Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
28
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная направленность студентов / уровни сформированности профессиональной направленности / компоненты профессиональной направленности студентов / students’ professional direction / components of professional direction / levels of students’ professional direction

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — С.В. Гриднева

В статье представлен обзор результатов исследования по определению сформированности профессиональной направленности студентов 1 и 2 курса медицинской академии. Результаты представлены как в целом, так и отдельно по компонентам профессиональной направленности. Подробно описаны характеристики каждого из трех уровней сформированности. Также в статье представлена взаимосвязь компонентов профессиональной направленности студентов. Исследование показало более низкий уровень профессиональной направленности студентов 2 курса. В связи с этим необходимой задачей дальнейшего исследования представляется моделирование и осуществление обучения дисциплине «Иностранный язык» с целью коррекции компонентов профессиональной направленности, имеющих низкий уровень сформированности, а также последующее измерение и отслеживание развития данных компонентов и профессиональной направленности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF FORMATION OF MEDICAL ACADEMY STUDENTS’ PROFESSIONAL DIRECTION

The article presents an overview of the results of a study to determine the level of formation of the professional direction of 1st and 2nd year students studying at the Medical Academy. The results are presented both as a whole and separately for each component of the professional direction. The characteristics of each of the three levels of formation are described in detail. The article also presents the relationship between the components of students’ professional direction. The study showed a lower level of professional direction of 2nd year students. In this regard, the necessary task of further research is the modeling and implementation of teaching the discipline “Foreign Language” in order to correct the components of professional direction that have a low level of formation, as well as the subsequent measurement and tracking of the development of these components and professional direction in general.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ»

УДК 378

Gridneva S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khanty-Mansiysk State Medical Academy (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: svelte.77@mail.ru

EVALUATION OF FORMATION OF MEDICAL ACADEMY STUDENTS' PROFESSIONAL DIRECTION. The article presents an overview of the results of a study to determine the level of formation of the professional direction of 1st and 2nd year students studying at the Medical Academy. The results are presented both as a whole and separately for each component of the professional direction. The characteristics of each of the three levels of formation are described in detail. The article also presents the relationship between the components of students' professional direction. The study showed a lower level of professional direction of 2nd year students. In this regard, the necessary task of further research is the modeling and implementation of teaching the discipline "Foreign Language" in order to correct the components of professional direction that have a low level of formation, as well as the subsequent measurement and tracking of the development of these components and professional direction in general.

Key words: students' professional direction, components of professional direction, levels of students' professional direction

С.В. Гриднееа, канд. пед. наук, доц., Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск, E-mail: svelte.77@mail.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

В статье представлен обзор результатов исследования по определению сформированности профессиональной направленности студентов 1 и 2 курса медицинской академии. Результаты представлены как в целом, так и отдельно по компонентам профессиональной направленности. Подробно описаны характеристики каждого из трех уровней сформированности. Также в статье представлена взаимосвязь компонентов профессиональной направленности студентов. Исследование показало более низкий уровень профессиональной направленности студентов 2 курса. В связи с этим необходимой задачей дальнейшего исследования представляется моделирование и осуществление обучения дисциплине «Иностранный язык» с целью коррекции компонентов профессиональной направленности, имеющих низкий уровень сформированности, а также последующее измерение и отслеживание развития данных компонентов и профессиональной направленности в целом.

Ключевые слова: профессиональная направленность студентов, уровни сформированности профессиональной направленности, компоненты профессиональной направленности студентов

«Профессиональная направленность - это один из видов направленности личности, который представляет собой систему компонентов, ориентирующих поведение и деятельность личности на приобретение профессиональных навыков, их развитие и совершенствование. Мы выделяем в профессиональной направленности следующие компоненты: мотив выбора профессии, профессиональный интерес, профессиональные ожидания, профессионально ориентированное восприятие процесса обучения, учебно-профессиональное целе-полагание и самостоятельность в профессионально-ориентированной учебной деятельности» [1, с. 17].

