Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ОРЕХОВ И СУХОФРУКТОВ КАК СЕГМЕНТОВ СНЕКОВОЙ ПРОДУКЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ОРЕХОВ И СУХОФРУКТОВ КАК СЕГМЕНТОВ СНЕКОВОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
снековая продукция / импорт / экспорт / предпочтения потребителей / частота потребления / урбанизация / здоровое питание / санкции / реальная емкость рынка. / snack products / import / export / consumer preferences / consumption frequency / urbanization / healthy nutrition / sanctions / real market capacity.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюрин Дмитрий Валерьевич, Асманкин Дмитрий Сергеевич

Статья посвящена анализу российского снекового рынка, а также рынков орехов и сухофруктов, как сегментов снековой продукции. Исследование затрагивает основные тенденции рынка и потребления, оценку объемов импорта, экспорта и собственного производства на территории РФ. На основе анализа текущих объемов рынка авторами проведена оценка его развития на перспективу. Отдельное внимание уделено анализу изменения потребительского спроса и предпочтений, а также влиянию мировых трендов на развитие отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development Features of the Russian Market for Nuts and Dried Fruits as Snack Segments

The article is devoted to the analysis of the Russian snack market, as well as the markets for nuts and dried fruits as snack products segments. The study covers the main market and consumption trends, estimation of imports, exports and domestic production within the territory of the Russian Federation. Based on the analysis of current market volumes, the authors assess its development for the long run. Special attention is paid to the analysis of changes in consumer demand and preferences, as well as the impact of global trends on the industry development.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ОРЕХОВ И СУХОФРУКТОВ КАК СЕГМЕНТОВ СНЕКОВОЙ ПРОДУКЦИИ»

УДК / UDC 339.13

DOI: 10.24412/2071-3762-2024-4322-25-30

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ОРЕХОВ И СУХОФРУКТОВ КАК СЕГМЕНТОВ СНЕКОВОЙ ПРОДУКЦИИ

Development Features of the Russian Market for Nuts and Dried Fruits as Snack Segments

Тюрин Дмитрий Валерьевич,

кандидат экономических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия, Ленинградский просп., 49 Tyurin Dmitry Valeryevich,

PhD in Economics, Associate Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation, 49, Leningradsky Prospekt, Moscow, Russia dvtyurin@fa.ru

https://orcid.org/0000-0002-9404-8827 Асманкин Дмитрий Сергеевич,

студент, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия, Ленинградский просп., 49 Asmankin Dmitry Sergeevich,

Student, Financial University under the Government of the Russian Federation, 49, Leningradsky Prospekt, Moscow, Russia asmankin02@yandex.ru https://orcid.org/0009-0004-5255-8564

Статья посвящена анализу российского снекового рынка, а также рынков орехов и сухофруктов, как сегментов снековой продукции. Исследование затрагивает основные тенденции рынка и потребления, оценку объемов импорта, экспорта и собственного производства на территории РФ. На основе анализа текущих объемов рынка авторами проведена оценка его развития на перспективу. Отдельное внимание уделено анализу изменения потребительского спроса и предпочтений, а также влиянию мировых трендов на развитие отрасли.

Ключевые слова: снековая продукция; импорт; экспорт; предпочтения потребителей; частота потребления; урбанизация; здоровое питание; санкции; реальная емкость рынка.

The article is devoted to the analysis of the Russian snack market, as well as the markets for nuts and dried fruits as snack products segments. The study covers the main market and consumption trends, estimation of imports, exports and domestic production within the territory of the Russian Federation. Based on the analysis of current market volumes, the authors assess its development for the long run. Special attention is paid to the analysis of changes in consumer demand and preferences, as well as the impact of global trends on the industry development.

Keywords: snack products; import; export; consumer preferences; consumption frequency; urbanization; healthy nutrition; sanctions; real market capacity.

Введение (Introduction)

Рынок снеков, включающий в себя продукты для быстрого перекуса, показывает активный рост как на территории Российской Федерации, так и в мире в целом. Это связано с изменением ритма жизни потребителей, которые живут в крупных городах. Время для данных людей, с учетом плотного рабочего графика, является дефицитным ресурсом, в связи с чем, зачастую, им приходится заменять полноценный прием пищи быстрым, питательным и сытным перекусом. Также в большинстве семей оба родителя в будние дни находятся на работе, в связи с чем детям приходится прибегать к употреблению снеков вместо приготовления пол-

ноценной еды, перекусывать на переменах между уроками, а также во время прогулок. Снеки позволяют быстро и дешево удовлетворить потребность в питании при отсутствии финансов на посещение точек общественного питания и фастфуда для малобюджетных семей.

