Научная статья на тему 'Особенности развития системы высшего образования в информационном обществе'

Особенности развития системы высшего образования в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
84
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ / PERSONALITY DEVELOPMENT IN THE VIRTUAL ENVIRONMENT / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERNATIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Берулава М.Н.

В статье рассматривается специфика развития системы высшего образования в информационном обществе. Рассмотрена роль виртуального образовательного пространства в развитии личности, в формировании межнациональные отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the development of higher education in the information society

This article considers the specifics of development of higher education in the information society. The role of virtual educational environment in the development of personality and in shaping international relations is examined in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности развития системы высшего образования в информационном обществе»

Публикации членов Российской академии образования Берулава М.Н.

Особенности развития системы высшего образования в информационном обществе

Гуманизация образования, идея которой была заложена в самом названии созданной в 1994 году Международной академии гуманизации образования, по определению, предполагает культурную интеграцию в развитие самих государств, что должно найти несомненное воплощение в развитии системы образования.

Означает ли, так называемая, глобализация и соответствующее ей интеркультурное образование какие-либо новые идеи по сравнению с теми, что заложены в теории гуманизации образования? Полагаю, что нет. Просто в таком контексте особое внимание привлекается к проблеме воспитания у молодежи умений конструктивного межнационального взаимодействия.

Принципы межкультурного взаимодействия являются общими как для развития стран, так и для воспитания молодежи.

Постулаты нравственного воспитания в сфере межкультурного взаимодействия и интеграции всегда будут общими и незыблемыми: невозможность унижения чужого достоинства, неприменение силы в разрешении межличностных, межгрупповых, межнациональных конфликтов, ориентация на помощь слабым и обездоленным, культ самоценности жизни человека. В то же время гуманизация жизни общества и соответственно гуманизация образования предполагают терпимость к разнообразию стилевых особенностей поведения, обусловленных географическими, национально-культурными, социальными, возрастными особенностями, что не ставит под сомнение незыблемость нравственных приоритетов поведения личности, принятых в демократическом обществе.

Межнациональные конфликты, как правило, связаны с нежеланием учитывать стилевые особенности поведения различных этнических групп, приписыванием этим особенностям содержательной нагрузки.

Таким образом, интеркультурное воспитание, в контексте гуманизации образования, должно включать в себя приверженность нравственным нормам, предъявляемым к развитию личности, а также формирование знаний о стилевых, то есть процессуально-динамических особенностях поведения других и, прежде всего, соседствующих этнических групп, умение не фетишизировать их и не наделять не характериным для них содержательным смыслом, что в итоге сформирует у людей терпимость к различным ролевым стереотипам поведения.

Особенно важно соблюдение данных гуманистических принципов развития личности в поликультурных обществах, к которым относится Россия, население которой очень многообразно с точки зрения этнической и религиозной принадлежности. В последнее десятилетие данный фактор для России усилился в связи с большим потоком мигрантов из стран СНГ.

С точки зрения установления позитивных межнациональных отношений очень важно формирование умения не отождествлять внешний облик человека, его имя и фамилию с тем или иным культурным и этническим слоем. Данная вульгарная тенденция прослеживается в Российском обществе, прежде всего, на бытовом уровне (хотя имеет место и у ряда известных политиков). При этом не учитывается аксиома - национально-культурную идентификацию может осуществить лишь сам субъект, и она, естественно, может не совпадать с его внешними и атрибутивными характеристиками, его именем и фамилией. Данная тенденция в настоящее время характерна для Российского общества, когда представители различных этносов, длительное время воспитываясь в условиях русской культуры , отождествляют себя с ней (удивительно, если бы Пушкин не считал себя русским поэтом), но встречают в последнее время определенное отторжение у славянского населения, что в отсутствие сложившейся системы межнационального воспитания приводит к ненужным национальным конфликтам. В то же время внедрение в систему образования гуманистической образовательной парадигмы, которая в настоящее время в большей степени является прерогативой научного сообщества, чем практики обучения, позволило бы в значительной степени решить проблему создание гуманистически ориентированного поликультурного пространства.

Воспитание национального патриотизма при этом никак не противостоит этим нравственным принципам. Это лишь означает, что гордость за свою нацию не может формироваться за счет унижения и порабощения других национальных групп и входящих в них отдельных людей.

В содержательном плане - как для европейской, так и для российской культуры наиболее комфортно для окружающих воспринимается облик интеллигентного человека, который характеризуется такими качествами, как высокий уровень внутренней культуры, образованность, невозможность унизить достоинство другого человека, честность, порядочность, доброжелательное отношение к окружающим, приоритет духовных жизненных целей над материальными.

