Научная статья на тему 'Воображение как фактор проявлений тревожности и страхов у дошкольников'

Воображение как фактор проявлений тревожности и страхов у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3219
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воображение / тревожность / страхи / дошкольный возраст / imagination / anxiety / fears / preschool age

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернобровкина Светлана Владимировна, Гусарова Валерия Владимировна

Центральным психологическим новообразованием дошкольного периода, согласно позиции Л.С. Выготского, является воображение. Воображение тесно связано с другими познавательными процессами, а так же влияет на формирование личности ребенка. Воображение может выступать катализатором тревожности и страхов, и в то же время, оно может играть защитную функцию, носить коррекционный характер. В нашем исследовании доказано, что чем выше уровень развития воображения у дошкольников, тем выше уровень тревожности и страхов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чернобровкина Светлана Владимировна, Гусарова Валерия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGINATION AS THE RISK FACTOR OF ANXIETY AND FEARS AT PRESCHOOLERS

Imagination is the central psychological feature of pre-school period, according to the theoretical position of famous scientist Vygotsky. Imagination is closely related to other cognitive processes, it also has an impact on the formation of a child’s personality. Imagination can be a catalyst for anxiety and fears, but at the same time, it can play a protective function – transformation of a frightening object or phenomenon is corrective in nature. In our study, it is proved that the higher the level of development of imagination, the higher the level of anxiety and fear.

Текст научной работы на тему «Воображение как фактор проявлений тревожности и страхов у дошкольников»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2016. № 2. С. 42-52. УДК 159.922

С. В. Чернобровкина, В. В. Гусарова

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ВООБРАЖЕНИЕ КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЙ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ

У ДОШКОЛЬНИКОВ

Центральным психологическим новообразованием дошкольного периода, согласно позиции Л.С. Выготского, является воображение. Воображение тесно связано с другими познавательными процессами, а так же влияет на формирование личности ребенка. Воображение может выступать катализатором тревожности и страхов, и в то же время, оно может играть защитную функцию, носить коррекционный характер. В нашем исследовании доказано, что чем выше уровень развития воображения у дошкольников, тем выше уровень тревожности и страхов.

Ключевые слова: воображение; тревожность; страхи; дошкольный возраст.

S. V. Chernobrovkina, V. V. Gusarova

Dostoevsky Omsk State University

IMAGINATION AS THE RISK FACTOR OF ANXIETY AND FEARS

AT PRESCHOOLERS

Imagination is the central psychological feature of pre-school period, according to the theoretical position of famous scientist Vygotsky. Imagination is closely related to other cognitive processes, it also has an impact on the formation of a child's personality. Imagination can be a catalyst for anxiety and fears, but at the same time, it can play a protective function - transformation of a frightening object or phenomenon is corrective in nature. In our study, it is proved that the higher the level of development of imagination, the higher the level of anxiety and fear.

Keywords: imagination; anxiety; fears; preschool age.

Дошкольный возраст - один из самых значимых и в то же время один из противоречивых периодов в жизни человека. Важнейшим условием полноценного развития ребенка является его чувство безопасности и защищенности, при этом именно в дошкольном возрасте ребенок переживает большое количество страхов. Ребенок делает серьезный шаг в развитии произвольности эмоций. Динамика развития эмоциональной сферы дошкольника приводит к формированию к кон -цу периода устойчивых форм эмоциональной саморегуляции.

Развитие эмоций и становление их произвольности тесно связаны с развитием воображения и включением воображения в структуру эмоционального процесса.

Анализ аффективного поведения дошкольников показывает, что причина аффекта

© Чернобровкина С. В., Гусарова В. В., 2016

часто заключается в том, что ребенок однозначно воспринимает ситуацию и не имеет способов ее переосмысления. В силу этого он не может выйти из ситуации и управлять ею.

Изучение воображения у детей с аффективным поведением свидетельствует, что психологическое новообразование дошкольного возраста у них имеет своеобразное строение. Так, у аффективных детей практически не развита внутренняя позиция - основной компонент воображения. Это ведет к тому, что дети с аффективными реакциями не умеют управлять своим воображением, оно часто становится источником их собственных страхов, их эмоции непроизвольны [6].

Необходимость коррекционной работы с детьми, имеющими аффективные реакции, связана в первую очередь с развитием их воображения.

Воображение может выступать катализатором тревожности и страхов, но в то же время, оно может играть защитную функцию, носить коррекционный характер. В этом состоит связь воображения с тревожностью и страхами [1; 2; 6].

