Научная статья на тему 'Сюжетно-ролевая игра как средство развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью'

Сюжетно-ролевая игра как средство развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1786
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ИГРОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / MENTAL RETARDATION / ROLE-PLAYING GAME WITH PLOT / JUNIOR SCHOOL AGE / INDIVIDUAL GAME PREFERENCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гудина Татьяна Викторовна

Статья посвящена анализу игровой деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, которая занимает важное место в их жизни и оказывает многостороннее влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем на учебную деятельность. Выявлено, что в сюжетно-ролевой игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуют свою речь, осваивают правила человеческого общения. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что все дети младшего школьного возраста с умственной отсталостью испытывают значительные трудности в формировании индивидуальных игровых предпочтений и игровых интересов во время сюжетно-ролевой игры, которые могут преодолеваться в процессе целенаправленной работы педагогов коррекционных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role-playing game with plot as a development tool of mentally retarded younger schoolchildren

The article is devoted to the analysis of the game activity of younger echildren with mental retardation, which occupies an important place in their life and has a multilateral impact on the child's mental development, and later on educational activities. It is revealed that in a role-playing game with plot children learn new knowledge, skills and skills, improve their speech, master the rules of human communication. Thus, the results of the study made it possible to conclude that all children of primary school age with mental retardation experience significant difficulties in forming individual game preferences and gaming interests during a role-playing game with plot that can be overcome in the course of purposeful work of correctional institution pedagogues.

Текст научной работы на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью»

УДК 376.0

Гудина Татьяна Викторовна

доктор педагогических наук, профессор Череповецкий государственный университет

[email protected]

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Статья посвящена анализу игровой деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, которая занимает важное место в их жизни и оказывает многостороннее влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем на учебную деятельность. Выявлено, что в сюжетно-ролевой игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуют свою речь, осваивают правила человеческого общения. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что все дети младшего школьного возраста с умственной отсталостью испытывают значительные трудности в формировании индивидуальных игровых предпочтений и игровых интересов во время сюжетно-ролевой игры, которые могут преодолеваться в процессе целенаправленной работы педагогов коррекционныхучреждений.

Ключевые слова: умственная отсталость, сюжетно-ролевая игра, младший школьный возраст, индивидуальные игровые предпочтения.

Игра, занимающее одно из ведущих мест в жизнедеятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста и оказывающая многостороннее влияние на психическое развитие ребенка, является неоспоримым средством приобретения социального опыта и освоения социально значимых ролей, и, в конечном счете, социализации ребенка. Взаимодействуя в игре, дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуют речь, осваивают правила общения и согласовывают свои действия в группе сверстников, формируют нравственные и волевые качества. Для ребенка с нормальным психофизическим развитием это представляется как нечто естественное, изначально присущее детству и не требующее никаких специальных условий и воспитательных усилий.

Но совершенно по-иному выглядит сам процесс игры у детей с умственной отсталостью и уже в раннем детстве недоразвитие игровой деятельности оказывается в определенной степени «запрограммированным». Причинами этого можно назвать: запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, низкий уровень познавательной активности, недосформированность эмоционального и ситуативно-делового общения со взрослыми (С.Ю. Бородулина, П.Ф. Каптерев, Г.А. Мишина, Н.Д. Соколова, и др.) [1]. Несмотря на обозначенные проблемы, становление детей с умственной недостаточностью проходит те же стадии, что и ребенка в норме интеллекта (Л.С. Выготский), т.е. происходит последовательная смена ведущего вида деятельности, определяющей переход к более совершенной стадии развития детей [2].

Сопоставление этапов формирования умственных действий с периодами игровой активности дает основание полагать, что эволюция мышления у ребёнка непосредственно связана с игрой. У детей возникает способность воспроизводить, отыгрывать различные стороны социальной жизни

при помощи разнообразных условных способов (символов, слов, ролей и т.д.). Действия, сформировавшиеся впервые в игре, как образец отре-агирования на конкретные ситуации, переносятся в более сложные формы взаимодействия, конкре-тизируясь в процессе развития словесно-логического мышления ребёнка [5, с. 124].

Сюжетно-ролевая игра по своему содержанию имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается младшим школьником в этой игре, становятся мотивы, ценности, принимаемые роли, смыслы жизни и деятельности взрослых.

