Научная статья на тему 'Профессионально важные и личностно значимые качества специалистов различных типов профессий'

Профессионально важные и личностно значимые качества специалистов различных типов профессий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1483
119
Поделиться
Ключевые слова
ТИП ПРОФЕССИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / TYPE OF PROFESSIONS / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / PERSONAL IMPORTANCE OF QUALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филатова О.В.

В статье описаны результаты эмпирического исследования психологических структур личности сотрудников профессий типов «человек-человек», «человек-знаковая система» и «человек-техника». Представлены результаты сравнительного анализа профессионально важных и личностно значимых качеств специалистов различных типов профессий. В ходе эмпирического исследования у специалистов профессий типа «человек-человек» выявлен широкий диапазон личностно значимых качеств: эгоистические установки в поведение и деятельности, заинтересованность в увеличении своего благосостояния, направленность на достижение положительного результата в деятельности, а также способность к саморефлексии. Из профессионально важных качеств доминирует коммуникативная рефлексия, которая прямо взаимосвязана с эффективностью деятельности. Представителей профессий «человек-знаковая система» характеризуют следующие личностно значимые качества: ситуативность установок на альтруизм и эгоизм в деятельности и коллективе, направленность на процесс и достижение определенного результата, стремление к увеличению своего благосостояния; способность мыслить образами и постоянное совершенствование, развитие себя; способность правильно выстраивать дружеские отношения в коллективе. Из профессионально важных качеств - это способность к подчинению, приносить в жертву свои интересы, способность к саморефлексии и коммуникативной рефлексии, умеренный уровень личностной тревожности. Личностно значимыми качествами специалистов профессий «человек-техника» являются умеренный уровень личностной и реактивной тревожности; установка на альтруизм в общении; способность мыслить логично, последовательно и принимать управленческие решения в экстремальных ситуациях. Из профессионально важных качеств доминирующими являются способность к рефлексии и мыслить абстрактно.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Филатова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Professionally and personally meaningful important quality specialists in different types of occupations

The article describes the results of an empirical study of psychological structures of the individual types of trades employees «man-man», «man-sign system» and «man-technique». The results of the comparative analysis of important professional and personal trait specialists in different types of professions. In the course of empirical research specialists professions such as "man-a man" revealed a wide range of personality important qualities: selfish behavior in the installation and activities of professional the interest in increasing their wealth, aimed at achieving a positive result in the activity, as well as the capacity for self-reflection. Of professionally important as the dominant communicative reflection, which is directly correlated to effective performance. Professions «man-a sign system» characterized by the following important personality traits: situational settings on altruism and self-interest in the activities and collective, focus on the process and to achieve a certain result, the desire to increase their well-being; the ability to think in images and continuous improvement, development itself; ability to properly build friendly relations in the collective. Of professionally important qualities the ability to obey, to sacrifice their own interests, the ability to self-reflection and communicative reflection, a moderate level of personal anxiety. Personal importance as a specialist professions «man -machinery» is a moderate level of personal and reactive anxiety; installation on altruism in communication; the ability to think logically, consistently and make management decisions in extreme situations. Of professionally important qualities are dominating the ability to reflect and think abstractly.

Текст научной работы на тему «Профессионально важные и личностно значимые качества специалистов различных типов профессий»

Morozova E., Litvinova O.

THE MODEL OF THE FORMATION OF ECOLOGICAL COMPETENCE OF THE YOUNGER PUPILS IN THE EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article presents the model of theformation of the ecological competence of the younger pupils. Features of the presented model is an implementation of it at the expense of extracurricular activities; providing a switch ofprimary school students in environmental activities in the course of solving a pro-planned tasks «School of good deeds», «Green memory lane», «Save the park»; the use of imitational modeling, which is an important way of learning to the solution of environmental problems.

The model consists of the target, substantive, procedural and used to assesstion blocks. The model is focused on the development of socio-ecological knowledge, the formation of value attitude to nature and environmental activities, the acquisition of environmental action. The basis of the content of the process offormation of ecological competence of younger students in extracurricular activities are its components: cognitive (volume, strength and awareness of socio-ecological knowledge about the nature and methods of environmental activities); motivational and value (the presence of a socially and personally significant reasons of environmental activities; value judgments about the nature and environmental activities); practically activities (active and independent in the transformation of the environment of the person; modeling mastering of the school and the school site as objects of ecological, social and aesthetic values; modeling environmentally symbolically and aesthetically suitable host plants on the school site; modeling activities for the protection of the natural park. Implementation of the mechanism of formation of ecological competence of younger students in extracurricular activities at the expense of time spent on extracurricular activities in the educational process primary school 1 to 4 years of study (42 classes, 84 hours). The effectiveness of the process of formation of ecological competence younger students during the implementation of the model is ensured by a complex socio-pedagogical conditions during the development of the educational environment.

