Научная статья на тему 'Исследование развития наглядно-образного мышления у младших школьников с общим психическим недоразвитием на уроках чтения'

Исследование развития наглядно-образного мышления у младших школьников с общим психическим недоразвитием на уроках чтения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1190
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВИДЫ РЕЧИ / МНЕМОТЕХНИКА / МНЕМОТАБЛИЦЫ / VISUAL CREATIVE THINKING / TYPES OF SPEECH / MNEMOTECHNIQUE / MNEMOTABLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазаренко Дмитрий Витальевич, Курбатова Светлана Владимировна

Специальное обучение, направленное на развитие детей с общим психическим недоразвитием, предусматривает в первую очередь формирования у них высших психических процессов, особенно – мышления. Это важное направление коррекционной работы теоретически обоснованно тем, что формирование наглядно-образного мышления у младших школьников с общим психическим недоразвитием на уроках чтения способствует развитию мыслительной деятельности и речи, продвижению в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социально-трудовой адаптации выпускников специальной (коррекционной) школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазаренко Дмитрий Витальевич, Курбатова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE DEVELOPMENT OF VISUAL-FIGURATIVE THINKING IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH OVERALL MENTAL UNDERDEVELOPMENT IN READING LESSONS

A special training aimed at the development of the overall mental underdevelopment children, will firstly provide them with higher mental processes, especially thinking. This is an important area of correctional work theoretically explained by that the formation of visual-figurative thinking of overall mental underdevelopment children in primary school reading lessons contributes to the development of intellectual activity and speech, promotion in the overall development and thereby creates a real basis for social and labor adaptation of graduates of special (correctional) schools.

Текст научной работы на тему «Исследование развития наглядно-образного мышления у младших школьников с общим психическим недоразвитием на уроках чтения»

С.В. Власенко, О.В.Корягина

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ...

го знания, внедрения новой педагогической методики, представляющая систему взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: ценностно-мотивационно-го, содержательного и операционального.

Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маркова А.К. Психология профессионализма. -М., 1996. - 309 с.

2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. - С.4.

3. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.. 2002.

4. Сарыбеков М.Н. Теория и практика экологической подготовки будущих учителей: дисс. ... докт.пед.наук. -Алма-Ата, 1988. - 288 с.

5. Рогов Е. И. Личность в педагогической деятельности. - Ростов н/Д, 1994. - 240 с.

6. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педаго-

гических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. - 174 с.

7. Битаева Д. Ф. Профессиональная деятельность педагога в инновационной системе образования // Вестник Государственного Университета управления. - М., 2013.

- С. 202-205. -http://eИbrary.m/item.asp?id=18972094

8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применения). - СПб., 1999.

- С. 479-510.

9. Власенко С.В. Управление мотивацией профессионального самоопределения и профессионального развития // Вектор науки Тольяттинского госуниверситета. Серия: Педагогика, психология. - №3. - 2012. - С.49-51.

10. Коростелева Е.Ю. Профессиональное технологическое развитие учителей начальной школы // Вектор науки ТГУ Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 178-180.

11. Коростелева Е.Ю. Совершенствование профессиональной подготовки педагогов в условиях тех-нологизации образовательного процесса // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2010. № 4. С. 25-27.

DEVELOPMENT OF INNOVATION IN TEACHER TRAINING

© 2013

S.V. Vlassenko, candidate of pedagogical sciences, associate professor of pedagogy O.V. ^ryagina, candidate of pedagogical sciences, associate professor of pedagogy North-Kazakhstan State University named after M. Kozybayev, Petropavlovsk (Kazakhstan)

Annotation: The relevance of the development of innovation educators direction of the formation of readiness of teachers to innovate makes demands on the search for new ways of organizing learning in adult training system. Keywords: innovation, teacher readiness, professional development, innovation.

УДК 159.973: [159.95]

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ ПСИХИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ

© 2013

Д.В. Лазаренко, магистр педагогики, старший преподаватель кафедры «Психология» С.В. Курбатова, старший преподаватель кафедры «Психология» Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Петропавловск (Казахстан)

Аннотация: Специальное обучение, направленное на развитие детей с общим психическим недоразвитием, предусматривает в первую очередь формирования у них высших психических процессов, особенно - мышления. Это важное направление коррекционной работы теоретически обоснованно тем, что формирование наглядно-образного мышления у младших школьников с общим психическим недоразвитием на уроках чтения способствует развитию мыслительной деятельности и речи, продвижению в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социально-трудовой адаптации выпускников специальной (коррекционной) школы.

