Научная статья на тему 'Поведенческие стереотипы студентов в межнациональной сфере'

Поведенческие стереотипы студентов в межнациональной сфере Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
623
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕРЕОТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / BEHAVIOR PATTERNS / ETHNIC GROUPS / INTERETHNIC DIALOGUE AND TOLERANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зимовина О. А., Казарян А. В.

В статье анализируются поведенческие стереотипы студентов в межнациональной сфере. Авторы определяют поведенческие стереотипы как устойчивые, регулярно повторяющиеся поведенческие действия личности, определяемые ценностями и нормами конкретной социальной общностью. Рассматриваются результаты эмпирического исследования поведенческих стереотипов студентов, установлены условия их динамического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Behavioral patterns of students in the international sphere

The article analyzes the behavioral patterns of students in the international sphere. The authors define behavioral patterns as stable, recurring behavioral actions of the individual, regulated by values and norms of a particular social community. It presents the empirical research results focused on behavioral patterns of students, establishes the conditions of their dynamic development.

Текст научной работы на тему «Поведенческие стереотипы студентов в межнациональной сфере»

психология личности

Зимовина O.A., Казарян A.B.

поведенческие стереотипы студентов в межнациональной сфере

В настоящее время актуальной и важной задачей политологов, социологов, педагогов, социальных и этнических психологов является проблема поиска путей и механизмов, способных гармонизировать межнациональные отношения, оптимизировать этнические установки и стереотипы. С целью ослабить недоверие и враждебность между людьми и обеспечить безопасность жизнедеятельности человека изучается проблема взаимодействия в межнациональной сфере. В подходах к изучению этнических идентификаций Соколовский С.В. пишет, что в российском обществе в условиях немыслимого прежде масштаба тиражирования фактов, известий, слухов об отношениях «других к нам» и «нас к другим» этническая мобилизация, ксенофобия и экспрессивность становятся повседневностью [7, с. 25-28]. Проблема межэтнического взаимодействия вызывала всегда пристальное внимание общества. При всем своем схематизме и обобщенности стереотипные представления о других народах и культурах подготавливают людей к взаимодействию с чужой культурой, ослабляют ее воздействие на психику человека, снижают силу проявления культурного шока. Ведь в процессе межнациональной коммуникации один партнер воспринимает другого вместе с его действиями и через действия. От адекватности понимания действий и их причин во многом зависит построение взаимоотношений с другим человеком. Поэтому стереотипы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов человек наделяется теми или иными чертами и качествами, и на этой основе прогнозируется его поведение. Таким образом, и в коммуникации вообще, и в процессе межкультурных контактов стереотипы играют очень важную роль.

Люди не могут существовать изолированно. Этносы на Земле, как известно, живут не обособленно, а по соседству один с другим. Они вступают в контакты, которые направлены на сотрудничество и взаимный обмен, в процессе которых и реализуется отношение человека к другому человеку. На сегодняшний день актуальны проблемы этнических различий. Россия вмещает в себя множество различных культур, религий и этносов [2]. Постановка проблемы толерантного воспитания подрастающего поколения является актуальной, она имеет социокультурную и политическую значимость. Особую важность приобретает задача консолидации общества на основе толерантных ценностей, готовности защиты интересов личности ребенка и общества в целом. Стереотипы в значительной степени определяют моральные нормы, формируют политические, религиозные и мировоззренческие концепции. Поведенческие стереотипы очень разнообразны и во многом определяют наше поведение, наши суждения и отношение

к окружающему. Благодаря этим стереотипам мы четко знаем, как себя вести в том или ином случае; знаем, что плохо и что хорошо; знаем, кто прав, а кто не прав. Знаем, но это не значит, что так и есть в действительности, потому что стереотипы, на которых основаны наши суждения, могут быть сформированы на ошибочных предпосылках или определенных, не всегда обоснованных условностях. Стереотипы поведения - это устойчивое, регулярно повторяющееся поведение социокультурной группы и принадлежащих к ней индивидов, которое зависит от функционирующей в этой группе ценностно-нормативной системы. Поведенческие стереотипы определяют первое впечатление о человеке, и если это впечатление отрицательное, то жизнь и карьера человека сложится не так, как могла бы сложиться [1]. Они находятся в тесной связи со стереотипами сознания. Стереотипы - неотъемлемый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии самостоятельно, творчески реагировать на все встречающиеся ему в жизни ситуации. Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и определенным образом направляет его поведение. Поведенческие стереотипы непосредственно связаны с их центростремительной интровертной направленностью, т.е. ориентацией на внутренние механизмы самоорганизации. Происходит процесс накопления ценностей и превращение их в позитивный опыт данного общества, необходимый ему для выживания. Формирование поведенческих стереотипов происходит в результате научения, особенно социального, в котором определенную роль играют подражание и познавательная деятельность. Хотя культуру сложно изменить, модификация национальных поведенческих стереотипов осуществима. В качестве факторов изменения этнического поведения на уровне этнической группы могут выступать глобальные процессы, связанные с историческим развитием этноса, влиянием экономических, политических, демографических, религиозных, а также особенно обострившихся в последнее время экологических и техногенных факторов. Таким образом, стереотипы поведения этноса динамичны как и сам этнос. Об этом говорят и результаты исследований этнологов, фиксирующие довольно сильные вариации в поведении и установках на поведение представителей различных этнических групп. Стандарты поведения в значительной степени коррелируют с реальной стратификацией общества. Тем не менее, социально одобряемые программы поведения не охватывают всей сферы поведения человека в обществе, поэтому некоторые стороны поведения, рассматриваемые традиционно как социально незначимые, остаются нерегламентированными, и именно они имеются в виду, когда говорится об индивидуальных особенностях субъекта деятельности, о своего рода «стилистике поведения» [4]. На упорядочение разнородных вариантов поведения работает центростремительная тенденция унификации поведения, выработка общепринятых стандартов поведения. Стандарты и нормы определяются как исторически сложившиеся правила поведения, которым присущ и оценочный смысл. Различные типы культур по-разному диктуют субъективную ориентированность на норму: в одних случаях высоко оценивается «правильное поведение», в других поощряется стремление к оригинальности и необычности, основанное на возможности альтернативного поведения. Следует отметить, что именно эта субъективно-культурная вариативность норм и дает возможность существовать различным этническим оценкам относительно тех или

