Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / интегрирование экономических отношений / конкуренция / качество менеджмента / цифровизация экономики / хозяйствующие субъекты / globalization / integration of economic relations / competition / quality of management / digitalization of the economy / business entities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д.Ш. Мусостова, М.Д. Цуров

В современных условиях уже очевидно всем, что без системного совершенствования производственно-финансовой деятельности, улучшения качества производимых товаров невозможно паритетное участие хозяйствующих субъектов в возрастающей конкурентной борьбе. Такое положение предполагает активизацию внедрения системы менеджмента качества, необходимость постоянного совершенствования всех внутренних бизнес-процессов. Характерной особенностью развития системы менеджмента качества в условиях становления цифровой экономики является активное задействование информационно-коммуникативных технологий, сетевое взаимодействие стейкхолдеров, расширение использования цифровых технологий. Другой особенностью является повышение значимости стейкхолдеров в построении стоимости бизнеса и формировании конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов. Развитие системы менеджмента качества в условиях становления цифровой экономики вызывает необходимость разработки и задействования новых принципов, современных методов стратегического управления хозяйствующими субъектами с целью создания и продвижения продукции конкурентоспособного качества, роста прибыли и имиджа предприятия в обществе и среди партнеров. Все вышеизложенное, безусловно, актуализирует необходимость разработки теоретико-методических положений и практических рекомендаций по определению специфики системы менеджмента качества в условиях цифровой экономики, совершенствования оценочных механизмов данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN THE CONTEXT OF THE FORMATION OF THE DIGITAL ECONOMY

In modern conditions, it is already obvious to everyone that without a systematic improvement of production and financial activities, an improvement in the quality of manufactured goods, it is impossible for economic entities to participate on a par with the increasing competition. This situation presupposes the intensification of the implementation of the quality management system, the need for continuous improvement of all internal business processes. A characteristic feature of the development of the quality management system in the conditions of the formation of the digital economy is the active use of information and communication technologies, network interaction of stakeholders, and the expansion of the use of digital technologies. Another feature is the increased importance of stakeholders in building the value of a business and forming the competitive advantages of business entities. The development of a quality management system in the context of the formation of the digital economy necessitates the development and use of new principles, modern methods of strategic management of business entities in order to create and promote products of competitive quality, increase profits and the company's image in society and among partners. All of the above, of course, actualizes the need to develop theoretical and methodological provisions and practical recommendations for determining the specifics of the quality management system in the digital economy, improving the evaluation mechanisms of this process.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10543

Д.Ш. Мусостова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика предприятий» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

D.S. Musostova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics of Enterprises, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chechen State University";

М.Д. Цуров - кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»,

M.D. Tsurov - Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer of the Department of Management, Ingush State University.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ

ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN THE CONTEXT OF THE FORMATION OF THE DIGITAL ECONOMY

Аннотация. В современных условиях уже очевидно всем, что без системного совершенствования производственно-финансовой деятельности, улучшения качества производимых товаров невозможно паритетное участие хозяйствующих субъектов в возрастающей конкурентной борьбе. Такое положение предполагает активизацию внедрения системы менеджмента качества, необходимость постоянного совершенствования всех внутренних бизнес-процессов.

Характерной особенностью развития системы менеджмента качества в условиях становления цифровой экономики является активное задействование информационно-коммуникативных технологий, сетевое взаимодействие стейкхолдеров, расширение использования цифровых технологий.

Другой особенностью является повышение значимости стейкхолдеров в построении стоимости бизнеса и формировании конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов.

Развитие системы менеджмента качества в условиях становления цифровой экономики вызывает необходимость разработки и задействования новых принципов, современных методов стратегического управления хозяйствующими субъектами с целью создания и продвижения продукции конкурентоспособного качества, роста прибыли и имиджа предприятия в обществе и среди партнеров.

Все вышеизложенное, безусловно, актуализирует необходимость разработки теоретико-методических положений и практических рекомендаций по определению специфики системы менеджмента качества в условиях цифровой экономики, совершенствования оценочных механизмов данного процесса.

