Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
279
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРЫ / УПРАЖНЕНИЯ / РАЗВИТИЕ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кыштымова Евгения Андреевна

В статье рассматривается произвольное внимание и его развитие у детей с умственной отсталостью, обучающихся в начальных классах. Для детей с умственной отсталостью характерны значительные нарушения в развитии данного феномена, что приводит к трудностям в познавательной деятельности. Одним из средств развития произвольного внимания является игра. С помощью игр дети познают окружающий мир, у них появляется интерес к учебной деятельности, также они получают возможность проявить личное творчество. На сегодняшний день данная проблема еще недостаточно изучена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кыштымова Евгения Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

Педагогика

*

УДК 37

РС! 10.21661/Г-559477 Кыштымова Е.А., Дорофеева Т.А.

Особенности развития произвольного внимания у младших школьников с умственной отсталостью

Аннотация

В статье рассматривается произвольное внимание и его развитие у детей с умственной отсталостью, обучающихся в начальных классах. Для детей с умственной отсталостью характерны значительные нарушения в развитии данного феномена, что приводит к трудностям в познавательной деятельности. Одним из средств развития произвольного внимания является игра. С помощью игр дети познают окружающий мир, у них появляется интерес к учебной деятельности, также они получают возможность проявить личное творчество. На сегодняшний день данная проблема еще недостаточно изучена.

■ Ключевые слова: произвольное внимание, умственная отсталость, младшие школьники, игры, упражнения, развитие.

На современном этапе развития отечественной дефектологии и специальной психологии проблеме изучения особенностей развития произвольного внимания детей с умственной отсталостью, обучающихся в начальных классах посвящено большое количество работ.

Согласно мнению многих авторов, внимание - это ориентация и концентрация человеческого сознания на определенных объектах и в то же время отвлечение внимания от других [2, с. 170 ].

Исследованиями проблемы внимания занимались как отечественные, так и зарубежные ученные. Возрастные особенности процессов и свойств внимания младших школьников нашли отражение в идеях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, Т. Рибо. Составляющие свойства внимание - это объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение и переключение внимания [2, с. 171].

На объем внимание указывает способность ребенка одновременно и точно воспринимать объекты. Объем внимания зависит от того, насколько много ребенок способен воспринимать объектов одновременно.

Соответственно, чем больше объектов он улавливает, тем больше объем внимания. Устойчивость данного феномена определяют как продолжительное время задерживание внимания, на каком - либо объекте. Так, эффективная деятельность на протяжении продолжительного времени.

Под переключаемостью внимания понимают намеренное перенесение внимание с объекта на объект или с одного действия на другое. Другими словами, это умение за короткий промежуток времени сориентироваться в затруднительной ситуации [11, с. 15].

Учитывая, что внимание способно к регулированию деятельности, его роль в жизни человека сложно переоценить [2, с. 169].

Благодаря произвольному вниманию ребенок способен воспринимать окружающий мир, запоминать что - либо, усваивать материал, и выполнять инструкции учителя. В некоторых действиях может не оказаться прямого интереса, но, несмотря на это, они нуждаются в самоорганизации и силе воле [2, с. 169].

Внимание младших школьников неустойчиво. В данном возрасте дети отличаются легкой рассеянностью. У них преобладает непроизвольное внимание, при выполнении монотонных заданий им трудно сосредоточиться [3, с. 149].

Учебная деятельность требует достаточного внимания со стороны учащегося. Соответственно, внимание имеет существенное значение в развитии интеллектуальной деятельности [6, с. 75]. Так, концентрируясь на некоторых действиях, происходит отвлечение от остальных [8, с. 175].

В большинстве случаев неправильное понимание учебного материала, появление ошибок в самостоятельной работе связано с недостаточным вниманием [5, с. 77].

Особенности формирования внимания у детей с умственной отсталостью отображены в теориях А.Н. Гра-борова, С.Д. Забрамной, М.С. Певзнера, Б.И. Пинского. Дети с ограниченными интеллектуальными возможностями, рассматривая предметы, их изображения, могут не замечать важные составляющие этих предметов, которые им присущи.

Для детей с умственной отсталостью характерен довольно суженный объем внимания. Им свойственно видеть - и не смотреть, слышать - и не слушать.

