Научная статья на тему 'К проблеме исследования непродуктивных коммуникативных стереотипов в социальной сфере'

К проблеме исследования непродуктивных коммуникативных стереотипов в социальной сфере Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
305
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕРЕОТИПЫ / STEREOTYPES / КОММУНИКАТИВНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / COMMUNICATIVE STEREOTYPES / НЕПРОДУКТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / SOCIAL SPHERE / NON-PRODUCTIVE COMMUNICATIVE STEREOTYPES / PRODUCTIVE STEREOTYPES / STEREOTYPES OF THE PSYCHOLOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сагилян Э.М.

Исследование коммуникативных стереотипов современной молодежи в социальной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PROBLEM OF THE NON-PRODUCTIVE COMMUNICATIVE STEREOTYPES IN A SOCIAL SPHERE RESEARCH

The article touches upon the research of the modern youth’s communicative stereotypes in a social sphere

Текст научной работы на тему «К проблеме исследования непродуктивных коммуникативных стереотипов в социальной сфере»

ISNN 1029-3388

Э. M. Сагилян

К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕПРОДУКТИВНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

В современном мире процессы информатизации и глобализации выдвигают на передний план социально значимые задачи - это совершенствование у современников умения при общении адекватно понимать друг друга и, следовательно, конструктивно взаимодействовать. Успешная работа современного специалиста невозможна без постижения универсальных механизмов общения и взаимодействия людей, социальных институтов и человеческих сообществ. В современном информационном мире крушение прежнего мировоззрения привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период приходится подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

Одной из важных потребностей в студенческом возрасте является потребность в общении. В общении студенты познают не только других, но и себя, овладевают опытом социальной жизни. Потребность в общении способствует установлению многообразных связей, развитию товарищества, дружбы, стимулирует обмен знаниями и опытом, мнениями, настроениями и переживаниями. По сути, студенческий возраст предъявляет новые требования к сформировавшейся на предыдущих возрастных этапах способности общаться с людьми.

Существенное место в психической активности молодых людей занимают бессознательные автоматизированные паттерны поведения, называемые стереотипами. Следует отметить, что в современной психологии существуют различные определения понятия «стереотип», в зависимости от методологического направления научной школы. Значительный вклад в понимание феномена стереотипа внесла социальная психология.

Впервые термин «стереотип» был введен в общественные науки в 20-е годы XX века в США, когда возникла необходимость изучения и объяснения законов функционирования массового сознания. Основателем концепции стереотипного мышления и поведения стал американский ученый Уолтер Липпман. По мнению Липпмана, человек, пытаясь постичь окружающий его мир во всей его противоречивости, создает «картину в своей голове» относительно тех явлений, которые он непосредственно не наблюдал. Человек имеет ясное представление о большинстве вещей еще до того, как он с ними непосредственно столкнулся в жизни. Если Липпман заложил теоретические основы изучения стереотипов, то американские ученые Д. Кац и К. Брейли в 1933 г. разработали методику, получившую впоследствии широкое распространение и на долгие годы ставшую определяющей для исследователей национальных стереотипов. Американские исследователи Д. Кац и К. Брейли впервые дают научную характеристику социального стереотипа. Первая психодиагностическая методика была ими разработана для изучения этнических стереотипов. В конце 50-х годов в западной научной мысли наибольшую популярность получило определение, предложенное американским психологом и социологом К. Юнгом. Стереотип понимался им как «ложная классификационная концепция». К стереотипам стали относиться как к чему-то заведомо ложному, неверному. Стереотип стал выступать синонимом ошибочной оценки или предвзятого мнения о явлениях или группах. В дальнейшем С. Московией была разработана концепция «соци-