А. В. Петровский понимает под воображением психическую деятельность, познавательный процесс, состоящий в создании новых образов путем преобразования прошлого опыта человека [9]. Воображение тесно связано с другими познавательными процессами, а так же влияет на формирование личности ребенка, Л.С. Выготский подчеркивает связь воображения и творческой деятельности человека [1].

Таким образом, воображение можно понимать как психический процесс, заключающийся в переработке поступающего материала и создании новых образов, благодаря ком -бинированию элементов этого материала (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, М. В. Га-мезо, И. А. Домашенко). Некоторые отечественные авторы рассматривают воображение как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) или особую деятельность (Л. Д. Сто-ляренко, Б. М. Теплов) [1; 2; 5; 6; 7].

Тревожность - это «беспредметный» страх, это состояние, возникающее «в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий» [8, с. 10]. По определению А. В. Петровского: «Тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий» [9].

Под страхом понимают «эмоцию, возникающую в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленную на источник воздействия или воображаемой опасности» [3, с. 8]. А тревожность - это «беспредметный» страх, это состояние, возникающее «в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий» [3, с. 10]. Безусловно, страх - это исторически древняя эмоция, способствующая самосохранению индивида, но постепенно страх приобрел социально опосредованный характер. Ребенок, как и человек ранних ступеней развития, боится всего нового и неизведанного. Тревожность и страхи могут мешать развитию дошкольника, поэтому в дошкольных уч-

реждениях проводится ряд диагностических работ, и при необходимости, коррекционная работа [4; 6; 8; 10].

Ведущим страхом дошкольного возраста является страх смерти, особенно у девочек. Выделяют так же медицинские страхи, пространственные, страх перед стихиями, темнотой и кошмарными сновидениями и др. [1; 3; 10].

И в страхе, и в тревоге можно наблюдать общий эмоциональный компонент - напряжение, волнение и беспокойство, в обоих понятиях отражено восприятие угрозы. Тревогу часто называют «беспредметным страхом», ведь в ее основе так же лежит отсутствие чувства безопасности. Отличие тревоги от страха заключается в том, что тревога не всегда переживается как отрицательное чувство, она может проявляться в виде радостного волнения, предвосхищающего определенное событие [3; 8; 10].

Теоретический анализ литературы позволил нам выдвинуть следующие предположения:

1. Дети, имеющие высокий уровень развития воображения, склонны к переживанию тревожности и страхов.

2. Воображение может выступать не только катализатором детской тревожности и страхов, но может выполнять защитную функцию.

3. Низкий уровень воображения предполагает низкий уровень тревожности и страхов у дошкольников.

В нашем исследовании приняли участие 54 ребенка дошкольного возраста, воспитанники БДОУ г. Омска «Детский сад № 279». Из них 25 мальчиков и 29 девочек. Исследовались дети, посещающие старшие и подготовительные группы детского сада. Средний возраст детей в подготовительных группах составляет 6 лет, а в старших - 5 лет.

Первой задачей нашего исследования было изучение уровня развития воображения у дошкольников, для этого мы использовали две методики: «Дорисовывание кругов» Т. С. Комаровой и методику «Придумай рассказ» Р. С. Немова [5; 7].

Методика «Дорисовывание кругов» - рисуночная, диагностика проходила в мини-группах по 6-8 детей. При обработке полученных данных автор предлагает оценивать результаты по следующим критериям: продуктивность воображения, т. е. количество

дорисованных кругов; оригинальность воображения, т. е. уникальность созданных образов.

На рисунке 1 можно увидеть процентное соотношение групп детей по критерию продуктивности. Большинство детей, а именно 70 %, дополнили все 6 кругов, 4 % дошкольников справились с заданием, дорисовав только пять кругов и т. д.

Большинство дошкольников оформляли круги простыми, часто встречающимися изображениями, иногда повторяли образы, например, изображая мордочки животных.

32 % детей не смогли дополнить все шесть кругов, выполнили задание небрежно и не до конца. У 22 % дошкольников наблюдались значительные успехи, они наделяли предметы несколькими характеристиками, избегали повторений образов (рис. 2).

В таблице 1 отражены результаты изучения уровня развития воображения по возрастным группам (старшие группы и подготовительные). Суммарный балл - это сумма баллов, полученных детьми из одной группы по двум шкалам методики.

