Научная статья на тему 'Результаты экспериментальной работы по формированию адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе'

Результаты экспериментальной работы по формированию адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
143
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / ADAPTATION READINESS / FOREIGN NATIONALS / LEVEL OF DEVELOPING ADAPTATION READINESS FOR UNIVERSITY STUDIES / EXPERIMENTAL WORK

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ситникова Мария Ивановна, Бондарь Елена Александровна

В статье рассматриваются результаты экспериментальной работы по формированию адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе. Представлено содержание этапов эксперимента: констатирующего и формирующего; приводится диагностический инструментарий по каждому критерию формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе. В статье отмечены уровни сформированности адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе, что отображает ее положительную динамику после формирующего эксперимента. Данные подкрепляются методами математической статистики, которые подтверждают существенные изменения, произошедшие в экспериментальной группе, благодаря внедренной в учебный процесс модели формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе и выявленным педагогическим условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Ситникова Мария Ивановна, Бондарь Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of experimental work on developing adaptation readiness of foreign national for university studies

The article discusses the results of experimental work on the formation of adaptation readiness of foreign national for university studies. The authors suggest the content of experiment stages ascertaining and forming; provide diagnostic tools for each criterion in the process of developing adaptation readiness of foreign national for university studies. The article defines levels of developing adaptation readiness of foreign citizens to university studies, which show positive dynamics after the formative experiment. Experimental data are supported by methods of mathematical statistics that confirm significant changes in the experimental group, due to the model of developing adaptation readiness of foreign national for university studies implemented in the educational process and pedagogical conditions identified.

Текст научной работы на тему «Результаты экспериментальной работы по формированию адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе»

УДК 371 ББК 74.04

М.И. Ситникова, Е.А. Бондарь

результаты экспериментальной работы по формированию адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе

В статье рассматриваются результаты экспериментальной работы по формированию адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе. Представлено содержание этапов эксперимента: констатирующего и формирующего; приводится диагностический инструментарий по каждому критерию формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе. В статье отмечены уровни сформированности адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе, что отображает ее положительную динамику после формирующего эксперимента. Данные подкрепляются методами математической статистики, которые подтверждают существенные изменения, произошедшие в экспериментальной группе, благодаря внедренной в учебный процесс модели формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе и выявленным педагогическим условиям.

Ключевые слова: адаптационная готовность, иностранные граждане, уровень сформирован-ности адаптационной готовности к обучению в вузе, экспериментальная работа.

M.I. Sitnikova, E.A. Bondar

RESULTS OF ExPERIMENTAL wORK ON DEVELOPING ADAPTATION READINESS OF FOREIGN NATIONAL FOR UNIVERSITY STUDIES

The article discusses the results of experimental work on the formation of adaptation readiness of foreign national for university studies. The authors suggest the content of experiment stages -ascertaining and forming; provide diagnostic tools for each criterion in the process of developing adaptation readiness of foreign national for university studies. The article defines levels of developing adaptation readiness of foreign citizens to university studies, which show positive dynamics after the formative experiment. Experimental data are supported by methods of mathematical statistics that confirm significant changes in the experimental group, due to the model of developing adaptation readiness of foreign national for university studies implemented in the educational process and pedagogical conditions identified.

Key words: adaptation readiness, foreign nationals, level of developing adaptation readiness for university studies, experimental work.

Проблема изучения сформированности адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе требует выделения объективных критериев. В их определении мы исходим из того, что они должны служить важнейшими показателями достижения цели, содержательным выражением которой является адаптационная готовность иностранных граждан к обучению в вузе.

В нашем представлении критерий - признак, на основе которого

производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки, суждений [3]; обобщённый показатель развития системы, успешности деятельности, по которому выполняется оценка, сравнение происходящих педагогических явлений и процессов [1; 2].