Снеки всецело решают задачу быстрого, питательного порционного перекуса с достаточным количеством калорий, который без дополнительных действий готов к употреблению. С учетом общемирового тренда на урбанизацию, то есть, на переток все большего количества жителей из сельской местности в города, прогнозируется дальнейшая положительная динамика роста данного рынка.

Материалы и методы (Materials and Methods)

В ходе написания статьи были использованы данные исследований, проведенных такими аналитическими и статистическими агентствами, как Mordor Intelligence, BusinesStat, Nie/senfQ, TK Solutions, «Агроан», ROIF Expert. Помимо этого были проанализированы результаты исследований таких компаний, как Центр отраслевой экспертизы АО «Российский сельскохозяйственный банк», торговый дом «Берекат», Институт общественного мнения «Анке-толог» и других экспертов в отрасли [1, 2, 3]. Полученные данные позволили сделать выводы относительно текущего и перспективного состояния рынка снековой

продукции, провести анализ ключевых потребительских трендов.

Результаты и обсуждение (Results and Discussion)

Рассмотрим состояние рынка снеков на территории РФ и проведем оценку изменения объема рынка на перспективу до 2028 года. По итогам 2022 года российский рынок снеков оценивался в 706 тысяч тонн, сократившись относительно предыдущего года на 2,1%. В то же время прогнозируется стабилизация рынка и дальнейший рост мирового рынка на 3,37% в год вплоть до 2028 года1.

Соотношение импорта и собственного производства ореховой продукции на территории РФ оценивается в соотношении 85% на 15%, то есть, 85% снеков ввозятся к нам. Наложив данное соотношение на суммарные данные по объему рынка снеков РФ на момент 2022 года, выходит, что 105,9 тысяч тонн снеков были произведены внутри Российской Федерации, и более 600 тысяч тонн ввезены.

Падение реального объема рынка в РФ связывается с геополитической ситуацией и её влиянием на макроэкономические показатели, санкционным воздействием и перераспределением структуры потребления. Так, многие крупные международные компании ушли с рынка, был зафиксирован рост цен на импортные товары, ограничен их ввоз вследствие санкцион-ного давления Запада, логистические цепочки активно перестраивались. В связи с политической неопределенностью многие россияне меняли структуру своего потребления, отказываясь от товаров, находящихся вне основной

потребительской корзины. В связи с этим снеки более премиального сегмента, такие как орехи и экзотические сухофрукты, в первую очередь попали в список продуктов, от потребления которых отказалась часть потребителей. В то же время в период с 2018 по 2021 год реальный объем рынка снеков в РФ в натуральном выражении показывал существенный рост в среднем на 11% в год.

В 2023 году спад, зафиксированный в 2022 году, прекратится в связи с прохождением реального пика кризисного, санкционного давления и завершением процесса адаптации как физических, так и юридических лиц к хозяйственному функционированию в новых условиях с учетом наложенных ограничений. В дальнейшем при сохранении текущих тенденций стабилизации российского рынка 1000

800 - ^ ^ 600 - ф Ф w

400 -200 -

0 -I-1-1-1-1-

2018г 2020г 2022г

можно экстраполировать данные о среднемировом росте рынка в 3,37% на рынок РФ и оценить объем рынка в натуральном выражении до 2028 года (рис. 1).

На основании полученных данных, прогнозируемый объем рынка в 2028 году составит 861 тыс. тонн в натуральном выражении.

Рассмотрим структуру российского рынка снеков, опираясь на данные исследовательского агентства NieiseniQ (рис. 2) [3]. Более 48% приходится на производные молочной продукции, как мягкий сыр и мороженое, 26% — на кондитерские изделия, 8,2% на различные типы соленых перекусов.

Основными трендами на рынке снеков, опираясь на данные Mordor intelligence и Nielsen iQ, являются:

1. Желание потребителей сократить время на приемы пищи в рамках ускоряющегося темпа

Рис.1. Изменение объемов рынка снеков на территории Российской Федерации в период с 2018 по 2028 года Fig. 1. Changes in the volume of the snack market in the Russian Federation in the period from 2018 to 2028

Мучные кондитерские изделия 17%

Соленые перекусы

8%

Молочная продукция 49%

Кондитерские изделия 26%

Рис. 2. Структура российского рынка снеков по данным NielsenIQ* Fig. 2. Structure of the Russian snack market according to NielsenIQ

* Анализ трендов рынка снеков на территории Российской Федерации от агентства NielsenIQ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nielseniq.com/global/ru/ insights/analysis/2022/trendy-industrii-rynok-snekov/ (дата обращения: 01.03.2024).

