Научная статья на тему 'Модель формирования готовности курсантов к учебной деятельности в иноязычной образовательной среде военного вуза'

Модель формирования готовности курсантов к учебной деятельности в иноязычной образовательной среде военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ / ИНОСТРАННЫЕ КУРСАНТЫ / ИНОЯЗЫЧНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВОЕННОГО ВУЗА / АДАПТАЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / READINESS / FORMATION OF READINESS FOR LEARNING ACTIVITY / FOREIGN MILITARY STUDENTS / FOREIGN SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ADAPTATION / INTERCULTURAL COMMUNICATION / EDUCATIONAL FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Альбина Николаевна, Родонова Светлана Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы формирования готовности иностранных курсантов к обучению в иноязычной образовательной среде российского военного вуза. Разработка модели этой готовности включает систему специальных педагогических средств, направленных на создание благоприятных условий формирования готовности иностранных курсантов к образовательной деятельности в инокультурной среде, учитывающих особенности военно-профессиональной образовательной среды российского военного вуза. По мнению автора, использование в учебном процессе модели формирования готовности, учитывающей особенности социокультурной адаптации, будет способствовать успешному прохождению вызванных ею процессов, что, в конечном итоге, приведет к успешному межкультурному взаимодействию представителей разных культур в образовательной среде российского военного вуза. В статье описываются критерии, необходимые для определения уровня готовности иностранных военнослужащих к учебной деятельности, характеризующие ее особенности и обосновывающие педагогические условия, необходимые для успешного протекания процесса формирования рассматриваемой готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A facilitating model of foreign military students’ readiness for training activity in a foreign educational environment

Some matters of readiness formation for training activity of foreign military students in a foreign sociocultural environment of a Russian military college are analysed in the article. The development of the readiness model includes a system of special pedagogic facilities intended for formation of foreign military students’ readiness for training activity in a foreign cultural environment considering the military educational environment peculiarities of a Russian military university. According to the authors, the use of the model accounting for the cultural adaptation in the training process would facilitate the adaptation process and would result in the successful cross-cultural interaction in the Russian military university’s educational framework. Necessary criteria to determine the level of foreign military studentsreadiness for training activity which characterise its features and justify the pedagogic facilities necessary for a successful formation of the readiness are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Модель формирования готовности курсантов к учебной деятельности в иноязычной образовательной среде военного вуза»

УДК 378.016 ; 355.1/.2

Смирнова Альбина Николаевна

Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны

alja_yar@mail.ru

Родонова Светлана Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

srodonova@yandex.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

ВОЕННОГО ВУЗА

В статье рассматриваются вопросы формирования готовности иностранных курсантов к обучению в иноязычной образовательной среде российского военного вуза. Разработка модели этой готовности включает систему специальных педагогических средств, направленных на создание благоприятных условий формирования готовности иностранных курсантов к образовательной деятельности в инокультурной среде, учитывающих особенности военно-профессиональной образовательной среды российского военного вуза. По мнению автора, использование в учебном процессе модели формирования готовности, учитывающей особенности социокультурной адаптации, будет способствовать успешному прохождению вызванных ею процессов, что, в конечном итоге, приведет к успешному межкультурному взаимодействию представителей разных культур в образовательной среде российского военного вуза. В статье описываются критерии, необходимые для определения уровня готовности иностранных военнослужащих к учебной деятельности, характеризующие ее особенности и обосновывающие педагогические условия, необходимые для успешного протекания процесса формирования рассматриваемой готовности.

Ключевые слова: готовность, формирование готовности к обучению, модель формирования готовности к обучению, иностранные курсанты, иноязычная образовательная среда, образовательная среда военного вуза, адаптация, межкультурная коммуникация, педагогические условия.

