Научная статья на тему 'Особенности психологического сопровождения формирования профессионально важных качеств будущих специалистов социономических профессий'

Особенности психологического сопровождения формирования профессионально важных качеств будущих специалистов социономических профессий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
981
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СТУДЕНТЫ КОЛЛЕДЖА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИЯ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ТИПА / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / COLLEGE STUDENTS / PROFESSIONAL QUALITIES / PROFESSION OF SOCIONOMIC TYPE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Власкина Ирина Васильевна, Лысуенко Светлана Анатольевна

В статье рассмотрено психологическое сопровождение формирования профессионально важных качеств студентов колледжа, получающих профессии социономического типа. Описан механизм реализации и авторская модель психологического сопровождения студентов колледжа, реализуемые в учебно-профессиональной и потенциально-профессиональной среде учреждения среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Власкина Ирина Васильевна, Лысуенко Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Support Peculiarities of Formation of Important Professional Qualities of Future Socionomic Specialists

The article deals with the psychological support of formation of professionally important qualities of college students receiving profession of socionomic type. It describes a mechanism of implementa-tion and the author's model of psychological support of college students, implemented in professional educational and potentially professional en-vironment of the institutions of secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «Особенности психологического сопровождения формирования профессионально важных качеств будущих специалистов социономических профессий»

УДК 159.922

ББК 4448.028.86 ГСНТИ 15.21.51 Код ВАК 19.00.01; 19.00.05

Власкина Ирина Васильевна,

психолог, ГБУЗ СО «Свердловская областная клиническая психиатрическая больница»; 620100, г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 8 км, 7а.

Лысуенко Светлана Анатольевна,

методист по реализации основных профессиональных образовательных программ, ГАОУ СПО СО «Нижнетагильский государственный профессиональный колледж имени Н. А. Демидова», г. Нижний Тагил; аспирант, Уральский государственный педагогический университет; 622001, г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, д. 2; e-mail: [email protected].

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ С0ЦИ0Н0МИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психологическое сопровождение; студенты колледжа; профессионально важные качества; профессия социономического типа.

АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрено психологическое сопровождение формирования профессионально важных качеств студентов колледжа, получающих профессии социономического типа. Описан механизм реализации и авторская модель психологического сопровождения студентов колледжа, реализуемые в учебно-профессиональной и потенциально-профессиональной среде учреждения среднего профессионального образования.

Vlaskina Irina Vasilievna,

Psychologist, Sverdlovsk Regional Clinical Mental Hospital (Ekaterinburg).

Lysuenko Svetlana Anatolievna,

Specialist on Implementation of Basic Vocational Educational Programs, Demidov Nizhny Tagil State Vocational College, Nizh-ny Tagil, Post-Graduate Student, Ural State Pedagogical University.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT PECULIARITIES OF FORMATION

OF IMPORTANT PROFESSIONAL QUALITIES OF FUTURE S0CI0N0MIC SPECIALISTS

KEY WORDS: psychological support; college students; professional qualities; profession of socionomic type.

ABSTRACT. The article deals with the psychological support of formation of professionally important qualities of college students receiving profession of socionomic type. It describes a mechanism of implementation and the author's model of psychological support of college students, implemented in professional educational and potentially professional en-vironment of the institutions of secondary vocational education.

В современных условиях да я успешного профессионального становления будущих специалистов в образовательной среде колледжа требуется обеспечить реализацию задатков личности, воспитать умение ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке, справляться с внезапными трудностями и непредвиденными задачами, принимать нестандартные решения.

В связи с возросшими требованиями рыночной экономики к эффективности деятельности работников актуальной становится профессиональная подготовка специалистов, обладающих набором характеристик, позволяющих непосредственно после окончания обучения с высокой эффективностью выполнять трудовые задачи. Большие трудности при реализации данной задачи возникают в процессе подготовки специалистов со среднеспециальным образованием, так как период обучения в колледже непродолжителен. Кроме того, многие студенты колледжа начинают осуществлять не только учебно-профессиональную, но и

собственно потенциально профессиональную деятельность уже с первых месяцев обучения. Поэтому одной из главных задач среднеспециального образования является формирование у студентов профессионально важных качеств, включая психологические характеристики, которые будут способствовать реализации учащихся в роли специалиста социономической направленности.

