Научная статья на тему 'Формирование поведенческих стереотипов у студентов в рамках новой методологической платформы современного высшего образования'

Формирование поведенческих стереотипов у студентов в рамках новой методологической платформы современного высшего образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
442
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE NETWORK EDUCATION THEORY / ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE INNOVATIVE METHODOLOGICAL PLATFORM OF THE HIGHER EDUCATION / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / СТЕРЕОТИП / STEREOTYPE / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ / BEHAVIORAL STEREOTYPES / КОГНИТИВНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / COGNITIVE STEREOTYPES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сагилян Э.М.

Рассматривается проблема формирования поведенческих стереотипов с позиций теории сетевого образования. Проиллюстрирована технология формирования когнитивных стереотипов, формируемых в рамках нового методологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of student behavioral stereotypes in the new methodological platform of the modern higher education

The article is devoted to the problem of the behavioral stereotypes formation according to the network education theory. The technology of the cognitive stereotypes formation formed within the new methodological approach is shown.

Текст научной работы на тему «Формирование поведенческих стереотипов у студентов в рамках новой методологической платформы современного высшего образования»

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2012

— подготовка демонстрационных материалов с использованием мультимедийных систем;

— использование информационных технологий в учебном процессе;

— повышение квалификации преподавательских кадров по использованию информационных технологий;

— регулярное обновление и накопление портала и электронной библиотеки.

Повышение информационной культуры преподавателей положительно влияет на

учебно-воспитательный процесс и позволяет выйти на новый уровень использования новых информационных технологий.

Продолжается работа по созданию и внедрению электронных учебно-методических пособий в образовательный процесс, с целью увеличения доли самостоятельной работы студентов и апробации форм дистанционного обучения для повышения качества обучения.

В целом внедрение информационных технологий как формы самостоятельной работы студентов способствует с позиции нового теоретического подхода:

— индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов, занятости и потребностей обучаемых;

— стимулированию стремления студентов к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному обучению;

— повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамическому обновлению.

Библиографический список

1. Берулава, Г.А. Методология современной психологии : моногр. / Г.А. Берулава. М. : Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та, 2009.

2. Она же. Роль поведенческих стереотипов в развитии личности : моногр. / Г. А. Берулава. Сочи : ИОТ РАО, 2010.

3. Она же. Методологические основы развития личности в системе высшего образования / Г.А. Берулава // Вестн. практ. психол. 2010. № 4. С. 6-14.

Сагилян Э.М.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ У СТУДЕНТОВ В рамках НОВОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1

Переход современного общества к цивилизованной рыночной экономике немыслим без привлечения специалистов, имеющих качественную подготовку. Научнотехнический прогресс и инновационная экономическая политика XXI в. направлены

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 12-06-00316).— Примеч. ред.

45

ISNN 1029-3338

на обеспечение работой тех, кто сможет лучше других развить свои высшие интеллектуальные способности.

В период обучения в вузе активно происходит социализация молодых людей, расширяется спектр влияющих на них факторов. Существенное место в психической активности молодых людей занимают бессознательные автоматизированные паттерны поведения, называемые стереотипами. Следует отметить, что в современной психологии существуют различные определения понятия «стереотип», в зависимости от методологического направления научной школы. Значительный вклад в понимание феномена стереотипа внесла социальная психология.

Впервые термин «стереотип» был введен в общественные науки в 20-е гг. XX в. в США, когда возникла необходимость изучения и объяснения законов функционирования массового сознания. Основателем концепции стереотипного мышления и поведения стал американский ученый Уолтер Липпман. С тех пор предложено огромное количество конкретных определений социального стереотипа. В 30-е гг. американские исследователи Д. Кац и К. Брейлм впервые дают научную характеристику социального стереотипа. Первая психодиагностическая методика была ими разработана для изучения этнических стереотипов. В конце 50-х гг. в западной научной мысли наибольшую популярность получило определение, предложенное американским психологом и социологом К. Юнгом. Стереотип понимался им как «ложная классификационная концепция». К стереотипам стали относиться как к чему-то заведомо ложному, неверному. Стереотип стал выступать синонимом ошибочной оценки или предвзятого мнения о явлениях или группах. В дальнейшем С. Московией была разработана концепция «социальных представлений». Было показано, что на основе обыденных представлений формируются социальные стереотипы. Попытка объяснения механизмов формирования социальных стереотипов была предпринята сторонниками бихевиоризма (Д. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура, Д. Роттер и др.). В американской науке существует множество направлений, которые исследовали стереотип. Общим для американских исследований является то, что они в основном посвящены образам, формируемым в определенной социальной группе, их роли в сфере социальной и политической. Недостатком этих исследований является ограничение внимания к проблемам стереотипов теоретическими вопросами, без установления связи между стереотипами и конкретным действием. Социальные стереотипы исследовались также в работах отечественных исследователей (Т.Г. Сте-фаненко, С. С. Малявина, С. Н. Ениколопов, Е. А. Борисенко и др.). Ими были выделены три структурных компонента стереотипа: когнитивный, оценочный или эмоциональный, поведенческий. При этом, последний компонент рассматривается как некий поведенческий потенциал, как возможность реализации в поведении. В психологии стереотипы исследовались преимущественно в социологии и социальной психологии как устойчивые формы поведения определенных групп людей.