Abstract. In modern conditions, it is already obvious to everyone that without a systematic improvement of production and financial activities, an improvement in the quality of manufactured goods, it is impossible for economic entities to participate on a par with the increasing competition. This situation presupposes the intensification of the implementation of the quality management system, the need for continuous improvement of all internal business processes.

A characteristic feature of the development of the quality management system in the conditions of the formation of the digital economy is the active use of information and communication technologies, network interaction of stakeholders, and the expansion of the use of digital technologies.

Another feature is the increased importance of stakeholders in building the value of a business and forming the competitive advantages of business entities.

The development of a quality management system in the context of the formation of the digital economy necessitates the development and use of new principles, modern methods of strategic management of business entities in order to create and promote products of competitive quality, increase profits and the company's image in society and among partners.

All of the above, of course, actualizes the need to develop theoretical and methodological provisions and practical recommendations for determining the specifics of the quality management system in the digital economy, improving the evaluation mechanisms of this process.

Ключевые слова: глобализация, интегрирование экономических отношений, конкуренция, качество менеджмента, цифровизация экономики, хозяйствующие субъекты.

Key words: globalization, integration of economic relations, competition, quality of management, digitalization of the economy, business entities.

Любое современное предприятие вынуждено непрерывно формировать и повышать свои конкурентные преимущества и искать, в т.ч. общеорганизационные механизмы повышения качества продукции. На это всецело настроена система менеджмента качества - ее надлежащее задействование содействует разработке прогрессивных методов производства промпродукции высокого качества.

Характерной особенностью и конкурентным преимуществом внедрения системы менеджмента качества в производственную деятельность является то, что процессы формирования качества призывают все этапы жизненного цикла продукции, начиная от подготовки промышленного производства включить до послепродажного обслуживания. И это естественно, ибо все внимание внутрифирменного управления фокусируется на процессах наращивания качества промышленных товаров [5,7,11].

Анализ специальной литературы по рассматриваемой проблематике позволяет выделить два основных подхода к пониманию содержания системы качества хозяйствующих субъектов:

- нормативный подход;

- деятельностный подход.

В контексте первого подхода система менеджмента качества рассматривается в виде комплекса стандартов и положений, требуемых для производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Он состоит из миссии, цели и задач, политики, процессов построения качества товаров (услуг), принципов распределения функциональных обязанностей, форм контроллинга за соблюдением стандарта.

Международный стандарт ISO 9000 трактует содержание системы менеджмента качества в виде совокупности взаимодействующих и взаимосопряженных составляющих для разработки цели и методов их обеспечения, а также стратегии и тактики менеджеров в процессе принятия управленческих решений касательно повышения качества товаров. [2,8,19]

Использование стандартов в рамках системы менеджмента качества предполагает проведение активной политики по мобилизации ресурсов предприятия для формирования качества продукции; постоянное улучшение взаимодействия иными внешними и внутренними стейкхолдерами.

Использование второго - деятельностного - подхода предполагает надлежащий порядок в процессах формирования качества продукции путем обеспечения обратной связи между структурами внутри предприятия, а также между руководством и персоналом.

На наш взгляд, рассматриваемые подходы позиционируют как взаимодополняющие, ибо характеризуют нормативно-контролирующую и коммуникативно-координационную подсистемы развития системы менеджмента качества предприятия. При этом, каждая приведенная подсистема способствует увеличению прибыли хозяйствующего субъекта. [4,10,12]

Надо отметить, что еще в 1970-1980 гг. в нашей стране была разработана и повсеместно успешно использовалась комплексная система управления качеством продукции (КСУКП). Ее использование существенно расширило функции экономических и технических служб, установило порядок взаимодействия между ними, был упорядочен документооборот и т.п. Однако, формирование административно-плановой экономической системы и отсутствие конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами, а также то, что эта система управления качеством продукции внедрялась директивно, она оказалась со временем не способной влиять на качество товаров. [12,17]

В 2000 годах в РФ переход на рыночные отношения вынудил предприятия всех отраслей массово задействовать систему менеджмента качества как реального источника существенного повышения конкурентоспособности. Речь идет об ИСО 9000, который обладал принципом совершенствования качества менеджмента как основы роста качества продукции (услуг). [13]

Для стандарта ИСО 9000 характерен переход от управления издержками на качество к обеспечению финансово-экономических эффектов от задействования системы менеджмента качества, внедрения систем риск-менеджмента и усложнения принципов взаимовыгодного сотрудничества с партнерами.

