Научная статья на тему 'Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением речи'

Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4539
452
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / SPEECH DISORDERS / ИГРА / GAME / ДОШКОЛЬНИК / PRESCHOOLER / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / GAME ACTIVITY / СЮЖЕТ / PLOT / СОДЕРЖАНИЕ / CONTENT / ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / GAME ACTIONS / STORY-ROLE GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лихачева Наталья Львовна, Попова Елена Сергеевна

В статье затрагивается проблема большой численности детей с нарушением речи, рассматриваются особенности игровой деятельности детей с различными речевыми патологиями, компоненты сюжетно ролевой игры, эксперимент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of gaming activity of preschool children with speech impairment

The article touches upon the problem of a large number of children with speech impairment, examines the features of the play activity of children with various speech pathologies, the components of the plot role play, the experiment.

Текст научной работы на тему «Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением речи»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.922.76

Н.Л. Лихачева, Е.С. Попова, г. Шадринск

Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением речи

В статье затрагивается проблема большой численности детей с нарушением речи, рассматриваются особенности игровой деятельности детей с различными речевыми патологиями, компоненты сюжетно - ролевой игры, эксперимент.

Речевые нарушения; игра; дошкольник; сюжетно-ролевая игра; сюжет; содержание; игровые действия; игровая деятельность.

N.L. Likhacheva, E.S. Popova, Shadrinsk

Features of gaming activity of preschool children with speech impairment

The article touches upon the problem of a large number of children with speech impairment, examines the features of the play activity of children with various speech pathologies, the components of the plot - role play, the experiment.

Keywords: Speech disorders; a game; preschooler; story-role game; plot; content; game actions; game

activity.

В настоящее время наблюдается большой рост дошкольников, которые имеют те или иные речевые нарушения. Правильно понять саму структуру общего недоразвития речи, ее причины, а также соотношения первичного и вторичного дефекта, всё это является необходимостью для отбора детей в различные специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных методов и приемов коррекции, для предупреждения наслоения возможных осложнений в школьном обучении.

Проблема развития речи детей является актуальной, так как сам процесс идет параллельно с развитием мышления. Благодаря освоению языка, грамматического строя речи, ребенок способен рассуждать, задавать вопросы, делать определенные выводы, отражать связь между предметами и явлениями окружающей действительности.

Игра, является ведущим видом деятельности для дошкольников. Она оказывает большую роль во всестороннем развитии, воспитании и обучении ребенка с нарушением речи. В первую очередь, в игре ребенка происходит познавательное развитие, так как игра способствует углублению и расширению его представлений об окружающей среде, происходит совершенствование психических процессов, внимания, памяти, мышления.

Сравнивая ребенка с патологией речи и ребенка с нормальным уровнем развития, то можно заметить, что среднее количество взаимодействия с другими детьми в течение игры существенно не отличается. Но можно заметить, что дети с нарушением речи чаще меняют собеседника и их общение происходит на более низком уровне по сравнению с нормально

развивающимися детьми. В игре преобладают невербальные формы общения, дети используют чаще всего жесты и мимику, в основном в бессюжетных подвижных играх [1].

Дети с нормативно условным развитием проявляют больший интерес к собеседнику, и они реже его меняют. Их коммуникация развернутая и красочная, присутствует развернутый игровой сюжет. Дети взаимодействуют вербально, с ярко выраженными ролевыми отношениями.

Низкая условно-рефлекторная деятельность, медлительность в образовании дифференцировок, неустойчивость памяти у детей с нарушением речи значительно затрудняют включение их в совместные игры с детьми. Так как у детей нарушена общая и речевая моторика, то в игре он быстро утомляется. У детей с нарушением речи отмечаются трудности в быстром переключении, и поэтому им сложно в игровой деятельности переключиться с одного вида деятельности на другой [5].

Для детей с алалией бывают непонятны правила и содержание самой игры. Их игра строится на основе подражания другим и носит манипулятивный характер. Действия однообразные и однотипные. Все что происходит вокруг они воспринимают поверхностно и поэтому в игре у них отсутствует замысел и целенаправленность действий.

