обучения рассказыванию дошкольников с задержкой психического развития посредством знаково-символиче-ских систем. Знаковые системы сопровождают человека в процессе его деятельности и являются отражением действительности и ориентировки в ней. Например, картина, как знаково-символиче-ская система, представляет собой социокультурное явление, которое служит инструментом для познания окружающего мира, его образов, отношений и связей между объектами.
В исследованиях отмечается, что в рамках коррекционно-обра-зовательной работы с дошколь-
никами с ЗПР включение картин различной жанровой принадлежности представляет значительные трудности ввиду недостаточной сформированности познавательной деятельности, что, в свою очередь, обусловливает дефици-тарность осмысления изображенной ситуации [7; 4; 5; 8; 11; 15].
В свете значимости знаково-символических систем в познавательном развитии детей представляется интересным изучение связного высказывания дошкольников с задержкой психического развития посредством картин различной жанровой принадлежности.
Обратим внимание на то, что мы стремились в ходе исследования объединить процессы общения и мышления детей [12]. Внимание обращалось на то, что продуктивность восприятия картины и ее словесная интерпретация взаимосвязаны с выбором коммуникативной стратегии. Для подтверждения высказанного предположения нами был проведен констатирующий эксперимент. Методическую основу констатирующего эксперимента составили методики по использованию зна-ково-символических средств в коррекционно-развивающей работе [5; 10].
Целью проведения констатирующего эксперимента являлось изучение особенностей произвольного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития в процессе восприятия и интерпретации знаково-символиче-ских систем. Для выявления типичных особенностей связной речи дошкольников с задержкой психического развития экспериментальное исследование осуществлялось на базах разных образовательных организаций. За период 2019-2021 гг. в исследовании приняло участие 65 детей старшего дошкольного возраста с задержкой церебрально-органического генеза: 30 дошкольников в возрасте от 5-6 лет ГБДОУ «Детский сад № 83» Фрунзенского района Санкт-Петербурга и 35 воспитанников МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 47 „Дельфин"» г. Мытищи Московской области. Диагнозы детей подтверждены ПМПК, которые осуществляют отбор детей в указанные выше образовательные учреждения.
Экспериментальная методика состояла из трех серий заданий с уровневой системой оценки. Рассмотрим последовательно содержательный и интерпретационный аспекты каждой серии заданий.
Первая серия заданий была направлена на определение возможностей в воспроизведении смыслового содержания простой в композиционном плане картины. В процессе выполнения задания ребенку предлагалось рассмотреть картину и ответить на
вопросы. Затем экспериментатор просил составить рассказ по предложенной картине, который схематично зарисовывался экспериментатором. На заключительном этапе выполнения данной серии заданий проводилась беседа о содержании картины и рисунка экспериментатора, их сходствах и различиях.
Пятиуровневая оценка результатов выполнения каждого задания первой серии строилась таким образом, чтобы максимально полно представить особенности выполнения заданий детьми. Были представлены уровни от низшего к высшему в зависимости от результата выполнения заданий.
Отнесение большинства детей к первому (15 %) и второму (54 %) уровням сформированно-сти произвольного высказывания обусловлено дефицитом представлений о предметах окружающей действительности, их признаках, свойствах, действиях в конкретной ситуации. Так, в ходе составления рассказа связность и логичность речевого высказывания нарушалась детьми повторениями ранее сказанного, заменами обозначения расположения предметов на плоскости наречиями типа «здесь», «там» либо указательными жестами. К особенностям произвольных высказываний детей относится и привнесение элементов, не относящихся к содержанию картины,
отсутствие обозначения места и времени описываемых событий. Подобные знания и представления являются недостаточными для реализации знаково-символи-ческих видов деятельности.
Детям старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития были свойственны специфические особенности понимания, словесной интерпретации картинного и текстового материала. Предложенные серии заданий позволили зафиксировать недостаточный уровень знаний и представлений об окружающей действительности, что нашло отражение во взаимодействии с экспериментатором. Так, в рамках проведения предварительных и заключительных бесед по иллюстрациям отмечался незначительный интерес к беседе, что проявлялось в виде скованности мимики, жестов, отсутствия инициативы к общению, выхода за пределы наглядного материала.
Большое количество детей с ЗПР демонстрировали обеспокоенность, смущение в ходе выполнения заданий серии. Но появление мягкой игрушки — совы, которая была введена в качестве игрового элемента исследования, у значительной части дошкольников вызывало положительные эмоции. Тем не менее предложенная экспериментатором картина рассматривалась фрагментарно, отсутствовали попытки
установить связи между объектами изображения, что приводило не к составлению рассказа или описанию картины, а к хаотичному перечислению увиденного.
