Научная статья на тему 'Педагогические условия развития национального самосознания в рамках образовательной гуманистической парадигмы'

Педагогические условия развития национального самосознания в рамках образовательной гуманистической парадигмы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ЛОГИКА РАЗВИТИЯ / ПОЗИТИВНО-КОНСТРУКТИВНОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ / ОСОБЕННОСТИ ПРОКСЕМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ / САМОИНДЕНТИФИКАЦИЯ / CIVILIZATIONAL LOGIC OF DEVELOPMENT / POSITIVE-CONSTRUCTIVE NATIONAL CONSCIOUSNESS / HUMANISTIC EDUCATIONAL PARADIGM / INSTITUTIONAL KNOWLEDGE / SOCIO-CULTURAL EXPERIENCE / PECULIARITIES OF PROXIMIC BEHAVIOR / COMMUNICATIVE CULTURE / SOCIAL ADAPTATION IN MULTINATIONAL ENVIRONMENT / SELFIDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кассихина Валентина Евгеньевна

В статье дан анализ разработанности проблемы развития национального самосознания в истории зарубежной и отечественной педагогике. Раскрыты педагогические условия развития национального самосознания студентов и школьников в рамках гуманистической образовательной парадигмы, а также показано влияние гуманистической системы образования на развитие позитивно-конструктивного национального самосознания студентов и школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кассихина Валентина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper analyzes elaboration of the problem of national consciousness in the history of foreign and Russian pedagogy. It shows pedagogic conditions for the development of national consciousness in students and pupils in the framework of humanistic educational system, as well as the influence of humanistic education on the development of positive-constructive national consciousness in students and pupils.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития национального самосознания в рамках образовательной гуманистической парадигмы»

межпредметных связей физики и биологии позволяет учащимся систематизировать полученные ранее знания, увидеть единство законов и теорий различных наук, понять, что объектом изучения предметов естественнонаучного цикла является человек и окружающий его мир.

Наиболее целесообразно вводить интегрированный курс «Современная естественнонаучная картина мира и науки о Земле» в конце 11 класса. К этому периоду обучения учащиеся ознакомлены с основными законами физики и биологии, способны разобраться в предложенном им материа-

ле. У них сформированы умения и навыки работы с дополнительной литературой, что позволяет выносить ряд вопросов на самостоятельное изучение.

Библиографический список

1. Дмитриевская И. В. Системные аспекты становления когнитологии как науки // Актуальные проблемы современной когнитивной науки : Материалы междунар. науч.-практ. конф. (16-17 октября 2008 года). - Иваново : Изд-во Иваново, 2008. - С. 16-35.

2. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. -М. : Изд-во «Смысл», 1997. - 64 с.

УДК 37.035.6

Кассихина Валентина Евгеньевна

Российский государственный социальный университет, г. Сочи

kassihin@gmail. com

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ

В статье дан анализ разработанности проблемы развития национального самосознания в истории зарубежной и отечественной педагогике. Раскрыты педагогические условия развития национального самосознания студентов и школьников в рамках гуманистической образовательной парадигмы, а также показано влияние гуманистической системы образования на развитие позитивно-конструктивного национального самосознания студентов и школьников.

Ключевые слова: цивилизационная логика развития, позитивно-конструктивное национальное самосознание, гуманистическая образовательная парадигма, институциональные знания, социокультурный опыт, особенности проксемического поведения, коммуникативная культура, социальная адаптация в многонациональной среде, самоиндентификация.

Переход к цивилизационной логике развития, ориентация на построение правового государства и последовательное формирование гражданского общества заметно актуализировали проблему национального сознания и самосознания как предмета психологического и педагогического анализа.

В свете многочисленных проблем, которые ставит перед человеком XXI век, образование и воспитание индивидуума является необходимым условием для того, чтобы дать человечеству возможность продвигаться вперед к идеалам мира, демократии, социальной справедливости.

Культура межнациональных отношений является особой сферой человеческих отношений, так как они возможны лишь между свободными, равноправными и ответственными индивидуумами.

