Научная статья на тему 'Alter и ego в личности специалиста помогающей профессии'

Alter и ego в личности специалиста помогающей профессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
412
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность / альтруизм / помогающая профессия / Я-концепция / competitiveness / altruism / supporting profession / Ego-concept

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — В. В. Милакова, С. А. Кривашеев, О. С. Золотарева

Экспликация понятий "альтруизм" и "конкурентоспособность" показала, что альтруистическая направленность специалиста помогающей профессии не исключает его конкурентоспособности, при этом оптимальным является средний уровень выраженности альтруизма. Обследование 392 студентов, обучающихся на "помогающие специальности" ("врач", "клинический психолог", "специалист социальной работы в здравоохранении" и "учитель") показало, что средний уровень альтруизма наблюдается лишь у одной трети респондентов (34 %), что делает целесообразным проведение коррекции данной профессионально важной характеристики личности с самого начала профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALTER AND EGO IN THE PERSONALITY OF SPECIALISTS OF "SUPPORTING" PROFESSIONS

Explication of the notions "altruism" and "competitiveness" revealed that altruistic orientation of a person of "supporting" profession doesn’t exclude his being competitive, a medium expression of altruism level being optimal. A study of 392 students of "supporting" specialties (doctor, clinical psychologist, social worker, teacher) revealed that a medium level of altruism is observed in 1/3 of respondents, which makes it reasonable to carry out a correction of this professionally essential characteristic from the very beginning of professional training.

Текст научной работы на тему «Alter и ego в личности специалиста помогающей профессии»

УДК 614.23:15

ALTER И EGO В ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПОМОГАЮЩЕЙ ПРОФЕССИИ

В. В. Милакова, С. А. Кривашеев, О. С. Золотарева

Кафедра общей и клинической психологии ВолГМУ

Экспликация понятий "альтруизм" и "конкурентоспособность" показала, что альтруистическая направленность специалиста помогающей профессии не исключает его конкурентоспособности, при этом оптимальным является средний уровень выраженности альтруизма. Обследование 392 студентов, обучающихся на "помогающие специальности" ("врач", "клинический психолог", "специалист социальной работы в здравоохранении" и "учитель") показало, что средний уровень альтруизма наблюдается лишь у одной трети респондентов (34 %), что делает целесообразным проведение коррекции данной профессионально важной характеристики личности с самого начала профессиональной подготовки.

Ключевые слова: конкурентоспособность, альтруизм, помогающая профессия, Я-концепция.

ALTER AND EGO IN THE PERSONALITY OF SPECIALISTS OF "SUPPORTING" PROFESSIONS

V. V. Milakova, S. A. Krivasheev, O. S. Zolotareva

Abstract. Explication of the notions "altruism" and "competitiveness" revealed that altruistic orientation of a person of "supporting" profession doesn't exclude his being competitive, a medium expression of altruism level being optimal. A study of 392 students of "supporting" specialties (doctor, clinical psychologist, social worker, teacher) revealed that a medium level of altruism is observed in 1/3 of respondents, which makes it reasonable to carry out a correction of this professionally essential characteristic from the very beginning of professional training.

Key words: competitiveness, altruism, supporting profession, Ego-concept.

В современном обществе на фоне динамичного развития экономики, роста конкуренции, глубоких структурных изменений в сфере занятости определяется постоянная потребность в подготовке высокопрофессиональных работников, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к постоянному профессиональному росту. Возможно, одной из наиболее востребованных областей отечественной образовательной системы является подготовка специалистов помогающих профессий - врачей, психологов, педагогов, специалистов социальной работы. Их деятельность направлена к достижению таких гуманистических и общественных идеалов, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни, что подразумевает некоторую альтруистическую направленность как самой профессиональной деятельности, так и личности специалиста [3].

Таким образом, наблюдается некоторое противоречие в движущих силах психологических процессов в условиях развития конкурентоспособности личности специалиста помогающей практики и проявлениях его альтруизма. Может ли такой специалист, имеющий альтруистическую направленность, быть конкурентоспособным? Скорее всего, да, хотя бы потому, что в современных условиях жизни конкурентоспособным должен быть любой специалист. Открытым остается вопрос о том, какая степень выраженности альтруизма специалиста помогающей

профессии является оптимальной для успешного выполнения им профессиональной деятельности? Поскольку деятельность специалистов профессий помогающей практики в настоящее время является одним из основополагающих факторов социального развития страны, важным и необходимым становится определение основных вариантов устранения данного противоречия и поиск ответов на поставленные вопросы. Для того, чтобы ответить на них более аргументированно, целесообразно рассмотреть сущность самих понятий "альтруизм" и "конкурентоспособность".