Система критериев оценки сформи-рованности адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе была разработана нами на основании

о

X X

о ^

га н с го ч го

X

го ш

2 ш

° s t 1

i

ю ° го * 2-1 ,s го о FJ х * .о го

^ Р-го

SE *

и --

Ф н с о О О * X

- S

t ? го о

м

о

со X £2

результатов теоретического анализа, исходя из выявленных характеристик и структурных компонентов адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе. Для объективного определения степени её сформирован-ности нами были выявлены следующие критерии: мотивационно-целевая направленность, информационно-познавательная направленность, дея-тельностно-коммуникативная направ-

ленность, рефлексивно-регулятивная направленность.

Каждый из критериев характеризуется определенными показателями как данными, по которым можно судить о развитии, ходе или состоянии чего-нибудь [5]. Степень проявления выявленных показателей определялась с помощью адекватных им методик измерения, позволившим изучить каждый критерий в отдельности (табл. 1).

Табл. 1. Критерии, показатели и методики измерения сформированности адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе

№ п/п Критерии Показатели Методики измерения

Мотивационный компонент

1 Мотивационно-целевая направленность (К) Учебная мотивация иностранных граждан (щ ) Адаптированная методика для диагностики учебной мотивации (А.А. Реан, В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой)

Сформированность целей собственной учебной деятельности (щ ) «Восприимчивость педагогов к новшеству» Методика Т.С. Соловьёвой (адаптированная)

Когнитивный компонент

2 Информационно-познавательная направленность ( К2 ) Полнота усвоения знаний и способов действий (н2 ) Тестирование Тестирование

Прочность усвоения знаний и способов действий (пг )

Операциональный компонент

3 Деятельностно-коммуникативная направленность (К3 ) Полнота выполнения учебных действий на русском языке (щ ) Тестирование

Умение организовать речевое общение (п2 ) Методика оценки уровня общительности (Тест В.Ф. Ряховского)

Рефлексивный компонент

4 Рефлексивно-регулятивная направленность ( К 4 ) Эмоциональное принятие себя как субъекта учебной деятельности (щ ) «Тест СЖО» (Д.А. Леонтьев)

Способность к самостоятельному определению своей роли в процессе обучения в российском вузе (п4 ) Методика «Самооценка уровня онтогенетической рефлексии» (Н.П. Фети-скин и др.)

го Ч х о

ш

<

ш

(О ш

0

1

н ^

О

В исследовании была разработана специальная шкала для перевода показателей каждого критерия, характе-

ризующих уровень адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе, в их количественные

эквиваленты. По заранее обусловленным баллам введены следующие количественные показатели: 3 балла - отражают высокий уровень проявления,

2 балла - средний уровень проявления, 1 балл - низкий уровень проявления того или иного показателя определённого критерия (см. табл. 2).

Табл. 2. Шкала оценки комплекса показателей, характеризующих уровень адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе

Высокий (В) Средний (С) Низкий (Н)

Умение ярко выражено (3 балла) Умение выражено неявно (2 балла) Умение не сформировано (1 балл)

Максимум - 24 баллов (81%-100%) Максимум - 16 баллов (61%-80%) Максимум - 8 баллов (41%-60%)

Результаты подсчёта суммарного балла показателей позволяют распределить иностранных граждан по уровням (высокому, среднему, низкому). Соотнесение иностранных граж-

дан с соответствующим уровнем их адаптационной готовности к обучению в вузе определялось с помощью специально разработанной матрицы (см. табл. 3)

Табл. 3. Матрица соотнесения иностранных граждан с уровнем их адаптационной готовности к обучению в вузе

№ п/п Компоненты адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе Оценка Баллы, максимум

1 Мотивационный компонент (К1) = (пг ) + (щ ) 6б

2 Когнитивный компонент {К2) = (пг ) + (п2 ) 6б

3 Операциональный компонент (К3) = (п1 ) + (па ) 6б

4 Рефлексивный компонент (К4) = (п ) + (% ) 6б

5 Общая адаптационная готовность ОАГ = К1 + К2 + К3 + К4 24б

о

X X

о ^

га н с го ч го

X

го ш

2 ш

° 2 ? -

ё

ю ° го * 2-1 « а

о 3 х * .о го ^ Р-

ГО £ *

и ■■

Ф н с о О О

* х - ^

£ * го о

м

о

со X

Разработанные критерии, показатели и уровни сформированности адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе легли в основу экспериментального этапа нашего исследования, включающего в себя: констатирующий эксперимент, который направлен на диагностику исходного уровня сформированности адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе; формирующий эксперимент, направленный на реализацию модели формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе и апробирование гипотетически за-

явленных и теоретически обоснованных педагогических условий.

