Кассихина B.E.
конструктивно-позитивное национальное
самосознание как основной критерий стабильности современного общества
Процесс формирования конструктивно-позитивного национального самосознания в научной литературе рассматривается как уравновешенное взаимодействие, дающее возможность успешно развиваться всем культурам на основе общепризнанных ценностей. Отстаивание духовного суверенитета, защита культурной самобытности органично связаны с общечеловеческими ценностями развития культурного разнообразия. В ходе научных споров неоднократно встает вопрос о соотношении российских ценностей, общечеловеческих в воспитании гражданского самосознания. В современных условиях культурная коммуникация охватила огромные регионы. Общение народов приобрело не только грандиозный размах, но и новую гуманистическую направленность.
Причина этого в том, что одни видят в этом или противоречие, или овладение этими ценностями. Н.Д. Никандров указывает... «что если взять реальную жизнь, то с трудом можно себе представить, чтобы воспитание начиналось с общечеловеческих ценностей». Жизнь, Родина для ребенка начинается всегда с ближайшего окружения. Лишь потом идет постепенное расширение его горизонта. Так ставится вопрос в Конвенции о правах ребенка (1991г.), где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной» (ст. 29).
Гражданско-национальное сознание и самосознание, его сущность с точки зрения развития личности и процесса формирования сознания изучается и рассматривается многими учеными, психологами, педагогами.
«Личность — это способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений» (Л.И. Анцыферова. Издательство «Наука», Москва., 2001г. «Психология формирования и развития личности»).
Значимость личности определяется тем, насколько обширна сфера его континуума, где он начинает свое индивидуально-личностное «движение». Можно также утверждать, что личность — это человек, постоянно повествующий самому себе о своих взаимоотношениях с целым миром и во внутренней полемике с подразумеваемыми собеседниками, утверждающий, защищающий, осуждающий, изменяющий и совершенствующий себя, а тем самым совершенствующий свое сознание.
П.П. Блонский видел задачу учителя и школы, чтобы «не так дать образование и воспитание как развить личность, способности к самообразованию и самовоспита-30
нию». «Мы должны.воспитать человека, способного создавать собственную жизнь, способного к самоопределению».
Эту же мысль иными словами высказывает С.Л. Рубинштейн.
«Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную работу воспитуемого, которая естественно завязывается в каждом сколько-нибудь вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных постулатов и поступков других людей... Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы.» (Рубинштейн. Принципы и пути развития психологии. Москва; 1959 г., стр.158). Отсюда следует, что развитие личности в каком бы направлении оно ни шло — это не то, что с личностью «случается»: личность — это субъект своего собственного развития, постоянно находящегося в поиске и построении тех видов деятельного отношения к миру, в котором могут полнее проявиться и развиться уникальные потенции конкретного индивида. Личность развивается, формируется, идет ее физический процесс становления, формируется сознание, то есть она принимает определенную форму — определенный способ организации, который может как всемерно содействовать гармоничному развитию личности, так и тормозить его. Характеризуя целостные системы, в которых, несомненно, следует прежде всего отнести личность, В.Г. Афанасьев пишет: «Каждая часть целого — это иное другой части, а эта другая третье и так далее.» (1980). Следовательно, в ходе перевоспитания переделывать необходимо не одно изолированное свойство личности, а всю его «организацию». Это актуально для России, особенно сейчас, в свете построения нового демократического общества.
Нам представляется, что в условиях растущего интереса к проблемам национального сознания и самосознания не учитывать психолого-педагогический аспект личности, ее особенности не возможно.
Сегодня в России, идущей по пути построения демократического правового общества и развития гражданского общества, внимание к духовно-нравственному становлению молодого поколения должно стать неотъемлемой частью социальной политики, а педагог, владея современными методиками и технологиями обучения, должен опережать время, решая задачу воспитания будущих граждан такого общества.
Научить юную личность органично вписываться в социальное окружение, стать частью своей нации, Гражданином своего государства — основная учебно-образовательная и воспитательная цель современной школы и вуза.
