Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧАТ-БОТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ'

ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧАТ-БОТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусственный интеллект / обучение английскому языку / средства обучения / образовательные технологии / виды иноязычной деятельности / иноязычные компетенции / artificial intelligence / English language teaching / teaching aids / educational technologies / types of foreign language activities / foreign language competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Э.Н. Диденко

В настоящей статье рассматривается проблема модернизации процесса иноязычной подготовки посредством внедрения в практику преподавания иностранных языков новейших достижений технологического прогресса, в частности возможностей искусственного интеллекта. В работе автором выявляется потенциал использования чат-ботов в процессе обучения английскому языку. Целью исследования оказывается установление достоинств обращения обучающихся экономических специальностей к общению с виртуальными помощниками при развитии у студентов иноязычных навыков в области всех основных видов речевой деятельности на иностранном языке (как продуктивных, так и рецептивных), а также в совершенствовании иноязычных компетенций учащихся (языковой, лексической, грамматической, коммуникативной, в том числе и в цифровой среде). В статье анализируются центральные понятия исследования, отмечаются преимущества и возможные проблемы, обнаруживающиеся в процессе использования чат-ботов в академическом дискурсе. В результате автором очерчивается круг методических рекомендаций, адресованных преподавателям английского языка, по использованию возможностей чат-ботов в процессе обучения иностранному языку студентов экономических направлений подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Э.Н. Диденко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF USING CHAT-BOTS IN TEACHING ENGLISH TO ECONOMIC STUDENTS

The article deals with a problem of modernizing the process of foreign language training through the introduction of the latest achievements of technological progress into the practice of teaching foreign languages the capabilities of artificial intelligence. In the work, the author reveals the potential of using chat-bots in the process of teaching English. The aim of the study is to establish the merits of applying students of economic specialties to communication with virtual assistants while developing students’ foreign language skills in the field of all main types of speech activity in a foreign language (both productive and receptive), as well as in improving students’ foreign language competencies (linguistic, lexical, grammatical, communicative, including the ones for the digital environment). The article analyzes central concepts of the study, notes advantages and possible problems that are found in the process of using chat-bots in academic discourse. As a result, the author outlines a range of methodological recommendations addressed to English language teachers on using the capabilities of chat-bots in the process of teaching a foreign language to students of economic areas of study.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧАТ-БОТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ»

4. Маклаков А.Г Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. Психологический журнал. 2001; Т. 22, № 1: 16-24.

5. Гуреева И.Л., Великанов А.А., Корайкина К.М., Исаева Е.Р Психологические особенности синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинских вузов. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021; Т. 9, № 4 (35): 433-442.

6. Тюков Ю.А., Матвеева Е.С., Березина А.М. Профессиональные ожидания выпускников медицинского университета в решении вопросов кадрового обеспечения системы здравоохранения. Уральский медицинский журнал. 2021; Т. 20, № 4: 67-72.

7. Амлаев К.Р, Койчуева С.М., Хрипунова А.А. Карьерные установки выпускников медицинского университета. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020; № 28 (5): 1006-1010.

8. Снегирева Т.В., Близнецлва О.И. Возрастной аспект формирования способности к целеполаганию в контексте компетентностного подхода. Вестник НВГУ. 2015; № 2: 63-81.

9. Архипов В.И. Влияние учебного процесса и мотивации на развитие самостоятельности студентов. Образование и саморазвитие. 2006; № 2 (2): 103-107.

10. Кирьякова А.В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей: монография. Москва: Дом педагогики ИПК ГОУ ОГУ, 2009.

11. Микиртичан Г.Л., Чулкова В.А., Пестерева Е.В., Ольховский К.А., Кошелева А.Н. О формировании профессионального самоопределения будущих врачей. Педиатр. 2014; Т. 5, № 2: 95-101.

12. Психологический словарь. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/1435

13. Батышев А.С., Батышева Т.Т. Врач + пациент: философия успеха. Москва: ВК, 2011.

14. Жолудова А.Н., Полякова О.В. Мониторинг готовности студентов старших курсов медицинских вузов к профессиональной деятельности. Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021; № 1 (53): 109-115.

