Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩЕГО ВРАЧА'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩЕГО ВРАЧА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты медицинских вузов / профессиональная направленность студентов / мотивация / демотивация / синдром профессионального выгорания / профессиональные ожидания / карьерные установки / профессионально важные качества / коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам / students of medical universities / students’ professional direction / motivation / demotivation / professional burnout syndrome / professional expectations / career attitudes / professionally important qualities / communicative teaching of foreign languages

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.В. Гриднева

В статье представлен обзор исследований студентов-медиков, а именно – тенденций формирования компонентов профессиональной направленности. Целью данной работы было проанализировать современные исследования профессиональной направленности и ее компонентов у студентов-медиков и выявить специфические особенности процесса ее формирования и развития. В ходе изучения проблемы были установлены следующие специфические особенности: тенденция к снижению мотивации к обучению и последующей работе по профессии, развитие синдрома эмоционального выгорания, недостаточно сформированное учебно-профессиональное целеполагание, прагматичные профессиональные ожидания и карьерные установки, недостаток аксиологического аспекта в обучении. Мы также проанализировали потенциал коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку в отношении коррекции вышеназванных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENTAL FEATURES OF THE FUTURE DOCTORS’ PROFESSIONAL DIRECTION

The article presents an overview of research on medical students, namely on the trends in the formation of professional direction components. The purpose of this work is to analyze modern studies of professional direction and its components in medical students, and to identify the specific features of the process of its formation and development. In the course of studying the problem, the following specific features were established: a tendency of reducing motivation for learning and subsequent work in the profession, the development of emotional burnout syndrome, insufficiently formed educational and professional goal-setting, pragmatic professional expectations and career attitudes, lack of an axiological aspect in training. The author also analyzed the potential of communicative teaching of a foreign language in relation to the correction of the above mentioned features.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩЕГО ВРАЧА»

но-профессиональное целеполагание, по результатам нашего исследования, является на данный момент наименее сформированным компонентом профессиональной направленности студентов 1 и 2 курсов. Однако профессионально ориентированное восприятие процесса обучения сформировано на высоком уровне. Поэтому одной из задач следующего этапа нашей работы будет моделирование в учебном процессе ситуаций, требующих от студентов самостоятельной постановки целей и задач. Подобным же образом нам предстоит развивать интерес к выбранной профессии у студентов 2 курса, опираясь на развитую самостоятельность студентов в профессионально ориентированной учебной деятельности.

Таким образом, нами было проведено исследование, которое позволило определить уровни сформированности профессиональной направленности сту-

Библиографический список

дентов 1 и 2 курсов лечебного факультета медицинской академии. Результаты показали в целом более низкий уровень профессиональной направленности студентов 2 года обучения. В связи с этим задачами следующего этапа нашего исследования будет, во-первых, моделирование и осуществление обучения дисциплине «Иностранный язык» с целью коррекции компонентов профессиональной направленности, имеющих низкий уровень сформированности, во-вторых, дальнейшее измерение и отслеживание развития данных компонентов и профессиональной направленности в целом.

Также мы считаем необходимым провести дополнительное исследование особенностей формирования профессиональной направленности студентов-медиков, поскольку процесс их обучения существенно отличается от обучения на других направлениях.

1. Гриднева С.В. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам в вузе как фактор формирования профессиональной направленности студентов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тула, 2014.

2. Павлова О.В., Шапоров А.М., Исаева Е.Р, Тюсова О.В. Профессиональная направленность и личностные особенности студентов медицинского вуза. Психология -наука будущего: материалы VI Международной конференции молодых ученых. 2015: 334-338.

3. Корнеева С.А., Локтева А.В. Особенности профессиональной направленности студентов медицинского института. Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016; Т. 2, № 2.

4. Коровина И.А., Заболотная С.Г., Хабарова Т.С. Аксиологические основы формирования профессиональной направленности в условиях поэтапного включения студентов медицинского вуза в перспективные научные исследования. Современные проблемы науки и образования. 2016; № 6: 453.

5. Кузнецова Е.В. Профессиональная направленность студентов медицинского вуза в становлении личности врача. Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки: материалы XXIV Международной научно-практической конференции. Morrisville. 202: 73-75.