Перед проведением констатирующего эксперимента нами был проведен анкетный опрос преподавателей (кураторов), иностранных граждан с целью выявления необходимости формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе. Предлагалось ответить на вопрос: «Нужно ли начинать формирование адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе на предвузовском этапе обучения?» В итоге ответы распределились следующим образом (табл. 4).

Табл. 4. Результаты распределения ответов преподавателей (кураторов), иностранных граждан на вопрос «Нужно ли начинать формирование адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе на предвузовском этапе обучения?»

Варианты ответов Преподаватели (кураторы), % Иностранные граждане, %

Нужно, безусловно 85 72

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не нужно 5 7

Не знаю 10 21

Представленные данные свидетельствуют о том, что большинство преподавателей (кураторов) - 85 % и 72 % иностранных граждан подтверждают наше предположение о необходимости проведения специальной работы по формированию адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе.

В исследовании участвовало 139 респондентов (иностранных граждан БГТУ им. В.Г. Шухова и НИУ «БелГУ») из стран Азии, Африки, Арабского Востока и Латинской Америки, 20 преподавателей (кураторов групп). В соответ-

ствии с задачами эксперимента были сформированы две группы иностранных граждан: экспериментальная (ЭГ) -21 человек и контрольная (КГ) - 23 человека, которые не имели статистически значимых различий по интересующим нас признакам.

В ходе констатирующего эксперимента нами был выявлен недостаточный уровень сформированности адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе, что актуализировало важность и необходимость её формирования (табл. 5).

Табл. 5. Распределение иностранных граждан по уровням их адаптационной готовности к обучению в вузе по результатам констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах

Группа № Уровни адаптационной готовности к обучению в вузе

высокий средний низкий

кол-во % кол-во % кол-во %

Контрольная 23 3 13,0 14 60,9 6 26,1

Экспериментальная 21 4 19,0 13 61,9 4 19,1

На основании данных, полученных на констатирующем этапе эксперимента, был проведен формирующий этап эксперимента, в ходе которого реализовыва-лась модель формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе. ЭГ и КГ отличались ориентацией на различные педагогические условия. В ЭГ проверялись педагогические условия формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе (обеспечение взаимодействия между вузом, формирующим адаптационную готовность иностранных граждан к обучению в вузе, и внеш-

ними партнерами на основе кластерного подхода; организация культурно-образовательной среды в российском вузе для иностранных граждан; построение учебно-воспитательного процесса в контексте реализации индивидуальных образовательных траекторий иностранных граждан; включение иностранных граждан как активных субъектов обучения в квазипрофессиональную деятельность в системе высшего образования). В контрольной группе процесс формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе осуществлялся в традиционных рамках

содержания обучения на предвузовском этапе обучения в российском вузе.

Данные о состоянии сформирован-ности структурных компонентов (моти-вационного, когнитивного, операционального, рефлексивного), полученные

по результатам формирующего эксперимента, позволили распределить иностранных граждан экспериментальной и контрольной групп по уровням: высокому, среднему, низкому (см. таблицы 6, 7 и рисунки 1, 2).