Интересной особенностью развития наций сегодня является то, что наиболее значимая дифференциация по стилевым особенностям поведения личности идет не от национальных и этнических приоритетов, а от социального статуса, определяемого в значительной степени профессиональными характеристиками, которые в значительной степени нивелируют национальный фактор. Все это необходимо учитывать при реализации гуманизации образования.

Современный этап развития цивилизаций, которые представляют из себя этноментальные общности, характеризуется обострением межнациональных взаимоотношений, которые становятся не менее важной характеристикой государства, чем его экономический статус. Поэтому организация психологически комфортной коммуникации между представителями различных национальных групп становится важнейшей задачей отечественного образования. Не секрет, что носителями конфронтационных национальных взаимоотношений очень

часто становятся представители молодежи, которые еще не имеют необходимо жизненного опыта и соответствующей общей культуры, с одной стороны, и, с другой стороны, в силу возрастных и социокультурных детерминант имеют более высокий уровень эмоциональной подвижности.

Сложность ситуации состоит и в том, что приоритеты государства в области межнационального воспитания не достаточно определены и обоснованы. Если в советское время акцент делался на развитии отдельных культур ("расцвет наций"), то сейчас более приоритетной для политического истеблишмента становится идея об унификации национальных культур, часто под соусом "поликультурности". Можно отметить, что опыт выстраивания аналогичных приоритетов только в обратном направлении, был характерен для Соединенных Штатов, которые сейчас отказались от концепции "плавильного котла", в котором сливаются этнические традиции населения и становится более приоритетным образ "салата", который предполагает сохранение "вкуса" каждой этнической группы.

Несомненно, что основой национального воспитания является социокультурный опыт, который человек получает прежде всего в семье, в "малом круге общения", в своей референтной группе. В настоящее время все большее влияние на развитие национального самосознания начинают оказывать средства массовой информации. Полученный человеком опыт через сферу бессознательного начинает оказывать самое прямое влияние на его поведение, вкусы и пристрастия.

В то же время, система организованного обучения и воспитания в лице школы и вуза пытается определить собственную систему национального воспитания личности, но, как правило, без учета как группового, так и индивидуального социокультурного опыта. Сказывается и дефицит исследований, проведенных в этом плане в педагогической науке.

В связи с этим на повестку дня встает задача определения содержания социокультурного опыта, оказывающего непосредственное влияние на развитие национального самосознание молодежи, и механизмы его влияния на поведение в возрастном и этническом аспектах.

Каждая этническая культура есть блок скрытых этнических эталонов, который ситуативно реализуется с опорой на сферу бессознательного. Данный блок национальной культуры проявляет себя в витальных жизненных перипетиях.

В процессе жизнедеятельности человек усваивает определенные поведенческие стереотипы межнациональных отношений, которые оцениваются им преимущественно как положительные. Формирование таких стереотипов происходит во многом по подражанию на основе имитации поведения значимых образцов, а также научения, которое осуществляется как сознательно, так и бессознательно.

Не секрет, что в каждой этнической общности, в зависимости от тех возможностей, которые предоставляет для их развития государство, действуют определенные правила поведения.

Национальное самосознание и идентификация во многом, как уже было отмечено, формируется через наблюдение за поведением значимых лиц своей национальной группы, прежде всего родителей и ближайших родственников. Далее эта закодированная информация служит ориентиром поведения личности, которая идентифицирует себя с культурой той или иной нации. Такое научение осуществляется как через информативную функцию, так и через ее эмоционально-чувственную составляющую. Особую эффективность рассматриваемым модельным схемам поведения придает наличие значимой мотивации у молодого человека, стремящегося походить на взрослых и, в частности, на значимых для него близких. С расцветом поп-культуры, как ее особого вида, презентующегося через уникальные возможности средств массовой информации, происходит большая унификация национально привлекательных эталонов поведения, которая, как правило, идентифицируется с образом успешного англо-американца.

В плане исследования роли эмпирического социокультурного опыта необходимо отметить не только развитие этнического самосознания через роль целостной группы, но и через влияние отдельных представителей этноса, поведение которых оказывается в наибольшей степени привлекательным с точки зрения национальной детерминанты для молодого человека в силу власти, статуса, имиджа данного представителя, объединяющихся во все более широко используемом термине "харизма". Такая харизматическая личность может оказывать не меньшее влияние на национально обусловленные предпочтения и стереотипы поведения, чем национальная группа в целом.

