Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МОТИВАЦИЯ / ИНОЯЗЫЧНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / НЕЙРОСЕТИ / ЧАТ-БОТЫ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещерякова Ольга Владимировна

Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов повышения мотивации студентов непрофильных вузов к изучению иностранного языка. В статье приводится определение понятия «мотивация», рассматриваются ее виды, отмечается важность наличия заинтересованности субъекта для успешного изучения иностранного языка в вузе. Рассматривается такое понятие, как иноязычная тревожность. В статье описываются результаты исследования мотивации к изучению иностранного языка студентов неязыкового вуза, характеризуются факторы, препятствующие и способствующие мотивированному изучению иностранного языка студентами вузов. Обозначены функции искусственного интеллекта, которые могут быть использованы в преподавании иностранных языков, проанализированы возможности применения цифровых средств (нейросетей, чат-ботов, технологии виртуальной реальности) для повышения мотивации к изучению иностранного языка среди студентов вузов и снижения у них иноязычной тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING ARTIFICIAL INTELLIGENCE TO INCREASE MOTIVATION OF UNIVERSITY STUDENTS FOR LEARNING FOREIGN LANGUAGES

The article discusses topical issues of increasing the motivation of students of non-linguistic universities to learn a foreign language. According to the article, the definition of “motivation” is given, its types are considered, the importance of the subject’s interest for the successful learning of a foreign language in the university is noted. Consideration is given to such a concept as “foreign-language anxiety”. The article describes the results of a study of the motivation to learn a foreign language of students of a non-linguistic university, characterizes the factors that impede and contribute to the motivated study of a foreign language by university students. The functions of artificial intelligence (AI), which can be used in teaching foreign languages, the possibilities of using digital tools (neural networks, chat-bots, virtual reality technologies) have been identified to increase the motivation to learn a foreign language among university students and reduce their foreign language anxiety.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ»

Научная статья УДК 372.881.1

https://doi.org/10.24158/spp.2023.6.22

Возможности использования искусственного интеллекта для повышения мотивации студентов к изучению иностранных языков в вузе

Ольга Владимировна Мещерякова

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, olgan08@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5803-740X

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов повышения мотивации студентов непрофильных вузов к изучению иностранного языка. В статье приводится определение понятия «мотивация», рассматриваются ее виды, отмечается важность наличия заинтересованности субъекта для успешного изучения иностранного языка в вузе. Рассматривается такое понятие, как иноязычная тревожность. В статье описываются результаты исследования мотивации к изучению иностранного языка студентов неязыкового вуза, характеризуются факторы, препятствующие и способствующие мотивированному изучению иностранного языка студентами вузов. Обозначены функции искусственного интеллекта, которые могут быть использованы в преподавании иностранных языков, проанализированы возможности применения цифровых средств (нейросетей, чат-ботов, технологии виртуальной реальности) для повышения мотивации к изучению иностранного языка среди студентов вузов и снижения у них иноязычной тревожности.

Ключевые слова: иностранный язык, мотивация, иноязычная тревожность, искусственный интеллект, нейросети, чат-боты, виртуальная реальность.

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Мещерякова О.В. Возможности использования искусственного интеллекта для повышения мотивации студентов к изучению иностранных языков в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 6. С. 152-160. https://doi.org/10.24158/spp.2023.6.22.

Original article

Using Artificial Intelligence to Increase Motivation of University Students for Learning Foreign Languages

Olga V. Meshcheryakova

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, olgan08@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5803-740X

Abstract. The article discusses topical issues of increasing the motivation of students of non-linguistic universities to learn a foreign language. According to the article, the definition of "motivation" is given, its types are considered, the importance of the subject's interest for the successful learning of a foreign language in the university is noted. Consideration is given to such a concept as "foreign-language anxiety". The article describes the results of a study of the motivation to learn a foreign language of students of a non-linguistic university, characterizes the factors that impede and contribute to the motivated study of a foreign language by university students. The functions of artificial intelligence (AI), which can be used in teaching foreign languages, the possibilities of using digital tools (neural networks, chat-bots, virtual reality technologies) have been identified to increase the motivation to learn a foreign language among university students and reduce their foreign language anxiety.

Keywords: foreign language, motivation, foreign language anxiety, artificial intelligence, neural networks, chatbots, virtual reality

Funding: Independent work.

For citation: Meshcheryakova, O.V. (2023) Using Artificial Intelligence to Increase Motivation of University Students for Learning Foreign Languages. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (6), 152-160. Available from: doi:10.24158/spp.2023.6.22 (In Russian).

