Научная статья на тему 'Особенности психологической готовности к обучению в педагогическом вузе студентов с различной мотивацией'

Особенности психологической готовности к обучению в педагогическом вузе студентов с различной мотивацией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
294
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / УЧЕБНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / МЕТОДИКА "КДГС" / БАЗОВЫЕ И ВЕДУЩИЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ / МОТИВАЦИЯ / STUDENTS / EDUCATIONALLY IMPORTANT QUALITIES / CDRS METHODOLOGY / BASIC AND LEADING QUALITIES / PSYCHOLOGICAL READINESS FOR TRAINING / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жукова Татьяна Вячеславовна

В статье отражены результаты исследования особенностей психологической готовности к обучению в педагогическом вузе студентов с различной мотивацией. Исследование психологической готовности студентов с различной мотивацией к обучению в педагогическом вузе проводилось в рамках теоретических положений системогенеза профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков); понятийного аппарата, разработанного в отношении изучения учебной деятельности на этапе школьного обучения (Н.В. Нижегородцева). Для определения особенностей психологической готовности студентов к обучению в вузе с различной мотивацией использовалась комплексная методика «КДГс», направленная на диагностику учебно-важных качеств, а также в целом психологической готовности к обучению в вузе. Представлены основные показатели развития структуры психологической готовности к обучению студентов вуза с различной мотивацией. Выявлены различия в психологической готовности к обучению в педагогическом вузе студентов с различной мотивацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR TRAINING IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY OF STUDENTS WITH DIFFERENT MOTIVATION

The article reflects the results of a study of the characteristics of psychological readiness for training students with various motivations at a pedagogical university. The study of the psychological readiness of students with different motivations for studying at a pedagogical university was carried out in the framework of the theoretical principles of the systemogenesis of professional activity (V. Shadrikov); conceptual apparatus developed in relation to the study of educational activities at the stage of schooling (N. Nizhegorodtseva). To determine the peculiarities of students' psychological readiness to study at a university with different motivations, we used the comprehensive “CDRs” methodology, aimed at diagnosing educationally important qualities, as well as generally psychological readiness for studying at a university. The main indicators of the development of the structure of psychological readiness for teaching university students with different motivations are presented. Differences in psychological readiness for teaching at a pedagogical university of students with different motivation are revealed.

Текст научной работы на тему «Особенности психологической готовности к обучению в педагогическом вузе студентов с различной мотивацией»

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, старший преподаватель Жукова Татьяна Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ МОТИВАЦИЕЙ

Аннотация. В статье отражены результаты исследования особенностей психологической готовности к обучению в педагогическом вузе студентов с различной мотивацией. Исследование психологической готовности студентов с различной мотивацией к обучению в педагогическом вузе проводилось в рамках теоретических положений системогенеза профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков); понятийного аппарата, разработанного в отношении изучения учебной деятельности на этапе школьного обучения (Н.В. Нижегородцева). Для определения особенностей психологической готовности студентов к обучению в вузе с различной мотивацией использовалась комплексная методика «КДГс», направленная на диагностику учебно-важных качеств, а также в целом психологической готовности к обучению в вузе. Представлены основные показатели развития структуры психологической готовности к обучению студентов вуза с различной мотивацией. Выявлены различия в психологической готовности к обучению в педагогическом вузе студентов с различной мотивацией.

Ключевые слова: студенты, учебно-важные качества, методика «КДГс», базовые и ведущие качества, психологическая готовность к обучению, мотивация.

Annotation. The article reflects the results of a study of the characteristics of psychological readiness for training students with various motivations at a pedagogical university. The study of the psychological readiness of students with different motivations for studying at a pedagogical university was carried out in the framework of the theoretical principles of the systemogenesis of professional activity (V. Shadrikov); conceptual apparatus developed in relation to the study of educational activities at the stage of schooling (N. Nizhegorodtseva). To determine the peculiarities of students' psychological readiness to study at a university with different motivations, we used the comprehensive "CDRs" methodology, aimed at diagnosing educationally important qualities, as well as generally psychological readiness for studying at a university. The main indicators of the development of the structure of psychological readiness for teaching university students with different motivations are presented. Differences in psychological readiness for teaching at a pedagogical university of students with different motivation are revealed.

Keywords: students, educationally important qualities, CDRs methodology, basic and leading qualities, psychological readiness for training, motivation.

Введение. Психологическая готовность студентов к обучению в вузе выступает одним из актуальных вопросов юношей и девушек, заканчивающих основную среднюю образовательную школу. Данный факт связан с тем, что психологическая готовность студентов к обучению в вузе является главной составляющей их успешного обучения в нем. В настоящее время большое количество молодых людей имеет желание обучаться в вузах, однако мотивация у всех различная: для одних высшее образование является необходимым условием для будущего трудоустройства, другим нравятся лишь отдельные предметы, а кто-то поступает в вуз лишь ради веселого окружения.