Табл. 6. Распределение иностранных граждан по уровням сформированности их адаптационной готовности к обучению в вузе по окончанию формирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах, в %

Уровни сформированности адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе

Группа высокий средний низкий

кол-во % кол-во % кол-во %

КГ 3 13,04 10 43,48 10 43,48

ЭГ 9 42,86 10 47,62 2 9,52

Табл. 7. Сводные результаты распределения иностранных граждан по уровням сформированности их адаптационной готовности к обучению в вузе в рамках констатирующего и формирующего экспериментов в контрольной и экспериментальной группах, в %

Группа КЭ, ФЭ, динамика Уровни сформированности адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе

высокий средний низкий

кол-во % кол-во % кол-во %

КГ КЭ 3 13,04 14 60,87 6 26,09

ФЭ 3 13,04 10 43,48 10 43,48

динамика 0 -17,39 +17,39

ЭГ КЭ 4 19,04 13 61,90 4 19,05

ФЭ 9 42,86 10 47,62 2 9,52

динамика +23,82 -14,28 -9,53

о

X X

о ^

го I-с го ч го

X

го т

2 т

° о ^ 1

2 5 ё ^

ю ° го * 2-1

« £ о 3 х *

.0 го ^ р-

го £ й

¡1 --

ф ь

с о О О

* X - *

£ * го о

м

о со ^

Высокий Средний

Рис. 1. Динамика изменения уровней сформированности адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе в контрольной группе, в %

Рис. 2. Динамика изменения уровней сформированности адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе в экспериментальной группе, в %

Динамика уровней сформированности адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе за время исследования в экспериментальной группе по отношению к контрольной существенно различается, в экспериментальной группе она выше, чем в контрольной группе. Наблюдается положительная динамика, которую мы связываем с внедрением модели и педагогических условий формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе.

Полученные экспериментальные данные были обработаны и проверены методами математической статистики

, 2

и

посредством критерия Пирсона % ¿-критерия Стьюдента.

Динамика и качественная оценка уровней адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе и уровня общей адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе в экспериментальной группе по итогам формирующего эксперимента представлена в табл. 8.

Табл. 8. Динамика сформированности общей адаптационной готовности (ОАГ) иностранных граждан к обучению в вузе в экспериментальной группе по итогам формирующего эксперимента

№ испытуемого Уровни Динамика, ^г = Х2г - ХИ $

на начало эксперимента, Х1г на конец эксперимента, Х2г

1 2 3 4 5

1 С - 15б С - 17б +2б 4

2 В - 20б В - 22б +2б 4

3 С - 10б С - 14б +4б 16

4 Н - 7б С - 9б +2б 4

5 С - 16б В - 19б +3б 9

6 В - 18б В - 20б +2б 4

7 С - 16б В - 18б +2б 4

8 С - 15б В - 17б +2б 4

9 В - 21б В - 22б +1б 1

10 Н - 6б Н - 8б +2б 4

.0 а го ч

X

о

ш

<

и]

(О ш

о ^

X I-

о

1 2 3 4 5

11 С - 15б В - 17б +2б 4

12 В - 20б В - 22б +2б 4

13 Н - 7б С - 10б +3б 9

14 С - 14б С - 16б +2б 4

15 С -14б В - 17б +3б 9

16 С -13б С -14б +1б 1

17 С -12б С -16б +4б 16

18 С - 10б С - 11б +1б 1

19 Н - 5б Н- 86 +36 9

20 С - 11б С-136 +26 4

21 С - 14б С-156 +16 1

i 466 116

Выдвинутая гипотеза эксперимента может быть подтверждена не только по увеличению количества иностранных граждан, уровень адаптационной готовности к обучению в российских вузах которых, по результатам диагностики, оценён как высокий, но и по приращению средних значений общей адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для проверки достоверности полученных результатов был использован г-критерий Стьюдента при зависимых выборках [4].

Гипотеза Н0 - сравнение групп до и после применения модели не даёт оснований утверждать, что по измеряемому признаку произошли существенные изменения и гипотеза Н1 - изменения после применения модели оказались существенными.

Процедура расчёта ¿эмп произведена по следующей формуле:

где й - среднее значение разности всех пар показателей; О й - стандартное отклонение среднего значения разности; Л/- количество испытуемых.

116-

с;

461 21

20

= 0,762 5 « 0,87 .

