Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
583
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
готовность к обучению в вузе / мотивация к обучению / самоорганизация / коммуникативные навыки / академическая успешность / профессиональная направленность / high school readiness / learning motivation / self-management / communicative skills / academic success skills / students’ professional direction.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.В. Гриднева

Данная статья представляет результаты исследования по определению уровня готовности студентов к обучению в вузе. Автором обосновывается актуальность данных изысканий, проводится анализ изученности проблемы. В ходе исследования были выявлены следующие компоненты готовности к обучению в вузе: мотивация к обучению, самоорганизация, коммуникативные навыки, академическая успешность, профессиональная направленность студентов. Автором была разработана и опробована методика определения уровня готовности студентов к обучению по каждому из выделенных компонентов. В статье представлены результаты проведенного анкетирования среди студентов первого курса направления «Лингвистика» Югорского государственного университета. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости дальнейших методологических разработок по развитию компонентов готовности к обучению как в ходе учебного процесса, так и при индивидуальной кураторской работе со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С.В. Гриднева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF STUDENTS’ HIGH SCHOOL READINESS LEVEL

The article deals with the research of students’ high school readiness. The rational is provided for by the author. The analysis of the previous research is conducted. As a part of the study, the components of students’ high school readiness are found. These are learning motivation, self-management, communicative skills, academic success skills and students’ professional direction. Assessment methodology to define students’ high school readiness level on every revealed component is developed and tested. The article presents the results of survey carried out among first-year students of Linguistics at Yugra State University. The obtained results indicate the need for further methodological development on students’ high school readiness education both in the learning process and in the course of students’ individual work with an academic adviser.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ»

Библиографический список

1. Формирование единого образовательного пространства культуры безопасности в России: монография. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2009.

2. Социальные опасности и защита от них: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. Москва: Академия, 2012.

3. Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002. Available at: Vocabulary.ru

4. Кисляков П.А. Социальная безопасность и здоровьесбережение учащейся молодёжи. Москва: Логос, 2011.

5. Бырылова Е.А., Спицына Т.А. Организационно-методические аспекты подготовки бакалавров образования в области профилактики экстремизма и защиты культурного наследия. Мир науки, культуры, образования. 2018; Выпуск 6 (73): 193 - 195.

References

1. Formirovanie edinogo obrazovatel'nogo prostranstva kultury bezopasnosti v Rossii: monografiya. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2009.

2. Social'nye opasnosti i zaschita ot nih: uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2012.

3. Oksfordskij tolkovyjslovar'popsihologii. 2002. Available at: Vocabulary.ru

4. Kislyakov P.A. Social'naya bezopasnost' i zdorov'esberezhenie uchaschejsya molodezhi. Moskva: Logos, 2011.

5. Byrylova E.A., Spicyna T.A. Organizacionno-metodicheskie aspekty podgotovki bakalavrov obrazovaniya v oblasti profilaktiki 'ekstremizma i zaschity kul'turnogo naslediya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; Vypusk 6 (73): 193 - 195.

Статья поступила в редакцию 27.11.20

УДК 378

Gridneva S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: svelte.77@mail.ru

ASSESSMENT OF STUDENTS' HIGH SCHOOL READINESS LEVEL. The article deals with the research of students' high school readiness. The rational is provided for by the author. The analysis of the previous research is conducted. As a part of the study, the components of students' high school readiness are found. These are learning motivation, self-management, communicative skills, academic success skills and students' professional direction. Assessment methodology to define students' high school readiness level on every revealed component is developed and tested. The article presents the results of survey carried out among first-year students of Linguistics at Yugra State University. The obtained results indicate the need for further methodological development on students' high school readiness education both in the learning process and in the course of students' individual work with an academic adviser.

Key words: high school readiness, learning motivation, self-management, communicative skills, academic success skills, students' professional direction.