9 %

70

7 %

4 %

□ 1 - дети, изобразившие 1 предмет; О 2 - дети, изобразившие 2 предмета; ' 3 - дети, изобразившие 3 предмета; 4 - дети, изобразившие 4 предмета;

5 - дети, изобразившие 5 предметов;

6 - дети, дополнившие все шесть

кругов до полноценного предмета

Рис. 1. Процентное соотношение групп дошкольников по критерию продуктивности воображения

22 %

32 %

□ низкий

□ средний

□ 15%

Рис. 2. Процентное соотношение групп дошкольников по критерию оригинальности воображения

Таблица 1

Суммарный и средний балл для двух возрастных групп

Критерий Возрастной состав групп

Подготовительные группы Старшие группы

Количество детей 25 29

Суммарный балл 183 193

Средний балл 7,3 6,6

Количество картинок в круге1 19 31

Примечание. 1 Изображение образа, когда ребенок принимал контур круга не как контур воображаемого предмета, а как некое ограниченное пространство, в котором надо разместить изображение. Фактически, указывает автор методики, это считается неприятием задания и его невыполнением.

Средний балл показывает количество изображений, сделанных одним ребенком. Статистически достоверно не выявлены различия между старшими и подготовительными группами (и = 305, р > 0,05). Это означает, полученные результаты для двух возрастных групп находится примерно на одном уровне.

Наиболее часто встречающиеся образы можно увидеть в таблице 2. Это типичные и самые элементарные образы, которые возникают в воображении большинства людей при выполнении этого задания.

В таблице не отображены образы, кото -рые встречались однократно: сундук с сокровищами, знак скорой помощи, дно банки, круглая картина, скворечник, кран, гантель, паутина, база для ракеты и т. д.

Изучение воображения у дошкольников так же осуществлялось при помощи вербальной методики, где воображение оценивалось по пяти шкалам: скорость составления рассказа, необычность или оригинальность сюжета, разнообразие образов, проработанность или детализация образов и эмоциональность рассказа.

Сравнивая две возрастные группы, мы обнаружили, что существует различие лишь в эмоциональности рассказа, по остальным

Частота встречаемости образов

шкалам статистически достоверно различий между старшими и подготовительными группами не обнаружено (и! = 277,5, р > 0,05, и2 = 334, р > 0,05, из = 329,5, р > 0,05, и4 = 338,5,р > 0,05, и5 = 245,5,р < 0,05).

Суммируя шкалы данной методики, определив среднее значение и стандартное отклонение, мы определили уровни развития воображения у дошкольников. Низкий уровень развития воображения - 0-2 балла, средний уровень - 3-7, высокий - 8-10 баллов.

Как видно на рисунке 3, детей со средним уровнем развития воображения преобладающий процент, 33 дошкольника находятся на данном уровне, что составляет 61 % выборки. Детей с высоким уровнем - всего 7 (26 %), высокий уровень развития воображения предполагает быстрое сочинение рассказа, эмоциональность его изложения, необычность сюжета, дети не прибегают к пересказу, а придумывают героев самостоятельно, наделяя их несколькими отличительными характеристиками. Низким уровнем развития воображения обладают 14 детей (13 %), у них наблюдается низкая скорость придумывания рассказа, сюжет беден, неоригинален, зачастую дети просто пересказывают известную им сказку или рассказ.

Таблица 2

в изображениях дошкольников

№ Образ Группы дошкольников Сумма

Подготовительные группы1 Старшие группы1

1 Солнце 23 19 42

2 Мяч 10 16 26

3 Мордочки животных 21 2 23

4 Цветок 10 9 19

5 Колесо 7 4 11

6 Воздушный шар 5 6 11

7 Часы 3 7 10

8 Яблоко 4 5 9

9 Апельсин 8 1 9

10 Голова 4 4 8

11 Смайлик 1 3 4

12 Помидор 2 2 4

13 Колобок 0 4 4

14 Человек 1 3 4

15 Камень 2 2 4

16 Светофор 2 2 4

17 Тарелка 1 2 3

18 Части машины 0 2 2

19 Кружок из картона 0 2 2

20 Клубок ниток 1 1 2

13 %

61 %

□ низкий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ средний

□ высокий

Рис. 3. Процентное соотношение детей с разным уровнем развития воображения

Полученные данные можно объяснить тем, что современные дети хоть и окружены богатой предметной средой, но далеко не всегда предметное многообразие способствует психическому развитию. Это связано с тем, как среда воспринимается и преподносится ребенку, здесь огромную роль играет общение ребенка со взрослым. Так, например, наличие у современных детей множества игрушек зачастую не только не помогает им играть, но может быть одной из причин, затрудняющих развитие игровой деятельности [25; 27].

