Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЕ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МЫШЛЕНИЕ / ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ / УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гонина Ольга Олеговна, Васильева Юлия Сергеевна

В статье актуализируется проблема развития мыслительной деятельности младших школьников с умственной отсталостью на уроках русского языка. Характеризуются методы и приемы развития мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии на уроках русского языка, приводятся примеры заданий, развивающих логические операции детей данной нозологической группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гонина Ольга Олеговна, Васильева Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE COGNITIVE ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL DEFECTS IN RUSSIAN LESSONS

The article actualizes the problem of the development of mental activity of younger students with mental retardation in the Russian language lessons. Methods and techniques for the development of mental activity of children of primary school age with intellectual disabilities in the Russian language lessons are characterized, examples of tasks that develop the logical operations of children of this nosological group are given.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

УДК 376

Гонина Ольга Олеговна,

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», заведующая базовой кафедрой психолого-педагогического обеспечения образовательной практики

e-mail: olg1015@yandex.ru Васильева Юлия Сергеевна,

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», студент 4 курса по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

e-mail: ysvasileva1@edu.tversu.ru

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА

В статье актуализируется проблема развития мыслительной деятельности младших школьников с умственной отсталостью на уроках русского языка. Характеризуются методы и приемы развития мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии на уроках русского языка, приводятся примеры заданий, развивающих логические операции детей данной нозологической группы.

Ключевые слова: нарушение в интеллектуальном развитии, младший школьный возраст, мышление, логические операции, уроки русского языка.

Gonina Olga Olegovna,

"Tver State University", Head the basic department of psychological and pedagogical support of educational practice e-mail: olg1015@yandex.ru Vasilyeva Yulia Sergeevna,

"Tver State University", 4-year student in the direction of preparation 44.03.03 Special (defectological) education e-mail: ysvasileva1@edu.tversu.ru

THE DEVELOPMENT OF THE COGNITIVE ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL DEFECTS IN RUSSIAN LESSONS

The article actualizes the problem of the development of mental activity of younger students with mental retardation in the Russian language lessons. Methods and techniques for the development of mental activity of children of primary school

age with intellectual disabilities in the Russian language lessons are characterized, examples of tasks that develop the logical operations of children of this nosological group are given.

Key words: intellectual development disorder, primary school age, thinking, logical operations, Russian language lessons.

На современном этапе развития системы специального (коррекционного) образования крупнейшую значимость приобрела необходимость поиска новых форм воспитания и обучения, которая бы способствовала личностному росту школьника. Задачи реформирования образования определяют: уход от авторитарной педагогики; создание условий для формирования активной, ответственной, творчески мыслящей личности, способной к самообразованию и саморазвитию; обеспечение условий для реализации и самореализации сущностных сил ребенка в разных видах ее деятельности.

Согласно положениям, Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школ, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным программам у обучающихся должны формироваться умения рассуждать, ориентироваться во всем, что их окружает, должным образом оценивать жизненные ситуации, принимать самостоятельные решения, аргументировать свои рассуждения, замечать и раскрывать причинно-следственные связи в окружающей среде.

Проблеме воспитания и обучения младших школьников с недоразвитием познавательной деятельности уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увеличивается количество детей с проблемами в развитии, а вопросы раннего выявления и коррекции недостатков развития мышления остаются недостаточно разработанными. Все чаще учителя признают, что основным препятствием для успешного обучения детей становится низкий уровень их общего познавательно-личностного развития. В связи с этим становится все более актуальным проведение коррекционно-развивающей работы в школе.

Одним из важных направлений коррекционной педагогики и психологии является изучение особенностей мыслительной деятельности младших школьников с умственной отсталостью. Мыслительной деятельности младших школьников с умственной отсталостью свойственна тугоподвижность, что обусловлено особенностями высшей нервной деятельности. Эта инертность проявляется в трудностях активизации и привлечения знаний, необходимых для выполнения заданий. Типичным для данной категории детей является ошибочное применение способов решения, основывающихся на поверхностном анализе предлагаемых условий. Наблюдается отсутствие сличающей деятельности, направленной на сопоставление своих действий с предложенным условием. Школьники склонны уподоблять один тип задач другому. Таким образом, можно говорить об актуальности проблемы развития мыслительной деятельности младших школьников с умственной отсталостью на уроках русского языка, так как для построения коррекционных и развивающих программ, выборе методов и средств обучения таких детей самым главным является детальное изучение особенностей становления и протекания мыслительной деятельности. С учетом полученных особенностей можно построить процесс обучения младших школьников с умственной отсталостью, обеспечивающий возможность их всестороннего развития, а также это позволит подготовить их к жизни и труду, к интеграции в общество.

