Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный язык в неязыковом вузе / совершенствование методики преподавания иностранного языка / профессиональная компетентность / ролевые и деловые игры / метод проектов / foreign language in non-linguistic university / improvement of foreign language teaching methods / professional competence / role-playing and business games / project method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Ежгурова

В данной статье рассматриваются некоторые пути совершенствования методики преподавания иностранного языка в неязыковом вузе как важное условие повышения эффективности формирования профессиональной компетентности его выпускников. Для этого в первую очередь выделяются основные профессионально значимые качества студентов-менеджеров и определяются направления дальнейшего совершенствования процесса развития профессиональных компетенций обучающихся. Затем выявляется роль, которую играет изучение иностранного языка в ходе профессиональной подготовки будущего менеджера, конкурентоспособного в современных условиях развития общества. Изучаются возможности оптимизации процесса преподавания академической дисциплины «Иностранный язык», которые могут быть реализованы в условиях текущей стадии развития высшего образования на территории Российской Федерации. При этом особое внимание уделяется внедрению в образовательный процесс ролевых и деловых игр, а равно метода проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.А. Ежгурова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE METHODOLOGY OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AS A CONDITION TO DEVELOP PROFESSIONAL COMPETENCE IN FUTURE MANAGERS

The article discusses some ways to improve the methodology of teaching a foreign language in a non-linguistic university as an important condition for improving the effectiveness of the professional competence formation of its graduates. For this purpose, first of all, the main professionally significant qualities of management students are highlighted and directions for further improvement of the process of developing professional competencies among students are determined. Then the role that the study of a foreign language plays in the course of professional training of a future manager, competitive in modern conditions of society development, is revealed. The possibilities of optimizing the process of teaching the academic discipline “Foreign Language” have been studied, which can be implemented in the conditions of the current stage of higher education development in the territory of the Russian Federation. At the same time, special attention is paid to the introduction of role-playing and business games into the educational process, as well as the project method.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ»

Обозначенные выше факторы позволяют сформулировать следующие рекомендации для преподавателей английского языка, внедряющих в практику иноязычного обучения студентов вузов чат-боты:

- использовать возможности чат-бот-коммуникации в процессе овладения студентами профессионально ориентированным блоком иностранного языка (создание авторских чат-ботов, содержание которых представляет собой тексты (в различном формате воспроизведения) с прилагаемыми для них заданиями и упражнениями;

- осуществлять выбор аутентичного, достоверного информационного содержания контента на основе новостных чат-ботов, функционирующих на платформах современных мессенджеров и социальных сетей для разнообразия дидактических средств обучения и трансляции актуальных на сегодняшний день сведений из области экономики;

- прибегать к обращению к специализированным «готовым» чат-ботам, предлагающим тренировку языковых навыков для прохождения международных испытаний по английскому языку, при организации деятельности со студентами,

Библиографический список

планирующими подтвердить свой уровень владения и обнаруживающими особые успехи в достижении образовательных результатов по дисциплине;

- предлагать проверенные чат-боты для развития иноязычных навыков студентов, обнаруживающих недостаточную степень сформированности языковой базы, в ходе осуществления самостоятельной деятельности по предмету.

Две последних из вышеперечисленных рекомендации позволяют применять потенциал чат-ботов для реализации задач личностно ориентированного иноязычного обучения, построения индивидуальных образовательных маршрутов студентов, овладевающих иностранным языком, в том числе и со специальными целями.

Думается, что наиболее отчётливо проявляющимися перспективами в дальнейшем изучении потенциала использования чат-ботов в практике иноязычного обучения студентов вузов является разработка, внедрение и анализ эффективности авторских электронных продуктов, базирующихся на технологии чат-бот, применительно к профессионально ориентированной сфере употребления изучаемого языка.

1. Будникова А.С., Бабенкова О.С. Использование чат-ботов при изучении иностранного языка. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020; № 3 (55). Available at: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3712/

2. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023; Т. 28, № 1: 66-72.

3. Шилова С.А., Крючкова А.А. Лингводидактический потенциал чат-ботов. Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: материалы докладов XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Саратов: Саратовский источник, 2021: 389-393.