Совершенно по-иному выглядит процесс игровой деятельности у детей с умственной отсталостью, обусловленный низким уровнем познавательной активности, системным недоразвитием речи, задержкой в овладении двигательными функциями и предметными действиями (О.П. Гав-рилушкина, П.Ф. Каптерев, Г.А. Мишина, Н.Д. Соколова и др.) [3].

Младшие школьники с проблемами интеллектуального развития способны в своих играх отразить процесс деятельности людей, а не их отношения, эмоциональные переживания, что характерно для нормально развивающихся детей этого возраста.

Исходя из сказанного, целью нашего небольшого эмпирического исследования являлось изучение индивидуальных игровых предпочтений и игровых интересов детей младшего школьного возраста (1 класс) с умственной отсталостью.

Школьники с интеллектуальной недостаточностью, даже после обучения, отдают предпочтение использованию игрушек, являющихся копией реальных предметов окружающей действительности. Это говорит о том, что функция замещения спонтанно у них не формируется. Для детей рассматриваемой нозологии характерно выполнение игровых действий без речевого сопровождения. Во многом такие проблемы можно объяснить на-

© Гудина Т.В., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3

207

Обратимся к рассмотрению первой методики «Изучение игровых предпочтений» Г.А. Урунтае-вой и Ю.А. Афонькиной.

Целью первой методики являлось выявление индивидуальных игровых предпочтений у ребенка младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Описание методики. Индивидуально беседуют с детьми с умственной отсталостью по следующим вопросам:

1. Любишь ли ты играть? Где тебе больше всего нравится играть: дома, на переменах в классе, на прогулке? Почему?

2. В какие игры ты любишь больше всего играть и почему? В какие игры ты бы хотел играть?

3. Что ты больше всего любишь делать в играх и почему? Что бы ты хотел делать в играх?

4. Кем ты чаще всего бываешь в играх и почему?

5. Кем ты любишь быть в играх и почему? Кем бы ты хотел быть?

6. Какие у тебя есть игрушки? Какие из них любимые и почему? Как ты с ними играешь? В какие игры? Какие игрушки ты бы хотел иметь и почему? Как бы ты с ними играл?

7. С кем ты чаще всего играешь и почему?

В беседе необходимо добиваться развернутых ответов и их объяснений.

Обработка результатов. Ответы детей сопоставляют с наблюдением за игрой ребенка. Делают вывод о предполагаемых и реально предпочитаемых ролях, сюжетах, действиях с игрушками. На основе

Таблица 1

Сформированность индивидуальных игровых предпочтений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (методика Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Изучение игровых предпочтений»)

Уровень сформированности Показатели

Высокий уровень - ребенок любит играть и делает это преимущественно со сверстниками в классе или на прогулке; - выбирает подвижные ролевые игры; - ребенок любит быть ведущим персонажем в ролевой игре (мамой, шофером, учителем и т.д.); - использование любимых игрушек в сюжетно-ролевой игре.

Средний уровень - ребенок любит играть, но делает это обычно дома один; - выбирает в большинстве случаев ролевые игры; - ребенок любит пассивные роли; - любимые игрушки не используются в сюжетно-ролевой игре.

Низкий уровень - ребенок не любит играть или играет преимущественно дома или в классе один; - выбирает ролевые игры, но не понимает роль, которая отводится; - затрудняется ответить на вопрос «Кем ты чаще всего бываешь в играх»; - нет любимых игрушек.

Таблица 2

Уровни сформированности индивидуальных игровых предпочтений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (по методике Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Изучение игровых предпочтений»)

Уровни сформированности Абсолютное число респондентов, чел. Процентное соотношение

Высокий 0 0%

Средний 4 57%

Низкий 3 43%

Всего 7 100%

рушением речевой деятельности и словесно-логических операций, необходимых для сюжетно-ро-левой игры - снижением потребности в речевом общении, слабостью мотивации, нарушением программирования речевой деятельности, реализации программы контроля за речью и др.

Ролевое общение в процессе игры у таких детей проходит стереотипно, с помощью заученных реплик, они не могут самостоятельно и осознанно взять на себя роль и действовать в соответствии с ней до конца игры [4, с. 50].

Поэтому принятие роли в сюжетно-ролевой игре чаще всего происходит под руководством педагога, стоит так же отметить, что для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны неспецифические манипуляции, кратковременный интерес к игровым предметам, стереотипность и формальность действий.