Конкурентоспособность в настоящее время определяют как интегративную психологическую характеристику [1]. Первоначальный смысл конкурентоспособности товара подразумевает наличие таких относительных и обобщенных его характеристик, которые выгодно его отличают от другого товара-конкурента и сгруппированы в основном в три блока: технические, экономические и социально-организационные характеристики [1]. Если эксплицировать эти, прежде всего, экономические характеристики на подготовку будущего специалиста, то получаются следующие параметры: а) технические: специальность и специализация, объем освоенной программы в часах, дисциплинах, соответствие стандарту или повышение его, получаемый документ; б) экономические: затраты на подготовку специалиста с учетом всех составляющих расходов; в) социально-организационные: учет социальной структуры потребителей, в данном случае самих выпускни-

ков и работодателей, национальных и региональных особенностей организации производства.

Однако современная модель конкурентоспособности включает в себя не только вышеперечисленные параметры, но и следующие личностные свойства [1]: ценность целей и ценностных ориен-таций; трудолюбие; независимость в принятии решений; способность быть лидером и к непрерывному саморазвитию; стремление к профессиональному росту; стремление к высокому качеству конечного продукта; стрессоустойчивость.

Одно из наиболее точных определений конкурентоспособности приведено В. Шаповаловым: это социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром.

На основе анализа работ по психологии личности [3] в качестве сущностных признаков конкурентоспособности могут быть выделены: интеллектуальный потенциал, самоактуализация, самообучение, интернальность, способность принимать ответственные решения, ценностно-ориентированная адекватность, готовность к профессиональному самоопределению. С позиций структурно-функционального подхода [1] выделяются следующие компоненты конкурентоспособности - парадигмально-прогностический, информационно-содержательный, операциональ-но-деятельностный, мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой. Каждый из компонентов является относительно самостоятельной подструктурой, которая в то же время подчиняется общим законам развития личности и воплощает в себе единство сознания, деятельности и общественных отношений.

Так, понятийное поле конкурентоспособности достаточно полимодально и обширно. Тем не менее, в этом поле достаточно выпукло представлены компоненты психики "Едо-синтонного" характера, тесно связанные с "самостью" личности: ценностные ориентации, различного типа процессы "саморазвития", адаптационные и регулятивные механизмы и т. п. Можно предположить, что доминирующим признаком развития конкурентоспособности в его деятельностном, результативном аспекте является сам человек как личность, но не как не другой. Тот другой -конкурент, соперник, его надо превзойти, обогнать, победить, и в этом смысл конкуренции.

Иную направленность предполагает альтруизм, система ценностных ориентаций личности, при которой центральный мотив и критерий нравственной оценки - это интересы другого человека или социальной общности. Ряд авторов [4] под альтруизмом (от лат. Alter - другой)

понимают определенный тип поведения, направленный на обеспечение безопасности, удовлетворения потребностей или улучшение жизни других при одновременном подвергании опасности себя.

Центральная идея альтруизма - идея бескорыстия как непрагматически ориентированной деятельности, выполняемой в интересах других людей и не предполагающей какого-либо реального вознаграждения (внутреннего или внешнего) [2].

В объяснении альтруизма можно обнаружить три относительно самостоятельные позиции, которые работают на трех взаимодополняющих уровнях: биологическом, социологическом и психологическом [4]: 1) помощь другим -это инстинктивная реакция, направленная на улучшение положения генетически близких особей (эволюционная психология) (У. Д. Гамильтон и др.); 2) вознаграждение за помощь часто перевешивает издержки, и поэтому помощь другому соответствует эгоистическим интересам помогающего (теория социального обмена) (Дж. Хоманс, М. Снайдер и др.); 3) при определенных условиях эмпатия и сострадание попавшим в беду толкает людей на самоотверженные поступки (гипотеза эмпатии-альтруизма Д. Бэтсона). Все три теории взаимно дополняют друг друга и объясняют два типа альтруизма: 1) "альтруизма", основанного на взаимном обмене, и 2) альтруизма, не предполагающего никаких дополнительных условий.

Отметим, что ряд авторов ставит под сомнение наличие "чистого альтруизма", не мотивированного эгоистически (Р. Чалдини, А. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Шостром и др.). В частности, эгоистические мотивы альтруистического поведения прослеживаются в социальных нормах, которые существуют во всех человеческих культурах [4]: а) "норма взаимности", согласно которой люди ожидают, что их помощь другим сейчас увеличит вероятность того, что другие будут помогать им в будущем, она обязывает людей возмещать помощь, которую они получили (Р. Триверс); б) "норма социальной ответственности" - ожидание того, что люди должны оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, безотносительно к возможной выгоде в будущем (в общественных отношениях должен существовать баланс дарения и получения (Д. Майерс, Л. Берковиц). По словам Г. Саймона, индивидуум, сумевший научиться социальным нормам от других членов общества, увеличивает свою способность выжить, поскольку знать их выгодно и полезно [2].