Представляет интерес то, что большая часть детей с ЗПР в ходе рисования изъявляла желание прервать экспериментатора и самостоятельно обозначить на листе необходимые объекты. Предоставляя им такую возможность, ведущие отмечали отсутствие речевого и игрового сопровождения данной деятельности. В некоторых случаях дошкольники проявляли стеснение, испуг при подобном предложении педагога, не решаясь принять участие в деятельности. Отсутствие речевого сопровождения при регуляции деятельности говорит о ее дефицитарности.
Целью второй серии являлось изучение возможностей ребенка в воспроизведении смыслового содержания картины по прослушанному тексту. В рамках данной серии были предложены задания с использованием адаптированных рассказов К. Д. Ушин-ского и иллюстративного материала, отражающего основную мысль подобранных текстов. Серия была представлена тремя видами заданий, каждое из которых позволило изучить особенности как построения связного высказывания, т. е. словесной интер-
претации, так и понимания изображенной ситуации.
В качестве первого задания дошкольникам предлагалось рассмотреть иллюстрацию, подобранную к адаптированному рассказу К. Д. Ушинского «Грядки гвоздики». Прочитав текст, экспериментатор проводил беседу по содержанию рассказа и картины. Затем рассказ прочитывался повторно, после чего ребенку необходимо было пересказать текст без опоры на наглядный материал.
Содержание методики проведения второго задания серии состояло в том, что экспериментатор просил рассмотреть ребенка ряд картин и прослушать адаптированный текст рассказа К. Д. Ушинского «Курица и утята». После прослушивания рассказа ребенку предлагалось выбрать ту картину, которая наиболее полно передает содержание текста. Осуществив подбор иллюстративного материала и обосновав свой выбор, дошкольник переходил к составлению пересказа без опоры на картину. На завершающем этапе выполнения задания экспериментатор проводил беседу с ребенком о содержании рассказа и его основной мысли.
Третье задание серии представляло собой следующую технологию проведения: экспериментатор предлагал ребенку на выбор четыре иллюстрации, к ко-
торым заранее были подобраны небольшие рассказы, описывающие сюжет картины. Дошкольнику необходимо было выбрать одну из них, после чего взрослый давал следующую инструкцию: «Я буду рассказывать, а ты скажешь, все ли верно». Важно отметить, что в процессе чтения рассказа экспериментатор намеренно делал ошибки, связанные с качественными характеристиками изображенных объектов. После завершения рассказа ребенку необходимо было обозначить, какие ошибки были допущены взрослым.
Выполнение заданий данной серии было затруднительным для дошкольников с задержкой психического развития ввиду недостаточного понимания законов природы, отношений между животными, которые были представлены в художественных текстах. Об этом свидетельствуют средние показатели сформиро-ванности навыков воспроизведения смыслового содержания картины. Следует отметить, что оценка произвольных высказываний детей также осуществлялась посредством методики набора ключевых слов (НКС) [10]. НКС был определен в дополнительно организованном эксперименте, в котором приняли участие 60 респондентов в возрасте от 18 до 50 лет, что позволило определить ключевые слова, способствую-
щие раскрытию содержательной стороны текста. Качественный анализ позволил определить, что произвольные высказывания детей с ЗПР не отражали основной мысли прослушанного текста, содержали лишь два-три ключевых слова, что не предоставило возможности зафиксировать полное понимание смысла текста и подобранной к нему иллюстрации.
Ко второму уровню (достаточно низкому) были отнесены высказывания 65 % детей с ЗПР. В рассказах детей данной группы обнаружены попытки сохранить последовательность изложения рассказа, которые носили фрагментарный характер. Речемысли-тельная деятельность детей прерывалась длительными паузами, которые были связаны с поисками необходимых слов («Он... взял... сорвал цветы»). Не находя нужного слова, дети возвращались к повторению уже сказанного. Таким образом, все рассказы были составлены из небольшого количества слов из НКС (одного-двух), которые многократно повторялись, что приводило к потере стройности и последовательности изложения («Он плакал... и... грядки... »; «Цветы... он сорвал. Да, сорвал»). Некоторая часть дошкольников с ЗПР была чрезмерно увлечена рассмотрением картины, которая была предложена экспериментатором. Предложенные взрослым наво-
дящие вопросы не приводили к развитию сюжета рассказа. Дошкольники либо игнорировали помощь взрослого, либо расценивали как возможность поделиться «внеконтекстными эпизодами», связанными с прошлым опытом.
