ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Казарян А.В.
ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ
СТЕРЕОТИПОВ ШКОЛЬНИКОВ В МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Одной из острейших проблем общества и молодежной среды являются межнациональные отношения. Проблема имеет ряд уровней и аспектов, вот некоторые из них: государственная национальная политика и социальная работа в области межнациональных отношений, теории и концепции межнационального общения, воспитательная работа образовательных учреждений, наконец, бытовое восприятие и поведение граждан. Существует расхождение между официальной идеологией и политикой, законодательством в области национальных отношений, где признаются и принимаются международные нормы и стандарты, и обыденным этническим сознанием и поведением, массовой личностной и групповой психологией, где господствуют предрассудки, стереотипы, национальная нетерпимость. Психология толпы, групповое сознание, поддерживаемое отдельными людьми, партиями, средствами печати и обусловленное тяжелой жизнью в стране, оказывает гораздо более сильное влияние на людей, особенно молодежь, чем официальные политические доктрины и педагогическая работа в системе образования.
Анализ и научное решение проблемы ведется на стыке таких наук, как социология, политология, право, психология, педагогика, философия. Основными понятиями, отражающими реальный феномен, являются: этническое (национальное) сознание, межнациональное общение, национальная и культурная толерантность.
Исследования социологов показывают, что молодежь в сравнении с другими группами населения наиболее этноцентрична, т. е. проявляет неприязнь к одной или многим национальностям, нетерпимость, национализм. Ученые фиксируют, что к настоящему времени среди значительной части молодежи господствуют националистические убеждения. Это объясняют отчасти возрастными причинами, психологическими особенностями: молодой человек хочет быть сильным и успешным в жизни, склонен рассматривать мир упрощенно, как черно-белый, делит людей на своих и чужих по социальному и национальному признаку, хочет принадлежать к сильной группе.
В национальном сознании школьников и студентов, молодежных групп получают положительные оценки «свои», представители родного этноса, одновременно резко отрицательно оцениваются «чужие». Значительную роль в этом играют сложившиеся в обществе стереотипы в области межнационального общения.
Академик РАО Берулава Г.А. считает, что психика активна не только за счёт сферы рацио, но и за счёт сферы бессознательного. Именно эта сфера продуцирует всевозможные стереотипы психической активности, которые реализуются через стереотипы поведения, общения и эмоционального реагирования. В терминах стереотипов устойчивые аттитюды психической активности как самостоятельные феномены исследова-
лись, прежде всего, в рамках социальной психологии (К. Брейлм, Д. Кац,.Н. Квин, У. Липпман, Д. Майерс, Л. Г. Почебут). В социальной психологии стереотипы чаще всего трактовались как коллективные формы представлений определенных групп людей. Отмечалось, что стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как эти данные достигают рассудка.
Согласно У. Липпману под стереотипом понимался принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Роль стереотипов с точки зрения Липпмана - экономия человеческих усилий. С данной позиции, особенности восприятия социальной реальности обусловлены влиянием культурного контекста: не имея опыта контакта с социальным объектом, человек имеет представления о нем из социокультурной среды. В большинстве случаев мы не сначала видим, а потом даем определение, мы сначала определяем для себя то или иное явление, а потом уже наблюдаем его. При этом во всей неразберихе внешнего мира мы выхватываем то, что навязывает нам наша культура, и мы имеем очевидную тенденцию воспринимать эту информацию в форме стереотипов (Г.А. Берулава).
В 30-е гг. XX в. американские исследователи Д. Кац и К. Брейлм впервые дают научную характеристику социального стереотипа. Ими разработана первая психодиагностическая методика изучения этнических стереотипов.
С. Московией в дальнейшем была разработана концепция «социальных представлений», которые позволяют человеку интерпретировать повседневную реальность и являются основой для создания образа социального мира. Было показано, что на основе подобных обыденных представлений формируются и социальные стереотипы.
В конце XX в. появился ряд исследований социальных стереотипов в контексте изучения каузальной атрибуции.