Значимое влияние на развитие личности в плане формирования ее национального самосознания оказывает не только ближайшее окружение, в частности, семья, но и культурное пространство, в котором она развивается. Происходит значительная унификация национального самосознания, опосредованная социокультурными особенностями географического пространства, где проживает человек. В этом смысле большое значение имеет нормативная ориентация поведения человека на внешнюю среду и ее требования к стилю его поведения. Топический принцип "делай как я" проходит через все культуры воспитания.

Национальное самосознание диагностируется и проявляется в стиле поведения, характеризующегося тяготением человека к тем или иным ритуалам, паттернам поведения, которые используются им через опосредование сферы бессознательного. Эта ритуальная деятельность не контролируется сознанием и наиболее отчетливо проявляется в стрессовых ситуациях, в ситуациях, сопровождающихся высоким тонусом эмоционального напряжения, например, в брачных и похоронных ритуалах, в конфликтных ситуациях межличностного взаимодействия.

Проблема национальной идентичности достаточно сложна в психологическом плане, поскольку специалистами отмечается, что, пожалуй, ни одно из психологических понятий не страдает такой неопределенностью, как понятие идентичности.

Разработка проблемы идентичности началась сравнительно недавно - с начала 60-х годов.

Необходимо отметить, что понятие идентичности является достаточно близким понятиям базовой культуры личности, Я-концепции, образа-Я, самости и др. Процедуры исследования идентичности близки процедурам исследования личности в целом, для этой цели использовались семантический дифференциал, репертуарные решетки, списки черт, самоописания и т.д.

В философском аспекте понятие идентичности исследуется в работах Э.Фромма, который определяет идентичность как результат индивидуализации человека, характеризующий его уникальность и неповторимость.

Социальная психология исследует такие особенности формирования самосознания, как стереотипизация и универсализация общественных отношений, которая приводит к деперсонализации личности и связанному с этим психологическому дискомфорту. Такой же дискомфорт для человека проносит и его центрация на своей идентичности, поскольку одной из базовых потребностей человека является потребность чувствовать себя частью социума, что обеспечивает человеку чувство защищенности и причастности. Такая противоречивость взаимоисключающих тенденций в развитии личности привела к тому, что один из наиболее видных представителей этнопсихологии К. Леви-Стросс утверждает, что кризис идентичности станет новой бедой века.

В психологии личности понятие идентичности опиралось на ролевые теории личности, в рамках которых развитие индивида понималось, как присвоение им определенного репертуара социальных ролей, характерных для интериоризуемой им культуры. Большая роль в исследовании проблемы психологической идентичности личности принадлежит Э.Эриксону, согласно которому идентичность выражает тот личностный конструкт, который харарактеризует солидарность человека с социальными, групповыми нормативами и стандартами, благодаря чему человек дифференцирует мир на похожих и непохожих. В настоящее время проблеме идентичности посвящены работы В.С. Агенева, В. А. Ядова, С. А. Баклушинского, Е.П. Белинской и др. авторов.

Имеются исследования, касающиеся дифференциации проявлений идентичности в различных сферах ее репрезентации: полоролевой, профессиональной, религиозной, этнической.

Этническая или национальная идентичность характеризуется тем, что человек приписывает себе нормы и стереотипы определенной этнической группы, они становятся внутренними регуляторами его поведения.

Не секрет, что общество, государство в той или иной форме по-разному оценивают роль тех или иных национальных групп и их национальных культур на своем пространстве. Эти тенденции проявляются наиболее явно на бытовом уровне, который, тем не менее, детерминирован политикой и ориентирами государства в целом.

Любому человеку свойственно стремление к положительному образу-Я, и, соответственно, к положительному образу своей группы. Национальная

идентичность относится к категории групповой идентичности. Трактовка термина этнос до сих поор остается неоднозначной. Многие специалисты рассматривают этнос как реальную социальную группу, сложившуюся в ходе исторического развития общества (Г. М. Андреева, В.В. Пименов). В зарубежной науке широкое распространение получил подход, в рамках которого этнические общности рассматриваются как социальные конструкции, возникающие в результате усилий идеологов для достижения определенных целей (В. А. Тишков).

Механизмом формирования национальной идентичности явялется процедура сравнения различных этнических групп. В данном процессе сравнения задействованы не все параметры, а лишь те, которые являются наиболее значимыми для конкретной личности. В качестве этнодифференцирующих характеристик называются язык, ценности, религиозная принадлежность, общая мифология, предпочитаемая сфера творческой и профессиональной активности и др. Необходимо отметить, что попытки определения этноса через выделение определенных универсальных признаков до сих пор не увенчались успехом. С этой точки зрения можно согласиться с опредением этноса как устойчивой в своем существовании группы людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие (Т. Г. Стефаненко, 1998). Таким образом, этнос может рассматриваться как группа, призванная обеспечить политические и экономические преимущества индивида.