Дети с заиканием в игре проявляют робость, они не уверенны в себе, в своих силах и возможностях, не могут самостоятельно поставить цель в игре. Чаще всего на игровую деятельность они смотрят со стороны, не выступают в главной роли, а подчиняются другим. Если происходит усиление заикания, дети закрываются от всех, становятся замкнутыми и отказываются от игры со сверстниками. Иногда можно заметить, что дошкольник с заиканием в игре может проявить фантазерство, которое сопровождается пустым многословием с отсутствием конкретной цели [3].

Рассмотрим каждый компонент сюжетно-ролевой игры детей с речевым нарушением. Замысел игры дети самостоятельно не создают. Игра для них выступает как выполнение различных действий с игрушками, как определенный процесс с элементами сюжета [6].

В содержании игр можно заметить стереотипность, бедность в речевом сопровождении или полное отсутствие, предпочтение дети больше отдают подвижным играм, также совершают предметно-игровые действия, с элементами отображения.

Сюжеты игр детей с нарушением речи чаще на бытовые темы, в которых отражаются отрицательные семейные взаимоотношения. Как правило, развернутый сюжет игры отсутствует.

В игре происходит нечеткое разделение ролей. Ребенок не замечает своего партнера по игре, не интересуется, чем он занят, не вступает с ним в контакт, общение происходит опосредованно или с помощью взрослого.

Игровые действия отличаются бедностью, однообразием и несформированностью действий замещений, отсутствием самостоятельного речевого сопровождения, могут состоять только из 1 -3 коротких цепочек. Игра носит процессуальный характер.

В игре могут не соблюдаться четкие правила, если усложнить эти правила, ребенку они могут стать не понятны, и может произойти распад самой игры. У детей с нарушением речи встречаются трудности в звукопроизношении. Ограничивается словарный запас, изменяется темп речи, нарушается грамматический строй, все это сказывается на игровой деятельности детей и их поведении. Так, дети с дизартрией, ринолалией, дислалией испытывают большие трудности в звукопроизношении. Они не способны к совместной

игре с другими детьми, испытывают боязнь насмешек, страх выразить собственную мысль, хотя правила и содержание игры им доступны. Дети старшего дошкольного возраста с нарушением речи зацикливаются больше на предметных действиях, а ролевые действия с предметами уходят в сторону, значительно меньше усваиваются и менее продуктивны. Если ребенок начинает играть со сверстником, то в процессе развертывания всего сюжета, он уходит с назначенной ему роли, нарушая правила игры [4].

Таким образом, игровая деятельность детей с нарушением речи осуществляется непосредственно под влиянием взрослого и обязательным наблюдением за ней. Сначала игровые действия происходят в ограниченной речевой коммуникации, что приводит к сужению игры и малой развернутости сюжета. Если таким детям не будет оказываться специальное обучение и использоваться методы направленные на расширение словарного запаса и расширения знаний об окружающей действительности, то динамики их развития не будет происходить.

В своем исследовании мы используем методику Н.Ф. Комаровой «Диагностика игры детей» [2].

Методика Н.Ф. Комаровой отвечает принципу развивающего образования, так как направлена на выявление уровня развития ребёнка в игровой деятельности, на основе которого формулируются задачи всей воспитательно-образовательной работы с учётом перспективы (на основе показателей диагностики задачи конкретизируются для каждого ребёнка с учётом его зоны ближайшего развития). Для полноты анализа игры было выделено три группы показателей:

- содержание игры;

- способы решения детьми игровых задач;

- взаимодействие детей в игре;