Попытка объяснения механизмов формирования социальных стереотипов была предпринята и с позиций бихевиоризма. Главным достоинством концепции бихеви-ористов стал отказ от поиска одной психологической системы, которая оказывает влияние на формирование социальных стереотипов, и ориентация на поиск взаимосвязи между несколькими психологическими явлениями как детерминантами стереотипа.
Берулава Г.А., исходя из положения о том, что бессознательные формы психической активности проявляются в практических ситуациях, полагает, что психические реакции, зафиксированные в ситуациях, выступают как индивидуальные стереотипы психической активности. Таким образом, диагностика индивидуальных стереотипов психической активности возможна через разработку системы типичных жизненных ситуаций, которые и позволяют человеку презентовать сложившиеся у него устойчивые поведенческие, коммуникативные и когнитивные стереотипы.
В когнитивной лингвистике и этнолингвистике термин «стереотип» относится к содержательной стороне языка и культуры, то есть понимается как ментальный мыслительный стереотип, который коррелирует с картиной мира.
Итак, проанализировав понятие «стереотип» в различных науках, можно сделать
следующие выводы: каждый человек обладает индивидуальным личным опытом, особой формой восприятия окружающего мира, на основе которого в его голове создается, так называемая, картина мира, включающая в себя объективную инвариантную часть и субъективную оценку действительности индивидуумом, стереотип является частью этой картины.
В качестве стереотипов могут выступать как характеристики другого народа, так и все, что касается представлений одной нации о другой, влияющих на их взаимодействие. Мы будем использовать второе определение стереотипа в его широком понимании в контексте межнационального взаимодействия. Мы живем в мире стереотипов. Стандарты поведения характерны для многих других сфер деятельности, и прежде всего - общения и взаимодействия в межнациональной сфере. Важно подчеркнуть, для успешного осуществления коммуникативного акта между разными нациями необходимо не только владение языком, но и также наличие определенных знаний, связанных с культурой той или иной страны.
В этом плане особый интерес представляет Краснодарский край, в котором сосредоточены многочисленные этносы, обладающие древними культурными традициями. Многонациональность исторически характерна для южных рубежей России (в крае проживают представители более 100 национальностей). Внешние миграции привели к изменению национального состава населения края: армяне, украинцы, белорусы, греки, адыгейцы и немцы. Сегодня город Сочи - это сложная система взаимодействия множества наций, каждая из которых характеризуется собственной национальной идеей, своеобразной иерархией этнокультурных ценностей, сложной знаково-символической когнитивно-культурной системой [5]. В обществоведческой литературе понятие «межнациональное общение», в основном, стали употреблять с начала 80-хгодов ХХ века. Так, например, проблема общения в этнической сфере и попытка определения критериев культуры межнационального общения, а также типология межнационального общения в условиях различных социально-политических систем находит отражение в работах Авксентьева А.В., Бурмистровой Т.Ю., Гасанова Н.Н., Дробижевой Л.М. [1]. Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале 20-х годов ХХ века в связи с необходимостью изучения процессов межнационального общения, взаимного понимания человека человеком, эффективности жизнедеятельности, достижения успеха, а также в связи с развитием средств массовой информации. Действительно, принадлежность к той или иной нации формирует личность членов общества[3].
С точки зрения Берулава Г.А., роль неосознаваемых явлений, воспринимаемых человеком, в значительной степени обусловлена имеющимися у него установками, наиболее интеграционной из которых является образ мира. Этот эффект, обеспечивающий устойчивость тех или иных бессознательных стереотипов, тем в большей степени стоек, чем в большей степени обеспечивается мотивационное и эмоциональное сопровождение воспринимаемых объектов и явлений. Межнациональная коммуникация подразумевает межличностное общение представителей разных наций, а также культурные контакты. В процессе межнационального общения представителей различных наций происходит обогащение национального самосознания. Однако не всегда национальные контакты бывают положительными, чаще всего конфликты возникают в школьной
среде. Созданный нами опросник поможет исследовать коммуникативные стереотипы школьников в области межнациональных отношений. Это актуально для многонационального города Сочи, где процесс общения и обмена информацией между различными нациями необходим с целью принятия иных ценностей и адекватного положения в иной культуре.