References

1. Gridneva S.V. Kommunikativno-orientirovannoe obuchenie inostrannym yazykam v vuze kak faktor formirovaniya professional'noj napravlennosti studentov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tula, 2014.

2. Geec N.F., Erohin A.K. Motivaciya studentov medicinskih vuzov k obrazovatel'noj i professional'noj deyatel'nosti. Karel'skijnauchnyjzhurnal. 2020; T. 9, № 4 (33): 15-19.

3. Alekseenko S.N., Gajvoronskaya T.V., Drobot N.N. Analiz prichin demotivacii v vybore professii vracha u studentov medicinskogo universiteta. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skijzhurnal. 2021. № 11-3 (113): 15-20.

4. Maklakov A.G. Lichnostnyj adaptacionnyj potencial: ego mobilizaciya i prognozirovanie v 'ekstremal'nyh usloviyah. Psihologicheskij zhurnal. 2001; T. 22, № 1: 16-24.

5. Gureeva I.L., Velikanov A.A., Korajkina K.M., Isaeva E.R. Psihologicheskie osobennosti sindroma 'emocional'nogo vygoraniya u studentov medicinskih vuzov. Lichnost' v menyayuschemsya mire: zdorov'e, adaptaciya, razvitie. 2021; T. 9, № 4 (35): 433-442.

6. Tyukov Yu.A., Matveeva E.S., Berezina A.M. Professional'nye ozhidaniya vypusknikov medicinskogo universiteta v reshenii voprosov kadrovogo obespecheniya sistemy zdravoohraneniya. Ural'skij medicinskijzhurnal. 2021; T. 20, № 4: 67-72.

7. Amlaev K.R., Kojchueva S.M., Hripunova A.A. Kar'ernye ustanovki vypusknikov medicinskogo universiteta. Problemy social'noj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny. 2020; № 28 (5): 1006-1010.

8. Snegireva T.V., Blizneclva O.I. Vozrastnoj aspekt formirovaniya sposobnosti k celepolaganiyu v kontekste kompetentnostnogo podhoda. Vestnik NVGU. 2015; № 2: 63-81.

9. Arhipov V.I. Vliyanie uchebnogo processa i motivacii na razvitie samostoyatel'nosti studentov. Obrazovanie i samorazvitie. 2006; № 2 (2): 103-107.

10. Kir'yakova A.V. Aksiologiya obrazovaniya. Orientaciya lichnosti v mire cennostej: monografiya. Moskva: Dom pedagogiki IPK GOU OGU, 2009.

11. Mikirtichan G.L., Chulkova V.A., Pestereva E.V., Ol'hovskij K.A., Kosheleva A.N. O formirovanii professional'nogo samoopredeleniya buduschih vrachej. Pediatr. 2014; T. 5, № 2: 95-101.

12. Psihologicheskijslovar'. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/1435

13. Batyshev A.S., Batysheva T.T. Vrach + pacient: filosofiya uspeha. Moskva: VK, 2011.

14. Zholudova A.N., Polyakova O.V. Monitoring gotovnosti studentov starshih kursov medicinskih vuzov k professional'noj deyatel'nosti. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021; № 1 (53): 109-115.

Статья поступила в редакцию 23.06.23

УДК 372.881.111.1

Didenko E.N., senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: elivira.didenko@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-0807-8203

THE POTENTIAL OF USING CHAT-BOTS IN TEACHING ENGLISH TO ECONOMIC STUDENTS. The article deals with a problem of modernizing the process of foreign language training through the introduction of the latest achievements of technological progress into the practice of teaching foreign languages the capabilities of artificial intelligence. In the work, the author reveals the potential of using chatbots in the process of teaching English. The aim of the study is to establish the merits of applying students of economic specialties to communication with virtual assistants while developing students' foreign language skills in the field of all main types of speech activity in a foreign language (both productive and receptive), as well as in improving students' foreign language competencies (linguistic, lexical, grammatical, communicative, including the ones for the digital environment). The article analyzes central concepts of the study, notes advantages and possible problems that are found in the process of using chatbots in academic discourse. As a result, the author outlines a range of methodological recommendations addressed to English language teachers on using the capabilities of chatbots in the process of teaching a foreign language to students of economic areas of study.