Эксперты отмечают, что даже в современных условиях все еще наблюдается формализм при внедрении и функционировании системы менеджмента качества; неразвитость системы стимулирования; низкий уровень исполнительской дисциплины; непонимание предприятиями сущности и преимуществ рассматриваемой системы и др. [1,15,14]

В числе внешнеэкономических причин неэффективности системы менеджмента качества можно отметить невысокую эффективность господдержки инновационного развития предприятий; низкую результативность инструментариев конкурентной политики; неоднозначность и непредсказуемость современной законодательной базы касательно продукции ненадлежащего качества; несовершенство национальной системы стандартизации.

Однозначно, что в таких условиях невозможно перейти на шестой технологический уклад, сопряженный, в первую очередь, с активизацией инновационных процессов и цифровизацией экономики национального хозяйства. [2,6,11]

Становление цифровой экономики, активизация использования цифровых технологий радикально меняют технологию управления системой менеджмента качества. Несмотря на малый опыт развития цифровой экономики, уже имеются определенные результаты по этой актуальнейшей проблеме. Так, институт McKinsey на основе исследования множества отчетов службы госстатистики, монографий, статей и иных источников смог обосновать, что цифровые технологии уже изменили содержание операционной модели предприятий, банковского и телекоммуникационного секторов, способствуют существенному росту эффективности затрат и выявлению новых возможностей на рынке.[14] Уже известны примеры, когда цифровая трансформация позволила кратно сократить затраты (до 80%).

Примечательно, активизация внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность, сопряженную с управлением качеством в большей мере было вызвано давлением потребителей, нежели давлением конкурентов или партнеров. [4,6,16]

В исследованиях, проведенных специалистами WEF в отношении направлений HR, отмечается, что активизация внедрения подобных форм ЦТ (речь идет о виртуальных коллаборациях, peer-to-peer, репутационных системах оценки цифрового интервьюирования по поиску и найму персонала) позволит в ближайшее десятилетие снизить средние издержки до 70%. [12]

Цифрвизация экономики предполагает замещение персонала категорий «Умение» и «Правило» на «Знание», т.е. требования к сотрудникам в новых условиях заключаются в преобладании аналитической работы, в умениях импровизировать, творить...

Понятно, что это предполагает высокий уровень образования, широкий кругозор, рыночное мышление. Примечательно, по расчетам компании The Boston Consulting Group (BCG) эффект замещения от перехода российских компаний от управления балансом занятости к управлению балансом компетенций в условиях цифрови-зации экономики национального хозяйства позволит получить эффект в размере +1,5% ВВП в год - речь идет о 10 триллион рублей в текущих ценах к 2025 году.[12]

Все это еще раз подчеркивает значимость внедрения цифровых технологий при реализации стратегии роста прибыли и формированию конкурентных преимуществ. Также, их задействование позволит существенно снизить транзакционные и кадровые затраты и увеличить инновационный потенциал.

Вместе с тем, нельзя забывать, что цифровизация предприятий и их системы менеджмента качества также сопряжены с определенными рисками. Речь идет об организационных, кадровых и технологических рисках. Также надо отметить всплеск интернет-мошенничества.

В целом, можно отметить, что в условиях становления цифровой экономики система менеджмента качества пополняется качественно новыми принципами, такими как инновационность, гибкость, технологичность. Также надо указать, что в условиях цифровизации меняется характер взаимосотрудничества с основными стейк-холдерами, в т.ч., с потребителями, сотрудниками, рынком труда, конкурентами, регулирующими органами, инвесторами, поставщиками и иными партнерами.

Практически во всех рейтингах предприятий показатели оценки системы менеджмента качества стали постоянным атрибутом, ибо в современных сложных условиях от качества менеджмента зависит доходность, устойчивость и надежность хозяйствующего субъекта.