Школьная среда - это одна из наиболее интенсивных зон межэтнических контактов. В нашем городе в школах встречаются представители самых разнообразных этнических групп, и вступают в контакт различные системы мировосприятия и миропонимания. Именно в результате этих контактов у многих школьников закрепляются стереотипы межэтнического восприятия и поведения, которые они пронесут через всю жизнь. В целом, возраст школьников от 16-18 лет является решающим периодом развития этнического самосознания, его упрочнения и закрепления. В период обучения в старших классах этническое самосознание молодого человека расширяет систему его представлений о мире и укрепляет его место в нем [7].
В повседневной жизни этничность подавляющего большинства школьников не актуализирована и этническая самоидентификация не занимает ведущих позиций. Несмотря на это, школьники проявляют довольно живой интерес к различным этническим вопросам. В то же время следует отметить существующие элементы предвзятости и негативизма в национальных отношениях. Хотя многие имеют среди своих друзей и близких представителей других национальностей, достаточно значительное количество определяют свое отношение к человеку, исходя из его этнической принадлежности.
Мощнейшим мобилизационным фактором для большинства школьников является оскорбление по национальному признаку или негативная оценка народа, к которому принадлежит человек. Именно это чаще всего оставляет глубокий след в памяти человека и заставляет предпринимать какие-либо действия. Ещё одним мощным фактором этнической мобилизации является сопричастность или сопереживание какому-либо общему успеху или достижению.
В целом, именно в школьной среде должна формироваться и распространяться межнациональная политика. Именно здесь должна формироваться общая система ценностей и установок, обеспечивающая единство многонационального российского общества. Это бы во многом облегчило взаимное приспособление народов России друг к другу и стало реальной альтернативой попыткам обретения суверенитета на национальной основе. Сегодняшние школьники могут стать активным проводником идеи мульти-культурности, гарантируя тем самым стабильное развитие общества [4].
Берулава Г.А. выделяет следующие типы стереотипов психической активности: поведенческие, когнитивные, коммуникативные, когнитивные, эмоциональные. Поведенческие стереотипы могут быть исследованы как варианты первоначально нереф-лексируемого поведения, презентированного в конкретных практических ситуациях. Коммуникативные стереотипы выступают как формы коммуникативной активности в конкретных практических ситуациях.
Берулава Г.А. указывает на то, что знание и понимание человеком своих стереотипных форм поведения обеспечивает дальнейшую возможность их коррекции и замены, в случае необходимости, на более продуктивные. Особая роль в этом процессе
принадлежит системе образования. Система образования призвана скорректировать негативные проявления разного рода, создать условия для формирования и распространения тех ценностных ориентиров, которые предпочтительны как для личности, так и для общества. В условиях многонационального региона одной из задач системы образования, является целенаправленное формирование норм и эталонов, стереотипов, отражающих специфику социально-исторического опыта жизни народов, проживающих в крае, привитие навыков межнационального общения, формирование умения преодолевать конфликтные ситуации, развитие интереса к историко-культурному наследию народов, проживающих в нашем регионе.
Освоение, понимание и принятие иной национальной культуры - важное требование нашего времени. И на первый план выходит проблема толерантности в межэтнических и социальных отношениях. Толерантность должна стать культурной нормой поведения, стереотипом в обществе. Эту работу необходимо начинать уже в начальной школе [1]. Для этого разработан опросник по выявлению коммуникативных стереотипов в области межнационального общения. В эксперименте приняли участие 38 учащихся 9-11 классов.
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что большинство школьников позитивно воспринимают процесс межнационального взаимодействия. Однако большинство из них подтвердили недостаточность знаний и правил при взаимодействии с другими нациями. Следует отметить, что коммуникативные стереотипы являются наиболее устойчивыми и в значительной степени определяют в целом жизненную успешность человека. Данные исследований свидетельствуют о том, что для взаимодействия в межнациональных коллективах у школьников не сформированы такие навыки, умения и качества личности, которые обеспечивают преодоление различных трудностей во взаимодействии и общении представителей различных этнических общностей, обусловливают готовность корректно, отзывчиво и грамотно откликаться на запросы, поведение и переживания людей другой этнокультуры.