Русский язык вызывает большие трудности у младших школьников с умственной отсталостью. Это связано с тем, что у таких школьников, в силу своего дефекта, нарушены такие процессы познавательной деятельности как: синтез, анализ, обобщение, сравнение, они испытывают затруднения в классификации, дифференцировке и т.д. Младшие школьники с умственной отсталостью фрагментарно понимают правила, и не умеют применять их на практике. Затрудняются в переносе знаний на новые ситуации их применения. При встрече с трудностями при выполнении задания, часто «соскальзывают» с

правильных действий и операций на ошибочные, уводящие их от достижения поставленной цели.

В связи с этим И.П. Корнев [8] высказывает мысль о том, что для повышения эффективности уроков необходимо вызвать у учащихся интерес, добиваться осознанности учебного материала на основе активного участия учащихся в учебном процессе. От того, насколько активны школьники, во многом зависит эффективность урока. Знания, полученные в результате активной познавательной деятельности, как правило, оказываются более глубокими, прочными и осознанными. Существует множество методических приемов и методов для активизации учебного процесса, помогающие сделать его интересным [8, с.54].

Развитию мыслительной деятельности младших школьников с умственной отсталостью на уроках русского языка будет способствовать включение в содержание коррекционно-развивающих приемов для развития мыслительной деятельности: 1) анализа и синтеза; 2) сравнения; 3) абстрагирования; 4) конкретизации; 5) обобщения; 6) классификации.

Более глубокое познание требует раскрытия внутренних связей и закономерностей, существенных свойств. Это осуществляется операциями анализа и синтеза. Анализ - мысленное расчленение предметов, явлений, ситуаций и выявление составляющих их элементов, частей, сторон; анализом мы выявляя ем, вычленяем явления из всех случайных связей, данных в восприятии. Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов.

Анализ расчленяет проблему, синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Анализируя и синтезируя, мысль идет от представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого. Анализ и синтез возникли

сначала в практике, в плане действия, затем уже стали операциями мыслительного процесса. Анализ и синтез неразрывно взаимосвязаны.

Подборка заданий на развитие мыслительной деятельности составлена на основе работ Емельяновой И.А. [7], Волковой А.А. [2], Гнездилова М.Ф [4], Дугаевой О.А. [6] и др.

На сочетание операций анализа и синтеза мы предлагаем следующие задания.

Задание № 1. Составь как можно больше слов, используя буквы а, о, ы, и,

н, л, к, т, с.

Задание № 2. Назови как можно больше предметов со следующими свойствами: предметы красного, зеленого цвета; металлические, деревянные; начинаются с буквы к.

Сравнение представляет собой «сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия между ними». Сравнивая, сопоставляя вещи, явления, их свойства, ребенок вскрывает их сходство и различие. Выявляя сходство одних и различие других вещей, сравнение приводит к их классификации. Сравнение часто является первичной элементарной формой познания. На развитие такой мыслительной операции, как сравнение, мы предлагаем следующие задания:

Задание № 1. Сравни группы слов. Найди в них общее и различное: а) автомобиль, багажи, воробьи, директора, грачи; б) скатерть, библиотека, женщина, река, лестница.

Задание № 2. Подумай и напиши, что похожего в словах: нож, морж, ковш; ночь, речь, печь; кошка, книга, крыша.

Следующая операция - абстрагирование - «это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, в отвлечение от остальных. Абстрагирования, как и другие мыслительные операции, зарождается в плане действия. Абстрагирование в плане действия, предшествующая мысленному

отвлечению, возникает в практике. Так, рассматривая предмет, мы выделяем форму, отвлекаясь от его цвета. Высшая форма абстрагирования является результатом опосредования, раскрытия все более существенных вещей и явлений через их связи и отношения. Переходя к абстрактному, мысль не отрывается от конкретного и, неизбежно, снова возвращается к нему. Отталкиваясь от конкретного и возвращаясь к нему через абстрактное познание, мысленно реконструирует конкретное во все большей полноте ее содержания как сращение многообразных абстрактных определений.