Профессии данного типа связаны с медицинским обслуживанием, помощью, уходом и патронатом (врач, фельдшер, медицинская сестра и т. д.); с обучением и воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель и т. д.); с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант и т. д.); с правовой защитой (юрист, участковый инспектор и т. д.); с психологической поддержкой и сопровождением (психолог, социальный педагог, учитель и т. д.).

Специфика социономических профессий заключается в том, что человек или общность людей здесь выступают не как социальная среда, условие деятельности, а

© Власкина И. В., Лысуенко С. А., 2015

рассматриваются в качестве объекта и предмета деятельности [8, с. 187].

Отнести профессию к группе соционо-мических позволяют определенные критерии (рис. 1).

Критерии профессий социономическо-го типа: цель деятельности (например, воспитание, управление, контроль, оценивание, обслуживание); средства деятельности (невербальные и вербальные формы, непосредственные и опосредованные контакты); условия труда (социально-психологические, режимно-гигиенические и технико-экономические), а также функции, выполняемые работником.

Социономическая группа профессий относится к гуманитарном} типу трудовой деятельности [6, с. 4] и характеризуется следующими особенностями: профессиональная деятельность является проявлением социопрофессиональной активности, которая приобретает характер деятельности посредством осознания и осмысления целостного динамического пространства, ориен-

тированного на сообщество или отдельного человека; в ней преобладают субъект-субьектные взаимодействия в динамическом пространстве, в связи с чем профессия социономического типа становится максимально ориентированной на личность; предметом деятельности в этих профессиях является группа или отдельный человек; средством - сам человек, его психические или личностные свойства и способности; условия профессиональной деятельности в помогающих профессиях связаны с высокой моральной ответственностью; результат труда, как правило, задается не определенно, а в виде общего представления; продукт деятельности по сути не материален, и его практически невозможно оценить объективно, более того, он может быть оценен прямо противоположным образом разными «потребителями» в разное время.

Представители социономических профессий имеют ярко выраженные профессионально важные способности (рис.2).

О

и-,

сЗ С

К ® о

о

^ _

|*©< о о и

^ и

с §>

5 и к 2

СХ о £ =

Н

о о

цель деятельности

средства деятельности

условия труда

функции, осуществляемые работником

Рис. 1. Критерии профессий социономического типа

1) 13

х

|

М К н

о о к о

3 к

га о К о О о

а с

о о

о

и

К га

о Е

1> §

И

о и

о к

Н Й

О Я

ч ?

1) о с

и е; и н а и

пс ихологичес кая на блюд ательно сть

психоэмоциональная устойчивость

эмпатия

комму никативно сть

апперцепция

"избирательная на пр а в л енно сть. восприятия

Рис. 2. Профессиональные важные способности представителей профессий социономического типа

Будущие специалисты помогающих профессий социономического типа характеризуются общими и различными индивидуально-психологическими особенностями и социальными условиями профессионального самоопределения в зависимости от типа специальности.

Общими выступают следующие особенности: социабельность, ориентация на процесс профессиональной деятельности, преобладание альтруизма над эгоизмом; доминирующие ценности - здоровье, уверенность в себе, свобода и материально обеспеченная жизнь. Специфичными являются экспрессивность, толерантность и в то же время направленность на власть; эм-патийность; стремление к доминантности, самоконтроль; ориентация на результат деятельности [8, с. 6].

В соответствии с выделенными особенностями профессий социономического типа у будущих специалистов среднего звена должна быть сформирована повышенная социабельность, ориентированность на процесс профессиональной деятельности, преобладание альтруизма над эгоизмом; доминирующими ценностями должны стать здоровье, уверенность в себе, свобода и материально обеспеченная жизнь. Для представителей со-циономических профессий удовлетворение (эмоциональное) от содержания работы имеет максимальную значимость [5, с. 59].