С.В. Гриднева, канд. пед. наук, доц., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, E-mail: svelte.77@mail.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Данная статья представляет результаты исследования по определению уровня готовности студентов к обучению в вузе. Автором обосновывается актуальность данных изысканий, проводится анализ изученности проблемы. В ходе исследования были выявлены следующие компоненты готовности к обучению в вузе: мотивация к обучению, самоорганизация, коммуникативные навыки, академическая успешность, профессиональная направленность студентов. Автором была разработана и опробована методика определения уровня готовности студентов к обучению по каждому из выделенных компонентов. В статье представлены результаты проведенного анкетирования среди студентов первого курса направления «Лингвистика» Югорского государственного университета. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости дальнейших методологических разработок по развитию компонентов готовности к обучению как в ходе учебного процесса, так и при индивидуальной кураторской работе со студентами.

Ключевые слова: готовность к обучению в вузе, мотивация к обучению, самоорганизация, коммуникативные навыки, академическая успешность, профессиональная направленность.

Высшие учебные заведения крайне заинтересованы в качестве подготовки будущих профессионалов. Этого же ждет от системы высшего образования государство и общество. Именно поэтому поиск путей совершенствования процесса обучения в вузе ведется постоянно. В настоящее время наметилась тенденция индивидуализации процесса обучения в вузе. На протяжении нескольких лет нами проводилось исследование по формированию профессиональной направленности студентов при коммуникативно-ориентированном обучении иностранным языкам в вузе [1]. В процессе нашей работы мы пришли к выводу, что профессиональная направленность личности студента, являясь основополагающей, неотъемлемой составляющей успешного обучения в вузе, все же остается лишь одним из компонентов, определяющих высокий уровень подготовки и развития студентов. На наш взгляд, общим понятием, определяющим данный процесс, является готовность студентов к обучению в вузе. Именно измерение и учет уровня готовности к обучению позволяет индивидуализировать учебный процесс в высшей школе. Цель нашего исследования - уточнить понятие готовности к обучению в вузе, определить его компоненты и уровни, разработать методику определения степени готовности студентов к обучению в вузе и опробовать данную методику на практике.

Понятию готовности в психологии и педагогике посвящено значительное количество работ, и многими учеными даны определения этого понятия (Д.Н. Узнадзе, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Ю.З. Гильбух, В.А. Сластенин). Как осознанная готовность личности к оценке ситуации и поведению, обусловленному предшествующим опытом, трактуется данное понятие в психологии. В педагогических исследованиях рассматривается понятие готовности, как бы направленное на объект, и подразумевает готовность к отдельным видам деятельности: например, готовность к самообразованию, готовность к профессиональной деятельности и т.д. Способности обучающегося, отношение к деятельности, имеющиеся знания, умения и навыки, составляют понятие готовности к деятельности [2]. Способности являются основой пригодности к той или иной деятельности.

Без пригодности готовность невозможна. Пригодность, в свою очередь, может перерасти в готовность в процессе целенаправленного развития. Проблема пригодности к обучению в вузе в настоящее время решается с помощью единого государственного экзамена. Уже на этапе выбора предметов обучающиеся ориентируются на имеющиеся у них способности.

Проведя анализ множества определений понятия готовности к обучению, мы соглашаемся с А.К. Марковой, которая утверждает, что готовность - это психическое состояние, включающее осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий [3].

В процессе формирования профессиональной направленности студентов нами проводилось длительное наблюдение динамики развития успешности обучения студентов, параллельно в ходе кураторской деятельности проводились собеседования с обучающимися. Обобщая полученные нами данные, а также проведя анализ понятия готовности в психологии и педагогике, мы можем выделить следующие компоненты готовности студентов к обучению в вузе: мотивацию к обучению, самоорганизацию, коммуникативные навыки, академическую успешность, профессиональную направленность личности. Следует дать краткое обоснование каждого компонента.

Мотивация - это совокупность движущих сил поведения, которая выражается в потребностях, интересах, влечениях, целях, идеалах, определяющих деятельность [4]. Мотивация может быть внутренней, внешней, положительной, отрицательной, устойчивой, неустойчивой. Учебную деятельность характеризуют мотив достижения и познавательный мотив. В обучении в вузе мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации [5].

