Научная статья на тему 'Моделирование процесса формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе'

Моделирование процесса формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / АДАПТАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ / MODELING / MODEL / FOREIGN NATIONALS / ADAPTATION READINESS / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондарь Е.А.

В статье представлена модель формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе. Рассматриваются структурные элементы модели: цель, задачи, принципы, формы, методы, выделены критерии и уровни адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе. Дана характеристика структурных компонентов модели. Экспериментальный образовательный процесс раскрыт через содержание трёх этапов: вводно-мотивационного, операционно-познавательного и рефлексивно-оценочного. Модель ориентирована на достижение успеха иностранными гражданами, который по принципу положительной обратной связи усиливает формирование мотивации и повышает возможность поступления в любой вуз России. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе, свидетельствующие о ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондарь Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF PROCESS OF FORMATION OF ADAPTATION READINESS OF FOREIGN STUDENTS TO STUDY IN A UNIVERSITY

The article presents the model of formation of adaptation readiness of foreign students to study at a university. The work examines the structural elements of the model: the objectives, tasks, principles, forms, methods, criteria and levels of adaptation readiness of foreign students to study at a university. The researcher shows the characteristic structural components of the proposed model. Experimental educational process is revealed through the contents of three stages: introduction and motivation; operational-cognitive and reflexive evaluation. The model focuses on the success of foreign nationals, which on the principle of positive feedback enhances motivation and increases the opportunity to enter any university in Russia. The results of the experimental work on how to form and develop foreign students' abilities to adapt to new conditions in another country and to be ready for the study in a Russian university testify the effectiveness of the work.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор каф. психологии и педагогики Московского института государственного управления и права (г. Москва)

УДК 378

Bondar Е.А., senior teacher, postgraduate, Belgorod State Technological University n. a. V.G. Shukhov (Belgorod, Russia),

Е-mail: 12bondare@mail.ru

MODELING OF PROCESS OF FORMATION OF ADAPTATION READINESS OF FOREIGN STUDENTS TO STUDY IN A UNIVERSITY. The article presents the model of formation of adaptation readiness of foreign students to study at a university. The work examines the structural elements of the model: the objectives, tasks, principles, forms, methods, criteria and levels of adaptation readiness of foreign students to study at a university. The researcher shows the characteristic structural components of the proposed model. Experimental educational process is revealed through the contents of three stages: introduction and motivation; operational-cognitive and reflexive evaluation. The model focuses on the success of foreign nationals, which on the principle of positive feedback enhances motivation and increases the opportunity to enter any university in Russia. The results of the experimental work on how to form and develop foreign students' abilities to adapt to new conditions in another country and to be ready for the study in a Russian university testify the effectiveness of the work.

Key words: modeling, model, foreign nationals, adaptation readiness, higher education.

Е.А. Бондарь, ст. преп., Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, аспирант

каф. педагогики НИУ «БелГУ», г. Белгород, Е-mail: 12bondare@mail.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

В статье представлена модель формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе. Рассматриваются структурные элементы модели: цель, задачи, принципы, формы, методы, выделены критерии и уровни адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе. Дана характеристика структурных компонентов модели. Экспериментальный образовательный процесс раскрыт через содержание трёх этапов: вводно-мотивационного, операци-онно-познавательного и рефлексивно-оценочного. Модель ориентирована на достижение успеха иностранными гражданами, который по принципу положительной обратной связи усиливает формирование мотивации и повышает возможность поступления в любой вуз России. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе, свидетельствующие о ее эффективности.

Ключевые слова: моделирование, модель, иностранные граждане, адаптационная готовность, обучение в вузе.

Необходимость разработки модели процесса формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе обусловлена тенденциями развития современного высшего образования в России. Идя в ногу со временем, современный вуз ориентируется на «глобальное» образование, нацеленного на создание открытого научно-образовательного пространства, которое способствует привлечению иностранных граждан к обучению в вузе, расширяет международное сотрудничество в сфере образования и укрепляет сотрудничество и партнерство между нашими странами.

