Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / КОРРЕКЦИЯ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ПОЗНАНИЕ / COGNITIVE INTEREST / RUSSIAN LANGUAGE / CORRECTION / COGNITION / INTELLECTUAL DISABILITY / CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дапыян Аяна Мал-Ооловна

Статья посвящена проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников с умственной отсталостью. Данная проблема присутствует не только среди детей с умственной отсталостью, но именно с ними тяжелее всего его сформировать, так как в младшем школьном возрасте у этих детей все еще преобладает игровая деятельность, в результате которой у детей с умственной отсталостью происходит искажение представлений об окружающем мире. Умственно отсталым школьникам свойственно поверхностное ознакомление с каким-либо предметом, в результате чего им достаточно сложно производить анализ и синтез, поэтому у них восприятие и понимание также страдает. Коррекционная программа, представленная в статье, несет в себе миссию устранить эти проблемы и помочь детям в формировании правильного познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дапыян Аяна Мал-Ооловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF A CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL PROGRAM FOR THE FORMATION OF COGNITIVE INTEREST IN YOUNGER STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

The article is devoted to the issue of forming cognitive interest in younger students with intellectual disability. The issue is present not only among children with intellectual disability, but it is with them that it is most difficult to form it, since in primary school age these children still have a predominant play activity, as a result of which children with intellectual disability have distorted conception about the world around them. Intellectually disabled students tend to have a superficial acquaintance with any subject, as a result of which it is quite difficult for them to analyze and synthesize, so their perception and understanding also suffers. The correctional program presented in the article has a mission to eliminate these problems and help children in the formation of correct cognition.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Педагогика

УДК 376.42

DOI 10.21661/r-552336

А.М. Дапыян

Научный руководитель: М.Я. Добрая

Применение коррекционно-развивающей программы для формирования познавательного интереса у младших школьников с умственной отсталостью на уроках русского языка

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников с умственной отсталостью. Данная проблема присутствует не только среди детей с умственной отсталостью, но именно с ними тяжелее всего его сформировать, так как в младшем школьном возрасте у этих детей все еще преобладает игровая деятельность, в результате которой у детей с умственной отсталостью происходит искажение представлений об окружающем мире. Умственно отсталым школьникам свойственно поверхностное ознакомление с каким-либо предметом, в результате чего им достаточно сложно производить анализ и синтез, поэтому у них восприятие и понимание также страдает. Коррекционная программа, представленная в статье, несет в себе миссию устранить эти проблемы и помочь детям в формировании правильного познания.

I

Ключевые слова: умственная отсталость, познавательный интерес, познание, коррекция, коррекционно-развивающая программа, русский язык.

A.M. Dapian Scientific adviser: M. Ya. Dobrya

Application of a Correctional and Developmental Program for the Formation of Cognitive Interest in Younger Students with Intellectual Disabilities in Russian Language Lessons

Abstract

The article is devoted to the issue of forming cognitive interest in younger students with intellectual disability. The issue is present not only among children with intellectual disability, but it is with them that it is most difficult to form it, since in primary school age these children still have a predominant play activity, as a result of which children with intellectual disability have distorted conception about the world around them. Intellectually disabled students tend to have a superficial acquaintance with any subject, as a result of which it is quite difficult for them to analyze and synthesize, so their perception and understanding also suffers. The correctional program presented in the article has a mission to eliminate these problems and help children in the formation of correct cognition.

I

Keywords: intellectual disability, cognitive interest, cognition, correction, correctional and developmental program, Russian language.

В современное время детей с высоким уровнем формирования познавательных интересов называют одаренными, с ними проводят специальную дополнительную работу на увеличение их способности к познавательности и раскрытия таланта. Этих детей чаще всего привлекают сложные, необычные задания, трудные школьные предметы. При изучении трудных тем у них происходит скачок интереса и интеллектуальной активности. Но, к сожалению, таких

детей очень мало, и в школах массово присутствуют дети, у которых познавательный интересне проявляется или имеет низкий уровень, поэтому педагогам постоянно приходится искать различные пути для формирования интереса, и они добавляют в уроки элементы занимательности, различные интерактивные средства, необычные формы урока и т. д.

Так М.Н. Скаткин утверждает, что «на развитие познавательного интереса младших школьников влияет и

Pedagogy

содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база школы, и, наконец, личность учителя, именно поэтому стоит тщательно отбирать учебный материал. Предметом познавательного интереса младших школьников являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению. Главное в системе работы по развитию познавательного интереса младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения - мягким, доброжелательным» [3, с. 121-124].

Дети младшего школьного возраста открыты к новым знаниям, и очень легко включаются в новые формы урока, новые задания, они активны и любознательны, главная цель - не упустить этот период и начать формировать в детях познавательный интерес, чтобы в процессе обучения ребенок проявлял устойчивый интерес к познанию, не требующий от педагога дополнительных усилий к привлечению детей через игровую или занимательную задачу. Это положение верно при работе с детьми с нормой развития, но вот работа с детьми, имеющими нарушения развития, уже сложнее, особенно много проблем возникает при обучении детей с нарушениями интеллекта. Умственно отсталые школьники достаточно резко отличаются от своих сверстников с нормой развития именно в познавательном интересе.