Keywords: ecological expertise, environmental education, project tasks; extracurricular activities.

УДК 159.923

Филатова О.В.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ И ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ПРОФЕССИЙ

В статье описаны результаты эмпирического исследования психологических структур личности сотрудников профессий типов «человек-человек», «человек-знаковая система» и «человек-техника». Представлены результаты сравнительного анализа профессионально важных и личностно значимых качеств специалистов различных типов профессий. В ходе эмпирического исследования у специалистов профессий типа «человек-человек» выявлен широкий диапазон личностно значимых качеств: эгоистические установки в поведение и деятельности, заинтересованность в увеличении своего благосостояния, направленность на достижение положительного результата в деятельности, а также способность к саморефлексии. Из профессионально важных качеств доминирует коммуникативная рефлексия, которая прямо взаимосвязана с эффективностью деятельности. Представителей профессий «человек-знаковая система» характеризуют следующие личностно значимые качества: ситуативность установок на альтруизм и эгоизм в деятельности и коллективе, направленность на процесс и достижение определенного результата, стремление к увеличению своего благосостояния; способность мыслить образами и постоянное совершенствование, развитие себя; способность правильно выстраивать дружеские отношения в коллективе. Из профессионально важных качеств — это способность к подчинению, приносить в жертву свои интересы, способность к саморефлексии и коммуникативной рефлексии, умеренный уровень личностной тревожности. Личностно значимыми качествами специалистов профессий «человек-техника» являются умеренный уровень личностной и реактивной тревожности; установка на альтруизм в общении; способность мыслить логично, последовательно и принимать управленческие решения в экстремальных ситуациях. Из профессионально важных качеств доминирующими являются способность к рефлексии и мыслить абстрактно.

Ключевые слова: тип профессий, профессионально важные качества, личностно значимые качества.

Проблема изучения профессионально важных качеств личности специалистов различных типов профессий в современной психологической науке особенно актуальна. Рассмотрением проблемы профессионально-важных качеств занимались А.А. Дер-кач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, В.Л. Марищук, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков и др. Профессиональ-

но-важные качества - это психологические качества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность и др.) деятельности. [1] Иными словами, развитие профессионально-важных качеств является непременным условием успешной реализации профессиональных функций. Согласно А. В. Карпову, профессиональ-

© Филатова О.В., 2015

Экономика образования ♦ № 1, 2015

119

но важные качества (ПВК) делятся на четыре основные группы, образующие в своей совокупности структуру профессиональной пригодности: абсолютные ПВК, относительные ПВК, мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности, анти-ПВК. [2]Формирование ПВК идет параллельно с профессионализацией личности в конкретной деятельности. Изучение особенностей ПВК специалистов различных типов профессий и стало целью нашего исследования. Общая численность выборки исследования - 372 человека в возрасте от 19 до 67 лет. Представителей профессий типа «человек-человек» - 156 человек, «человек-знаковая система» - 107 человек, «человек-техника» - 109 человек.

Результаты психодиагностического исследования позволили нам произвести оценку индивидуально-психологических особенностей личности специалистов различных типов профессий по четырем блокам: мотивационно-ценностный блок, характерологический блок, блок профессиональных качеств, блок самоконтроля [3]. Для анализа ПВК у представителей различных типов профессий нами был проведен корреляционный анализ полученных результатов с использованием критерия Пирсона. Исследование особенностей ПВК у представителей различных типов профессий было осуществлено на основе структурного метода Дружинина В.Н., Карпова А.В [4]. Интерпретация структурограмм осуществлялось поэтапно. На начальном этапе - изучение структурограмм, отражающих значимые взаимосвязи между элементами 1,2 и 3 блоков (личностные качества и особенности мотивационно-ценно-стной сферы специалистов). На втором этапе нами анализировались взаимосвязи между компонентами 2,3, и 4 блоков, т.е. особенности профессионально важных качеств и личностно значимых качеств с параметрами эффективности деятельности.