Вторым компонентом готовности к обучению в вузе, который мы выделяем, является самоорганизация студента. Самоорганизация - это способность самостоятельного целеполагания, построения стратегий достижения целей, сохранения критического отношения к самому себе [6]. Навыки самоорганизации

и тайм-менеджмента как ее составляющей приобретают огромную значимость и актуальность в настоящее время. Владея основами самоорганизации и тайм-менеджмента, имея жизненную стратегию, студент способен качественно осваивать знания, а значит, способен к эффективному самообразованию в условиях индивидуализации процесса обучения в вузе. Адекватное восприятие времени, умение его планировать, способность рационально перераспределять временные приоритеты и лимиты межличностного общения называется тайм-менеджментом [7]. Процесс обучения воспринимается позитивно и осознанно теми студентами, которые задумываются о своем будущем и целенаправленно проектируют его. И, что касается будущей профессиональной деятельности, студенты, имеющие высокую степень самоорганизации, как правило, становятся более успешными в профессии, более открытыми и коммуникабельными, готовыми к постоянному развитию в быстро меняющемся мире.

Коммуникативные навыки являются третьим компонентом готовности студентов к обучению в вузе. Толковый словарь определяет коммуникативные навыки как «способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая» [8, с. 87]. Успешность в социальном взаимодействии и в профессиональной деятельности напрямую зависит от развития коммуникативных навыков. Коммуникативная компетентность может быть определена как характеристика личности, которая включает знания, умения, навыки и личностные качества, позволяющие человеку реализовывать общение и достигать взаимопонимания и эффективного решения коммуникативных задач. В учебном процессе вуза, в условиях учебно-профессиональной социализации студентов коммуникативные навыки приобретает особенно большое значение.

Четвертым компонентом готовности студентов к обучению в вузе является академическая успешность. Академическая успешность - это комплексная характеристика, отражающая учебные достижения в субъективно-личностном плане и связанная не столько с объективными показателями успеваемости (оценками, баллами), сколько с представлениями личности об успехе [9]. Структура академической успешности была исследована М.Р Шабалиной [10]. По мнению ученого, академическая успешность студентов может быть охарактеризована следующими компонентами: 1) формализованными показателями академической успешности (академической успеваемостью); 2) качественными показателями академической успешности - активностью, самостоятельностью, креативностью, рефлексией; 3) уровнем адекватности самооценки учебных возможностей; 4) характером доминирующей мотивации учебной деятельности; 5) готовностью и умением использовать свои возможности. Академическая успешность - это не столько стремление к отличной оценке, хотя это тоже немаловажно, сколько активный интерес к процессу обучения, осознание себя в этом процессе, отсутствие страха сделать ошибку, адекватная реакция на возможные ошибки и недочеты, деятельное, инициативное познание как способ самореализации и развития.

Профессиональная направленность студентов выступает пятым компонентом готовности к обучению. Мы определяем профессиональную направленность как один из видов направленности личности, ориентирующих поведение и °ея-тельность личности на приобретение профессиональных навыков, их раьвитне и совершенствование [1]. Компоненты профессиональной направленности - это мотив выбора профессии, профессиональный интерес, учебно-профессиональное целеполагание, профессиональные ожидания, уровень самостоятелвньсти в профессионально ориентированной учебной деятельности, профессионкльно ориентированное восприятие процесса обучения. Профессиональная накрао-ленность как компонент готовности к обучению в вузе сам по себе имеет слижную структуру, исходя из которой вступает во взаимодействие с остальными ноноо-нентами.

Для определения уровня готовности студентов к обучению в вузснами была разработана анкета, включающая 60 утверждений. Ответы предпологало четыре варианта: согласие, несогласие, склонность согласиться и склонность не согласиться. Данная анкета была создана нами на основе разработок Дж. Лооет-ка [11]. Анкетирование проводилось среди студентов 1 курса направления «Лино-вистика» Югорского государственного университета. Результаты представлены в диаграмме (рис. 1).