Что касается студентов, осваивающих в колледже социономические профессии, то для таких учащихся характерны следующие ценности: активная жизнь, жизненная муд-

рость и опыт, интересная работа, постоянное развитие и творчество, - а важным мотивом выбора профессии является стремление к самосовершенствованию, самореализации, а также желание добиться признания и уважения [2, с. 116]. Отношение субъекта труда к социономической деятельности как к профессии является основополагающей психологической характеристикой профессии [12, с. 9]. В процессе обучения в колледже профессиям социономического типа у будущих специалистов среднего звена должны быть сформированы такие индивидуальные характеристики, как социально-коммуникативная компетентность, стрессоустойчивость, этико-моральная ответственность, интегрированные с такими профессиональными характеристиками, как профессиональные знания, навыки и умения, т. е. нужно сформировать необходимые для специалиста профессионально-личностные качества с целью его оптимального функционирования и адаптации в социономических профессиях | п. с. 95].

Данный факт также подтверждает необходимость реализации специальных психолого-педагогических технологий в учреждениях профессионального образования. К таким технологиям относится психологическое сопровождение.

Актуальность психологического сопровождения студентов колледжа, осваивающих социономические (помогающие) профессии, заключается в том, что резко возросшие в последнее время требования к профессионализму специалистов со сред-

ним профессиональным образованием стимулируют поиски новых подходов к оказанию помощи студентам колледжей и их поддержке. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного освоения профессии, который как раз и приходится на время обучения в колледже, осуществляется процесс как жизненного, так и профессионального самоопределения будущего специалиста, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения.

Слово «сопровождение» появилось в отечественной психологической литературе в девяностых годах XX в. в значении «недирективной формы оказания психологической помощи, направленной не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности» [1, с. 63], которая запускает механизмы саморазвития и активизирует собственные ресурсы человека. В зарубежных исследованиях теория психологического сопровождения как особой психологической практики выкристаллизовалась на волне протеста против медицинского подхода к помощи человеку страдающему [1, с. 66].

Понятием «сопровождение» представители различных психологических школ обозначали практику длительной, предельно индивидуализированной психологической работы с людьми в так называемых точках кардинального изменения жизненной ситуации.

Определяя сущность и содержание «психологического сопровождения», Э. Ф. Зеер указывает, что термин «сопровождение» в словаре русского языка определяется как «следование рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого» [3, с. 28]. И далее: «...психологическое сопровождение профессионального становления - это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости -помощь и поддержка».

Цель психологического сопровождения студентов - будущих специалистов социо-номических профессий - создать в рамках объективно данной студенту учебно-профессиональной среды психологические условия для эффективного формирования профессионально важных качеств.

Система психологического сопровождения студентов социономических профессий - это совокупность способов, приемов, упражнений, техник взаимодействия субъектов деятельности, направленных на профессионально-личностное развитие.

Психологическое сопровождение студентов призвано восполнить недостаток

развивающего потенциала учебно-профессиональной среды через специальную организацию пространства учреждения среднего профессионального образования, специфика которого заключается, прежде всего, в воздействии на внутренний мир будущего специалиста среднего звена, во-вторых, в активизации процессов осознания студентом собственного места и роли в социномиче-ской профессии и, наконец, в психологической помощи для разрешения внутренних профессиональных противоречий студентов колледжа, что позволит подготовить их к эффективному социономическому взаимодействию в условиях как учебно-профессиональной, так и профессиональной среды.

Особенностью психологического сопровождения является его направленность на раскрытие и развитие позитивных личностных черт, на активизацию профессионально важных качеств и реализацию профессионально-личностного потенциала, на оптимизацию межличностных взаимоотношений в учебно-профессиональной и потенциально профессиональной среде.

