Научная статья на тему 'Структура социально-психологической готовности в процессе профессионального становления студентов в вузе'

Структура социально-психологической готовности в процессе профессионального становления студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
176
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL READINESS / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COMFORT / ВКЛЮЧЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / AN INCLUSIVENESS IN EDUCATIONAL PROCESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL FORMATION / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PROCESSES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пунько Надежда Юрьевна

В статье представлена структура социально-психологической готовности в процессе профессионального становления студентов в ВУЗе. Автор определяет структуру социально-психологической готовности через мотивационный, эмоциональный, интерактивный и личностный компонент. Уровень сформированности данных компонентов определяет социально-психологическую готовность в процессе профессионального становления студентов. Мотивационный компонент определяет положительное отношение к профессиональной деятельности, мотивы в достижении целей и задач относительно образовательной среды и будущей профессиональной деятельности. Эмоциональный компонент показывает эмоциональную окраску общения в ВУЗе, интерактивный представляет сформированность уровня позитивного взаимодействия студента с преподавателями и образовательной средой. Наконец, личностный компонент определяет формирование качеств личности в процессе профессионального становления. При этом все структурные компоненты социально-психологической готовности носят взаимосвязанный характер и показывают степень интернализации ценностей профессиональной среды, степень вовлеченности в профессиональное сообщество, адекватность представлений социальных ролей профессиональной деятельности. На основе теоретического исследования, автор предлагает собственное понятие социально-психологической готовности, которое отражает структуру и ключевые особенности формирования социально-психологической готовности в процессе профессионального становления студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пунько Надежда Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of social and psychological readiness of professional formation of students in higher education institution

In article the structure of social and psychological readiness of professional formation of students in HIGHER EDUCATION INSTITUTION is provided. The author determines structure of social and psychological readiness through a motivational, emotional, interactive and personal component. Level of formation of these components shows social and psychological readiness of professional formation of students. The motivational component determines the positive relation to professional activity, motives in goal achievement and tasks of rather educational environment and future professional activity. The emotional component shows emotional coloring of communication in HIGHER EDUCATION INSTITUTION, interactive represents formation of level of positive interaction of the student with teachers and the educational environment. At last, the personal component determines forming of qualities of the personality in the course of professional formation. At the same time all structural components of social and psychological readiness have the interconnected character and show extent of internalization of values of the professional environment, degree of an involvement into professional community, adequacy of representations of social roles of professional activity. On the basis of a theoretical research, the author offers own concept of social and psychological readiness which reflects structure and key features of forming of social and psychological readiness of professional formation of students.

Текст научной работы на тему «Структура социально-психологической готовности в процессе профессионального становления студентов в вузе»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol5-2.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/35PDMN217.pdf Статья опубликована 03.04.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Пунько Н.Ю. Структура социально-психологической готовности в процессе профессионального становления студентов в вузе // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №2

http://mir-nauki.com/PDF/35PDMN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. УДК 159.923.2

Пунько Надежда Юрьевна

ФБГОУ ВО «Государственный университет управления», Россия, Москва Аспирант кафедры «Социологии и психологии управления»

E-mail: [email protected]

Структура социально-психологической готовности в процессе профессионального становления студентов в вузе

Аннотация. В статье представлена структура социально-психологической готовности в процессе профессионального становления студентов в ВУЗе. Автор определяет структуру социально-психологической готовности через мотивационный, эмоциональный, интерактивный и личностный компонент. Уровень сформированности данных компонентов определяет социально-психологическую готовность в процессе профессионального становления студентов. Мотивационный компонент определяет положительное отношение к профессиональной деятельности, мотивы в достижении целей и задач относительно образовательной среды и будущей профессиональной деятельности. Эмоциональный компонент показывает эмоциональную окраску общения в ВУЗе, интерактивный представляет сформированность уровня позитивного взаимодействия студента с преподавателями и образовательной средой. Наконец, личностный компонент определяет формирование качеств личности в процессе профессионального становления. При этом все структурные компоненты социально-психологической готовности носят взаимосвязанный характер и показывают степень интернализации ценностей профессиональной среды, степень вовлеченности в профессиональное сообщество, адекватность представлений социальных ролей профессиональной деятельности. На основе теоретического исследования, автор предлагает собственное понятие социально-психологической готовности, которое отражает структуру и ключевые особенности формирования социально-психологической готовности в процессе профессионального становления студентов.