Key words: artificial intelligence, English language teaching, teaching aids, educational technologies, types of foreign language activities, foreign language competencies

Э.Н. Диденко, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва,

E-mail: elivira.didenko@yandex.ru

ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧАТ-БОТОВ

ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

В настоящей статье рассматривается проблема модернизации процесса иноязычной подготовки посредством внедрения в практику преподавания иностранных языков новейших достижений технологического прогресса, в частности возможностей искусственного интеллекта. В работе автором выявляется потенциал использования чат-ботов в процессе обучения английскому языку. Целью исследования оказывается установление достоинств обращения обучающихся экономических специальностей к общению с виртуальными помощниками при развитии у студентов иноязычных навыков в области всех основных видов речевой деятельности на иностранном языке (как продуктивных, так и рецептивных), а также в совершенствовании иноязычных компетенций учащихся (языковой, лексической, грамматической, коммуникативной, в том числе и в цифровой среде). В статье анализируются центральные понятия исследования, отмечаются преимущества и возможные проблемы, обнаруживающиеся в процессе использования чат-ботов в академическом дискурсе. В результате автором очерчивается круг методических рекомендаций, адресованных преподавателям английского языка, по использованию возможностей чат-ботов в процессе обучения иностранному языку студентов экономических направлений подготовки.

Ключевые слова: искусственный интеллект, обучение английскому языку, средства обучения, образовательные технологии, виды иноязычной деятельности, иноязычные компетенции

Проникновение в систему образования новейших разработок в сфере компьютерных, цифровых и виртуальных технологий - это неизбежный процесс, модернизирующий ход обучения, разнообразящий средства и методы формирования основных компетенций учащихся. В последнее время актуализировалось исследовательское направление в области применения потенциала искусственного интеллекта в практике обучения отдельным учебным дисциплинам, в том числе и иностранным языкам [1; 2; 3]. Освоение такого рода технологий составляет феноменальную природу системы образования, которая эффективно подстраивает инструменты, не имеющие прямого образовательного назначения, под процесс достижения результатов обучения. Несомненный интерес исследовательского и педагогического сообщества к потенциалу применения искусственного интеллекта в преподавании иностранных языков оказывается своеобразным катализатором в продолжении научных изысканий в данной области, что подчёркивает актуальность настоящей статьи.

Целью настоящей статьи является раскрытие потенциала использования чат-ботов в практике иноязычного образования. Автор работы рассматривает возможности текстовых виртуальных помощников в развитии языковой, грамматической, фонологической и коммуникативной компетенции обучающихся, а также в области формирования всех видов иноязычной деятельности (чтения, аудирования, письма и говорения).

Задачами работы являются:

- раскрыть сущность центральных понятий исследования («искусственный интеллект», «чат-бот»);

- выявить достоинства применения чат-ботов в практике овладения студентами иностранным языком;

- определить ряд существенных проблем в процессе внедрения чат-ботов в иноязычную подготовку студентов;

- очертить круг методических рекомендаций по использованию чат-ботов в практике обучения английскому языку студентов экономических специальностей.

Практическая ценность исследования заключается в том, что автором предлагаются способы использования потенциала чат-ботов в практике иноязычного обучения студентов нелингвистических специальностей в целом и преподавания профессионально ориентированного английского языка будущим экономистам, что окажется востребованным академическим сообществом, заинтересованным во внедрении инновационных технологий в процесс иноязычного образования обучающихся высшей школы.

Научная новизна работы состоит в том, что в статье анализируется потенциал использования чат-ботов в процессе преподавания английского языка студентам экономических профилей вузовской подготовки, определяются возможности такого рода виртуальных помощников в развитии навыков употребления студентами-будущими экономистами изучаемого языка для специальных целей, подчёркивается важность применения чат-ботов в развитии цифровой коммуникативной компетенции обучающихся.

Искусственный интеллект представляет собой научное направление, обладающее характером междисциплинарности, «в рамках которого разрабатываются нейронные сети, способные к машинному обучению на базе больших данных». Результатом такой работы оказывается решение «эвристических задач в конкретных областях [4, с. 11].