Следующей задачей нашего исследования было выявление специфики тревожности и страхов у дошкольников.

Полученные результаты по методике «Страхи в домиках» сравнивались с нормативным значением - 15. Среднегрупповое значение составляет 16,9, сравнивая с нормативным значением, можно сказать, что количество страхов детей статистически достоверно отличается от нормативного значения Ц = 2,226,р < 0,05).

Исходя из данных, полученных после индивидуальной беседы с дошкольниками, мы составили таблицу распространенных детских страхов, опираясь на группы страхов, выделенных отечественным автором А. И. Захаровым [3] (табл. 3).

Основные страхи, свойственные детям дошкольного возраста: страх смерти (своей и

родителей), нападения, сказочных персонажей, животных, страх стихии (пожара, огня), войны, наказания, страх темноты, пространственные страхи (глубины и высоты) и медицинские (крови, уколов, боли, страх заболеть).

Страхи, которые в меньшей степени встречаются у дошкольников: боязнь родителей, воды, страх замкнутого пространства, больших улиц и транспорта. Страх перед мамой или папой характерен наименьшему количеству детей, это объясняется тем, что у детей дошкольного возраста редко проявляются социальные страхи. Лишь с поступлением в школу, в младшем школьном возрасте, дети начинают испытывать страх быть плохим, не тем, кого уважают, здесь и возникает страх несоответствия социальным требованиям в первую очередь семьи [3; 4; 8; 10].

Процентное соотношение детей с разным уровнем выраженности страхов представлено на рисунке 4. Большинство детей находится на среднем уровне, что составляет 74 % выборки. По 13 % детей расположено на низком и высоком уровнях.

Таким образом, большинство страхов являются возрастными, они временны и могут терять свою актуальность, не нанося вреда личности ребенка. При неблагоприятных условиях страхи могут перерастать в фобии [3; 4; 8; 10].

Таблица 3

Количество страхов и их процентное соотношение у дошкольников

№ Страх Количество Процент (%)

1 Смерти родителей 49 90,7

2 Смерти (своей) 48 88,9

3 Нападения 45 83,4

4 Сказочных персонажей 44 81,5

5 Пожара 44 81,5

6 Животных 41 75,9

7 Стихии 41 75,9

8 Войны 38 70,4

9 Огня 37 68,5

10 Наказания 36 66,7

11 Темноты 35 64,8

12 Неожиданных, резких звуков 33 61,2

13 Глубины 32 59,2

14 Крови 31 57,4

15 Уколов 31 57,4

16 Когда остаешься один 30 55,6

17 Высоты 28 51,8

18 Боли 28 51,8

19 Заболеть, заразиться 28 51,8

20 Страшных снов 23 42,6

21 Каких-то людей 21 38,9

22 Сделать что-то не так, неправильно 20 37

23 Перед тем как заснуть 20 37

24 Опоздать в детский сад 18 33,4

25 Врачей 17 31,5

26 Транспорта 14 25,9

27 Каких-то детей 14 25,9

28 Больших улиц, площадей 13 24

29 Замкнутого пространства 8 14,8

30 Воды 5 9,4

31 Мамы или папы 3 5,6

низкий

средний

высокий

74 %

Рис. 4. Процентное соотношение детей с разным уровнем выраженности страхов

□ □ □

Одной из особенностей дошкольного возраста является развитие абстрактного мышления, благодаря которому расширяется опыт социальных взаимодействий, формируется система ценностей, особым авторитетом пользуются родители, поэтому дети так боятся потерять их. Страх смерти является ведущим в старшем дошкольном возрасте, в этот период ребенок осознает, что жизнь конечна, и это неизбежно. В этот период часто возникает тревожность по поводу своей смерти или смерти родителей [3]. Страхи, связанные со стихиями (боязнь воды, огня), пространственные страхи (страх высоты, глубины), страх перед животными и сказочными персонажами являются характерными для детей 5-7 лет. В этом возрасте часто

проявляются природные и биологические страхи. В целом, полученные нами результаты подтверждают теоретические положения А. И. Захарова, Ю. В. Щербытых, Н. Г. Воло-годиной и др. [3; 4; 8; 10].

Изучение тревожности у дошкольников осуществлялось с помощью методики «Тест тревожности» Р. Тэмлла, М. Дорки и В. Аме-на для дошкольников, которая направлена на изучение тревожности как личностной характеристики [4].