Традиционная педагогика переживает кризис, связанный с тем, что педагогические концепции системы обучения и воспитания личности сегодня не соответствуют современному научному знанию о человеке, обществе, мотивах его поведения.

Проблемой воспитания и формирования национального сознания и самосознания, проблемой менталитета в истории педагогики и психологии в разное время занимались Платон, Сократ, Гиппократ, Аристотель, мысли об идеальном и разностороннем воспитании граждан нашли новое звучание в педагогических построениях К. А. Сен-Симона, Ш. Л. Фурье, Т. Мора, Т. Кам-панеллы, Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегеля, И. Канта и многих других. Обучение и воспитание в контексте конкретной культуры и процесса формирования российского государ-

18

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

© Касаткина С. Н., 2011

ства как изначально многонационального сообщества в своих трудах рассматривали Л. Н. Толстой, Н. А. Бердяев, А. И. Гумилев, Б. Г. Ананьев, Г. Г. Шпет, Н. Д. Никандров и др.

В то же время исследования, посвященные развитию национального самосознания личности в условиях многонациональной среды и развитию у неё (личности) жизненных представлений, детерминирующих в дальнейшем её поведение, практически отсутствуют. Неразработанной является также проблема влияния различных образовательных парадигм на процесс формирования национального самосознания.

Известно, что длительное игнорирование факта принадлежности личности к определенной национальности приводит к самым отрицательным последствиям в его развитии, поэтому проблема интенсификации процесса обучения при существенно возросшей потребности его гибкости с учетом индивидуальных особенностей и, в первую очередь, уровня развития национального самосознания, является в настоящее время особенно актуальной.

«Национальная культура приобретает известность во всем мире только тогда, когда ценности развития в ней становятся достижением всего человечества», - писал в начале ХХ века известный отечественный философ Н. О. Лосский [1, с. 82].

Под ценностями понимаются специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества [6, с. 19].

Ценности выступают также как формы общественного сознания (справедливость и несправедливость), которые не только описывают явления, но и дают им оценку, одобряют, или осуждают их, требуют их осуществления или устранения и в силу этого - являются нормативными по своему характеру.

Поэтому, для равноправного развития и жизнедеятельности в обществе любая личность нуждается в межкультурном образовании, которое поможет понимать других людей и адаптироваться к условиям жизни в многонациональном обществе. В этом смысле положение школ РФ таково, что дети любого региона практически с дошкольного возраста испытывают влияние различных национальных культур.

Школа всегда несла и несет на себе отпечаток интересов общества, выполняет его соци-

альный заказ. Опыт нашей страны показывает, что чрезмерное внедрение идеологии и политики в педагогическую теорию и практику, которое имело место у нас в недавнем прошлом, чаще всего искажает научную сущность и объективность педагогики, лишает её практической действенности. В советской школе она противопоставлялись социалистическим идеалам и фактически игнорировались как в педагогике, так и в других общественных науках.

В последние годы в рамках гуманистической парадигмы обучения, как одного из эффективных и перспективных педагогических стратегий разрабатываются свои концепции и стратегии, важнейшими из которых можно считать проблему учета эмоциональных состояний в процессе обучения и воспитания [2, с. 24]

Диапазон эмоциональных состояний, влияющих на сознание обучающихся является неразработанной темой, а в педагогике имеет важное, порой решающее значение в обучении личности, в развитии и её позитивном или, наоборот, негативном поведении.

В связи с этим культура поведения может рассматриваться как поступки и формы общения людей, основанные на принципах взаимопонимания, соблюдения норм человеческого общежития. Н. А. Бердяев считал, что «культура связана с культом предков, с преданием, с традицией» [1, с. 82]. И если мы хотим воспитать в наших детях чувство достоинства, гордости и ответственности мы должны раскрыть истинные ценности нации, народа России.

Подготовить граждан, разделяющих идеологические, религиозные, национальные позиции своего государства трудно. В. А. Сухомлинский утверждал, что без прошлого нет будущего, а вниманием к прошлому измеряется истинная просвещенность народа [1, с. 81].

