Научная статья на тему 'Сказка как средство формирования воображения у детей старшего дошкольного возраста'

Сказка как средство формирования воображения у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
773
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / СКАЗКА / ВООБРАЖЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ФАНТАЗИРОВАНИЕ / ПРИДУМЫВАНИЕ / PSYCHOLOGY / FAIRY TALE / IMAGINATION / DEVELOPMENT / FANTASY / INVENTING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Финк А. С.

В статье рассматриваются теоретические основы формирования воображения у детей старшего дошкольного возраста, организация и методы исследования воображения у детей старшего дошкольного возраста при помощи сказки, формирование воображения у детей старшего дошкольного возраста с помощью сказки. Во все времена воображение было важнейшим аспектом жизни человека. Благодаря воображению человек может творить, планировать свою деятельность и управлять ею. Воображение также играет огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Выборка исследования влияния сказки на воображение детей старшего дошкольного возраста включала себя группу из 15 детей старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ № 174 г. Новокузнецк. Выявление уровня сформированности представлений воображения у детей старшего дошкольного возраста выполнялось по средству трех методик: «Солнце в комнате» (В. В. Сильнеков, В. Т. Кудрявцева), Методика «Складная картинка», Методика «Как спасти зайку».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fairy tale as a means of forming the imagination of older preschool children

The article considers theoretical bases of formation of the imagination in children of preschool age, organization and methods studies of imagination in children of preschool age through tales, the formation of the imagination in children of preschool age through tales. At all times, imagination has been the most important aspect of human life. Through imagination, a person can create, plan, and manage their activities. Imagination also plays a huge role in the development and improvement of the human species. The sample of the study of the influence of fairy tales on the imagination of children of senior preschool age included a group of 15 children of senior preschool age on the basis of MBDOU No. 174 Novokuznetsk. Identification of the level of formation of imagination representations in children of senior preschool age was performed using three methods: "the Sun in the room "(V. V. Silnekov, V. T. Kudryavtseva), the" Folding picture "Method, and the"how to save a Bunny" Method.

Текст научной работы на тему «Сказка как средство формирования воображения у детей старшего дошкольного возраста»

Сказка как средство формирования воображения у детей старшего дошкольного

возраста

Fairy tale as a means of forming the imagination of older preschool children

Финк А. С.

Студент 2 курса, Новокузнецкого института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» Факультет психологии и педагогики Кафедра психологии и общей педагогики РФ, г. Новокузнецк

Fink A. S.

2nd year student, Novokuznetsk Institute (branch) Federal state budget educational institutions of higher education «Kemerovo state University» Faculty of psychology and pedagogy Department of psychology and General pedagogy Russian Federation, Novokuznetsk

Аннотация.

В статье рассматриваются теоретические основы формирования воображения у детей старшего дошкольного возраста, организация и методы исследования воображения у детей старшего дошкольного возраста при помощи сказки, формирование воображения у детей старшего дошкольного возраста с помощью сказки. Во все времена воображение было важнейшим аспектом жизни человека. Благодаря воображению человек может творить, планировать свою деятельность и управлять ею. Воображение также играет огромное значение для развития и совершенствования человека как вида.

Выборка исследования влияния сказки на воображение детей старшего дошкольного возраста включала себя группу из 15 детей старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ № 174 г. Новокузнецк.

Выявление уровня сформированности представлений воображения у детей старшего дошкольного возраста выполнялось по средству трех методик: «Солнце в комнате» (В. В. Сильнеков, В. Т. Кудрявцева), Методика «Складная картинка», Методика «Как спасти зайку».

Annotation.

The article considers theoretical bases of formation of the imagination in children of preschool age, organization and methods studies of imagination in children of preschool age through tales, the formation of the imagination in children of preschool age through tales. At all times, imagination has been the most important aspect of human life. Through imagination, a person can create, plan, and manage their activities. Imagination also plays a huge role in the development and improvement of the human species.

The sample of the study of the influence of fairy tales on the imagination of children of senior preschool age included a group of 15 children of senior preschool age on the basis of MBDOU No. 174 Novokuznetsk.