Проанализировав данные опросника, мы видим, что изучение культуры другой национальности не приносит удовольствие, при этом многие учащиеся отметили недостаточное знание культуры своего народа. Это даёт основание предположить, что нет условий для раскрытия школьникам и духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества.
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что школьники готовы жить в многонациональном городе. И всё же среди опрошенных учащихся существует представление о незащищенности в случае конфликтных ситуаций, возникающих в области межнационального общения. Поэтому сегодня необходимо формировать толерантность к этническим культурам, учить предотвращать или творчески преодолевать конфликты.
Экспериментальное исследование коммуникативных стереотипов в межнациональной сфере проходило на базе МОБУ лицея №23. На основе выявленных типичных ситуаций в межнациональной сфере был составлен опросник, в котором школьникам (50 человек в возрасте от 14-17 лет) предлагалось написать, как бы они ответили в этих ситуациях. Результаты представлены в табл. 1
Таблица 1. Сформированность коммуникативных стереотипов школьников в межнациональной сфере
№ п/п
Проблемы коммуникативные стереотипы
Непр одуктивные коммуникативные стереотипы
Продуктивные
1
Прогуливаются по парку подруги (обе представители разных этносов), навстречу им идёт женщина преклонных лет и с громким голосом восклицает: «Понаехали тут, куда ни ходи, везде натыкаюсь на людей разных национальностей!» Как вы отреагируете?
1. Город для разных этносов, и это не ваше дело.
2. Иди потеряйся!
3. А ты откуда приехала, дура старая!
4. Слышь, рот закрой!
5. А ваше какое дело.
6. Ой, кто бы говорил.
7. Возможно.
8. Женщина! Своё мнение оставьте при себе.
9. А вам какая разница, идите и молчите.
10. Закрой рот.
11. На себя посмотрите.
12. Кому какая разница, кто какой национальности. +2
13. А ты зачем приехала.
14. А тебе какая разница.
15. Ходите с закрытыми глазами.
16. Тебе жить не надоело
17. Какая вам разница?
18. Друзей не выбирают, конечно, но Россия для русских!!
19. Вас это волнует! Иди куда шла молча!
20. Вы сумасшедшая!
21. Хамка!
22. Вы сами-то откуда!
23. Ты что, офигела, что нацию трогаешь.
24. Тупая мразь.
25. Какая вам разница, захотели и приехали.
26. Согласен, понаехали.
27. Дура.....
28. Эта женщина невоспитанная. 30 чел. из 50
1. Не буду обращать внимание.
2. Повернусь и уйду.
3. Пройду молча + 9
4. Я бы промолчала + 2
5. Все люди имеют право на существование.
6. У нас свободная страна
7. Пройду мимо. Женщина старше
8. У нас многонациональная страна.
9. Пройду дальше, не обращая внимания.
20 чел. из 50
2 Неоднородная по се- 1. Мигранты тоже люди, может у 1. Промолчу. +6
мейному составу пара них не получается работать в той 2. Проигнорирую. +3
услышала, как водитель стране, откуда они родом. 3. Нужно помогать
маршрутки возмущает- 2. Да, согласен +1. мигрантам
ся: «Из-за этих мигран- 3.А ты получше бы искал, урод. 4. Выражу удивле-
тов, нашим местным 4. Сам таджик, ещё и возмущается. ние.
жителям совсем работы 5. У тебя с головой всё в порядке. 5. Не обращу внима-
нет». Ваша реакция? +1 ние. +1
6. Ну нет, так нет, радуйся.
7. Сами виноваты! Работа всегда 15 чел. из 50
есть, просто мозги должны быть на
месте...
8 . Согласен, понаехали.
9. Мне всё равно.
10. Пошлю его.
11. Работать лучше надо.
12. Пусть живут в своей стране.
13. Нужно их выселять из всей
страны.
14. Это правда.