Среди основных инструментов, созданных на основе технологии искусственного интеллекта, в практике иноязычного обучения получили распространение электронные и онлайн-переводчики, электронные лингвистические корпусы, голосовые виртуальные помощники и чат-боты. Последние из указанных - это компьютерная программа, основанная на технологии распознавания речи (устной или письменной) и позволяющая «человеку участвовать в общении с ней посредством голосовых или текстовых сообщении» [5, с. 10]. Именно возможность осуществлять коммуникацию становится той главной ценностью, которая детерминирует плодотворность внедрения чат-ботов в процесс иноязычного образования, поскольку обучение пользованию языком в качестве инструмента межличностного взаимодействия оказывается центральной задачей преподавания любого иностранного языка. Причём главными и труднооспоримыми достоинствами такого виртуального помощника в практике развития коммуникативных навыков оказываются мгновенность обратной связи («скорость реагирования» [6, с. 40]) и точность формулировок, выдаваемых программой, обеспечивающихся вложенным в программу обширным вокабуляром английского языка. Возможность обмена текстовыми сообщениями позволяет эффективно развивать навыки чтения и письма.

В практике преподавания английского языка велик потенциал чат-ботов для развития лексической компетенции студентов. Чат-боты обладают возможностью расширять словарный запас собеседника посредством трансляции значения неизвестного ему слова.

Чат-боты, предназначенные для осуществления диалоговой формы коммуникации, обнаруживают свою эффективность в связи с развитием идей о необходимости формирования цифровой коммуникативной компетенции согласно обновлённым Общеевропейским требованиям к компетентности владения иностранным языком (2018 год опубликования) [7]. Это является одним из основных новшеств, обозначающих разницу в вариантах названного проекта (первый был издан в 2001 году) и выдвигающих умение пользоваться иностранным языком в

онлайн-формате взаимодействия собеседников в качестве приоритетных задач любого человека, изучающего иностранный язык. Чат-бот как представитель виртуального мира способствует формированию цифровой коммуникативной компетенции. Кроме того, обезличенность собеседника, которым выступает чат-бот, позволяет студенту преодолеть психологические препятствия осуществления коммуникации на иностранном языке за счёт исключения из речевого акта оценочных суждений со стороны виртуального собеседника.

«Готовые» чат-боты, выпускаемые в формате мобильных приложений и доступные для скачивания на любой гаджет или ПК, плодотворно используются для оттачивания навыков употребления английского языка в рамках самостоятельной деятельности студентов, что способствует реализации задачи в привитии студентам важности непрерывного обучения на базе собственно проектируемого индивидуального образовательного маршрута [8, с. 388]. Это особенно актуально для студентов нелингвистических направлений вузовской подготовки (и экономических специальностей в том числе), т. к., как показывает практика, учебные группы обнаруживают разноуровневость в базовой языковой подготовке обучающихся. Зачастую студентам необходимо использовать внеаудиторное время для повторения изученного в школе материала в рамках дисциплины «Иностранный язык (английский)». Тем же студентам, которые имеют прочную языковую базу, сформированную на предыдущей ступени образования, чат-боты могут оказать поддержку в расширении знаний и умений по предмету.

Таким образом, на основании вышеизложенного очертим круг соответствующих выводов.

Достоинствами внедрения в процесс иноязычного обучения чат-ботов оказывается их потенциал в развитии коммуникативных навыков студентов, в том числе и в виртуальном пространстве (цифровая коммуникативная компетенция):

- практика использования языка как инструмента осуществления межличностного взаимодействия;

- возможность мгновенного получения односложных и развёрнутых ответов;

- снятие психологического напряжения ввиду отсутствия оценочных суждений в адрес говорящего.

В силу того, что программное обеспечение эффективной работы чат-бота выступает гарантом его языковой грамотности, обширного вокабуляра, при обращении к коммуникации с виртуальным собеседником совершенствуются навыки студентов в рамках лексической и грамматической компетенций.

Недостатки такой инновационной технологии в иноязычном образовании связываются с большой степенью компьютеризации учебного процесса. Дело в том, что сегодняшние студенты, относящиеся к поколению Z, обнаруживают большую степень зависимости от гаджетов, Интернета и виртуального мира в целом. Думается, что включение в ход образования чат-бот коммуникации должно иметь системный, но эпизодический характер (с учётом целесообразности использования технологии в эффективности решения образовательных задач конкретного урока), не исключая традиционный формат «живого» общения между преподавателем и обучающимися во время проведения практических занятий по дисциплине. Как справедливо указывается в трудах исследователей, машина не может на сегодняшний день и в перспективе в целом полностью стать полноценным собеседником для человека, поскольку исключает использование в акте коммуникации выражение эмоций, не поддерживает чувственный контакт, не обладает «креативным отношением к слову» [6, с. 39].