Identification of the level of formation of imagination representations in children of senior preschool age was performed using three methods: "the Sun in the room "(V. V. Silnekov, V. T. Kudryavtseva), the" Folding picture "Method, and the"how to save a Bunny" Method.

Ключевые слова: психология, сказка, воображение, развитие, фантазирование, придумывание.

Key words: psychology, fairy tale, imagination, development, fantasy, inventing.

Во все времена воображение было важнейшим аспектом жизни человека. Благодаря воображению человек может творить, планировать свою деятельность и управлять ею. Воображение также играет огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Практически вся человеческая культура, материальная и духовная, является продуктом воображения и творческой деятельности людей. Человек с развитым воображением всегда будет полезен обществу в постоянно меняющимся мире. Именно поэтому так

важно развивать этот психический процесс еще с самого детства. Как известно, воображение интенсивно развивается именно в дошкольном возрасте, особенно у детей старшего дошкольного возраста.

Исследованием развития воображения у детей занимались Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, В. В. Давыдов Д. Б. Эльконин, и другие.

Определение воображения и теорий довольно много как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Поэтому это одна из наиболее сложных проблем в психологии.

А.Я. Дудецкий определил: есть в пределах 40 всевозможных определений воображения, так же вопрос о его сути и отличии от иных психологических процессов до сих времен остается дискуссионным.

А.В. Брушлинский: что проблемы в определении самого мнения воображения, нечеткость пределов сего мнения. Он считает, собственно, что классические определения фантазии как возможности к созданию свежих образов практически сводят данный процесс к креативному мышлению, к оперированию представлениями.

Была предпринята попытка раскрыть суть определения мнения воображения Н.В. Субботиной. Воображение трактуется ею как "свойственная лишь только человеку вероятность сотворения свежих образов (представлений) методом переработки предыдущего". Внимание к задаче воображения не исчерпывается исследовательскими работами вышеназванных создателей, он содержит значительно больше необъятную географию и обнаруживает себя в работах изыскателей самых всевозможных секторов экономики познаний.

Так же мы должны думать о воображении не как о простой силе, а как о сложной последовательности процессов, включающих отношения впечатление-идея-связь и память. Полученные таким образом данные все еще связаны с их эпистемологическим контекстом, и только воображение дает возможность выйти за пределы определения пространства-времени и причинно-следственных связей, что позволяет более свободно отображать чувственные данные.

По словам детского психолога Салли Годдард Блайт, директора института нейрофизиологической психологии и автора книги «Гений естественного детства: секреты процветания детей», важность воображения во всех сферах развития ребенка невозможно переоценить.

Проще говоря, воображение - это способность создавать визуальные образы в глазах разума, что позволяет нам исследовать всевозможные образы и идеи, не ограничиваясь физическим миром. Именно так дети начинают развивать навыки решения проблем, открывая новые возможности, новые способы видения и существования, которые развивают важные способности в критическом мышлении, которые помогут ребенку на протяжении всей жизни.

Исследования института нейрофизиологической психологии показали, что воображение может способствовать развитию важных социальных качеств, таких как сотрудничество, сочувствие и оценка чувств других людей. В исследовании 2013 года «Притворись и физическая игра» психологи Эрик Линдсей и Малинда Колвелл отметили, что дети, которые занимаются творческой игрой, выражают больше эмоциональной вовлеченности, вдумчивости и понимания, а также менее негативное эмоциональное выражение, такое как эгоизм и гнев, и получают более высокие оценки тесты эмоциональной регуляции и понимания.

Исследованием сущности и механизмов воображения занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.Я. Дудецкий, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейн и др., а также этому посвящены и работы зарубежных психологов: Дж. Гилфорда, Т. Рибо,

П. Торранса и др.

В дальнейших исследованиях Ж. Пиаже выделяет познавательное воображение и связывает его с возможностью предвосхищения и преобразования ситуации, видит позитивную познавательную роль воображения в развитии ассимилятивных механизмов интеллектуальной сферы детей.