Эксперимент позволил выделить следующие особенности содержания игр детей дошкольного возраста с нарушением речи. Два ребенка (Демьян и Полина) проявляют замысел с помощью взрослого, то есть они не способны самостоятельно придумать, во что будут играть. Это составляет 20% от общего количества. Остальные 80% (восемь детей) могут самостоятельно проявить инициативу и предложить, во что играть. Замысел этих детей разнообразен. Они предлагали играть в больницу, кулинарию, парикмахера, дочки-матери, рыбалку, строителя, в школу и т.д. По количеству игровых задач мы видим, что четыре ребенка (40%) могут ставить всего лишь 1 -2 игровые задачи, и они носят однообразный характер, то есть, например девочки в игре с куклой либо укладывали ее спать, либо кормили ее. У мальчиков проявлялось в следующем, они брали какую-нибудь игрушку и представляли, что это герой из фантастического мультфильма, и что он умеет летать. Игровые задачи дети ставили с помощью взрослого. Три ребенка (30%) могли ставить самостоятельно, без помощи взрослого 2-3 игровые задачи и они были разнообразные. Например, Семен представлялся, что он строитель, брал большие мягкие кубики и начинал сначала строить мост, объясняя тем, что через него будет ездить грузовая машина, и будет завозить новые кирпичи, для строительства дома. Девочки играли в больницу, Милана была доктором, а Аня пациентом. Между девочками происходила беседа, где Милана поставила 2 игровые задачи: померить температуру, поставить укол. А Аня, ставит 3 игровые задачи: измерение температуры, рецепт лечения, поход в аптеку. Три ребенка (30%) могли самостоятельно ставить 3-4 игровые задачи, и они носили разнообразие. У всех трех детей происходила совместная игра в «Шофер», они

ехали на разных машинах. Ярослав ехал на грузовике его задачами были: доехать до магазина, купить овощи для мамы, зайти за тортом и доехать обратно домой. Миша ехал на легковой машине, а Альдияр ехал на мотоцикле, они постоянно друг с другом соревновались, кто же быстрее доберется до дому.

По содержанию игры можно сделать вывод, что у четырех детей (40%) всего 1-2 игровые задачи, замысел проявляется только с помощью взрослого, что свидетельствует о низком уровне развития. Три ребенка (30%) могут самостоятельно без помощи взрослого поставить 2-3 игровые задачи и могут самостоятельно придумать, во что поиграть, 3 ребенка могут самостоятельно проявить свои игровые замыслы, игровые задачи (3-4), что позволяет сделать вывод, что содержание игры находится на высоком уровне развития. Процентное соотношение показано на рис.1.1

При анализе способов решения игровых задач установлено, что семь детей (70%) могут самостоятельно придумать разнообразные действия с игрушками, а остальные трое детей (30%) не имеют представления, как играть с игрушками и какие действия с ними можно производить. По степени обобщенности игровых действий с игрушками можно сказать, что развернутую степень, то есть, внешне напоминающую реальные действия, которые человек совершает в быту, имеют 6 испытуемых (60%), остальную часть, 4 ребенка (40%) имеют обобщенную степень игровых действий. Это заметно было в играх «Магазин», «Зоопарк». Игровые действия с предметами заместителями совершали с помощью взрослого 3 ребенка (30%). Когда девочки играли с куклами, у них не было ложки, чтобы накормить куклу, они не знали чем ее заменить и тогда взрослый задавал вопросы, делал подсказки. И девочки взяли место ложечки счетную палочку это и была у них ложка. Остальные дети (70%) могли самостоятельно придумать предметы-заместители. Например: палочка вместо градусника, вместо жезла полицейского брали линейку, кубик-это хлеб, красный мяч-это яблоко, кубики-кирпичи, пазлы-печенье, книги-это различные блоки для строительства и т.д. Игровые действия с воображаемыми предметами с помощью взрослого совершали 8 детей (80%). Взрослый помогал детям, задавая наводящие вопросы: «Твои куклы будут пить чай или кофе? », «Почему твоя кукла сидит на полу? Разве ты дома также сидишь? На полу? Кукле, наверное, холодно?», «У твоего друга сегодня день рождение? А что ты ему подаришь?», «А какая марка у машины

Высокий уровень

■ Средний уровень

Низкий уровень

Рис.1.1 Уровень сформированности содержания игр.