Для них характерно недоразвитие не только познавательного процесса, но и связанных с ним внимания, восприятия, мышления и т. д. Именно это и влечет за собой проблемы в развитии интереса к обучению в целом. Дети с умственной отсталостью в младшем школьном возрасте больше увлечены игровой деятельностью, в результате которой мир они воспринимают через игру, искажая сведения, которые они должны воспринимать серьезно. Нарушенные представления об окружающем мире не представляют особого интереса для его изучения, такие дети все узнают поверхностно и какие-то более общеизвестные факты о каком-либо предмете, у них не возникает интереса изучить его более детально, вследствие чего все воспринимаемое ими становится упрощённым и неверным.

Изучение научной и специальной литературы позволило выделить несколько этапов формирования познавательного интереса у младших школьников с умственной отсталостью, опишем более подробно каждый этап:

1 этап. Происходит формирование интереса, но он не устойчив, хотя все же создается положительный образ деятельности и формируется хорошее отношение к ней.

2 этап. В это время начинается проявляться интерес к деятельности, например, письмо, чтение и т. д. На этом этапе без дополнительной стимуляции интереса со стороны педагога еще не обходится, уроки также должны быть увлекательными, игровыми, яркими. Но также становится возможным поддержать интерес и выполнением учебных задач.

3 этап. На данном этапе происходит становление интереса уже к самому учебному материалу. Происходит становление способностей использовать полученные знания в жизни. Главная роль в формировании интереса все так же принадлежит педагогу. Но ребенок уже не пассивный слушатель, а активный участник процесса.

4 этап. Здесь происходит активное становление творческой деятельности, но в силу недоразвитого мышления, восприятия и познавательности эта деятельность еще недостаточно выражена [1].

Таким образом, как мы видим, на любом из этапов важен сам педагог, его любовь к работе, качественный отбор учебного материала, форм и методов, которые способны формировать познавательный интерес у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

С этой целью нами составлена программа коррекци-онно-развивающей психолого-педагогической работы для детей с умственной отсталостью, которая посвящена проблеме личностного развития и формирования познавательного интереса детей данного вида дизонто-генеза.

Данная программа содержит практические методы психолого-педагогического воздействия по созданию условий для формирования познавательного интереса у детей с умственной отсталостью как залога успешной образовательной деятельности в дальнейшем. Предлагаемый комплекс упражнений учитывает особенности познавательного интереса, отвечает требованиям системности, повторяемости и доступности материала, а также ориентирован на принцип занимательности и содержит игровые моменты, которые мотивируют учеников с умственной отсталостью к изучению русского языка [4].

Целью программы мы обозначили формирование познавательного интереса у младших школьников с умственной отсталостью, так как изучив их специфику, мы пришли к выводу, что они, как никто другие, нуждаются в такой работе.

Класс обучения - второй. Срок реализации программы рассчитан на один учебный год, который составляет 34 учебные недели, урок по программе происходил раз в неделю, а длительность составляла 40 минут. Важно отметить, что обучение русскому языку проводилось по адаптированной общеобразовательной программе для детей с интеллектуальными нарушениями, в уроки русского языка мы добавляли материал, способствующий формированию познавательного интереса. Это игры, загадки, занимательные задания.

Для выявления эффективности разработанной нами программы мы провели ряд диагностических исследований, на начало эксперимента и на конец эксперимента.

Эксперимент проводился в МБОУ СОШ с. Дер-зиг-Аксы Каа-Хемского района Республики Тыва. Выборка составила 10 испытуемых с умственной отсталостью.

Диагностика проводилась по трем методикам:

1. Методика «Перечень любимых занятий» (М.В. Матюхина).

Педагогика

80% 70% 60% 30% 40% 30% 20% 10% 0%

70%

30%

«■4

Ни д;т: у|к>вень

Средний уровень

Кыеокий уровень

Рис. 1. Анализ результатов выявления уровня сформированности познавательного интереса по трем методикам констатирующего этапа эксперимента

2. Методика определения силы познавательной потребности (разработка В.С. Юркевич). Младший школьный возраст.

3. Методика «Познавательная активность младшего школьника» (А.А. Горчинская, вариант 1).

Результаты констатирующего этапа представлены на рисунке 1.

Как видно из рисунка 1, большинство детей имеет низкий уровень сформированности познавательного интереса, эту долю составляют 70% (7 чел.) от числа всех испытуемых. Эти дети не проявляют любознательность и интерес к изучаемому предмету. На уроках чаще всего пассивны и не задают познавательных вопросов. При выполнении заданий быстро теряют к ним интерес и оставляют работу незавершенной. Если задание для них оказывалось слишком сложным, то могли проявлять признаки агрессии, раздражительности или огорчения. Для них характерно полное отсутствие самостоятельности, требовалась постоянная помощь учителя в поэтапном объяснении, показе и другой работе.