15. А ты знаешь, откуда родом,
чурка!!
16. Надо работать лучше. И тогда
всем будет работа.
17. Было бы желание работать!
Работы хватает!
18. Тебе какая разница?
19. Главное, у тебя есть
20. Сам иди работай на другое
место.
21. Он вполне прав
22. О-о-о, полегче.
23. Сильно захочешь, найдёшь
работу.
24. Работа есть всегда.
25. Главное желание
26. А вам не всё равно
27. Я возмущена!
28. Это не так.
29. Забью
30. Чтоб у тебя руль отвалился
31. Заткнись.....
32. Чтоб у тебя бензин закончился
33. Не ваше дело
35 чел. из 50
Бабушка с внуком вышла на прогулку, встречает знакомую, которая забрала из сада своего ребёнка, недовольна, и говорит: «Ты у меня совсем с рук отбился, вот как на тебя пагубно влияет нахождение в многонациональном коллективе!» Ваш ответ?
1. Если бы не они, где вы были. +1
2. Какая разница, какой нации коллектив.
3. Чтоб у тебя все зубы сгнили, старая корга!
4. Какая разница, это тоже люди.
5. Твои какие проблемы.
6. Не отбился.
7. Вы не понимаете, что говорите
8. Не стоит судить человека по его национальности. +1
9. Это не коллектив виноват, а воспитание.
10. Что-то мешает, смените садик. 11 . Зачем его ругаешь, мало, что ни бывает
12. Не нравится, пусть идёт в другой садик +1
13. Зачем его ругаешь, с кем не бывает
14. Не води его в сад
15. Виноваты родители
16. Ребёнка надо воспитывать, глупости говорите.
17. Не моё дело
18. Всё идёт из семьи
19. У каждого человека свои взгляды
20. Не все представители другой национальности - плохие люди
21. Идиотизм
22.Ты лучше?
23. Бред +1
24. Зачем так кричать на ребёнка +1
25. О времена, о нравы. Что за расизм?!
26. Что нации трогаете-то
27. Рот закрой, дурная
32 чел. из 50
1. Вы правы.
2. Промолчу. +9
3. Мы многонациональная страна. +1
4. Каждая национальность хороша.
5. Не обращайте внимание
6. Пройду дальше +1
7. В многонациональном коллективе интересно
18 чел. из 50
3
4 Заходит в магазин отец с ребёнком (представители другого этноса), который то просит купить ему одну конфету, то мороженое. Продавщица, возмутившись, говорит: «Вы своих детей вообще не воспитываете, особенно мальчиков!!» Как вы отрегагируете? 1. Это же ребёнок 2. А что, если ребёнок жрать хочет?! 3. Рот закрой, в отличии от вашего поведения, мой сын хорошо воспитан, просто не может с выбором определиться +2 4. Можешь за своими детьми смотри,........ 5. Чья бы корова мычала! 6. Закрой рот, если своих детей нет 7. Какя вам разница, не суйте свой нос куда попало 8. Не твоё дело.... +1 9. Как хочу, так и воспитываю 10. Рот закрой и работай, молча..... 11. Есть хочет 12. Это не ваш ребёнок, какое ваше дело +3 13. Не ваше дело, грубиянка 14. Не ваше дело, как мне воспитывать своего ребёнка +1 15. Вы воспитывайте ваших девочек, чтобы не пили и не курили 16. Он всего лишь ребёнок, не надо так реагировать 17. Своих детей воспитывайте 18. Мой ребёнок воспитан, это у вас с нервами не всё в порядке 19. Что за гадости вы говорите 20. Ребёнок же не может определиться 21. У самой нет детей, вот и молчи 22. Как я считаю нужным, так и воспитываю 23. Причём тут это, и какое вы право имеете говорить так 24. Тебя это не касается 25. И вас также воспитали, как вы думаете про нас 26. Лучше за собой следите 27. Не лезьте, куда не надо 28. Следите за своими детьми +3 29. Нет 30. Лезете не в своё дело +1 31. Скворечник залепи 32. Я хочу посмотреть, как вы своих детей воспитываете 33. Рот закрой, нормально с ребён-кои разговаривай 44 чел. из 50 1.Извините 2. Промолчу +2 3. У каждой нации свой менталитет, надо его уважать 4. Не обращу внимания, куплю всё и уйду 6 чел. из 50
