Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономический кризис / глобализация / интегрирование экономических отношений / цифровизация экономики / логистика / «зеленая» экономика / экологизация логистики / economic crisis / globalization / integration of economic relations / digitalization of the economy / logistics / “green” economy / greening of logistics

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.Я. Пашаев, Д.Ш. Алихаджиева

Отличительной особенностью последних лет является повышенный интерес ученых и практиков к проблемам реализации логистических функций в условиях необходимости переосмысления механизма организации природоохранной деятельности и формирования деловой социальной ответственности бизнесструктур. Общество осознало, что его дальнейшее существование и развитие должно строиться на масштабном задействовании ресурсосберегающих прорывных технологий с обязательным учетом экологической составляющей. Безусловно, это также касается и логистики, непосредственно сопряженной с перемещением товарно-материальных потоков по рыночной цепочке путем осуществления соответствующих операций (транспортировка, складирование, консолидация грузов и др.), что невозможно без тесных контактов с окружающей средой. Анализ и обобщение специальной литературы по рассматриваемой проблематике показывает, что, несмотря на наличие большого количества научных разработок в виде монографий, научных статей и т.д., тем не менее, до сих пор отсутствует системное исследование проблем экологизации логистической деятельности, также отсутствует унитарный подход к методологическим положениям, раскрывающим основные аспекты логистики в условиях формирования и развития «зеленой» экономики и др. Необходимость дальнейшего развития теоретико-методологических рекомендаций по построению «зеленой» логистики в условиях цифровизации экономики сподвигла нас взяться за данную тему исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF GREENING LOGISTICS ACTIVITI

A distinctive feature of recent years is the increased interest of scientists and practitioners in the problems of implementing logistics functions in the context of the need to rethink the mechanism for organizing environmental protection and the formation of business social responsibility of business structures. The society realized that its further existence and development should be based on the large-scale use of resourcesaving breakthrough technologies with the obligatory consideration of the environmental component. Of course, this also applies to logistics, directly associated with the movement of material flows along the market chain through the implementation of appropriate operations (transportation, warehousing, cargo consolidation, etc.), which is impossible without close contacts with the environment. Analysis and generalization of special literature on the issues under consideration shows that, despite the presence of a large number of scientific developments in the form of monographs, scientific articles, etc., nevertheless, there is still no systematic study of the problems of greening logistics activities, and there is also no unitary approach. to methodological provisions that reveal the main aspects of logistics in the context of the formation and development of a "green" economy, etc. The need for further development of theoretical and methodological recommendations for building "green" logistics in the context of the digitalization of the economy prompted us to take on this research topic.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10546

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Проект №20-010-00383А

This work was supported by a grant from the Russian Foundation for Basic Research (RFBR). Project No. 20-010-00383A

М.Я. Пашаев - к.т.н., доцент, проректор по науке и инновациям ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова»,

M.Y. Pashaev - Vice-Rector for Science and Innovation of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Grozny State Oil Technical University named after Academician M.D. Millionshchikova ";

Д.Ш. Алихаджиева - старший преподаватель кафедры «Экономическая теория и государственное управление» ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова»,

D.S. Alikhadzhieva - senior lecturer of the Department of Economic Theory and Public Administration of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Grozny State Oil Technical University named after Academician M.D. Millionshchikova ".

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ SOME ASPECTS OF GREENING LOGISTICS ACTIVITIES

Аннотация. Отличительной особенностью последних лет является повышенный интерес ученых и практиков к проблемам реализации логистических функций в условиях необходимости переосмысления механизма организации природоохранной деятельности и формирования деловой социальной ответственности бизнес-структур.

Общество осознало, что его дальнейшее существование и развитие должно строиться на масштабном задействовании ресурсосберегающих прорывных технологий с обязательным учетом экологической составляющей. Безусловно, это также касается и логистики, непосредственно сопряженной с перемещением товарно-материальных потоков по рыночной цепочке путем осуществления соответствующих операций (транспортировка, складирование, консолидация грузов и др.), что невозможно без тесных контактов с окружающей средой.

Анализ и обобщение специальной литературы по рассматриваемой проблематике показывает, что, несмотря на наличие большого количества научных разработок в виде монографий, научных статей и т.д., тем не менее, до сих пор отсутствует системное исследование проблем экологизации логистической деятельности, также отсутствует унитарный подход к методологическим положениям, раскрывающим основные аспекты логистики в условиях формирования и развития «зеленой» экономики и др.

