Научная статья на тему 'Характеристика компонентов специфики личности студентов направления «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья»'

Характеристика компонентов специфики личности студентов направления «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ КАДРОВ / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / СТУДЕНТЫ НАПРАВЛЕНИЯ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ (АФК)"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Манойлов А.А.

Степень сформированности профессиональной направленности может быть выражена в разном уровне развития ее компонентов и проявлении соответствующих деформаций, что ведет к снижению интереса к предмету своего труда и к своему делу, отсутствию социальной ответственности, непониманию гуманистического смысла своей деятельности. В связи с этим целью нашего исследования стала оценка сформированности профессиональной направленности личности и ее компонентов у студентов направления «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)» в процессе обучения в вузе. Оценивая полученные данные, автор делает вывод о том, что динамика профессиональной направленности в целом и отдельных ее составляющих носит вариативный характер. Благодаря таким составляющим, как «сопротивляемость» и «общая валентность» (по классификации Н.В. Кузьминой), на момент прохождения учебных практик зафиксирован самый низкий уровень направленности. Сопоставив данные, полученные в ходе опроса, с текущим уровнем резистентности, как одной из стадий эмоционального выгорания студентов, автор установил обратную зависимость между этими показателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика компонентов специфики личности студентов направления «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья»»

ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ СПЕЦИФИКИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК/UDC 796. 077.5

Поступила в редакцию 25.02.2015 г.

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Манойлов1

1 Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, Великие Луки

CHARACTERISTICS OF COMPONENTS OF PERSONALITY SPECIFICS OF STUDENTS OF THE SPECIALITY "PHYSICAL EDUCATION FOR PERSONS WITH DISABILITIES"

Associate professor, Ph.D. A.A. Manoylov1

1 Velikie Luki State Academy of Physical Culture and Sport, Velikie Luki

Информация для связи с автором: gorodnichev@vlgafc.ru

Аннотация Annotation

Степень сформированности профессиональной направленности может быть выражена в разном уровне развития ее компонентов и проявлении соответствующих деформаций, что ведет к снижению интереса к предмету своего труда и к своему делу, отсутствию социальной ответственности, непониманию гуманистического смысла своей деятельности. В связи с этим целью нашего исследования стала оценка сформированности профессиональной направленности личности и ее компонентов у студентов направления «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)» в процессе обучения в вузе. Оценивая полученные данные, автор делает вывод о том, что динамика профессиональной направленности в целом и отдельных ее составляющих носит вариативный характер. Благодаря таким составляющим, как «сопротивляемость» и «общая валентность» (по классификации Н.В. Кузьминой), на момент прохождения учебных практик зафиксирован самый низкий уровень направленности. Сопоставив данные, полученные в ходе опроса, с текущим уровнем резистентности, как одной из стадий эмоционального выгорания студентов, автор установил обратную зависимость между этими показателями.

Ключевые слова: подготовка физкультурных кадров, компоненты профессиональной направленности личности, эмоциональное выгорание, студенты направления «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)».

The degree of formation of professional orientation can be expressed in different levels of development of its components and the manifestation of relevant deflections, which leads to a decrease in the interest in the subject of one's labour and own work, lack of social responsibility and understanding of the humanistic sense of one's activity.

Therefore, the purpose of the present study was to assess the formation of professional orientation of an individual and its components in the students of the speciality "Physical education for persons with disabilities (Adaptive Physical culture)" when learning in the university.

Based on the findings, the author concludes on the varied dynamics of professional orientation as a whole and its individual components. Such components as "resistance" and "total valency" (N.V. Kuzmin's classification) contributed to the lowest level of orientation at the time of practical training. Comparing the data obtained in the survey with the current level of resistance as one of the stages of emotional burnout of students, the author found an inverse relationship between these parameters.

Keywords: physical education staff training, occupational components of individual, emotional burnout, students of speciality "Physical education for persons with disabilities (Adaptive Physical culture)".