Необходимость владения хотя бы одним иностранным языком для успешного выпускника вуза не вызывает сомнений. Это увеличивает конкурентоспособность специалистов на рынке труда во многих отраслях, таких как международная торговля, сектор телекоммуникационных технологий, авиация, медицина, финансы, международный бизнес.

Английский язык, например, является наиболее часто используемым при обмене информацией между государствами, при коммуникации в академической среде. Согласно исследованию

© Мещерякова О.В., 2023

EPI, проведенному организацией EF Education First (EF EPI 2022)1, Россия занимает 40-е место из 100 и находится в группе стран уровня «Moderate Proficiency» вместе с Италией, Испанией, Францией, Украиной, Южной Кореей и Белоруссией. Уровень «Moderate Proficiency» предполагает наличие таких умений, как способность участвовать в совещаниях в своей профессиональной сфере, понимание слов песен, написание электронных писем на знакомые темы, в то время как специалисты в странах из группы «High» и «Very High Proficiency» демонстрируют такие умения, как чтение сложных аутентичных текстов, ведение переговоров на английском языке с носителями языка, использование языковых нюансов в различных ситуациях, создание презентаций в процессе выполнения рабочих задач, чтение публикаций. В исследовании EF EPI 2022 также отмечена прямая взаимосвязь между индексом человеческого развития (ИЧР) и знанием английского языка - чем выше место страны в рейтинге Proficiency, тем выше ИЧР. Авторы исследования указывают на корреляцию между глобальным индексом социальной мобильности и уровнем Proficiency.

В отечественной научной литературе также подчеркивается важная роль изучения иностранных языков в вузе, более того, подобная компетентность выпускника вуза рассматривается в качестве обязательного компонента профессиональной подготовки (Артемьева и др., 2005: 15).

Изучение любого иностранного языка - непростая задача, а на достижение уровня «Moderate Proficiency» или «High Proficiency» могут уйти годы. В условиях закрытых границ и изменения вектора международного сотрудничества Российской Федерации популярность изучения иностранных языков может уменьшиться; в учебных планах вузов сокращается количество часов, выделяемых на их изучение, в частности, европейских.

Студенты непрофильных вузов зачастую не считают изучение иностранных языков своим приоритетом, начинают пропускать занятия и теряют интерес к повышению своего уровня владения иностранным языком, ограничиваясь базой умений и знаний, полученных в школе. К тому же широкое использование систем искусственного интеллекта, нейросетей (таких как ChatGPT) могут создать у студентов иллюзию отсутствия необходимости расширять словарный запас, развивать навыки и умения письменной речи и самостоятельного поиска информации на иностранном языке. С одной стороны, ослабевает влияние такого мотивирующего фактора , как возможность использовать языковые навыки в профессиональной деятельности, работать в международной компании, уехать за границу на стажировку. С другой стороны, студентам уже неинтересны традиционные формы проведения занятий; многие из них используют нейросети при выполнении домашних заданий, приветствуют применение приемов визуализации, компьютерных тестов и образовательных платформ на занятиях, что выглядит вполне естественным после нескольких периодов дистанционного обучения из-за недавно прошедшей пандемии. Использование таких цифровых образовательных инструментов, как нейросети (чат-боты), дополненная (Augmented Reality) и виртуальная реальность (Virtual Reality), в образовательном процессе может рассматриваться в качестве новых инструментов повышения заинтересованности студентов в изучении иностранных языков.

Данная статья посвящена проблеме исследования мотивации студентов финансово-экономического вуза к изучению иностранных языков в зависимости от их направления подготовки и возможности использования систем искусственного интеллекта для усиления вовлеченности студентов в процесс изучения иностранных языков.

Определения понятия «мотивация», описание ее видов и факторов, влияющих на повышение или снижение уровня заинтересованности обучающихся в изучении иностранных языков, достаточно хорошо представлены в отечественной и зарубежной литературе. С другой стороны, возможности использования систем искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам в вузе разработаны недостаточно. Таким образом, мы ставим целью настоящей работы изучить структуру мотивации студентов в зависимости от направления их подготовки в современных условиях и определить роль искусственного интеллекта (ИИ) как цифрового образовательного инструмента в повышении мотивации к изучению иностранных языков в вузе.