1 Анализ мирового рынка снеков от агентства Mordor Intelligence. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.mordorintelligence.com/ru/industry-reports/snack-food-market (дата обращения: 01.03.2024).

жизни. Потребители снеков считают, что время, затрачиваемое на принятие пищи, можно сократить, перераспределив оставшуюся часть на более значимые дела.

2. В рамках изменения поведения потребителей, которое произошло из-за пандемии Соу1С-19, 38% процентов потребителей употребляют снеки после ужина. Это может быть сязано с популяризацией онлайн — кинотеатров. Стандартный поход в кинотеатр стал невозможным из-за «ковид-ных» ограничений, поэтому выросло потребление контента через специальные сервисы, а снеки являются замечательным дополнением к просмотру фильма.

3. Тренд на здоровое питание. Все большую популярность обретает «правильное питание» с контролем калорий, которые человек получает в рамках каждого приема пищи. Согласно отчету Мопбе1ег ¡МегпМюпа! за 2021 год о привычках в перекусах 72% людей ищут варианты снеков с контролируемыми порциями и калориями. Такие составляющие рынка снеков, как сухофрукты и орехи, прекрасно решают эту задачу, и относятся к группе «правильного питания». При этом высокое содержание белка и низкое содержание жиров в орехах увеличивают спрос на них среди любителей спорта и фитнеса.

Основное потребление орехов (арахис, бразильский, кокосовый, грецкий, мускатный, кедровый орех, кешью, миндаль, пекан, фисташки, фундук, каштан, орех, ма-кадамия), осуществляется в очищенном виде. Виды производства: сушеные, жареные, бланшированные, соленые, копченые, в соленых, карамельных и шоколадных оболочках. Основные потребители: НоЯеСа (отели, рестораны,

кафе), промышленная переработка, розничная торговля (сетевая и несетевая розница, рынки, интернет-торговля). Поставки осуществляются в весовом и фасованном виде: мелкая фасовка (пакеты ПЭТ, стекло, дой-пак крафт-пакеты), промышленная фасовка от 1 кг (пакеты ПЭТ, картонные короба, мешки).

Опираясь на данные «Россель-хозбанка», в 2022 году на территории РФ собрали 45,9 тысяч тонн ореховых культур, из которых 26,9 тысяч тонн грецких орехов и фундука, а также 19 тысяч тонн кедровых и других лесных орехов. В 2023 году рынок увеличился на 9% и составил около 50 тыс. тонн орехов.

Анализируя данное производство по территориям субъектов РФ, видно, что наибольшую долю занимает Краснодарский край, на который приходится 24% от всех собранных ореховых культур, второе и третье место занимают Рос-

товская область и Республика Дагестан, на которые приходится 16,8% и 16,7 % соответственно (рис. 3).

Рост потребления орехов, который фиксируется в последние годы на территории РФ, как и сокращение их импорта, связанного с внешней экономической обстановкой и санкциями, создает для российских фермеров окно возможностей и делает нишу ореховых культур весьма перспективной. Так, опираясь на данные, предоставленные Центром отраслевой экспертизы Россельхозбанка, видно, что валовый сбор орехов ежегодно растет на 9%, как и урожайность, начиная с 2017 года.

Для выявления предпочтений потребителей-россиян по видам орехов и частоты потребления в августе 2023 года Россельхоз-банком был проведен опрос, в котором приняли участие более одной тысячи респондентов в возрасте от 21 до 55 лет (рис. 4).

Другие субъекты 42%

Республика Дагестан

Краснодарский

край 24%

область

Рис. 3. Географическое распределение производства орехов в различных субъектах РФ Fig.3. Geographical distribution of nut production in various regions of the Russian Federation

Остальные виды

Лесные орехи 9%

Миндаль 15% Кешью 16%

Грецкие 30%

Рис.4. Предпочтения россиян по видам орехов по данным Россельхозбанка Fig.4. Preferences of Russians by type of nuts according to Rosselkhozbank

17%

17%

Согласно проведенному опросу, лидируют по потреблению на территории РФ грецкие орехи (30%). Вторым по популярности типом орехов являются фисташки (20% опрошенных), третьим — кешью (16%). Далее по популярности идут миндаль и кедровый орех, в основном в очищенном виде.