Введение. Согласно данным Минздравсоцразвития в Российской Федерации количество инвалидов ежегодно увеличивается на 1 млн. Эти люди зачастую оказываются «за бортом жизни», не имея возможности самостоятельно раскрыть свои способности и почувствовать себя нужными и полноценными членами общества. Специалисты сферы адаптивной физической культуры (АФК), используя весь спектр специальных физических упражнений, способствуют решению задач адаптации этих людей к успешной жизни в обществе. Но, несмотря на все большую актуальность, работу тренера-преподавателя или тренера-инструктора по АФК можно отнести к разряду «помогающих» профессий, насыщенных напряженными ситуациями и трудностями, что требует больших резервов самообладания, саморегуляции и самоотдачи с их стороны.

В. В. Милакова выделяет общие индивидуально-психологические особенности, характерные для специалистов помогающих профессий, а также необходимые студентам, овладевающим этими профессиями: социа-бельность; ориентация на процесс профессиональной деятельности; преобладание альтруизма над эгоизмом; компетентность; терпимость; ответственность; доминирующие ценности - здоровье, уверенность в себе, свобода и материально обеспеченная жизнь, уверенность в соответствии своих личностных характеристик требованиям профессии [2].

Следует особо подчеркнуть, что основным средством достижения профессионализма в помогающих профессиях выступает сама личность специалиста. Залогом же эффективной работы является зрелость его профессионального

самосознания в совокупности с высоким уровнем профессиональной направленности.

Как отмечает Е. И. Рогов, степень сформированности профессиональной направленности может быть выражена в разном уровне развития ее компонентов и проявлении соответствующих деформаций. Наличие деформаций выливается в снижение интереса к предмету своего труда и к своему делу, отсутствие социальной ответственности, нарушение элементарных морально-этических правил, непонимание гуманистического смысла своей деятельности [3].

Цель исследования - оценка сформированности профессиональной направленности личности (ПНЛ) и ее компонентов у студентов направления «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)» в процессе обучения в вузе.

Методика и организация исследования. В качестве основного метода нами была использована методика диагностики ПНЛ студентов направления «АФК», разработанная на основе концепции академика психологических наук Н.В. Кузьминой [1]. Для исследования синдрома эмоционального выгорания как дополнительного критерия оценки, мы использовали методику диагностики В.В. Бойко [4]. Исследование проводилось в 2013/2014 учебном году. В тестировании приняли участие студенты Великолукской государственной академии физической культуры и спорта, обучающиеся по направлению «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)» с 1-го по 4-й курс. Выборка составила 45 человек.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ данных проведённого диагностического исследования показал относительно низкие оценки профессиональной направленности у студентов 1, 3 и 4-го курсов, что, на наш взгляд, вызывает некоторые опасения (рис. 1).

Ведь если у студентов 1-го курса ещё найдётся шанс реабилитироваться в процессе учёбы, то на 3-м и 4-м курсах обучения направления «Адаптивная физическая культура» начинается учебная и производственная практика, во время которой необходимо доказать самим себе, методисту, старшим коллегам и занимающимся свою состоятельность в профессии. Часто они ощущают неуверенность в собственных знаниях, переживают из-за нехватки опыта профессиональной педагогической деятельности и низкой стрессоустойчи-вости. При этом из числа опрошенных студентов 3-го и 4-го курсов меньше половины имеют уровень профессиональной направленности соответствующий норме.

Анализируя отдельные компоненты профессиональной направленности в группах студентов с ее критическим уровнем (табл. 1), установили, что одни из наиболее низких оценок получили показатели сопротивляемости (резистентности) внешним воздействиям.

У студентов 3-го и 4-го курсов он составил 65 и 69 % соответственно при значительном коэффициенте вариации (15-28 %). Относительно невысокие оценки могут свидетельствовать о том, на что готовы пойти студенты ради будущей профессии и с чем они могут (или не могут) смириться.

