УДК 376.0
Гудина Татьяна Викторовна
доктор педагогических наук, профессор Череповецкий государственный университет
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Статья посвящена анализу игровой деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, которая занимает важное место в их жизни и оказывает многостороннее влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем на учебную деятельность. Выявлено, что в сюжетно-ролевой игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуют свою речь, осваивают правила человеческого общения. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что все дети младшего школьного возраста с умственной отсталостью испытывают значительные трудности в формировании индивидуальных игровых предпочтений и игровых интересов во время сюжетно-ролевой игры, которые могут преодолеваться в процессе целенаправленной работы педагогов коррекционныхучреждений.
Ключевые слова: умственная отсталость, сюжетно-ролевая игра, младший школьный возраст, индивидуальные игровые предпочтения.
Игра, занимающее одно из ведущих мест в жизнедеятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста и оказывающая многостороннее влияние на психическое развитие ребенка, является неоспоримым средством приобретения социального опыта и освоения социально значимых ролей, и, в конечном счете, социализации ребенка. Взаимодействуя в игре, дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуют речь, осваивают правила общения и согласовывают свои действия в группе сверстников, формируют нравственные и волевые качества. Для ребенка с нормальным психофизическим развитием это представляется как нечто естественное, изначально присущее детству и не требующее никаких специальных условий и воспитательных усилий.
Но совершенно по-иному выглядит сам процесс игры у детей с умственной отсталостью и уже в раннем детстве недоразвитие игровой деятельности оказывается в определенной степени «запрограммированным». Причинами этого можно назвать: запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, низкий уровень познавательной активности, недосформированность эмоционального и ситуативно-делового общения со взрослыми (С.Ю. Бородулина, П.Ф. Каптерев, Г.А. Мишина, Н.Д. Соколова, и др.) [1]. Несмотря на обозначенные проблемы, становление детей с умственной недостаточностью проходит те же стадии, что и ребенка в норме интеллекта (Л.С. Выготский), т.е. происходит последовательная смена ведущего вида деятельности, определяющей переход к более совершенной стадии развития детей [2].
Сопоставление этапов формирования умственных действий с периодами игровой активности дает основание полагать, что эволюция мышления у ребёнка непосредственно связана с игрой. У детей возникает способность воспроизводить, отыгрывать различные стороны социальной жизни
при помощи разнообразных условных способов (символов, слов, ролей и т.д.). Действия, сформировавшиеся впервые в игре, как образец отре-агирования на конкретные ситуации, переносятся в более сложные формы взаимодействия, конкре-тизируясь в процессе развития словесно-логического мышления ребёнка [5, с. 124].
Сюжетно-ролевая игра по своему содержанию имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается младшим школьником в этой игре, становятся мотивы, ценности, принимаемые роли, смыслы жизни и деятельности взрослых.
Совершенно по-иному выглядит процесс игровой деятельности у детей с умственной отсталостью, обусловленный низким уровнем познавательной активности, системным недоразвитием речи, задержкой в овладении двигательными функциями и предметными действиями (О.П. Гав-рилушкина, П.Ф. Каптерев, Г.А. Мишина, Н.Д. Соколова и др.) [3].
Младшие школьники с проблемами интеллектуального развития способны в своих играх отразить процесс деятельности людей, а не их отношения, эмоциональные переживания, что характерно для нормально развивающихся детей этого возраста.
Исходя из сказанного, целью нашего небольшого эмпирического исследования являлось изучение индивидуальных игровых предпочтений и игровых интересов детей младшего школьного возраста (1 класс) с умственной отсталостью.
Школьники с интеллектуальной недостаточностью, даже после обучения, отдают предпочтение использованию игрушек, являющихся копией реальных предметов окружающей действительности. Это говорит о том, что функция замещения спонтанно у них не формируется. Для детей рассматриваемой нозологии характерно выполнение игровых действий без речевого сопровождения. Во многом такие проблемы можно объяснить на-
© Гудина Т.В., 2018
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3
207
Обратимся к рассмотрению первой методики «Изучение игровых предпочтений» Г.А. Урунтае-вой и Ю.А. Афонькиной.