Метод теоретического изучения и анализа литературы необходим для более точного представления методологии нашего исследования. Так же он позволяет изучить уже имеющийся материал в научной литературе для решения проблемы исследования. С помощью теоретического анализа мы выявили возможность формирования у детей старшего дошкольного возраста воображения при использовании для этого сказки.

Экспериментальное исследование проводилось для определения влияния сказки на формирование воображения у старших дошкольников

В нашем исследовании для проведения диагностики использовались три методика для выявления у детей уровня сформированности их воображения, все методики подходили для детей старшего дошкольного возраста. (В. В. Сильнеков, В. Т. Кудрявцева);

Методика: «Солнце в комнате».

Методика предназначена для выявления способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. И представляет собой работу с ребенком с использованием картинок с изображением комнаты, в которой находится человек и солнце.

Во время работы психолог, показывает ребенку картинку и дает указания посмотреть на нее после чего психолог дает следующее задание: исправить рисунок

В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", «Картинку исправлять не нужно») -

1 балл.

2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.

3. Содержательное устранение несоответствия: а) простой ответ (Нарисовать в другом месте -"Солнышко на улице") - 3 балла. б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.

4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) - 5 баллов.

Методика «Складная картинка»

Данная диагностика воображения строится на умении ребенка видеть целое раньше части. Для занятия понадобится складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба размером 10 на 15 см.

Психолог спрашивает у ребенка, что нарисовано на картинке. Затем психолог складывает картинку пополам и спрашивает у ребенка, во что превратилась утка. Занятие продолжается по мере раскладывания и складывания картинки. Всего возможно пять вариантов складывания: мостик, домик, угол, труба, гармошка.

При обработке данных учитывается общий смысл ответов во время выполнения задания.

Отсутствие ответа — один балл.

Ответ описательного типа, то есть перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его: «У утки нет головы», «Утка сломалась», «Утка разделилась на части» — два балла.

Ответы комбинирующего типа: включение персонажа (в данном случае — утки) в новую ситуацию, сохранение целостности изображения при сгибании рисунка («Утка заплыла за лодку», «Утка нырнула»), построение новых сюжетов («Как будто на трубе нарисовали утку») — три балла.

Методика «Как спасти зайку»

Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Для занятия понадобится: блюдце, ведерка, деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги, фигурка зайки.

Все предметы раскладывают на столе перед ребенком. Психолог берет в руки зайчика и рассказывает про него историю: «Это зайка. Однажды он решил поплавать в море на корабле и уплыл очень далеко. Начался шторм, поднялись волны, зайка стал тонуть. Но мы с тобой можем спасти зайку. Для этого мы можем воспользоваться предметами, которые лежат перед тобой. С помощью какого предмета ты бы спас зайку».

Выполнение задания оценивается по нескольким уровням.Ребенок выбирает предметы, которые можно использовать в готовом виде - ведерко, блюдце, палочку, с помощью которой можно спасти зайку - один балл.Ребенок предлагает использовать предмет в не совсем стандартном виде - например, палочку использовать в качестве бревна, на котором зайка доплывет до берега - два балла.

Дети выбирают более комплексный и сложный вариант, используя в качестве основы преобразование наличного материла - например, надуть шарик, чтобы зайка на нем улетел, или сделать кораблик из листа - три балла [15].

Выявить уровень сформированности представлений воображения у детей старшего дошкольного возраста по средству трех методик «Солнце в комнате». (В. В. Сильнеков, В. Т. Кудрявцева); Методика «Складная картинка» Методика «Как спасти зайку» Результаты диагностики детей по методике «Солнце в комнате» представлены ниже на диаграмме

■ Низк ■ Средн ■ Выс ■

Рисунок 1. Первичные показатели по методике «Солнце в комнате»

В ходе первичной диагностики уровня сформированной воображения по методике «Солнце в комнате» было выявлено что практически половина детей имеют 2 и 1 балл что является низкими показателями, имеет усредненные показатели в виде 3 баллов и столько же детей имеют высокие баллы 4 и 5. Более подробно это показано на диаграмме ниже. По соотношению видно, что проводимая работа по формированию воображения у детей старшего дошкольного возраста актуальна. Полученные данные наглядно показывают, что у детей преобладает в большей степени исправление рисунка чем добавление в него новых деталей. Конструктивных ответов и содержательное устранений несоответствий в ходе диагностики у детей было выявлено незначительно.

