межпредметных связей физики и биологии позволяет учащимся систематизировать полученные ранее знания, увидеть единство законов и теорий различных наук, понять, что объектом изучения предметов естественнонаучного цикла является человек и окружающий его мир.
Наиболее целесообразно вводить интегрированный курс «Современная естественнонаучная картина мира и науки о Земле» в конце 11 класса. К этому периоду обучения учащиеся ознакомлены с основными законами физики и биологии, способны разобраться в предложенном им материа-
ле. У них сформированы умения и навыки работы с дополнительной литературой, что позволяет выносить ряд вопросов на самостоятельное изучение.
Библиографический список
1. Дмитриевская И. В. Системные аспекты становления когнитологии как науки // Актуальные проблемы современной когнитивной науки : Материалы междунар. науч.-практ. конф. (16-17 октября 2008 года). - Иваново : Изд-во Иваново, 2008. - С. 16-35.
2. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. -М. : Изд-во «Смысл», 1997. - 64 с.
УДК 37.035.6
Кассихина Валентина Евгеньевна
Российский государственный социальный университет, г. Сочи
kassihin@gmail. com
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ
В статье дан анализ разработанности проблемы развития национального самосознания в истории зарубежной и отечественной педагогике. Раскрыты педагогические условия развития национального самосознания студентов и школьников в рамках гуманистической образовательной парадигмы, а также показано влияние гуманистической системы образования на развитие позитивно-конструктивного национального самосознания студентов и школьников.
Ключевые слова: цивилизационная логика развития, позитивно-конструктивное национальное самосознание, гуманистическая образовательная парадигма, институциональные знания, социокультурный опыт, особенности проксемического поведения, коммуникативная культура, социальная адаптация в многонациональной среде, самоиндентификация.
Переход к цивилизационной логике развития, ориентация на построение правового государства и последовательное формирование гражданского общества заметно актуализировали проблему национального сознания и самосознания как предмета психологического и педагогического анализа.
В свете многочисленных проблем, которые ставит перед человеком XXI век, образование и воспитание индивидуума является необходимым условием для того, чтобы дать человечеству возможность продвигаться вперед к идеалам мира, демократии, социальной справедливости.
Культура межнациональных отношений является особой сферой человеческих отношений, так как они возможны лишь между свободными, равноправными и ответственными индивидуумами.
Традиционная педагогика переживает кризис, связанный с тем, что педагогические концепции системы обучения и воспитания личности сегодня не соответствуют современному научному знанию о человеке, обществе, мотивах его поведения.
Проблемой воспитания и формирования национального сознания и самосознания, проблемой менталитета в истории педагогики и психологии в разное время занимались Платон, Сократ, Гиппократ, Аристотель, мысли об идеальном и разностороннем воспитании граждан нашли новое звучание в педагогических построениях К. А. Сен-Симона, Ш. Л. Фурье, Т. Мора, Т. Кам-панеллы, Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегеля, И. Канта и многих других. Обучение и воспитание в контексте конкретной культуры и процесса формирования российского государ-
18
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
© Касаткина С. Н., 2011
ства как изначально многонационального сообщества в своих трудах рассматривали Л. Н. Толстой, Н. А. Бердяев, А. И. Гумилев, Б. Г. Ананьев, Г. Г. Шпет, Н. Д. Никандров и др.
В то же время исследования, посвященные развитию национального самосознания личности в условиях многонациональной среды и развитию у неё (личности) жизненных представлений, детерминирующих в дальнейшем её поведение, практически отсутствуют. Неразработанной является также проблема влияния различных образовательных парадигм на процесс формирования национального самосознания.
Известно, что длительное игнорирование факта принадлежности личности к определенной национальности приводит к самым отрицательным последствиям в его развитии, поэтому проблема интенсификации процесса обучения при существенно возросшей потребности его гибкости с учетом индивидуальных особенностей и, в первую очередь, уровня развития национального самосознания, является в настоящее время особенно актуальной.
«Национальная культура приобретает известность во всем мире только тогда, когда ценности развития в ней становятся достижением всего человечества», - писал в начале ХХ века известный отечественный философ Н. О. Лосский [1, с. 82].
Под ценностями понимаются специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества [6, с. 19].
Ценности выступают также как формы общественного сознания (справедливость и несправедливость), которые не только описывают явления, но и дают им оценку, одобряют, или осуждают их, требуют их осуществления или устранения и в силу этого - являются нормативными по своему характеру.
Поэтому, для равноправного развития и жизнедеятельности в обществе любая личность нуждается в межкультурном образовании, которое поможет понимать других людей и адаптироваться к условиям жизни в многонациональном обществе. В этом смысле положение школ РФ таково, что дети любого региона практически с дошкольного возраста испытывают влияние различных национальных культур.