Необходимость дальнейшего развития теоретико-методологических рекомендаций по построению «зеленой» логистики в условиях цифровизации экономики сподвигла нас взяться за данную тему исследования.

Abstract. A distinctive feature of recent years is the increased interest of scientists and practitioners in the problems of implementing logistics functions in the context of the need to rethink the mechanism for organizing environmental protection and the formation of business social responsibility of business structures.

The society realized that its further existence and development should be based on the large-scale use of resource-saving breakthrough technologies with the obligatory consideration of the environmental component. Of course, this also applies to logistics, directly associated with the movement of material flows along the market chain through the implementation of appropriate operations (transportation, warehousing, cargo consolidation, etc.), which is impossible without close contacts with the environment.

Analysis and generalization of special literature on the issues under consideration shows that, despite the presence of a large number of scientific developments in the form of monographs, scientific articles, etc., nevertheless, there is still no systematic study of the problems of greening logistics activities, and there is also no unitary approach. to methodological provisions that reveal the main aspects of logistics in the context of the formation and development of a "green" economy, etc.

The need for further development of theoretical and methodological recommendations for building "green" logistics in the context of the digitalization of the economy prompted us to take on this research topic.

Ключевые слова: экономический кризис, глобализация, интегрирование экономических отношений, цифровизация экономики, логистика, «зеленая» экономика, экологизация логистики.

Key words: economic crisis, globalization, integration of economic relations, digitalization of the economy, logistics, "green" economy, greening of logistics.

Возрастающая конкуренция и активизация интегрирования экономических отношений актуализировали необходимость незамедлительного задействования логистической концепции общей ответственности. Ее внедрение позволяет обеспечить максимальное соотношение между доходами предприятия и издержками на организацию логистики с учетом всех особенностей экономической среды и экологической составляющей.

Еще в 1996 г. А. МакКиннон и Вудберн для анализа воздействия логистических процессов на окружающую среду, предложили следующие уровни их решения:

1. Стратегические решения касательно численности, мест и мощностей предприятий, торговых точек, терминалов, складов и т.п.

2. Коммерческие решения касательно стратегии продвижения товаров, аутсорсинга субподрядных производственных процессов и распределения готовой продукции, структуры торговой связей между предприятиями и его поставщиками, дистрибьютерами и клиентами.

3. Оперативные решения касательно планирования производства и распределения, осуществляемого торговыми организациями (дискретные грузопотоки).

4. Функциональные решения касательно стратегического управления материальными ресур-сами..[3]

Использование подобного подхода при управлении материальными потоками в экономически развитых странах показали, что это позволяет не только снизить затраты на грузоперевозки, повысить конкурентоспособность, но и приводит к уменьшению загрязнения окружающей среды.

Безусловно, все это положительно сказывается на возможностях государственного бюджета и качества жизни населения.

Мировая практика показывает, что надлежащее использование ресурсосберегающих технологий в логистике дает возможность уменьшить запасы материалов на 45-60%, ускорить оборачиваемость оборотных средств на 20-40%, сократить транспортные издержки на 10-20%, уменьшить себестоимость погрузочно-разгрузочных и складских работ на 15-30%.[2]

Необходимость экологизации экономической деятельности, в т.ч. логистики, требует переосмысления и изменения общепринятых подходов и положений к управлению логистической деятельностью. Речь идет о переориентировании хозяйствующих субъектов на масштабное задействование безопасных логистических технологий (безопасность в нашем случае касается окружающей среды).

Само понятие «зеленая логистика» уже не ново - ей более 40 лет, она принимается как управление цепочками поставок со стратегической направленностью на сокращение экологической нагрузки на общественное производство.

В специальной литературе, наряду с понятием «зеленая логистика» также используется «экологическая логистика». В целом, они являются синонимичными и предполагают, что современное производство и перемещение товаров должно происходить с обязательным учетом экологической составляющей общественного развития.

