Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Development of the creative imagination of elder preschool children
Кокорина Екатерина Александровна
Студент магистратуры Факультет Социально-психологический факультет Бурятский Государственный Университет им. Доржи Банзарова
ул. Смолина 24а e-mail: katusha [email protected]
Kokorina Ekaterina
Faculty of Socio-psychological faculty Banzarov Buryat State University Snolina 24a e-mail: [email protected]
Аннотация.
В рамках данной статьи автором было выполнено исследование специфики развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Теоретической основой послужили исследования и работы авторов в сфере детской психологии и педагогики. Помимо этого, были исследованы основные пути выражения творчества и инструменты, с помощью которых дети могут развивать творческое воображение. Особо подчеркивается роль взрослых в создании надлежащих условий и оказании поддержки в ходе творчества. Как итог, были определены основные условия развития творческого воображения, а также приведены педагогические аспекты работы с творческим самовыражением детей дошкольного возраста.
Annotation.
Within the framework of this article, the author carried out a study of the specifics of the development of the creative imagination of older preschool children. The theoretical basis was the research and work of the authors in the field of child psychology and pedagogy. In addition, the main ways of expressing creativity and the tools with which children can develop their creative imaginations were explored. The role of adults in creating the right environment and supporting creativity is emphasized. As a result, the main conditions for the development of creative imagination were determined, and the pedagogical aspects of working with creative self-expression of preschool children were given.
Ключевые слова: Творческое воображение, дети старшего дошкольного возраста, творческое развитие, инструменты творчества.
Key words: Creative imagination, senior preschool children, creative development, creativity tools.
В процессе обучения и становления личности особая роль принадлежит этапу старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Именно будучи в данном возрасте мы можем отметить развитие сильной связи между речью и произвольным вниманием. Ребенок уже умеет планировать последовательность своих движений и действий, в последующем соблюдая собственный выработанный план. Старшие дошкольники в состоянии самостоятельно давать определенные речевые указания, в том числе себе, чтобы в дальнейшем следовать им [4].
Именно в данном возрастном периоде особое значение приобретает творческое воображение. Понятие творческого воображения становилось предметом изучения многих авторов. Большая часть специалистов говорят, что воображение представляет собой крайне сложный и обширный мыслительный процесс.
К примеру, Б.М. Теплов описывал данное явление как автономное формирование совершенно новых образов, в пределах процесса творчества, которое подразумевает создание в конечном итоге оригинальных и обладающих ценностью экземпляров [7].
В рамках дошкольного этапа становления само воображение детей проявляется и совершенствуется в том числе и в процессе коммуникации с окружающими взрослыми. Детям нравится быть слушателями рассказов о дальних странах, о жителях лесов и морей и тому подобное. Особое внимание детей привлекают сказки, при этом сами дети с особым удовольствием рассказывают сказки с включением придуманных им самим деталей.
Находясь под впечатлением от сказок, рассказанных взрослыми, дети формируют собственную реальность, наполненную образами предметов, в реальности не существующих.
Как только кругозор детей расширяется, психическая составляющая развития дошкольника представляется более содержательной, что является важной предпосылкой готовности ребенка к школьному этапу жизни. В конечном итоге, процессы воображения позволяют расширить границы умственного кругозора ребенка, что позволяет ему выйти за пределы личного опыта.
Мы можем охарактеризовать воображение детей дошкольников как крайне сильное, ведь формируемые в головах и передаваемые с помощью игр, рассказов и сказок образы имеют очень яркий и динамичный характер. Такие образы могут быть приближены к реальности. К примеру, мальчик, который в ходе своей игры «оседлал» коня, может с энтузиазмом «скакать» на палочке, при этом в своем воображении данный образ весьма яркий и живой, словно он в действительности скачет на коне. В то же время реакция на какие-либо нарушения в игре следует довольно энергичная, похожая на реальные нарушения чего-то очень важного. Уровень силы проявления детского воображение обусловлен эмоциональностью, при этом такие навыки как критическое мышление, жизненный опыт и материальные знания все еще не обрели превалирующего значения.