При изучении частоты потребления орехов в РФ было выявлено, что более 33% россиян едят орехи хотя бы один раз в неделю, 28% респондентов употребляют орехи от двух до трех раз в месяц, 24% — реже одного раза в месяц. Десятая часть опрошенных заявила, что включает орехи в свой ежедневный рацион. Это говорит о высоком потенциале рынка орехов с учетом тенденции к здоровому образу жизни и правильному питанию.

Анализируя потребление ореховых культур по виду приготовления, 45% респондентов предпочитают жареные соленые орехи, 26% — жареные, но не соленые орехи. 18% респондентов выбирают сладкие орехи, глазированные в шоколаде и только 12% отдают свои предпочтения сырым ореховым культурам.

Основными сбытовыми каналами для ореховых культур по данным опроса являются супермаркеты (34% ответов), заказы через сферу электронной коммерции (25%), рынки (24% ответов). Оставшиеся 17% респондентов приобретают орехи в фермерских лавках. Считаем, что канал электронной коммерции будет расти в относительных значениях по проценту сбыта, опираясь на общий переход потребления из «офлайн» сферы в «онлайн» и всеобщую популяризацию мар-кетплейсов.

В таблице 1 произведем вычисления суммарного объема рынка орехов на территории РФ за 2022 год. По данным BusinesStat, в 2022 году импорт орехов в Россию сократился на 18%: с 231,9 до 190,8 тыс. тонн (в пересчете на ядро ореха без скорлупы)2.

Максимально снизились поставки из Бразилии (со 100,6 до 63,8 тыс. т), Аргентины (с 37,3 до 17,8 тыс. т), практически прекратились поставки из Никарагуа (с 7,5 до 0,8 тыс. т). Разрыв логистических цепочек на фоне санкций привел к ограничению работы с некоторыми поставщиками орехов из Латинской Америки. Отчасти компенсировать снижение поставок помогло увеличение импорта из Азербайджана, Турции и Узбекистана. В 2022 году поставлять орехи в Россию стали также: Эстония (22,2 тыс. т в 2022 г.), Латвия (10,1 тыс. т), Литва (2,9 тыс. т) и Нидерланды (1,7 тыс. т), хотя данные страны не являются значимыми производителями орехов. Ранее поставки из этих стран были незначительны, учитывая действие продуктового эмбарго (с 2014 г.) на произведенные в Евросоюзе продукты питания. Из стран Европы в Россию в 2022 году стали ввозить орехи, произведенные в Аргентине, Бразилии, Филиппинах, Вьетнаме и Китае.

В период пандемии в 2020 году наблюдалось некоторое сокращение объемов импорта (на 2,6%) на фоне карантинных ограничений.

Больше всего в 2020 году сократились поставки орехов из Аргентины (на 28,8% с 36,4 до 25,9 тыс. т) и Чили (на 47,9% с 5,0 до 2,6 тыс. т). Однако выпавшие поставки практически полностью компенсировало увеличение импорта из Бразилии, Индии, Китая и Турции.

В 2022 году в России наибольшую долю в структуре импорта орехов занял арахис. Арахис является самым дешевым видом орехов и наиболее широко используемым в кондитерской промышленности, чем и объясняется его популярность. В 2022 году доля арахиса в импорте орехов составила 70,3%, что соответствовало 134,1 тыс. тонн. Фундук занял 8,7% импорта (16,7 тыс. т), кешью — 7,9% (15,1 тыс. т), грецкий орех — 5,7% (10,9 тыс. т), миндаль — 4% (7,6 тыс. т). На остальные виды орехов в сумме пришлось 3,4% импорта (6,5 тыс. т) по результатам исследований BusinesStat.

В 2022 году экспорт орехов из России по данным Россельхоз-банка составил 25 тыс. тонн. Наиболее значимыми импортерами стали Китай (79%), Чехия (6%), Азербайджан (6%) и Казахстан (4%). В 2023 году экспорт увеличился на 71% или на 8 млн долл. по данным ROIF EXPERT и составил 42,7 тыс. тонн, в основном за счет отгрузки кедровых орехов в Китай, доля которых составляет 80% от всех вывозимых орехов.

Таблица 1

Объем импорта орехов на территорию РФ в 2018-2022гг. Table 1. The volume of nuts imported into the Russian Federation in 2018-2022

Показатель 2018 2019 2020 2021 2022

Импорт (тыс. т) 178,8 208,5 203,2 231,9 190,8

Динамика (% к предыдущему году) - 16,6 -2,6 14,1 -17,7

2 Анализ российского рынка снеков от агентства BusinesStаt [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/research/ 46548/ (дата обращения: 01.03.2024).