В ходе нашего исследования мы изучили наиболее популярные трактовки понятия «зеленая логистика». Как правило, в зарубежной литературе по проблемам экологизации бизнес-структур отмечается, что зеленая логистика состоит из совокупности различных видов деятельности, связанных с экологически эффективным управлением продвижения логистических потоков товаров от предприятий к потребителям и обратных потоков продукции (сырья) от поставщиков. В принципе, можно согласиться с таким подходом, ибо при его соблюдении зеленая логистика обеспечивает продвижение товарно-материальных ценностей на всех этапах производства, реализации, хранения и т.д. вплоть до безопасной утилизации. [1,7,15]

В работе [12] зеленая ориентированность логистики характеризуется необходимостью построения экологической подсистемы, координирующей доставку и утилизацию отходов, и взаимодействующей с транспортными, складскими, производственными и иными логистическими подсистемами хозяйствующего субъекта.

В работе [6] под зеленой логистикой понимается научно-практическая деятельность, предполагающая разработку эффективного механизма интегрирования экологических и социально-экономических аспектов на всех стадиях стратегического планирования, проектирования и управления целью поставок товаров и направленную на сокращение экологического и экономического ущерба и увеличение потребительских качеств товаров посредством внедрения ресурсосберегающих технологий логистики.

Также можно привести работы, где логистику рассматривают в виде инновационного метода, как менее вредоносную касательно окружающей среды транспортную систему, как использование новых технологий в логистической системе и др.

Актуализация экологической составляющей вызвана тем, что она оздоравливает, улучшает экологический климат, уменьшает антропогенное воздействие логической деятельности в экологических процессах.

В специальной литературе разработан комплекс принципов зеленой логистики, позволяющих задействовать зеленые технологии. Речь идет о рационализации эксплуатации природных ресурсов и ресурсов хозяйствующего субъекта; о максимальном использовании отходов производства, использованной тары и упаковки; о сокращении использования сырья и материалов с низким уровнем возможностей переработки и глубокой утилизации; о повышении уровня экологической ориентации и ответственности сотрудников логистического аппарата. [4,8,14]

Безусловно, внедрение «зеленых» технологий не позволяет автоматически сократить логистические издержки. Надо особо отметить, что до сих пор в Российской Федерации все еще отсутствуют государственные, обязательные к исполнению, механизмы и нормативно-правовые акты, стимулирующие внедрение принципов экологичности. Тем не менее, альтернативы этому феномену нет и не будет, ибо речь идет о будущем человечества. Видимо, поэтому уже имеются десятки крупных и малых предприятий, занимающихся внедрением зеленой логистики. Этому также способствует популяризация экологичных продуктов и зарубежный положительный опыт развития экологистики.

Обобщение вышеизложенного позволяет, на наш взгляд, под экологистикой рассматривать научно-исследовательскую деятельность, предполагающую разработку эффективного механизма синтеза социально-экономической и логической составляющих на всех этапах стратегического планирования, проектирования и регулирования целью поставок товаров с минимизацией эколого-экономического ущерба.

На ряде крупных предприятий пищевой промышленности в контексте внедрения зеленого логистического управления создаются эколого-ориентированные системы.

Более известным примером выступает деятельность ПАО «Газпром». Это объединение позиционирует в виде глобальной энергетической компании, осуществляющей процессы хранения, транспортировки, реализации и переработки, производства энергоресурсов за рубежом и в Российской Федерации. ПАО «Газпром» отличает отлаженная корпоративная система экологического менеджмента, выстроенная в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14001.

Такой подход позволяет вести производственный экологический контроллинг и мониторинг влияния производственно-хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Известно, что из всех видов транспортировки грузов самым вредным во всем мире касательно окружающей среды является автомобильный транспорт. Это связано с множеством факторов, в т.ч. с большой физической изношенностью автопарка, с использованием непродуктивного транспорта, с плохим состоянием дорог и т.д. Безусловно, все это нарушает экологическую составляющую (загрязнение атмосферы, необходимость потребления дополнительных ресурсов). [5,10,13]

Одним из перспективных выходов из данного положения является организация в РФ контрейлерных перевозок, являющих собой возможность комбинирования железнодорожных и автомобильных перевозок с задействованием (при необходимости) морского транспорта. Уже имеется опыт организации мультимодальных перевозок на Свердловской железной дороге. Здесь успешно взаимодействуют железнодорожный и водный транспорт для перевозок лесных грузов.