4. Авраменко А.П. Искусственный интеллект в преподавании иностранных языков: учебное пособие. Москва: КДУ 2022.

5. Авраменко А.П. Лингводидактический потенциал чат-ботов и виртуальных помощников как средств распознавания речи технологиями искусственного интеллекта. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 3 (94): 9-11.

6. Костюнина С.А. Роль искусственного интеллекта в изучении иностранных языков. Вестник науки. 2022; № 2 (47): 38-42.

7. Common European framework of reference for languages: learning, teaching, assessment. companion volume with new descriptors. Available at: https://rm.coe.int/cefr-companion-volume-with-new-descriptors-2018/1680787989

8. Авраменко А.П., Ахмедова А.С., Буланова Е.Р Технология чат-ботов как средства формирования иноязычной грамматической компетенции при самостоятельном обучении. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023; Т. 28, № 2: 386-394.

References

1. Budnikova A.S., Babenkova O.S. Ispol'zovanie chat-botov pri izuchenii inostrannogo yazyka. Uchenye zapiski. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020; № 3 (55). Available at: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3712/

2. Sysoev P.V., Filatov E.M. Chat-boty v obuchenii inostrannomu yazyku: preimuschestva i spornye voprosy. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2023; T. 28, № 1: 66-72.

3. Shilova S.A., Kryuchkova A.A. Lingvodidakticheskij potencial chat-botov. Inostrannye yazyki v kontekste mezhkul'turnoj kommunikacii: materialy dokladov XIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Saratov: Saratovskij istochnik, 2021: 389-393.

4. Avramenko A.P. Iskusstvennyjintellekt vprepodavaniiinostrannyh yazykov: uchebnoe posobie. Moskva: KDU, 2022.

5. Avramenko A.P. Lingvodidakticheskij potencial chat-botov i virtual'nyh pomoschnikov kak sredstv raspoznavaniya rechi tehnologiyami iskusstvennogo intellekta. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 9-11.

6. Kostyunina S.A. Rol' iskusstvennogo intellekta v izuchenii inostrannyh yazykov. Vestnik nauki. 2022; № 2 (47): 38-42.

7. Common European framework of reference for languages: learning, teaching, assessment. companion volume with new descriptors. Available at: https://rm.coe.int/cefr-companion-volume-with-new-descriptors-2018/1680787989

8. Avramenko A.P., Ahmedova A.S., Bulanova E.R. Tehnologiya chat-botov kak sredstva formirovaniya inoyazychnoj grammaticheskoj kompetencii pri samostoyatel'nom obuchenii. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2023; T. 28, № 2: 386-394.

Статья поступила в редакцию 19.05.23

УДК 378

Ezhgurova A.A., senior teacher, Siberian Institute of Business and Information Technologies (Omsk, Russia),

E-mail: egaa80@rambler.ru

IMPROVING THE METHODOLOGY OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AS A CONDITION TO DEVELOP PROFESSIONAL COMPETENCE IN FUTURE MANAGERS. The article discusses some ways to improve the methodology of teaching a foreign language in a non-linguistic university as an important condition for improving the effectiveness of the professional competence formation of its graduates. For this purpose, first of all, the main professionally significant qualities of management students are highlighted and directions for further improvement of the process of developing professional competencies among students are determined. Then the role that the study of a foreign language plays in the course of professional training of a future manager, competitive in modern conditions of society development, is revealed. The possibilities of optimizing the process of teaching the academic discipline "Foreign Language" have been studied, which can be implemented in the conditions of the current stage of higher education development in the territory of the Russian Federation. At the same time, special attention is paid to the introduction of role-playing and business games into the educational process, as well as the project method.

Key words: foreign language in non-linguistic university, improvement of foreign language teaching methods, professional competence, role-playing and business games, project method

А.А. Ежгурова, ст. преп., Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, г. Омск, E-mail: egaa80@rambler.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

В данной статье рассматриваются некоторые пути совершенствования методики преподавания иностранного языка в неязыковом вузе как важное условие повышения эффективности формирования профессиональной компетентности его выпускников. Для этого в первую очередь выделяются основные профессионально значимые качества студентов-менеджеров и определяются направления дальнейшего совершенствования процесса развития профессиональных компетенций обучающихся. Затем выявляется роль, которую играет изучение иностранного языка в ходе профессиональной подготовки

будущего менеджера, конкурентоспособного в современных условиях развития общества. Изучаются возможности оптимизации процесса преподавания академической дисциплины «Иностранный язык», которые могут быть реализованы в условиях текущей стадии развития высшего образования на территории Российской Федерации. При этом особое внимание уделяется внедрению в образовательный процесс ролевых и деловых игр, а равно метода проектов.