Формирование и развитие профессиональной направленности студентов медицинских вузов исследовали многие ученые [2-5]. Однако проблема остается нерешенной. Актуальность представленной работы обусловлена тем, что, несмотря на большое количество исследований, остается нерешенной проблема оттока студентов после 1-2 лет учебы на выбранном направлении. Студентов либо отчисляют из-за неуспеваемости, либо они сами переводятся на другие направления обучения. По нашему мнению, это связано со сложным комплексом компонентов профессиональной направленности, которые необходимо измерять и целенаправленно корректировать, начиная с первых дней обучения в вузе.

Цель данного исследования - определить степень сформированности профессиональной направленности студентов. Объектом исследования являются студенты 1 и 2 курса лечебного факультета медицинской академии. Предмет исследования - профессиональная направленность в целом и по отдельным выделенным нами компонентам. Задачи исследования - провести анкетирование студентов методом неоконченных предложений, проанализировать ответы, распределяя их по уровням сформированности профессиональной направленности, определить распределение по уровням в процентном соотношении, сделать выводы относительно дальнейшего хода исследования.

Научная новизна данного исследования заключается в применении нашей методики определения сформированности профессиональной направленности для студентов медицинской академии. Выявленные в результате исследования особенности сформированности компонентов профессиональной направ-

ленности студентов дополняют и расширяют научное понимание данного вида направленности личности, в частности у студентов медицинского вуза, что свидетельствует о теоретической значимости данного исследования. Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты позволят нам моделировать учебный процесс, в частности обучение дисциплине «Иностранный язык», с целью коррекции определенных компонентов профессиональной направленности студентов.

Для оценки уровня профессиональной направленности студентов 1 и 2 курсов медицинской академии нами было использовано анкетирование методом неоконченных предложений. Обучающимся было предложено 10 предложений, которые они должны были продолжить по смыслу. Данный метод позволяет наиболее объективно, с нашей точки зрения, выявить сформированность отдельных компонентов профессиональной направленности студентов.

Нам удалось выделить нулевой, первый и второй уровни профессиональной направленности студентов-медиков. Примеры ответов представлены в табл. 1.

Проведенное нами исследование выявило следующие соотношения: нулевым уровнем профессиональной направленности на 1 курсе обладают 20% опрошенных студентов, на втором курсе - 34%; первым уровнем обладают 34% первокурсников и 37% студентов 2 курса; второй уровень профессиональной направленности отмечен у 4б% студентов 1 курса и у 29% второкурсников. Результаты, полученные нами, представлены на диаграммах (рис. 1).

Таким образом, первым уровнем профессиональной направленности обладает близкое в процентном соотношении количество студентов на 1 и 2 курсах. Однако вызывает опасение существенное различие между курсами в отношении нулевого и второго уровней, которое демонстрирует «снижение» сформированности по мере обучения. Безусловно, данное различие не может пока доказывать регрессивное развитие, поскольку нами не проводилось исследование профессиональной направленности нынешних второкурсников год назад. Но данный факт свидетельствует о необходимости продолжать исследование.

Таблица 1

Нулевой уровень Первый уровень Второй уровень

Мотив выбора профессии

«Хорошо давались биология в школе». «Мне её навязали». «Захотела». «Стабильная работа». «Перспектива». «Мне нравится мысль о том, что я могу быть полезной для общества». «Мне это интересно, хочу развиваться в этой сфере».

Профессиональный интерес

Я думаю, что когда я окончу академию, то...

«Я высплюсь». «Стану счастлив, вопреки всему». «Пойду работать». «Буду работать, а что еще делать?» «Стану хорошим специалистом». «Пойду в ординатуру». «Буду врачом...»

Распределение ответов студентов по уровням

Профессиональные ожидания

От будущей работы я жду...

«Ещё не знаю». «Что не будет много смен в неотложке». «Того, что я буду приносить пользу людям».

«Ничего не жду». «Хорошей зарплаты». «Открытий».

«Трудностей и развития».

Учебно-профессиональное целеполагание

Счастье в жизни мне может принести...

«Покой». «Сданная хорошо сессия». «Обширные знания в области здравоохранения».

«Семья, друзья». «Диплом медицинской академии, полученный с «Достижения в работе».

«Уверенность в будущем». первой попытки». «Достижение целей».

