Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ И ДЕТСКИХ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ И ДЕТСКИХ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
182
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООБРАЖЕНИЕ / АФФЕКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / ДЕТСКИЕ СТРАХИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Игнатова Ю.В., Невзорова М.С.

В статье раскрыта тема воображения, его искажения и влияние этого искажения на появление у ребенка страхов. Рассматривается возрастная норма проявления страхов у дошкольников, этиологические и содержательные основы, периодизации формирования страхов как одного из векторов развития воображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTORTION OF THE DEVELOPMENT OF IMAGINATION AND THEIR IMPACT ON CHILDREN'S FEARS

The article reveals the theme of imagination, its distortion and the influence of this distortion on the appearance of fears in a child. There are also distortion factors and prevention methods.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ И ДЕТСКИХ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ И ДЕТСКИХ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Юлия Витальевна Игнатова

студент

уи1. 1§па1оуа03 .сот

Мария Сергеевна Невзорова

кандидат педагогических наук, доцент trud.mgau@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье раскрыта тема воображения, его искажения и влияние этого искажения на появление у ребенка страхов. Рассматривается возрастная норма проявления страхов у дошкольников, этиологические и содержательные основы, периодизации формирования страхов как одного из векторов развития воображения.

Ключевые слова: воображение, аффективное воображение, детские страхи.

Развитие воображения у детей является одним из классических направлений педагогики и психологии. Учеными и практиками получен многолетний опыт развития этого психического процесса, а также обнаружения в нем нормы и патологии. В наше время все чаще стали уделять внимание психическому здоровью и равновесию ребенка, так как на него возлагается огромная ответственность в дальнейшем обучении в школе. К чему может привести его неправильное развитие, как образуются детские страхи и норма появления страхов. В своих исследованиях психологи отмечают огромную роль воображения: в развитии личности ребенка, к примеру можно привести исследования В.В. Богословский, В.А. Бушинский, Н.С. Шабалин и другие, развитии в творческой природе познания - А.Я. Дудецкий, Н.С Коршунова, А.И. Розов и другие, в определении творческой личности В.Г. Леонтьев, А.Я. Дудецкий, В.Г. Разумовский и другие, сущности черт деятельности Л.С. Выготский, Р.Г. Натадзе, В.Д. Шадриков и другие.

Вместе с тем нужно отметить, что проблема страха у дошкольников, как частного явления воображения, до сих пор относится к числу наиболее дискуссионных.

Воображение - это «психический процесс, с помощью которого ребенок активно познает и моделирует в ментальном плане окружающий мир. В нормальном развитии ребенка воображение является биологической, генетической функцией с отлаженной системой своевременного выхода из фантазий в реальный мир» [7]. Воображение играет важную роль в регулировании поведения, так как есть непрерывная взаимосвязь эмоций с деятельностью человека. Один из векторов развития воображения у ребенка в дошкольном возрасте предполагает и появление страхов. Страх для среднего и старшего дошкольных возрастов является нормой развития. Но и для интенсивности страха существует нормативность, поскольку он, помогая ребенку осваивать идеальные категории, не должен оказывать негативное влияние на формирование личности, то есть не должен переходить в форму

фобии. Развитие воображения начинается в 2,5-3 года и этот период считается первым этапом. По мнению О.М. Дьяченко «происходит разделение на познавательное и аффективное» [3], они связаны с двумя важнейшими новообразованиями возраста. В этом возрасте ребенок отделяет себя от предмета и от действия с ним, а также он выделяет свое «я» и свои переживания.

Дети в это время представляют себе ситуации, которые, в основном, связаны с их переживаниями. Они начинают представлять те угрозы, которыми родители пытаются успокоить и воспитать своих детей. Бывает, что для остановки нежелательного поведения ребенка взрослые пытаются напугать ребенка негативными действиями со стороны вымышленных персонажей (например, «тебя украдут цыгане», «съест Баба-Яга» и т.д.). Но родители чаще всего забывают, что в этом возрасте дети плохо отличают фантазии от реальности, из-за чего и появляются страхи.

Также О.М. Дьяченко отмечает, что «аффективное воображение связано именно с использованием символов. Негативные эмоции, в отличие от положительных, которые связанны непосредственно с действиями, выражаются именно символами» [2]. Эмоции положительные черпаются ребенком из опыта, а негативные могут служить продуктом фантазирования. Изначально, дети заимствуют символы в виде злодеев из сказок и мультфильмов, после начинают придумывать свои собственные интегрирующие знаемые образы (например: кот чудовище, гигантский хищный цветок, дом с глазами и т.д.).

Для защиты личности с помощью воображения ребенок также использует создание вымышленной ситуации. Если ему угрожает опасность, он будет строить ситуацию, в которой угроза пропадает. В выдуманной ситуации он поддерживает свое «я», если в реальности так не происходит. Именно при использовании данного механизма ребенок начинает придумывать истории о том, что он самый сильный, самый смелый из всех детей [6].

Детей без страхов не бывает, но иногда детские страхи становятся настолько сильными, что ребенок уже не может справится с ними

самостоятельно, вследствии чего появляются патологии в личности или невротические явления - фобии.

По исследованиям А. И. Захарова можно судить, что у мальчиков (3 года) появление страхов начинается раньше, чем у девочек (4 года) [4]. Это обусловлено тем, что мальчики раньше начинают реагировать на опасность от выдуманных злодеев, нежели девочки, которые, как правило, их просто вытесняют из поля восприятия. Данный возраст обладает спецификой развития фантазии. Воображение работает настолько бурно, что ребенок еще не до конца отличает реальность от воображения, из-за чего создаваемые образы настолько яркие, что обладают почти реальными чертами, как бы живут реальной жизнью. Благодаря воображению внутренний мир становится более реалистичным и «живым», что сказывается и на более реалистичные образы монстров, которых ребенок себе представляет [14].

