Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, номер 1 (январь - февраль) http ://mir-nauki. com/vol5 -1. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/67PDMN117.pdf Статья опубликована 28.03.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Пунько Н.Ю. Модель формирования социально-психологической готовности профессионального становления студентов в вузе // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 1 http://mir-nauki.com/PDF/67PDMN117.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 159.923.2
Пунько Надежда Юрьевна
ФБГОУ ВО «Государственный университет управления», Россия, Москва Аспирант кафедры «Социологии и психологии управления»
E-mail: [email protected]
Модель формирования социально-психологической готовности профессионального становления студентов в вузе
Аннотация. В статье представлена проблема изучения процесса формирования социально-психологической готовности профессионального становления студентов в ВУЗе. Автором выявлены составляющие процесса формирования социально-психологической готовности, которые в статье показаны через социально-психологические детерминанты профессионального становления, социально-психологические процессы личности и показатели социально-психологической готовности профессионального становления студентов. Каждый из указанных составляющих формирования социально-психологической готовности, в свою очередь, имеет значимые компоненты, которые и образуют полную модель формирования социально-психологической готовности. Автор рассматривает социально-психологические детерминанты профессионального становления как целостное образование, которое представлено через социально-психологические качества личности студентов, социально-психологические характеристики академических групп и социально-психологические качества преподавателей университета. Выделенные в статье процессы адаптации, идентификации и коммуникации, являются основополагающими социально-психологического процесса профессионального становления личности студентов. Наконец, показателями социально-психологической готовности выступает: социально-психологическая комфортность в образовательной среде, опыт социального взаимодействия в профессиональной среде и включенность в образовательный процесс. На основе теоретического исследования, автор предлагает собственное понятие социально-психологической готовности.
Ключевые слова: cоциально-психологическая готовность; социально-психологическая комфортность; включенность в образовательный процесс; профессиональное становление; социально-психологические детерминанты; адаптация; идентификация; коммуникация
Готовность студентов к профессиональной деятельности изучалась различными авторами в контексте педагогической, психологической, военной и спортивной науки. Однако, проблема формирования социально-психологической готовности профессионального становления студентов, являются недостаточно изученной. На современном этапе, нет общепризнанных составляющих процесса формирования социально-психологической готовности профессионального становления студента.
2017, Том 5, номер 1 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
На основе проведенного теоретического анализа была разработана модель формирования социально-психологической готовности, включающая социально-психологические детерминанты, процессы и показатели профессионального становления студентов в вузе (рис. 1).
Мир Науки
Социально-психологические детерминанты
5Z
Социально-психологическая характеристика академической группы
Социально-психологические
качества преподавателей ВУЗа
Социально-психологические качества личности студентов
МЛ
Социально-психологические процессы ПСС
Адаптация
Коммуникация
Идентификация
МЛ W
N—/
Показатели СПГ ПСС
Социально-психологическая комфортность в образовательной среде
Опыт социального взаимодействия в профессиональной среде
Включенность в образовательный процесс
Рисунок 1. Модель формирования социально-психологической готовности профессионального становления студентов в ВУЗе (составлено автором)
Социально-психологические детерминанты профессионального становления как
целостное образование представлено через социально-психологические качества личности студентов, социально-психологические характеристики академических групп и социально-психологические качества преподавателей университета.
Социально-психологические качества личности студент приобретает в процессе обучения. Согласно нашему теоретическому исследованию авторов В.А. Швецовой и И.И. Чесноковой, Л.М. Митиной, М.С. Короткова, В.А. Якунина и Л.М. Метельского [6], Г.С. Прыгина, О.А. Конопкина и другие, были выделены социально-психологические процессы, которые личность проходит при обучении: адаптация, коммуникация и идентификация. Каждый из данных процессов характеризует этап становления личности и приобретение, развитие социально-психологических качеств личности. Обобщая приведенные выше работы, мы определили, что процессу адаптации студента соответствуют такие характеристики как
самоорганизация; выполнение требований преподавателей и ВУЗа; сила воли; эффективность в работе; мотивация к обучению, упорство в достижении цели; уверенность в своих силах; адекватная самооценка своим возможностям; сочетание интеллектуальной и социальной зрелости. Обозначенные в процессе адаптации характеристики личности способствуют погружению в учебный процесс и степень заинтересованности и вовлеченности студента. Подобным образом, в процессе коммуникации мы выделяем такие социально-психологические качества личности: выполнение и знание норм и правил ВУЗа; потребность в аффилиации; умение слушать и понимать людей; способность успешно устанавливать и развивать межличностные и групповые взаимоотношения; активизация процесса самопознания и самоактулизации; способность к преодолению негативных социальных состояний. Перечисленные характеристики, соответствующие процессу коммуникации студента в вузовской среде, помогают оценить насколько студент способен к командной работе, проектной деятельности и, соответственно к взаимодействию в будущей профессиональной деятельности. Вместе с тем процесс идентификации, на наш взгляд, предполагает следующие характеристики: профессиональное самосознание; стремление к социально одобряемому поведению; способность брать на себя ответственность; социальная активность; умение адекватно оценивать свои знания; чувство причастности к группе; уровень солидарности с общими целями; чувство гордости за коллектив. Определив данный процесс по исследуемому материалу, мы можем сказать, что выделенные социально-психологические качества процесса идентификации являются посредниками при освоении студентом социальной роли в вузовском обучении. Таким образом, мы приходим к выводу, что выделенные процессы формируют личность и осуществляют развитие выделенных каждым процессом качеств.
