психология личности
Зимовина O.A., Казарян A.B.
поведенческие стереотипы студентов в межнациональной сфере
В настоящее время актуальной и важной задачей политологов, социологов, педагогов, социальных и этнических психологов является проблема поиска путей и механизмов, способных гармонизировать межнациональные отношения, оптимизировать этнические установки и стереотипы. С целью ослабить недоверие и враждебность между людьми и обеспечить безопасность жизнедеятельности человека изучается проблема взаимодействия в межнациональной сфере. В подходах к изучению этнических идентификаций Соколовский С.В. пишет, что в российском обществе в условиях немыслимого прежде масштаба тиражирования фактов, известий, слухов об отношениях «других к нам» и «нас к другим» этническая мобилизация, ксенофобия и экспрессивность становятся повседневностью [7, с. 25-28]. Проблема межэтнического взаимодействия вызывала всегда пристальное внимание общества. При всем своем схематизме и обобщенности стереотипные представления о других народах и культурах подготавливают людей к взаимодействию с чужой культурой, ослабляют ее воздействие на психику человека, снижают силу проявления культурного шока. Ведь в процессе межнациональной коммуникации один партнер воспринимает другого вместе с его действиями и через действия. От адекватности понимания действий и их причин во многом зависит построение взаимоотношений с другим человеком. Поэтому стереотипы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов человек наделяется теми или иными чертами и качествами, и на этой основе прогнозируется его поведение. Таким образом, и в коммуникации вообще, и в процессе межкультурных контактов стереотипы играют очень важную роль.
Люди не могут существовать изолированно. Этносы на Земле, как известно, живут не обособленно, а по соседству один с другим. Они вступают в контакты, которые направлены на сотрудничество и взаимный обмен, в процессе которых и реализуется отношение человека к другому человеку. На сегодняшний день актуальны проблемы этнических различий. Россия вмещает в себя множество различных культур, религий и этносов [2]. Постановка проблемы толерантного воспитания подрастающего поколения является актуальной, она имеет социокультурную и политическую значимость. Особую важность приобретает задача консолидации общества на основе толерантных ценностей, готовности защиты интересов личности ребенка и общества в целом. Стереотипы в значительной степени определяют моральные нормы, формируют политические, религиозные и мировоззренческие концепции. Поведенческие стереотипы очень разнообразны и во многом определяют наше поведение, наши суждения и отношение
к окружающему. Благодаря этим стереотипам мы четко знаем, как себя вести в том или ином случае; знаем, что плохо и что хорошо; знаем, кто прав, а кто не прав. Знаем, но это не значит, что так и есть в действительности, потому что стереотипы, на которых основаны наши суждения, могут быть сформированы на ошибочных предпосылках или определенных, не всегда обоснованных условностях. Стереотипы поведения - это устойчивое, регулярно повторяющееся поведение социокультурной группы и принадлежащих к ней индивидов, которое зависит от функционирующей в этой группе ценностно-нормативной системы. Поведенческие стереотипы определяют первое впечатление о человеке, и если это впечатление отрицательное, то жизнь и карьера человека сложится не так, как могла бы сложиться [1]. Они находятся в тесной связи со стереотипами сознания. Стереотипы - неотъемлемый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии самостоятельно, творчески реагировать на все встречающиеся ему в жизни ситуации. Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и определенным образом направляет его поведение. Поведенческие стереотипы непосредственно связаны с их центростремительной интровертной направленностью, т.е. ориентацией на внутренние механизмы самоорганизации. Происходит процесс накопления ценностей и превращение их в позитивный опыт данного общества, необходимый ему для выживания. Формирование поведенческих стереотипов происходит в результате научения, особенно социального, в котором определенную роль играют подражание и познавательная деятельность. Хотя культуру сложно изменить, модификация национальных поведенческих стереотипов осуществима. В качестве факторов изменения этнического поведения на уровне этнической группы могут выступать глобальные процессы, связанные с историческим развитием этноса, влиянием экономических, политических, демографических, религиозных, а также особенно обострившихся в последнее время экологических и техногенных факторов. Таким образом, стереотипы поведения этноса динамичны как и сам этнос. Об этом говорят и результаты исследований этнологов, фиксирующие довольно сильные вариации в поведении и установках на поведение представителей различных этнических групп. Стандарты поведения в значительной степени коррелируют с реальной стратификацией общества. Тем не менее, социально одобряемые программы поведения не охватывают всей сферы поведения человека в обществе, поэтому некоторые стороны поведения, рассматриваемые традиционно как социально незначимые, остаются нерегламентированными, и именно они имеются в виду, когда говорится об индивидуальных особенностях субъекта деятельности, о своего рода «стилистике поведения» [4]. На упорядочение разнородных вариантов поведения работает центростремительная тенденция унификации поведения, выработка общепринятых стандартов поведения. Стандарты и нормы определяются как исторически сложившиеся правила поведения, которым присущ и оценочный смысл. Различные типы культур по-разному диктуют субъективную ориентированность на норму: в одних случаях высоко оценивается «правильное поведение», в других поощряется стремление к оригинальности и необычности, основанное на возможности альтернативного поведения. Следует отметить, что именно эта субъективно-культурная вариативность норм и дает возможность существовать различным этническим оценкам относительно тех или
иных поступков, т. е. нормы выступают как выражение некоей внешней точки зрения, в соответствии с которой данный поступок может быть охарактеризован. В случае же необходимости оценивания поступков индивида, принадлежащего к иному этносу, вступают в действие законы межэтнического взаимодействия.