В организации личности представителей профессии «человек-человек» выделяются два ядра с наибольшим удельным весом. Это ядра «коммуникативная рефлексия» и социально - психологическая установка на «эгоизм». Данные ядра взаимосвязаны между собой прямой корреляционной связью. Плеядой ядра «коммуникативная рефлексия» являются терминальные ценности «престиж», «материальное положение», «социальные контакты», «развитие себя», «достижения»,«сохранение индивидуальности», жизненные сферы «профессия», «семья», «общество», «увлечения», социально- психологические установки «власть» и «результат». Плеядой ядра «эгоизм» являются «саморефлексия» и «общий уровень рефлексивности», «реактивная тревожность», «авторитарный», «эгоистический», «агрессивный», «дружелюбный» стили межличностных отношений, коммуникативное качество «умение слушать», «креативность» как творческий потенциал, «предметно-действенное» и «наглядно-

образное» типы мышления.

В структурограмме выявлены еще четыре ядра с меньшим удельным весом, но организующие ее. Это «саморефлексия», «общий уровень рефлексивности», социально-психологические установки сотрудника на «деньги» и «результат». Все эти ядра прямо или опосредованно взаимосвязаны между собой. Данная структурная организация личности специалистов типа профессии «человек-человек» является не прочной, нестабильной и легко поддается изменениям в ходе коррекционного воздействия.

Анализ ПВК представителей данного типа профессий нами был проведен на основе структурог-раммы взаимосвязей между компонентами 2,3, и 4 блоков. Наибольший удельный вес у элемента «предметно-действенное мышление». Плеядой данного ядра являются «удовлетворенность содержанием, организацией и результатами труда», ведущий мотив «заработок», способы стимулирования «похвала», «благодарность», «угроза увольнения», «угроза снижения зарплаты», «снижение зарплаты», «выговор», «повышенный тон», намерение «сменить должность и отдел», «сменить отдел», «сменить организацию», «намерение уволиться». В структу-рограмме наряду с ведущим просматриваются еще четыре ядра с наибольшим удельным весом: «авторитарный стиль межличностных отношений», «реактивная и личностная тревожность» и «коммуникативная рефлексия».Особенностью данной струк-турограммы личности профессионала профессий типа «человек-человек» является и то, что ни одно из ядер не находится в коррекционной взаимосвязи с другим. Такого рода система является прочной, стабильной, жесткой и плохо поддается изменениями в ходе коррекционного воздействия.

У специалистов профессий типа «человек-человек» выявлен большой диапазон личностно значимых качеств (ЛЗК), а именно: эгоистические установки в поведение и деятельности, заинтересованность в увеличении своего благосостояния, направленность на достижение положительного результата в деятельности, а также способность к саморефлексии. Из профессионально важных качеств выделяется коммуникативная рефлексия, которая прямо взаимосвязана с эффективностью деятельности специалистов.

В структурной организации личности представителей профессий «человек-знаковая система» нами было выявлено множество прямых и обратных корреляционных взаимосвязей, что позволило нам выявить ядра в структурной организации личности. Наибольший удельный вес имеют два ядра: «альтруистический стиль межличностных отношений» и социально-психологическая установка на «процесс». Эти ядра находятся в прямой взаимосвязи друг с другом. Плеядой ядра «альтруистический стиль межличностных отношений» являются

терминальные ценности: «престиж», «материальное положение», «социальные контакты», «развитие себя», «достижения», «духовная удовлетворенность», «сохранение индивидуальности», жизненные сферы «профессия», «образование», «общество», «увлечения», социально - психологические установки на «альтруизм», «эгоизм», «результат», «свобода», «власть», «труд». Плеядой ядра социально-психологическая установка на «процесс» являются «личностная тревожность», «реактивная тревожность», «авторитарный», «подозрительный» и «зависимый» стили межличностных отношений, «саморефлексия», «коммуникативная рефлексия», «общий уровень рефлексивности» коммуникативное качество «умение слушать», «предметно-действенное» и «креативное» типы мышления. Помимо этих двух ядер выделяется еще множество ядер с меньшим удельным весом: «личностная тревожность», жизненные сферы: «увлечения» и «общество», «подчиненный» и «дружелюбный» стили межличностных отношений, «саморефлексия» и «коммуникативная рефлексия», социально-психологические установки на «альтруизм», «эгоизм», «деньги» и «результат», «общий уровень рефлек-сивноси», терминальные ценности: «социальные контакты» и «развитие себя»,«наглядно-образное мышление». В связи с высокими показателями индекса когерентности можно говорить о статичности данной системы. Такого рода система является прочной, стабильной, жесткой и плохо поддается изменениям в ходе коррекционного воздействия. Для анализа необходимых ПВК для представителей данного типа профессий нами была построена и проанализирована структурограмма взаимосвязей 2,3 и 4 блоков. Наибольший удельный вес у ядра - способ стимулирования через «угрозу снижения зарплаты». Это ядро взаимосвязано с ядром «личностная тревожность». Плеядой первого ядра являются «авторитарный», «эгоистический», «подозрительный», «подчиненный», «зависимый», «дружелюбный» и «альтруистический», стили межличностного взаимодействия; «саморефлексия», «коммуникативная рефлексия» и «общий уровень рефлексивности»; коммуникативное качество «умение слушать», «абстрактно-символическое», «наглядно-образное» и «креативное» типы мышления; а также «реализаторский» стиль принятия решений.