В ходе оценивания полученных результатов нами были зафиксированы 35 % случаев, которые были отнесены к низкому уровню (первому). Так, некоторые испытуемые проявляли интерес к персонажу, который был введен в начале эксперимента (игрушка-сова), к предложенному картинному материалу, однако практически сразу же внимание детей обращалось на окружающую обстановку. Отдельные речевые высказывания не отражали цельность и связность текста. Значительная часть дошкольников не проявила интереса к заданию, дидактическому материалу, отказываясь от выполнения задания.
О нарушении понимания внутренних смысловых связей предложенного рассказа свидетельствовало и то, что дошкольники словесно интерпретировали только заключительную часть (развязку) сюжета, не обозначая начало (завязку) и середину (кульминацию). Выражение чувств, эмоций было затруднительным для большинства детей с ЗПР, а в некоторых случаях недоступным для этой категории дошкольников, что позволяет судить о зна-
чительных трудностях идентификации себя с персонажами, их состояниями.
При выборе картины к предложенному рассказу о животных дети с ЗПР испытывали трудности в осмыслении причинно -следственных связей, что нашло отражение в их речевой продукции. Качественный анализ текстов детей с ЗПР позволил выявить отсутствие начала сюжетной линии, которой становилось описание наиболее запомнившейся части. Выявлены и трудности планирования высказывания, выбора лексических и грамматических средств оформления речи (многочисленные повторы, наличие указательных местоимений, отсутствие предикатов и др.). Иллюстративный материал вызывал повышенный интерес, стремление быстрее назвать то, что изображено, которое исчезало после подробного рассмотрения картин. Помощь взрослого принималась неохотно, приводила к повторам ранее сказанного или молчанию, что не способствовало дальнейшему раскрытию сюжета.
Результаты оценки произвольных высказываний в процессе сравнения картинного материала и подобранного рассказа с намеренно допущенными ошибками указывают на значительные трудности построения речевого высказывания, что подтверждается появлением цепных место-
именных связей, лексических повторов, заменой речевых конструкций на указательные жесты, речевого негативизма. Среднее значение показателей составило у детей с ЗПР 76,7 %.
Сложности восприятия сюжетных картин напрямую связаны с их пониманием [10; 15], так как необходимо определить главные и второстепенные объекты, отношения между ними, построить смысловые связи, сюжетную линию, что представляло сложности для дошкольников с ЗПР. Дети эмоционально реагировали на появление картин, однако целостное восприятие и понимание не осуществлялось. Тем самым произвольное высказывание представляет собой не описание сюжета, а манифестацию обобщенного понимания, знания об объектах, их свойствах и действиях. В связи с этим у детей с задержкой психического развития наблюдалась тенденция к упрощению высказывания, неспособность выйти за пределы наглядно данного, отсутствию выразительных средств языка, мимики, жестов.
Третья серия заданий позволила изучить уровень сформиро-ванности связного высказывания в ходе составления небольших творческих рассказов на заданные темы (сказки, мультфильмы, любимые герои мультфильмов, сказок). Следует отметить, что исследования в рамках данной
серии проводились дистанционно, с помощью метода анкетирования. В качестве средства оценивания нами была принята система В. П. Глухова для определения уровня воспроизведения готового текста [6].
Произвольные высказывания дошкольников, полученные в результате проведения анкетирования с участием родителей, продемонстрировали неоднородность составленных текстов. Высказывания детей характеризовались отсутствием сюжетной линии повествования, временных и причинно-следственных связей, трудностями подбора лексических средств, заменой глаголов на звукоподражания. Особый интерес был зафиксирован в ходе составления рассказа о любимом персонаже мультфильма/сказки. В остальных случаях наблюдались трудности выбора объекта, что сопровождалось прерыванием рассказа, резким переходом к повествованию о другом объекте, вследствие чего нарушалась стройность, логичность и связность высказывания. Подобное явление не позволяло в полной мере раскрыть основную информацию об объекте, что соответственно снижало не только общее впечатление, но и понимание того, о чем говорится. В ходе выполнения данной серии большинство дошкольников с ЗПР столкнулись и с рядом трудностей, обусловлен-
ных отсутствием вспомогательных элементов (картина, предварительная беседа, уточняющие вопросы), так как им приходилось опираться только лишь на собственные представления.
Таким образом, в ходе выполнения серий заданий речевая продукция дошкольников с задержкой психического развития характеризовалась:
- нарушением функции планирования высказывания;
- затруднениями в выделении основных и второстепенных объектов картины;
- непониманием взаимоотношений между элементами картины;
- трудностями в принятии и удержании словесной инструкции;
- снижением контроля за смысловой стороной высказывания;
- отсутствием связности и развернутости выказывания;
- односложностью ответов;
- отсутствием эмоциональной окраски;
- наличием множества междометий, эмоциональных возгласов;
- редким появлением экспрессивных жестов.