Для успешного изучения иностранного языка в вузе необходимо соблюдение ряда условий, среди которых ключевым является наличие мотивации у студентов к его освоению. В этом случае у обучающегося есть цель, связанная с практическим использованием иностранного языка, в том числе в профессиональной деятельности; присутствует позитивное отношение к процессу его изучения, к особенностям организации занятий, к культуре страны изучаемого языка; имеет место положительная оценка своих собственных способностей к изучению иностранного языка (Рыжова, 2011: 776).

Мотивация может быть определена как осознание обучающимся необходимости изучения дисциплины в соответствии со своими устремлениями и интересами. Источником ее могут стать

1 The World's Largest Ranking of Countries and Regions by English Skills [Электронный ресурс] // EF EPI. URL: https://www.ef.com/wwen/epi/ (дата обращения: 22.06.2023).

мысли, чувства или предметы, связанные с определенной деятельностью (Миронова, Гейвус, 2014: 108).

Учебная мотивация рассматривается И.А. Зимней в качестве ведущей в учебной деятельности, которая определяется целым рядом факторов, таких как особенности образовательной системы, в которой происходит обучение, специфика организации образовательного процесса, личностными приоритетами обучаемого1.

В отечественной литературе описывают два вида мотивации - внутреннюю и внешнюю. Первая определяется мотивами, связанными с деятельностью по изучению иностранного языка. Вторую нередко называют познавательной. Внутренние мотивы можно разделить на коммуникативные (изучение иностранного языка для общения), лингвопознавательные (интерес и положительное отношение к изучаемому языку) и операционно-инструментальные (наличие положительного отношения к определенным видам заданий). К внешним мотивам относятся: стремление к достижению высоких результатов и повышению успеваемости, мотив самоутверждения, стремление к аффили-ации с носителями языка, к саморазвитию (Угрюмова, Сергеева, 2012: 116). Внешними мотивами также считаются личностные и социально-обусловленные мотивы. В качестве внутренних могут рассматриваться следующие: наличие связи владения иностранным языком с будущей работой, карьерой; интерес к изучению иностранного языка - вовлеченность в учебный процесс, хорошие отношения в группе и с преподавателем (Минеева, Еремеева, 2016; Минеева, Колдина, 2018). Нередко молодые люди изучают иностранный язык, потому что стремятся к получению более высокооплачиваемой работы, под давлением родителей или стремясь избежать плохих оценок - такие мотивы принято считать внешними (Ryan, Deci, 2000: 58).

Исследователи указывают на комплексную структуру учебной мотивации, включающей в себя целый рад факторов, таких как материальные, социальные, лингвопознавательные мотивы, отношения с преподавателем и другими студентами в группе, профессиональные, коммуникативные мотивы (Минеева, Колдина, 2018).

Однако позитивное отношение к изучению иностранного языка не гарантирует успешности обучения. Нередко студенты боятся говорить на иностранном языке, сделать ошибку, дать неверный ответ или быть неспособными поддержать беседу по изучаемой теме. В этом случае следует говорить об иноязычной тревожности, которая понимается как ощущение дискомфорта, возникающее вследствие необходимости общаться на иностранном языке. Подобное состояние может быть обусловлено действием следующих факторов: высокая частота ошибок и неверных ответов на занятиях, чувство стеснения и неловкости, которое испытывают студенты, если не могут поддержать беседу на иностранном языке на должном уровне, недопонимание инструкции или речи преподавателя в целом, ограниченный словарный запас, сложности с восприятием иноязычной речи на слух, нехватка времени на выполнение домашних заданий, учеба в разноуровневой языковой группе. Тревожность может быть также связана с психологическими особенностями личности студента, обстановкой на занятии, требованиями преподавателя или стилем его взаимодействия с обучающимися (Гусаковская, Толмачева, 2012: 187).

В целом, иноязычная тревожность представляет собой набор ощущений, убеждений, поведенческих паттернов, возникающих в процессе изучения иностранного языка из-за некоторых его особенностей (Horwitz et al., 1986: 128).

Мотивация выступает как важное условие успешности и продуктивности процесса обучения иностранному языку в вузе, поэтому преподавателю необходимо уделять особое внимание целенаправленному формированию позитивного отношения студентов к освоению иностранного языка.

Для достижения целей исследования мотивации и возможностей использования искусственного интеллекта нами было проведено анкетирование. В нем приняли участие 40 студентов 2 и 3 курсов факультета международных экономических отношений Финансового университета двух направлений подготовки - «Экономика» и «Лингвистика».