иных поступков, т. е. нормы выступают как выражение некоей внешней точки зрения, в соответствии с которой данный поступок может быть охарактеризован. В случае же необходимости оценивания поступков индивида, принадлежащего к иному этносу, вступают в действие законы межэтнического взаимодействия.

Эмпирическое исследование поведенческих стереотипов в межнациональной сфере среди студентов, в котором приняли участие 36 человек, показало, что большинство положительно относится к людям другой национальности. Каждый третий встречался с предвзятым отношением к себе от людей другой национальности. При этом их происхождение не мешает общению с людьми. Половина опрошенных (50 %) считает, что смешанные семьи отличаются от однородных. Информация, которую они получают о других народах, не мешает студентам общаться с ними. Большинство (53 %) считает, что принадлежность к той или иной нации не влияет на продвижение по карьерной лестнице. Студенты придерживаются мнения, что много нового и полезного могут узнать, общаясь с людьми разных национальностей. Большинство (48%) респондентов считает, что чувство толерантности в себе нужно развивать, при этом важно знать культуру своего народа. Студенты обладают позитивным восприятием при нахождении в многонациональном коллективе, проявляя открытость, вежливость к другим национальностям. Общаясь с представителями других национальностей, студенты получают удовольствие, однако они считают, что не всегда нужно выражать свое мнение относительно вопросов, касающихся межнационального общения. При взаимодействии с людьми других национальностей студенты отметили недостаточность знаний о общепринятых нормах и правилах. Многим не доставляет удовольствие изучение культуры другого этноса. Студенты положительно воспринимают свою национальную принадлежность, но информацию о себе представителям другой национальности готовы давать не все. Проживать в многонациональном городе Сочи нравится всем. Большинство студентов дружат с людьми других национальностей. Причем если бы была возможность поменять свою национальную принадлежность, никто из опрошенных этого не сделал бы. Студенчество понимает значение понятия «толерантность».

Актуальность и необходимость практической разработки проблемы межнационального взаимодействия студентов обусловлена тем, что указанная социальная группа является «индикатором» происходящих в различных сферах общественных отношений процессов и выступает в роли инновационного резерва и потенциальной элиты общества в целом [3]. Проведение научных исследований, с одной стороны, позволяет получить яркую картину современного состояния межнационального взаимодействия в студенческой среде, выявить проблемы, которые беспокоят студентов в сфере этих отношений, а с другой, призвано дать представление о механизмах, новых формах и методах их оптимизации.

Учитывая социальные реалии нашего государства и, в частности, смену ценностных ориентиров не только в государственной политике, но и в системе социализации подрастающего поколения, приоритетным в границах означенной проблемы представляется феномен этнического сознания молодежи, так как именно этноустановки и эт-ностереотипы молодого поколения в наибольшей мере обусловливают направленность межэтнического взаимодействия. Отчетливо просматривается мысль, что в межкультур-

ной коммуникации стереотипы являются результатом этноцентрической реакции - попытки судить о других людях и культурах с позиций исключительно только своей культуры. Нередко при межнациональном общении и оценке своих партнеров по общению коммуниканты уже изначально руководствуются ранее сложившимися стереотипами. Очевидно, нет людей абсолютно свободных от стереотипов, реально можно говорить только о разной степени стереотипизации коммуникантов. Поведенческие стереотипы динамичны, их можно формировать.

литература

1. Берулава, Г.А. Новая методологическая платформа развития личности / Г.А. Бе-рулава // Гуманизация образования. - 2013. - №3. - С. 11-24.

2. Берулава, Г.А. Международный инновационный университет: от разработки новой методологической платформы высшего образования до внедрения инновационных технологий обучения и воспитания / Г.А. Берулава, А.Ю. Яковлева-Чернышева, И.К. Тординава, Е.В. Беляева, Л.С. Довгаль, А.В. Дружинина, Л.П. Гулянова, И.К. Барагуно-ва // Высшее образование сегодня. - 2014. - №11. - С. 51-56.

3. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. Москва-Воронеж., 2004.

4. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина.) - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -352 с.

5. Зимовина О.А. Педагогические технологии индивидуализации обучения в информационно-образовательном пространстве вуза / О. А. Зимовина // Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2014. Т. 3. №. 2. C. 52-56.

6. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. М., 2006.

7. Кузнецов И.М. Социологическая энциклопедия. - М., 2003. - 584 с.

8. Липпман У. Общественное мнение. - М., 2004. - 110 с.

9. Солдатова Г.У. Устойчивые образования в этноконтактной ситуации // Духовная культура и этническое самосознание. - Вып. I. - 1990.

10. Соколовский С.В. Понятие «этническое меньшинство» и «малочисленный народ» в социальных науках // Подходы к изучению этнических идентификаций. - М., 1994. - Вып. I. - С. 25-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.