В число испытуемых со средним уровнем сформи-рованности познавательного интереса вошло 30% испытуемых (3 чел.). Это малая часть детей, которые при возникновении трудностей не бросали начатое, а обращались за помощью к педагогу, задавали много вопросов для уточнения, а когда получали помощь, выполняли задание до конца, это говорит о том, что у детей есть интерес к обучению и они способны к обучению, но пока с помощью взрослых. С высоким уровнем сфор-мированности познавательного интереса на констатирующем этапе в данной группе детей не выявлено. Что свидетельствует о необходимости в дополнительной работе над формированием познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Именно для этого мы составили программу коррек-ционно-развивающей работы, где применяли различ-

ные виды и формы заданий на уроках русского языка, способствующие формированию познавательного интереса. В уроки русского языка добавлялись задания с целенаправленным содержанием на формирование познавательного интереса у младших школков с умственной отсталостью, которые стимулируют детей к познанию, самостоятельности, активности, любознательности.

Приведём в пример несколько таких заданий:

Задание. Скороговорки.

Прочитайте скороговорки. Определите, какие согласные звуки они учат правильно произносить? Соедините скороговорку с буквами, обозначающими согласные звуки, которые затруднительно произносить в этой скороговорке. Подсказка: произносите скороговорку несколько раз [5].

Таблица 1

Лера велела Вере не реветь. Д-н

Воинов у воеводы видимо-невидимо. Л-Р

Дина дыню не доела, Дыня Дине надоела. В-Д

Упражнение.

Раскрасить рисунок и составить по нему рассказ о приключениях котёнка, используя данные предлоги [2] (Рис. 2).

Задание. Клички для питомцев.

Подберите подходящую кличку каждому животному [2] (Рис. 3).

Такого рода задания очень понравились детям, и они ждали, когда же снова будут такие уроки. Мы отметили, что с каждым проведенным уроком у детей все больше и больше проявлялся интерес к получению новых знаний.

Для проверки эффективности проведенной нами работы, мы провели повторную диагностику на контрольном этапе, на рисунке 4 отразим сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов.

Рис. 2

* f * -

ь

м

Рис. 3

Pedagogy

Рис. 4. Сравнительный анализ результатов выявления уровня сформированности познавательного интереса

Как видно из рисунка 4, результаты контрольного этапа выше, чем на констатирующем этапе эксперимента. С низким уровнем осталось 30% испытуемых (3 чел.), как правило, эти дети часто пропускали занятия

по болезни, и их результаты не претерпели изменений. Динамика составила 40%. Со средним уровне сформи-рованности познавательного интереса стало 60% испытуемых (6 чел.), свой уровень повысили 30% детей. Эти дети стали более активными и чаще проявляют интерес к учебной деятельности. А один ученик повысил свой уровень до высокого, что составило 10% от общего числа испытуемых. Этот ребенок перестал отвлекаться, когда затруднялся при выполнении заданий, а проявил свое упорство и труд в достижении результата, которым в последующем был доволен и рад, что справлялся с этим само стоятельно.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что составленная нами программа является эффективным средством в формировании познавательного интереса у младших школьников с умственной отсталостью, так как сравнительные результаты показали существенные изменения познавательной сферы таких детей.

Литература

1. Анохина Т.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка / Т.Н. Анохина // Начальная школа. - 1999. - №12. - С. 57-59.

2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку / А.Т. Арсирий. - М.: Юрайт, 2018. - 495 с.

3. Богуславский М.В. Педагогическая система М.Н. Скаткина: генезис и значение / М.В. Богуславский, С.З. Занаев. - М., 2018. - 258 с.

4. Канакина В.П. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе: в 2 ч. Ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2020.

5. Крылова О.Н. Поурочные разработки по русскому языку 2 класс / О.Н. Крылова. - М.: Академия, 2017. - 496 с.

References

1. Anokhina, T. N. (1999). Aktivizatsiia poznavatel'noi deiatel'nosti uchashchikhsia na urokakh russkogo iazyka. Nachal'naia shkola, 12, 57-59.

2. Arsirii, A. T. (2018). Zanimatel'nye materialy po russkomu iazyku., 495. M.: Iurait.

3. Boguslavskii, M. V., & Zanaev, S. Z. (2018). Pedagogicheskaia sistema M.N. Skatkina: genezis i znachenie., 258. M.

4. Kanakina, V. P., & Goretskii, V G. (2020). Russkii iazyk. 2 klass: ucheb. dlia obshcheobrazovat. uchrezhdenii s prilozheniem na elektronnom nositele: v 2 ch. Ch. 2. M.: Prosveshchenie.

5. Krylova, O. N. (2017). Pourochnye razrabotki po russkomu iazyku 2 klass., 496. M.: Akademiia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.