Затем, мы рассматриваем социально-психологическую характеристику академической группы, которая представляет собой явление, которое развивается самостоятельно и подчиняется особенным социально-психологическим закономерностям. В группе прослеживается постоянная динамика процессов, в связи с изменениями в межличностных взаимоотношениях, формированием и структурированием, а также распределением групповых ролей и выдвижением лидеров и т.д. [7] Данные групповые процессы, определенно, влияют на личность в процессе формирования социально-психологической готовности профессионального становления.
Социально-психологические качества преподавателей университета так же влияют на процесс профессионального становления студентов. Взаимодействие между студентами и преподавателями являются неотъемлемой частью образовательной среды. Согласно мнению ученых И.Д. Фрумина и Б.Д. Эльконина, в образовательном процессе. преподаватель должен быть занят культуросозидательной или культуроосвоительной работой своих студентов. [9] Значимость личности преподавателя в учебном процессе высказывается многими исследователями, например, автор Л.Ю. Юрьева, определяет личность преподавателя как «посредника», который должен обладать «умением организовывать педагогический процесс как диалог носителей различных культур во времени и пространстве». [10] Согласно исследованию М.А. Андреевой, [2] студенты, прежде всего, ценят наличие у преподавателей таких качеств, как уважительное отношение, глубокое знание преподаваемой дисциплины, желание научить, заинтересовать, ответственное выполнение своих обязанностей, воспитанность, вежливость и тактичность. Таким образом, мы видим, что личностные качества преподавателя, его компетентность, а также подход в обучении: формальные или неформальные взаимоотношения со студентами, все это определяет уровень формирования социально-психологической готовности.
Адаптация, идентификация и коммуникация являются основополагающими социально-психологическими процессами профессионального становления личности студентов. Социально-психологическая адаптация отвечает за приспособление студентов к условиям
обучения в высшем учебном заведении. В данном процессе отражается реакция индивида на установленные нормы и традиции в ВУЗе и выявляет отношение личности к ценностям и сформировавшимся устоям при взаимоотношениях с преподавателем и студентами. Согласно исследованию М.В. Ионцевой, успешная адаптация студента в вузе основывается на его отношении к деятельности и к самому вузу, структуре ценностей и мотивации, отношении к коллективу, а также его профессиональной позиции. [3], [4], [5] Процесс идентификации обозначается через определение студента своего места в социально-образовательной среде вуза. Также освоение своей социальной роли, представляющей собой совокупность функций, устойчиво выполняемых членами учебной среды. При рассмотрении процесса коммуникации, имеется в виду, обмен информацией между индивидами в процессе обучения в ВУЗе. Коммуникативный процесс характеризуется установлением в образовательной среде вуза связей особого типа, отражающих специфику социального взаимодействия, характерных для профессионального сообщества.
Таким образом, процесс профессионального становления в вузе зависит от сформированности у студентов адаптивных и коммуникативных качеств личности, а так же профессиональной идентичности. Динамика профессионального становления играет значимую роль в процессе формирования личности и во время прохождения тех или иных процессов способствуют зарождению и развитию социально-психологических свойств личности студента, которые обеспечивают уточнение профессионального выбора, а также влекут за собой усиление готовности к профессиональной деятельности.
Показателями социально-психологической готовности выступает: социально-психологическая комфортность в образовательной среде, опыт социального взаимодействия в профессиональной среде, включенность в образовательный процесс. Под социально-психологической комфортностью в образовательной среде следует понимать состояние удовлетворенности учебным процессом. Согласно Г.Ю. Авдиенко, [1] социально-психологическая комфортность студента характеризует адаптация студента к условиям вузовского пространства, также представляет собой мотивацию к обучению, профессиональную пригодность, удовлетворенность основных потребностей. С нашей точки зрения, социально-психологическая комфортность может зависеть от целого ряда элементов: личностных особенностей, специфики программы образовательного процесса, наличием мероприятий.
