УДК 376 ББК 74.3 Т 19
И.В. Тарабрина
Магистр кафедры «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура» ) Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»; E-mail: yrynat@ yandex.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННЫМ ОТСТАВАНИЕМ
( Рецензирована )
Аннотация. В статье рассматривается основная методика организации коррекционно-развивающей и воспитательной работы с помощью игровой деятельности у детей школьного возраста с умственным отставанием, условия развития игровой деятельности, оснащение игрового уголка в игровой комнате, предложен основной график учебно-воспитательного процесса в течение дня, условия развития игровой деятельности для детей дошкольного возраста с умственным отставанием. В режиме дня специального учебного детского учреждения должно быть определенное время как для проведения занятий в игровой комнате, так и для провождения свободного времени. В игровой комнате необходимо создавать зоны, которые специально предназначены для разнообразных сюжетных игр: приготовление пищи, кормление, приготовление ко сну, купание кукол, игры в магазин, игры в больницу и парикмахерскую и др., в определенных местах размещают машинки и строительный материал, хранят наборы инструментов, игрушек для игры в зоопарк, цирк и др.
Ключевые слова: игра, воспитательная работа, дидактическая игра, педагогика, умственное отставание, ребенок, воспитание умственно-отсталых детей.
I.V. Tarabrina
Master of Department of Physical Culture for Persons with Deviations in Health (Adaptive Physical Culture), the Sevastopol Economical and Humanities Institute (Branch) of The Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky; E-mail: [email protected]
THE ORGANIZATION OF THE REMEDIAL DEVELOPMENTAL AND EDUCATIONAL WORK IN THE FORMATION OF THE PLAY ACTIVITY AT THE CHILDREN OF THE PRESCHOOL AGE WITH MENTAL
RETARDATION
Abstract. This paper discloses the basic technique of the organization of the correctional, developmental and educational work with the help of the game activity at school of mentally retarded children, conditions of the gaming activities and equipment of play corner in the game room. The main schedule of the educational process during the day and the conditions of the game activities for preschool
children with mental retardation are proposed. The daily schedule of special educational establishment for the child care should contain a specific time for training in the game room, and for leisure time. It is necessary to create special zones in the playroom that are specifically designed for a variety of storyline games: cooking, feeding, preparing for bed, bath dolls, shop games, the hospital and barber playing, etc. Toys including cars and building material, sets of tools and toys for playing the zoo, circus, etc. are arranged in certain places.
Keywords: game, educational work, didactic game, education, mental retardation, child, education of mentally retarded children.
Успешное развитие игровой деятельности у детей с умственным отставанием дошкольного возраста большей частью зависит от правильной организации коррекционно-развивающего обучения игры и игровых методик. Особенно важно, чтобы педагогический колектив специального дошкольного учреждения понимал, что игровая деятельность жизненно необходима для всего коррекционно-воспитательного процесса, правильная организация предметного образа является одним из важных условий возникновения и развития процессуальной игры у детей с умственным отставанием.
В нашей работе рассмотрим условия развития игровой деятельности для детей дошкольного возраста с умственным отставанием. В групповом помещении должно быть достаточное количество разнообразных игрушек, которые необходимо расставить таким образом, чтобы они способствовали детям к разыгрыванию того или иного сюжета, поэтому в игровой комнате необходимо создавать зоны, которые специально предназначены для разнообразных сюжетных игр: приготовление пищи, кормление, приготовление ко сну, купание кукол, игры в магазин, игры в больницу и парикмахерскую и др., в определенных местах размещают машинки и строительный материал, хранят наборы инструментов, игрушек для игры в зоопарк, цирк и др.
Игровой простор должен быть удобным, что позволяет детям играть как поодиночке, так и небольшими группами, в зависимости от интереса и степени поражения (но-
зология). Все игрушки должны быть доступными и иметь постоянное место хранения, для того чтобы дети могли легко находить для игры необходимые им предметы [1]. Вместе с тем игровой простор не должен строго ограничиваться игровыми уголками. Игра, как известно, это свободная деятельность, и каждый ребенок имеет право играть там, где ему удобно или хочется, например, катать и убаюкивать «ляльку»-куклу, играть с маленькими игрушками, как пупсики, мелкими животными, птицами и др. ребенок может за просторным и свободным столом или на ковре. Воспитатель может и сам предложить ребенку место для игры, например, говоря, «собака говорит, что хочет кушать, давай покормим его здесь (при этом указывает место) - на ковре/на столе, смотри - вот его будка». В качестве игровой зоны можно использовать и спальную комнату детей, при этом оборудовав в ней уголки для костюмированного переодевания, больницы, уложить спать кукол и др. При этом, изменяя место игры по своему желанию, ребенок чувствует себя комфортно и свободно, освоение более широкого игрового простора в помещении дает мозвож-ность ребенку изменять условия игры, при этом не опасаясь ничего со стороны, ребенок целенаправленно занят игрой, в это время включается мышление, развивается фантазия, что «медленно» способствует развитию [2].
Если ребенок вместе со взрослым или сам организовал место для своей игры где-то в уголке, на ковре или на стуле/столе, в зависимо-
сти от его желания игры и от игрушек, с которыми ребенок играет, а потом прервал игру, не следует сразу же требовать от ребенка, чтобы он положил все игрушки на место. Если ребенок не убирает игрушки сам через какой-то промежуток времени, то самостоятельно следует взять игрушки и разложить их по местам, иногда, прерывая свою игру, дети через какое-то время снова возвращаются к ней. Сохранение игрового пространства способствует возобновлению игровых действий, стимулирует дальнейшее развитие сюжета и мышление малыша.