Ключевые слова: наглядно-образное мышление, виды речи, мнемотехника, мнемотаблицы.

В настоящее время государственная политика Республики Казахстан направлена на улучшение условий социального развития детей с ограниченными возможностями. В связи с этим, в 2002 году был принят Закон Республики Казахстан № 343 «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», который определяет формы и методы социальной, медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями, направлен на создание эффективной системы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями [1]. Во исполнение данного закона необходимо внедрять и распространять передовой опыт обучения детей с ограниченными возможностями для решения проблем, связанных с воспитанием, обучением детей с ограниченными возможностями.

Для описания проявлений мышления в психологии применяется определение мышления в широком смысле как активной познавательной деятельности субъекта, необходимой для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. Для изучения конкретных механизмов мышления в психологической науке говорят о мышлении в узком смысле как процессе

решения задач. Психологическое исследование природы мышления исходит из различения чувственного и рационального познания [2].

Специальное обучение, направленное на развитие умственно отсталых детей, по мнению И.Г. Еременко, предусматривает в первую очередь формирования у них высших психических процессов, особенно - мышления. Вместе с тем доказано, что мышление умственно отсталого ребенка развивается [3].

Мыслительные процессы у умственно отсталых младших школьников протекают весьма своеобразно. По мере специального обучения, считает Т.Д. Марцинковская, недостатки мышления учеников корригируются, но не преодолеваются полностью и вновь обнаруживаются при усложнении предъявляемых задач

[4].

У детей с нарушением интеллекта наблюдаются отклонения в речевом развитии разной степени выраженности. Как отмечает О.Е. Фрейеров, чем менее глубока дебильность, тем обычно большим числом слов и отдельных понятий оперирует больной. Однако иногда и при неглубоких степенях дебильности речь может быть значительно нарушена [5].

Д.В. Лазаренко, С.В. Курбатова ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ...

Уровень недоразвития речи у большинства детей с неосложненной умственной отсталостью, согласно Л.С. Выготскому, соответствует степени их интеллектуального дефекта. У них отсутствует локальные речевые расстройства, но всегда имеются общее недоразвитие речи, проявляющееся скудностью активного словаря, упрощённым построением фраз, аграмматизмами, нередко косноязычием. Словарь учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы отличается бедностью, значения слов недостаточно дифференцированы [6].

Уровень развития диалогической речи, столь необходимой для социальной адаптации человека, у рассматриваемого контингента детей крайне низкий. В связи с недоразвитием речи, узким кругом интересов и мотивов младшие школьники редко являются инициаторами общения. Они не умеют слушать то, о чём их спрашивают, и не всегда отвечают на заданный им вопрос, а если и отвечают, то зачастую невпопад. Ответы учащихся могут быть или чрезмерно сжатыми, или излишне пространными. В последнем случае они по содержанию далеки от вопроса, изобилуют повторениями, несут в себе неадекватную информацию. По сравнению с диалогической, овладение монологической речью оказывается чрезмерно сложным. Это, с точки зрения В.Г. Петровой, связано с трудностями планирования высказывания, с неумением следовать заранее определённой схеме [7].

Нами уже изучались особенности сформированное™ мыслительных действий и мышления у учащихся с нормой в развитии [8; 9].

В данной статье мы исследовали специфику развития наглядно-образного мышления у учащихся с интеллектуальными нарушениями. Актуальность проведенного исследования обусловлена тем, что развитие наглядно-образного мышления как основы для формирования логического мышления, является необходимым для последующей деятельности умственно отсталого младшего школьника в период учебной деятельности в специальной (коррекционной) школе. Это обстоятельство определяет необходимость повышения развития наглядно-образного мышления школьников с умственной отсталостью, как одного из важнейших компонентов учебного процесса.

В процессе развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления создаются условия для становления воссоздающего воображения (у ребенка появляется возможность мысленно воспроизвести наглядную ситуацию на основе слова). Особенно это важно для детей, воспитывающихся в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната, т. к. их развитию следует уделять значительно больше внимания. Даже в старших классах, отмечет Л.Г. Парамонова, дети испытывают затруднения при необходимости рассказать о ходе уже выполненной работы: пропускают действия, говорят о них в общем виде. Но особенно сложным для них оказывается планирование деятельности [10].