Иностранные военнослужащие, приезжающие обучаться в вузы России, попадают в совершенно новые обстоятельства, требующие от них способности адекватно реагировать на изменившиеся социальные условия, связанные не только с проживанием, но и с обучением в другой стране. Эти обстоятельства влияют на возникновение адаптационных трудностей у иностранных обучающихся, следовательно, возникает противоречие между существующими требованиями, предъявляемыми инокультурной образовательной средой, и умением иностранца адекватно реагировать на эти требования. Оказание иностранным гражданам помощи в безболезненном вхождении в новое для них социокультурное образовательное пространство является важнейшим фактором формирования их готовности к обучению в иноязычной языковой среде и должно стать первостепенной задачей образовательного учреждения.

Использование в учебном процессе модели формирования готовности, учитывающей особенности социокультурной адаптации, должно способствовать успешному прохождению вызванных ею процессов, а это, в конечном итоге, приведет к успешному межкультурному взаимодействию представителей разных культур в образовательной среде российского военного вуза.

Для определения уровня готовности иностранных военнослужащих к учебной деятельности мы разработали критерии, которые помогут охарактеризовать ее особенности и обосновать педагогические условия, необходимые для успешного протекания процесса формирования рассматриваемой

готовности. Применяя традиционный подход, мы можем выделить три вида критериев, позволяющих определить уровень сформированности описываемой готовности: когнитивный, эмоционально-волевой и действенно-практический [1].

Когнитивный критерий предполагает осознание иностранными военнослужащими цели своего обучения в военном вузе России и понимание того, каким образом эта цель может быть достигнута.

В исследовании, посвященном адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе, С.Ю. Родонова справедливо полагает, что именно когнитивный критерий должен показать степень подготовленности иностранца к адаптации и может стать показателем высокой степени осознанности цели его обучения [3, с. 40]. Когнитивный критерий должен выявить высокую степень осознания цели обучения иностранных курсантов в военном вузе, что связано, в частности, с тем, что обучение в России является для них престижным.

Таким образом, имея перед собой осознанную цель, иностранные военнослужащие проявляют заинтересованность в изучении особенностей организации образовательного процесса в российском военном вузе, стремятся к успешной коммуникации с представителями разных культур, а это, в свою очередь, способствует успешной реализации поставленной цели.

В связи со спецификой отбора иностранных военнослужащих для учебы в российских военных вузах большинство курсантов характеризуется наличием высокой мотивационной готовности, а значит, хорошо представляет цели своего обучения в российском военном вузе и проявляет высокую

166

Вестник КГУ 2017

© Смирнова А.Н., Родонова С.Ю., 2017

Модель формирования готовности курсантов к учебной деятельности в иноязычной образовательной среде..

заинтересованность в изучении особенностей организации в нем образовательного процесса.

Эмоционально-волевой критерий предполагает положительный настрой к предстоящей учебной и социальной деятельности, а также наличие волевой регуляции поведенческих актов и направленность волевых усилий на решение поставленных задач. Эмоционально-волевая сфера данной категории обучающихся может быть представлена как двойственный процесс.

Общечеловеческий аспект эмоционально-волевой сферы предполагает личную заинтересованность в результатах обучения, способность к мобилизации сил и эмоциональный настрой на достижение целей.

Профессиональный аспект эмоционально-волевой сферы тесно связан с процессами социальной адаптации к специфической военной профессиональной среде, отношениями в воинском коллективе, предполагающими соблюдение строгого режима дня, субординации, уставных норм, повышенной физической нагрузки, обусловленной внутренним распорядком жизни в военном вузе [2].

Личностные взаимоотношения иностранца на начальном этапе обучения протекают в основном внутри национальной группы, так как внешняя коммуникация ограничена в связи с языковыми трудностями. Иностранные курсанты, прибывающие на учебу в российский военный вуз, как правило, не имеют даже начальных навыков владения русским языком. Можно утверждать, что в данной ситуации наличие языка-посредника (возможно, английского, в силу его статуса как языка межнационального общения) могло бы на начальном этапе способствовать решению возникающих коммуникативных проблем. Но, к сожалению, следует констатировать, что и это средство коммуникации не может быть использовано эффективно в связи с тем, что в педагогической среде военного вуза число педагогов, владеющих английским языком, незначительно, вследствие этого на начальном этапе коммуникация протекает в основном на невербальном уровне.