Источники:

1. Авдеева И.Л. Анализ перспектив развития цифровой экономики в России и за рубежом //Цифровая экономика и «Индустрия 4.0»: проблемы и перспективы. Материалы НПК. - СПб: Изд-во политехнического ун-та,2017. - С.19-22

2. Версан В. Кризис в стандартизации систем менеджмента. Причины. Пути выхода. //Стандарты и качество. - 2009. -№3. - С.78-83

3. ГОСТР ИСО 9001 -2015.Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Требования. - М.: Стандарты качества. Требования. - М.: Стандартинформ,2015. - 416 с.

4. Егорова Л. Причины неэффективности систем менеджмента качества //Стандарты и качество. - 2006. - №12. - С.30-33

5. Куприянова И.Ю., Солнцева Е.В. Об этапах развития систем менеджмента качества //Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. - 2013. - №1. - С.197-202

6. Левченко Е.В. Влияние цифровизации на развитие системы менеджмента качества компании //Вестник Саратовского Государственного социально-экономического университета. - 2018. - №4. - С.9-14

7. Мисаков В.С., Байдуев И.З., Гендугов С.З. Функционально-стоимостный анализ как метод системного исследования //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - №22-2. - С.167

8. Новые правила игры в цифровую эпоху. Исследование «Делойта». - [Электронный ресурс]. - http://www.2.delo-ite.com/content/dam/13.04.2018

9. Цифровая Россия: новая реальность. Отчет McKinsey. - [Электронный ресурс]. - www.tadviser.ru/images/c/c2.Digital-Russia-report/12.04.2018

10. Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса. - [Электронный ресурс]. -http://imi.hse.ru/13.04.2018

11. Россия - 2025: от кадров к талантам. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.beg.com.ru.-ru/de-fault.aspx/13.04.2018

12. Шокина Л.И. Оценка качества менеджмента компаний. - М.: КНОРУС,2012. -344 с.

13. Яшин Н.С. и др. Развитие методологии анализа результативности системы менеджмента качества промышленных предприятий //Вестник Саратовского государственного социально-экономического ун-та. - 2016. - №4. - С.51-56

14. Misakov V.S., Khamzatov V.A., Temrokova A.Kh., Misakov A.V., Dikareva I.A. Strategic management of innovative agroindustrial projects //Amazonia Investiga. -2018. - Т. 7. - № 14. - С. 16-23.

15. Misakov V.S., Misakov A.V., Tsurova L.A., Adzhieva A.Yu., Eskiev M.A. Ways of improving the economic mechanism for the social development of rural settlements of mountainous areas //International Journal of Advanced Biotechnology and Research. - 2017. - Т. 8. - № 4. - С. 964-972.

16. Misakov V.S., Tsurova L.A., Yandarbieva L.A., Tkhamadokova I.Kh., Goigova M.G. Certification of a regional economic complex as a highly effective tool for analysis and diagnostics of its development //Amazonia Investiga. - 2019. - Т. 8. -№ 20. - С. 451-458.

17. Yandarbaeva L.A., Adzhieva A.Yu., Tsurova L.A., Misakov A.V., Molamusov Z.Kh. Theoretical and methodological foundations of the regional social-ecological-economic system polyfactor monitoring //The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. -2018. - Т. 8. - № S-MRCHSPCL. - С.39-44.

References:

1. Avdeeva I.L. Analysis of the prospects for the development of the digital economy in Russia and abroad // Digital economy and Industry 4.0: problems and prospects. NPK materials. - SPb: Publishing house of Polytechnic University, 2017. - P.19-22

2. Digital economy: global trends and practice of Russian business. - [Electronic resource]. - http://imi.hse.ru/13.04.2018

3. Russia - 2025: From Personnel to Talents. - [Electronic resource]. - Access mode: http: //www.beg.com.ru.-ru/de-fault.aspx/13.04.2018

4. Shokina L.I. Assessment of the quality of company management. - M .: KNORUS, 2012. -344 p.

5. Yashin N.S. and others. Development of methodology for analyzing the effectiveness of the quality management system of industrial enterprises // Bulletin of the Saratov State Socio-Economic University. - 2016. - No. 4. - S.51-56

6. Versan V. Crisis in the standardization of management systems. Causes. Exit routes. // Standards and quality. - 2009. - No. 3. -P.78-83

7. GOST R ISO 9001-2015. National standard of the Russian Federation. Quality management systems. Requirements. - M .: Quality standards. Requirements. - M .: Standartinform, 2015. - 416 p.