Определив среднегрупповое значение, стандартное отклонение, минимальное и максимальное значения, мы выявили три уровня проявления тревожности, процентное соотношение детей на каждом уровне показано на рисунке 5.

15 %

П низкий |~1 средний Г~| высокий

70 %

Рис. 5. Процентное соотношение детей по уровням выраженности тревожности

Дети, у которых обнаруживается высокий уровень тревожности, склонны к переживанию беспокойства, напряжения, ощущению беспомощности, они с трудом переносят критику в свой адрес, в целом характеризуются неуверенностью в себе и неустойчивостью эмоциональной сферы. Низкий уровень тревожности говорит о том, что эмоциональное состояние ребенка в норме, он не склонен отказываться от деятельности в случае неудачи, в отличии от детей с высоким уровнем тревожности. Средний уровень тревожности характеризуется переживанием чувства тревоги в нестандартных, сложных ситуациях. Дети с высоким уровнем тревожности, в отличие от детей со средним уровнем, переживают максимально интенсивные по силе эмоции, могут «застревать» на проблемной ситуации.

Таблица 4 Тревожность дошкольников подготовительных и старших групп детского сада: среднее значение и стандартное отклонение

№ Возрастные группы М а

1 Подготовительные группы 45,1 11,6

2 Старшие группы 49,2 16,7

Примечание: М - среднее значение, а - стандартное отклонение.

Нами были изучены особенности тревожности и страхов детей разного возраста. Мы выяснили, что статистически достоверно не существует различий в уровне тревожности и страхов у детей из старших и подготовительных групп детского сада (и = 305, р > 0,05, и = 313, р > 0,05).

Нами было выдвинуто предположение, о том, что показатели тревожности и страхов у мальчиков и девочек отличаются.

В таблице 5 отражены гендерные показатели тревожности и страхов по уровням.

В исследовании приняли участие 25 мальчиков и 29 девочек.

На рисунке 6 можно увидеть количество мальчиков и девочек с разным уровнем тревожности и страхов.

Таблица 5

Гендерные особенности тревожности и страхов у дошкольников

Критерий Уровни Мальчики Девочки

Кол-во Процент (%) Кол-во Процент (%)

Низкий 5 20 2 7

Страхи Средний 16 64 24 83

Высокий 4 16 3 10

Низкий 5 20 3 10

Тревожность Средний 17 68 21 73

Высокий 3 12 5 17

Рис. 6. Гендерные особенности тревожности и страхов у дошкольников

Таким образом, статистически достоверно, в дошкольном возрасте девочки более склонны к проявлению страхов, чем мальчики, по уровню тревожности различий не выявлено.

Для того чтобы исследовать взаимосвязь между воображением, тревожностью и страхами у дошкольников, мы применили корреляционный анализ Спирмена.

Статистически достоверно выявлены связи между страхами у дошкольников и параметрами воображения (г, = 0,583, р1 < 0,01, г, = 0,517, р2 < 0,01, Г, = 0,327, р3 < 0,05, Г = 0,369, р4 < 0,01, г, = 0,321, р5 < 0,05) (рис. 7).

Наиболее сильные связи наблюдаются между страхами и такими параметрами вооб-

ражения, как «продуктивность», «оригинальность образов», «разнообразие воображения» (различие продуцируемых образов), «оригинальность сюжета» (в придуманном рассказе).

Кроме взаимосвязи страхов с параметрами воображения, обнаружена связь тревожности с проработанность образов, которая изображена на рисунке 8 (г, = 0,321, р1 < 0,01).

Полученные результаты объясняются тем, что воображение имеет тесную связь с эмоциями человека. Е. Е. Кравцова характеризует воображение как один из ценных компонентов личности, отмечая, что дети с развитым воображением лучше справляются с аффектами, более самостоятельны, успешны в учебе [6].

Рис. 7. Взаимосвязь уровня проявления страхов и параметров развития воображения

у дошкольников: — - прямая положительная корреляционная связь, при p < 0,001; -- прямая положительная корреляционная связь, при p < 0,05

С™

Проработанность образов

Рис. 8. Взаимосвязь тревожности с проработанностью образов у дошкольников:

- прямая положительная корреляционная связь, при уровне значимости p < 0,001

Существует целый спектр причин появления тревожности и страхов у дошкольников. Возникновение страхов, вполне может быть обусловлено чрезмерно развитым воображением у детей дошкольного возраста. У детей с четырех-пяти лет часто появляются различные страхи. Дети с развитым воображением в подробностях представляют, как ужасно выглядит тот или иной персонаж, или сами придумывают объекты, которых впоследствии начинают бояться. Поэтому воображение может являться как фактором возникновения, так и фактором коррекции детских страхов.