Опыт социального взаимодействия в профессиональной среде можно охарактеризовать как целостное формирование ценностных ориентаций студента, накопленных знаний коммуникативного характера, которое помогает конструктивно осуществлять совместную деятельность. Включенность в образовательный процесс отражает погруженность студента в учебную деятельность. В исследовании Л.Н. Плоткиной выделены следующие виды включенности студентов в учебную деятельность - абсолютная, формальная, амбивалентная и отчужденность. Студенты с амбивалентной включенностью испытывают трудности в самоорганизации, между тем, студенты с абсолютной включенностью не нуждаются в ней, так как испытывают внутренний постоянный интерес и потребность в приобретении знаний в будущей профессиональной деятельности. Вместе с тем, согласно результатам исследования, студентам с абсолютной включенностью присущи такие характеристики, как внутренняя мотивация, сила воли, самоуважение. [8]
Все эти процессы являются основополагающими для формирования социально-психологической готовности профессионального становления студентов. Они учитывают при профессиональном становлении, как учебную среду, так и когнитивную картину мира студента. Социальная ситуация формирования социально-психологической готовности отражается через складывающуюся систему отношений индивида с учебной средой, содержание которой
определяется, как внешними факторами социокультурного влияния среды, так и внутренними характеристиками индивида, отражающими специфику его психической деятельности. Исследования, нацеленные на изучение процессов формирования социально-психологической готовности, показывают нам необходимость эффективного преобразования процесса подготовки студентов на всех этапах и уровнях профессионального становления.
После проведения теоретического анализа и определения структурных компонентов социально-психологической готовности, с нашей точки зрения, было сформулировано обобщенное понятие, которое в совокупности объединяет данные и фокусирует относительно студентов и образовательной среды.
Социально-психологическая готовность студентов к профессиональному становлению -это целостное личностное качество, представляющее динамическое состояние составляющих ее компонентов, характеризующих мотивационные, эмоциональные, интеграционные и личностные особенности студента при адаптации и взаимодействии в социально-профессиональной среде. Таким образом, социально-психологическая готовность профессионального становления включает сформированные ценностные ориентации, социально-психологические установки, социально-психологические качества студентов, коммуникативные навыки, обеспечивающие успешность делового общения в социально-профессиональной среде и эффективность решения социальных ситуаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдиенко Г.Ю. Социально-психологическая комфортность обучающегося в образовательной среде вуза как фактор обеспечения развития обучаемых // Вестник Ленинградского Государственного Университета им. А.С. Пушкина. -2012. - №4. - С. 54-61.
2. Андреева М.А. Личность преподавателя Вуза как фактор формирования общекультурных и профессиональных компетенцией будущих специалистов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 304-306.
3. Ионцева М.В. Социально-психологические основы формирования корпоративной культуры ВУЗа: дис. ... д-р. псих. наук: 19.00.05. - М., 2006. - 428 с.
4. Ионцева М.В. Механизмы формирования корпоративной культуры вуза: Монография. М., 2006.
5. Ионцева М.В. Корпоративная культура вуза: Монография. М., 2005.
6. Метельский Г.М; О некоторых психологических факторах учебной успешности студентов института физической культуры [Текст]: // Психологические аспекты учебной и спортивной деятельности. - М., 1990. - С. 40-45.
7. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. Юсупянц Э.А. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. С. 528.
8. Плоткина Л.Н. Сценарии профессионально-личностного становления будущих 1Т-специалистов в образовательном пространстве вуза // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в современной России: материалы третьей Всерос. науч. - практ. конф. Самара, 2010. С. 231-237.
9. Эльконин Б.Д., Фрумин И.Д. Образовательной пространство как пространство развития // Вопросы психологии. - 1993. - №1. - 24-32.
10. Юрьева Л.Ю. Психологические и этнофункциональные показатели готовности к педагогической деятельности студентов-мигрантов: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07. - М., 2009. - 19 с.
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Punko Nadezhda Yur'evna
State university of management, Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Model of formation of social and psychological readiness of professional formation
Abstract. The problem of studying of process of formation of social and psychological readiness of professional formation of students in HIGHER EDUCATION INSTITUTION is presented in article. The author has revealed components of process of formation of social and psychological readiness which are shown in article through social and psychological determinants of professional formation, social and psychological processes of the personality and indicators of social and psychological readiness of professional formation of students. Each of the specified components of formation of social and psychological readiness, in turn, has significant components which form full model of formation of social and psychological readiness. The author considers social and psychological determinants of professional formation as complete education which is presented through social and psychological qualities of the identity of students, social and psychological characteristics of the academic groups and social and psychological qualities of teachers of university. The processes of adaptation, identification and communication allocated in article, are fundamental social and psychological process of professional formation of the identity of students. At last, acts as indicators of social and psychological readiness: social and psychological comfort in the educational environment, experience of social interaction in the professional environment and an inclusiveness in educational process. On the basis of a theoretical research, the author offers own concept of social and psychological readiness.
Keywords: social and psychological readiness; social and psychological comfort; inclusiveness in educational process; professional formation; social and psychological determinants; adaptation; identification; communication
Мир Науки 2017, Том 5, номер 1
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265