References

1. Gridneva S.V. Kommunikativno-orientirovannoe obuchenie inostrannym yazykam v vuze kak faktor formirovaniya professional'noj napravlennosti studentov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tula, 2014.

2. Pavlova O.V., Shaporov A.M., Isaeva E.R., Tyusova O.V. Professional'naya napravlennost' i lichnostnye osobennosti studentov medicinskogo vuza. Psihologiya - nauka buduschego: materialy VI Mezhdunarodnoj konferencii molodyh uchenyh. 2015: 334-338.

3. Korneeva S.A., Lokteva A.V. Osobennosti professional'noj napravlennosti studentov medicinskogo instituta. Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2016; T. 2, № 2.

4. Korovina I.A., Zabolotnaya S.G., Habarova T.S. Aksiologicheskie osnovy formirovaniya professional'noj napravlennosti v usloviyah po'etapnogo vklyucheniya studentov medicinskogo vuza v perspektivnye nauchnye issledovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016; № 6: 453.

5. Kuznecova E.V. Professional'naya napravlennost' studentov medicinskogo vuza v stanovlenii lichnosti vracha. Fundamental'naya nauka i tehnologii - perspektivnye razrabotki: materialy XXIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Morrisville. 202: 73-75.

Статья поступила в редакцию 13.05.23

УДК 378

Gridneva S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khanty-Mansiysk State Medical Academy (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: svelte.77@mail.ru

DEVELOPMENTAL FEATURES OF THE FUTURE DOCTORS' PROFESSIONAL DIRECTION. The article presents an overview of research on medical students, namely on the trends in the formation of professional direction components. The purpose of this work is to analyze modern studies of professional direction and its components in medical students, and to identify the specific features of the process of its formation and development. In the course of studying the problem, the following specific features were established: a tendency of reducing motivation for learning and subsequent work in the profession, the development of emotional burnout syndrome, insufficiently formed educational and professional goal-setting, pragmatic professional expectations and career attitudes, lack of an axiological aspect in training. The author also analyzed the potential of communicative teaching of a foreign language in relation to the correction of the above mentioned features.

Key words: students of medical universities, students' professional direction, motivation, demotivation, professional burnout syndrome, professional expectations, career attitudes, professionally important qualities, communicative teaching of foreign languages

С.В. Гриднева, канд. пед. наук, доц., Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск, E-mail: svelte.77@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩЕГО ВРАЧА

В статье представлен обзор исследований студентов-медиков, а именно - тенденций формирования компонентов профессиональной направленности. Целью данной работы было проанализировать современные исследования профессиональной направленности и ее компонентов у студентов-медиков и выявить специфические особенности процесса ее формирования и развития. В ходе изучения проблемы были установлены следующие специфические особенности: тенденция к снижению мотивации к обучению и последующей работе по профессии, развитие синдрома эмоционального выгорания, недостаточно сформированное учебно-профессиональное целеполагание, прагматичные профессиональные ожидания и карьерные установки, недостаток аксиологического аспекта в обучении. Мы также проанализировали потенциал коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку в отношении коррекции вышеназванных особенностей.

Ключевые слова: студенты медицинских вузов, профессиональная направленность студентов, мотивация, демотивация, синдром профессионального выгорания, профессиональные ожидания, карьерные установки, профессионально важные качества, коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам

Профессиональную направленность студентов различных направлений обучения исследуют уже многие годы, но она остается нерешенной, поскольку есть ряд факторов, которые следует учитывать. Во-первых, по нашему мнению, следует формировать профессиональную направленность студентов в рамках каждой отдельной дисциплины учебного плана. Ведь одно только профессионально ориентированное содержание дисциплины не обеспечивает формирование профессиональной направленности личности студента по умолчанию. Во-вторых, очень важно учитывать специфику направления обучения, поскольку кроме общих закономерностей есть также частные особенности условий учебного про-

цесса. Например, студенты медицинских вузов, имея очень серьезную учебную нагрузку, уже на первом курсе проходят практику в медучреждениях, сталкиваясь со всеми особенностями очень непростой осваиваемой ими профессии.

Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной изученностью специфики целостного процесса формирования и развития профессиональной направленности у студентов, осваивающих профессию врача. Цель нашего исследования - выявить характерные особенности развития компонентов профессиональной направленности студентов-медиков. Объектом исследования являются данные, полученные другими учеными, относительно особенностей

процесса обучения студентов медицинского направления. Предмет исследования - характерные особенности и тенденции процесса обучения и формирования профессиональной направленности студентов-медиков. В задачи исследования входит анализ научных трудов, выявление особенностей развития профессиональной направленности студентов и анализ возможностей коммуникативно-ориентированного метода обучения для коррекции данных особенностей.

Научная новизна данного исследования заключается в определении общих специфических особенностей формирования и развития профессиональной направленности студентов медицинского направления обучения. Выявленные в результате исследования особенности дополняют научное понимание моделирования процесса обучения в медицинском вузе, что свидетельствует о теоретической значимости данного исследования. Практическая значимость заключается в применении полученных результатов для коррекции процесса коммуникативно-ориентированного обучения с учетом выявленных особенностей.

«Профессиональная направленность - это один из видов направленности личности, который представляет собой систему компонентов, ориентирующих поведение и деятельность личности на приобретение профессиональных навыков, их развитие и совершенствование. Мы выделяем в профессиональной направленности следующие компоненты: мотив выбора профессии, профессиональный интерес, профессиональные ожидания, профессионально ориентированное восприятие процесса обучения, учебно-профессиональное целе-полагание и самостоятельность в профессионально ориентированной учебной деятельности» [1, с. 17].

В ходе анализа современных научных исследований, касающихся компонентов профессиональной направленности студентов-медиков, мы также приняли решение рассмотреть такие понятия, как готовность студентов к профессиональной деятельности, профессиональная пригодность, профессиональное самоопределение, карьерные установки, аксиология профессиональной направленности, а также эмоциональное выгорание, поскольку их значение соотносится с формированием профессиональной направленности студентов.

Ядро профессиональной направленности студентов - это мотив выбора профессии, а также учебно-профессиональная мотивация как реализация данного мотива. Очень важно подчеркнуть, что в ряде исследований отмечается стойкое снижение мотивации у студентов медицинских вузов в процессе обучения [2; 3].

Геец Н.Ф. и Ерохин А.К. в своем исследовании отмечают наличие в большей степени прагматических мотивов поступления в медицинский вуз. Они связаны со стабильностью будущего трудоустройства, социальным статусом и финансовой обеспеченностью [2].

Исследование Алексеенко С.Н. и коллег указывает на демотивацию студентов медицинского университета. Преобладают такие мотивы выбора профессии, как «материальная заинтересованность» и «отсутствие проблем с трудоустройством» [3]. В данном исследовании также подчеркивается, что «демотивирован-ные» студенты почти в 30,0% случаев отметили наличие у себя такого негативного фактора, как «постоянное эмоциональное напряжение» [3], которое вызывает снижение интереса к учебе и в целом к выбранной профессии.

Данный факт подкрепляется результатами исследования, касающимися эмоционального выгорания студентов медицинского направления обучения. Синдром эмоционального выгорания определяют, как состояние крайнего истощения, как мотивационного, так и физического. Его симптомы - это хроническая усталость, бессонница, нарушение продуктивности в учебе и работе, появление зависимостей разного характера, а также суицидальное поведение [4].

В исследовании Гуреевой И.Л. и коллег проявление синдрома эмоционального выгорания отмечается уже на младших курсах медицинских вузов, что, в свою очередь, повышает вероятность смены направления обучения или уход из профессии в будущем [5].

Профессиональные ожидания студентов медицинских вузов также изучаются и подвергаются анализу. Ожидания студентов от профессии в наше время все больше прагматические, если не сказать потребительские [6].

Схожими по своей сути с профессиональными ожиданиями являются карьерные установки. Согласно их исследованию, 19% опрошенных одного из медицинских вузов думают, что, возможно, не будут работать по профессии в будущем, 5% обучающихся абсолютно уверены в этом. В данном исследовании также выявлен процент студентов, разочаровавшихся в получаемой профессии: уже на 1 курсе их количество составляет 11%, по окончании 3 курса - 5%, перед выпуском из вуза - 8% [7].