Рост тенденции к этнической дифференциации населения кажется, с первого взгляда, достаточно парадоксальным на фоне общей унификации культуросообразных признаков, определяющихся доминированием масс-культуры во всех областях национальной жизни. Стремление к этнической дифференциации проявляется в различных формах - в попытках создания своих национальных автономий и государств, в реанимации обрядов, одежды, образа жизни, характерных для стадии расцвета этноса.

В науке существуют различные подходы к определению роста этнической дифференциации. К признакам данного явления относят: противодействие экономической и культурной экспансии более развитых народов. В этом ракурсе этнос - группа, где человек ищет защиту от различных невзгод, прежде всего экономического характера. К числу групп, повышающих степень защиты человека и его уверенность в завтрашнем дне относятся партии, церковные организации, неформальные объединения, творческие и профессиональные союзы и др. организации. Однако состав таких групп является достаточно динамичным, их ценностные установки часто меняются, но самое главное, что человека могут исключить из такой группы за какой-либо поступок. Всех этих недостатков лишена этническая общность, для которой характерна самая большая стабильность и отсутствует риск исключения человека из нее. Соответственно, сложилась ситуация, когда именно этническая общность может обеспечить человеку максимальную степень защиты общества.

В структуре национального самосознания выделяют два основных компонента: когнитивный и аффективный. Ряд авторов отдельно выделяет поведенческий компонент.

В настоящее время этнос не понимается как полностью наследуемый биосоциальный фактор. Принадлежность человека к той или иной нации осуществляется им по признаку принятия и присвоения определенной культуры. Так, не секрет, что многие евреи продолжают осознавать себя в Израиле как русские и воспринимаются местными жителями также не как евреи, а как русские.

Несомненно, что школа и вуз должны проводить целенаправленную работу по организации грамотной межкультурной коммуникации представителей различных этносов. Этому необходимо специально обучать представителей различных возрастных групп.

Не секрет, что одним из факторов, вызывающих эмоциональный и когнитивный диссонанс у представителей различных этносов, являются определенные коммуникативные паттерны, которые являются автоматическими проявлениями, презентированными сферой бессознательного.

Например, недостаточно внимания уделяется изучению такого своеобразного способа эмоционального самоутверждения, как инвективная (бранная) лексика, имеющая особую значимость для молодежи. Специалисты отмечают, что этот слой в большей степени, чем многие другие характеризуется национальной специфичностью в плане как отбора сфер, из которых черпаются наиболее сильные инвективы, так и той роли, которую инвектива может играть в общении конкретной этнической группы. Известно, что обращение к инвективе -важнейший прием самоутверждения у современной молодежи. Поскольку общая агрессивность молодежи, как специфичной возрастной группы, изначально является более высокой, чем у представителей других возрастных групп, различные способы оскорбительно-эмоционального воздействия на оппонента имеют широкий спектр. Но восприятие инвективной терминологии в разных культурах является совершенно различным. Если в одной культуре обращение к определенной терминологии вызывает лишь негативную реакцию, то в другой оно может являться кровным оскорблением. Например, если в основе немецкой инвективной стратегии лежат скатологические оскорбления, англоязычные культуры предпочитают в этой же роли пользоваться сексуальными символами, то итальянская культура особенно охотно прибегает к богохульству. Самое сильное оскорбление в арабском мире "собака" - в большинстве европейских культур стоит по силе эмоционального воздействия ниже других инвектив. Существуют инвективы, имеющие место в одних культурах и полностью отсутствующие в других.

Характерно, что катализатором в межнациональном конфликтах может быть не только когнитивный и эмоциональный диссонанс в восприятии инвектив различными этносами, но и исключение из своего поведения определенных форм ритуального поведения, входящего в обязательный этикет определенных культур. Проиллюстрируем это на примере сравнения европейской и японской культуры. Так, в японской культуре характерно использование очень широкого диапазона форм вежливости, в которой очень важно соблюдение определенной иерархии в контексте возраста, пола, служебного положения, иерархии сферы услуг (клиент - обслуживающее лицо). В японском языке необычайно развита система личных

местоимений: существует около 50 форм обращений в почтительно-официальном, высоком, нейтральном, сниженном, дружески-вежливом, скромном, фамильярном стилях, около 50 форм приветствий, более 40 форм выражения благодарности, более 20 форм извинений. Детальная иерархия общения затрудняет для японца общение с иностранцами, поскольку о затрудняется в отнесении его к той или иной иерархии. Связанный национальным этикетом японец во многих ситуациях не может найти адекватный стиль поведения, что принимается представителями других культур, прежде всего европейской, за недоброжелательность и недружелюбность. В японской культуре функцию иневектив выполняет сознательное нарушение этикета.