Первичная диагностика уровня сформированной воображения по методике «Складная картинка» в процентном соотношении представлены на диаграмме ниже.

■ низк ■ сред ■ выс ■

Рисунок 12. Первичные показатели по методике «Складная картинка» Эта диаграмма так же наглядно показывает, что необходимо провести работу с детьми по формированию

воображения. Несмотря на то, что по сравнению с первой методикой присутствуют более высокие результаты у

детей, низкие показатели преобладают над средними и высокими. показывает у некоторых детей низкие

результаты, говорящие о малой способности у них видеть целое раньше части. Так же дети пока в меньшей

степени способны к построению новых сюжетов.

Третья методика «Как спасти зайку» в процентном соотношении представлены на диаграмме ниже.

■ низк ■ средн ■ выс ■

Рисунок 13. Первичные показатели по методике «Как спасти зайку» Показатели, методики выявили средние результаты, что дает нам возможность оценить их

сформированность воображения чуть выше чем мы предполагали. Однако не смотря на данные последней

методики мы все же склоняемся к необходимости проведения корректирующей работы с детьми. Низкие

показатели свидетельствуют о трудностях, возникших у детей с поиском творческих решений в процессе

проведения методики. Дети практически не выбирают более комплексный и сложный вариант, используя в

качестве основы преобразование наличного материла.

В следующей главе мы проведем повторную диагностику уже после воздействия на детей работой с

включением сказок.

3.2 Диагностика воображения у детей старшего дошкольного возраста после воздействия Результаты детей по методике «Солнце в комнате» в процентном соотношении представлены на диаграмме ниже.

■ низк ■ средн ■ выс ■ Рисунок 14. Результаты по методике "Солнце в комнате" после воздействия

Получение данные позволили показать улучшение в показателях детей. Диаграмма наглядно показывает улучшение в показателях детей по данной методике по сравнению с первичным анализом. У детей по сравнению с первичной диагностикой преобладает в большей степени добавление в рисунок новых деталей и переделывание его. Конструктивных ответов и содержательное устранений несоответствий в ходе диагностики у детей было выявлено значительно больше.

Результаты контрольной диагностики уровня сформированной воображения по методике «Складная картинка» в процентном соотношении представлены на диаграмме ниже.

■ низк ■ средн ■ выс ■ Рисунок 15. Результаты по методике "Складная картинка" после воздействия

Диагностика выявила что показатели детей сравнительно улучшились подробно и показано на диаграмме ниже В диаграмме так же наглядно представлены изменения показателей детей в лучшую сторону по сравнению с первичной диагностикой. Умение детей сохранить целостный контекст изображения улучшилось по сравнению с первичной диагностикой. Так же дети в степени способны к построению новых сюжетов.

Результаты контрольной диагностики третьей методики «Как спасти зайку». Представлены в виде диаграмма в процентах ниже:

■ низк ■ средн ■ выс ■ Рисунок 16. Результаты по методике "как спасти зайку" после воздействия

Диагностика показала, что дети улучшили свои результаты по сравнению с первичной диагностикой. Процент детей со средними показателями возрос по сравнению с первичными результатами. Дети проявили в контрольной диагностике больше творческих решений в данной методике, а также значительно чаще выбирают более комплексный и сложный вариант, используя в качестве основы преобразование наличного материла.

В следующей главе мы сравним показатели первичной и контрольной диагностики и выявим взаимосвязь между формированием у детей воображения и использованием для этого сказки.

3.3 Диагностика воображения у детей старшего дошкольного возраста после воздействия При проведении корреляционного анализа был использован Коэффициент корреляции Стьюдента. Результаты этого анализа предоставлены ниже на таблице 1

Таблица 1. Результаты корреляционного анализа Коэффициента корреляции Стьюдента в связной выборке сформированности воображения детей старшего дошкольного возраста.