Моя цель -

«У меня нет цели, есть только путь». «Успешно окончить обучение в академии». «Учиться, совершенствоваться».

«Не отчислиться». «Красный диплом». «Стать хорошим, честным, специалистом, чтобы понимать,

«Деньги». «Это получить образование и стать успешным что я нахожусь в этой сфере по назначению».

человеком».

Профессионально-ориентированное восприятие процесса обучения

Этой цели можно достигнуть, если...

«Высыпаться». «Постараться». «Трудиться, любить своё дело».

«...б я знал как, то уже бы всем рассказал». «Приложить все свои усилия». «Буду много и усердно трудиться».

Иностранный язык для меня...

«.сложный». «Сложен, но интересен». «Дает больше возможностей, с его помощью можно читать

«.не родной». «Средство общения с иностранными иностранные статьи».

«...п редмет». гражданами».

Самостоятельность е профессионально-ориентированной учебной деятельности

Во время занятий я чувствую себя...

«Взволнованным». «Всегда по-разному». «Заинтересованной».

«Нервно». «Н ормально». «Как правило, спокойно и уверенно, мне интересно

«Уставше й». «Комфортно, но не всегда». узнавать новое».

Мне бывает труднона занятиях,когда...

«Меня перебивают» . «Я ночегоьепонимаю». «Мне не беваетт»удоо».

«Не было лекции по теме». «Я к ним не готовлюсь».

«Я не высеалась». «У меня еедостаточноонаной».

Эти т»удности...

«Иногда напрягают». «Раьераивают идорой силдноупрдчаюд но «Легко решаемы».

«Мне надоели». хочет» оерить, что все они преодолимы и «Преодолимы».

«Вселяют в меня тревожность». являются необходимым этапом этого пути». «Разогревают мой интерес к профессии».

1 курс

■ Нулевой

я Ь уровень

я ■ Первый

щ Я уровень

ч Я W 1 Второй

уровень

2 курс

■ Нулевой

м Ь уровень

я ■ Первый

уровень

V Ш 1 Второй

уровень

Рис. 1. Сформированность профессиональной направленности студентов 1 и 2 курсов медицинской академии по уровням

Тем не менее мы уже на данном этапе можем более подробно рассмотреть различия в уровнях сформированности профессиональной направленности студентов по отдельным компонентам.

Мотив выбора профессии - это тот компонент, который движет студентами в обучении и развитии, в преодолении всех трудностей и преград на данном пути, как в достижении запланированных высот, так и в постановке новых целей и задач. Мотивация является базовым компонентом. На рис. 2 представлены результаты сформированности данного компонента. Полученные нами данные свидетельствуют о низком уровне мотивации к освоению выбранной профессии у студентов 2 курса.

Мотивация тесно связана с таким компонентом профессиональной направленности студентов, как профессиональный интерес. Эти компоненты взаимно влияют друг на друга. На рис. 3 представлены результаты по уровням сформированности интереса у студентов 1 и 2 курсов медицинской академии. Высокий уровень сформированности профессионального интереса демонстрируют 75% студентов1курса илишь18% студентоввторого годаобучения.

На рис. 4 представлены данные о сформированности учебно-профессионального целеполагания студентов. Стоит отметить, что по данному компоненту профессиональной направленности выявленные различия не столь велики. Однако второй, высокий уровень сформированности снова преобладает у студентов 1 курса.

Рис. 2. Компонент «мотив выбора профессии»

Рис. 3. Компонент «профессиональный интерес»

50% 40% -30% 20°% 10% 0%

I Нулевой уровень

I Первый уровень

Второй уровень

1 курс 2 курс

Рис. К Компонент «учебно-професси°нальное целеполагание»

50% 30%% 30%% 20%% 10% 0%

I Нулевой уровень

IПервош уровень

Второн уровень

1 курс 2 курс

Нлс. С. Компононн нсауоннонтрпснестьв пнофонсиооапьноониентированной учебной деятельности»

Рис и Компонент «крофессионапьно ориентированнее восприятсе процесса обучения»

Оис. н. Коунонент «орорессионапьные ожидания»

Анализ офорт/шртвсмностисрмостонтелььонтиоодаеьтсвп гфоСессио-нальроориснсннрвснной ссеСнжй дсяоеорннститнкже ос^^г^сыЕ^^^ооущественные различия и наопрепеленьиуооьнсй сстди соуреннов1оНсуссоп (рсс. 5). Не-обхединю пждсоррнстдчсо ресирдделеоирно усовиям у ссуыеиооооторого года обучения является почти равномерным: 32% студентов имеют нулевой уровень сфосмировжнности данного компонента, первый и второй компоненты сформированы у 34% обучающихся.