В процессе проведения опроса решались следующие задачи: 1) установление факторов, препятствующих его изучению; 3) обнаружение факторов, способствующих повышению мотивации к учебе; 4) выявление наличия или отсутствия иноязычной тревожности у студентов; 5) определение роли современных методов обучения, в частности, VR-технологий и чат-ботов, а также их способности повлиять на мотивацию к изучению иностранного языка. Студентам было предложено ответить на 10 вопросов с выбором ответа.

Обучающиеся направления «Лингвистика» идентифицировали свой уровень знания иностранного языка по шкале CEFR следующим образом: B2 - 54,55 %, B1 - 18,18 %, B2+ - 9 % и C1 - 18,18 %. Половина респондентов отметили, что планируют использовать английский язык в профессиональной деятельности, поэтому считают необходимым его изучение для себя.

1 Зимняя И.А. Педагогическая психология : учебник по педагогической психологии. М., 2004. С. 130.

- 154 -

По 12,5 % опрошенных выбрали такие варианты ответов на предложенный вопрос, как «нравится английский язык», «нравится общаться с носителями языка», «интересна культура страны изучаемого языка» и «хочу уехать за границу». Половина опрошенных чувствует себя комфортно на занятиях, 37,5 % информантов считают английский самым важным предметом в вузе, 12,5 % участников исследования нравятся темы, изучаемые на занятиях по иностранному языку.

Студенты направления «Экономика» обозначили свой уровень по шкале CEFR как: В2+ -40,63 %, С1 - 28,13 %, В2 - 21,88 %, В1 - 9,38 %. Значительное количество респондентов (40,63 %) указали, что изучают английский язык для использования в профессиональной деятельности, 25 % - для общения с носителями языка, остальные учат английский язык, потому что хотели бы уехать рубеж либо потому что им нравится (по 12,5 %), 6,25 % участников исследования учат язык из-за того, что такая дисциплина есть в учебном плане, 3,13 % опрошенных интересна культура Англии. Большая часть студентов (68,85 %) отметила, что чувствует себя комфортно на занятиях, по 12,5 % респондентов выбрали ответы «интересны изучаемые темы» и «одногруппники говорят лучше», 6,25 % опрошенных считают, что «английский - самый важный предмет».

Мотивы изучения английского языка студентами представлены на рис. 1.

■ Направление "Лингвистика" ■ Направление "Экономика"

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Профессиональная Нравится английский Хотел бы уехать за Для общения с Учу, потому что есть деятельность язык и культура границу носителями языка в учебном плане

Рисунок 1 - Диаграмма «Мотивы изучения английского языка у студентов»

Таким образом, внутренняя мотивация является преобладающей в изучаемых группах студентов.

На формирование учебной мотивации оказывают большое влияние эмоции, которые испытывают молодые люди на занятиях. Некоторые исследователи считают, что они могут усиливать или ослаблять тот или иной мотив. Положительные эмоции могут способствовать росту мотивации к деятельности, в то время как отрицательные эмоции способны привести к потере мотивации. Проявлением отрицательных эмоций считается тревожность (Гусаковская, Толмачева, 2012).

Мы включили в анкету вопросы, имеющие своей целью выявить тревожность и определить характер эмоций, возникающих у студентов в процессе изучения иностранных языков. В ходе анкетирования было обнаружено, что чувство тревоги проявляется у молодых людей дифференцированно в зависимости от направления их обучения. Рассмотрим причины, вызывающие состояние тревоги у обучающихся разных направлений. Так, для направления «Лингвистика» они сопряжены с маленьким словарным запасом - 37,5 %, боязнью дать неправильный ответ и страхом выступления перед аудиторией - по 25 %, неумением поддержать беседу на заданную тему - 12,5 %. С другой стороны, у 62,5 % студентов направления «Лингвистика» изучение иностранных языков вызывает интерес, 25 % испытывают любопытство во время занятий, 12,5 % -радость, что вполне оправданно, принимая во внимание их специализацию.

Следующие причины возникновения чувства тревоги характерны для студентов направления «Экономика»: 25 % из них сообщили, что не могут поддержать беседу на любую заданную тему, используя средства иностранного языка, 18,75 % - указали на то, что невыполнение домашних заданий из-за загруженности по другим предметам мешает им чувствовать себя комфортно на занятиях по иностранному языку, 15,63 % - испытывают страх дать неверный ответ; 12,5 % - имеют маленький словарный запас, 9,38 % - испытывают страх выступления перед аудиторией; при этом 65,63 % опрошенных проявляют интерес к изучению иностранных языков, 18,75 % - любопытство и 9,38 % - радость. По 3,13 % опрошенных чувствуют безразличие и тревогу на занятиях.

Результаты представлены на рис. 2.