Показатель 1кр. (ур.знач. при р < 0,01) tэмп. Вывод

1 Сформированность воображения 2.1315 0.053 Существует значимое различие

По результатом диагностик по средству трех методик «Солнце в комнате». (В. В. Сильнеков, В. Т. Кудрявцева); Методика «Складная картинка» (В. В. Сильнеков, В. Т. Кудрявцева) Методика «Как спасти зайку» (В. В. Сильнеков, В. Т. Кудрявцева)

Можно сделать вывод о том, что существует значимое различие в показателях сформированное™ воображения у детей старшего дошкольного возраста до и после воздействия на них работы с включением сказок, а именно: до воздействия у детей наблюдаются низкие показатели, после - высокие.

Согласно полученным данным, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтверждается. Таким образом, в следствии проведенных исследований были зафиксировали изменения в детях с начала эксперимента. По результатам, контрольного эксперимента стало очевидно, что у детей экспериментальной группы сформированность воображения поднялось на новый уровень. Дети так же начали проявлять больший интерес к сказкам в целом. Результаты опытно-практической работы подтверждают выдвинутую гипотезу, что систематическая работа с включением сказок способствует лучшему формированию воображения у старших

дошкольников. Результатом диагностик от по средству трех методик от одних авторов (В.В. Сильнеков, В.Т.Кудрявцева). «Солнце в комнате». Методика «Складная картинка». Методика «Как спасти зайку». Подтвердили нашу гипотезу о том, что, что существует значимое различие в показателях сформированности воображения у детей старшего дошкольного возраста до и после воздействия на них работы с включением сказок, а именно: до воздействия у детей наблюдаются низкие показатели, после - высокие. Что дает нам основание сделать вывод о том, что наша работа полностью оправдывает наши выдвинутые предположения о значительном влиянии сказок, а тема нашего исследования актуальна и на сегодняшний день. Это так же подчеркивает актуальность и сказки в общем смысле, показывает ее большое значение для детей даже в наше современное время, раскрывает ее действенность гораздо в более обширной области и еще раз закрепляет ее позицию лучших средств для формирования и развития детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенная работа показывает, что использование нетрадиционных методов со сказками будет способствовать наилучшему формированию воображения старших дошкольников.

Систематическое и целенаправленное использование этих методов Сказка помогает осуществить развитие воображения продуктивнее и разнообразнее. Сказка привлекает детей возможностью проявить свое творчество, создать нечто новое, неповторимое. Методы с включением сказок также способствуют развитию детей во многих направлениях: умственном, психическом, эстетическом, эмоциональном. Благодаря сказке, дети расширяют свои знания о человеке, его связях с природой, о свойствах предметного мира. Совместная деятельность с включением сказок учит детей фантазировать и мыслить в творческом ключе, находить различные решения из разных жизненных проблем и ситуаций, создавать что-то новое и влиять на постоянно изменяющийся мир. Востребованность и значимость сказки как средства формирования воображения у детей доказывается на протяжении уже многих поколений. Ее обучающий, воспитывающий и формирующий потенциал был замечен еще учёными такими как М. А. Поваляева, Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская, С. А. Черняева. И до сих пор сказка является одним из самых эффективных форм воздействия на детей. Переходя из поколений в поколения, она не только не теряет свою актуальность но еще дополняет ее, сказка трансформируется и совершенствуется в месте с новыми растущими поколениями оставаясь при этом все тем же традиционным способом формирования и развития детей.

Список используемой литературы:

1. Non-Image-Based Theories [Электронный ресурс] / Amy Kind. — Электрон. текстовые дан. — © Copyright Internet Encyclopedia of Philosophy and its Authors, 2019. — Режим доступа: https://www.iep.utm.edu/imagery/, свободный. — Электрон. версия печ. публикации

2. Ожегов, С.И. «Толковый словарь русского языка» сказка [Электронный ресурс] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов. — Электрон. текстовые дан. — 2015. — Режим доступа: https://studopedia.ru/10_182643_znakomie-geroi-v-novih-obstoyatelstvah.html, свободный. — Электрон. версия печ. публикации