Ключевые слова: иностранный язык в неязыковом вузе, совершенствование методики преподавания иностранного языка, профессиональная компетентность, ролевые и деловые игры, метод проектов

В наши дни непредсказуемый характер социальной, экономической и культурной жизни общества вносит свой вклад в актуализацию темы исследования. Для будущих менеджеров важно иметь достаточный уровень профессиональных компетенций, включая иноязычные, которые позволяют им общаться с коллегами и партнёрами из других стран, участвовать в международных переговорах и мероприятиях, расширять свой кругозор и получать доступ к новейшим исследованиям, технологиям и трендам. Для успешного повышения квалификации специалистов необходимо совершенствовать процесс формирования иноязычных компетенций. В современном мире, где международные связи не теряют своей актуальности, знание иностранных языков является необходимостью. Для менеджеров это особенно важно, так как управление и ведение бизнеса - это область, где точность и ясность выражения имеют решающее значение.

В связи с этим возникает ряд проблем, которые касаются обучения иностранным языкам в неязыковых вузах, так как в современных учебных организациях должны использоваться эффективные методы обучения иностранным языкам, чтобы готовить будущих специалистов к работе в глобальной среде.

Цель данной статьи - рассмотреть некоторые способы совершенствования преподавания иностранного языка в неязыковом вузе, знание которого является важным условием для повышения эффективности формирования профессиональной компетентности будущих выпускников. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: определить пути совершенствования процесса развития профессиональных компетенций у студентов-менеджеров, выявить роль изучения иностранного языка в обучении будущих менеджеров, изучить возможности оптимизации процесса преподавания иностранного языка.

Для написания статьи автор использовал анализ литературы и рефлексию своего педагогического опыта.

Научная новизна данной статьи заключается в том, что она демонстрирует возможности для улучшения развития профессиональных навыков студентов-менеджеров.

Практическая значимость статьи состоит в том, что автор предлагает пути оптимизации процесса преподавания иностранного языка студентам-менеджерам, которые могут быть реализованы в современной системе высшего образования.

Сегодня важным направлением развития отечественной системы высшего образования является углубление и расширение интеграции компетентностного подхода [1, с. 47], который включает формирование ключевых компетенций у студентов. Это поможет обеспечить качественное обучение будущих менеджеров и повысить их конкурентоспособность на рынке труда.

В современных неязыковых вузах реализация образовательных программ должна быть направлена на формирование определенных универсальных компетенций у будущих специалистов. «Данные компетенции, как бы они ни назывались, - это компетенции метаОуровня, которые требуются современному человеку для самоорганизации и выбора способов деятельности в любой ситуации неопределенности, возникающей на его жизненном и профессиональном пути. Чтобы жить и работать всовременном обществе, надо иметь критические и аналитические на выки, здравый смысл и осознавать свои возможности, в том числе и в различных контекстах профессиональной коммуникации» [2, с. 87].

Для этого необходимо использовать методологический подход, который позволит оценить степень сформированности этих компетенций. Один из таких подходов - это социально ответственный профессионализм, который включает в себя «профессионально важные (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, В.Д. Шадриков и др.) или профессионально значимые (С.В. Кондратьева, Л.М. Митина и др.) качеств личности. Эти термины в современном психолого-педагогическом дискурсе чаще всего используются как синонимы» [3, с. 87].

Современные педагоги используют этот термин для обозначения личных качеств специалиста, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. На основе изучения данного подхода выделяем некоторые качества, необходимые для формирования у студентов-менеджеров. Эти качества включают в себя профессиональную компетентность, коммуникативные навыки, лидерские качества, умение работать в команде, этические принципы, «стрессоустой-чивость, готовность к работе с учетом изменения политических, экономических, социальных и культурных факторов» [4, с. 38].