70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

& ХР А

Ж Ж Jf

л <*? ¿г *

<? JS* #

# /

Направление "Лингвистика"

Направление "Экономика"

л/ ^

* .¿f J* jf

Рисунок 2 - Диаграмма «Уровень тревожности и характер эмоций, возникающих у студентов в процессе изучения иностранных языков»

Отвечая на вопрос «Какие факторы препятствуют успешному изучению иностранного языка в университете?», 37,5 % студентов направления «Лингвистика» выбрали вариант «неуверенность в своих способностях к изучению языка», «страх негативной оценки ответа и страх сделать ошибку» отметили 25 % опрошенных, 12,5 % молодых людей указали «невозможность применить язык в жизни и профессиональной деятельности», 25 % - посетовали на малое количество часов, отведенных на изучение иностранного языка в непрофильном вузе. Для студентов направления «Экономика» решающим фактором оказалось отсутствие возможности поехать за границу на стажировку - 31,25 %, не уверены в своих способностях 15,63 % респондентов, испытывают страх негативной оценки и страх сделать ошибку и получить плохую оценку 12,5 % опрошенных, невозможность применить знания обозначили в качестве препятствия для освоения языка 12,5 % респондентов, малое количество часов - 9,38 % участников исследования. Совокупные результаты ответов представителей выборки приведены на рис. 3.

Направление "Экономика"

Направление "Лингвистика"

Невозможность поехать за границу на учебу или стажировку

Маленькое колическто часов на иностранный язык

Невозможность применить язык в жизни

Страх негативной оценки, сделать ошибку

Неуверенность в своих способностях к изучению иностранного языка

0 % 5 % 10 % 15 % 20 % 25 % 30 % 35 % 40 % Рисунок 3 - Диаграмма «Факторы, препятствующие успешному изучению иностранного языка в университете»

Следующим вопросом, предложенным студентам, был вопрос о факторах, повышающих заинтересованность в изучении иностранного языка. Наиболее важна для обучающихся, как оказалось, благоприятная обстановка на занятиях. Лингвистам интересно написание статей на иностранном языке и выполнение проектов. Среди них ответ «использование чат-ботов и VR-технологии» был более популярен, чем среди студентов на правления «Экономика». Комплексно результаты ответов респондентов на этот вопрос представлены на рис. 4.

Рисунок 4 - Диаграмма «Факторы, повышающие заинтересованность в изучении иностранного языка»

Студентам также было предложено выбрать, каким образом нейросети могут быть полезны в изучении иностранного языка. Наиболее популярным вариантом ответа был «помочь с поиском информации» (его выбрали 37,5 % «лингвистов» и 50 % «экономистов»); другие ответы: «помочь делать домашнюю работу» - 12,5 % и 28,13 % соответственно; «быть собеседником, с которым не страшно общаться» - 37,5 % и 6,25 % соответственно; наименее популярные ответы - «заменить преподавателя», «писать сочинения» и «заучивать слова».

По результатам исследования можно сделать следующие выводы: преобладающим видом мотивации в опрошенных группах является внутренняя; общее отношение студентов к изучению иностранных языков положительное, но некоторые обучающиеся указали на то, что их заинтересованность в этом снижается вследствие, в том числе, ограничения возможностей поехать за границу. Студентам знакомы нейросети, такие как ChatGPT, и они ими пользуются.

Несмотря на позитивное отношение к изучению иностранного языка и заинтересованность в этом, неуверенность в своих способностях, страх сделать ошибку или получить негативную оценку могут стать барьером для развития познавательной сферы студентов и привести к коммуникативным неудачам в дальнейшем. Таким образом, наличие подобных ответов требует пристального внимания и дальнейшего изучения.

Как преодолеть тревожность и избежать возможного снижения мотивации, связанного с падающей популярностью европейских языков? Мы полагаем, что мотивацию можно повысить, используя современные средства обучения, такие как компьютерные и мультимедийные технологии, образовательные интернет-ресурсы, так как они позволят повысить психологический комфорт обучающихся, индивидуализируя обучение, обеспечивая самостоятельную работу, регулярность повторения (дриллы), служа базами данных и облегчая поиск информации. Они смогут повысить интенсивность обучения, стимулировать студентов к осуществлению познавательной, творческой и исследовательской деятельности на иностранном языке. Использование компьютеров в образовательном процессе способно ускорить обучение, улучшить его качество и помочь преподавателям в работе (Kessler, 2018).