Именно эмоционально чувствительные и впечатлительные дети верят в злодеев из книг и мультфильмов благодаря развитому воображению. Боязнь и вера в них здесь играет роль своеобразного теста на развитие психических качеств[5], проверки на возрастное соответствие норме развития процесса воображения. С. Янсон, С. Виноградов говорили о том, что богатство внутреннего мира ребенка зависит от его воображения [6].

Многие страхи детей не задерживаются долго и проходят сами собой по мере взросления, без каких-либо последствий. С другими ребенок справляется сам, путем того же воображения. Третьи же по-настоящему беспокоят ребенка из-за его неспособности с ними справится. Они вызывают постоянное чувство тревоги и незащищенности.

Возраст четырех, пяти лет является вторым этапом развития воображения. Этот возраст можно отнести к усвоению норм, социальных в первую очередь, а также правил и примеров деятельности. Для этого возраста родители выбирают обучение через примеры, на которые должен равняться ребенок. [1]

Страхи перед вымышленными персонажами, как правило, проходят у детей к 5 годам. К этому времени ребенок уже может отличить воображение от реальности. С приходом этого возраста здоровые дети уже избавляются от большей части своих приобретенных страхов. Аффективное воображение образует патологические страхи.

Педагоги-психологи, родители отмечают, что у некоторых детей наблюдается достаточно высокий порог проявления страха. Часто это сопряжено с низкой способностью к воображению в целом. Как правило это означает отклонение от нормы возрастного развития, недостаточную сформированность психических процессов [11]. Это может произойти из-за заболевания, затронувшего когнитивную сферу, а также в результате воспитания ребенка в обедненной среде в ситуации гипперопеки. В ряде случаев именно это является основой для эмоциональной депривации и отсутствия глубоких чувств. Такие дети не боятся ни за себя, ни за других.

Категория бесстрашных детей, как отмечают психологи, зачастую происходит из семей алкоголиков и прочих неблагополучных родителей, является особой. У таких детей наблюдается: поверхностные чувства, необдуманные обещания и раскаяние рассчитанное на внешний эффект [6], что называется ЗПР. ЗПР или задержка психического развития - это нарушение психического развития являющееся отставанием от возрастной нормы.

В норме ребенок, знакомясь со сказками и мультфильмами, учится вовремя распознать опасность и находить выход из исходящей ситуации. Именно эти умения несомненно пригодятся ребенку в будущем. Так что сказки, мультфильмы можно считать школой узнавания эмоций и скрытых черт людей.

Страх же является наиболее опасной эмоцией человека [10; 11]. Но в период дошкольного возраста многие страхи легко подвержены психологическому воздействию и могут быть скорректированы [12; 13].

Можно ли считать страх конструктивным переживанием? Конструктивное переживание - это редактирование картины мира или наших ожиданий. Страх

помогает человеку предвидеть опасности до их появления и принимать меры по избеганию их вовремя. Благодаря страху повышаются шансы на вживание и психологическое благополучие. По этому, педагогу в своей работе нужно учитывать этапы формирования воображения ребенка, формирующие в том числе и страхи, как защитный механизм. Помимо нормы проявления страха здесь требуются и его психолого-педагогическое «окультуривание», направление в конструктивное русло развития.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Издательство «Просвещение» 1982.

2. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников, Вопросы психологии. М.: 1987. № 1.

3. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста, Вопросы психологии. М.: 1980. № 2.

4. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Издательство «Педагогика», 1986.

5. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2000.

6. Фридстад М., Арнольд Дж. Ребёнок с эмоционально неустойчивым характером. СПб.: 2004.

7. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д: Издательство «Феникс» 2003.

8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Издательство «Педагогика» 1978.

9. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.: Издательство «Валерии СПД», 2002.

10. Невзорова М.С., Корепанова Е.В. Интернальные условия проявления ответственного отношения субъекта к деятельности // Вопросы современной

науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. DOI: 10.17277/voprosy.2022.01.pp.125-139 [Электронный ресурс] / URL: http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2022/01/12.pdf

11. Корепанова Е.В., Филимонова Е.М. Психолого-педагогические факторы здоровьесбережения школьников в процессе обучения // Наука и Образование. 2018. № 3-4. С. 21.

12. Невзорова М.С., Усова М.А. Развитие словесно-логического мышления у обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ // Современная школа России. Вопросы модернизации. 2021. № 1 (35). С. 37-39.

13. Виноградова А. А., Невзорова М.С. Инклюзивное обучение и воспитание как условие для адаптации детей с аутизмом // Наука и образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 194.

UDC 159.9

DISTORTION OF THE DEVELOPMENT OF IMAGINATION AND THEIR IMPACT ON CHILDREN'S FEARS

Yulia V. Ignatova

student Maria S. Nevzorova

Ph.D., Associate Professor Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract: The article reveals the theme of imagination, its distortion and the influence of this distortion on the appearance of fears in a child. There are also distortion factors and prevention methods.

Keywords: imagination, fears, child, development.

Статья поступила в редакцию 21.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2022; принята к публикации 30.03.2023.

The article was submitted 21.02.2023; approved after reviewing 20.03.2022; accepted for publication 30.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.