Для поддержания интереса к игре у детей рекомендуется периодически обновлять игровой материал, заменять для детей игрушки, которые им надоели или стали не такими интересными, которые временно могут храниться в закрытом шкафу, в коробку [3].
В режиме для специального учебного детсткого учреждения должно быть определенное время как для проведения занятий в игровой комнате, так и для провождения свободного времени. Даже если это требование выдерживается, дети не всегда успевают достаточно наиграться, вследствие разных причин: на игру остается мало времени или вовсе нет времени на игру. Можно заменить игру, например, чтением, просмотром фильмов, прослушиванием сказок или музыки, и т.п. Четкое соблюдение режимных моментов, распорядка дня, систематическое проведение занятий способствуют возникновению у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта необходимости в игре. Согласно программе обучения и воспитания умственно-отсталых детей дошкольного возраста режим дня можно поделить на несколько частей, из них на игру необходимо уделять не меньше 2,5 часов, необходимо внимательней и тщательней останавливаться на вопросах организации игры для детей в течение всего дня. У детей с умственным
отставанием утро в специальном детском учебном заведении с недельным проживанием у них начинается так же, как и у школьников в обычных школах, с выполнения режимных моментов и соблюдения графика мероприятий и занятий. В младших группах у детей недостаточно сформированы навыки самообслуживания, на их поведение отводится больше времени, чем у старших школьников. Следует обратить внимание, что во всех группах гигиенические процедуры заканчиваются за 20-30 минут до завтрака, даже если вводить какое-либо определенное время на подготовку к завтраку, у детей появляется возможность поиграть. Рационально использовать этот небольшой промежуток времени для вовлечения воспитанников к играм индивидуального характера. Необходимо разделить детей по периметру всего игрового уголка и предложить им разные виды игр, за исключением длительных сюжетно-ролевых игр. После завтрака, когда одна подгруппа идет на занятия к воспитателю, дефектолог со второй подгруппой проводит занятия или урок по изучению игры. Затем подгруппы меняются, после окончания фронтальных занятий большая часть детей идут на прогулку примерно на час-полтора, где могут быть организованы также разные игры или развивающие мероприятия, работа на свежем воздухе, главное - основные действия должны быть направлены на игру [4; 5].
Если детские площадки учебного заведения (учебного специального заведения для детей с умственным отставанием) имеют необходимые приспособления для организации игр и занятий, это сильно облегчает проведение прогулки и свободного времени на свежем воздухе. Обязательно следует иметь в каждой группе наборы игрушек для игр на воздухе, в зависимости от погодных условий воспитатель проводит с детьми разные игры, например,
в холодное время года лучше всего уделять внимание подвижным играм, для того чтобы дети не замерзали и постоянно находились в движении, а в теплую погоду воспитателю необходимо организовать разные игры, ориентированные на строительство, в особенности с использованием природных материалов, которые окружают детей (песок, вода, палочки, камни и т.п.). Можно организовывать с детьми ролевые игры или игры, в течение которых двигательная активность детей зависит от установленных правил игры, приветствуется использование игр-соревнований, в частности, для того, чтобы дать возможность отдохнуть после физических нагрузок снять напряжение, усталость, рационально проводить дидактическую игру, организовать свой мини-кукольный театр и т.п.
Во вторую половину дня, в соответствии с расписанием в учебном заведении, воспитатель проводит с детьми занятия по обучению сюжетно-ролевым, дидактическим и подвижным играм. Вечером небольшой промежуток времени после ужина перед тем, как лечь спать, используются различные дидактические игры, направленные на всеобщее развитие умственно отсталых дошкольников.
В заключение следует следующий вывод: если осуществляется правильное планирование, систематическое проведение игр и разноплановых развивающих мероприятий, то в течение дня создаются необходимые условия для формирования и развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста с умственным отставанием.
Примечания:
1. Пласкунова Э.В. Влияние коррекционно-развивающих и стимулирующих упражнений на формирование движений у учащихся с аутизмом // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2011. № 4. С. 24.
2. Айрес Э.Д. Ребенок и сенсорная интеграция: понимание скрытых проблем развития с практ. рекомендациями для родителей и специалистов = Sensory Integration and the Child: Understanding hidden sensory challenges. [M.]: Tepe-винф, 2009. 268 с.
3. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Academia, 2009. 269 с.
4. Адаптивное физическое воспитание и спорт = Adapted physical education and sport / под ред. Джозефа П. Винника = Joseph P. Winnick. Киев: Олимп, лит., [2010]. 607 с.
5. Черняева Т.И. Социальная реабилитация «нетипичных» детей // Социологические исследования. 2005. № 6. С. 85-94.
References:
1. Plaskunova E.V. Influence of the correctional developing and stimulating exercises on the formation of movements of autistic pupils // Physical culture: education, teaching, training. 2011. No. 4. P. 24.
2. Ayres E.D. Sensory Integration and the Child: Understanding hidden sensory challenges with pract. recommendations for parents and experts. M.: Terevinf, 2009. 268 pp.
3. Glozman Zh.M. Childhood neuropsychology: a manual for students of higher schools. M.: Academia, 2009. 269 pp.
4. Adapted physical education and sports / ed. by Joseph Winnick. Kiev: Olymp. lit., [2010]. 607 pp.
5. Chernyaeva T.I. Social rehabilitation of "atypical" children // Sociological researches. 2005. No. 6. P. 85-94.