В процессе экспериментального исследования было выявлено, что знаково-символические виды деятельности (речь, рисование, игра) дошкольников с задержкой психического развития развиты в недостаточной степени, проявляясь в слабой направленности
на взаимодействие с социумом и окружающим миром.
Безусловно, наличие первичных эмоциональных проявлений позволило констатировать заинтересованность детей с ЗПР в совместных видах деятельности со взрослым: игровой, коммуникативной, изобразительной. Однако полученные экспериментальные данные указывают на необходимость специально организованной совместной образовательной деятельности, которая направлена:
- на формирование произвольного внимания, памяти, знаний об окружающей действительности;
- обучение рассказыванию детей с ЗПР посредством знаково-симво-лических видов деятельности;
- развитие воображения детей с задержкой психического развития.
Полагаем, что применение различных видов знаково-симво-лической деятельности в коррек-ционно-образовательном процессе с дошкольниками с задержкой психического развития будет способствовать совершенствованию коммуникативной функции речи и становлению ребенка в социуме.
Литература
1. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гав-рилушкина, Г. Г. Голубева [и др.] ; под ред. Т. В. Волосовец, Л. В. Лопатиной. — Москва : Просвещение, 2021. — 336 с. — Текст : непосредственный.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. — 3-е изд., стер. — Москва : Академия, 2000. — 400 с. — Текст : непосредственный.
3. Ахутина, Т. В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. — Москва : Изд-во МГУ, 1989. — 213 с. — Текст : непосредственный.
4. Вечканова, И. Г. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью / И. Г. Вечканова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2012. — № 2 (26). — С. 20-29.
5. Гаврилушкина, О. П. Использование знаково-символических средств дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью. Психокоррекционный аспект / О. П. Гаврилушкина. — Текст : непосредственный // Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1. — С. 40-47.
6. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. — Москва : Аркти, 2002. — 142 с. — Текст : непосредственный.
7. Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы : коллектив. моногр. / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, Ю. С. Галлямова [и др.]. — Москва : УМЦ «Добрый мир», 2018. — 331 с. — Текст : непосредственный.
8. Екжанова, Е. А. Коррекционно-разви-вающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. — Москва : Просвещение, 2003. — 271 с. — Текст : непосредственный.
9. Жинкин, Н. И. Язык — речь — творчество / Н. И. Жинкин. — Москва : Лабиринт, 1998. — 368 с. — Текст : непосредственный.
10. Лебедева, И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыва-
нию по картине / И. Н. Лебедева. — Санкт-Петербург : ЦДК проф. Л. Б. Баря-евой, 2009. — 175 с. — Текст : непосредственный.
11. Лебедева, И. Н. Особенности рече-мыслительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития при восприятии картины / И. Н. Лебедева. — Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. — 2016. — № 51-4. — С. 227-232. — Текст : непосредственный.
12. Лебедева, И. Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности / И. Н. Лебедева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2012. — № 1 (25). — С. 166-183.
13. Леонтьев, А. А. Признаки связности и цельности текста / А. А. Леонтьев. — Текст : непосредственный // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. — Киев : Высшая школа, 1978. — 230 с. — Текст : непосредственный.
14. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольника: развитие связности детской речи (от речи ситуативной к контекстной) / А. М. Леушина. — Текст : непосредственный // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост.: М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — Москва : [б. и.], 1999, 2000. — С. 358-369.
15. Понимание и коммуникация: когнитивный контекст содержательно-смысловых конструктов : моногр. / О. А. Белобрыкина, И. С. Богачек, Е. Г. Вергунов [и др.]. — [Б. м.] : Скифия-принт, 2018. — 132 с. — Текст : непосредственный.
References
1. Baryaeva, L. B., Volosovets, T. V., Gav-rilushkina, O. P., Golubeva, G. G., et al. (2021). Adaptirovannaya osnovnaya obrazo-vatel'naya programma doshkol'nogo obrazo-vaniya detey s tyazhelymi narusheniyami rechi [Adapted basic educational program for preschool education of children with severe speech disorders] (Eds. T. V. Volosovets,
L. V. Lopatina). Moscow: Prosveshchenie, 336 p. (In Russ.)
2. Alekseeva, M. M., Yashina, B. I. (2000). Metodika razvitiya rechi i obucheniya rodno-mu yazyku doshkol'nikov [Methods of development of speech and teaching the native language of preschoolers] [Textbook for students of higher and average ped. institutions] (3rd ed., ster.). Moscow: Akademiya, 400 p. (in Russ.)