Используя данные о производстве орехов в РФ (50 тыс. т), импорта (210 тыс.т) и экспорта (42,7 тыс. т) можно оценить реальную емкость российского рынка орехов в натуральном выражении по следующей формуле: Ер = 50 000 + 210 000 - 42 700= = 217 300 тонн.

Используя данные агентства Агроан3, средняя стоимость тонны орехов на территории РФ на момент августа 2023 составила 382 138 рублей без учета НДС. Наложив данные цифры на рассчитанную ранее реальную емкость рынка орехов в натуральном выражении, получим реальную емкость рынка в денежном выражении, которая составила 83,04 миллиарда рублей.

Рассчитаем реальную емкость рынка на 2024 год. Согласно агентству Могбог!^еШдепсеА, мировой СЛОЯ рынка снеков будет находиться на уровне 3,37%. Опираясь на факт переход пика реального санкционного воздействия, завершившуюся перестройку логистических цепочек, а также значительный рост производства ореховых культур внутри РФ, СЛОЯ также составит не менее 3,37% для рынка ореховых культур. То есть, в 2024 году, рынок орехов достигнет емкости в 85,87 миллиардов рублей.

Сухофрукты - это высушенные фрукты или ягоды с остаточной влажностью около 20%, которые сушатся или естественным путём (например, на солнце), или с применением промышленных методов (например, с помощью дегид-ратора или сушилки для овощей).

Основные потребители: HoReCa (отели, рестораны, кафе), промышленная переработка, розничная торговля (сетевая и несетевая розница, рынки, интернет-торговля). Поставки осуществляются в весовом и фасованном виде: мелкая фасовка (пакеты ПЭТ, стекло, дой-пак крафт-пакеты), промышленная фасовка от 1 кг (пакеты ПЭТ, картонные короба, мешки для компотной смеси). Основной состав сухофруктов: изюм (сушеный виноград, в основном марок киш-миша без косточек), курага (сушеный абрикос без косточек), чернослив (сушеная слива, в основном без косточек), инжир, финики (с косточками и без косточек), персики, груши, яблоки, хурма, компотные смеси, цукаты (ананаса, папайя, помело, манго, дыня, киви, кумкват) и ягоды (вишня, клюква, клубника).

На протяжении последних трех лет в России наблюдается подъем производства переработанных фруктов. В 2022 году, по данным ACG, в России было произведено 5 889 тонн переработанных фруктов, что на 52% больше объема производства предыдущего года.

В 2020 году рынок сухофруктов РФ достиг объема импорта в 111,2 тысяч тонн в натуральном выражении, что следует из отчета Interagro. В 2020 году по данным ROIF EXPERT поставки на рынок сушеных овощей, фруктов и ягод в России оцениваются в 38,3 миллиона долларов. 83,7%, или 93,1 тысяч тонн, составляют именно сухофрукты и сушеные яблоки. Стоит отметить, что 23,9%, или более 22 тыс. тонн, составляет

изюм. 5 675 тонн сухофруктов было произведено российскими предприятиями по итогам 2020 года, что превышает значение

2019 года более чем на 102%, согласно отчету агентства TK Solutions5.

Экспортные поставки за тот же период не превышают 3,4 тыс. тонн. В 2020 году отечественные компании за счет поставок за рубеж заработали 5,5 млн долл. США. Реальная емкость рынка сухофруктов Российской Федерации в натуральном выражении на момент 2020 года составила: Ер = 93,1 + 5,765 - 3,4 = = 95,5 тыс. тонн.

Средняя стоимость продажи сухофруктов на маркетплейсе WildBerries, согласно исследованию TK Solutions, составляет 475 рублей, по результатам оценки 1 8750 предложений, а по данным ACG, средняя розничная цена по итогам 2022 года составляет 490 рублей за килограмм. По уровню средних розничных цен на килограмм сухофруктов 2022 года, реальная ёмкость рынка сухофруктов в денежном выражении на территории РФ на момент

2020 года, составляла 46,8 млрд рублей.

С учетом трендов на здоровое питание и популяризации быстрого, но в тоже время сытного и питательного приема пищи, можно сказать о том, что CAGR рынка сухофруктов будет не меньше CAGR всего рынка снеков в целом. Используя информацию о том, что CAGR = 3,37%, спрогнозируем реальную ёмкость рынка сухофруктов в денежном выражении на момент конца 2024 на территории

3 Обзор российского рынка орехов обжаренных, соленых или приготовленных другим способом, подготовленный аналитическим агентством Агроан. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dzen.ru/a/ZRZm4WOgkzqxXuT- (дата обращения: 03.03.2024).