Изучение целеполагания тесно связано, с одной стороны, с развитием самостоятельности студентов в учебно-профессиональной деятельности, а с другой стороны, с формированием ценностных ориентаций студентов в будущей профессии. Снегирева выделяет следующие психологические факторы развития

Библиографический список

учебно-профессионального целеполагания: «уверенность в выборе, возникающая на основе ценностных ориентаций, рациональность, заключающаяся в умении соотносить между собой цели и возможности их достижения, целеустремленность и осознанная временная перспектива» [8].

Согласно исследованию Архипова В.И., только значимые для студентов мотивы и цели обучения могут сделать самостоятельную учебно-профессиональную деятельность творческой и эффективной [9].

Что же касается ценностных ориентаций, то, как утверждает Кирьякова А.В., личность выходит на новый уровень жизнедеятельности благодаря аксиологическому потенциалу. Этот уровень является творческим, преобразующим, наполненным реализацией себя и ценностным пониманием этого явления [10].

Мы считаем также необходимым рассмотреть исследования о таких взаимодействующих понятиях, как профессиональное самоопределение, профессиональная пригодность и готовность к профессиональной деятельности.

Изучая профессиональное самоопределение, Микиртичан ГЛ. и коллеги отмечают, что в процессе обучения в вузе студенты осознают, какой сложной и ответственной является их будущая профессия. Студенты начинают анализировать свои личностные качества и их соответствие требованиям профессии медицинского работника. Также осознается необходимость формирования коммуникативных навыков как для профессионального общения с пациентами, так и с коллегами по работе [11].

Профессиональная пригодность - это «комплекс качеств индивида, требующихся для обучения и дальнейшего эффективного труда в той или иной профессиональной области» [12]. Качества, имеющие большое значение для профессии, необходимы для овладения будущей профессией и впоследствии успешной реализации человека в ней. В профессии врача важных качеств довольно много. Например, А.С. Батышевым и Т.Т. Батышевой выделяют более пятидесяти личностных свойств врача [13]. Это лишний раз подчеркивает высокие требования к данной профессии, ее сложность и огромную роль в обществе.

Готовность к профессиональной деятельности характеризуется сфор-мированностью такого необходимого качества, как автономность. Человек, обладающий данным качеством, способен отделить себя от окружающих людей, стремится получить глубокие знания и навыки в избранной сфере, реализовать свои возможности в практической деятельности, накапливает опыт, способен прогнозировать свои профессиональные успехи, инициативен и изобретателен, обладает реалистичным взглядом на окружающую действительность [14].

Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о наличии значимых характерных особенностей формирования и развития профессиональной направленности студентов медицинского профиля: тенденция к снижению мотивации и эмоциональному выгоранию в процессе обучения, прагматичные профессиональные ожидания и карьерные установки, целеполагание, лишенное ценностных ориентаций, большое количество профессионально-значимых личностных качеств, необходимых для успешного развития в профессии. Наша задача - проанализировать возможности коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам с учетом данных специфических особенностей.

При коммуникативно-ориентированном обучении содержание обучения иностранному языку, в случае его наполнения ценностными ориентациями и смыслами, развивает мотивацию студентов, а также формирует реалистичные и ценностно-ориентированные профессиональные ожидания и карьерные установки будущих врачей.

Гуманистический подход, который также является основой коммуникативно-ориентированного обучения, снижает вероятность эмоционального выгорания студентов.

Профессиональное целеполагание и автономность студентов формируется благодаря деятельностному подходу в коммуникативно-ориентированном обучении иностранным языкам. Данный подход также успешно формирует самостоятельность студентов в учебно-профессиональной деятельности.

Принципы диалогичности и профессиональной социализации, отличающие коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам, помогают формировать коммуникативные навыки, абсолютно необходимые в профессии врача, а также способствуют анализу студентами своих собственных личностных качеств, что позволяет соотносить свои возможности с вариантами будущей специализации в профессии.

Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам в вузе было успешно опробовано для формирования и развития профессиональной направленности студентов на примере гуманитарных направлений обучения [1]. Однако обучение профессии врача представляется нам уникальным по своей сути. Поэтому мы считаем необходимым продолжать исследование, корректируя и дополняя созданную нами ранее модель.

1. Гриднева С.В. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам в вузе как фактор формирования профессиональной направленности студентов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тула, 2014.

2. Геец Н.Ф., Ерохин А.К. Мотивация студентов медицинских вузов к образовательной и профессиональной деятельности. Карельский научный журнал. 2020; Т. 9, № 4 (33): 15-19.

3. Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Дробот Н.Н. Анализ причин демотивации в выборе профессии врача у студентов медицинского университета. Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 11-3 (113): 15-20.

4. Маклаков А.Г Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. Психологический журнал. 2001; Т. 22, № 1: 16-24.

5. Гуреева И.Л., Великанов А.А., Корайкина К.М., Исаева Е.Р Психологические особенности синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинских вузов. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021; Т. 9, № 4 (35): 433-442.

6. Тюков Ю.А., Матвеева Е.С., Березина А.М. Профессиональные ожидания выпускников медицинского университета в решении вопросов кадрового обеспечения системы здравоохранения. Уральский медицинский журнал. 2021; Т. 20, № 4: 67-72.

7. Амлаев К.Р, Койчуева С.М., Хрипунова А.А. Карьерные установки выпускников медицинского университета. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020; № 28 (5): 1006-1010.

8. Снегирева Т.В., Близнецлва О.И. Возрастной аспект формирования способности к целеполаганию в контексте компетентностного подхода. Вестник НВГУ. 2015; № 2: 63-81.

9. Архипов В.И. Влияние учебного процесса и мотивации на развитие самостоятельности студентов. Образование и саморазвитие. 2006; № 2 (2): 103-107.

10. Кирьякова А.В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей: монография. Москва: Дом педагогики ИПК ГОУ ОГУ, 2009.

11. Микиртичан Г.Л., Чулкова В.А., Пестерева Е.В., Ольховский К.А., Кошелева А.Н. О формировании профессионального самоопределения будущих врачей. Педиатр. 2014; Т. 5, № 2: 95-101.

12. Психологический словарь. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/1435

13. Батышев А.С., Батышева Т.Т. Врач + пациент: философия успеха. Москва: ВК, 2011.

14. Жолудова А.Н., Полякова О.В. Мониторинг готовности студентов старших курсов медицинских вузов к профессиональной деятельности. Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021; № 1 (53): 109-115.

References

1. Gridneva S.V. Kommunikativno-orientirovannoe obuchenie inostrannym yazykam v vuze kak faktor formirovaniya professional'noj napravlennosti studentov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tula, 2014.

2. Geec N.F., Erohin A.K. Motivaciya studentov medicinskih vuzov k obrazovatel'noj i professional'noj deyatel'nosti. Karel'skijnauchnyjzhurnal. 2020; T. 9, № 4 (33): 15-19.

3. Alekseenko S.N., Gajvoronskaya T.V., Drobot N.N. Analiz prichin demotivacii v vybore professii vracha u studentov medicinskogo universiteta. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skijzhurnal. 2021. № 11-3 (113): 15-20.

4. Maklakov A.G. Lichnostnyj adaptacionnyj potencial: ego mobilizaciya i prognozirovanie v 'ekstremal'nyh usloviyah. Psihologicheskij zhurnal. 2001; T. 22, № 1: 16-24.

5. Gureeva I.L., Velikanov A.A., Korajkina K.M., Isaeva E.R. Psihologicheskie osobennosti sindroma 'emocional'nogo vygoraniya u studentov medicinskih vuzov. Lichnost' v menyayuschemsya mire: zdorov'e, adaptaciya, razvitie. 2021; T. 9, № 4 (35): 433-442.

6. Tyukov Yu.A., Matveeva E.S., Berezina A.M. Professional'nye ozhidaniya vypusknikov medicinskogo universiteta v reshenii voprosov kadrovogo obespecheniya sistemy zdravoohraneniya. Ural'skij medicinskijzhurnal. 2021; T. 20, № 4: 67-72.