При обучении детей разных национальностей в различных школах может создаваться иногда отчуждённость между детьми разных национальностей, предупреждала Н. К. Крупская. И чтобы этого не произошло, надо, чтобы дети школы одной национальности больше знали о жизни других национальностей. Следует показывать положительные стороны этой национальности, - это создаёт почву для дружбы детей разных национальностей. «Надо научиться смотреть на ребёнка как на человека... при этом на человека будущего» [5, с. 406].

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 1

19

Важно отметить, что самосознание, личность и деятельность индивида представляет собой весьма противоречивое развивающее единство. Конечно, можно и нужно изучать каждый из этих феноменов отдельно, однако, надо всегда иметь в виду целое, то есть Человека и его место в мире. Генетическая память человека, этносов, народов, выступает в качестве последующего звена между личностью и его деятельностью. Личность - объект и субъект истории, объект и субъект цивилизации, наконец, объект и субъект воспитания, поэтому проблема самосознания личности в процессе формирования Гражданина мира XXI в. приобретает особое значение.

Развитие национального самосознания личности включает осознание своей принадлежности к определенной этнокультурной общности, своей связи с ее прошлым и настоящим развитием «Я-концепции».

Нам представляется, что в условиях растущего интереса к проблемам национального возрождения, сохранения и развития этнических традиций значение этой роли определяется следующим:

- во-первых: образование осталось ведущим элементом общественной гуманистической практики, и является стержнем, вокруг которого воссоздаётся и формируется вся система национального и общественного самосознания;

- во-вторых: образование несёт в себе потенциал развития - результат внутреннего устройства, а не внешнего влияния;

- в третьих: будучи включённым в различные системы и отношения, образование является по-ликультурным пространством, местом встречи разных этносов, вследствие этого от того, какие содержательные идеи и ценности заложены в образовательные программы, зависит способность любого общества бесконфликтно интегрироваться в мировое культурное пространство.

В последние годы разработан и опубликован ряд программ и спецкурсов, методических материалов по вопросам национального воспитания и обучения. Отличительной особенностью и новизной которых является также и использование краеведческого материала и регионального компонента (Г. Н. Выянов).

Город Сочи представляет собой не часто встречающийся на территории РФ вариант полиэтнической среды, в которой взаимодействуют в ос-

новном культуры русского, армянского, украинского, грузинского, греческого, эстонского, адыгейского, белорусского и других народов. Важнейшими условиями прочности, как государства, так и отдельных его регионов становится формирование дружественных межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики, прежде всего в области образования. Следует учитывать, что город Сочи - столица Олимпиады-2014, и в этом контексте, предстоящая Олимпиада может быть рассмотрена как пространство оптимальных условий развития образования и коммуникационной культуры личности.

Основными факторами, способствующими развития национального самосознания, культуры межнациональных отношений, мы считаем ценности и господствующие взгляды в обществе, образ жизни в макро и микросоциуме, культуру общества - это внешние факторы. К внутренним факторам относятся жизненный опыт индивида, его ценностные ориентации, процесс социализации и адаптации в окружающей многонационально среде. Взаимодействие внутренних и внешних факторов отражается в сознании студента и школьников, прежде всего в его направленности, менталитете, убеждениях, в установках на себя, свой народ и мир [1, с. 80].

Отсюда возникает первая закономерность: национальное самосознание определяется уровнем сформированности сознания личности, которое преломляется через Я-концепцию индивида;

Вторая закономерность: чем больше личность осознаёт себя со стороны своей сопричастности к миру, познанию, деятельности, общению, тем глубже её представления о себе как субъекте и объекте воспитания. Поэтому самопознание играет существенную роль в развитии самосознания, в том числе осознания себя человеком в качестве объекта и субъекта своего народа, своей страны и человечества.