Кроме того, недостаточная степень сформированности языковой базы у студента-нелингвиста может стать следствием коммуникативной неудачи при общении с виртуальным собеседником, однако данная трудность минимизируется благодаря гибкости и адаптивности систем чат-бот, имеющих в своём функционале выбор необходимого для осуществления коммуникации уровня общего владения иностранным языком.

С целью обучения студентов профессионально ориентированному английскому языку (затрагивающему экономическую сферу) преподавателям следует плодотворно разрабатывать авторские чат-боты на базе конструкторов, доступных в сети Интернет. Источниками текстов по специальности для содержательного наполнения электронного «продукта» могут стать материалы из чат-ботов, функционирующих в распространённых на сегодняшний день мессенджерах и тематически соотносимых с областью экономической науки. Достоинством такого подхода оказывается то, что информация, транслируемая чат-ботами, обнаруживает актуальность для текущего момента, представляя собой ценные аутентичные сведения, демонстрируя современное функционирование терминологического аппарата экономики. Однако преподавателю важно осуществлять контроль степени достоверности предлагаемой информации, а также её языковой ценности перед тем, как предлагать такой текст для работы в группе. На базе избранного текстового материала преподаватель разрабатывает интерактивные задания, направленные на формирование различных навыков иноязычной деятельности, онлайн-тестирования, опросы и т. д. Новостные чат-боты позволяют извлекать информацию в виде печатного текста, видео- и аудиофрагментов, которые плодотворны для применения в рамках организации работы по аудированию специальных текстов, их чтению и переводу.

Обозначенные выше факторы позволяют сформулировать следующие рекомендации для преподавателей английского языка, внедряющих в практику иноязычного обучения студентов вузов чат-боты:

- использовать возможности чат-бот-коммуникации в процессе овладения студентами профессионально ориентированным блоком иностранного языка (создание авторских чат-ботов, содержание которых представляет собой тексты (в различном формате воспроизведения) с прилагаемыми для них заданиями и упражнениями;

- осуществлять выбор аутентичного, достоверного информационного содержания контента на основе новостных чат-ботов, функционирующих на платформах современных мессенджеров и социальных сетей для разнообразия дидактических средств обучения и трансляции актуальных на сегодняшний день сведений из области экономики;

- прибегать к обращению к специализированным «готовым» чат-ботам, предлагающим тренировку языковых навыков для прохождения международных испытаний по английскому языку, при организации деятельности со студентами,

Библиографический список

планирующими подтвердить свой уровень владения и обнаруживающими особые успехи в достижении образовательных результатов по дисциплине;

- предлагать проверенные чат-боты для развития иноязычных навыков студентов, обнаруживающих недостаточную степень сформированности языковой базы, в ходе осуществления самостоятельной деятельности по предмету.

Две последних из вышеперечисленных рекомендации позволяют применять потенциал чат-ботов для реализации задач личностно ориентированного иноязычного обучения, построения индивидуальных образовательных маршрутов студентов, овладевающих иностранным языком, в том числе и со специальными целями.

Думается, что наиболее отчётливо проявляющимися перспективами в дальнейшем изучении потенциала использования чат-ботов в практике иноязычного обучения студентов вузов является разработка, внедрение и анализ эффективности авторских электронных продуктов, базирующихся на технологии чат-бот, применительно к профессионально ориентированной сфере употребления изучаемого языка.

1. Будникова А.С., Бабенкова О.С. Использование чат-ботов при изучении иностранного языка. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020; № 3 (55). Available at: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3712/

2. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023; Т. 28, № 1: 66-72.

3. Шилова С.А., Крючкова А.А. Лингводидактический потенциал чат-ботов. Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: материалы докладов XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Саратов: Саратовский источник, 2021: 389-393.

4. Авраменко А.П. Искусственный интеллект в преподавании иностранных языков: учебное пособие. Москва: КДУ 2022.