Особенностями такой интеграции становятся: согласованная образовательная политика, взаимное сближение и взаимодополняемость национальных образовательных систем, синхронизация действий, достигаемая на основе их регулирования возникающими, возможно, и наднациональными институтами, постепенное перерастание национальными образовательными системами своих государственных рамок и зарождение тенденций к формированию единого образовательного пространства как наиболее эффективной реализации задач образования будущего.
Анализируя состояние национального воспитания и обучения в современной школе, следует сказать, что в педагогической практике внимание специалистов, педагогов привлекает культурологический подход, который реализуется как принцип культу-росообразности воспитания.
Принцип культуросообразности воспитания заключается в его опоре на такую педагогическую закономерность, где воспитание интегрировано, вписывается в контекст культуры, а воспитанник будет активно и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, мировой цивилизации.
Отсюда следует, что если для российской ментальности характерна соборность, то для культурологического подхода в воспитании важно проектировать и всячески развивать у учащегося чувство сопричастности всего того, что делается в классе, школе, городе, стране. Анализ современной психолого-педагогической литературы, научных изысканий последних лет позволяет сделать вывод: развитие духовной культуры подрастающего поколения может стать реальностью только в том случае, если учащийся, будет непосредственным участником повседневной, культурной, духовно-насыщенной жизни своей школы, лицея, колледжа, своего города, страны.
Трансформации ценностей и их смещению в сторону от духовно-нравственной сферы и в обществе, и в образовании посвящена книга Н.Д. Никандрова «Россия: ценности общества на рубеже XXI века», где дается трактовка общечеловеческих ценностей: «... Это ценности, которые принимают все люди, подавляющее большинство.» То есть воспитание — это целенаправленная организация жизни будущего гражданина страны в контексте конкретной культуры.
Существующие различные подходы к целям воспитания можно систематизировать, и сделать следующие заключение :
- важнейшее значение во всестороннем развитии личности имеет гражданское и национальное воспитание, которое включает в себя воспитание чувства патриотизма и культуры межнациональных отношений;
- уважение к государственным символам своей страны и странам мира является основополагающим;
- сохранение и развитие духовных богатств и национальной культуры народа, а также стремление к демократии как форме участия всех граждан в решении вопросов государственной важности является приоритетным.
С целью изучения воспитанности школьников, нами было проведенно исследование основных ценностей учащихся, репрезентированных в ключевых словах и фразах. Данные исследования позволяют сделать вывод: что у 80% старшеклассников ключевыми словами являются «поделиться», «простить», «помочь»; у 85% студентов 1-11 курсов «поделиться», «быть гостеприимным», «уважать традиции», «уважительно относиться к национальным языкам и их носителям».
В двух экспериментальных группах доминирующими ответами респондентов
были:
- уважение к старшим;
- уважение к национальному языку другой нации, терпимость к другой религии и национальным обрядам, чувству национального достоинства;
- равенство;
- достоинство.
Как видно из представленных данных воспитание включает в себя несколько аспектов. Исходя из того, что национальная политика является совокупностью законо-
дательных, социально-экономических, культурно-просветительных и других мер, направленных на согласование интересов и обеспечение межэтнического мира, согласия, развития национальной самобытности, формирование культуры мира, нам она представляется как целостная система, состоящая из двух взаимосвязанных звеньев: 1) развития национального самосознания учащихся на базе своей культуры, языковой среды; 2) овладение достижениями мировой культуры, системой общечеловеческих ценностей.
Решение этой задачи предполагает: во-первых, изучение культурных традиций и истории своего народа, целенаправленное интеллектуальное, нравственное, эмоциональное развитие учащихся в контексте национальной культуры; во-вторых, формирование у студентов понимания многообразия культур народов мира, их взаимовлияния и взаимостимулирования в процессе развития.
В этом смысле положение школ и ВУЗов РФ таково, что учащиеся любого региона практически с дошкольного возраста испытывают влияние различных национальных культур. Поэтому для равноправного развития и жизнедеятельности в обществе любая личность нуждается в межкультурном образовании, которое поможет понимать других людей и адаптироваться к условиям жизни в многонациональном обществе.