Однако мы не моем утверждать, что чувство реальности полностью покидает ребенка в процессе воображаемой игры или сказочного действа. К примеру, стул, который использовался ребенком в качестве летательного аппарата в действительности взлетел, то ребенок безусловно был бы напуган или смущен. Все же дети способны отличать игру от реальности, выдумку от правды.
В ходе своего сказочного повествования ребенок имеет тенденцию воспроизводить имеющийся воображаемый образ в качестве некого опыта, который он имел в прошлом. В детстве (примерно в возрасте 4 -5 лет) многие образы и фантазии закрепляются в памяти зачастую как имевшие место в реальности события. Таким образом появляется своего рода детская ложь в качестве продукта воображаемого мира, которое пока еще не контролируется мышлением.
Стремительное развитие силы воображения в таком возрасте может быть результатом раннего пробуждения и формирования особых индивидуальных черт и навыков [6]. Дети имеют особые проявления, отличные от других, в плане продуктов воображения. Такие особые черты зависят помимо всего прочего и от окружающей среды, обстановки в семье, степени свободы проявления и уровня развития ребенка.
Творческое воображение детей представляется весьма сложным процессом и зависит от множества аспектов. Проявления и непосредственно процесс творческого воображения имеет отличия от подобного процесса у взрослых, поскольку в ходе различных периодов жизнедеятельности окружающая реальность воспринимается совершенно неодинаково.
Творческое воображение может быть обусловлено рядом аспектов:
- возраст (чем младше, тем менее осознанно);
- степень развития интеллекта и особые черты развития (наличие отклонений или психофизические расстройства);
- особые черты индивидуальности (уровень устойчивости к внешним воздействиям, осознанность мотивов деятельности, степень направленности активности, собственная оценка, особые черты и характер коммуникации, оценка собственной самореализации, особенности характера и тип темперамента);
- уровень разработанности порядка обучения и процесса воспитательной деятельности.
Опыт ребенка накапливается и расширяется последовательно, без резких скачков, опыт ребенка отличен от опыта взрослого именно наличием глубокого своеобразия. Ребенок по-иному воспринимает окружающие
стимулы к творчеству. Безусловно, сфера интересов ребенка и взрослого сильно отличается, следовательно, воображение ребенка и взрослого функционирует абсолютно по-разному.
Виды активности воображения включают в себя:
- Активный вид, в ходе которого образы формируются осознанно и в соответствии с мысленным желанием ребенка;
- Созерцательный вид, куда можно отнести любого рода мечты, сновидения и грезы;
- Пассивный вид, где образы могут быть сформированы в произвольном порядке, неосознанно, возможно без направленного желания ребенка.
Каждый из указанных типов творческого воображения имеет важное значение в становлении личности ребенка, поскольку творческое воображение способствует познанию мира, дополняет сведения о происходящем вокруг и помогает соединять отрывочные части целой картины. Как раз в старшем дошкольном возрасте наблюдается четко очерченный переход от спонтанного детского творческого воображения в осознанное направленное творчество.
Потенциал творческого воображения заложен почти у каждого ребенка дошкольного возраста, при этом все же оно не может быть развито исключительно самостоятельно. Ведь для соответствующего развития творческой натуры предполагается наличие благоприятных условий и определенной подготовительной почвы
[5].
Во-первых, необходимо подчеркнуть особую роль родительского воспитания, ведь они способствуют последовательному накоплению жизненного опыта и направляют ребенка к произвольному рождению каких-либо творческих образов и картин. В рамках старшего дошкольного возраста ребенок использует весь свой потенциал творческого воображения самостоятельно, придавая максимально индивидуальный характер своему творческому процессу, имея в запасе сугубо свой личный опыт и имеющиеся на данный момент ощущения.