На основе полученных данных по каждому компоненту нам удалось выявить три уровня готовности студентов к обучению в вузе: высокий, средний и

Библиографический список

низкий. Полученные результаты показывают, что мотивация к обучению является наиболее успешно сформированным компонентом. Что неудивительно. Единый государственный экзамен позволяет школьникам осознанно и ответственно подходить к подготовке по выбранным предметам, а впоследствии успешно поступить на выбранные направления обучения в вузе. И в вуз, в итоге, поступают наиболее высоко мотивированные абитуриенты. Наименее сформированной является профессиональная направленность студентов. Это в первую очередь объясняется недостатком информации о будущей профессиональной деятельности, а также тем фактом, что абитуриенты часто выбирают именно направление обучения, а не профессию как цель данного обучения. Задача вуза в данном случае - развивать профессиональную направленность студентов, раскрывая сущность, содержание, потенциал будущей профессиональной деятельности. Академическая успешность, самоорганизация и коммуникативные навыки также требуют дальнейшего развития.

Готовность к обучению в вузе

Рис. 1. Результаты диагностики уровня сформированности готовности студентов к обучению в вузе

Компоненты готовности студентов к обучению в вузе тесно взаимосвяза-пыооканк ваютвловнее дууг иадруга. Мы пиеагавм, зто твиотвзиетпов рз-ненаприетеноьй раСоты по ркзиооиа«пападапщех» кьмпонеететтломожот сказаться на общей мотивации к обучению как наиболее сформированному юомпоненну Имениосиат гроцессмы иериодиченюи поблюдакм, -огда п|л(-исо еодиттхуюшенае лнлдeмучecкее yкпсоaeуосни,ноceщалоюыоитлyдeнтoптллp-ших курсов.

Ме о|гиходну к ны[юаyoеминг^асилынойвожсосои диьгнотиики ^-^г^ист^с^т^ю стндеыоов к ы«мсeнуюн сузи.На нионеуо ньшего исследования можно утверждать о выявлении ключевых проблем, с которыми сталкиваются студенты пер-воыот^осс гфи поселении и оуз. Деже при сaличиииыcoкoсмoтиокоунумсeгсн рад момтитеа, которые препяоугвтют испншно му кOтсснию у Унн^с

профессионалов без должного внимания и усилий по их решению. Мы считаем, дто ваютнкноые отит комплоооркlгoтовннолукнаyчeнвю, стим-жыoкасаыктиpо-ведь навь ходеумЩ5ыо1д плыоеcca, твк исном опсн) индитудуaл««нlй оаборы нв стодeвышlникмpвoгт курие. Пуикнмутшт отмeтктувыщкпcтвусннoй [¡аботы имеано вы«нчaжпьoж штаги oаyуeкнятвыcшeйшкoуо , ноп еммдслнкк cвиююн уpoделшмукдмalыжe но о^нт^идкпрм^. Пюуэием дoосaтoкрввыcлкий н-овень нюовнецни студениев может слмлктнсокPлeуoпopoй н процесссдшль-нейшей работы.

На вашвз1"ляд,дауисеиcсeыдoиыние eклоыткк кмpскыксивными нeсет eомншyюуюрзтвныcкоюeпрнуоюcвн.лслeдcсвиeсмor■омыклепиpллы лызлыЮыг тать методику развития компонентов готовности к обучению в вузе и опробовать юрурвoвкccнoмyнлккя дисцв плипe«Пpaк■гoвeтриыкссс н^юмтpлннкro

языка», а также дополнить данную методику индивидуальной кураторской работой со студентами первого курса.

1. Гриднева С.В. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам в вузе как фактор формирования профессиональной направленности студентов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тула, 2014.

2. Малешина М.С. О соотношении понятий пригодности и готовности к обучению. Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2007; № 1 (38): 48 - 53.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

4. Выготский Л.С. Психология развития человека. Москва: Смысл: Эксмо, 2006.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям. Москва: Логос, 2009.