Школа всегда несла и несет на себе отпечаток интересов общества, выполняет его соци-
альный заказ. Опыт нашей страны показывает, что чрезмерное внедрение идеологии и политики в педагогическую теорию и практику, которое имело место у нас в недавнем прошлом, чаще всего искажает научную сущность и объективность педагогики, лишает её практической действенности. В советской школе она противопоставлялись социалистическим идеалам и фактически игнорировались как в педагогике, так и в других общественных науках.
В последние годы в рамках гуманистической парадигмы обучения, как одного из эффективных и перспективных педагогических стратегий разрабатываются свои концепции и стратегии, важнейшими из которых можно считать проблему учета эмоциональных состояний в процессе обучения и воспитания [2, с. 24]
Диапазон эмоциональных состояний, влияющих на сознание обучающихся является неразработанной темой, а в педагогике имеет важное, порой решающее значение в обучении личности, в развитии и её позитивном или, наоборот, негативном поведении.
В связи с этим культура поведения может рассматриваться как поступки и формы общения людей, основанные на принципах взаимопонимания, соблюдения норм человеческого общежития. Н. А. Бердяев считал, что «культура связана с культом предков, с преданием, с традицией» [1, с. 82]. И если мы хотим воспитать в наших детях чувство достоинства, гордости и ответственности мы должны раскрыть истинные ценности нации, народа России.
Подготовить граждан, разделяющих идеологические, религиозные, национальные позиции своего государства трудно. В. А. Сухомлинский утверждал, что без прошлого нет будущего, а вниманием к прошлому измеряется истинная просвещенность народа [1, с. 81].
При обучении детей разных национальностей в различных школах может создаваться иногда отчуждённость между детьми разных национальностей, предупреждала Н. К. Крупская. И чтобы этого не произошло, надо, чтобы дети школы одной национальности больше знали о жизни других национальностей. Следует показывать положительные стороны этой национальности, - это создаёт почву для дружбы детей разных национальностей. «Надо научиться смотреть на ребёнка как на человека... при этом на человека будущего» [5, с. 406].
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 1
19
Важно отметить, что самосознание, личность и деятельность индивида представляет собой весьма противоречивое развивающее единство. Конечно, можно и нужно изучать каждый из этих феноменов отдельно, однако, надо всегда иметь в виду целое, то есть Человека и его место в мире. Генетическая память человека, этносов, народов, выступает в качестве последующего звена между личностью и его деятельностью. Личность - объект и субъект истории, объект и субъект цивилизации, наконец, объект и субъект воспитания, поэтому проблема самосознания личности в процессе формирования Гражданина мира XXI в. приобретает особое значение.
Развитие национального самосознания личности включает осознание своей принадлежности к определенной этнокультурной общности, своей связи с ее прошлым и настоящим развитием «Я-концепции».
Нам представляется, что в условиях растущего интереса к проблемам национального возрождения, сохранения и развития этнических традиций значение этой роли определяется следующим:
- во-первых: образование осталось ведущим элементом общественной гуманистической практики, и является стержнем, вокруг которого воссоздаётся и формируется вся система национального и общественного самосознания;
- во-вторых: образование несёт в себе потенциал развития - результат внутреннего устройства, а не внешнего влияния;
- в третьих: будучи включённым в различные системы и отношения, образование является по-ликультурным пространством, местом встречи разных этносов, вследствие этого от того, какие содержательные идеи и ценности заложены в образовательные программы, зависит способность любого общества бесконфликтно интегрироваться в мировое культурное пространство.
В последние годы разработан и опубликован ряд программ и спецкурсов, методических материалов по вопросам национального воспитания и обучения. Отличительной особенностью и новизной которых является также и использование краеведческого материала и регионального компонента (Г. Н. Выянов).
Город Сочи представляет собой не часто встречающийся на территории РФ вариант полиэтнической среды, в которой взаимодействуют в ос-
новном культуры русского, армянского, украинского, грузинского, греческого, эстонского, адыгейского, белорусского и других народов. Важнейшими условиями прочности, как государства, так и отдельных его регионов становится формирование дружественных межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики, прежде всего в области образования. Следует учитывать, что город Сочи - столица Олимпиады-2014, и в этом контексте, предстоящая Олимпиада может быть рассмотрена как пространство оптимальных условий развития образования и коммуникационной культуры личности.
Основными факторами, способствующими развития национального самосознания, культуры межнациональных отношений, мы считаем ценности и господствующие взгляды в обществе, образ жизни в макро и микросоциуме, культуру общества - это внешние факторы. К внутренним факторам относятся жизненный опыт индивида, его ценностные ориентации, процесс социализации и адаптации в окружающей многонационально среде. Взаимодействие внутренних и внешних факторов отражается в сознании студента и школьников, прежде всего в его направленности, менталитете, убеждениях, в установках на себя, свой народ и мир [1, с. 80].