Учитывая весь комплекс существующих в специфической среде военного вуза особенностей, мы полагаем, что эмоционально-волевой критерий готовности заключается в наличии у иностранных военнослужащих умения мобилизовать свои силы на подготовку к военной профессии, преодолеть трудности и сомнения; личностной заинтересованности в результатах обучения; способности оптимально выстраивать межличностные отношения, взаимодействуя с профессиональной средой образовательного учреждения в соответствии с принятыми нормами; положительных ценностных ориентаций и нравственных качеств. Наличие данного критерия характеризует уровень состояния внутренних, личностных установок индивида, попавшего в новую социальную среду, и позволяет оценить степень психологической подготовленности иностранного

курсанта к жизнедеятельности в образовательной среде российского военного вуза.

Эмоционально-волевой критерий представляется нам особенно важным для диагностирования состояния именно иностранного курсанта, так как иностранные военнослужащие, в отличие от российских курсантов, испытывают значительно большие коммуникативные трудности по причине того, что, во-первых, они не владеют навыками коммуникации на русском языке, во-вторых, потому что между иностранными и российскими курсантами существует значительная разница по многим нравственно-этическим позициям, обусловленная принадлежностью к различным национальным культурным этносам.

Характеризуя эмоционально-волевой критерий готовности, необходимо также учитывать особенности возрастной категории курсантов. Юношеский возраст, в котором находятся курсанты, предполагает в числе прочего осознание собственной индивидуальности, появление жизненного плана, активное включение в различные виды жизнедеятельности [4]. Таким образом, возрастная категория курсантов, обучающихся в военном вузе, рассматривается нами как позитивный фактор, играющий важную роль в достижении успешности процессов формирования готовности к обучению.

Учитывая все вышеназванные особенности, мы полагаем, что высокий уровень готовности к деятельности в образовательной среде российского военного вуза демонстрируют те иностранные военнослужащие, у которых развиты коммуникативные умения и навыки, основанные на знании русской национальной культуры; есть потребность строить межличностные отношения с представителями других национальных групп и с представителями русской национальной культуры; сформировано умение понимать причину учебных и личностных трудностей и преодолевать их.

Действенно-практический критерий предполагает определение степени интенсивности участия иностранного курсанта в самостоятельной деятельности в процессе формирования его готовности к образовательной деятельности. Действенно-практический критерий позволяет определить, насколько иностранный курсант способен самостоятельно преодолевать проблемы межличностного взаимодействия в процессе жизнедеятельности в военном вузе.

Можно предположить, что высокий уровень готовности к жизнедеятельности в образовательной среде российского военного вуза наблюдается у тех иностранных военнослужащих, которые активно участвуют в процессе социальной адаптации к обучению в образовательной среде военного вуза, тем самым способствуя формированию личностной готовности к этой деятельности, анализируют свое поведение и отношение к учебе, строят взаимоотношения с офицерами и другими курсантами, демонстрируя высокую степень коммуникативности; легко контактируют с педагогами во время

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

167

занятий и во время внеаудиторных мероприятий; активно обсуждают возникающие адаптационные проблемы с командиром своей группы, а также с педагогами, работающими с этим курсантом (преподавателями русского языка, офицерами).