Важно, чтобы образовательные программы в неязыковых вузах были ориентированы на развитие этих качеств у будущих выпускников, чтобы они могли стать успешными и ответственными профессионалами в своей области.

Согласно социологическим исследованиям, большинство студентов-менеджеров считают коммуникативную способность важной для своей будущей профессиональной деятельности. Фактически, «чтобы осуществить возложенный на менеджера функционал, ему важно овладеть искусством делового обще-

ния, осуществляемого между сотрудниками компании и зарубежными коллегами как равными партнерами. Такая форма обмена информацией приводит к возникновению контакта и взаимопонимания» [4, с. 38]. При этом изучение иностранного языка является ключевым фактором в формировании этой компетенции и обязательным для освоения в российских неязыковых вузах.

Знание иностранного языка помогает развивать общекультурные компетенции студентов и способствует формированию коммуникативных навыков, таких как ориентирование в социальном и культурном контексте, понимание мыслей и чувств, фактов и мнений, их интерпретация в устной и письменной формах. Изучение иностранного языка также помогает будущим менеджерам осознавать проблемы, связанные с взаимоотношениями между коллегами и партнёрами, развивать позитивное отношение к субъектам процесса коммуникации и навыки адекватной оценки участников профессионального общения в различных ситуациях. Это способствует достижению положительных результатов в условиях профессиональной коммуникации.

Выявив роль, которую освоение иностранного языка играет в процессе профессиональной подготовки будущего менеджера, переходим к рассмотрению прогрессивных методов обучения соответствующей дисциплине.

Так, например, мы считаем целесообразным использование ролевых и деловых игр как эффективного средства развития рассмотренных выше компетенций студентов-менеджеров на занятиях по иностранному языку.

«Современная педагогическая практика и исследователи склонны трактовать термин «учебная деловая игра» как специфическую форму воссоздания социального и предметного содержания будущей профессиональной деятельности студентов (В.В. Ерёмин, И.В. Зарочинцева, Н.П Михайлова, А.В. Лебедев, Н.К. Омаров)» [5, с. 54].

«Деловая игра - это форма интерактивного обучения, позволяющая сформировать ключевые и профессиональные компетенции студента, то есть способность реализовывать полученные знания в практической деятельности в различных социальных сферах и социально-экономических условиях» [6, с. 38]. Данная форма организации образовательного процесса позволяет максимально приближенно смоделировать различные ситуации профессионального общения. Проведение таких игр позволяет создавать педагогические ситуации, в которых нужно комплексно использовать знания, умения и навыки, полученные студентами в процессе усвоения иностранных языков и других дисциплин.

«Реализация подобных методик позволяет генерировать педагогические условия, максимально приближённые к тем, в которых позднее будет осуществляться профессиональное общение будущих специалистов» [5, с. 54]. Правильные организация и проведение таких игр будут способствовать развитию у студентов-менеджеров основных профессионально значимых качеств, связанных с коммуникативной деятельностью.

Рассматривая наиболее эффективные методы преподавания иностранного языка, нельзя обойти вниманием метод учебных проектов. «Первоначально метод проектов был известен как «метод проблем», или «метод целевого акта». Данные названия демонстрируют суть деятельности, заключающейся в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач (проблем) преимущественно с коммуникативно-профессиональной направленностью, которые требуют интеграции сведений из различных предметных областей (Дж. Дьюи, У. Килпатрик) с обязательной презентацией результатов проведенной деятельности» [7, с. 215]. Ключевой термин «проект» может быть истолкован как самостоятельно планируемая и реализуемая будущими менеджерами деятельность.

Работа над учебным проектом предполагает «применение определенной совокупности учебно-познавательных, исследовательских, поисковых приемов и проблемных методов, творческих в своей основе, где студенты могут самостоятельно или в группах искать необходимую им информацию, что способствует формированию положительной мотивации и серьезного отношения к постановке целей, планированию результата» [7, с. 215].