При этом следует помнить, что мировая культура — синтез лучших достижений культур различных народов, населяющих нашу планету. «Национальная культура приобретает известность во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней становятся достижением всего человечества» - писал известный отечественный философ Н.О. Лосский.
Культура мира, культура межнационального общения — результаты многовекового развития общечеловеческой истории.
Под ценностями понимаются специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Ценности выступают также как формы общественного сознания (справедливость и несправедливость), которые не только описывают явления, но и дают им оценку, одобряют или осуждают их, требуют их осуществления или устранения и в силу этого — являются нормативными по своему характеру.
В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Семинова, проводя анализ школьных воспитательных систем, подчеркивают, что начинать воспитание необходимо с вечных нравственных ценностей, имеющих общечеловеческое значение. Необходимо учить детей и молодежь новому гуманистическому способу освоения многонационального мира, обращая внимание на процессы социализации. Ученые отмечают, что ни дети, ни взрослеющие индивиды не могут жить изолированно от окружающей многонациональной среды. Именно среда играет большую роль в становлении, функционировании любой воспитательной системы.
В Германии и Франции заметна особая приверженность к интеллектуальному образованию и гражданскому воспитанию.
В США первостепенное внимание уделялется гражданскому воспитанию. По мнению Г. Кершенштейнера ни одна сторона не проникнута так сильно идеей необходимости гражданского воспитания, как в Соединенных Штатах Америки. В современных публикациях американских авторов встречается такая формулировка целей воспитания,
как воспитание «хорошего гражданина США». Позитивная тенденция в многонациональной среде, какой является наша страна, в контексте целей воспитания может быть определено формулировкой, как «воспитание гражданина Российской Федерации с активной гражданской позицией и конструктивно-позитивным национальным самосознанием».
Мировое сообщество в плане глобализации образования определило свои приоритеты:
- гуманное отношение к личности, школьнику, студенту;
- сознание уникальности видения мира каждым человеком;
- понимание динамики мирового развития;
- осознание общностей и различных культур разных народов;
- чувство ответственности за состояние мира.
В наступившем XXI веке обострились проблемы бездуховности, неоправданной детской жестокости, национальной нетерпимости и непримиримости. Проблемы повышения духовности и самосозидания, нравственных ценностей должны занять достойное место в воспитании человека XXI века.
Современное образование является участником процесса зарождения нового всемирного сообщества, находится в самом центре проблем, связанных с развитием личности. Задача образования состоит в том, чтобы дать возможность школьникам, студентам, каждому обучающемуся любой национальности проявить весь свой творческий потенциал, подразумевающий реализацию своих планов, социально адаптировавшись, быть полезным своему народу и государству в целом.
Наряду с несомненным прогрессом в понимании общечеловеческих ценностей представляется, что гуманистический подход в процессе формирования конструктивно-позитивного национального самосознания должен стать универсальной человеческой ценностью, без опоры на которую трудно представить себе мировоззрение личности настоящего и будущего.
В последние годы разработан и опубликован ряд программ и спецкурсов, методических материалов по вопросам национального воспитания и обучения, отличительной особенностью, новизной которых является использование краеведческого материала и регионального компонента (Г.Н. Выянов). Использование краеведческого материала и регионального компонента даёт учащимся и студентам более доступное и наглядное представление об общих закономерностях, исторического и национального развития народа.
Изучение местных памятников истории и культуры даёт возможность учащимся и студентам более наглядно представить закономерности развития общества и мировой художественной культуры. Понятие Родина в сознании человека прежде всего связано с тем местом, где находится родной дом. В сочинском регионе проживают представители более 100 национальностей. Это диктует необходимость поиска оптимальной для нашего региона национальной политики, которая не только гарантировала бы правовую стабильность в городе, но и всемерно способствовала развитию национального самосознания обучающихся.