30

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» №2/2013

альных представлений». Было показано, что на основе обыденных представлений формируются социальные стереотипы. Попытка объяснения механизмов формирования социальных стереотипов была предпринята сторонниками бихевиоризма (Д. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура, Д. Роттер и др.). В американской науке существует множество направлений, которые исследовали стереотип. Общим для американских исследований является то, что они, в основном, посвящены образам, формируемым в определенной социальной группе, их роли в сфере социальной и политической. Социальные стереотипы исследовались также в работах отечественных исследователей (Т. Г. Стефаненко, С. С. Малявина, С. Н. Ениколопов, Е. А. Борисенко и др.). Ими были выделены три структурных компонента стереотипа: когнитивный, оценочный или эмоциональный, поведенческий. При этом, последний компонент рассматривается как некий поведенческий потенциал, как возможность реализации в поведении.

Общий анализ работ по проблеме исследования стереотипов в отечественной психологии свидетельствует о том, что к ним относили деятельностные, когнитивные, эмоциональные, поведенческие паттерны, которые четко не дифференцировались. При этом практически всегда диагностировались общие для определенных социальных или этнических групп паттерны психической активности.

Принципиально отличный от этого подход разработан в теории сетевого образования, где под стереотипами психической активности понимаются паттерны поведения как бессознательной составляющей психической активности, не детерминированной сознательно поставленными целями. Стереотипы диагностируются по отношению к отдельно взятой личности, то есть под стереотипами понимается форма психической активности, детерминированная сферой бессознательного и актуализируемая в процессе решения типичных проблем. О стереотипности поведения говорится в том случае, если определенный аттитюд является устойчивым для поведения конкретного человека в рамках возникновения типичных для его жизнедеятельности проблем. Понятие стереотипов базируется на понятии поведения в широком смысле слова. В отличие от деятельности поведение не подчинено предварительно поставленной цели: здесь нет предварительного обдумывания, плана действий, предвидения, оно опосредовано сферой бессознательного. В широком смысле слова поведение включает в себя и неконтролируемые акты коммуникационного и аффективного поведения, спонтанные устойчивые представления, а также поведение в узком смысле этого слова, как совокупность определенных поведенческих актов (Берулава Г. А., Берулава М. Н. Методологические основы новой сетевой теории развития личности // Гуманизация образования, 2012, № 1).

Современная система образования, традиционно ориентированная на развитие сферы рационального сознания, оставляет без должного внимания сферу бессознательного. В то же время сфера поведения, детерминированная областью бессознательного, занимает не менее важное место в жизнедеятельности человека. Именно сфера поведения продуцирует всевозможные стереотипы общения, эмоционального реагирования, двигательной активности. Замечено, что стереотипное поведение в одних случаях наиболее целесообразно, а в других - просто необходимо.

В системе образования при разработке содержания и технологии образования не учитываются сформированные у обучаемых паттерны поведения, которые не диагностируются и не анализируются. Следовательно, существует необходимость в исследовании имеющихся у учащихся стереотипных паттернов поведения и разработке технологий обучения, направленных на формирование продуктивных профессиональных и со-

31

ISNN 1029-3388

циальных стереотипов психической активности в поведенческой, когнитивной, коммуникативной, эмоциональной сферах с их последующей коррекцией.

Процесс обучения в современном вузе должен быть направлен как на развитие когнитивной сферы, так и на формирование у студентов поведенческих стереотипов социально одобряемого поведения. Социальная, профессиональная компетентность студентов должна формироваться как через использование вербально-теоретических технологий, так и через имитацию повторяющихся внешних образцов поведения и интери-оризацию их во внутренний план посредством присвоения образцов психической активности (Г. А. Берулава, М. М. Берулава, 2012).

Экспериментальное исследование коммуникативных стереотипов в социальной сфере было осуществлено нами на базе Международного инновационного университета. В выборке приняло участие 25 человек. На основе выявленных типичных коммуникативных ситуации в социальной сфере был составлен опросник.