Изучения индивидуальных игровых предпочтений и игровых интересов детей младшего школьного возраста (1 класс) с умственной отсталостью осуществлялось на базе МОУ «Петриневской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида». В исследовании участвовали 7 детей младшего школьного возраста в основном с легкой и умеренной степенью отсталости, преподаватели, воспитатели, психолог.

Нами использовались следующие методики:

1. «Изучение игровых предпочтений» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

2. Анкета для педагогов.

208

Вестник КГУ 2018

57%

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

0%

43%

Высокий

Средний

Низкий

Рис. 1. Результаты диагностики младших школьников с умственной отсталостью по методике «Изучение игровых предпочтений» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной

полученных выводов выявляют и распределяют высокий, средний и низкий уровни сформированности индивидуальных игровых предпочтений детей с умственной отсталостью. Показатели по каждому уровню представлены в таблице 1.

Абсолютное число респондентов и их процентное соотношение по результатам данной методики приведено в таблице 2.

Для наглядности отобразим схематически результаты по рассматриваемой методике (рис. 1).

По данным таблицы 1 и рисунка 1 большинство детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью демонстрируют средний уровень сформированности индивидуальных игровых предпочтений (57%). Такие школьники любят играть, но делают это обычно дома одни, выбирают в большинстве случаев ролевые игры, но роль в них пассивна без использования любимых игрушек. Это, по нашему мнению, связано с тем, что у детей с умственной отсталостью отсутствует внимание, усидчивость. Кроме того, дети не до конца могут освоить роли в сюжетно-ролевой игре.

Остальные 43% респондентов показали низкий уровень. У них нет особого желания играть, игра-

ют преимущественно одни, не имеют любимых игрушек и не могут выбрать роль в сюжетно-роле-вой игре. Стоит отметить, что высокий уровень не зафиксирован ни у одного ребенка. Это свидетельствует о том, что у детей рассматриваемой нозологии наблюдается преимущественно недостаточная познавательная активность, задержка в овладении двигательными функциями и предметными действиями, а также системное недоразвитие речи, что в совокупности оказывает существенное влияние на освоение и осознанное воспроизведение роли в сюжетно-ролевой игре.

Далее переходим к результатам второй методики, которая заключалась в опросе педагогов, воспитателей общеобразовательной школы-интерната VIII вида, работающих с младшими школьниками с умственной отсталостью. Анкета содержала 11 вопросов примерного содержания «Как вы планируете игровую деятельность детей», «Вы диагностируете игровые интересы и предпочтения своих воспитанников», «Насколько часто вы предлагаете детям новые игровые сюжеты» и другие.

На основе данной методики нами условно выделены следующие уровни сформированности

Таблица 3

Сформированность игровых интересов детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (анкета для педагогов)

Уровень сформированности Показатели

Высокий уровень - самостоятельное распределение ролей; - ролевое поведение на всем протяжении игры; - последовательность, разнообразность и динамичность игровых действий; - использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т.д.) и изготовление небольшого количества необходимых ключевых атрибутивных предметов.

Средний уровень - распределение ролей под руководством взрослого; - выполнение роли, которое сводится к реализации действий; - самостоятельное использование атрибутивных предметов; - наличие ролевого обращения.

Низкий уровень - отсутствие распределения ролей; - действие с определенным предметом, направленнонадругого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем); - игра, заключающаяся в однообразном повторении первого игрового действия; - использование атрибутики при подсказке взрослого; - отсутствие ролевой речи.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №3

209

Таблица 4

Уровни сформированностиигровых интересов во время сюжетно-ролевой игры у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (анкета для педагогов)

Уровни сформированности Абсолютное число респондентов, чел. Процентное соотношение

Высокий 0 0%

Средний 3 43%

Низкий 4 57%

Всего 7 100%

57%

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

43%

0%

Высокий

Средний

Низкий

Рис. 2. Результаты диагностики детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

по данным анкетирования педагогов

игровых интересов детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (анкета для педагогов) - высокий, средний и низкий. Показатели по каждому уровню представлены в таблице 3.

Абсолютное число респондентов и их процентное соотношение по результатам данной методики приведено в таблице 4.

Для наглядности представим на графике результаты анкетирования педагогов (рис. 2).

По результатам данной методики большинство детей младшего школьного возраста имеют низкий уровень сформированности игровых интересов во время сюжетно-ролевой игры, а именно 57%.