Целью первой методики являлось выявление индивидуальных игровых предпочтений у ребенка младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Описание методики. Индивидуально беседуют с детьми с умственной отсталостью по следующим вопросам:
1. Любишь ли ты играть? Где тебе больше всего нравится играть: дома, на переменах в классе, на прогулке? Почему?
2. В какие игры ты любишь больше всего играть и почему? В какие игры ты бы хотел играть?
3. Что ты больше всего любишь делать в играх и почему? Что бы ты хотел делать в играх?
4. Кем ты чаще всего бываешь в играх и почему?
5. Кем ты любишь быть в играх и почему? Кем бы ты хотел быть?
6. Какие у тебя есть игрушки? Какие из них любимые и почему? Как ты с ними играешь? В какие игры? Какие игрушки ты бы хотел иметь и почему? Как бы ты с ними играл?
7. С кем ты чаще всего играешь и почему?
В беседе необходимо добиваться развернутых ответов и их объяснений.
Обработка результатов. Ответы детей сопоставляют с наблюдением за игрой ребенка. Делают вывод о предполагаемых и реально предпочитаемых ролях, сюжетах, действиях с игрушками. На основе
Таблица 1
Сформированность индивидуальных игровых предпочтений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (методика Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Изучение игровых предпочтений»)
Уровень сформированности Показатели
Высокий уровень - ребенок любит играть и делает это преимущественно со сверстниками в классе или на прогулке; - выбирает подвижные ролевые игры; - ребенок любит быть ведущим персонажем в ролевой игре (мамой, шофером, учителем и т.д.); - использование любимых игрушек в сюжетно-ролевой игре.
Средний уровень - ребенок любит играть, но делает это обычно дома один; - выбирает в большинстве случаев ролевые игры; - ребенок любит пассивные роли; - любимые игрушки не используются в сюжетно-ролевой игре.
Низкий уровень - ребенок не любит играть или играет преимущественно дома или в классе один; - выбирает ролевые игры, но не понимает роль, которая отводится; - затрудняется ответить на вопрос «Кем ты чаще всего бываешь в играх»; - нет любимых игрушек.
Таблица 2
Уровни сформированности индивидуальных игровых предпочтений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (по методике Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Изучение игровых предпочтений»)
Уровни сформированности Абсолютное число респондентов, чел. Процентное соотношение
Высокий 0 0%
Средний 4 57%
Низкий 3 43%
Всего 7 100%
рушением речевой деятельности и словесно-логических операций, необходимых для сюжетно-ро-левой игры - снижением потребности в речевом общении, слабостью мотивации, нарушением программирования речевой деятельности, реализации программы контроля за речью и др.
Ролевое общение в процессе игры у таких детей проходит стереотипно, с помощью заученных реплик, они не могут самостоятельно и осознанно взять на себя роль и действовать в соответствии с ней до конца игры [4, с. 50].
Поэтому принятие роли в сюжетно-ролевой игре чаще всего происходит под руководством педагога, стоит так же отметить, что для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны неспецифические манипуляции, кратковременный интерес к игровым предметам, стереотипность и формальность действий.
Изучения индивидуальных игровых предпочтений и игровых интересов детей младшего школьного возраста (1 класс) с умственной отсталостью осуществлялось на базе МОУ «Петриневской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида». В исследовании участвовали 7 детей младшего школьного возраста в основном с легкой и умеренной степенью отсталости, преподаватели, воспитатели, психолог.
Нами использовались следующие методики:
1. «Изучение игровых предпочтений» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
2. Анкета для педагогов.
208
Вестник КГУ 2018
57%
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
0%
43%
Высокий
Средний
Низкий
Рис. 1. Результаты диагностики младших школьников с умственной отсталостью по методике «Изучение игровых предпочтений» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной
полученных выводов выявляют и распределяют высокий, средний и низкий уровни сформированности индивидуальных игровых предпочтений детей с умственной отсталостью. Показатели по каждому уровню представлены в таблице 1.