4 Анализ мирового рынка снеков от агентства Mordor Intelligence. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.mordorintelligence.com/ru/industry-reports/snack-food-market (дата обращения: 01.03.2024).

5 Объем и динамика производства сухофруктов в России в 2017 - 2021 гг. от агентства TK - Solutions. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tk-solutions.ru/russia-rynok-suhofruktov-i-orehov-sushenyh/proizvodstvo-suhofruktov-2020-2021 (дата обращения: 03.03.2024).

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Емкость рынка сухофруктов на территории РФ в 2020-2024 гг. Table 2. Capacity of the dried fruit market in the Russian Federation in 2020-2024.

Показатель 2020 2021 2022 2023 2024

Емкость рынка (млрд руб.) 46,78 48,3565 49,9861 51,6706 53,4119

Динамика (% к предыдущему году) - 3,37 3,37 3,37 3,37

РФ, так как объем их потребления за данный период не менялся. Для наглядности, представим полученные данные в виде таблицы 2.

Перейдем к рассмотрению предпочтений потребителей РФ на рынке сухофруктов. Опираясь на отчет Института общественного мнения «Анкетолог» от 2022 года, среди россиян, которые за последние 3 месяца хотя бы 1 раз покупали сухофрукты, 68% предпочитали курагу, 66% — чернослив, 55% респондентов нравятся финики, 37% — инжир, а 35% — сушеные яблоки. Экзотические сухофрукты также пользуются популярностью у россиян: сушеное манго покупали 34% респондентов, а ананасы и бананы — по 29%. При этом следует отметить, что 72% опрошенных респондентов предпочитают вяленые сухофрукты, 57% — сушеные, а 45% — цукаты6.

Если рассматривать частоту потребления сухофруктов, то 66% респондентов едят сухофрукты

хотя бы 1 раз в неделю, 27% — 2 или 3 раза в неделю, 23% — один раз в неделю и 16% — ежедневно. Прогнозируется, что доля потребителей, которые употребляют сухофрукты на ежедневной основе, будет расти, опираясь на тренд здорового питания. Ведь сухофрукты могут выступать не только как замена полноценного приема пищи за счет своей питательности, но и как полезная замена «традиционным сладостям», которые пользуются высокой популярностью в РФ.

При оценке среднего чека потребителей на одну покупку сухофруктов исследования показали, что по 36% потребителей тратят на 1 покупку от 101 до 250 рублей (как правило, покупая данную

продукцию в мелкой фасовке) и от 251 до 500 рублей, 15% расходуют от 501 до 750 рублей, и лишь 5% потребителей тратят менее 100 рублей.

Заключение (Conclusion)

Если еще в недалеком прошлом население страны практически игнорировало потребление орехов и сухофруктов в качестве сне-ков, отдавая предпочтение достаточно вредным для здоровья чипсам и сухарикам, то в настоящее время тенденции к здоровому питанию достигают и культуры перекуса, повышая привлекательность и перспективность развития потребления орехов и сухофруктов на российском рынке.

ИСТОЧНИКИ (References)

1. Березин, И. С. Аудит маркетинга / И. С. Березин, А. П. Панкрухин, Д. В. Тюрин // Маркетинг: большой толковый словарь. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2021. - С. 29-31. - EDN CJAYDX.

2. Тхориков, Б. А Структура рынка альтернативных продуктов питания в цифровой экономике: генезис, особенности и факторы развития отрасли / Б. А. Тхориков, А. А. Ордынец // Донецкие чтения 2023: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы VIII Международной научной конференции, Донецк, 25-27 октября 2023 года. - Донецк: Донецкий государственный университет, 2023. - С. 333 -335. - EDN DWYESO.

3. Воронов, А. А. Международные санкции как фактор формирования и развития региональных потребительских рынков Российской Федерации / А. А. Воронов, К. М. Ильенкова, С. Бянь // Экономические науки. - 2023. - № 218. -С. 10-17. - DOI 10.14451/1.218.7. - EDN VLEKZS.

6 Предпочтения потребителей из РФ на рынке сухофруктов от института общественного мнения «Анкетолог». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://dzen.rU/a/YhymEoRZiEhHNFdC (дата обращения: 03.03.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.