7. Amlaev K.R., Kojchueva S.M., Hripunova A.A. Kar'ernye ustanovki vypusknikov medicinskogo universiteta. Problemy social'noj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny. 2020; № 28 (5): 1006-1010.

8. Snegireva T.V., Blizneclva O.I. Vozrastnoj aspekt formirovaniya sposobnosti k celepolaganiyu v kontekste kompetentnostnogo podhoda. Vestnik NVGU. 2015; № 2: 63-81.

9. Arhipov V.I. Vliyanie uchebnogo processa i motivacii na razvitie samostoyatel'nosti studentov. Obrazovanie i samorazvitie. 2006; № 2 (2): 103-107.

10. Kir'yakova A.V. Aksiologiya obrazovaniya. Orientaciya lichnosti v mire cennostej: monografiya. Moskva: Dom pedagogiki IPK GOU OGU, 2009.

11. Mikirtichan G.L., Chulkova V.A., Pestereva E.V., Ol'hovskij K.A., Kosheleva A.N. O formirovanii professional'nogo samoopredeleniya buduschih vrachej. Pediatr. 2014; T. 5, № 2: 95-101.

12. Psihologicheskijslovar'. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/1435

13. Batyshev A.S., Batysheva T.T. Vrach + pacient: filosofiya uspeha. Moskva: VK, 2011.

14. Zholudova A.N., Polyakova O.V. Monitoring gotovnosti studentov starshih kursov medicinskih vuzov k professional'noj deyatel'nosti. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021; № 1 (53): 109-115.

Статья поступила в редакцию 23.06.23

УДК 372.881.111.1

Didenko E.N., senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: elivira.didenko@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-0807-8203

THE POTENTIAL OF USING CHAT-BOTS IN TEACHING ENGLISH TO ECONOMIC STUDENTS. The article deals with a problem of modernizing the process of foreign language training through the introduction of the latest achievements of technological progress into the practice of teaching foreign languages the capabilities of artificial intelligence. In the work, the author reveals the potential of using chatbots in the process of teaching English. The aim of the study is to establish the merits of applying students of economic specialties to communication with virtual assistants while developing students' foreign language skills in the field of all main types of speech activity in a foreign language (both productive and receptive), as well as in improving students' foreign language competencies (linguistic, lexical, grammatical, communicative, including the ones for the digital environment). The article analyzes central concepts of the study, notes advantages and possible problems that are found in the process of using chatbots in academic discourse. As a result, the author outlines a range of methodological recommendations addressed to English language teachers on using the capabilities of chatbots in the process of teaching a foreign language to students of economic areas of study.

Key words: artificial intelligence, English language teaching, teaching aids, educational technologies, types of foreign language activities, foreign language competencies

Э.Н. Диденко, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва,

E-mail: elivira.didenko@yandex.ru

ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧАТ-БОТОВ

ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

В настоящей статье рассматривается проблема модернизации процесса иноязычной подготовки посредством внедрения в практику преподавания иностранных языков новейших достижений технологического прогресса, в частности возможностей искусственного интеллекта. В работе автором выявляется потенциал использования чат-ботов в процессе обучения английскому языку. Целью исследования оказывается установление достоинств обращения обучающихся экономических специальностей к общению с виртуальными помощниками при развитии у студентов иноязычных навыков в области всех основных видов речевой деятельности на иностранном языке (как продуктивных, так и рецептивных), а также в совершенствовании иноязычных компетенций учащихся (языковой, лексической, грамматической, коммуникативной, в том числе и в цифровой среде). В статье анализируются центральные понятия исследования, отмечаются преимущества и возможные проблемы, обнаруживающиеся в процессе использования чат-ботов в академическом дискурсе. В результате автором очерчивается круг методических рекомендаций, адресованных преподавателям английского языка, по использованию возможностей чат-ботов в процессе обучения иностранному языку студентов экономических направлений подготовки.

Ключевые слова: искусственный интеллект, обучение английскому языку, средства обучения, образовательные технологии, виды иноязычной деятельности, иноязычные компетенции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.