г

эмп

= «11,54 •

0,87

Степень свободы к = п - 1 = 20 и табличное значение г = 2,086. Получен-

таб *

ное значение в эксперименте г больше

I эмп

табличного значения ¿005 и ¿001, следовательно, различия между 1дмп и (¿001) считаются достоверными. Таким образом, принимаем гипотезу Н1 и делаем вывод о результативности внедрённой модели на предвузовском этапе обучения.

Для проверки статистической различимости контрольной и экспериментальной групп были использованы статистический критерий Пирсона X2 и распределение иностранных граждан по уровням их общей адаптационной готовности к обучению в вузе каждой из выборок, приведённое в таблице 6. Статистическая гипотеза включает в себя два состояния Н0 и Н1: Н0 - уровни адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе в группах не отличаются между собой. Н1 - уровни адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе в группах отличаются между собой.

Процедура расчёта критерия Пирсона X2 для контрольной и экспериментальной групп после формирующего эксперимента преставлена в табл. 9.

Педагогические науки

0

1 I

о га

га ч га

Э т & ш

^ 1

о I с ф

ю ° га *

я

0 3

1 л -О ш с; с^ га

!е *

Н

^ га

ш н с о о о

т ^

го о 1°

77

Табл. 9. Расчёт критерия Пирсона X2 для контрольной и экспериментальной групп после формирующего эксперимента

Уровни адаптационной готовности к обучению в вузе КГ Л/ ЭГ Л' П1 ■ Лг П2 ■ Лг' Л ' + Л " Щ • ЛЩ2 • Л'

Щ • П2 Щ • П2 • (Л' + Л")

Высокий 3 9 14 42,93 12 3,6

Средний 10 10 20 0,83 20 0,0415

Низкий 10 2 -164 55,69 12 4,64

Итого п1 = 23 п= 21 X2 8,2815

Уровень 5% 5,991

По таблице критерия Пирсона для числа степеней свободы к = 3 -1 = 2 и а = 0,05 находим 2 = 5,991. Следовательно, х2 = 8,282^тх2 ,= 5,991, это по-

/ъ эмп /ъ таб

зволило принять гипотезу Н, согласно которой различия в уровнях сформи-рованности адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе в КГ и ЭГ являются достоверными, то есть статистически значимыми, что свидетельствует о результативности, представленной в исследовании, модели формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе.

Выделенные нами педагогические условия определили успешность проведения экспериментальной работы, связанной с формированием адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе. Для установления влияния педагогических условий на формирование адаптационной готовно-

сти иностранных граждан к обучению в вузе был использован симметричный коэффициент корреляции Пирсона г.

Сравнение расчётного значения коэффициента Пирсона с критическим значением, взятым из таблицы критических значений корреляции Пирсона, обеспечивает оценку статистической значимости выявленной взаимосвязи между переменными. Если гр равно или превышает гкр для статистической значимости 0,05, то Н0 отклоняется и делается вывод о том, что коэффициент корреляции статистически значимо отличается от нуля.

Взаимозависимости педагогических условий и уровня сформированности адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе по значениям коэффициентов корреляции Пирсона при достоверном уровне значимости представлены в табл. 10.

Табл. 10. Взаимозависимости педагогических условий и уровня сформированности адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе

го Ч х о

ш

<

ш

(О ш О

X

н ^

О

№ Педагогические условия Коэффициент корреляции Пирсона, г Уровень значимости, р Ранг педагогических условий

1 2 3 4 5

1 Обеспечение взаимодействия между вузом, формирующим адаптационную готовность иностранных граждан к обучению в вузе, и внешними партнерами на основе кластерного подхода гх = 0,73 0,01 3

1 2 3 4 5

2 Организация культурно-образовательной среды в российском вузе для иностранных граждан г2 = 0,83 0,01 1

3 Построение учебно-воспитательного процесса

в контексте реализации индивидуальных образовательных траекторий гз = 0,73 0,01 3