Особенно эффективен метод подготовки учебных проектов на последних этапах формирования системы знаний, умений и навыков будущих менеджеров, связанных с иноязычным речевым общением. Перечень тем учебных проектов, предлагаемых студентам-менеджерам, может быть весьма разнообразен. Важным условием является то, что поиск и обработку материала, необходимого для выполнения учебных проектов, студенты выполняют путем анализа как русских, так и иноязычных ресурсов.

Результатом проектной деятельности будущих менеджеров является презентация, полностью выполненная и представленная устно на иностранном языке. Таким образом, работа над учебным проектом, несомненно, способствует формированию у студентов-менеджеров совокупности компетенций, связанных с осуществлением ими профессиональной деятельности, в том числе с обращением к зарубежному опыту такого рода деятельности.

Правильная организация проектной деятельности студентов, обучающихся в современном неязыковом вузе, на занятиях по иностранному языку предполагает учёт ряда факторов:

1. «Деятельность, связанная с выполнением и защитой учебных проектов, должна способствовать установлению и развитию связей между иностранным языком и прочими академическими дисциплинами» [8, с. 221].

2. Проекты должны иметь профессионально ориентированную направленность [9, с. 250].

3. Во время работы над учебными проектами подразумевается широкое использование устной и письменной иноязычной речи.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс ролевых и деловых игр, а также метода проектов позволяет подготовить студентов на уровне коммуникативной компетенции «входить в мир профессиональных отношений; уметь правильно вступать в конструктивный диалог; удерживать инициативу в коммуникации; прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение; эмоционально настраиваться на коммуникативную ситуацию; преодолевать барьеры в общении, а на уровне иноязычной коммуникативной компетенции владеть корректной устной и письменной иноязычной речью и быть способными к диалогу в поликультурной, многонациональной среде; уметь использовать языковые формы в соответствии с контекстом» [10, с. 323].

Библиографический список

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время перспективным направлением развития отечественной системы высшего образования является углубление и расширение интеграции компетентностного подхода, который способствует формированию у будущих специалистов такого важного качества, как социально ответственный профессионализм. Важным элементом его структуры являются профессионально значимые качества, которые включают в себя коммуникативную способность.

Одним из ключевых элементов формирования этого качества выступает изучение иностранного языка, которое является обязательным в российских неязыковых вузах. Знание иностранного языка помогает также развивать общекультурные компетенции студентов-менеджеров. Современные методы обучения иностранному языку, такие как ролевые и деловые игры, могут быть эффективным средством развития коммуникативных компетенций студентов-менеджеров. Эти методы позволяют создавать педагогические условия, максимально приближенные к реальным ситуациям, в которых студенты-менеджеры будут работать в будущем.

Таким образом, изучение иностранного языка является важным элементом формирования профессиональных качеств будущих менеджеров, особенно коммуникативной способности, а современные методы обучения, такие как метод проектов, ролевые и деловые игры, могут помочь студентам развивать эти компетенции.

1. Амелькина М.С. Компетентностный подход: новый виток развития отечественного образования. Управление образованием: теория и практика. 2019; № 2: 47-59.

2. Дроботенко Ю.Б., Назарова Н.А. Оценка универсальных компетенций студентов неязыковых специальностей. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021; № 3: 85-102.

3. Посталюк Н.Ю., Прудникова В.А. Профессионально важные качества специалиста: методологические подходы, модели, российские практики развития. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020; № 3: 86-94.

4. Яшкова Е.В., Лаврентьева Л.В. Профессиональные умения и способности современного менеджера. Психологическая наука и образование. 2017; № 6: 37-40.

5. Абдулхалимова РО., Рамазанова М.Ш., Рагимова В.М. Модернизация преподавания иностранного языка как условие повышения эффективности формирования профессиональной компетентности будущих медиков. Мир науки, культуры и образования. 2023; № 2: 52-55.

6. Скобелева Е.И. Деловая игра в системе интерактивного обучения: компетентностный подход. Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2015; № 4: 38-46.

7. Година Д.Х., Кардович И.К., Коробова Е.В., Ярославская И.И. Методологические аспекты метода проектов при обучении иностранному языку в экономическом вузе. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019; № 1: 215-218.

8. Баширова Х.А., Магомедова М.А., Рагимова В.М. Роль иностранного языка в формировании профессиональной компетентности студентов-медиков. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1: 219-222.