8. Egorova L. Causes of ineffectiveness of quality management systems // Standards and quality. - 2006. - No. 12. - S.30-33

9. Kupriyanova I.Yu., Solntseva E.V. On the stages of development of quality management systems // Bulletin of the Rybinsk State Aviation Technological Academy named after P.A. Solovyov. - 2013. - No. 1. - S.197-202

10. Levchenko E.V. The impact of digitalization on the development of a company's quality management system // Bulletin of the Saratov State Social and Economic University. - 2018. - No. 4. - P.9-14

11. Misakov V.S., Baiduev I.Z., Gendugov S.Z. Functional-cost analysis as a method of systemic research // News of the Orenburg State Agrarian University. - 2015. - No. 22-2. - P. 167

12. New rules of the game in the digital age. Deloitte research. - [Electronic resource]. - http://www.2.deloite.com/con-tent/dam/13.04.2018

13. Digital Russia: new reality. McKinsey Report. - [Electronic resource]. - www.tadviser.ru/images/c/c2.Digital-Russia-re-port/12.04.2018

14. Misakov V.S., Khamzatov V.A., Temrokova A.Kh., Misakov A.V., Dikareva I.A. Strategic management of innovative agroindustrial projects //Amazonia Investiga. -2018. - Т. 7. - № 14. - С. 16-23.

15. Misakov V.S., Misakov A.V., Tsurova L.A., Adzhieva A.Yu., Eskiev M.A. Ways of improving the economic mechanism for the social development of rural settlements of mountainous areas //International Journal of Advanced Biotechnology and Research. - 2017. - Т. 8. - № 4. - С. 964-972.

16. Misakov V.S., Tsurova L.A., Yandarbieva L.A., Tkhamadokova I.Kh., Goigova M.G. Certification of a regional economic complex as a highly effective tool for analysis and diagnostics of its development //Amazonia Investiga. - 2019. - Т. 8. -№ 20. - С. 451-458.

17. Yandarbaeva L.A., Adzhieva A.Yu., Tsurova L.A., Misakov A.V., Molamusov Z.Kh. Theoretical and methodological foundations of the regional social-ecological-economic system polyfactor monitoring //The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. -2018. - Т. 8. - № S-MRCHSPCL. - С.39-44.

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10544

А.В. Павлова - доцент кафедры экономики и экономической безопасности, к.э.н, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, anna-pavlova1010@yandex.ru,

A.V. Pavlova - assistant professor of the department of economics and economic security, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA;

О.С. Капнинова - аспирант кафедры менеджмента и государственного управления, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС (г. Орел),

O. S. Kapninova - post-graduate student of the Department of management and public administration, Central Russian Institute of management - branch of Ranepa (Orel);

А.В. Полянин - профессор кафедры менеджмента и государственного управления, д.э.н., Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС (г. Орел), polyanin.andrei@yandex.ru,

A.V. Polyanin - Professor of the Department of management and public administration, doctor of economics, Central Russian Institute of management - branch of Ranepa (Orel).

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД INCREASING THE COMPETITIVENESS OF FOOD INDUSTRIES: A CLUSTER APPROACH

Аннотация. На всех этапах социально-экономического развития государства актуальным вопросом является обеспечение эффективной работы предприятий промышленной сферы. Экономическая мощь территорий определяется уровнем развития промышленности, полнотой и результативностью использования имеющегося потенциала, от этого зависит авторитет государства в мировом экономическом и политическом пространстве. В структуре промышленного производства основополагающее место занимает пищевая промышленность. Пищевая промышленность России включает 30 различных отраслей, состоящих из компаний, специализирующихся на разных типах перерабатываемого сырья. На современном этапе экономического развития важной задачей выступает повышение конкурентоспособности предприятий, занятых в сфере производства продуктов питания, решение проблем в данной области и определение векторов развития пищевой промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.