На современном этапе технологического развития неотъемлемой частью использования компьютерных технологий стал искусственный интеллект. Подобные системы представляют собой технические и программные комплексы, способные к выполнению творческих функций в определенной предметной области. Они включают в себя три компонента - «решатель задач», базу данных и интерфейс для общения. Самой известной такой системой является ChatGPT - языковая модель, генеративный, предварительно обученный трансформер, созданный лабораторией OpenAI. Она создана для генерации человекоподобного языка и имеет доступ к большому массиву образцов его использования, может отвечать на вопросы и предоставлять запрашиваемую информацию. С помощью нее можно генерировать текст по описанию (на основе заданных критериев или признаков), в различных литературных стилях или по ключевым словам, формулировать заголовки статей на основе статистических данных. Нейросети MidJourney, StableDiffusion, Kandinsky 2.0 от команды Сбера могут создавать изображение на основе текстового описания.

Компьютерные системы, оснащенные искусственным интеллектом, способны выполнять такие функции, как визуальное восприятие, распознавание речи, обработку больших объемов информации и быстрый поиск данных. Кроме того, с их помощью возможно осуществлять так называемый целостный подход к обучению иностранному языку, подразумевающий выстраивание образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей.

Исследователи рассматривают несколько форм использования искусственного интеллекта в обучении иностранному языку, среди которых можно назвать разработку учебных материалов разного уровня сложности, машинный перевод, использование виртуальных ассистентов для развития навыков и умений письма, чат-ботов - для развития умений говорения; внедрение в практику преподавания технологии виртуальной реальности (Pokrivcäkovä, 2019).

Изучая иностранный язык, студенты часто испытывают страх неудачи. В связи с этим были проведены исследования с применением роботов в качестве ассистентов в процессе обучения и контроля. Так, в процессе подготовки к экзамену и на самом экзамене IELTS в роли собеседника использовался чат-бот, что положительно сказалось на уровне стресса и тревоги, испытываемых экзаменуемыми (Bao, 2019; Goldin et al., 2017; Ruolin, 2020).

Помимо того, что использование чат-ботов в качестве виртуальных собеседников снижает уровень тревожности, искусственный интеллект облегчает работу преподавателя, ассистируя ему при выполнении функции контроля и разработки материалов (Schmidt, Strasser, 2022: 168). Более того, обучение может продолжаться и вне стен учебного заведения, так как компьютерные технологии стирают границы между формально организованным учебным процессом и тем, который осуществляется в более неформальной среде, дома (Seufert et al., 2018).

Чат-боты получили широкое распространение во многих областях профессиональной деятельности. Они имеют доступ к большим массивам лингвистического корпуса текстов (linguistic corpora). Организации, осуществляющие образовательную деятельность, создают или уже создали своих собственных виртуальных помощников, например, симулятор ситуаций онлайн-школы Skyeng, который может имитировать живой диалог, позволяет тренировать навыки общения на иностранном языке. Виртуальный собеседник, на основе технологии GPT-4, может развивать диалог, используя разные модели, способен анализировать ответы и обнаруживать ошибки. В Финансовом университете есть центр внедрения VR\AR-технологий «Киберхаб», в котором возможна организация обучения разным дисциплинам с использованием технологии виртуальной реальности и онлайн-помощника на основе Chat-GPT.

Использование чат-ботов в качестве собеседников возможно на разных уровнях обучения иностранному языку. На начальном этапе (уровни А1 - А1 по шкале CEFR) они могут привлекаться для усвоения новой лексики - слов и словосочетаний. На более продвинутых уровнях чат-боты могут ассистировать в диалогическом общении, помогать в поиске информации и даже в написании эссе и писем. Некоторые из них используют интерфейс с видео- и аудиосопровожде-нием. Студенты, испытывающие сильное чувство тревоги из-за имеющегося у них маленького словарного запаса, находясь в группе с обучающимися более высокого уровня знания языка или в некомфортной обстановке, могли бы более эффективно развивать собственные навыки и умения говорения, общаясь с чат-ботом. Виртуальные помощники способны дать мгновенную обратную связь, создавая безопасную среду и не высказывая личной оценки ответа обучающегося. Студенты, имеющие определенные психологические особенности, такие как застенчивость или чувствительность к критике, могли бы чувствовать себя более комфортно, общаясь с виртуальным собеседником хотя бы на этапах тренировки (Dokukina, Gumanova, 2020: 540). Последний может поддерживать разговор, отвечать на поисковые вопросы, давать определения, расшифровывать значение устойчивых выражений. Технологии AR/VR могут быть использованы для создания симуляций, просмотра видео фрагментов, игр.