Город Сочи представляет собой не часто встречающийся на территории РФ вари-
ант полиэтнической среды, в которой взаимодействуют в основном культуры русского, армянского, украинского, грузинского, греческого, адыгейского, белорусского и других народов. Важнейшими условиями прочности как государства, так и отдельных его регионов становится формирование дружественных межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики, прежде всего в области образования.
Нами был проведен анализ реализации национальной политики в Международном инновационном университете.
Интерес к полезной деятельности в мезосоциуме проявляют 71,1% студентов. Забота о народе-соседе, о рядом живущих представителях другой культуры составляет часть воспитательной работы для 43,7% студентов Международного инновационного университета.
Наиболее эффективной в экспериментальных студенческих группах была работа по воспитанию гордости за отечественную науку, культуру своего народа, своей национальности.
Хотя средний уровень сформированности этой черты национального самосознания преобладает, велико количество студентов с высоким показателем, а с низким очень быстро сократилось к моменту окончания эксперимента.
Необходимо учитывать, что воспитательная работа не преследует достижения конкретной цели, а предусматривает последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Необходимо признавать, что развитие национального самосознания будет успешным в том случае, если оно будет включено в педагогически целесообразную воспитательную систему, цели и функции которой достигаются и реализуется благодаря содержанию целостного образовательного процесса с учётом возрастных, индивидуальных и национальных особенностей обучающихся.
Достичь определённых результатов представляется возможным путём формирования у студентов чувства уважения к национальным святыням Родины посредством формирования устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, мотивации и установок, соответствующих общечеловеческим и национальным ценностям.
Основными факторами, способствующими развитию национального самосознания, культуры межнациональных отношений, мы считаем ценности и господствующие взгляды в обществе, образ жизни в макро и микросоциуме, культуру общества — это внешние факторы. К внутренним факторам относится жизненный опыт индивида, его ценностные ориентации, процесс социализации и адаптации в окружающей многонационально среде. Взаимодействие внутренних и внешних факторов отражается в сознании студента и прежде всего в его направленности, менталитете, убеждениях, в установках на себя, свой народ и мир. Внешние и внутренние факторы, преломляясь через самосознание студента первоначально эволюцинируются в Я — концепцию, превращаясь в национальное самосознание личности.
литература
1. Аксентьев, А.В. Современные этнокультурные процессы на Северном Кавказе / А.В. Аксентьев, А.З. Аксиев // Проблемы философии культуры: сборник статей. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. С. 80.
2. Берулава, М.Н. Проблемы и перспективы развития современной высшей школы / М.Н. Берулава // Гуманизация образования. - 2015. - №2. - С. 8-11.
3. Берулава, М.Н. История, философия и методология педагогики и психологии: учеб. пособие для магистров / М.Н. Берулава, В.А. Канке. - М.: Магистр, 2015. - 487 с.
4. Берулава, М.Н. Современная теоретическая платформа отечественного образования / М.Н. Берулава // Гуманизация образования. - 2013. - №4. - С. 9-18.
5. Берулава, Г.А. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве/ Г.А. Берулава, М.Н. Берулава // Педагогика. - 2012. - №4.
- С. 11-20.
6. Берулава, Г.А. Теория сетевого образования как новая методологическая платформа высшего образования/ Г.А. Берулава, М.Н. Берулава // Гуманизация образования.
- 2012. - №4. - С. 8-19.
7. Берулава, Г.А. Об опыте организации электронного образовательного пространства / Г.А. Берулава, А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина, Е.В. Беляева, Т.С. Пильщикова, С.К. Исталиева, В.Г. Малыш // Гуманизация образования. - 2015. - №2.
- С. 52-58.
8. Никандров, Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. -1998. - №4. - С. 18-22.
9. Тихонова, И.В. Этническая идентичность детей и подростков. Теоретические и практические аспекты исследования // И.В. Тихонова, Е.В. Куфтяк. - Кострома: КГУ им. Н А. Некрасова, 2009. - С. 86.
10. Golz, R. Problemedes Verglaichs Deutcher und Russischer Fragestellungen der Padagogik im gegenwartingen Transfomationsprozes: Humanisieung der Bildung. Nr1. 2000. S. 91-122.