Во-вторых, особое значение принадлежит и физическому развитию ребенка. К примеру, последовательному накоплению опыта способствуют такие виды активности как спортивная гимнастика, плавание и прочая спортивная деятельность. Подобные занятия закладывают потенциал для правильного формирования воображения и полноценного раскрытия творческого таланта.
В-третьих, соответствующая окружающая обстановка может стимулировать развитие творческих качеств ребенка. Особо важно окружить ребенка преимущественно теми играми, деятельностью и субъектами коммуникации, которые в какой-то степени опережают собственное развитие ребёнка. Данный факт будет подталкивать его к ускоренным темпам приобщения к окружающим условиям, интенсивному освоению новых навыков и знаний [2].
В-четвертых, нельзя не отметить и наличие полной свободы творчества без каких-либо рамок. Важно дать ребенку полноценный выбор вида творческой активности, предоставить возможность чередовать занятия и самостоятельно решать, сколько будет длиться данная деятельность. Иными словами, нужно сформировать максимально доступную и благоприятную атмосферу творчества, при этом особое внимание нужно обратить на состояние ребенка (важно избегать переутомления). Кроме того, процесс должен быть преимущественно позитивно окрашенным, творчество не должно стать причиной негативных эмоций.
Ведь как раз получение удовольствие от самого процесса производства образов в рамках воображения и дальнейшее воплощение задуманного через инструменты творчества обеспечивают полноту самовыражения. В то же время важно понимать, что творческий процесс требует от дошкольника достаточной степени умственного напряжения и концентрации внимания.
В-пятых, особенно важно окружить ребенка комфортными домашними психологическими условиями, это значит, что дошкольник должен испытывать чувства защищенности, спокойствия и взаимопомощи в ходе творческого процесса. Родители должны сделать все возможное для создания подобной позитивной атмосферы, несмотря на жизненные проблемы и невзгоды. При этом дошкольнику важно иметь достаточно свободного пространства и времени для самовыражения через творчество. Определенные опасения вызывают те ситуации, когда расписание ребенка полностью загружено, у него не остается времени и пространства для свободных мыслей. Ведь именно в те моменты, когда ребенку нечего делать, либо ему скучно или у него нет никаких внешних задач, могут проявиться его творческие порывы и стремления. В то же время ни в коем случае не стоит критиковать ранние работы ребенка, следует терпеливо и грамотно относиться к творческим проявлениям и помогать в ходе возможных творческих неудач.
Мы можем выделить ряд наиболее эффективных инструментов развития творческого воображения [3]:
1. Расширение жизненного опыта. С ростом объемов знаний ребенка и спектра доступных ему эмоций растет и потенциал творческого воображения, креативности и фантазии.
2. Чтение способствует значительному развитию творческого потенциала, ведь именно превращение текста в картинки и образы становится способом развития фантазии ребенка.
3. Сочинение собственных историй. Когда ребенок своими силами создает новую реальность и передает ее через рассказ или сочинение, проявляются возможные таланты творческого созидания.
4. Рисование. Отображение созданных в голове ребенка образов и историй с помощью изобразительного искусства дает возможность довольно сильной активации творческого воображения, а также стимулирует активность абстрактного мышления.
Остановимся подробнее на пользе изобразительного искусства в формировании и совершенствовании творческого воображения у дошкольников старшего возраста. Одной из главных черт рисования является возможность проявления собственной активности в совокупности с выполнением указаний от воспитателя. Продуктивность творческого развития в данном случае довольно высока.
В ходе организации занятий по изобразительному искусству важно обращать внимание на использование разнообразных техник рисования с помощью различных инструментов. Дети могут изображать любимых героев произведений, их работы желательно выставлять на всеобщее обозрение без особого выделения каких-либо детей. Каждый ребенок должен получить свою часть позитивных эмоций, похвалы и наставлений, важно замотивировать ребенка продолжать работу и развивать собственные навыки.