Ключевые слова: cоциально-психологическая готовность; социально-психологическая комфортность; включенность в образовательный процесс; профессиональное становление; социально-психологические детерминанты; социально-психологические процессы

В настоящее время, в рамках направления социальной психологии, недостаточно изученны вопросы, нацеленные на определение структурных составляющих социально-психологической готовности. В свою очередь, социально-психологическая готовность в процессе профессионального становления студентов является главной ступенью к профессиональному развитию личности, а также формированию у личности опыта социального взаимодействия. Успешность профессионального становления в период вузовского обучения

2017, Том 5, №2 (499) 755 50 99

научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom

зависит от уровня сформированности компонентов социально-психологической готовности в процессе профессионального становления студентов.

В рамках социальной психологии, нами были рассмотрены исследования, направленные на изучение процесса формирования социально-психологической готовности. Данные исследования были проведены следующими авторами Я.Л. Коломинский [9], М.В. Ионцева [6; 7; 8], Т.Н. Нагаева [9], О.Г. Рындина [10], Д.С. Амирян [1], А.А. Шагурова [12], А.И. Постовалова [11], А.А. Вдовенко [3], А.В. Гирфатова [5] и др.

Я.Л. Коломинский [9] определяет социально-психологическую готовность как целостную характеристику личности, которая детерминирует успешность взаимодействия личности в новых контактных группах и коллективах. При этом автор выделяет ценностно-ориентационные, когнитивные, эмоционально-волевые, операционно-поведенческие качества личности, при совокупности которых и определяется готовность личности к профессиональной деятельности.

Т.Н. Нагаева [10] выделила следующие показатели результативности процесса формирования социально-психологической готовности: уровни развития психических процессов, познавательные и социальные мотивы, навыки общения, самоорганизации, самооценка. Д.С. Амирян [1] при изучении социально-психологической готовности у будущих предпринимателей особое внимание придает формированию профессионально-значимых и личностных качеств, которыми обуславливается эффективная деятельность. По мнению О.Г. Рындиной, именно особенности социализации (окружение, СМИ, влияние родных и близких влияют на формирование готовности. [10] В исследовании А.А. Шагуровой [12] показано, что социально-психологическая готовность обеспечивает единство и согласованность уровней и форм субъективного опыта для эффективного выполнения деятельности. Согласно мнению А.Р. Гирфатовой, [4] социальная роль, статус и социальная установка являются значимыми факторами в формировании социально-психологической готовности. Также автор утверждает, что процесс социально-психологической готовности сопровождается самоорганизацией и эмерджентностью, другими словами, выработкой новых свойств личности. В своем исследовании автор А.А. Вдовенко [3] видит сущность феномена «готовности» в социально-психологическом состоянии. Данное социально-психологическое состояние содержит: социальные установки, способность к осуществлению совместной деятельности, а также социальное восприятие, которое подразумевает под собой активную позицию в отношении объектов среды. Автор А.И. Постовалова [11] указывает на системный подход при изучении социально-психологической готовности, в котором выделяет следующие элементы-качества личности: созидательность, осознанность жизни, активность, чувствительность.

Нами, также, как и большинством исследователей, было отмечено, что формирование социально-психологической готовности зависит от воздействия внутренних и внешних детерминант. В работе по изучению социально-психологических основ формирования корпоративной культуры вуза, М.В. Ионцева, определяет составляющими готовности студентов к профессиональной деятельности: профессионально взрослую позицию, навыки, ценности, роли, связи и т.д. [6] Так, М.В. Ионцева [7; 8] в своей работе доказывает, что образовательный процесс в вузе должен обеспечивать эффективность:

• процессов адаптации в вузовской среде (за счет внедрения индивидуального подхода к обучению каждого студента и оказания социальной помощи студентам);

• процессов коммуникации в вузовской среде (посредством открытого стиля взаимоотношения преподавателей со студентами, интересной и социально

Мир Науки

Мир Науки

насыщенной студенческой жизни, создание интернационального взаимодействия);

условии для толерантного

• процессов идентификации (путем создания атмосферы эмоционального и социального комфорта у студентов, формирования у них чувства принадлежности к сообществу студентов университета).