Профессионально ориентированное восприятие процесса обучения - это компонент профессиональной направленности, который показал близкие результаты распределения сформированности как по уровням, так и между курсами (рис. 6). Следует особо отметить преобладание второго уровня сформирован-ности.

На рис. 7 представлены данные о сформированности профессиональных ожиданий студентов. По данному компоненту стоит отметить преобладание первого уровня сформированности как у студентов 1 курса, так и у второкурсников.

Все компоненты профессиональной направленности студентов взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Учитывая описанную нами взаимосвязь компонентов профессиональной направленности студентов [1], мы можем изобразить ее в виде непрерывного цикла (рис. 8) и смоделировать учебный процесс таким образом, чтобы целенаправленно влиять на отдельные компоненты, повышая тем самым уровень профессиональной направленности в целом. Учеб-

Мотив Интерес

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

Самостоятельность

Проф. ожидания

\

восприятие процесса обучения

гание

Рис. 8. Развитие профессиональной направленности студентов

но-профессиональное целеполагание, по результатам нашего исследования, является на данный момент наименее сформированным компонентом профессиональной направленности студентов 1 и 2 курсов. Однако профессионально ориентированное восприятие процесса обучения сформировано на высоком уровне. Поэтому одной из задач следующего этапа нашей работы будет моделирование в учебном процессе ситуаций, требующих от студентов самостоятельной постановки целей и задач. Подобным же образом нам предстоит развивать интерес к выбранной профессии у студентов 2 курса, опираясь на развитую самостоятельность студентов в профессионально ориентированной учебной деятельности.

Таким образом, нами было проведено исследование, которое позволило определить уровни сформированности профессиональной направленности сту-

Библиографический список

дентов 1 и 2 курсов лечебного факультета медицинской академии. Результаты показали в целом более низкий уровень профессиональной направленности студентов 2 года обучения. В связи с этим задачами следующего этапа нашего исследования будет, во-первых, моделирование и осуществление обучения дисциплине «Иностранный язык» с целью коррекции компонентов профессиональной направленности, имеющих низкий уровень сформированности, во-вторых, дальнейшее измерение и отслеживание развития данных компонентов и профессиональной направленности в целом.

Также мы считаем необходимым провести дополнительное исследование особенностей формирования профессиональной направленности студентов-медиков, поскольку процесс их обучения существенно отличается от обучения на других направлениях.

1. Гриднева С.В. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам в вузе как фактор формирования профессиональной направленности студентов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тула, 2014.

2. Павлова О.В., Шапоров А.М., Исаева Е.Р, Тюсова О.В. Профессиональная направленность и личностные особенности студентов медицинского вуза. Психология -наука будущего: материалы VI Международной конференции молодых ученых. 2015: 334-338.

3. Корнеева С.А., Локтева А.В. Особенности профессиональной направленности студентов медицинского института. Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016; Т. 2, № 2.

4. Коровина И.А., Заболотная С.Г., Хабарова Т.С. Аксиологические основы формирования профессиональной направленности в условиях поэтапного включения студентов медицинского вуза в перспективные научные исследования. Современные проблемы науки и образования. 2016; № 6: 453.

5. Кузнецова Е.В. Профессиональная направленность студентов медицинского вуза в становлении личности врача. Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки: материалы XXIV Международной научно-практической конференции. Morrisville. 202: 73-75.

References

1. Gridneva S.V. Kommunikativno-orientirovannoe obuchenie inostrannym yazykam v vuze kak faktor formirovaniya professional'noj napravlennosti studentov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tula, 2014.