Рассмотренные нами критерии (когнитивный, эмоционально-волевой, действенно-практический) дают возможность определить уровень готовности иностранных военнослужащих к адаптационным процессам, сопровождающим процесс формирования готовности к обучению в условиях иноязычной образовательной среды российского военного вуза. Используя распространенную трехэлементную модель уровневой классификации, мы включили в нее следующие уровни подготовленности: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень готовности к учебной деятельности в иноязычной социокультурной среде российского военного вуза обнаруживают иностранные военнослужащие, которые осознают цели обучения, но не имеют четкого плана их реализации (когнитивный критерий); испытывают трудности в выстраивании межличностных отношений в профессиональной среде военного вуза (эмоционально-волевой критерий); не проявляют интереса к индивидуально-психологическим методам и формам учебного процесса в целом и коммуникативного поведения в частности (действенно-практический критерий).

Средний уровень готовности к учебной деятельности в иноязычной социокультурной среде российского военного вуза обнаруживают иностранные военнослужащие, которые испытывают трудности в процессе коммуникативного поведения (когнитивный критерий); проявляют недостаточную активность в преодолении трудностей военной образовательной среды, проявляют неустойчивый интерес к результатам своего обучения (эмоционально-волевой критерий); проявляют недостаточную контактность при построении отношений с офицерами и другими курсантами (действенно-практический критерий).

Высокий уровень готовности к учебной деятельности в иноязычной социокультурной среде российского военного вуза обнаруживают иностранные военнослужащие, которые обладают высокой мотивационной готовностью и ориентированы на успешное обучение в российском военном вузе (когнитивный критерий); позитивно настроены на выполнение всех требований военных уставов, проявляют осознанный интерес к особенностям военной службы в российском военном вузе (эмоционально-волевой критерий); активно интересуются индивидуально-психологическими методами и формами учебного процесса в целом и коммуникативного поведения в частности, не боятся экспериментировать (действенно-практический критерий).

В силу специфики обучения в военном вузе курсанты должны обладать унифицированными навыками учебной и внеучебной деятельности,

а значит, унифицированной готовностью к восприятию нового материала. Поэтому мы считаем необходимым формирование единой модели готовности, учитывающей специфику условий обучения и военной образовательной среды.

Модель формирования готовности иностранных курсантов в иноязычной образовательной среде военного вуза (система «выпускник иностранного общеобразовательного учебного заведения - курсант российского военного вуза»).

Проанализировав составляющие этой системы, мы пришли к заключению, что иностранное общеобразовательное учебное заведение и российский военный вуз представляют в ней два самостоятельных элемента, не связанных между собой. В этом случае формирование готовности к обучению в ино-культурной среде предполагает ряд трудностей, связанных с процессами социокультурной адаптации иностранца, попавшего в новую образовательную среду, с одной стороны, и адаптации иностранного курсанта к специфической профессиональной среде российского военного вуза, с другой. Мы полагаем, что обучение будет успешным в том случае, если готовность к нему будет сформирована с помощью педагогических мероприятий, рассматриваемых нами как систему специально созданных условий, предполагающих формирование комплекса специальных педагогических средств, обеспечивающих успешность формирования готовности иностранных курсантов к обучению в инокультурной среде российского военного вуза.

Нам представляется, что данная модель должна обеспечить успешность формирования этой готовности, поскольку включает систему специальных педагогических средств, направленных на создание благоприятных условий формирования готовности иностранных курсантов к образовательной деятельности в инокультурной среде, учитывающих особенности военно-профессиональной образовательной среды российского военного вуза.

Библиографический список

1. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование как средство модернизации образования в открытом информационном сообществе // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - № 4. - С. 46-60.

2. Межуев А.В. Готовность к обучению в военном вузе как психолого-педагогическая проблема // Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов / под общ. ред. О.И. Кирикова. -Вып. 6. - Воронеж: ВГПУ, 2008. - С. 183-192.

3. Родонова С.Ю. Педагогические условия социальной адаптации иностранных студентов-стажеров к обучению на гуманитарных факультетах педагогических вузов: дис. ... канд. пед. наук. -Ярославль, 2002. - 156 с.

4. Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - С. 286-300.

168

Вестник КГУ 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.