Теоретический анализ показал: 1) недостаточную изученность вопросов содержания, структуризации компонентов социально-психологической готовности на разных этапах вузовского обучения и их взаимосвязи; 2) необходимость эффективного преобразования процесса подготовки студентов на всех этапах и уровнях профессионального становления. Методологической основой для изучения сущности социально-психологической готовности в процессе профессионального становления студентов в нашей работе является культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. [4] Исходным теоретическим постулатом концепции явилась идея о «социальной ситуации развития», предполагающая необходимость рассмотрения в органическом единстве характеристик социальной среды и позиции, занимаемой в ней формирующейся личностью.

На основе проведенного теоретического анализа определений и структурных компонентов социально-психологической готовности, мы рассматриваем социально-психологическую готовность, формирующуюся в процессе профессионального становления студентов вузе как целостное личностное качество, представляющее динамическое состояние составляющих ее компонентов, характеризующих мотивационные, эмоциональные, интерактивные и личностные особенности студента при адаптации и взаимодействии в социально-профессиональной среде. Таким образом, социально-психологическая готовность в процессе профессионального становления включает сформированные ценностные ориентации, социально-психологические установки, социально-психологические качества студентов, коммуникативные навыки, обеспечивающие успешность делового общения в социально-профессиональной среде и эффективность решения социальных ситуаций (рис. 1).

Рисунок 1. Структура социально-психологической готовности в процессе профессионального становления студентов в вузе (составлено автором)

Структура социально-психологической готовности состоит из четырех компонентов: эмоционального, интерактивного, личностного и мотивационного. Мотивационный компонент определяет положительное отношение к профессиональной деятельности, мотивы в достижении целей и задач относительно образовательной среды и будущей профессиональной деятельности. Данный компонент характеризуется не только личностными и внутренними побуждениями-мотивами, но отношением к образовательной средой, в которой присутствуют условия учебной деятельности и взаимоотношения. Данные условия активизируют ситуативные побуждения, которые постепенно переходят в устойчивые мотивационные образования, а также в усвоение студентом определенных побуждений, целей, идеалов, которые затем преобразовываются во внутренние личностные мотивы. (А.А. Блудный, М.К. Маркова, М.А. Родионов, Х. Хекхаузен) В нашей работе мотивационный компонент включает профессиональную мотивацию, стремление к развитию, самообразование, профессиональную идентичность, профессиональную ориентацию, направленность на работу в профессиональной сфере, ценностные ориентации и социально-психологические установки. Эмоциональный компонент основывается на проявлении уважения и доверия в процессе взаимодействия, таким образом, особая эмоциональная окраска общения способствует развитию у студентов взаимопонимания и активному использованию широкого спектра коммуникативных средств. (В.Г. Богин, Б.М. Островский, Е.И. Холостова, Л.М. Дубовый). В данной работе мы выделили следующие элементы эмоционального компонента: удовлетворенность отношениями в академической группе, удовлетворенность отношениями с преподавателями, удовлетворенность выбором вуза и профессии. В изучении личностного компонента мы определили следующие элементы: адекватная самооценка своим возможностей, сочетание интеллектуальной и социальной зрелости, потребность в аффилиации, умение слушать и понимать людей, чувство воли, долга, профессиональное самосознание, уверенность в своих силах и т.д. Интерактивный компонент показывает сфрмированность уровня позитивного взаимодействия студента с преподавателями и образовательной средой, в которой студент должен определить собственную социальную роль. Соответственно, от уровня сформированности интерактивного компонента зависит получение опыта взаимодействия в искусственно созданной среде, далее этот опыт может помочь выпускнику адаптироваться в профессиональной деятельности. Г. Мид [2] также основной мыслью в своей интеракционистской концепции определяет формирование личности во взаимодействии с другими личностями, однако, механизмом данного процесса, автор считает, установление контроля действий личности сформировавшимися представлениями окружающих.