Э. Фромм [2] вслед за А. Фрейдом говорит о возможности решения собственных проблем через такой механизм психологической защиты личности, как проекция, когда субъект вместо того, чтобы реализовывать себя, начинает обустраивать жизнь другого, принимать деятельное участие в его проблемах. Внешне это может выглядеть как альтруистическое поведение, однако

его мотивационный механизм, скорее, связан с эгоистическими устремлениями. Г. Истербук также уверяет, что есть эгоистические причины для того, чтобы быть альтруистом. Эти причины скрыты в одном, едва ли не самом ярком, проявлении альтруизма - в любви.

Итак, под альтруизмом можно понимать проявление конкурентоспособности индивида в любви, как формы психологической защиты. Именно таким образом можно представить еще один вариант разрешения указанного противоречия.

Возвращаясь к вопросу соотношения альтруизма и конкурентоспособности в личности специалиста помогающей профессии, отметим, что наличие выраженной альтруистической направленности не исключает высокой степени конкурентоспособности, столь необходимой в современных социально-экономических условиях современного общества. Оптимальной, вероятно, будет средняя степень выраженности альтруизма, поскольку "крайние" варианты ее проявления имеют ряд недостатков. Так, специалист помогающей профессии с низкой степенью выраженности альтруизма (или при его отсутствии) вряд ли достигнет высот профессионализма в силу того, что подобная профессия предполагает такие профессионально важные качества, как доброта, отзывчивость, эмпатичность, сопереживание и др., которые непосредственно связаны с альтруистическим поведением. Абсолютизация альтруизма столь же ошибочна, как и его недооценка, поскольку подразумевается, что альтруизм может быть представлен как наивысшая степень проявления эгоизма. То есть, помогая другим яко бы "бескорыстно", человек, прежде всего, удовлетворяет тем самым свои (возможно, неосознаваемые) потребности социального характера - быть нужным другим, в признании, самоактуализации и тому подобные.

В марте-апреле 2006 г. было проведено прикладное исследование, целью которого стало выявление степени выраженности такой социально-психологической установки (СПУ) личности, как альтруизм с помощью методики "Диагностика СПУ личности в мотивационно-потребност-ной сфере" О. Ф. Потемкиной [6]. Объектом исследования выступили студенты I-II курсов ВолГМУ и ВолГПУ следующих специальностей: "врач", "клинический психолог", "специалист по социальной работе в здравоохранении" и "учитель" (n = 392).

В исследовании была принята трехуровневая шкала выраженности альтруизма: 1) низкий уровень (0-4 балла); 2) средний (5-6 баллов) и 3) высокий (7-10 баллов).

В результате обработки данных была получена следующая картина. В процентном соотношении от общего объема выборки низкий уровень

по шкале "альтруизм" у 37 % респондентов, средний - у 34 %, высокий уровень наблюдается у 29 %>. Среднее значение степени выраженности альтруизма у респондентов равняется 5,24 баллам. В таблице представлены данные об уровне выраженности альтруизма в разрезе специальностей.

Распределение уровня выраженности альтруизма в разрезе специальностей, %

\Специаль-\ ность Уровень \ альтруизма\ Врач (n = 199) Клинический психолог (n = 64) Социальный работник (n = 66) Учитель (n = 63) Всего (n = 392)

Низкий 35 39 41 36 37

Средний 32 34 33 40 34

Высокий 33 27 26 24 29

Итого: 100 100 100 100 100

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что оптимальный (средний) уровень альтруизма наблюдается лишь у одной трети респондентов (34 %). Возможно, обусловлено это тем, что специальное собеседование по профотбору, которое проходят абитуриенты при поступлении в высшее (или среднее) учебное заведение, в настоящее время носит формальный характер и фактически не влияет на решение вопроса об их зачислении (или не зачислении), в связи с чем, преподавателям, к сожалению, приходится сталкиваться с теми формами поведения, которые были заложены ранее. А основы как альтруистического, так и конкурентоспособного поведения человека закладываются на заре становления личности ребенка, в самом начале формирования его "Я-концепции" [4].

Таким образом, результаты исследования подтверждают необходимость коррекции профессионально важных качеств студентов помогающих профессий, влияющих на их альтруистическое поведение и мотивацию, с самого начала их профессиональной подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 1996.

2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 560 с.

3. Золотарева Т. Ф. Минигалиева М. Р. Основы психологической самопомощи социального работника. -М.: Изд-во МГСУ, 2001. - 182 с.

4. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 688 с.

5. Практическая психодиагностика. - Самара: БАХРАХ-М, 2005. - 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.