5. Авраменко А.П. Лингводидактический потенциал чат-ботов и виртуальных помощников как средств распознавания речи технологиями искусственного интеллекта. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 3 (94): 9-11.

6. Костюнина С.А. Роль искусственного интеллекта в изучении иностранных языков. Вестник науки. 2022; № 2 (47): 38-42.

7. Common European framework of reference for languages: learning, teaching, assessment. companion volume with new descriptors. Available at: https://rm.coe.int/cefr-companion-volume-with-new-descriptors-2018/1680787989

8. Авраменко А.П., Ахмедова А.С., Буланова Е.Р Технология чат-ботов как средства формирования иноязычной грамматической компетенции при самостоятельном обучении. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023; Т. 28, № 2: 386-394.

References

1. Budnikova A.S., Babenkova O.S. Ispol'zovanie chat-botov pri izuchenii inostrannogo yazyka. Uchenye zapiski. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020; № 3 (55). Available at: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3712/

2. Sysoev P.V., Filatov E.M. Chat-boty v obuchenii inostrannomu yazyku: preimuschestva i spornye voprosy. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2023; T. 28, № 1: 66-72.

3. Shilova S.A., Kryuchkova A.A. Lingvodidakticheskij potencial chat-botov. Inostrannye yazyki v kontekste mezhkul'turnoj kommunikacii: materialy dokladov XIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Saratov: Saratovskij istochnik, 2021: 389-393.

4. Avramenko A.P. Iskusstvennyjintellekt vprepodavaniiinostrannyh yazykov: uchebnoe posobie. Moskva: KDU, 2022.

5. Avramenko A.P. Lingvodidakticheskij potencial chat-botov i virtual'nyh pomoschnikov kak sredstv raspoznavaniya rechi tehnologiyami iskusstvennogo intellekta. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 9-11.

6. Kostyunina S.A. Rol' iskusstvennogo intellekta v izuchenii inostrannyh yazykov. Vestnik nauki. 2022; № 2 (47): 38-42.

7. Common European framework of reference for languages: learning, teaching, assessment. companion volume with new descriptors. Available at: https://rm.coe.int/cefr-companion-volume-with-new-descriptors-2018/1680787989

8. Avramenko A.P., Ahmedova A.S., Bulanova E.R. Tehnologiya chat-botov kak sredstva formirovaniya inoyazychnoj grammaticheskoj kompetencii pri samostoyatel'nom obuchenii. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2023; T. 28, № 2: 386-394.

Статья поступила в редакцию 19.05.23

УДК 378

Ezhgurova A.A., senior teacher, Siberian Institute of Business and Information Technologies (Omsk, Russia),

E-mail: egaa80@rambler.ru

IMPROVING THE METHODOLOGY OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AS A CONDITION TO DEVELOP PROFESSIONAL COMPETENCE IN FUTURE MANAGERS. The article discusses some ways to improve the methodology of teaching a foreign language in a non-linguistic university as an important condition for improving the effectiveness of the professional competence formation of its graduates. For this purpose, first of all, the main professionally significant qualities of management students are highlighted and directions for further improvement of the process of developing professional competencies among students are determined. Then the role that the study of a foreign language plays in the course of professional training of a future manager, competitive in modern conditions of society development, is revealed. The possibilities of optimizing the process of teaching the academic discipline "Foreign Language" have been studied, which can be implemented in the conditions of the current stage of higher education development in the territory of the Russian Federation. At the same time, special attention is paid to the introduction of role-playing and business games into the educational process, as well as the project method.

Key words: foreign language in non-linguistic university, improvement of foreign language teaching methods, professional competence, role-playing and business games, project method

А.А. Ежгурова, ст. преп., Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, г. Омск, E-mail: egaa80@rambler.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

В данной статье рассматриваются некоторые пути совершенствования методики преподавания иностранного языка в неязыковом вузе как важное условие повышения эффективности формирования профессиональной компетентности его выпускников. Для этого в первую очередь выделяются основные профессионально значимые качества студентов-менеджеров и определяются направления дальнейшего совершенствования процесса развития профессиональных компетенций обучающихся. Затем выявляется роль, которую играет изучение иностранного языка в ходе профессиональной подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.