Студенты направления «Лингвистика», принявшие участие в исследовании, описанном выше, проходили обучение в «Киберхабе» Финансового университета, работали с виртуальным помощником и технологиями VR/AR. Они назвали использование этих цифровых образовательных инструментов в качестве фактора, повышающего мотивацию к изучению иностранного языка.

Наличие сильной внутренней заинтересованности необходимо для успешного освоения рассматриваемой дисциплины в вузе. Однако в процессе обучения некоторые студенты испытывают чувство тревоги, опасаясь показать свой не очень высокий уровень владения иностранным языком, или просто в силу индивидуальных психологических особенностей стесняются высказываться на занятии, выступать перед аудиторией, использовать иностранный язык для общения. Внедрение интеллектуальных систем в образовательный процесс способно снизить уровень тревожности студентов, вызвать у них интерес к использованию иностранного языка как средства поиска информации, общения и развития познавательной сферы.

Список источников:

Артемьева О.А., Макеева М.Н., Мильруд Р.П. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации. Тамбов, 2005. 160 с.

Гусаковская Н.Ю., Толмачева И.А. Иноязычная тревожность и ее влияние на мотивацию к изучению иностранного языка в неязыковом вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2012. № 653. С. 181-189.

Минеева О.А., Еремеева О.В. Психолого-педагогические условия повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 1-13.

Минеева О.А., Колдина М.И. Особенности мотивации студентов нелингвистических специальностей к изучению иностранного языка // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7, № 3 (24). С. 17-20.

Миронова В.Е., Гейвус А.С. Повышение мотивации к обучению профессиональному иностранному языку в неязыковом вузе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 3 (15). С. 106-110.

Рыжова Е.В. Факторный анализ эффективности обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей педагогического вуза // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 776-781.

Угрюмова С.В., Сергеева Н.Н. Классификация мотивов к изучению иностранного языка // Педагогическое образование в России. 2012. № 3. С. 114-119.

Bao M. Can Home Use of Speech-Enabled Artificial Intelligence Mitigate Foreign Language Anxiety-Investigation of a Concept // Arab World English Journal. 2019. № 5. Р. 28-40. https://doi.org/10.24093/awej/call5.3.

Dokukina I., Gumanova Ju. The Rise of Chat Bots - New Personal Assistants in Language Learning // Procedia Computer Science. 2020. Vol. 169. P. 542-546. https://doi.org/10.1016/j.procs.2020.02.212.

Goldin I., Narciss S., Bauer M. New Directions in Formative Feedback in Interactive Learning Environments // International Joyrnal of Artificial Intelligence in Education. 2017. Vol. 27, iss. 3. Р. 385-392. https://doi.org/10.1007/s40593-016-0135-7.

Horwitz E.K., Horwitz M.B., Cope J. Foreign Language Classroom Anxiety // The Modern Language Journal. 1986. Vol. 70, iss. 2. Р. 125-132. https://doi.org/10.1111/j.1540-4781.1986.tb05256.x.

Kessler G. Technology and the Future of Language Teaching // Foreign Language Annals. 2018. Vol. 51, iss. 1. Р. 205-218. https://doi.org/10.1111/flan.12318.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pokrivcakova S. Preparing Teachers for the Application of AI-Powered Technologies in Foreign Language Education // Journal of Language and Cultural Education. 2019. Vol. 7, iss. 3. P. 135-153. https://doi.org/10.2478/jolace-2019-0025.

Ruolin L. Using Artificial Intelligence in Learning English as a Foreign Language: an Examination of IELTS LIULISHUO as an Online Platform // Journal of Higher Education Research. 2020. Vol. 1, iss. 2. https://doi.org/10.32629/jher.v1i2.178.

Ryan R.M., Deci L. Intrinsic and Extrinsic Motivations: Classic Definitions and New Directions // Contemporary Educational Psychology. 2000. Vol. 25, iss. 1. Р. 54-67. https://doi.org/10.1006/ceps.1999.1020.

Schmidt T., Strasser T. Artificial Intelligence in Foreign Language Learning and Teaching // Anglistik. 2022. Vol. 33, iss. 1. Р. 165-184. https://doi.org/10.33675/angl/2022/1 /14.

Seufert S., Guggemos J., Tarantini E. Digitale Transformation in Schulen. Kompetenzanforderungen an Lehrpersonen // Beitrdge zur Lehrerinnenund Lehrerbildung. 2018. Vol. 36, iss. 2. Р. 175-193. (на нем. яз.)