Различия системы образования российского вуза и системы образования родной страны иностранных граждан определяют потребность подготовки иностранных граждан к обучению в вузе. Этим занимаются подготовительные факультеты для иностранных граждан, однако они нацелены на овладение русским языком как языком обучения, что не позволяет решить всех проблем адаптации иностранных граждан к новой языковой, социокультурной и образовательной среде вуза.

Как показал теоретический анализ исследуемой проблемы, много работ посвящено адаптации иностранных граждан (М.А. Иванова, Н.К. Маяцкая, Дж.С. Рензулли и др.), преподаванию на русском языке как иностранном (Т.В. Васильева, В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова и др.), дидактическому обе-

спечению учебного процесса на ПФИ (Л.Г. Егорова, М.А. Иванова, М.С. Капелевич, А.Н. Ременцев, А.И. Сурыгин и др.). Вместе с тем, анализ проведённых научных работ показывает, что ещё не было специального исследования проблем формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе. Именно поэтому данный аспект адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе представляет для нашего исследования наибольший интерес.

Адаптационный период для иностранных граждан - это временной отрезок, в течение которого происходит привыкание к условиям, требованиям новой социальной, профессиональной и образовательной среды вуза.

М.С Капелевич, занимаясь основами довузовской подготовкой, определил готовность к продолжению образования в вузе как избирательную, прогнозируемую активность личности на этапе подготовки её к профессиональной деятельности и рассматривает её в виде четырёх взаимосвязанных блоков: теоретического, включающего в себя сумму знаний, необходимых для поступления в вуз; практического, состоящего из необходимых умений для реализации готовности; психологического и личностного в основе которого заложены показатели сфер психики, отражающие профессиональную направленность личности [1].

Нами показано, что готовность к обучению в вузе определяется сочетанием сформированной системы адаптации и мотивации к учебному процессу и системы знаний, умений и навыков, отвечающих задачам интеграции иностранных граждан в новое вузовское пространство, создание у них мотивации для дальнейшего эффективного обучения в любом вузе России.

В учебно-профессиональной образовательной среде вырабатываются «пространственно-предметные условия, межличностные взаимоотношения между субъектами учебно-воспитательного процесса и пространство разнообразных видов деятельности, необходимых для социализации личности» [2, с. 97]. И конечным результатом педагогической деятельности М.В. Григорьева определяет «адаптационную готовность, которая выражается в способности человека успешно осуществлять ведущую для данного возраста и/или индивидуально значимую деятельность в этих изменяющихся условиях» [3, с. 96] при этом адаптационная готовность рассматривается, как умение эффективно взаимодействовать с новыми социальными, профессиональными и образовательными средами [4, с. 259 - 263].

И.В. Арендачук обращает внимание на то, что адаптация определяет успешность учебно-профессиональной деятельности, и в свою очередь образовательная среда служит и для передачи значимых для профессиональной деятельности знаний, умений и для создания условий для формирования адаптационной готовности личности к новым взаимодействиям [5, с. 22 - 27].

Понятие «адаптация иностранных студентов к вузу» определяется через формирование устойчивых отношений ко всем компонентам педагогической системы, обеспечивающее адекватное поведение, содействующее достижению образовательно-воспитательных целей [6, с. 243 - 248].

РМ. Шамионов отмечает, что адаптационная готовность включает «установки на возможность приспособления к ситуа-

ции и преодолимость трудностей, возникающих в ходе реализации активности, соотнесенные с представлениями личности о своих возможностях и представлениями о значимости сфер активности для самореализации» [7, с. 73].

Таким образом, адаптационную готовность иностранных граждан к обучению в вузе мы определяем совокупностью у субъекта определённой сформированной системы знаний, умений, навыков, необходимых для осуществления ведущей для данного возраста и/или индивидуально значимой деятельности в изменяющихся условиях образовательной среды.