Опросник для исследования коммуникативных стереотипов студентов

в социальной сфере

Инструкция: Вам предложены типичные коммуникативные ситуации. Представьте себе, что Вы участник каждой из них. Внимательно прочитайте и напишите, как Вы, как правило, отвечаете в каждом случае. Напишите самый первый пришедший Вам в голову ответ на листе бумаги, обозначив его соответствующим номером. Старайтесь работать как можно быстрее.

Таблица 1. Сформированное^ коммуникативных стереотипов психической активности у студентов в социальной сфере

Проблемы Непродуктивные коммуникативные стереотипы

Очень близкие приятельницы ведут непринужденную беседу, стоя в общественном транспорте. На одну из приятельниц прикрикивает пожилая дама словами «... Ты, что слепая, не видишь, что надо меня пропустить. Совсем совесть потеряли, какие родители, такие и дети». Что Вы, как правило, отвечаете? 1. Не паникуй, проходи. 2. Нет, с затылка не вижу. 3. Это Вы по себе судите. 4. Извините, у меня глаз на затылке нету! 5. Присаживаетесь, только молчите! 6. А что, обязательно хамить? 7. Нельзя ли повежливее? 8. Вы такая молодая женщина, а ведете себя как пожилая. 9. Зачем орешь, у меня глаз на спине нет. 10. Рот прикрой, Вас не заметили, скажите нормально, разорались тут, тоже вроде взрослая, а орете, как на рынке. 11. Что Вы себе позволяете? 12. Будьте культурней, Вы же старше меня. 13. Судя по Вашему тону, Вы недалеко от меня ушли. 14. Глаза раскрой и думай, что женщин надо пропустить! 15. Простите, не ругайтесь! 16. Женщина, во-первых, не надо затрагивать родителей. 17. Извините, я задумался. 18. Извините, я Вас не заметил. 19. Вы могли попросить отойти, а не кричать на весь транспорт 20. Да закрой рот. 21. Да пошли Вы. Не Вам судить нас и наших родителей. Знай свое место. 22. Уважайте разговор других людей. 23. Женщина, можно поспокойней! 24. Если у Вас плохое настроение, это не значит, что оно должно у всех испортиться. 25. Что за хамка, ужас..

32

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» №2/2013

В общественном транспорте все сидячие места заняты. Заходит пожилой пассажир. Увидев пожилого пассажира, одна из женщин обращается к Вам со словами: «Постыдились бы и уступили место мужчине. И чему вас только в школе учат». Что Вы, как правило, отвечаете? 1. Я молча уступаю место. 2. Чему надо, тому и учат. 3. Причем тут школа?! 4. В школе мне дают знания, а воспитывают меня родители и не надо меня учить! 5. К чему эти крики, я и так уступаю. 6. Что сразу кричите, я уже уступаю. 7. Рот закрой, сам знаю, что делать, развесила язык тоже мне. 8. Нас-то хоть чему-то учат, а ты видно в инвалиды записалась. 9. Да не кричите, уступлю я, уступлю. 10. Не кричите, уступать должны мужчины. 11 . Я смотрю и вас не многому научили. 12. А мужчинам что, западло уступать. 13. А что, у Вас совести не хватило уступить! 14. Извините, задумался. 15. Пожалуйста, присаживаетесь. 16. Да, конечно, садитесь, пожалуйста. 17. Ой, простите, не заметил! 18. Конечно, конечно. Простите! 19. Извините, садитесь. 20. Промолчу и уступлю место. 21. Мужчины должны уважать женщин! 22. Извините, задумался и не заметил. 23. Это общественный транспорт, а не такси. пошла. 24. У меня знания, а Вы, скорее всего, в каждой бочке затычка! 25. Извините, не заметила, задумалась.