В качестве примера подобной работы с детьми можно предложить им создать собственный узор или орнамент, подумать, с каким представителем животного мира дети могут ассоциировать себя, попробовать сделать аппликацию неведомых существ или растений, придумать название и тому подобное. В рамках такой работы повышается квалификация педагога и воспитателя, который дополнительно анализирует литературу и публикации по этой теме, всячески расширяет собственный кругозор.
По рекомендациям С.В. Араповой [1], «на занятиях аппликацией сочетают различные виды деятельности: иллюстрирование, рисование, лепка, чтение и продолжение рассказа или сказки». В занятия включается отдельные упражнения и задания, направленные на развития творческого воображения. Упражнения подобно этим включаются в содержание занятий регулярно так как, эффект достигается при их постоянном использовании
В ходе всего процесса развития творческого воображения дети получают стимул для дальнейшей работы, которая воспринимается с особым удовольствием как от процесса, так и от результата. Педагог, наблюдая за детьми, выявляет наиболее яркие склонности и таланты детей в определенных сферах творческой
деятельности. К примеру, если кто-то особенно хорошо рассказывает сказки, то им дается соответствующее задание на развитие этого навыка (составить рассказ по картинкам). В другой ситуации дети имеют склонность к вырезанию аппликаций, что дает повод дать дополнительное задание в составлении сборника или цветной книги. Важно отметить и роль коллективного творчества, которое позволяет нарабатывать навыки социального взаимодействия, взаимопомощи и командной работы. Какие-то дети склонны иметь лидерские качества, кто-то проявляет особое усердие и тому подобное. В результате коллективного творческого труда появляется продукт, имеющий актуальность для всех принимавших участие в его создании.
Итак, к моменту окончания старшего дошкольного возраста творческое воображение лишь набирает оборот. Описывая особенности воображения детей данной возрастной группы мы можем выделить неоспоримый факт: в дошкольном возрасте наблюдается особенно активное и интенсивное развитие творческого воображения. Кроме того, именно в этом возрасте воображение приобретает осознанный и направленный характер, оно во многом зависит от имеющегося опыта, а также от окружающих условий. Задача взрослых - помочь ребёнку осознанно подходить к своим фантазиям, учить их проявлять эти фантазии через инструменты творчества для создания ощутимых продуктов творческой работы. В рамках детского сада важно осуществлять специализированную работу, имеющую целью формирование творческого потенциала детей.
Перечислим основные педагогические условия совершенствования творческого воображения у дошкольников старшего возраста:
- важно в каждом ребенке видеть творческие задатки;
- в ходе оценки результатов творчества детей нужно обращать внимание на индивидуальные заслуги каждого, при этом не восхваляя конкретных детей, а предоставляя положительную обратную связь каждому ребенку;
- стимулировать положительные эмоции от собственных результатов творческого воображения;
- творческая позиция педагога.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста имеют отличные возможности для развития творческого воображения в рамках соблюдения индивидуальных особенностей и педагогического контроля творческой работы.
Список используемой литературы
1. Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического/ С. В. Арапова. - СПб.: КАРО, 2014.- 305 с.
2. Дудецкий, А.Я. Теоретические основы воображения и творчества [Текст] / А.Я. Дудецкий.- Смоленск: ООО Издательский дом, 2014. - С.214.
3. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях формирования воображения у детей [Текст] /О.М.Дьяченко// Вопросы психологии. - 2017. -№16. - С.32.
4. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2т. / А. В. Запорожец. - М.: Просвещение, 2016
- 315 с.
5. Иванова, А.А. Развитие творческого воображения старших дошкольников [Текст] / А. А. Иванова, Н. А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 136-138.
6. Ильина М. В. Воображение и творческое мышление [Текст]: психодиагностические методики/ М. В. Ильина. М.: Книголюб. 2014.-56 с.
7. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей от 3 до 10 лет [Текст]: попул. пособие для родителей и педагогов / Л. Ю. Субботина. - Ярославль: Акад. Развития, 2011. - 240 с.: ил.