5 Влюблённой паре (неоднородной по составу) сделала замечание пожилая женщина, упрекнув девушку в том, что она забыла про традиции своего народа, раз встречается с представителем другой национальности. (Что Вы ответите) 1. Не суйте свой нос 2. Твоё какое дело, иди куда шла 3. Твоё какое дело?! 4. Нация здесь ни причём 5. Ваше какое дело +1 6. У меня с традицией всё нормально 7. Какая вам разница. С кем хочу, с тем и встречаюсь 8. Это наше дело и наша жизнь 9. Это моё дело, а не ваше 10. Я не позорю свою нацию 11. Моё право с кем встречаться 12. С кем хочет, с тем и встречается +4 13. Это наше право соблюдать традиции 14. Хочу и встречаюсь, никто не может мне мешать 15. Тебе какая разница, иди и живи своей жизнью 16. Вам какая разница 17. Моя жизнь, с кем хочу, с тем и встречаюсь 18 Не суйте свой нос в чужие дела!!! 19 . А что наши лучше их?! 20. Не важно, какой он национальности, главное, что он хороший 21. В этом нет ничего такого 22. Мы в свободной стране, не портьте свои гланды 23. Бабуль, времена меняются (с сарказмом) 24. Да ни чё 25. Иди отсюда, ты мне никто 26. Пошла ты.... 27. Мне всё равно, что вы думаете. 28. Большинство традиций больше нет 29. О времена, о нравы! 30. И что дальше?! 31. Старческий маразм 32. Ну любим друг друга 33. Старое уже прошло 34. Правильно, нечего с чурками встречаться 39 чел. из 50 1. Не обращу внимания +1 2. Ничего не отвечу +4 3. В неоднородном браке много преимуществ 4. Если люди любят друг друга, то национальность не главное 5. Мы все одинаковые 6. Любовь - непредсказуемая штука 11 чел. из 50
6 В транспортном средстве конфликтная ситуация, водитель не остановился по просьбе пассажира. Дама, возмущенная этим, кричит на водителя: «Вот если бы вы хорошо владели нашим языком, тогда бы понимали, где нужно остановиться» (Что Вы, как правило, отвечаете) 1. Да, достали 2. Рот закрой, за проезд передаём 3. Идиот 4. Попробуй мой язык выучить, я посмотрю на тебя 5. Правильно, владеть надо языком 6. Молчали бы лучше 7. Напишу жалобу 8. Какая вам разница, хорошо я знаю ваш язык. Сами ничего не знаете. 9. Правильно +1 10. Выходите из автобуса 11. Да ты...... 12. Я согласна с дамой +2 13. Мы хоть хорошо зарабатываем, а не сидим без дела, тупица. 14.Да пошла ты! 15. Водитель, вы глухой? +1 16. Дамочка, если бы вы говорили громче, я бы остановился 17. Ездите на такси 18. Ходите пешком 19. Ваш язык - вы и учите 20. Останавливаюсь только на остановках 21. Иди учи язык 22. Понятней надо говорить 23. Внятней надо говорить 24. Говорите громче 25. Купите себе машину и останавливайтесь, где хотите 26. Наймите собственного водителя, если я вам не нравлюсь +1 27. Поставьте себя на моё место 28. Дамочка, понятие языка тут ни при чём, может быть у меня проблемы со слухом 29. Водителям тоже нужно зарабатывать +1 30. Причём тут язык 31. Не расслышал 32. Не ори, человек не расслышал +2 33. Пошла вон из моего транспортного средства 41 чел. из 50 1.Ой, простите 2. Промолчу +4 3. Просим об остановках сообщать заблаговременно и громко 4. Уважайте другие национальности 5. Извините, буду внимательней 9 чел. из 50
7 На улице курьер пред- 1. Надо читать, неуч безрукий 1 Не ругаетесь!.