6. Артюхова И.С. Развитие саморегуляции и планирования у младшего школьника. Школьный психолог. 2008; № 8. Available at: http://psy.1september.ru/article. php?ID=200800815

7. Петров В.И. Практическая направленность в учебной деятельности обучающихся и научно-педагогических работников. Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2014; № 2 (62): 120 - 128.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва: Азъ, 1992.

9. Сидоров С.В. Структура академической успешности. НИЦ Социосфера: сборники конференций. 2013; № 37: 124 - 125.

10. Шабалина М.Р Педагогические условия повышения академической успешности студентов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2009.

11. Liptak J.J. The Life Skills IQ Test: 10 self-quizzes to measure your practical intelligence. New York, NY: Penguin Publishing, 2007.

References

1. Gridneva S.V. Kommunikativno-orientirovannoe obuchenie inostrannym yazykam v vuze kak faktor formirovaniya professional'noj napravlennosti studentov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tula, 2014.

2. Maleshina M.S. O sootnoshenii ponyatij prigodnosti i gotovnosti k obucheniyu. Chelovecheskij faktor: problemy psihologii i 'ergonomiki. 2007; № 1 (38): 48 - 53.

3. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva: Mezhdunarodnyj gumanitarnyj fond «Znanie», 1996.

4. Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya cheloveka. Moskva: Smysl: 'Eksmo, 2006.

5. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayuschihsya po pedagogicheskim i psihologicheskim napravleniyam i special'nostyam. Moskva: Logos, 2009.

6. Artyuhova I.S. Razvitie samoregulyacii i planirovaniya u mladshego shkol'nika. Shkol'nyjpsiholog. 2008; № 8. Available at: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200800815

7. Petrov V.I. Prakticheskaya napravlennost' v uchebnoj deyatel'nosti obuchayuschihsya i nauchno-pedagogicheskih rabotnikov. 'Ekonomika. Pravo. Pechat'. VestnikKS'EI. 2014; № 2 (62): 120 - 128.

8. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka. Moskva: Az', 1992.

9. Sidorov S.V. Struktura akademicheskoj uspeshnosti. NIC Sociosfera: sborniki konferencij. 2013; № 37: 124 - 125.

10. Shabalina M.R. Pedagogicheskie usloviya povysheniya akademicheskoj uspeshnosti studentov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.

11. Liptak J.J. The Life Skills IQ Test: 10 self-quizzes to measure your practical intelligence. New York, NY: Penguin Publishing, 2007.

Статья поступила в редакцию 30.11.20

УДК 371.72

Davitashvili E.T., postgraduate, Department of Cultural and Leisure Activities, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: edavitashvili@bk.ru

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF CHILDREN'S FOLKLORE GROUP. In the modern state, there are a number of contradictions between national knowledge and interpretation of national culture. In fact, the teacher is faced with the problem of incorrect (negative) perception of Russian culture. Education, being the foundation for development of socialization of a personality, should help a person to assimilate the system of ethnic relationships. Folklore as an integral part of the educational process can solve one of the psychological and pedagogical problems - the perception of different ethnic groups in the same team. The article reveals the psychological characteristics of children of the latent period. The teacher's work with children's folklore groups of preschool and school ages is being built. The article describes the stages of development of children in the process of functioning of the folklore group.

Key words: pedagogy, psychology, folklore group, adaptation, personal development, folklore, child.

Е.Т. Давиташвили, аспирант, Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: edavitashvili@bk.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРНОГО КОЛЛЕКТИВА

В современном государстве происходит ряд противоречий между национальным познанием и интерпретацией национальной культуры. Фактически педагог сталкивается с проблемой неправильного (негативного) восприятия русской культуры. Образование, являясь фундаментом социализации и формирования личности, должно помогать усваивать человеку систему этнических взаимоотношений. Фольклор как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса может решить одну из психолого-педагогических проблем - восприятие разных этнических групп в одном коллективе. В данной статье раскрываются психологические особенности детей латентного периода. Выстраивается работа педагога с детским фольклорным коллективом дошкольного и школьного возрастов. Описываются этапы развития детей в процессе функционирования фольклорного коллектива.