Анализ мировой практики внедрения зеленых технологий позволяет сформулировать приоритетные направления деятельности, которые будут востребованы в условиях российской действительности. Речь идет о финансировании строительного сектора и развития современных логистических и мультимодальных центров, существенно увеличивающих объемы и эффективность грузовых перевозок и логистических организаций по стране; о внедрении на складах специальных технологий для рационального использования складских терминалов, что позволит сократить территорию склада и энергопотребление; о снижении доли автоперевозок путем рациональной их замены на иные виды транспорта и др.

Опыт продвинутых в области экологической логистики стран показывает, что задействование «зеленых» принципов позволяет:

- рационально использовать любые ресурсы хозяйствующего субъекта, в т.ч. сократить энергетические расходы, использовать оборотную тару, разрабатывать оптимальные маршруты, перейти на электронный документооборот;

- увеличить уровень экологической безопасности;

- повысить мотивацию предпринимателей;

- обучить персонал зеленым технологиям;

Надлежащее соблюдение экологических норм и правил препятствует попаданию вредных веществ на потребительский рынок, вследствие чего логистическим провайдерам приходится не только из чувств социальной ответственности и желания внедрения ноу хау, но и из необходимости получения экономической выгоды производить определенные вложения на техническое сопровождение инноваций зеленой логистики. Для развития зеленой логистики в Российской Федерации необходимо сформировать экологически чистые механизмы рыночного функционирования, стимулирующие государство обеспечивать достаточной финансовой поддержкой и субсидированием инноваций, развивать без ущерба для окружающей среды цепи поставок. [9,11]

В заключение необходимо отметить, что в РФ предстоит большая работа по формированию устойчивой тенденции в развитии и повышении интересов предпринимателей и общества комплекса сложных вопросов, сопряженных с организацией и масштабным внедрением «зеленой» логистики.

Надо также отметить, что рассматриваемую концепцию целесообразно популяризировать и преподавать и в школах, чтобы даже учащиеся уже представляли, какие экологические и экономические эффекты может извлечь общество от реализации зеленой логистики. Речь идет о необходимости реализации новой цели, предполагающей построение ресурсосберегающей, экологически эффективной и социально ответственной бизнес-модели, что позволит выйти на качественно новый уровень целевого сегмента и обеспечить сохранность окружающей среды.

Источники:

1. Абрамова Т.С. и др. Экологическое направление логистики //Проблемы экономики и менеджмента. - 2014. - №6. -

С.21-23

2. Борисова В.В., Кононенко Е.С. Логистика и ресурсосбережения. - Ростов-на-Дону: изд-во РГЭУ «РИНХ»,2003. -

С.34-38

3. Вержбицкий О. Экологистика: экономика и логистика //Дистрибуция и логистика. - 2012. - №10. - С.8-13

4. Евтодиева Т.Е. Зеленая логистика как составляющая концепции общей ответственности //Вестник ЮУрГУ. Серия

«Экономика и менеджмент». - 2018. - №1. - С.167-174

5. Елизарова Ю.С., Разумовская Я.С. Применение эко-технологий в процессе управления цепями поставок //Молодой ученый. - 2016. - №29. - С.491-493

6. Зарецкая Л.Н. Исследование возможностей применения «зеленых» технологий при управлении цепями поставок //Торгово-экономический журнал. - 2015. - №2. - С.94-98

7. Кизим А., Кабертай Дж. Современные тренды «зеленой» логистики в условиях глобализации //Логистика. - 2013. -№1. - С.46-49

8. Мисаков В.С., Байдуев И.З., Гендугов С.З. Функционально-стоимостный анализ как метод системного исследования //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - №22-2. - С.167

9. Омельченко И.Н. и др. Основные направления развития логистики XXI века: ресурсосбережение, энергетика и экология //Гуманитарный вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. - 2013. - №10. - URL: http://hmbul.bmstu.ru/cata-log/econom/log.N8

10. Панюкова В.В. Направления развития зеленой логистики и ее влияние на построение цепей поставок //Экономика и управление в машиностроении. - 2014. - №6. - С.39-41

11. Рыкалин А. Логистическое обеспечение и сопровождение реализации экологических ресурсосберегающих проектов //Логистика. - 2015. - №11. - С.46-50

12. Misakov V.S., Khamzatov V.A., Temrokova A.Kh., Misakov A.V., Dikareva I.A. Strategic management of innovative agroindustrial projects //Amazonia Investiga. -2018. - Т. 7. - № 14. - С. 16-23.