В настоящее время стереотипные формы психической активности исследуются в русле теории сетевого образования, где под стереотипами понимается форма психической активности, детерминированная сферой бессознательного и актуализируемая в процессе решения типичных проблем. То есть о стереотипности поведения говориться в том случае, если определенный аттитюд является устойчивым для поведения конкретного человека в рамках возникновения типичных для его жизнедеятельности ситуации. Понятие стереотипов базируется на понятии поведения в широком смысле слова. В отличие от деятельности поведение не подчинено предварительно поставленной цели: здесь нет предварительного обдумывания, плана действий, предвидения, оно

46

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2012

опосредовано сферой бессознательного. В широком смысле слова поведение включает в себя и неконтролируемые акты коммуникационного и аффективного поведения, спонтанные устойчивые представления, а также поведение в узком смысле этого слова, как совокупность определенных поведенческих актов [1].

С точки зрения теории сетевого образования когнитивные стереотипы как определенные гештальты представлений, являются приоритетными по отношению к дальнейшему формированию поведенческих, коммуникативных и аффективных стереотипов, которые уже будут выступать как актуальные формы психической активности субъекта. Таким образом, в реальных практических ситуациях поведение человека в значительной степени автоматизировано за счет предпроектного когнитивного этапа, при этом оно реализуется в актуальных стереотипах психической активности собственно в поведенческих актах, в коммуникации и эмоциональном реагировании. В практических ситуациях когнитивные стереотипы актуализируется автоматически. Это не значит, что человек будет действовать только на их основе, поскольку в дальнейшем эти действия могут сопровождаться определенной аналитико-синтетической рефлексией. Когнитивные стереотипы — устойчивые когнитивные алгоритмы, опирающиеся, прежде всего, на неявные знания, в которых априори присутствует стратегия решения проблемы. Когнитивные стереотипы формируются в результате накопления определенного социокультурного опыта в рамках решения практических проблем и связаны практической формой мышления, которые в большей степени опираются на образную, невербальную информацию [2]. Для выявления когнитивных стереотипов во взаимоотношениях молодых людей с родителями проведено анкетирование. В качестве основных респондентов к исследованию были привлечены студенты Международного инновационного университета и Академического колледжа в возрасте 18-21 года.

По мнению опрошенных молодых людей, ответственным за выбор спутника(цы) жизни являются только они сами — 90 % и только 10 % считают — частично ответственными. Опрошенные респонденты считают, что молодые люди сами должны решать, кого выбрать себе спутника(цей) жизни и где жить — 80 % и только 20 % считают иногда важным мнения родителей в выборе спутника (спутницы).

Опрошенные молодые люди считают, что мнение родителей в выборе спутника (спутницы) неважно — 70 %, только 20 % респондентов считают иногда важным мнение родителей в выборе спутника (спутницы), и частично — 10 %.

В ситуациях, по мнению молодых людей, когда родители против серьезных отношений со спутником дочери (спутницей) сына, то их мнение надо: игнорировать — 90 %; прислушиваться — 10 %. Более того, по мнению большинства молодых людей 80 % — неважно одобрение родителей в выборе спутника (спутницы) жизни и частично —20 %.

При этом 60 % опрошенных молодых людей считают, что если мама спутника (спутницы) против тебя, то надо: показать себя с хорошей стороны, при этом 40 % молодых людей считают, что не надо на нее обращать внимание.

Стереотипы, которые носили неконструктивный характер, являлись объектом коррекции на тренинговых занятиях и в рамках организации самостоятельной работы студентов. С целью формирования коммуникативных способностей студентов и оптимизации межличностных отношений с родителями проведена коррекционная помощь студентам с использованием профилактической программы, которая предполагает использование совокупности реализуемых в университете учебно-воспитательных технологий, нацеленных на профилактику и коррекцию неконструктивных стереотипов

47

ISNN 1029-3338

поведения, и включает в себя следующие методы: деловые игры, коммуникативные и поведенческие тренинги. На тренинговых занятиях использовались проблемы, поставленные студентами в рамках электронного дискуссионного форума «Моя жизнь» и в профессиональных электронных клубах, в частности: дружба, как заводить друзей; предательство, как простить обман; доверие, симпатия, сопереживание, уважение; этика общения молодых людей, что значит уважать себя, родителей и друга; детскородительские отношения и т. д.

Например, на каждом тренинговом занятии студент должен был многократно воспроизводить следующие тексты: выговаривать до 10-12 раз одни и те же фразы благодарности (предполагается многократный повтор фраз с вариантами студентов).

Я благодарен своим родителям за то, что ...............................

Я люблю свою маму, потому что она......................................

Я стараюсь чаще говорить моей маме приятные слова, такие как: .........

араюсь чаще помогать моей маме по .....................................

Я люблю своего отца, потому что он ....................................

Я стараюсь оберегать свою маму от.................................и т. д.

В тренинговых занятиях принимали участие студенты 1 и 2 курсов Международного инновационного университета и Академического колледжа, что обеспечивало репрезентативность выборки на этапе формирующего эксперимент.

Разработанные на основе новой теоретической платформы сетевого образования технологии формирования продуктивных когнитивных стереотипов расширяют когнитивный диапазон человека и количество используемых им когнитивных паттернов.

Библиографический список

1. Берулава, Г. А. Инновационная сетевая парадигма обучения и воспитания студентов в условиях современного информационного пространства [Текст] / Г. А Берулава // Там же. 2010. № 4.

2. Она же. Роль стереотипов психической активности в развитии личности [Текст] : моногр. / под ред. Г.А. Берулава. М. : Гуманитар. наука, 2010.

3. Солсо, РЛ. Когнитивная психология [Текст] : моногр. / РЛ. Солсо. М. : Тривола, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.