В ходе исследования было выделено еще несколько ядер, удельный вес которых является высоким: «абстрактно-символическое мышление», способы стимулирования: «выговор» и «снижение зарплаты», «альтруистический», «подчиненный» и «авторитарный» стили межличностных отношений, коммуникативное качество «умение слушать», «намерение сменить должность и отдел»,«намерение сменить отдел» и «намерение сменить организацию», «коммуникативная рефлексия», «общий уро-

вень рефлексивности» и «саморефлексия», «наглядно-образное мышление». Все ядра находится в прямой или опосредованной коррекционной взаимосвязи с другими. Структурная организация личности профессионала «человек-знаковая система» является не прочной, нестабильной и легко поддается изменениям в ходе коррекционного воздействия.

Таким образом, нам удалось выявить ПВК и ЛЗК специалистов профессий типа «человек-знаковая система».Это также достаточно широкий диапазон личностно значимых качеств. К ним относятся: си-туативность установок на альтруизм и эгоизм в деятельности и коллективе, направленность на процесс и достижение определенного результата в деятельности, а также увеличение своего благосостояния; способность мыслить образами, постоянное совершенствование и развитие себя; способность правильно выстраивать дружеские отношения в коллективе. Из ПВК нам удалось выявить такие качества как способность к подчинению, приносить в жертву свои интересы, способность к саморефлексии и коммуникативной рефлексии, а также умеренный уровень личностной тревожности.

В структурной организации личности представителей профессии «человек-техника» нами было выявлено множество прямых и обратных корреляционных взаимосвязей, что позволило нам выявить ядро структурной организации личности. Наибольший удельный вес у ядра «альтруистический стиль межличностных отношений». Плеядой ядра являются терминальные ценности «престиж», «социальные контакты», «развитие себя», «достижения», «духовная удовлетворенность»; жизненные сферы «профессия», «образование», «семья», «общество», «увлечения» и социально-психологические установки на «альтруизм», «эгоизм», «результат», «власть». Наряду с центральным можно выделить еще несколько ядер с большим удельным весом элемента: «личностная тревожность», жизненные сферы: «общество» и «увлечения», «абстрактно-символическое мышление», «ситуационный стиль принятия управленческих решений», «словесно-логический тип мышления», «реактивная тревожность», «общий уровень рефлексивности». Все эти ядра прямо или опосредованно взаимосвязаны друг с другом. Однако в связи с высокими показателями индекса дифференциации можно говорить о нестабильности данной системы. Такого рода системы являются не прочными, нестабильными и легко поддаются изменениями в ходе коррекционного воздействия.

Для анализа необходимых ПВК для представителей данного типа профессий нами была построена и проанализирована структурограмма взаимосвязей 2,3, и 4 блоков. Наибольший удельный вес у ядра «саморефлексия». Плеядой данного ядра являются «удовлетворенность общими условиями труда», такие способы стимулирования как «похвала», «бла-

годарность», «премия», «угроза увольнения», «угроза снижения зарплаты», «снижение зарплаты», «выговор», намерение «сменить должность и отдел», «сменить отдел», «сменить организацию», «уволиться» и «организованность» как показатель эффективности деятельности. Можно выделить еще несколько ядра, с достаточно высоким удельным весом: «коммуникативная рефлексия» и «общий уровень рефлексивности», «абстрактно-символическое мышление», «намерение сменить отдел». Все ядра находится в прямой или опосредованной корреляционной взаимосвязи с другими. Данная структурная организация личности профессионала «человек-техника» является не прочной, нестабильной и легко поддается изменениям в ходе коррекцион-ного воздействия, на что указывает индекс дифференциации.