В своём исследовании по формированию адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе будем опираться на метод моделирования. Моделирование - общий метод опосредованного изучения процессов, объектов и явлений, являясь интегративным методом, объединяет в педагогическом исследовании эмпирическое и теоретическое.

Под моделированием будем понимать повторение характеристик отдельно взятого объекта на другом объекте, сознательно созданном для его изучения, который при этом называется моделью [8, с. 289]. Модель - мысленно представимая или материально реализованная система, воспроизводящая объект исследования, способная заменить его так, что её изучение дает нам новую информацию об этом объекте [9, с. 19]. Другими словами, между оригиналом и моделью существуют связь в виде отношения ограниченного подобия, позволяющая модели заменять оригинал в процессе научного познания [10, с. 7].

Исследователь в процессе научного познания, опираясь на связь модели и оригинала, определяет социальные отношения объектов. Модель в процессе научного познания выполняет свою функцию в зависимости от значения, получаемого ею как заместителем исследуемого объекта [11, с. 15]. Кроме того, применение модели приводит к получению такой информации об ориги-

Личностно-деятельностный подход

Субъектно-деятельностный подход

Герменевтический подход

Кластерный подход

Функции:

Мотивационная Образовательная Развивающая

г

Средства организации взаимодействия субъектов учебного процесса обучения

Принципы:

• Непрерывности и преемственности

• Индивидуализации и дифференциации

• Развития взаимодействия преподавателей и иностранных граждан

• Толерантности

• Вариативности и гибкости

• Позитивной перспективы

• Рефлексии

• Формирования личности

в коллективе и через коллектив

Педагогические условия:

1. Организация адаптирующей образовательной среды.

2. Интеграция ЗУН. Включение обучающихся в квазипрофессиональную и учебную деятельность на основе активных методов и личностно-деятельностных образовательных технологий обучения.

4. Установление взаимодействия между вузом и внешними партнерами

Факторы:

• Общее

интеллектуальное

развитие

• Профессиональные

знания и умения

• Профессиональный

интерес

Компоненты адаптационной готовности:

1. Мотивационно-адаптационный

2. Когнитивно-познавательный

3. Эмоционально-волевой

4. Операционно-оценочный

5. Информационный

Критерии адаптационной

готовности (направленность):

- Коммуникативная

- Содержательная

- Регулятивная

- Личностно-смысловая

- Профессиональная

Низкий

Результат: адаптационная готовность иностранных граждан к обучению в вузе

Рис. 1. Модель формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе

нале, которую затруднительно приобрести при помощи прямого исследования оригинала. Процесс моделирования позволяет установить существенные, определяющие поведение системы составляющие модели, выделить связи между ними [12, с. 50].

Применительно к педагогическому исследованию сущность метода моделирования мы видим в том, что в результате предварительного изучения предмета исследования (в нашем случае -процесса формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе) выделяются его характерные основные особенности, признаки, компоненты структуры, определяются их первостепенные связи и взаимозависимости. В результате предмет вырисовывается в совершенном плане, как некое законченное целое со своей структурой, между составляющими частями которой возникают определенные функциональные закономерные отношения и связи. Создав такую модель, можно выделить содержание и структуру, необходимые для достижения разных вариантов формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе.

В ходе диссертационного исследования, которое проводилось в Белгородском государственном технологическом университете им. В.Г. Шухова, нами разработана модель формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе, которая представлена на рисунке 1. Модель характеризуется целостностью, динамичностью и уровневостью. Целостность модели формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе предусматривает взаимосвязь каждой из частей модели. Динамичность модели определяется изменением в уровне сформированности адаптационной готовности от низкого к более высокому, и конечным результатом которого является сформированность адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе. Уровневость модели формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе выражается в возможности продвижения иностранных граждан от одного уровня адаптационной готовности к другому.