9. Любичева В.Ф., Чиркова О.В. Профессионально ориентированные проекты: их роль и место в математической подготовке будущих бакалавров направления «Менеджмент». Омский научный вестник. 2013; № 2: 249-252.

10. Стеняшина Н.Л., Новикова Ж.С., Назмутдинова А.Р Формирование коммуникативной иноязычной компетенции у студентов-менеджеров для участия в эффективном деловом общении. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2021; № 4: 319-327.

References

1. Amel'kina M.S. Kompetentnostnyj podhod: novyj vitok razvitiya otechestvennogo obrazovaniya. Upravlenie obrazovaniem: teoriya iprakíika. 2019; № 2: 47-59.

2. Drobotenko Yu.B., Nazarova N.A. Ocenka universal'nyh kompetencij studentov neyazykovyh special'nostej. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2021; № 3: 85-102.

3. Postalyuk N.Yu., Prudnikova V.A. Professional'no vazhnye kachestva specialista: metodologicheskie podhody, modeli, rossijskie praktiki razvitiya. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2020; № 3: 86-94.

4. Yashkova E.V., Lavrenfeva L.V. Professional'nye umeniya i sposobnosti sovremennogo menedzhera. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2017; № 6: 37-40.

5. Abdulhalimova R.O., Ramazanova M.Sh., Ragimova V.M. Modernizaciya prepodavaniya inostrannogo yazyka kak uslovie povysheniya 'effektivnosti formirovaniya professional'noj kompetentnosti buduschih medikov. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2023; № 2: 52-55.

6. Skobeleva E.I. Delovaya igra v sisteme interaktivnogo obucheniya: kompetentnostnyj podhod. Vestnik NGTU im. R.E. Alekseeva. Seriya: Upravlenie v social'nyh sistemah. Kommunikativnye tehnologii. 2015; № 4: 38-46.

7. Godina D.H., Kardovich I.K., Korobova E.V., Yaroslavskaya I.I. Metodologicheskie aspekty metoda proektov pri obuchenii inostrannomu yazyku v 'ekonomicheskom vuze. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2019; № 1: 215-218.

8. Bashirova H.A., Magomedova M.A., Ragimova V.M. Rol' inostrannogo yazyka v formirovanii professional'noj kompetentnosti studentov-medikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1: 219-222.

9. Lyubicheva V.F., Chirkova O.V. Professional'no orientirovannye proekty: ih rol' i mesto v matematicheskoj podgotovke buduschih bakalavrov napravleniya «Menedzhment». Omskij nauchnyj vestnik. 2013; № 2: 249-252.

10. Stenyashina N.L., Novikova Zh.S., Nazmutdinova A.R. Formirovanie kommunikativnoj inoyazychnoj kompetencii u studentov-menedzherov dlya uchastiya v 'effektivnom delovom obschenii. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2021; № 4: 319-327.

Статья поступила в редакцию 27.06.23

УДК 378

Zapisnykh O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: zapisoga@rambler.ru

Lebedeva E.V., teaching assistant, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: zastava68@bk.ru

LINGUODIDACTIC FOUNDATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF DISCOURSE COMPETENCE OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN WORK WITH FOREIGN LANGUAGE CINEMA DISCOURSE. The article studies linguodidactic issues related to the development of discursive competence skills of high school students through the use of foreign language film discourses. The work reveals the essence of the concepts of "discourse", "discursive competence", analyzes the structure of discursive competence. The authors of the article emphasize special importance of film discourses in the development of this competence. The article defines linguistic and non-linguistic characteristics of the film discourse, its genres and requirements for selection in the educational process. The paper also presents the main stages of working with a film discourse in a foreign language lesson, their content is disclosed. The authors of the article come to the conclusion that effective and continuous work with film discourses will allow to increase the level of developed skills of foreign language discursive competence of high school students.

Key words: foreign language communicative competence, discourse, discursive competence, structure of discursive competence, formation of foreign language discursive competence, video discourse

О.В. Записных, канд. пед. наук, зав. каф., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Е-mail: zapisolga@rambler.ru

Е.В. Лебедева, асс., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Е-mail: zastava68@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.