В сравнении с нейротипичными детьми, направляя свое внимание на что - либо, они замечают гораздо меньше отличительных черт. Это осложняет ориентацию на улице, в каком - либо помещении, особенно в незнакомых местах [5, с. 65].

__Педагогика

Низкий уровень устойчивости возникает при ухудшении концентрации внимания, его колебания. В результате сниженной устойчивости происходит ослабление произвольных познавательных процессов. Соответственно, это приводит к трудностям в мыслительных процессах.

Важным условием сосредоточенности внимания является изначальное закрепление внимания на определенном объекте [5, с. 65].

У детей с умственной отсталостью отмечается слабая способность к распределению внимания между всевозможными видами деятельности [4, с. 24]. Так, у них наблюдаются недостаточно развитие произвольного внимания. Соответственно, это приводит к осложнениям в осуществлении познавательных деятельностях. В итоге, это приводит к затруднениям в усвоении обучающего материала. Поэтому, для понимания полученных знаний, необходимо развивать произвольное внимание у таких детей [7, с. 40].

Таким образом, внимание детей с умственной отсталостью имеет определенные особенности:

- слабая устойчивость;

- слабая сосредоточенность;

- осложнения в распределении;

- сужение объема внимания;

- заторможенная переключаемость;

- слабое осознанное внимание.

Литература

1. Акимова Л.Н. Значение игры для психического развития детей с интеллектуальными нарушениями / Л.Н. Акимова // Проблемы современной науки и образования. - 2019. - №6. - С. 45-53.

2. Апресян Р.Г. Игровой элемент в социальной коммуникации / Р.Г. Апресян // Вестник КРСУ - 2018. - №10. - С. 32-36.

3. Ахметова З.А. Внимание как проблемное поле психологии / З.А. Ахметова // Вестник КРСУ - 2018. - Т. 18. №1. - С. 169-173.

4. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В.В. Давыдов - М.: Педагогика, 2018. - 234 с.

5. Калмыкова Е.А. Психология лиц с умственной отсталостью: учеб.-метод. пособ. / Е.А. Калмыкова. - Курск: КГУ, 2019. - 121 с.

6. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 2018. - 234 с.

7. Ковина М.В. Психологические особенности детей младшего школьного возраста и факторы их успешного обучения // Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы. - 2020. - №6. - С. 74-80.

8. Мамаева А.В. Анализ существующих подходов к пониманию основных сущностных характеристик умственной отсало-сти / А.В. Мамаева, Л.О. Шаповаленко // Аутизм и другие нарушения в развитии: современные исследования и разработки. - 2018. - №1. - С. 38-52.

9. Майстренко А.В. Развитие психологических характеристик у низкоуспевающих обучающихся начального образования / А.В. Майстренко // Наука и школа. - 2019. - №4. - С. 172-177.

10. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе / А.Б. Плешакова // Современные проблемы философского знания. - Пенза, 2020. - №3. - С. 44-53.

11. Раджабова Ф.О. Игра как средство развития познавательных процессов младших школьников / Ф.О. Раджабова // Вестник Таджикского национального университета. Серия Гуманитарных наук. - 2019. - №3. - С. 181-186.

12. Степанов С.С. Дефектология: словарь-справочник / С.С. Степанов. - М.: Сфера, 2018. - 208 с.

Одним из средств развития произвольного внимания является игра. Исследования игровой деятельности детей представлены в положениях З.М. Истоминой, Й. Хейзинга, Д.Б. Эльконина [1, с. 46].

Так, игра пробуждает у детей интерес к учебе, способствует активной деятельности в учебном процессе, помогает усвоению учебного материала [5, с. 182]. С помощью игровых занятий дети познают окружающий мир и получают возможность проявить личное творчество [10, с. 182].

Таким образом, можно сделать вывод, что, внимание младших школьников неустойчиво. У детей с умственной отсталостью слабо развиты познавательные процессы, в том числе и произвольное внимание. Это приводит к трудностям в усвоении новых знаний.

Развивать произвольное внимание можно с помощью игр. Так дети познают окружающий мир, учатся чему-то новому. У них появляется интерес к учебной деятельности. Это облегчает усваивать учебный материал.

Несмотря на имеющиеся публикации и результаты ряда эмпирических исследований, вопросы, связанные с исследованием особенностей развития произвольного внимания у учащихся младших классов с умственной отсталостью на сегодняшний день недостаточно изучена. Соответственно, данная проблема имеет особое значение и практическую значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.