иностранных граждан

4 Включение иностранных

граждан как активных субъектов обучения в квазипрофессиональную г 4 = 0,79 0,01 2

деятельность в системе

высшего образования

Для к = 19 (число степеней свободы определяем как к = п - 2, п = 21) и уровня статистической значимости 0,01 из таблицы критических значений критерия корреляции Пирсона находим критическое значение г = 0,58. Поскольку

кр 7 ]

г < г , выявленная взаимосвязь между

кр р

педагогическими условиями и формированием адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе является статистически значимой. Кор-

реляция представлена высокими значениями (0,70 < г < 0,99). Кроме того, по знаку коэффициента корреляции судим и о направлении связи. В данном исследовании коэффициенты корреляции положительные, что свидетельствует о прямой зависимости.

На рис. 3 представлена корреляционная плеяда на основе полученных коэффициентов корреляции Пирсона в исследовании.

Рис. 3. Корреляционная плеяда на основе коэффициентов корреляции Пирсона г экспериментальной группы

Все данные результатов формирующего эксперимента указывают на устойчивую положительную динамику и направление произошедших качественных сдвигов формирования адаптационной готовности иностранных граждан к

о

X X

о

га н с го ч го

обучению в вузе, что подтверждает результативность реализованной в ходе формирующего эксперимента модели и педагогических условий формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе.

Библиографический список

1. Загвязинский, В.И. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования [Текст] / В.И. За-гвязинский, А.Т. Закирова. - Педагогика, 1997. - № 2. - C. 9-14.

2. Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы [Текст] / И.Ф. Исаев. - М.: Моск. гос.пед. ун-т; Белгород: Изд-во БГПИ, 1993. - 218 с.

3. Крысин, Л.П. Новый словарь иностранных слов / Л.П. Крысин. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. -480 с. - (Школьные словари).

4. Применение статистических методов в психолого-педагогических исследованиях [Текст]: учеб. пособие / Челябинский гос. ун-т, Троицкий фил.; сост. С.В. Нужнова. - Троицк: [б. и.], 2005. -120 с.

5. Толковый словарь русского языка [Текст]: ок. 2000 словар. ст. / под ред. Д.В. Дмитриева. - М.: Астрель: АСТ, 2003. - 989 с. - (Словари Академии Российской).

References

1. Zagvyazinsky V.I., Zakirov A.T. Idea,, concept and hypothesis of pedagogical research. Pedagogika, 1997. No. 2. P. 9-14. [in Russian].

2. Isaev I.F. Theory and practice of developing professional and pedagogical culture of the teacher of high school. Moscow: Mosk. GOS. PED. University; Belgorod: Publishing house of bspi, 1993. P. 218. [in Russian].

3. Krysin L.P. New dictionary of foreign words. M.: Publishing house Eksmo, 2005. P. 480. (School dictionaries).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. The application of statistic methods in psychological and pedagogical studies: textbook. Chelyabinskiy gosudarstvenniy universitet, Trinity Phil.; ed. S.V. Nuzhnov. Troitsk, 2005. P. 120. [in Russian].

5. Explanatory dictionary of Russian language approx. 2000 articles. Ed. D. V. Dmitriev. Moscow: Astrel: AST, 2003. P. 989. [in Russian].

Сведения об авторах: Ситникова Мария Ивановна,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]

Information about the authors: Sitnikova Maria Ivanovna,

Doctor of Sciences (Education), Professor,

Department of Pedagogy,

Belgorod National Research University,

Belgorod, Russia.

E-mail: [email protected]

.a ^

ro

4 x о

<

Ш

(0 ca о

5 X IS

О

Бондарь Елена Александровна,

старший преподаватель кафедры русского языка и естественных дисциплин, Белгородский государственный

технологически

университет

им. В.Г. Шухова,

г. Белгород, Российская Федерация. Kmail: [email protected]

Bondar Elena Aleksandrovna,

Senior Lecturer,

Department of Russian Language

and Natural Sciences

Belgorod State Technological University

named after V.G. Shukhov,

Belgorod, Russia.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.