лагает прохожим 2. Я тебе эти листы в рот засуну! Простите.
посмотреть литературу, 3. иди, куда шёл, урод! 2. Промолчу + 11
посвященную разным 4. ваши какие проблемы! 3. Каждая нацио-
народам мира. Мужчина 5. Да нечем, какие проблемы! нальность и куль-
в грубой форме выкри- 6. Если вы не желаете знать, это не тура уникальна и
кивает: «Ничего нового значит, что другие не хотят. очень интересна
и полезного я не узнаю 7. Это невоспитанно. 4. В жизни всё может
из этих книжонок! Тебе 8. Я просто предложила, нормаль- пригодиться
что заняться нечем?!! ный человек так агрессивно не
(Что Вы, как правило отреагировал бы.
отвечаете) 9. А вы почитайте, может умнее 15 чел. из 50
будете
10. Я работаю. Ты их сначала
прочти.
11. Некоторых интересуют книги,
некоторых нет
12. Ты их сначала прочитай
13. Может кому-то нравится,
о вкусах не спорят
14. М-да....
15. Какая бы литература ни была,
она всегда познавательна
16. Уйди от меня
17. Мне за это платят
18 По себе людей не судят
19. Ну и грубиян!
20.Нет, скучно! (с иронией)
21 Не хочешь, не надо.
22. Люди бывают разные
23. Во-первых, это моя работа,
во-вторых, если ума нет, то и не
будет
24. А что мне ещё делать
25. Тупой. У него лексикон, навер-
ное, меньше, чем у моего попугая.
26. Я хоть не тупой абориген, в
отличии от некоторых
27. Вообще-то.....
28. Да нечем, иди отсюда +1
29. Иди ты.. +1
30. Развивайте кругозор, а то так и
останетесь ограниченным!
31. Да, нечем
32. Заткнись
33. Я так зарабатываю
35 чел. из 50
Анализ полученных результатов показал, что у школьников большинство сформированных коммуникативных стереотипов носят непродуктивный характер, которые необходимо корректировать на занятиях, направленных на формирование продуктивных коммуникативных стереотипов.
Литература
1. Берулава, Г.А. Роль стереотипов психической активности в развитии личности.
- М.: - 2010.
2. Берулава, Г.А. Инновационная сетевая парадигма обучения и воспитания студентов в условиях современного информационного пространства // Гуманизация образования.
3. Болотков, В. X. Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья. / В. Х Болотков - М. : Логос, 2002. - 270 с. 2010. - № 4
4. Берулава, М.Н., Берулава, Г.А. Методологические основы инновационной сетевой концепции развития личности в условиях информационного общества // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. - СПб.: - 2010.
5. Берулава, М.Н., Берулава, Г.А. Новая сетевая теория развития личности в информационном образовательном пространстве // Психологическая наука и образование
- 2012. - №2
6. Волков, Г. Н. Этнопедагогика : учебник для вузов / Г. Н. Волков. - М.: Академия, 2000.- 168с.
7. Вяткин, Б.А., Хотинец, В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности.// Психологический журнал. - 1996. - № 5. - 17с.
8. Гасанов, Н.Н. О культуре межнационального общения // Социально-политический журнал. - 1997. - № 3. - 233с.
9. Кузина, Т. Ф. Занимательная педагогика народов России : Советы, игры, обряды / Т. Ф. Кузина, Г. И. Батурина. - М. : Школьная Пресса, 2001 - 346 с.
10. Ломтева, Т.Н. Базовые концепции межкультурной коммуникации. - Ставрополь, - 2001. - 215с.
11. Хотинец, В.Ю. Этническое самосознание. - СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 2006. - 340с.
12. Шлягина, Е.И. К вопросу построения этнопсихологии личности // Этническая психология и общество. - М.: Наука, 1997. - 115с.
13. Шлягина, Е.И., Карлинская, И.М. Толерантность как условие позитивного межэтнического общения // Психология общения: проблемы и перспективы. - М.: Просвещение, 2000. - 150с.