Таким образом, обнаруживается тесная взаимозависимость в развитии речи и мышления, патологическое формирование которых в свою очередь связано с нарушением формирования других психических процессов: восприятия, ощущений, памяти.

Главная задача уроков чтения, по мнению Б. Ено -выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Работа над содержанием прочитанного в большой степени помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать словарь детей, в той или иной степени устранить нарушения монологической речи, усовершенствовать словесную систему мышления [11].

Нарушение наглядно-образного мышления, указывает А.К. Аксенова, приводит к неточному, а иногда и к искаженному представлению ситуации, описанной в рассказе. Бедность словаря школьников, неточное пони-

мание многих слов, неумение вникать в суть образных выражений, непонимание словосочетаний, употребленных в переносном значении, еще больше затрудняют усвоение содержания читаемого [12].

У детей с нарушением интеллекта особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Использование на уроках чтения приемов мнемотехники по методике когнитивного развития Е.Г. Карцевой, с позиции Л.В. Омельченко, позволяет значительно сократить время обучения за счет оптимизации и рационализации основных операций мыслительной деятельности [13].

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Для того, чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Мнемотаблицы, кодированные стихи, по мнению Л.И. Дмитриевой, несут не только различную информацию и решают общеобразовательные задачи, но и способствуют развитию всех видов памяти, логического, образного мышления, тренирует внимание. Большое значение методика имеет в работе с «слабообучаемыми» детьми. Чем раньше ребенок овладеет этими знаниями, тем легче ему дается процесс о бучения. Как показывает практика ученики, владеющие мнемотехникой, в будущем легко усваивают большие объемы информации, самостоятельно кодируя ее. Мнемотаблицы используют для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей Цель обучения развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи. Основа обучения - развитие творческого познания [14].

Исследование проводилось в специальных (коррек-ционных) школах № 1 и № 2 г. Петропавловска СевероКазахстанской области (Казахстан). Для участия в эксперименте были выбраны учащиеся 4 классов, в количестве 32 человек. Целью исследования явилось изучение уровня развития наглядно-образного мышления у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках «Чтения» в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида и определение уровня сформированно-сти умения пересказывать текст умственно отсталыми школьниками.

Исследование уровня сформировнности наглядно-образного мышления у умственно отсталых младших школьников проводилось по методике Л.С. Цветковой. Данный тест состоит из 5 субтестов:

- конструирование предметов (частотных без опоры на слово);

- тоже с опорой на слово-наименование предмета;

- метод дифференцирования предметов (объектов);

- понимание сюжетных картин;

- понимание содержания серии сюжетных картин и нахождение последовательности картин в серии [15].

Для выявления уровня сформированности умения пересказывать умственно отсталыми использовалась предлагаемая В.П. Глуховым и Т.А. Ткаченко методика, цель которой - выявить особенности связной монологической речи (навыков пересказа) [16].

На формирующем этапе эксперимента на уроках чтения контрольный класс занимался по традиционной методике, а в экспериментальном классе использовались специальные методы и приемы, упражнения, направленные на формирование наглядно-образного мышле-

Д.В. Лазаренко, С.В. Курбатова

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ .

ния, основанные на рекомендациях В.П. Глухова и Т.А. Ткаченко, которые советовали максимально использовать приемы, облегчающие детям составление связного последовательного сообщения, в частности путем выделения главных смысловых звеньев сюжета произведения. Это способствует адекватному воспроизведению текста рассказа и понятию картин и серий картин.

На контрольном этапе эксперимента мы выявили уровень сформированности наглядно-образного мышления и уровень монологической речи, используя те же методики. Полученные результаты были занесены в таблицу 1.

Таблица 1. Уровни сформировнности наглядно-образного мышления в экспериментальном и контрольном классах на начало и конец опытно-экспериментальной работы (в %)

Классы.'' Высокий Выше Средний Ниже Низкий

Уровни среднего среднего

н К н К и к н £ н £

ЭК 0 0 0 25 25 50 50 13 25 12

кк 0 0 0 0 37,5 39 37,5 3S 25 23

Анализ полученных результатов подтверждает, что без применения и целенаправленного использования специальных упражнений, направленных на формирование наглядно-образного мышления у умственно отсталых детей, происходит очень медленно или почти не происходит. Результаты же в экспериментального класса можно считать положительными, так как наблюдалась динамика в изменении уровня сформированности наглядно-образного мышления.