Затруднения в подготовке специалистов «помогающих профессий» в образовательной среде колледжа во многом обусловлены недостаточным уровнем психологической готовности к приобретению профессионально важных качеств выбранной социономической профессии.

Поэтому основными принципами психологического сопровождения являются:

- приоритет профессионально-личностных интересов студентов в учебно-профессиональной и потенциально профессиональной среде в период формирования психологической готовности к будущей профессиональной деятельности социономиче-ского типа;

- непрерывность психологического сопровождения формирования профессионально важных качеств в течение всего учебно-профессионального процесса в колледже;

- мультидисциплинарная направленность психологического сопровождения формирования профессионально важных качеств в течение всего учебно-профессионального процесса в колледже.

Психологическое сопровождение является поддерживающим фактором в формировании, активизации и коррекции профессионально-субъектной позиции студента в образовательном пространстве колледжа, а значит, и процесса формирования профессионально важных качеств будущих представителей социономических (помогающих) профессий.

Таким образом, психологическое сопровождение студентов в образовательной среде

колледжа - это интеграция процесса получения профессиональных знаний, навыков, умений с формированием и коррекцией психопрофессионального становления личности.

Разработка системы мероприятий психологического сопровождения профессионального становления личности будущего специалиста предполагает соотнесение сопровождения и психотерапии как психологических феноменов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Охарактеризуем основные блоки психологического сопровождения формирования профессионально важных качеств студентов социономических профессий в процессе получения среднего профессионального образования:

• Проектировочный. Реализуется посредством разработки критериев, показателей и уровней профессионально важных качеств студентов в учебно-профессиональной и потенциально профессиональной среде. Работы Е. А. Климова [4, с. 52] и других исследователей послужили основой для выделения 5 групп ПВК будущих работников профессий социономического типа: ПВК коммуникативной сферы (умение устанавливать контакт и взаимодействовать с разными людьми, решать конфликты ит. д.); ПВК эмоционально-волевой сферы (стрессоустойчивость, эмпатия, настойчивость и т. д.); ПВК ценностно-мотивацион-ной сферы (уважение каждого человека, стремление помогать людям и т. д.); ПВК организационно-методической сферы (умение планировать свою деятельность, организовывать деятельность и взаимодействие других, представлять результаты своей работы ит. д.); ПВК познавательной сферы (умение понимать причины поведения людей, навыки творческого мышления и т. д.).

• Диагностический. Реализуется посредством мониторинга уровня формирования профессионально важных качество студентов социономических профессий в учебно-профессиональной и потенциально профессиональной среде, диагностики профессионально значимых личностных качеств студентов, выявления их мотивов, морально-этических, смысложизненных и ценностных ориентаций, оценки коммуникативной компетентности и профессиональных компетенций, критериев и показателей уровней развития студентов.

• Консультационный. Реализуется посредством организации возрастно-психоло-гической помощи и консультирования по профессиональным текущим и потенциально возможным вопросам в рамках учебно-профессионального и потенциально профессионального развития студентов в процессе освоения социономических профессий. Целью возрастно-психологической помощи и консультирования является контроль за ходом психического развития студентов на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Эта цель предполагает решение следующих конкретных задач: составление индивидуальных рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в обучении для студентов колледжа; проведение - индивидуально и/или в специальных группах - психокоррекционной работы.

• Развивающий. Реализуется посредством организация деятельности по личност-но-профессиональному росту и индивидуально-психологическому развитию студентов в процессе получения среднего профессионального образования. Включает формирование знаний и развитие навыков планирования профессионального развития, прояснение профессионально-личностной концепции студентов; развитие профессиональных навыков и навыков психорегуляции, ПВК, формирования положительного психологического климата в группе.

• Профилактическо-коррекционный. Реализуется посредством коррекции проявлений негативных индивидуально-психологических характеристик студентов социономических профессий; формирования навыков правильного распределения времени и сил при подготовке к зачетам и экзаменам и преодоление экзаменационного стресса; формирования адекватных критериев и эталонов профессионализма и этики в работе с людьми, развития профессиональной рефлексии, а также работы с разочаровавшимися в выбранной соционо-мической профессии.