В профессиональной деятельности, у такого студента получится построить адекватные отношения с общностью, осознать себя как субъекта профессиональной деятельности. В своем теоретическом анализе, к составляющим интерактивного компонента, мы относим следующие элементы: способность устанавливать партнерские связи в социально-профессиональной среде, коммуникативные навыки, командные ориентации, овладение социальными ролями.

Стоит уточнить, что все структурные компоненты социально-психологической готовности носят взаимосвязанный характер и показывают степень интернализации ценностей профессиональной среды, степень его вовлеченности в профессиональное сообщество (идентификация и комфортность среды), адекватность представлений социальных ролей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амирян Д.С. Исследование социально-психологической готовности к предпринимательской деятельности и условий ее формирования в процессе вузовской подготовки специалистов: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05. -Кострома, 2003. - С. 216.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - 5-е изд. - М.: Аспект пресс, 2004. - 366 с.

3. Вдовенко А.А. Социально-психологические факторы готовности к деятельности в гражданском обществе: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05. - Кострома, 2010. - 24 с.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. СПб., 2006.

5. Гирфатова А.Р. Социально-психологические особенности готовности призывников к преодолению экстремальных ситуаций: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05. - Ярославль, 2012. - С. 25.

6. Ионцева М.В. Социально-психологические основы формирования корпоративной культуры ВУЗа: дис. ... д-р. псих. наук: 19.00.05. - М., 2006. - 428 с.

7. Ионцева М.В. Механизмы формирования корпоративной культуры вуза: Монография. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2006.

8. Ионцева М.В. Корпоративная культура вуза: Монография. М. Изд-во Московского гуманитарного университета, 2005.

9. Коломинский Я.Л. Психология общения. М.: Знание, 1974, с. 78.

10. Нагаева Т.Н. Педагогические условия формирования социально-психологической готовности к школе воспитанников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Чита, 2007. - 212 с.

11. Рындина О.Г. Социально-психологическая готовность допризывной молодежи к службе в Российской армии: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05. - Чебоксары, 2006.

- 217 с.

12. Постовалова А.И. Социально-психологические структуру готовности к профессиональному выбору лиц юношеского возраста: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05. - Ярославль, 2010. - 26 с.

13. Шагурова А.А. Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05. - М., 2013.

- С. 25.

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Punko Nadezhda Yur'evna

State university of management, Russia, Moscow E-mail: [email protected]

Structure of social and psychological readiness of professional formation of students in higher education institution

Abstract. In article the structure of social and psychological readiness of professional formation of students in HIGHER EDUCATION INSTITUTION is provided. The author determines structure of social and psychological readiness through a motivational, emotional, interactive and personal component. Level of formation of these components shows social and psychological readiness of professional formation of students. The motivational component determines the positive relation to professional activity, motives in goal achievement and tasks of rather educational environment and future professional activity. The emotional component shows emotional coloring of communication in HIGHER EDUCATION INSTITUTION, interactive represents formation of level of positive interaction of the student with teachers and the educational environment. At last, the personal component determines forming of qualities of the personality in the course of professional formation. At the same time all structural components of social and psychological readiness have the interconnected character and show extent of internalization of values of the professional environment, degree of an involvement into professional community, adequacy of representations of social roles of professional activity. On the basis of a theoretical research, the author offers own concept of social and psychological readiness which reflects structure and key features of forming of social and psychological readiness of professional formation of students.

Keywords: social and psychological readiness; social and psychological comfort; an inclusiveness in educational process; professional formation; social and psychological determinants; social and psychological processes

Мир Науки 2017, Том 5, №2

научный интернет-журнал ISSN 2309-4265

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.