На остановке общественного транспорта молодой человек бросил окурок себе под ноги. Пожилая дама на увиденное отреагировала со словами: «Молодой человек, уважайте хотя бы чужой труд, ничего святого, совесть потеряли». Что Вы, как правило, отвечаете? 1. Если он тебе мешает, можешь убрать его! 2. А Вам-то, что! 3. Что хочу, то и делаю, и поднимать сигарету не буду. 4. Тебе че, больше всех надо ? 5. Я извиняюсь, но где здесь урна? 6. Отстань от меня. 7. Извините. 8. Тебе надо? Ты убирай! 9. Извините дамочка, я сейчас подберу и выкину в мусор. 10. Извините! Исправлюсь (сарказмом). 11. Я не один такой, что пристали. 12. Че хочу, то и делаю! 13. Извините, я не видел. 14. Я задумался. Сейчас уберу, только не надо. 15. Извините, я подниму окурок. 16. Подниму окурок и выкину со словами: «Извините, не подумал». 17. Простите. 18. А куда мне его деть, если нигде нет урн! 19. Сейчас подниму. 20. Отвали!..Где ты видишь здесь урны?! 21. Если нет мусорницы рядом, то что с ним делать?! 22. Промолчу и улыбнусь. 23. Промолчу. 24. Извините, такое больше не повторится. 25. Ага, прямо сейчас уберу.

В магазине к продавцу - молодой девушке - обращается покупатель - юноша со словами: «Женщина, нет у вас футболки желтого цвета...». На это обращение девушка-продавец реагирует словами: «Ты что, тебя не научили, как надо обращаться к молодой даме...». Что Вы, как правило, отвечаете? 1. Нет, не учили! 2. Да ты.., пошел. 3. Разве я что-то не так сказал? 4. Извините, но я ответил, так как подумал, Вы старше. 5. А что, я Вас чем-то оскорбил. 6. Кто ты такая, чтобы я к тебе на Вы обращался. 7. Что-то не заметил девушки. 8. Ты что дура?! 9. А выглядите на 50! 10. Я что Вас чем-то оскорбил?! 11. Да ты..

33

ISNN 1029-3388

12. Промолчу. 13. Простите, но я не сказал ничего оскорбительного. 14. Да пошла ты! 15. Что мне сделать, если Вы напоминаете мне мою тетю. 16. Извините, молодая, красивая девушка. 17. Да мне только посмотреть футболку. 18. Молодая девушка, подскажите, пожалуйста, нет ли у Вас футболки желтого цвета, если Вас это не затрудняет. 19. Простите! Девушка. 20. Извините, я не специально! 21. Девушка, нет у Вас футболки желтого цвета. 22. К даме знаем... А где она? 23. А где здесь находится молодая дама?! 24. Прошу прощения, девушка.... 25. Ой, простите девушка.

На основе экспериментальных данных можно сделать вывод о том, что в типичных конфликтных ситуациях в социальной сфере студенты часто используют непродуктивные коммуникативные клише. Так, для первой ситуации явно непродуктивными коммуникативными стереотипами являются 20 ответов; для второй ситуации - 19 ответов; для третьей ситуации - 21ответ и для четвертой ситуации - 20 ответов.

Анализ полученных результатов показал, что у студентов большинство сформированных коммуникативных стереотипов носят непродуктивный характер, их необходимо корректировать на тренинговых занятиях, направленных на формирование продуктивных коммуникативных стереотипов.

Библиографический список

1. Андреева, Г. М. Стереотипы и установки. Общение и межличностные отношения. / Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 2001.

2. Берулава, Г. А., Берулава, М.Н. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве / Г. А. Берулава, М. Н. Берулава // Педагогика. - 2012. - № 4, Апрель. - C. 11-20.

3. Берулава, Г. А., Берулава, М.Н. Поведенческие стереотипы с позиций теории сетевого образования. -М.: РИО МИУ, 2012. - 147 с.

4. Берулава, Г.А. и др. Роль стереотипов психической активности в развитии личности - М.: Гуманитарная наука, 2010.

5. Зимняя, И.А. Воспитание - проблема современного образования в России (состояние, пути решения). - М., 1999. - 82 с.

34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.