Следующая мыслительная операция - конкретизация. Конкретизация -это «процесс восстановления в мышлении объективной целостности, существующей через связи единичных вещей. Для развития данной мыслительной операции мы предлагаем следующие задания:

Задание № 1. Запиши рядом с существительными мужского рода существительные женского рода.

ученик -_, учитель -_,

волк - _, летчик - _,

лев -_, пловец -_.

Выдели в данных словах корень.

Задание № 2. Выпиши только однокоренные слова: гора, пригорок, гористый, гордость, горка, гореть, горцы, горький, горница.

Обобщение следует рассматривать в неразрывной связи с операцией абстрагирования. Обобщение включает «мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Выделение некоторого существенного качества как общего включает его отчленение от других качеств. Это позволяет ребенку превратить общее качество в самостоятельный и особый предмет последовательных действий. Знание общего, будучи результатом сравнения и фиксирования его в слове, всегда есть нечто абстрактное, отвлеченное, мыслимое. Движение от восприятия к понятию - это переход от конкретного к абстрактному. Обобщение здесь позволяет

учащимся совершить операцию систематизации (или классификации). На выполнение операций сравнения и обобщения мы предлагаем следующие упражнения.

Задание № 1. В каждой строке припиши название одной части данного предмета или понятия. Образец: стул - ножка, слово - буква.

Пальто - ... (воротник).

Состав слова - ... (приставка).

Знаки препинания - . (запятая).

Машина- . (руль, колесо)

Согласные буквы- ... (буква Л)

Задание № 2. Подбери общее понятие для слов каждой строчки:

Автомобиль, трактор - .

Двоеточие, тире - .

Что? Кто? Какой? - ...

Рассмотрим следующую мыслительную операцию. Классификация есть объединение тех или иных предметов, явлений в группы по их основным признакам. На развитие данной мыслительной операции мы предлагаем следующие задания:

Задание № 1. Придумай и запиши в левый столбик имена существительные единственного числа (один), а в правый - множественного числа (много).

Задание № 2. Запиши слова в два столбика. Поставь имена существительные женского рода в единственное число, а имена существительные мужского рода - во множественное число: окунь, узор, деревни, пальмы, ковер, наряд, ручей, рощи, дом, путь, волны, ключ.

Также в качестве методов и приемов для развития мыслительной деятельности умственно отсталых школьников применяются дидактические игры.

И.Н. Дворцова [5] подчеркивает, что включение в уроки русского языка игровых моментов вызывает положительные эмоции, которые возникают во время игры, активизируют деятельность ученика, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, а также с формированием способности сопоставлять, делать выводы и обобщать. Это свидетельствует о коррекционном значении дидактических игр в процессе усвоения знаний по русскому языку.

А.К. Аксёнова и Э.В. Якубовская [1] выделяют следующие виды дидактических игр для развития мыслительной деятельности на уроках русского языка: «Один и много», «Скажи наоборот», «Подбери пару слову», «Лишнее слово», «Кто точнее?», «Опиши предмет», «Сравни предмет», «Бывает не бывает», «Кино», «Полный ответ», «Наведи порядок», «Узнай, что я сказала!», «Начать-закончить», «Сочиняем рассказ» и др.

Н.И. Глумова [3] предлагает использовать информационно-компьютерные технологии на уроках русского языка как средство повышения познавательных способностей обучающихся, в школе, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам (АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью - вариант 1). Автор подчеркивает, что использование компьютерных технологий на уроках создает условия для закрепления навыков грамотного письма и развитию мыслительной деятельности. Разнообразные упражнения на экране компьютера, адаптивные компьютерные игры в определенной последовательности и задания к ним помогают обучающимся овладеть орфографической грамотностью, закрепляют речевой материал, развивают словообразовательные возможности и мыслительную деятельность, способствуют развитию памяти и внимания обучающихся, прививают интерес к изучению русского языка. Компьютерные задания создают условия для успешного овладения языком, что влияет на успеваемость по всем другим школьным дисциплинам [3].