2. Pavlova O.V., Shaporov A.M., Isaeva E.R., Tyusova O.V. Professional'naya napravlennost' i lichnostnye osobennosti studentov medicinskogo vuza. Psihologiya - nauka buduschego: materialy VI Mezhdunarodnoj konferencii molodyh uchenyh. 2015: 334-338.

3. Korneeva S.A., Lokteva A.V. Osobennosti professional'noj napravlennosti studentov medicinskogo instituta. Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2016; T. 2, № 2.

4. Korovina I.A., Zabolotnaya S.G., Habarova T.S. Aksiologicheskie osnovy formirovaniya professional'noj napravlennosti v usloviyah po'etapnogo vklyucheniya studentov medicinskogo vuza v perspektivnye nauchnye issledovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016; № 6: 453.

5. Kuznecova E.V. Professional'naya napravlennost' studentov medicinskogo vuza v stanovlenii lichnosti vracha. Fundamental'naya nauka i tehnologii - perspektivnye razrabotki: materialy XXIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Morrisville. 202: 73-75.

Статья поступила в редакцию 13.05.23

УДК 378

Gridneva S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khanty-Mansiysk State Medical Academy (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: svelte.77@mail.ru

DEVELOPMENTAL FEATURES OF THE FUTURE DOCTORS' PROFESSIONAL DIRECTION. The article presents an overview of research on medical students, namely on the trends in the formation of professional direction components. The purpose of this work is to analyze modern studies of professional direction and its components in medical students, and to identify the specific features of the process of its formation and development. In the course of studying the problem, the following specific features were established: a tendency of reducing motivation for learning and subsequent work in the profession, the development of emotional burnout syndrome, insufficiently formed educational and professional goal-setting, pragmatic professional expectations and career attitudes, lack of an axiological aspect in training. The author also analyzed the potential of communicative teaching of a foreign language in relation to the correction of the above mentioned features.

Key words: students of medical universities, students' professional direction, motivation, demotivation, professional burnout syndrome, professional expectations, career attitudes, professionally important qualities, communicative teaching of foreign languages

С.В. Гриднева, канд. пед. наук, доц., Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск, E-mail: svelte.77@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩЕГО ВРАЧА

В статье представлен обзор исследований студентов-медиков, а именно - тенденций формирования компонентов профессиональной направленности. Целью данной работы было проанализировать современные исследования профессиональной направленности и ее компонентов у студентов-медиков и выявить специфические особенности процесса ее формирования и развития. В ходе изучения проблемы были установлены следующие специфические особенности: тенденция к снижению мотивации к обучению и последующей работе по профессии, развитие синдрома эмоционального выгорания, недостаточно сформированное учебно-профессиональное целеполагание, прагматичные профессиональные ожидания и карьерные установки, недостаток аксиологического аспекта в обучении. Мы также проанализировали потенциал коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку в отношении коррекции вышеназванных особенностей.

Ключевые слова: студенты медицинских вузов, профессиональная направленность студентов, мотивация, демотивация, синдром профессионального выгорания, профессиональные ожидания, карьерные установки, профессионально важные качества, коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам

Профессиональную направленность студентов различных направлений обучения исследуют уже многие годы, но она остается нерешенной, поскольку есть ряд факторов, которые следует учитывать. Во-первых, по нашему мнению, следует формировать профессиональную направленность студентов в рамках каждой отдельной дисциплины учебного плана. Ведь одно только профессионально ориентированное содержание дисциплины не обеспечивает формирование профессиональной направленности личности студента по умолчанию. Во-вторых, очень важно учитывать специфику направления обучения, поскольку кроме общих закономерностей есть также частные особенности условий учебного про-

цесса. Например, студенты медицинских вузов, имея очень серьезную учебную нагрузку, уже на первом курсе проходят практику в медучреждениях, сталкиваясь со всеми особенностями очень непростой осваиваемой ими профессии.

Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной изученностью специфики целостного процесса формирования и развития профессиональной направленности у студентов, осваивающих профессию врача. Цель нашего исследования - выявить характерные особенности развития компонентов профессиональной направленности студентов-медиков. Объектом исследования являются данные, полученные другими учеными, относительно особенностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.