References:

Artem'eva, O. A., Makeeva, M. N. & Mil'rud R. P. (2005) Metodologiya organizatsii professional'noi podgotovki spetsialista na osnove mezhkul'turnoi kommunikatsii [Methodology of the Organization of Professional Training of a Specialist Based on Intercultural Communication]. Tambov. 160 р. (In Russian).

Bao, M. (2019) Can Home Use of Speech-Enabled Artificial Intelligence Mitigate Foreign Language Anxiety-Investigation of a Concept. Arab World English Journal. (5), 28-40. Available from: doi:10.24093/awej/call5.3.

Dokukina, I. & Gumanova, Ju. (2020) The Rise of Chat Bots - New Personal Assistants in Language Learning. Procedia Computer Science. 169, 542-546. Available from: doi:10.1016/j.procs.2020.02.212.

Goldin, I., Narciss, S. & Bauer, M. (2017) New Directions in Formative Feedback in Interactive Learning Environments. International Journal of Artificial Intelligence in Education. 27 (3), 385-392. Available from: doi:10.1007/s40593-016-0135-7.

Gusakovskaya, N. Y. & Tolmachova, I. A. (2012) Foreign Language Anxiety and Its Influence on Foreign Language Learning Motivation at a Non-Linguistic Institution of Higher Professional Education. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvistich-eskogo universiteta. (653), 181-189. (In Russian).

Horwitz, E. K., Horwitz, M. B. & Cope, J. (1986) Foreign Language Classroom Anxiety. The Modern Language Journal. 70 (2), 125-132. Available from: doi:10.1111/j.1540-4781.1986.tb05256.x.

Kessler, G. (2018) Technology and the Future of Language Teaching. Foreign Language Annals. 51 (1), 205-218. Available from: doi:10.1111/flan.12318.

Mineeva, O. A. & Eremeeva, O. V. (2016) Psychological and Pedagogical Conditions for Increasing of the Students' Motivation to Foreign Languages Study. Vestnik of Minin University. (3 (16)), 1-13. (In Russian).

Mineeva, O. A. & Koldina, M. I. (2018) Peculiarities of Non-Linguistics Students' Motivation for Learning a Foreign Language. Karelian Scientific Journal. 7 (3 (24)), 17-20. (In Russian).

Mironova, V. E. & Geyvus, A. S. (2014) Increasing of Motivation to Learning Foreign Languages for Specific Purpose in Non-Language University. Professional Education in Russia and Abroad. (3 (15)), 106-110. (In Russian).

Pokrivcakova, S. (2019) Preparing Teachers for the Application of AI-Powered Technologies in Foreign Language Education. Journal of Language and Cultural Education. 7 (3), 135-153. Available from: doi:10.2478/jolace-2019-0025.

Rizhova, E. W. (2011) The Factor Analysis of Teaching Affectivity of Foreign Languages for Students of Non-Linguistic Specialties in a Pedagogical University. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni V.G. Belinskogo. (24), 776-781. (In Russian).

Ruolin, L. (2020) Using Artificial Intelligence in Learning English as a Foreign Language: an Examination of IELTS LIULISHUO as an Online Platform. Journal of Higher Education Research. 1 (2). Available from: doi:10.32629/jher.v1i2.178.

Ryan, R. M. & Deci, L. (2000) Intrinsic and Extrinsic Motivations: Classic Definitions and New Directions. Contemporary Educational Psychology. 25 (1), 54-67. Available from: doi:10.1006/ceps.1999.1020.

Schmidt, T. & Strasser, T. (2022) Artificial Intelligence in Foreign Language Learning and Teaching. Anglistik. 33 (1), 165184. Available from: doi:10.33675/angl/2022/1/14.

Seufert, S., Guggemos, J. & Tarantini, E. (2018) Digitale Transformation in Schulen. Kompetenzanforderungen an Lehrpersonen. Beitrdge zur Lehrerinnenund Lehrerbildung. 36 (2), 175-193. (In German)

Ugryumova, S. V. & Sergeeva, N. N. (2012) Klassifikatsiya motivov k izucheniyu inostrannogo yazyka [Classification of Motives for Learning a Foreign Language]. Pedagogical Education in Russia. (3), 114-119. (In Russian).

Информация об авторе О.В. Мещерякова - старший преподаватель департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=758887

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author O.V. Meshcheryakova - Senior Lecturer, Department of Foreign Languages and Intercultural Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=758887

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 16.05.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 13.06.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 27.06.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.