Модель формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе включает цель, задачи, принципы и функции, структурные компоненты, педагогические условия и критерии. Цель модели отражает достижение высокого уровня сформированности адаптационной готовности в качестве цели и планируемого результата взаимодействия преподавателя и иностранных граждан, что имеет в виду рост качественных характеристик будущих студентов. При постановке целей нами были учтены специфика обучения иностранных граждан на предву-зовском этапе обучения в российских вузах и необходимость выполнения таких требований, как достижение целей, ориентированность на интересы и возможности иностранных граждан, осознаваемость ими целей и их перспективность.

Поставленные цели определяют задачи обучения иностранных граждан на предвузовском этапе обучения, оказывающие содействие в адаптационной готовности иностранных граждан к дальнейшему обучению в вузе: поисковые, дающие возможность обоснованного выбора профиля подготовки (гуманитарный, технический, медико-биологический, экономический и естественнонаучный); коммуникативно-ориентированные, сосредоточенные на формирование адаптационной готовности иностранных граждан в решении социальных и учебных задач; коммуникативные, направленные на развитие умений нахождения необходимой стратегии в разнообразных речевых ситуациях; познавательные, направленные на формирование комплексных знаний, умений и навыков. При этом решение перечисленных задач должно реализовываться системно через учебный процесс в учебной полиэтнической группе и внеучебную воспитательную деятельность.

Реализация установленных целей и решение связанных с ними задач предполагает формирование коммуникативных, операционных, организационных и технологических умений. Коммуникативные умения позволяют правильно излагать иностранным гражданам мысли на русском языке, вести дискуссии по обсуждаемым темам в виде монологической речи на русском языке как иностранном и формулировать вопросы по учебному материалу. Иностранные граждане, используя операционные умения, умеют применять алгоритмы при решении учебных и научно-практических задач. Организационные умения обеспечивают организацию и планирование их учебной деятельности под руководством преподавателя, позволяют анализировать результаты учебной, научно-практической деятельности и осуществлять самоконтроль. Технологические умения отражают способности иностранных граждан в работе с учебной и научной книгой,

поиске нужной в ней информации, использовании специальных лабораторных приборов и инструментов, а так же компьютерных технологий и ТСО.

Сконструированная модель формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе предназначена для выполнения мотивационной, развивающей и образовательной функций. Мотивационная функция определяет направленность на формирование у иностранных граждан положительного отношения к проблеме формирования адаптационной готовности к обучению в вузе, интереса к ней. Образовательная функция характеризует направленность на овладение иностранными гражданами системой знаний, умений и навыков на русском языке как иностранном, необходимых для дальнейшего обучения в вузе. Развивающая функция выражается в развитии потребностей иностранных граждан в дальнейшем обучении в российских вузах и использовании имеющихся знаний для поступления в любой российский вуз.

Разработанная модель формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе включает моти-вационно-адаптационный, когнитивно-познавательный, эмоционально-волевой, операционно-оценочный и информационный компоненты, реализующиеся с помощью внедрения в учебный процесс педагогических условий, способствующих формированию адаптационной готовности:

- организация образовательной адаптирующей среды, которая способствует проектированию образовательной индивидуальной траектории обучающихся, реализующей субъектный опыт иностранных граждан, направлена на мотивацию к овладению будущей профессии как средству самовыражения личности;

- интеграция ЗУН как образовательных результатов адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе;

- включение обучающихся (иностранных граждан) в квазипрофессиональную и учебную деятельность и на основе лич-ностно-деятельностных образовательных технологий обучения и активных методов, предельно приближенных к условиям вузовского обучения России;

- установление взаимодействия между вузом и внешними партнерами по выработке и реализации общих принципов в формировании адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе на основе кластерного подхода.