3. Толковый словарь Кузнецова [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Словари и Энциклопедии Коллекция словарей и энциклопедий, 2000-2015. — Режим доступа: 3. http://endic.ru/kuzhecov/Skazka-46236.html, свободный. — Электрон. версия печ. публикации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Энциклопедии словари [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — gufo.me, 2019. — Режим доступа: https://gufo.me/, свободный. — Электрон. версия печ. публикации

5. Фесюкова, Л.Б. Студопедия [Электронный ресурс] / Л.Б. Фесюкова. — Электрон. текстовые дан. — 2015. — Режим доступа: https://studopedia.ru/10_182643_znakomie-geroi-v-novih-obstoyatelstvah.html, свободный.

— Электрон. версия печ. Публикации

6. Фесюкова, Л.Б. Студопедия [Электронный ресурс] / Л.Б. Фесюкова. — Электрон. текстовые дан. — 2015. — Режим доступа: https://studopedia.ru/10_182643_znakomie-geroi-v-novih-obstoyatelstvah.html, свободный.

— Электрон. версия печ. публикации

7. Сказки по аналогии с известными [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Copyright, 2010-2018. — Режим доступа: http://www.pro-rebenka.ru/vospitanie-skazkoj/98-skazki-po-analogii-s-izvestnymi.html, свободный. — Электрон. версия печ. Публикации

8. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - М.: Педагогика, 1988. - №6.- с.52-59.

9. Дьяченко, О.М. Пути активизации воображения дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1987. - № 1.

10. "Дошкольная педагогика". Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». Изд-во «Просвещение», М., 1983 г.

11. B.C. Мухина Возрастная психология. Феноменология развития [Text]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006 - 608с.

12. Богоявленская, Д.Б. Практическая психология детского творчества [Text]: /Д.Б. Богоявленская. — Москва: «Академия», 2002. — 320с.

13. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика [Text]: учеб.-метод. пособие /Н.В. Бордовская, А.А. Реан. — Серия «Учебник нового века». — СПб: 2007. — 432с

14. Практическая психология детского творчества [Text]: учеб.-метод. пособие / Ермолаева М.В. - М. : Мос. писх.-соц. ин-т, 2001. - 194 с.

15. Сильнекова, В.В. Диагностика воображения дошкольника [Электронный ресурс] / В.В. Сильнекова,

B.Т. Кудрявцева. — Электрон. текстовые дан. — Проект А.В. Кузнецовой, 2008—2019. — Режим доступа: http://deti-club.ru/diagnostika-voobrazheniya-doshkolnika, свободный. — Электрон. версия печ. Публикации

16. Кравцова, Е.Е. Проблема психологического новообразования дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е.Е. Кравцова. — Электрон. текстовые дан. — Кравцова, 2009-2019. — Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=5627, свободный. — Электрон. версия печ. публикации

17. Курцева, С.В. Рекомендации родителям и воспитателям по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / С.В. Курцева. — Электрон. текстовые дан. — Белгород: Портал "Учитель-Воспитатель.РФ" СМИ "Узнавай-ка!", 2014. — Режим доступа: http://nashideto4ki.ru/5483-rekomendacii-roditelyam-i-vospitatelyam-po-razvitiyu-tvorcheskogo-voobrazheniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta.html, свободный. — Электрон. версия печ. публикации

18. Богданова, О.В. Мнемотехника - Коллаж - сказки - детское сочинительство [Электронный ресурс] / О.В. Богданова. — Электрон. текстовые дан. — 2010. — Режим доступа: https://prodetsad.spb.ru/metodiki_i_tehnologii/mnemotehnika_-_kollaj_-_skazki_-_detskoe_sochinitelstvo.html, свободный. — Электрон. версия печ. публикации

19. Брушлинекий A.B. Воображение и творчество // Научное творчество [Text]:/Под ред.

C.Р.Микулинского, М.Г.Ярошевского. М.,1969. 0.341-346,

20. Ведущий вид деятельности дошкольника [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — 2015-2019. — Режим доступа: http://raguda.ru/ns/vedushhij-vid-dejatelnosti-doshkolnika.html, свободный. — Электрон. версия печ. Публикации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.