Ключевые слова: педагогика, психология, фольклорный коллектив, адаптация, развитие личности, фольклор, ребенок.

В каждом возрасте человек достигает своего уровня физического, психического и социального развития. Возрастные творческой особенности - это практические свойства личности индивида, психико-эмоционального состояния, естественно меняющиеся в процессе перехода возрастных стадий развития человека. В данной статье будет рассматриваться формирование детского фольклорного коллектива латентного периода от 4 до 13 лет, который будет делиться на дошкольный возраст (4 - 6 лет) и школьный возраст (7 - 13 лет).

Исследуя термин «коллектив» от латинского языка, смысловое понятие характеризуется как «собирательный». В общественной жизни это группа лиц, которые объединены определенной деятельностью: общей, возрастной и т.д. Создание детского фольклорного коллектива - это всегда событие для жителей микрорайона. Детский фольклорный коллектив как социальная общность имеет общую цель. Как отмечает профессор А.Д. Жарков, сложность и многоплановость социально-культурной деятельности требуют от профессионалов и актива глубокого понимания психологического механизма ее воздействия на различную аудиторию, постоянные коллективы и социум [1].

Поэтому фольклорные коллективы создаются в детском саду, затем в учреждении дошкольного образования, школе, учебной группе и т.п., формирование социальных ценностей зависит от преподавания культурных основ педагогом и восприятия ребенком информации и дальнейшей реализации на практике.

Поскольку фольклор - это устная традиция, что позволяет его выделять среди других вербальных форм, педагог организуя фольклорный коллектив, формирует социальное созревание и художественное развитие участников. С одной стороны, каждый участник вносит свою индивидуальность, желания, потребности, с другой, перенимает новый опыт, который предлагают другие, что дает возможность расширить внутренний мир каждого участника. Задача педагога - обеспечить условия, в которых каждый ребенок мог раскрыть свой творческий и духовный потенциал, воздействующий положительно на репетиционный процесс.

Здесь следует помнить о психологических закономерностях:

- психика и ее отдельные компоненты развиваются относительно друг другу неравномерно;

- физический, психический и социальный компоненты также развиваются неравномерно.

Видимо, поэтому педагоги и психологи сформулировали закон о неравномерности развития как растущего человека, так и темпа общего развития. Также было доказано, что развитие психики детей и подростков намного стремительнее взрослой. Есть еще одна версия закономерности, выделяющая сензитивный период, - когда процесс развития измеряется в интенсивности в наиболее оптимальное время для организма. Сензитивным считается период до 13 лет. Это не означает, что после этого не происходит развития в принципе. После 13 лет стремительное развитие в основном проходит в психическом понимании, человек овладевает навыками, но уже не так быстро, как раньше.

В детском фольклорном коллективе в процессе общей деятельности происходит интенсивное общение, а наличие общей цели, контроль действий и стремление к пониманию тех или иных поступков, совершенных другими участниками, а также умное реагирование на них позволит достичь успехов. Данную теорию поддерживает профессор П.В. Степанов: «Личностное развитие ребёнка происходит отнюдь не только в процессе воспитания, но и в ходе стихийной социализации, и в ходе саморазвития ребенка» [2]. В момент коллективного общения образуется эмпатия и чуткость, помогающая воспитаннику грамотно сформировать взаимоотношения в коллективе. Далее формируется умение анализировать поступки других, пробуждать логику, понять мотивы действий и переживать коллективные чувства. Входя в широкий круг общения, ребенок реагирует на информационном, эмоциональном и деятельном уровнях.

Информационный - обмен информацией, обсуждение проблем, поиск решений. Деятельный - взаимодействие в коллективе, в данном случае путем сотрудничества, в процессе деятельности (практическое занятие, общий интерес, выполнение появившейся общей цели). Эмоциональный - психологическое состояние детей, их настроение, переживания, симпатии и антипатии к ситуации или же к участникам коллектива. Чем разнообразнее внутреннее наполнение де-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.