В процессе выявления и изучения структурных компонентов адаптационной готовности иностранных граждан нами использованы: комплекс методов обучения (мотивации и стимулирования научно-практической и учебно-познавательной деятельности, проектные методы обучения, моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе); формы организации обучения (научно-практические конференции, деловые игры, культурный ассимилятор, различные тренинги, лекции, лабораторные работы, практические занятия и самостоятельная работа); средства обучения (ТСО, интерактивные доски).

Реализации данной модели формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе осуществлялась на основании личностно-деятельностного, субъектно-дея-тельностного, герменевтического и кластерного подходов и строилась с учётом следующих принципов:

- непрерывности и преемственности, обеспечивающих эффективность образования на предвузовском этапе обучения иностранных граждан в вузе, в соответствии с учётом знаний иностранных граждан, полученных в национальной системе образования;

- развития взаимодействия преподавателя и иностранных граждан на основе современных педагогических технологий;

- индивидуализации и дифференциации, учитывающих уровни развития способностей каждого обучаемого, формирование на этой основе планов развития обучаемых (иностранных граждан), развитие познавательных интересов и определение направлений повышения учебной мотивации каждого обучаемого;

- толерантности, обеспечивающей уважение чужих верований, взглядов, проблем, способность уживаться с людьми других языков, культур и религий;

- вариативности и гибкости, основанных на том, что содержание и методики образовательного процесса в системе вузовского образования помогают иностранным гражданам на предвузовском этапе обучения расширить возможности обоснованного выбора профессиональной стези в российском вузе;

- позитивной перспективы, предполагающей сравнение с особенностями создания жизненной перспективы обучающихся

(иностранных граждан) на основе представлений о себе в настоящем и будущем;

- рефлексии, обеспечивающей создание условий, способствующих приобретению опыта осознания себя и освоения себя в научно-практической и учебно-познавательной деятельности;

- формирования личности в коллективе и через коллектив, лежащих в основе того факта, что в полиэтнической группе в процессе общения протекают активные процессы структурирования, формирования и видоизменения межличностных взаимоотношений, предполагающих субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса, проявление уважения и признание равноценности друг друга.

Модель формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе представляет совокупность вводно-мотивационного; операционно-познавательного и рефлексивно-оценочного этапов.

В рамках первого этапа (вводно-мотивационного) проводились планирование этапов формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе; определение цели формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе; выбор критериев для оценки уровня достижения цели; диагностика состояния её сформированности и оценивался уровень положительного интереса иностранных граждан к обучению в российском вузе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Было обнаружено доминирующее количество иностранных граждан с недостаточным уровнем сформированности адаптационной готовности, что вызвало необходимость разработки обучающей программы «Школа иностранца», которая включает два кластера:

- кластер преподавателей, в котором происходит обучение проведению занятий по межкультурной коммуникации, методике проведения занятий; разбор культурных ассимиляторов и коммуникативно-языковых упражнений;

- кластер иностранцев, который строится на развитии социально-языковых навыков и культурном просвещении, межкультурной коммуникации (предоставление информации, нужной для адаптации в новых климатических, социальных, культурных, учебных условиях; предоставление информации и краеведческого и культурно-исторического характера о городе Белгороде и Белгородской области; ролевые игры: «Чужая и Моя культура», «Культурные ассимиляторы», тренинги).

На втором этапе (операционно-познавательном) предполагается формирование и развитие восприятия обучающихся (иностранных граждан). Этот этап сопровождается включением иностранных граждан в процесс собственного развития по образовательной индивидуальной траектории. На этом этапе происходит овладение знаниями, умениями, навыками на русском языке как иностранном и способами научно-практической и учебно-познавательной деятельности; повышение уровня адаптационной готовности; переход в новое активное состояние, побуж-

дающее осваивать наиболее рациональные приемы и способы работы, приобретать необходимые для этого умения, знания и навыки.