У таких детей отсутствует распределение ролей, а так же действий с определенным предметом, направленным на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем), игра заключается в основном в однообразном повторении первого игрового действия. Кроме того, использование атрибутики происходит только при подсказке взрослого, а также отсутствует ролевая речь. Это связано с низким уровнем познавательной активности, запаздыванием в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным

и ситуативно-деловым общением, что имеет особое значение в освоении предложенных ролей умственно отсталыми детьми в сюжетно-ролевой игре.

Остальные 43% показали средний уровень сформированности игровых интересов во время сюжетно-ролевой игры. Такие дети младшего школьного возраста распределяют роли под руководством взрослого, самостоятельно используют атрибутивные предметы и обладают ролевым обращением. Это обусловлено тем, что для рассматриваемой группы характерен невысокий уровень игровой активности, они предпочитают более простые правила, их действия с предметами остаются на уровне манипуляции, в подавляющем большинстве случаев неспецифических. Заинтересованность детей игровыми предметами, в частности игрушками, имеет кратковременное действие.

На заключительном этапе проведения эмпирического исследования по изучению индивидуальных игровых предпочтений и игровых интересов детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью представим количественный анализ полученных результатов. Для этого проведем математическую обработку полученных данных по-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Матрица рангов

X У ранг X, Дх ранг У, Д (Дх - Ду)2

0 0 1 1 0

4 3 3 2 1

3 4 2 3 1

I 6 6 2

Вестник КГУ Л 2018

210

средством метода вычисления значимости различий (коэффициент корреляции Спирмена), а также исследуем связи между параметрами с помощью метода ранговой корреляции. С целью выявления достоверности значимости различия в качестве выборки возьмем абсолютное число респондентов по каждой методике. Присвоим ранги фактору X (первая методика) и признаку У (вторая методика), на основе чего построим матрицу (см. табл. 5).

По формуле вычислим коэффициент ранговой корреляции Спирмена:

Таким образом, связь между признаком У и фактором X умеренная и прямая. Можно сделать вывод, что дети с интеллектуальной недостаточностью проявляют неустойчивый интерес к игре, случайные раздражители отвлекают их внимание, приводя тем самым к разрушению игры и ее прекращению, выполняемые действия стереотипны, в большинстве случаев неадекватны, чаще всего учащиеся играют в одиночку.

Выводы. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что все дети с умственной отсталостью испытывают значительные трудности в формировании индивидуальных игровых предпочтений и игровых интересов во время сюжет-но-ролевой игры, которые могут преодолеваться в процессе целенаправленной работы педагогов коррекционных учреждений. Высокого уровня развития изучаемых показателей выявлено не было, что подтверждается ответами детей и педагогов.

Данная проблема является актуальной для специальной педагогики, а поиск методов, приемов и средств развития игровой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями в развитии -перспективным направлением для дальнейшего исследования.

Библиографический список

1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 352 с.

2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - М.: Педагогика, 2009. - 1S6 с.

3. Смирнова О.А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития целенаправленной деятельности умственно отсталых младших школьников [Электронный ресурс]. Социальная сеть работников образования // Младшая школа. - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota^^^^/ (дата обращения: 01.01.201S).

4. Соколова Н.Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников. - М.: Просвещение, 2010. - 25S с.

5. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. - М.: Феникс, 2013. - 254 с.

Referencies

1. Borodulina S.YU. Korrekcionnaya pedagogika: psihologo-pedagogicheskaya korrekciya otklonenij v razvitii i povedenii shkol'nikov. - Rostov n/D: Feniks, 2015. - 352 s.

2. Vygotskij L.S. Osnovy defektologii. - M.: Pedagogika, 2009. - 1S6 s.

3. Smirnova O.A. Syuzhetno-rolevaya igra kak sredstvo razvitiya celenapravlennoj deyatel'nosti umstvenno otstalyh mladshih shkol'nikov. [EHlektronnyj resurs]. Social'naya set' rabotnikov obrazovaniya // Mladshaya shkola. - Rezhim dostupa: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota^^^^/ (data obrashcheniya: 01.01.201S).

4. Sokolova N.D. Igrovaya deyatel'nost' umstvenno otstalyh doshkol'nikov. - M.: Prosveshchenie, 2010. -25S s.

5. Usanova O.N. Deti s problemami psihicheskogo razvitiya. - M.: Feniks, 2013. - 254 s.

Педагогика. Психология. Социокинетика J №3

211

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.