Таким образом, в качестве приемов и методов для развития мыслительной деятельности рекомендуется использовать коррекционно-развивающие упражнения, дидактические игры, компьютерные технологии. Развитию мыслительных процессов у младших школьников с нарушениями в интеллектуальном развитии будет способствовать включение в содержание программы коррекционно-развивающих приемов на развитие мыслительных операций: 1) анализа и синтеза; 2) сравнения; 3) абстрагирования; 4) конкретизации; 5) обобщения; 6) классификация. Использование на уроках русского языка методов и приёмов, направленных на развитие мыслительных процессов, позволит повысить обучаемость у младших школьников с нарушениями в интеллектуальном развитии и формировать способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал, а также будет способствовать развитию мыслительной деятельности младших школьников с умственной отсталостью.

Список литературы

1. Аксенова А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: кн. для учителя / А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 1991. 176 с.

2. Волкова А.А. Изучение словесно-логического мышления умственно отсталых младших школьников // Теория и методика обучения и воспитания в современном образовательном пространстве: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 31-36.

3. Глумова Н.И. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида как средство повышения познавательных способностей // Вестник Марийского государственного университета. 2011. № 7. С. 149-151.

4. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1965. 272 с.

5. Дворцова И.Н. Влияние дидактической игры на усвоение знаний по русскому языку учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-didakticheskoy-igry-na-usvoenie-znaniy-po-russkomu-yazyku-uchaschimisya-spetsialnoy-korrektsionnoy-shkoly-viii-vida/viewer (дата обращения: 26.10.2021)

6. Дугаева О.А. Изучение и развитие словесно-логического мышления младших школьников с нарушением интеллекта // Постулат. 2017. № 1 (15). С. 50-57.

7. Емельянова И.А. Экспериментальное исследование словесно-логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением интеллекта / И.А. Емельянова, К.В. Шелудченкова // Постулат. 2017. № 6 (20). С. 34-39.

8. Корнев И.П. Обучение русскому языку во вспомогательной школе. М.: Учпедгиз, 1955. 198 с.

References

1. Aksenova A.K. Didakticheskie igri na urokah russkogo yazika v 1-4 klassah vspomogatelnoi shkoli: kn. dlya uchitelya. A.K. Aksenova, E.V. YAkubovskaya. M.: Prosveshenie, 1991. 176 p.

2. Volkova A.A. Izuchenie slovesno-logicheskogo mishleniya umstvenno otstalih mladshih shkolnikov. Teoriya i metodika obucheniya i vospitaniya v sovremennom obrazovatelnom prostranstve: sbornik materialov IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii. 2018. P. 31-36.

3. Glumova N.I. Ispolzovanie informacionno-kommunikacionnih tehnologii na urokah russkogo yazika v korrekcionnoi shkole VIII vida kak sredstvo povisheniya

poznavatelnih sposobnostei. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 7. P. 149-151.

4. Gnezdilov M.F. Metodika russkogo yazika vo vspomogatelnoi shkole. M.: Prosvesh'enie, 1965. 272 p.

5. Dvorcova I.N. Vliyanie didakticheskoi igri na usvoenie znanii po russkomu yaziku uchash'imisya specialnoi (korrekcionnoi) shkoli VIII vida [Elektronnii resurs]: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-didakticheskoy-igry-na-usvoenie-znaniy-po-russkomu-yazyku-uchaschimisya-spetsialnoy-korrektsionnoy-shkoly-viii-vida/viewer (data obrash'eniya: 26.10.2021)

6. Dugaeva O.A. Izuchenie i razvitie slovesno-logicheskogo mishleniya mladshih shkolnikov s narusheniem intellekta. Postulat. 2017. № 1 (15). P. 50-57.

7. Emelyanova I.A. Eksperimentalnoe issledovanie slovesno-logicheskogo mishleniya detei doshkolnogo i mladshego shkolnogo vozrasta s narusheniem intellekta / I.A. Emelyanova, K.V. SHeludchenkova. Postulat. 2017. № 6 (20). P. 34-39.

8. Kornev I.P. Obuchenie russkomu yaziku vo vspomogatelnoi shkole. M.: Uchpedgiz, 1955. 198 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.