Абсолютное число респондентов и их процентное соотношение по результатам данной методики приведено в таблице 2.
Для наглядности отобразим схематически результаты по рассматриваемой методике (рис. 1).
По данным таблицы 1 и рисунка 1 большинство детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью демонстрируют средний уровень сформированности индивидуальных игровых предпочтений (57%). Такие школьники любят играть, но делают это обычно дома одни, выбирают в большинстве случаев ролевые игры, но роль в них пассивна без использования любимых игрушек. Это, по нашему мнению, связано с тем, что у детей с умственной отсталостью отсутствует внимание, усидчивость. Кроме того, дети не до конца могут освоить роли в сюжетно-ролевой игре.
Остальные 43% респондентов показали низкий уровень. У них нет особого желания играть, игра-
ют преимущественно одни, не имеют любимых игрушек и не могут выбрать роль в сюжетно-роле-вой игре. Стоит отметить, что высокий уровень не зафиксирован ни у одного ребенка. Это свидетельствует о том, что у детей рассматриваемой нозологии наблюдается преимущественно недостаточная познавательная активность, задержка в овладении двигательными функциями и предметными действиями, а также системное недоразвитие речи, что в совокупности оказывает существенное влияние на освоение и осознанное воспроизведение роли в сюжетно-ролевой игре.
Далее переходим к результатам второй методики, которая заключалась в опросе педагогов, воспитателей общеобразовательной школы-интерната VIII вида, работающих с младшими школьниками с умственной отсталостью. Анкета содержала 11 вопросов примерного содержания «Как вы планируете игровую деятельность детей», «Вы диагностируете игровые интересы и предпочтения своих воспитанников», «Насколько часто вы предлагаете детям новые игровые сюжеты» и другие.
На основе данной методики нами условно выделены следующие уровни сформированности
Таблица 3
Сформированность игровых интересов детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (анкета для педагогов)
Уровень сформированности Показатели
Высокий уровень - самостоятельное распределение ролей; - ролевое поведение на всем протяжении игры; - последовательность, разнообразность и динамичность игровых действий; - использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т.д.) и изготовление небольшого количества необходимых ключевых атрибутивных предметов.
Средний уровень - распределение ролей под руководством взрослого; - выполнение роли, которое сводится к реализации действий; - самостоятельное использование атрибутивных предметов; - наличие ролевого обращения.
Низкий уровень - отсутствие распределения ролей; - действие с определенным предметом, направленнонадругого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем); - игра, заключающаяся в однообразном повторении первого игрового действия; - использование атрибутики при подсказке взрослого; - отсутствие ролевой речи.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №3
209
Таблица 4
Уровни сформированностиигровых интересов во время сюжетно-ролевой игры у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (анкета для педагогов)
Уровни сформированности Абсолютное число респондентов, чел. Процентное соотношение
Высокий 0 0%
Средний 3 43%
Низкий 4 57%
Всего 7 100%
57%
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
43%
0%
Высокий
Средний
Низкий
Рис. 2. Результаты диагностики детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
по данным анкетирования педагогов
игровых интересов детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (анкета для педагогов) - высокий, средний и низкий. Показатели по каждому уровню представлены в таблице 3.
Абсолютное число респондентов и их процентное соотношение по результатам данной методики приведено в таблице 4.
Для наглядности представим на графике результаты анкетирования педагогов (рис. 2).
По результатам данной методики большинство детей младшего школьного возраста имеют низкий уровень сформированности игровых интересов во время сюжетно-ролевой игры, а именно 57%.
У таких детей отсутствует распределение ролей, а так же действий с определенным предметом, направленным на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем), игра заключается в основном в однообразном повторении первого игрового действия. Кроме того, использование атрибутики происходит только при подсказке взрослого, а также отсутствует ролевая речь. Это связано с низким уровнем познавательной активности, запаздыванием в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным
и ситуативно-деловым общением, что имеет особое значение в освоении предложенных ролей умственно отсталыми детьми в сюжетно-ролевой игре.