При ответе на вопрос «На что Вы готовы ради работы?» (табл. 2), большинство респондентов проявили низкую мотивацию к преодолению непонимания со стороны учебной группы, преподавателей или родителей. Оценивая ответы студентов, также можно констатировать наличие боязни нервных перегрузок и относительно низкий показатель в преодолении неудач, связанных с профессиональной деятельностью. Для студентов 3-го курса особо значим материальный фактор.

В целом нежелание тратить свободное время на благо организации, в которой предстоит работать, и преодолевать нервные перегрузки, например при подготовке к ответственному мероприятию, получении невысокой заработной платы молодого специалиста, а также наличии страха возможных неудач и непонимания со стороны коллектива могут играть ключевую роль при выборе места трудоустройства.

Параметр «общая валентность» (табл. 3) отражает связь профессиональной направленности с направленностью на другие виды деятельности - музыку, театр, науку, общественную деятельность. Относительно низкие показатели общей валентности говорят о наличии сложности. Невысокие оценки часто проявляются в использовании узкого круга педагогических приемов, применяемых студентами на профессионально-прикладных занятиях и в период учебных практик.

Анализируя данные табл. 3, можно сказать, что большинству опрошенных не удается эффективно осуществлять положительный перенос знаний из различных направлений «непрофессиональной» деятельности в сферу профессиональных отношений. Значимые и яркие впечатления детства, опыт общественной работы, отношение к искусству, музыке, живописи, сведения, полученные из художественной и популярной литературы или увлечений, на наш взгляд, способствуют повышению интереса со стороны занимающихся и большей включённости в процесс обучения, реабилитации и тренировки. Однако именно эти знания реже всего используются будущими специалистами сферы АФК.

Косвенно, это может говорить об имеющихся у ряда студентов-выпускников трудностях в «переключении» из сферы профессиональных в сферу личных отношений, что также негативно сказывается на сопротивляемости внешним факторам и впоследствии может привести к развитию синдрома эмоционального выгорания.

Сопоставив данные, полученные в ходе опроса, с текущим уровнем резистентности, как одной из составляющих эмоционального выгорания студентов (рис. 2), можно видеть обратную зависимость между показателями. Положительная динамика профессиональной специфики влечет за собой снижение влияния синдрома. Данная тенденция наблюдается на 2-м и 4-м курсах обучения, что подтверждает наши предположения.

Вывод. Профессиональная специфика является неотъемлемой частью личности студентов, выбравших для себя пути овладения помогающей профессией, и в частности про-

и

га у

г.

ч—

. О (и

■ -О

с

га

^

О (и .с Н

Профессиональная специфика

1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс

Рис. 1. Динамика профессионально-педагогической специфики личности студентов направления «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)» в процессе обучения в вузе

60 40

20 о

-Профессиональная специфика

—■ -Эмоциональное выгорание (резистентность)

1-й курс

2-й курс

3-й курс

4-й курс

Рис. 2. Динамика показателей профессиональной специфики и эмоционального выгорания личности студентов направления «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)»

46

http://www.teoriya.ru

№ 6 • 2015 Июнь | _1ипе

Таблица 1. Средние значения составляющих профессиональной направленности личности студентов 3-го и 4-го курсов специфики «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)»

Составляющие профессиональной специфики личности Студенты 3-го курса, n=10 Студенты 4-го курса, n=10

х±5 V, % х± 5 V, %

Реабилитационно-педагогическая 74±11,9 16 74,8±11,6 16

Физкультурно-спортивная 76±20,1 26 79,6±11,5 14

Удовлетворённость 78,8±11,4 14 82,4±8,4 10

Сопротивляемость 65,2±9,6 15 69,6±19,2 28

Общая валентность 64,4±12,7 20 63,6±16,8 26

Специальная валентность 75,6±15,2 20 73,6±21,7 29

Таблица 2. Результаты анализа компонента «сопротивляемость» (x±5; V)

На что Вы готовы ради работы? Студенты 3-го курса, n=10 Студенты 4-го курса, n=10