Следовательно, наша гипотеза: если на уроках чтения в 4 классе систематически и целенаправленно применять специальные приемы и упражнения, направленные на формирование наглядно-образного мышления, то это будет способствовать более успешному формированию данного процесса и развитию речи умственно отсталых младших школьников, подтвердилась.

Таким образом, своевременное формирование наглядных форм мышления качественно изменяет развитие познавательной деятельности умственно отсталых детей и составляет существенное звено в обучении и социализации.

Разработанная система специальных приемов и упражнений, направленная на развитие деятельности при грамотном построении процесса обучения с опорой на его сохранные стороны оказывает влияние на развитие наглядно-образного мышления умственно отсталых детей.

В процессе развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления создаются условия для становления воссоздающего воображения (у ребенка появляется возможность мысленно воспроизвести наглядную ситуацию на основе слова). Особенно это важно для детей, воспитывающихся в условиях специальной (коррекционной) школы, т.к. их развитию следует

уделять значительно больше внимания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года № 343 «О социальной и медико-педагогической коррек-ционной поддержке детей с ограниченными возможностями» http://online.zakonkz/Document/?doc_id=1032168

2. Курс общей, возрастной и педагогической психологии /Под. Ред. М.В. Гамезо. М.: Просвещение, 1982. - 427 с.

3. Ерёменко И.Г. Олигофренопедагогика. - Киев: Вища школа, 1985. - 327 с.

4. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М.: Линка-пресс, 1998. - 326 с.

5. Фрейеров О.Е. Легкие степени олигофрении. Клиника и экспертиза. - М.: Медицина, 1994. - 224 с.

6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1990. - 598 с.

7. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1997. - 220 с.

8. Пустовалова Н.И., Лазаренко Д.В. Взаимосвязь самооценки и способности младших школьников действовать «в уме» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2012. № 2. - С. 177-180.

9. Лазаренко Д.В., Исакова Е.К. Взаимосвязь вербального мышления и лингвистических способностей младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2012. № 3. - С. 128-131.

10. Парамонова Л.Г. Нарушения речи у учащихся вспомогательной школы и пути их коррекции // Обучение во вспомогательной школе. - М., Л., 1993. -452 с.

11. Бёдор Ено. Влияние речи на развитие образного мышления учащихся вспомогательных школ: Автореф... канд. пед. наук, / НИИ Дефектологии АПН СССР. - М., 1994. - 46 с.

12. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 320 с.

13. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи //Логопед, 2008. - № 4. - С. 102-115.

14. Дмитриева Л.И. Особенности запоминания у учащихся младших классов вспомогательных школ // Проблемы диагностики коррекции, валеологии в специальном (коррекционном) образовании. - Красноярск, 1996. - С. 23-29.

15. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей / Л.С. Цветкова. - М.: Роспедагентство, 1997. - 84 с.

16. Глухов В.П. Методическое руководство к практическим занятиям по курсу «Специальная психология и коррекционная педагогика». - М., 1997. - 142 с.

STUDY OF THE DEVELOPMENT OF VISUAL-FIGURATIVE THINKING IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH OVERALL MENTAL UNDERDEVELOPMENT

IN READING LESSONS

© 2013

D.V. Lazarenko, master of education, senior lecturer of department Psychology S.V. Kurbatova, senior lecturer of department Psychology

North Kazakhstan State University n. M. Kozybayev, Petropavlovsk (Kazakhstan)

Annotation: A special training aimed at the development of the overall mental underdevelopment children, will firstly provide them with higher mental processes, especially thinking. This is an important area of correctional work theoretically explained by that the formation of visual-figurative thinking of overall mental underdevelopment children in primary school reading lessons contributes to the development of intellectual activity and speech, promotion in the overall development and thereby creates a real basis for social and labor adaptation of graduates of special (correctional) schools.

Keywords: visual creative thinking, types of speech, mnemotechnique, mnemotables.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.