Третий этап (рефлексивно-оценочный) позволяет иностранным гражданам осуществлять объективную оценку своей постоянно усложняющейся учебной деятельности, вовлекать их в решение более сложных задач в процессе научно-практической деятельности. На данном этапе происходит осмысление и оценка адаптационной готовности иностранных граждан к дальнейшему обучению в вузе, становление себя в будущей профессии. На основе такой оценки происходит корректировка жизненных планов и насыщенный поиск рациональных путей их реализации.

Одной из важнейших предпосылок успешного формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе является выявление в процессе обучения уровня сформи-рованности адаптационной готовности, зависящего от таких важнейших факторов, как общее интеллектуальное развитие, наличие профессиональных знаний и умений, профессиональный интерес. Данные факторы нами учитывались при формировании учебного материала и организации учебного процесса.

С учётом изложенных требований определены критерии ее сформированности: профессиональная направленность, личностно-смысловая направленность, регулятивная направленность, содержательная направленность и коммуникативная направленность.

Для оценки исследуемого процесса формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе мы выделили три уровня: низкий, средний и высокий. Низкий уровень адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе определяется неумением ставить учебные цели, невысокими познавательными возможностями, недостаточной сформированностью учебных и интеллектуальных умений, низкой мотивацией к учебной и исследовательской деятельности. Средний уровень характеризуется проявлением заинтересованности иностранных граждан в решение учебных задач, способностью выполнять исследовательские действия под руководством преподавателей, стихийной сформированностью учебных и интеллектуальных умений. Высокий уровень определяется потребностью в успешном выполнении поставленных учебных задач, присутствием интереса к выполняемой учебной и исследовательской деятельности, сформированностью системой теоретических знаний, учебных достижений и принятием ценностей и норм новой социальной и учебной среды.

В результате экспериментальной апробации модели формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе на базе БГТУ им В.Г. Шухова осуществлялась диагностика уровней адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе. Анализ данных исследования показал повышение уровня адаптационной готовности иностранных граждан экспериментальной группы к обучению в вузе (рис. 2).

Рис. 2. Усреднённые уровневые показатели адаптационной готовности иностранных граждан экспериментальной (ЭГ)

и контрольной (КГ) групп к обучению в вузе, %

Таким образом, внедрение разработанной нами модели адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе обеспечивает комплексное достижение цели - повышение уровня адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе. На наш взгляд, модель процесса формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в

Библиографический список

вузе позволяет наглядно отразить сущность изучаемого процесса, конкретизировать механизм формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе, обеспечить возможность более четкого представления целенаправленного процесса развития у них профессиональных качеств, необходимых для дальнейшего обучения в любом российском вузе.

1. Капелевич М.С Концептуальные основы довузовской подготовки. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Калининград, 2001.

2. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. Санкт-Петербург: Питер, 2007.

3. Григорьева М.В. К разработке концептуальной модели взаимодействия личности и среды. Мир психологии. 2008; 1 (53): 93 - 100.

4. Григорьева М.В. Понятийный аппарат психологии адаптации личности. Известия Саратовского университета. Новая серия: Aкме-ология образования. Психология развития. 2014; T. 3; Вып. 3: 259 - 263.

5. Aрендачук И. В. Проблема психологического анализа профессионального развития личности. Известия Саратовского университета. Новая серия: Aкмеология образования. Психология развития. 2009; T. 2; № 2: 22 - 27.

6. Иванова МА, Зинковский A^. Системный подход к исследованию адаптации иностранных студентов. Научно-технические ведомости 2005; 2 (40): 243 - 248.

7. Шамионов Р.М. Соотношение адаптационной готовности и социальной активности личности. Теоретическая и экспериментальная психология. 2012; T. 5; № 2: 72 - 80.

8. Философский словарь. Под редакцией ИТ. Фролова. Москва: Политиздат, 1987.

9. Штофф ВА Моделирование и философия. Москва; Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1966.

10. Новикова Л.И. Методологический аспект проблемы моделирования воспитательных систем. Моделирование воспитательных систем: теория практике. Под редакцией Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. Москва: Издательство РОУ, 1995: 5 - 10.