Предлагаем модель психологического сопровождения студентов колледжа, осваивающих профессии социономического типа (рис. з).

Цель - повышение уровня эффективности

учебно-профессиональной деятельности студентов, осваивающих профессии социономи-ческого типа

Направления: психологическая профилактика, развивающая психодиагностика, психологическая консультация, психологический тренинг, психологическая коррекция, педагогическое просвещение и образование

Блоки:

проектировочный, диагностический, консультационный, развивающий, профилактическо-коррекционный

Методы:

информирование, дискуссии, тестирование, анкетирование, психологические упражнения, ролевые и деловые игры, самостоятельные работы, творческие задания

Результат: -приобретение студентами психологических знаний;

- овладение студентами профессионально важными психологическими умениями и навыками; -повышение у студентов уровня сформированное™ ПВК и эффективности учебно-профессиональной деятельности

Рис. 3- Модель психологического сопровождения студентов колледжа, осваивающих профессии социономического типа

Механизм реализации психологического сопровождения формирования профессионально важных качеств будущих специалистов социономической направленности в процессе получения среднего профессионального образования содержит совокупность последовательно усложняющихся действий; организация работы по данной программе может проходить в структуре психологической службы или карьерного центра колледжа; формы работы в ходе реализации психологического сопровождения - это лекции, семинары, информирование, дискуссии, тестирование, анкетирование, психологические упражнения, ролевые и деловые игры, самостоятельные работы, творческие задания и тренинги для студентов.

Реализация в колледже программы психологического сопровождения в рамках преподавания психологических дисциплин ведет к повышению эффективности учебно-профессиональной деятельности студентов. Осуществляется это за счет формирования ПВК будущих работников в рамках психологических дисциплин колледжа, основанных на принципах субъектно-деятель-ностного подхода и реализуемых с помощью методов контекстного обучения, а также психологического консультирования и информирования субъектов образования о способах оптимизации процесса формирования общих и профессиональных компетенций студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болучевская В. В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий : моногр. Волгоград : Изд-во ВолГМУ, 2010.

2. Гришина Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПбГУ, 2009. С. 116-124.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. М.: Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. («Gaudeamus»).

4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2005.

5. Крутлик С. В. Формирование аутопсихологической компетентности будущих специалистов помогающих профессий социономического типа // Проблемы педагогического образования : сб. науч. ст. М. :МПГУ-МОСПИ, 2011. Вып. 38. С. 59-61.

6. Милакова В. В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа : автореф. дис. ... канд. психол. наук. -Астрахань, 2007.

7. Муртазин И. Новый поворот в «Деле Макарова» // Новая газета. 2011. № 125.

8. Пахальян В. Э. Проблемы профессионального образования в сфере «помогающих профессий» в контексте идей Л. С. Выготского и К. Роджерса // Культурно-историческая психология. 2011. № 2. URL: http://www.academia.edu/6482646/ (дата обращения: 10.02.2015).

9. Сорокоумова С. Н., Исаев В. П. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 187-190. URL: http:// journals.uspu.ru/_20i3_4.pdf (дата обращения: 17.12.2014).

10. Храмова О. Б. Специфика карьерного развития студентов в процессе получения высшего образования // Акмеология. 2013. № 3 (спецвып., посвящ. 8 Междунар. науч. конф. «Акмеологпя: личностное и профессиональное развитие человека»).

11. Эннс Е. А. Психологическая характеристика помогающих профессий // Современная психология : материалы Междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). Пермь : Меркурий, 2012. С. <)'2-<)']

12. Якунина Ю. Е. Субъективные критерии эффективности профессиональной деятельности в профессиях типа «Человек-Человек» : дне.... канд. психол. наук : 19.00.03. М., 2004.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. С. А. Минюрова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.