х±5 V, % х± 5 V, %

Могу тратить своё свободное время, если это необходимо для дела 70±21,6 31 78±25,7 33

Могу преодолевать нервные перегрузки 72±19,3 27 68±19,3 28

Мирюсь с недостаточно высокой зарплатой 52±16,8 32 72±21,5 30

Могу преодолевать непонимание коллег и начальства 68±21,5 32 64±18,3 29

Могу преодолевать трудности в работе 64±18,3 29 66±21,1 32

Таблица 3. Результаты анализа компонента «общая валентность»

В профессиональной деятельности мне приходится пользоваться: Студенты 3-го курса, n=10 Студенты 4-го курса, n=10

х±5 V, % х± 5 V, %

Впечатлениями детства 50±19,4 39 56±24,5 44

Опытом общественной работы 72±10,3 14 74±13,5 18

Любовью к искусству (музыке, живописи и др.) 62±19,8 32 64±22,7 35

Сведениями из художественной литературы 66±21,2 32 68±16,8 25

Различными увлечениями и интересами (кино и др.) 72±19,3 27 66±25 38

фессией сферы адаптивной физической культуры. Сформированная профессиональная направленность во многом определяет успешность учебной и будущей профессиональной деятельности, а также влияет на эмоциональную устойчивость и в целом на всю жизненную стратегию личности.

Результаты проведённого исследования могут служить основой для проведения более глубокого анализа специфики личности студентов направления «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)», выявления соответствующих взаимосвязей с профессионально важными личностными качествами и предрасположенностью к синдрому эмоционального (профессионального) выгорания.

Литература

1. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н.В. Кузьмина. - Л.: ЛГУ, 1980. - 192 с.

2. Милакова В.В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа: автореф. дис. ... канд. псх. наук / В.В. Милакова. - Астрахань, 2007. - 22 с.

3. Рогов Е.И. Психология человека / Е.И. Рогов. - М.: Владос, 1999.

- 320 с.

4. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 362 с.

References

1. Kuz'mina, N.V. Metody sistemnogo pedagogicheskogo issledovaniya (Methods of system pedagogical research) / N.V. Kuz'mina. -Leningrad: LGU, 1980. - 192 s.

2. Milakova, V.V. Psikhologicheskie osobennosti professional'nogo samoopredeleniya budushchikh spetsialistov pomogayushchikh professiy sotsionomicheskogo tipa: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk (Psychological features of professional self-determination of future specialists of caring professions of socionomic type: abstract of Ph.D. thesis) / V.V. Milakova. - Astrakhan, 2007. - 22 s.

3. Rogov, E.I. Psikhologiya cheloveka (Human psychology) / E.I. Rogov.

- Moscow: Vlados, 1999. - 320 s.

4. Fetiskin, N.P. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp (Socio-psychological diagnostics of development of individual and small groups) / N.P. Fetiskin, V.V. Kozlov, G.M. Manuylov. - Moscow: Pub. h-se of Institute of psychotherapy. 2002. - 362 P.

НОВЫЕ КНИГИ

Андриянова Е.Ю. Спортивная медицина: учебное пособие для студентов образовательных организаций высшего образования. -Великие Луки, 2014. - 328 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области физической культуры в качестве учебного пособия для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 034300 - «Физическая культура» (49.03.01 «Физическая культура»).

Учебное пособие создано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 49.03.01/034300 - «Физическая культура». В нём изложены основы общей и частной патологии, врачебно-педагогического контроля, формы и методы контроля физического развития и функциональных возможностей лиц, занимающихся физической культурой и/или спортом, необходимые бакалаврам физической культуры в процессе профессиональной деятельности для оценки функционального состояния и работоспособности занимающихся. Учебное пособие содержит материал, позволяющий ознакомиться с заболеваниями, наиболее часто встречающимися при занятиях физической культурой и спортом, принципами профилактики таких заболеваний, правилами оказания первой медицинской помощи при развитии травм и острых патологических состояний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.