Таким образом, нам удалось выявить ПВК и ЛЗК специалистов профессий типа «человек-техника». Это широкий диапазон личностно значимых качеств, а именно: умеренный уровень личностной и реактивной тревожности; установка на альтруизм в общении; способность мыслить логично и последовательно, а также способность принимать управленческие решения в экстремальных ситуациях. Из профессионально важных качеств нами были выявлены способность к рефлексии и мыслить абстрактно. Подводя итог проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. В ходе эмпирического исследования у специалистов профессий типа «человек-человек» выявлен широкий диапазон личностно значимых качеств: эгоистические установки в поведение и деятельности, заинтересованность в увеличении своего благосостояния, направленность на достижение положительного результата в деятельности, а также способность к саморефлексии. Из профессионально важных качеств доминирует коммуникативная рефлексия, которая прямо взаимосвязана с эффективностью деятельности.

2. Представителей профессий «человек-знаковая система» характеризуют следующие личностно значимые качества: ситуативность установок на альтруизм и эгоизм в деятельности и коллективе, направленность на процесс и достижение определенного результата, стремление к увеличению своего благосостояния; способность мыслить образами и постоянное совершенствование, развитие себя; способность правильно выстраивать дружеские отноше-

ния в коллективе. Из профессионально важных качеств - это способность к подчинению, приносить в жертву свои интересы, способность к саморефлексии и коммуникативной рефлексии, умеренный уровень личностной тревожности.

3. Личностно значимыми качествами специалистов профессий «человек-техника» являются умеренный уровень личностной и реактивной тревожности; установка на альтруизм в общении; способность мыслить логично, последовательно и принимать управленческие решения в экстремальных ситуациях. Из профессионально важных качеств доминирующими являются способность к рефлексии и мыслить абстрактно.

Сравнительный анализ с применением многофункционального критерия ф * - углового преобразователя Фишера, позволил выявить принципиальные различия между ПВК у представителей различных типов профессий. Такое качество, как коммуникативная рефлексия наиболее характерно для представителей профессий «человек- человек», чем для специалистов «человек-знаковая система». Качество «общий уровень рефлексивности» наиболее ярко выражено у представителей профессий типа «человек-техника», чем «человек-знаковая система». Таким образом, наша гипотеза о том, что различные типы профессий предполагают определенный набор профессионально важных и личностно значимых качеств у специалистов, определяющих эффективность их профессиональной деятельности, подтвердилась.

Библиографический список

1. Бубнова С. С. Эффективность деятельности в зависимости от структуры профессионально важных качеств// Проблемы системогенеза деятельности / С.С.Бубнова. - Ярославль: Изд- во Яросл. ун- та, 1980. - С. 67 - 83.

2. Психология труда / Под ред. А.В. Карпова. -Москва: ВЛАДОС-Пресс, 2004.

3. Филатова О.В., Башаева Т.В. Опросник для исследования психологических причин удовлетворенности деятельностью и ее влияние на эффективность труда/ О.В. Филатова, Т.В. Башаева. - Владимир: ВЛГУ 2008.

4. Филатова О.В., Шаманин Н.В. Методологические основы психологии труда / О.В. Филатова. -Владимир: ВлГУ 2007.

Filatova O.

PROFESSIONALLY AND PERSONALLY MEANINGFUL IMPORTANT QUALITY SPECIALISTS IN DIFFERENT TYPES OF OCCUPATIONS

The article describes the results of an empirical study ofpsychological structures of the individual types of trades employees «man-man», «man-sign system» and «man-technique». The results of the comparative analysis of important professional and personal trait specialists in different types of professions. In the course of empirical research specialists professions such as "man-a man " revealed a wide range of personality important qualities: selfish behavior in the installation and activities of professional the interest in increasing their wealth, aimed at achieving a positive result in the activity, as well as the capacity for self-reflection. Of professionally important as the dominant communicative reflection, which is directly correlated to effective performance. Professions «man-a sign system» characterized by the following important personality traits: situational settings on altruism and self-interest in the activities and collective, focus on the process and to achieve a certain result, the desire to increase their well-being; the ability to think in images and continuous improvement, development itself; ability to properly build friendly relations in the collective. Of professionally important qualities — the ability to obey, to sacrifice their own interests, the ability to self-reflection and communicative reflection, a moderate level of personal anxiety. Personal importance as a specialist professions «man -machinery» is a moderate level of personal and reactive anxiety; installation on altruism in communication; the ability to think logically, consistently and make management decisions in extreme situations. Of professionally important qualities are dominating the ability to reflect and think abstractly.

Keywords: type ofprofessions, professionally important qualities, the personal importance of quality.