11. Лодатко E.A. Моделирование педагогических систем и процессов. Славянск: СГПУ, 2010.

12. Дахин A.K Педагогическое моделирование. Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2005.

References

1. Kapelevich M.S Konceptual'nye osnovy dovuzovskojpodgotovki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 2001.

2. Panov V.I. Psihodidaktika obrazovatel'nyh sistem: teoriya ipraktika. Sankt-Peterburg: Piter, 2007.

3. Grigor'eva M.V. K razrabotke konceptual'noj modeli vzaimodejstviya lichnosti i sredy. Mirpsihologii. 2008; 1 (53): 93 - 100.

4. Grigor'eva M.V. Ponyatijnyj apparat psihologii adaptacii lichnosti. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2014; T. 3; Vyp. 3: 259 - 263.

5. Arendachuk I. V. Problema psihologicheskogo analiza professional'nogo razvitiya lichnosti. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2009; T. 2; № 2: 22 - 27.

6. Ivanova M.A., Zinkovskij A.V. Sistemnyj podhod k issledovaniyu adaptacii inostrannyh studentov. Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbTU. 2005; 2 (40): 243 - 248.

7. Shamionov R.M. Sootnoshenie adaptacionnoj gotovnosti i social'noj aktivnosti lichnosti. Teoreticheskaya i 'eksperimental'naya psihologiya. 2012; T. 5; № 2: 72 - 80.

8. Filosofskij slovar'. Pod redakciej I.T. Frolova. Moskva: Politizdat, 1987.

9. Shtoff V.A. Modelirovanie i filosofiya. Moskva; Leningrad: Nauka, Leningradskoe otdelenie, 1966.

10. Novikova L.I. Metodologicheskij aspekt problemy modelirovaniya vospitatel'nyh sistem. Modelirovanie vospitatel'nyh sistem: teoriya praktike. Pod redakciej L.I. Novikovoj, N.L. Selivanovoj. Moskva: Izdatel'stvo ROU, 1995: 5 - 10.

11. Lodatko E.A. Modelirovanie pedagogicheskih sistem iprocessov. Slavyansk: SGPU, 2010.

12. Dahin A.N. Pedagogicheskoe modelirovanie. Novosibirsk: Izdatel'stvo NIPKiPRO, 2005.

Статья поступила в редакцию 23.12.15

УДК 378.2

Gadzhiakhmedov D.B., Cand. of Sciences (Economics), senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,

Russia), E-mail: timur.60@mail.ru

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS OF PHYSICAL EDUCATION IN CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF EDUCATION. In the work the author studies a process of formation of professional competence of future bachelors, who major in Physical Education in the conditions of informatization of education, where the important place is taken by means of ICT in training discipline "Management of physical education and sport" is described. A sports organization has a specific internal structure, based on the specifics of a sport. It has management departments, divisions, groups, teams. Thus, in sports organizations there are different types of management activities. In addressing these issues ICT tools that are the basic components of the management process of educational establishment in conditions of using new educational technologies in teaching can play an important role. The acquiring of such learning skills facilitates the forming of ICT-competence in future bachelor students, whose major discipline is Physical Education (Code 49.03.01).

Key words: educational informatization, bachelor students, major disciplines, physical education, professional competence, means of ICT.

Д.Б. Гаджиахмедов, канд. экон. наук, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет,

г. Махачкала, E-mail: timur.60@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В работе описан процесс формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по профилю «Физическая культура» в условиях информатизации образования, где важное место занимают средства иКт в обучении дисциплины «Менеджмент физической культуры и спорта». Спортивная организация имеет определённую внутреннюю структуру, основанную на специфике того или иного вида спорта. В ней есть управления, департаменты, отделы, группы, команды. Тем самым в спортивной организации существуют различные виды управленческой деятельности. В решении этих вопросов важную роль могут сыграть средства ИКТ, которые являются основными составляющими процесса управления образова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.