будет?», «А давай подарим Данилу подарок? Что ты хочешь ему подарить» и т.д. Только два ребенка (20%) могли представить ситуацию и представить в ней воображаемые действия. Например Аня в игре «Повар», вообразила вкусный торт и угостила им Яну. А Миша в игре со своим «супер- меном» вообразил, что он сильный и могущественный, поднимает все машины на руки. Принимать на себя роль могут все. Четыре ребенка (40%), могли в играх принимать разные ролевые действия, такие как: «Кухня» - девочка моет посуду, готовит обед и т.д., «Водитель» - моет машину, заправляет бензином, держит руль и т.д. У остальных детей (60%) в играх происходят однообразные ролевые действия. В игре ролевые высказывания присутствовали по отношению к игрушке, к своему собеседнику у трех детей (30%), у остальных детей возникали высказывания, но по инициативе взрослого. Ролевая беседа у семи детей (70%)была содержательной, красочной, содержала много эмоций. Дети делились своими рассказами, фантазиями. Некоторые говорили без остановки, всё придумывая новое и новое, им хотелось поделиться с окружающими своими интересами. Другие делились своими историями, связанные с домом, или когда они ходили в магазин, или гуляли с друзьями. Также добавляли в свою ролевую беседу домашних животных, описывали их.

Таким образом, можно сделать вывод, о способах решения игровых задач. Высокий уровень имеет- 20% испытуемых, средний уровень имеет - 40% детей, низкий уровень 40%. Процентное соотношение показано в рис.1.2

■ Высокий

40% 20% уровень

А ■ Средний

40% ^ уровень

1 Низкий

уровень

Рис 1.2 Уровень сформированности способов решения игровых задач.

По показателям взаимодействия детей в игре абсолютно все дети (100%) вступают в игру совместно со своими сверстниками, со взрослыми вступают 7 человек (70%), трое детей со взрослыми не вступают во взаимодействие (это Данил М., Демьян С., Ярослав Б.). Они не играли из-за плохого настроения, нежелания работать, стеснительности или замкнутости. Ставить игровые задачи своему товарищу в группе могут абсолютно все дети, а ставить игровые задачи взрослому могут не все, лишь пять детей (50%). Принимать игровые задачи, как от сверстников, так и от взрослого могут все дети, за исключением одной девочки (Полины К.), она принимает игровые задачи только от сверстников по группе, это составляет 10% от общего количества испытуемых. Тактично отказываться от игры умеют 50% детей, остальные 50% не владеют навыками тактичного отказа от игры. Взаимодействие в игре бывает длительным и кратковременным. Кратковременно взаимодействуют в игре шесть детей (60%), это может свидетельствовать об отсутствии интереса к игре, отсутствии интереса к своему сверстнику, о низком уровне сформированности взаимодействия. И лишь четыре ребенка (40%) могут длительно взаимодействовать в игре.

Таким образом, можно сделать вывод, о взаимодействии детей в игре. Высокий уровень имеют 2 ребенка, средний уровень имеют 3 ребенка, низкий уровень -5 детей. Процентное соотношение показано в рис. 1.3

■ Высокий уровень

■ Средний уровень

Рис.1.3 Уровень сформированности взаимодействия детей в игре.

Подсчитав общее количество баллов по всем показателям игры каждого испытуемого позволили выявить уровни сформированности игровой деятельности старших дошкольников с нарушением речи, что отображено в рис.1.4

■ Высокий уровень

■ Средний уровень

Низкий уровень

Рис.1.4 Уровни сформированности игровой деятельности старших дошкольников с

нарушением речи.

Эксперимент показал, что пять испытуемых (50%) имеют высокий уровень развития сформированности игровой деятельности, средний уровень - 2 ребенка (20%) и три ребенка (30%) имеет низкий уровень сформированности игровой деятельности.

Д.Б. Эльконин говорит: «центральным моментом любой игры является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений». Это мы наблюдаем у некоторых дошкольников с нарушением речи. Игра таких детей воспроизводит деятельность взрослых людей, их взаимоотношения.

Таким образом, исходя из результатов констатирующего эксперимента, можно сделать вывод, что игровая деятельность дошкольников с нарушением речи требует специальной коррекционной работы, направленной на ее развитие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб. : Союз, 2011.

1. Комарова, Н. Ф. Диагностика игры детей : метод. рекомендации / Н.Ф. Комарова. - Нижний Новгород, 1992.

2. Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи / С.А. Миронова. - М. : АПО, 1993.

3. Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие / Е.А. Стребелева [и др.] ; под ред. Е.А. Стребелевой. - М. : Академия, 2001.

4. Терентьева, В.И. Социально-психологические особенности детей с нарушениями речи 6-7 лет / В.И. Терентьева // Дефектология. - 2000. - №4. - С.74-77.

5. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - 2-е изд. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.