Тревожность и детские страхи - явления, сопутствующие друг другу. Как известно, из

совокупности фундаментальных эмоций, одной из которых является страх, образуется тревожность. Несмотря на то, что детские страхи являются возрастными, необходимо учесть возможность превращения страхов в фобии, навязчивые страхи и т. д. [3; 4; 8; 10].

Следующей задачей является изучение влияния воображения на тревожность и страхи в дошкольном возрасте.

Мы видим, что средний уровень развития воображения соответствует наиболее высокому значению проявления страхов. То есть наиболее выражены страхи у детей со средним уровнем развития воображения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 9. Влияние уровня развития воображения на проявление страхов в дошкольном возрасте

У детей с высоким уровнем развития воображения проявление страхов снижается в сравнении с детьми со средним уровнем воображения. По мнению Е. Е. Кравцовой, интенсивное развитие воображения в дошкольном возрасте является основой формирования произвольности в эмоциональной сфере [6]. Включение воображения в эмоциональную сферу приводит к формированию таких новообразований личности, связанных с процессом саморегуляции, как «обобщение переживаний» и «интеллектуализация аффекта» (Л. С. Выготский). Дети, имеющие более высокий уровень развития воображения, легче справляются с ситуациями новизны, разногласий, противоречий. Воображение рассматривается авторами как психологический механизм становления произвольности эмоций, так как является средством привнесения ре-

бенком смысла в различные сферы его жизнедеятельности. Воображение - один из основных процессов, развитие которого у детей старшего дошкольного возраста, способствует перестройке, совершенствованию всей регулятивной системы личности.

Далее мы выяснили, что уровень развития воображения оказывает влияние не только на проявление страхов у дошкольников, но и на тревожность. На рисунке 10 видна прямая связь, которая показывает, что чем выше уровень развития воображения, тем выше тревожность.

Подобное влияние объясняется особенностями возрастного периода, как мы уже отмечали, дошкольники склонны к проявлению тревожности и страхов, что касается воображения, оно выступает центральным новообразованием.

Рис. 10. Влияние уровня развития воображение на тревожность у дошкольников

Таким образом, статистически достоверно выявлено - чем выше уровень развития воображения, тем выше проявление тревожности и страхов у дошкольников = 4,268, р > 0,05, ^2 = 2,058,р > 0,05).

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Большинство детей дошкольного возраста обладают средним уровнем развития воображения.

2. Отсутствуют статистически достоверные различия развития воображения между детьми 5 и 6 лет (воспитанниками старшей подготовительной групп детского сада).

3. Наиболее распространенными страхами в период дошкольного возраста являются: страх смерти (своей и родителей), нападения, сказочных персонажей, страхи, связанные со стихиями (пожара, огня, воды) и т. д.

4. Для большинства дошкольников характерно проявление среднего уровня тревожности и страхов.

5. Отсутствуют статистически достоверные различия выраженности тревожности и страхов у детей 5 и 6 лет.

6. Девочки в дошкольном возрасте более чувствительны, более склонны к проявлению страхов, чем мальчики.

7. Выявлены взаимосвязи между проявлением страхов у дошкольников и продуктивностью, разнообразием воображения, оригинальностью образов и сюжета, а также между тревожностью и проработанностью образов рассказа.

8. Высокий и средний уровни развития воображения соответствуют наиболее высоким показателям страхов. Это значит, что чем

выше уровень развития воображения, тем выше показатели страхов у дошкольников.

9. Уровень развития воображения оказывает прямое влияние на тревожность, т. е. чем выше уровень развития воображения, тем выше тревожность у дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк : кн. для учителя. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 1991. - 93 с.

2. Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает? - М. : Знание, 1994. - 160 с.

3. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб. : СОЮЗ, 2007. - 448 с.

4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб. : Питер, 2001. - 752 с. - (Серия «Мастера психологии»).

5. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 160 с.

6. Кравцова Е. Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 1996. - № 6. - С. 21-30.

7. Немов Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. - 3-е изд. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1 : Общие основы психологии. -688 с.

8. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2007. - 192 с.

9. Психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Политиздат, 1990. -494 с.

10. Щербатых Ю. В. Психология страха : популярная энциклопедия. - М. : Эксмо, 2005. -512 с. - (Серия «Психология общения»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.