Отсюда возникает первая закономерность: национальное самосознание определяется уровнем сформированности сознания личности, которое преломляется через Я-концепцию индивида;
Вторая закономерность: чем больше личность осознаёт себя со стороны своей сопричастности к миру, познанию, деятельности, общению, тем глубже её представления о себе как субъекте и объекте воспитания. Поэтому самопознание играет существенную роль в развитии самосознания, в том числе осознания себя человеком в качестве объекта и субъекта своего народа, своей страны и человечества.
Важную роль в процессе формирования национального самосознания выполняет воспитательный потенциал. Педагогизация ближайшей социальной среды позволяет отдельные отрицательные элементы общественной жизни нейтрализовать, или сгладить в зависимости от того, насколько они соответствуют идеям и идеалам общества, духу и культуре народа, интересам самой личности. Такая система включает в себя последовательную связь элементов (рис. 1).
20
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
Целеполагание
Содержание и организация педагогической деятельности
Процессы педагогического воздействия
Рис. 1. Система воспитательного влияния
При разработке условий развития национального самосознания студентов гуманистической системе обучения мы опирались на следующие принципы деятельности, обеспечивающие развитие позитивно-конструктивного национального самосознания:
- принцип включенности студентов в межличностное взаимодействие, которое позволяет развивать у них качества, необходимые для национального самосознания социальных ролей и их независимости от национальных особенностей;
- принцип доминанты общечеловеческих ценностей, который обеспечивает гармонизацию общечеловеческих ценностей, который обеспечивает гармонизацию общечеловеческих и национальных ценностей в национальном самосознании личности;
- принцип взаимосвязи в национальном самосознании внутренних и внешних установок личности.
Ведущими условиями, обеспечивающими взаимосвязь личностного и национального самосознания с целью развития позитивно-конструктивного национального самосознания в многонациональной среде с позиции гуманистической образовательной парадигмы являются:
- учет в развитии национального самосознания студентов и школьников институционального знания об особенностях нации и эмпирических знаний и представлений;
- понимание особенности проксемического поведения у представителей разных национальностей;
- представление межкультурного общения как социокультурного механизма, обеспечивающего согласие между людьми разных национальностей в процессе их взаимодействия;
- опора на вариативность национального самосознания, представленного обыденным сознанием, отражающим этнобытовые особенности и традиции повседневной жизни, и институциональным знанием;
- развитие коммуникативной культуры с учетом национальных традиций и особенностей родного языка;
- организация межнациональных молодежных объединений как среды общения с другими нациями;
- одобрение и поддержка заимствования разных элементов культурного наследия путем взаимообмена ценностями
В современных условиях, когда наше общество ищет пути выхода из кризисного состояния, когда отсутствует приемлемая для большинства граждан России общенациональная идея, как основа всеобщего единства, согласия и прочного гражданского мира, общественность, педагоги, справедливо ставят вопрос о значимости национального воспитания учащихся и студентов.
Таким образом, возрастающая роль этнического сознания и самосознания в современном мире делает в высшей степени актуальной задачу их всестороннего изучения и позитивно-конструктивного развития, а также развития и формирования культуры межэтнических отношений.
Гуманистическая образовательная система обучения значительно расширяет возможности для развития позитивно-конструктивного национального самосознания личности при обучении ее в многонациональной среде, которая является пространством взаимодействия, общения, обмена культурными и духовными ценностями студентов и школьников.
Библиографический список
1. Аксентьев А. В., Аксиев А. З. Соверменные этнокультурные процессы на Северном Кавказе // Проблемы философии культуры: сборник статей. - Ставрополь : Изд-во СГУ, 1999. - С. 80
2. Берулава М. Н. Анализ традиционных моделей обучения // Концепция и программа развития общеобразовательной школы // под ред. М. Н. Берулава. - Сочи : СФИТО и РАО, 1998.
3. Берулава М. Н. К работе современной школы в контексте гуманизации образования // Гуманизация образования: Ежегодник - Франфурт на Майне ; Берлин ; Берн ; Нью-Йорк ; Париж ; Вена, 1995.
5. Крупская Н. К. Пед. соч. Т. 6. - М., 1959. - С. 406.
6. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. - 1998. - № 4. - С. 18-22.
7. Тихонова И. В., КуфтякЕ. В. Этническая идентичность детей и подростков: Теоретические и практические аспекты исследования. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. - С. 86.
8. Golz R. Problemedes Verglaichs deutcher und russischer Fragestellungen der Padagogik т gegenwartingen Transfomationsprozes: Humanisieung der Bildung. - № 1/2000 - S. 91-122.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
21