3. Akhutina, T. V. (1989). Porozhdenie rechi: neyrolingvisticheskiy analiz sintaksisa [Speech generation: neurolinguistic analysis of syntax]. Moscow: Izd-vo MGU, 213 p. (In Russ.)
4. Vechkanova, I. G. (2012). Teatralizo-vannye igry v korrektsionnoy rabote s dosh-kol'nikami s intellektual'noy nedostatochnos-t'yu [Dramatized games in correction work with pre-school children with mental retardation]. Special Education, 2(26), 20-29. (In Russ.)
5. Gavrilushkina, O. P. (2006). Ispol'zova-nie znakovo-simvolicheskikh sredstv dosh-kol'nikami s intellektual'noy nedostatoch-nost'yu. Psikhokorrektsionnyy aspekt [The use of sign-symbolic means by preschoolers with intellectual disabilities]. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, 1, 40-47. (In Russ.)
6. Glukhov, V. P. (2002). Formirovanie svyaznoy rechi detey doshkol'nogo vozrasta s obshchim rechevym nedorazvitiem [Formation of coherent speech of preschool children with general speech underdevelopment]. Moscow: Arkti, 142 p. (In Russ.)
7. Baryaeva, L. B., Vechkanova, I. G., Gal-lyamova, Yu. S., et al. (2018). Deti s zader-zhkoy psikhicheskogo razvitiya: eksperimen-tal'noe issledovanie i napravleniya korrek-tsionnoy raboty [Children with mental retardation: experimental research and directions of correctional work] [Collective monograph]. Moscow: UMTs «Dobryy mir», 331 p. (In Russ.)
8. Ekzhanova, E. A., & Strebeleva, E. A. (2003). Korrektsionno-razvivayushchee obu-chenie i vospitanie. Programma doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy kompensiru-yushchego vida dlya detey s narusheniem in-
tellekta [Correction-developing training and education. The program of preschool educational institutions of a compensating type for children with intellectual disabilities]. Moscow: Prosveshchenie, 271 p. (In Russ.)
9. Zhinkin, N. I. (1998). Yazyk — rech — tvorchestvo [Language — speech — creativity]. Moscow: Labirint, 368 p. (In Russ.)
10. Lebedeva, I. N. (2009). Razvitie svyaz-noy rechi doshkol'nikov. Obuchenie rasska-zyvaniyu po kartine [The development of coherent speech of preschoolers. Teaching storytelling from a picture]. St. Petersburg: TsDK prof. L. B. Baryaevoy, 175 p. (In Russ.)
11. Lebedeva, I. N. (2016). Osobennosti rechemyslitel'noy deyatel'nosti doshkol'nikov s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya pri vospriyatii kartiny [Peculiarities of speech-cogitative activity of preschoolers with mental retardation in the perception of the picture]. Problemy sovremennogo pedagogiche-skogo obrazovaniya, 51-4, 227-232. (In Russ.)
12. Lebedeva, I. N. (2012). Svyaznaya rech': rech' v obshchenii i rech' v deyatel'nosti [Connected speech: speech in communication and speech in activity]. Special Education, 1(25), 166-183. (In Russ.)
13. Leont'ev, A. A. (1978). Priznaki svyaz-nosti i tsel'nosti teksta [Signs of coherence and integrity of the text]. In Psikholingvisti-cheskaya i lingvisticheskaya priroda teksta i osobennosti ego vospriyatiya. Kiev: Vys-shaya shkola, 230 p. (In Russ.)
14. Leushina, A. M. (1999, 2000). Razvitie svyaznoy rechi u doshkol'nika: razvitie svyaznosti detskoy rechi (ot rechi situativnoy k kontekstnoy) [The development of coherent speech in a preschooler: the development of coherence in children's speech (from situa-tional to contextual speech)]. In M. M. Alek-seeva, V. I. Yashina (Comp.), Khrestomatiya po teorii i metodike razvitiya rechi detey doshkol'nogo vozrasta (Textbook for students of preschool departments and faculties of higher and secondary pedagogical educational institutions, pp. 358-369). Moscow. (In Russ.)
15. Belobrykina, O. A., Bogachek, I. S., Vergunov E. G., et al. (2018). Ponimanie i kommunikatsiya: kognitivnyy kontekst soder-zhatel'no-smyslovykh konstruktov [Understanding and communication: the cognitive context of content-semantic constructs] [Monograph]. Skifiya-print, 132 p. (In Russ.)