Важную роль в процессе формирования национального самосознания выполняет воспитательный потенциал. Педагогизация ближайшей социальной среды позволяет отдельные отрицательные элементы общественной жизни нейтрализовать, или сгладить в зависимости от того, насколько они соответствуют идеям и идеалам общества, духу и культуре народа, интересам самой личности. Такая система включает в себя последовательную связь элементов (рис. 1).

20

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

Целеполагание

Содержание и организация педагогической деятельности

Процессы педагогического воздействия

Рис. 1. Система воспитательного влияния

При разработке условий развития национального самосознания студентов гуманистической системе обучения мы опирались на следующие принципы деятельности, обеспечивающие развитие позитивно-конструктивного национального самосознания:

- принцип включенности студентов в межличностное взаимодействие, которое позволяет развивать у них качества, необходимые для национального самосознания социальных ролей и их независимости от национальных особенностей;

- принцип доминанты общечеловеческих ценностей, который обеспечивает гармонизацию общечеловеческих ценностей, который обеспечивает гармонизацию общечеловеческих и национальных ценностей в национальном самосознании личности;

- принцип взаимосвязи в национальном самосознании внутренних и внешних установок личности.

Ведущими условиями, обеспечивающими взаимосвязь личностного и национального самосознания с целью развития позитивно-конструктивного национального самосознания в многонациональной среде с позиции гуманистической образовательной парадигмы являются:

- учет в развитии национального самосознания студентов и школьников институционального знания об особенностях нации и эмпирических знаний и представлений;

- понимание особенности проксемического поведения у представителей разных национальностей;

- представление межкультурного общения как социокультурного механизма, обеспечивающего согласие между людьми разных национальностей в процессе их взаимодействия;

- опора на вариативность национального самосознания, представленного обыденным сознанием, отражающим этнобытовые особенности и традиции повседневной жизни, и институциональным знанием;

- развитие коммуникативной культуры с учетом национальных традиций и особенностей родного языка;

- организация межнациональных молодежных объединений как среды общения с другими нациями;

- одобрение и поддержка заимствования разных элементов культурного наследия путем взаимообмена ценностями

В современных условиях, когда наше общество ищет пути выхода из кризисного состояния, когда отсутствует приемлемая для большинства граждан России общенациональная идея, как основа всеобщего единства, согласия и прочного гражданского мира, общественность, педагоги, справедливо ставят вопрос о значимости национального воспитания учащихся и студентов.

Таким образом, возрастающая роль этнического сознания и самосознания в современном мире делает в высшей степени актуальной задачу их всестороннего изучения и позитивно-конструктивного развития, а также развития и формирования культуры межэтнических отношений.

Гуманистическая образовательная система обучения значительно расширяет возможности для развития позитивно-конструктивного национального самосознания личности при обучении ее в многонациональной среде, которая является пространством взаимодействия, общения, обмена культурными и духовными ценностями студентов и школьников.

Библиографический список

1. Аксентьев А. В., Аксиев А. З. Соверменные этнокультурные процессы на Северном Кавказе // Проблемы философии культуры: сборник статей. - Ставрополь : Изд-во СГУ, 1999. - С. 80

2. Берулава М. Н. Анализ традиционных моделей обучения // Концепция и программа развития общеобразовательной школы // под ред. М. Н. Берулава. - Сочи : СФИТО и РАО, 1998.

3. Берулава М. Н. К работе современной школы в контексте гуманизации образования // Гуманизация образования: Ежегодник - Франфурт на Майне ; Берлин ; Берн ; Нью-Йорк ; Париж ; Вена, 1995.

5. Крупская Н. К. Пед. соч. Т. 6. - М., 1959. - С. 406.

6. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. - 1998. - № 4. - С. 18-22.

7. Тихонова И. В., КуфтякЕ. В. Этническая идентичность детей и подростков: Теоретические и практические аспекты исследования. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. - С. 86.

8. Golz R. Problemedes Verglaichs deutcher und russischer Fragestellungen der Padagogik т gegenwartingen Transfomationsprozes: Humanisieung der Bildung. - № 1/2000 - S. 91-122.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.