13. Misakov V.S., Misakov A.V., Tsurova L.A., Adzhieva A.Yu., Eskiev M.A. Ways of improving the economic mechanism for the social development of rural settlements of mountainous areas //International Journal of Advanced Biotechnology and Research. - 2017. - Т. 8. - № 4. - С. 964-972.

14. Misakov V.S., Tsurova L.A., Yandarbieva L.A., Tkhamadokova I.Kh., Goigova M.G. Certification of a regional economic complex as a highly effective tool for analysis and diagnostics of its development //Amazonia Investiga. - 2019. - Т. 8. -№ 20. - С. 451-458.

15. Yandarbaeva L.A., Adzhieva A.Yu., Tsurova L.A., Misakov A.V., Molamusov Z.Kh. Theoretical and methodological foundations of the regional social-ecological-economic system polyfactor monitoring //The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. -2018. - Т. 8. - № S-MRCHSPCL. - С.39-44.

References:

1. Abramova T.S. and other Ecological direction of logistics // Problems of Economics and Management. - 2014. - No. 6. -S.21-23

2. Borisova V.V., Kononenko E.S. Logistics and resource conservation. - Rostov-on-Don: publishing house of the Russian State Economic University "RINH", 2003. - P.34-38

3. Verzhbitsky O. Ecology: economics and logistics // Distribution and logistics. - 2012. - No. 10. - P.8-13

4. Evtodieva T.E. Green logistics as a component of the concept of shared responsibility // Bulletin of SUSU. Series "Economics and Management". - 2018. - No. 1. - S.167-174

5. Elizarova Yu.S., Razumovskaya Ya.S. Application of eco-technologies in the process of supply chain management // Young scientist. - 2016. - No. 29. - S.491-493

6. Zaretskaya L.N. Investigation of the possibilities of using "green" technologies in supply chain management // Trade and economic journal. - 2015. - No. 2. - S.94-98

7. Kizim A., Kabertai J. Modern trends in "green" logistics in the context of globalization // Logistics. - 2013. - No. 1. - S.46-49

8. Misakov V.S., Baiduev I.Z., Gendugov S.Z. Functional-cost analysis as a method of systemic research // News of the Orenburg State Agrarian University. - 2015. - No. 22-2. - P. 167

9. Omelchenko I.N. and others. The main directions of development of logistics in the XXI century: resource conservation, energy and ecology // Humanitarian Bulletin of MSTU im. N.E. Bauman. - 2013. - No. 10. - URL: http://hmbul.bmstu.ru/cat-alog/econom/log .N8

10. Panyukova V.V. Trends in the development of green logistics and its impact on the construction of supply chains // Economics and Management in Mechanical Engineering. - 2014. - No. 6. - p. 39-41

11. Rykalin A. Logistic support and support for the implementation of environmental resource-saving projects // Logistics. -2015. - No. 11. - S.46-50

12. Misakov V.S., Khamzatov V.A., Temrokova A.Kh., Misakov A.V., Dikareva I.A. Strategic management of innovative agroindustrial projects // Amazonia Investiga. -2018. - T. 7. - No. 14. - S. 16-23.

13. Misakov V.S., Misakov A.V., Tsurova L.A., Adzhieva A.Yu., Eskiev M.A. Ways of improving the economic mechanism for the social development of rural settlements of mountainous areas // International Journal of Advanced Biotechnology and Research. - 2017. - T. 8. - No. 4. - S. 964-972.

14. Misakov V.S., Tsurova L.A., Yandarbieva L.A., Tkhamadokova I.Kh., Goigova M.G. Certification of a regional economic complex as a highly effective tool for analysis and diagnostics of its development // Amazonia Investiga. - 2019. - T. 8. -No. 20. - S. 451-458.

15. Yandarbaeva L.A., Adzhieva A.Yu., Tsurova L.A., Misakov A.V., Molamusov Z.Kh. Theoretical and methodological foundations of the regional social-ecological-economic system polyfactor monitoring // The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. -2018. - T. 8. - No. S-MRCHSPCL. - p. 39-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.