Эти две формы - вежливого и оскорбительного - поведения существуют по принципу взаимодополнения: если в языке мало способов замещения физической агрессивности с помощью инвектив, развивается система идеом вежливости: при относительной слабости вежливой идиоматики усиливается инвективный слой.

Таким образом, причиной межнациональных конфликтов может быть различие в социокультурном опыте представителей различных этносов в плане присущего им этикета и используемых инвектив. Катарсис, вызываемый у представителей одной культуры в связи с грубой инвективой, связанной с нарушением полового табу, может быть аналогичным катарсису, который вызовет у представителей других культур гораздо более мягкая инвектива или переход на другой уровень вежливости у представителей третьей культуры. Все это свидетельствует о необходимости формирования у детей и подростков, с учетом специфики их возраста, определенных паттернов ролевого поведения, которые бы не были агрессивно диссонансными по отношению к специфике ролевого поведения представителей других национальных групп. Наряду с этим необходимо формирование у молодых людей знаний об особенностях национального самосознания представителей других этнических групп, проявляющегося в их социально опосредованном поведении, выражающемся, в том числе, и в знании различных форм проявления вежливости и диапазона инвективного поведения, характерного для различных национальных культур.

Решение всех этих проблем особенно важно для развития образования в России, которое находится в длительном кризисе и застое. Объективные причины этого кризиса во многом лежат не столько в плоскости слабой материальной базы, сколько в потере потенциала высококвалифицированных и творчески работающих учителей, поскольку наиболее активная и продуктивная часть педагогических кадров сегодня ушла из образования в сферу бизнеса. Потеря престижа педагогического труда, связанная с очень низкой оплатой труда учителей, является сегодня основной причиной кризиса образования в России. Ее не могут решить не новое содержание образования, ни новые модифицированные программы. Обучает не столько содержание образования, сколько личность учителя. При этом основополагающими являются его творческий потенциал, увлеченность делом. В сегодняшней школе очень малоучителей, которые являются для учащихся

объектами для подражания, которые могут зажечь их своей увлеченностью предметом. А, как известно, воспитать творческую личность может только творческий учитель.

В вузах потеря кадрового потенциала идет за счет разрушения научных школ, которые формировались десятилетиями. Чтобы создать их заново также будут нужны десятилетия. Сегодня ведущие, наиболее творческие представители вузовской науки ушли в бизнес или уехали за рубеж.

Очень большая проблема сегодня для образования в России - это потеря престижа интеллектуальной деятельности среди молодежи, которая за счет коммерсализации средств массовой информации, прежде всего телевидения, ориентирована в основном на сферу досуга и сферу развлечения. Молодежь сегодня не хочет идти в науку. Поэтому ведущие Российские ученые, в том числе и с мировым именем, бьют по этому поводу тревогу. Создалась ситуация, когда учить будущих ученых некому. С другой стороны, у молодежи теряется мотивация идти в науку - эта сфера деятельности в российских масс-медиа никак не популяризируется.

Решить эту проблему только Российская академия образования и Министерство образования, естественно, не могут. Поэтому основная активность управленческих структур сегодня акцентируется на переработке, модернизации содержания образования. Однако уже сегодня всем понятно, что это никак не решит проблему кризиса образования в России. Для этого нужны специальные политические решения, которые изменят приоритеты развития Российского общества в сторону усиления внимания развитию науки и образования, сделают их модными и престижными среди молодежи.

Литература

1. Берулава М. Н. Гуманистическая педагогика: монография / М. Н. Берулава. -Сочи: Изд-во ЧГА. - 2009. - 9,5 п.л.

2. Берулава Г. А. Инновационная сетевая парадигма обучения и воспитания студентов в условиях современного информационного пространства / Г. А. Берулава // Вестник Университета Российской академии образования. - 2010. - № 3. - 7-17 с.

3. Берулава Г. А. Методологические основы развития системы высшего образования в информационном обществе / Г. А. Берулава // Педагогика. -2010. - № 4. - 0,5 п.л. - 39-44 с.

4. Берулава Г. А. Методологические основания разработки новых технологий обучения в информационном обществе / Г. А. Берулава // Гуманизация образования. - Сочи: Институт образовательных технологий РАО. - 2009. -№ 1. - 5-12с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.