Остальные 43% показали средний уровень сформированности игровых интересов во время сюжетно-ролевой игры. Такие дети младшего школьного возраста распределяют роли под руководством взрослого, самостоятельно используют атрибутивные предметы и обладают ролевым обращением. Это обусловлено тем, что для рассматриваемой группы характерен невысокий уровень игровой активности, они предпочитают более простые правила, их действия с предметами остаются на уровне манипуляции, в подавляющем большинстве случаев неспецифических. Заинтересованность детей игровыми предметами, в частности игрушками, имеет кратковременное действие.
На заключительном этапе проведения эмпирического исследования по изучению индивидуальных игровых предпочтений и игровых интересов детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью представим количественный анализ полученных результатов. Для этого проведем математическую обработку полученных данных по-
Таблица 5
Матрица рангов
X У ранг X, Дх ранг У, Д (Дх - Ду)2
0 0 1 1 0
4 3 3 2 1
3 4 2 3 1
I 6 6 2
Вестник КГУ Л 2018
210
средством метода вычисления значимости различий (коэффициент корреляции Спирмена), а также исследуем связи между параметрами с помощью метода ранговой корреляции. С целью выявления достоверности значимости различия в качестве выборки возьмем абсолютное число респондентов по каждой методике. Присвоим ранги фактору X (первая методика) и признаку У (вторая методика), на основе чего построим матрицу (см. табл. 5).
По формуле вычислим коэффициент ранговой корреляции Спирмена:
Таким образом, связь между признаком У и фактором X умеренная и прямая. Можно сделать вывод, что дети с интеллектуальной недостаточностью проявляют неустойчивый интерес к игре, случайные раздражители отвлекают их внимание, приводя тем самым к разрушению игры и ее прекращению, выполняемые действия стереотипны, в большинстве случаев неадекватны, чаще всего учащиеся играют в одиночку.
Выводы. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что все дети с умственной отсталостью испытывают значительные трудности в формировании индивидуальных игровых предпочтений и игровых интересов во время сюжет-но-ролевой игры, которые могут преодолеваться в процессе целенаправленной работы педагогов коррекционных учреждений. Высокого уровня развития изучаемых показателей выявлено не было, что подтверждается ответами детей и педагогов.
Данная проблема является актуальной для специальной педагогики, а поиск методов, приемов и средств развития игровой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями в развитии -перспективным направлением для дальнейшего исследования.
Библиографический список
1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 352 с.
2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - М.: Педагогика, 2009. - 1S6 с.
3. Смирнова О.А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития целенаправленной деятельности умственно отсталых младших школьников [Электронный ресурс]. Социальная сеть работников образования // Младшая школа. - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota^^^^/ (дата обращения: 01.01.201S).
4. Соколова Н.Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников. - М.: Просвещение, 2010. - 25S с.
5. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. - М.: Феникс, 2013. - 254 с.
Referencies
1. Borodulina S.YU. Korrekcionnaya pedagogika: psihologo-pedagogicheskaya korrekciya otklonenij v razvitii i povedenii shkol'nikov. - Rostov n/D: Feniks, 2015. - 352 s.
2. Vygotskij L.S. Osnovy defektologii. - M.: Pedagogika, 2009. - 1S6 s.
3. Smirnova O.A. Syuzhetno-rolevaya igra kak sredstvo razvitiya celenapravlennoj deyatel'nosti umstvenno otstalyh mladshih shkol'nikov. [EHlektronnyj resurs]. Social'naya set' rabotnikov obrazovaniya // Mladshaya shkola. - Rezhim dostupa: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota^^^^/ (data obrashcheniya: 01.01.201S).
4. Sokolova N.D. Igrovaya deyatel'nost' umstvenno otstalyh doshkol'nikov. - M.: Prosveshchenie, 2010. -25S s.
5. Usanova O.N. Deti s problemami psihicheskogo razvitiya. - M.: Feniks, 2013. - 254 s.
Педагогика. Психология. Социокинетика J №3
211