Эмпирическое исследование поведенческих стереотипов в межнациональной сфере среди студентов, в котором приняли участие 36 человек, показало, что большинство положительно относится к людям другой национальности. Каждый третий встречался с предвзятым отношением к себе от людей другой национальности. При этом их происхождение не мешает общению с людьми. Половина опрошенных (50 %) считает, что смешанные семьи отличаются от однородных. Информация, которую они получают о других народах, не мешает студентам общаться с ними. Большинство (53 %) считает, что принадлежность к той или иной нации не влияет на продвижение по карьерной лестнице. Студенты придерживаются мнения, что много нового и полезного могут узнать, общаясь с людьми разных национальностей. Большинство (48%) респондентов считает, что чувство толерантности в себе нужно развивать, при этом важно знать культуру своего народа. Студенты обладают позитивным восприятием при нахождении в многонациональном коллективе, проявляя открытость, вежливость к другим национальностям. Общаясь с представителями других национальностей, студенты получают удовольствие, однако они считают, что не всегда нужно выражать свое мнение относительно вопросов, касающихся межнационального общения. При взаимодействии с людьми других национальностей студенты отметили недостаточность знаний о общепринятых нормах и правилах. Многим не доставляет удовольствие изучение культуры другого этноса. Студенты положительно воспринимают свою национальную принадлежность, но информацию о себе представителям другой национальности готовы давать не все. Проживать в многонациональном городе Сочи нравится всем. Большинство студентов дружат с людьми других национальностей. Причем если бы была возможность поменять свою национальную принадлежность, никто из опрошенных этого не сделал бы. Студенчество понимает значение понятия «толерантность».
Актуальность и необходимость практической разработки проблемы межнационального взаимодействия студентов обусловлена тем, что указанная социальная группа является «индикатором» происходящих в различных сферах общественных отношений процессов и выступает в роли инновационного резерва и потенциальной элиты общества в целом [3]. Проведение научных исследований, с одной стороны, позволяет получить яркую картину современного состояния межнационального взаимодействия в студенческой среде, выявить проблемы, которые беспокоят студентов в сфере этих отношений, а с другой, призвано дать представление о механизмах, новых формах и методах их оптимизации.
Учитывая социальные реалии нашего государства и, в частности, смену ценностных ориентиров не только в государственной политике, но и в системе социализации подрастающего поколения, приоритетным в границах означенной проблемы представляется феномен этнического сознания молодежи, так как именно этноустановки и эт-ностереотипы молодого поколения в наибольшей мере обусловливают направленность межэтнического взаимодействия. Отчетливо просматривается мысль, что в межкультур-
ной коммуникации стереотипы являются результатом этноцентрической реакции - попытки судить о других людях и культурах с позиций исключительно только своей культуры. Нередко при межнациональном общении и оценке своих партнеров по общению коммуниканты уже изначально руководствуются ранее сложившимися стереотипами. Очевидно, нет людей абсолютно свободных от стереотипов, реально можно говорить только о разной степени стереотипизации коммуникантов. Поведенческие стереотипы динамичны, их можно формировать.
литература
1. Берулава, Г.А. Новая методологическая платформа развития личности / Г.А. Бе-рулава // Гуманизация образования. - 2013. - №3. - С. 11-24.
2. Берулава, Г.А. Международный инновационный университет: от разработки новой методологической платформы высшего образования до внедрения инновационных технологий обучения и воспитания / Г.А. Берулава, А.Ю. Яковлева-Чернышева, И.К. Тординава, Е.В. Беляева, Л.С. Довгаль, А.В. Дружинина, Л.П. Гулянова, И.К. Барагуно-ва // Высшее образование сегодня. - 2014. - №11. - С. 51-56.
3. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. Москва-Воронеж., 2004.
4. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина.) - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -352 с.
5. Зимовина О.А. Педагогические технологии индивидуализации обучения в информационно-образовательном пространстве вуза / О. А. Зимовина // Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2014. Т. 3. №. 2. C. 52-56.
6. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. М., 2006.
7. Кузнецов И.М. Социологическая энциклопедия. - М., 2003. - 584 с.
8. Липпман У. Общественное мнение. - М., 2004. - 110 с.
9. Солдатова Г.У. Устойчивые образования в этноконтактной ситуации // Духовная культура и этническое самосознание. - Вып. I. - 1990.
10. Соколовский С.В. Понятие «этническое меньшинство» и «малочисленный народ» в социальных науках // Подходы к изучению этнических идентификаций. - М., 1994. - Вып. I. - С. 25-28.