Исследования психологической готовности студентов к обучению в вузе представлены в работах следующих авторов: И.И. Ахматова, М.И. Дьяченко, В.Я. Ерастов, И.А. Зимняя, Л.А. Кандыбович, С.Н. Кусакина, Н.В. Нижегородцева, Н.Н. Савельева и другие. Исследования мотивации студентов к обучению представлены в работах таких авторов, как: А.М. Василькова, А.И. Вишнякова, И. Гебос, В.А. Иванникова, С.С. Иванова, О.А. Ковалева, К.С. Козлякова, Я.Л. Коломенский, С.И. Оксянич, А. Реан и других. Вместе с тем, возможности системогенетического подхода к анализу специфики психологической готовности к вузовскому обучению студентов педагогического вуза с различной мотивацией реализованы не в полной мере. В тоже время проблема психологической готовности к обучению в вузе студентов с различной мотивацией представляет научный интерес и актуальна в отношении личностного и профессионального развития студентов вуза в период их обучения.

Изложение основного материала статьи. Основой изучения психологической готовности к вузовскому обучению студентов педагогического вуза c различной мотивацией выступила системогенетическая концепция учебной деятельности и готовности к обучению (Н.В. Нижегородцева) [5, 6].

Психологическая готовность к обучению в вузе - это сложное структурно-системное образование, включающее личностно-мотивационную сферу, системы обобщений знаний и представлений, познавательные способности, отражает готовность студентов к усвоению знаний и умений, предусмотренных вузовской программой, в форме учебной деятельности [3].

В основу структуры психологической готовности к обучению в вузе положена психологическая структура учебной деятельности. Компоненты структуры психологической готовности к обучению в вузе (учебно-важные качества, которые составляют структуру готовности) выделяются на основе анализа специфики учебной деятельности и учебного материала на этапе обучения.

Н.В. Нижегородцева определяет учебно-важные качества (УВК) как психические качества, оказывающие влияние на успешность обучения [6].

Учебно-важные качества, которые определяют структуру готовности, взаимосвязаны между собой, при этом они имеют не одинаковое значение в обеспечении учебной деятельности, ее успешности. В структуре психологической готовности к обучению в вузе выделяют базовые и ведущие учебно-важные качества.

Базовые качества в структуре психологической готовности имеют наибольшее количество взаимосвязей с другими учебно-важными качествами и обладают тем самым наибольшим весом в структуре. Базовые качества объединяют вокруг себя остальные компоненты структуры в соответствии с целями обучения.

Ведущие учебно-важные качества - это качества, которые непосредственно влияют на успешность обучения (имеют взаимосвязь с показателем академической успеваемости).

На теоретическом уровне было установлено и подтверждено эмпирически, что структуру психологической готовности к обучению в вузе составляют четырнадцать учебно-важных качеств (Табл. 1) [3].

Таблица 1

Компоненты структуры психологической готовности к обучению в вузе

Функциональные блоки Учебно-важные качества (УВК) и их условные обозначения

Личностно-мотивационный Потребность в достижении - ПД Коммуникабельность - К Эмпатия - Эм Отношение к себе - ОС

Представление о целях деятельности, принятие учебной задачи Принятие учебной задачи - ПЗ Профессиональная направленность - ПН

Представление о содержании и способах выполнения учебной деятельности Вводные навыки - ВН

Информационная основа деятельности Мышление логическое - МЛ Мышление (гибкость) - МГ Память вербальная - ПВ Память логическая - ПЛ Внимание (производительность) - ВнП

Управление деятельностью и принятие решений Обучаемость - Об Произвольная регуляция деятельности - ПРД

Исследование проводилось на студентах первого курса Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Объем выборки составил 97 человек в возрасте от 17 до 20 лет.

В ходе исследования выборка студентов была разделена на три группы по преобладающему мотиву «получение диплома», «получение знаний», «овладение профессией». Для проведения исследования преобладающего у студентов мотива обучения в вузе использована методика Т.И. Ильина «Мотивация обучения в вузе». Результаты исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Процентное соотношение студентов с преобладанием различной мотивации к обучению в вузе

Преобладающий мотив обучения в вузе «Получения знаний» «Получение диплома» Овладение профессией»

Количество студентов (%) 55 23 22

Анализ поученных результатов свидетельствует о том, что у 55% студентов преобладающим мотивом обучения является «получение знаний», у 22 % - преобладающий мотив обучения «овладение профессией», у 23% студентов - преобладающий мотив «получение диплома. Большинство студентов (77 %) входит в группу с мотивацией к обучению «получение знаний» и «овладение профессий», что свидетельствует об адекватном выборе студентами профессии и удовлетворенности ею.

Определение особенностей психологической готовности к обучению в педагогическом вузе студентов с различной мотивацией проводилось в рамках структурно-функционального анализа. Для выявления различий в компонентном составе, базовых и ведущих качеств психологической готовности к обучению, построенны структурограммы психологической готовности к обучению студентов с различной мотивацией. В таблице 3 представлены показатели структуры психологической готовности к обучению в вузе студентов с различной мотивацией.

Таблица 3

Показатели структуры психологической готовности к обучению в вузе студентов с различной

мотивацией

Показатели структуры психологической готовности к обучению в вузе студенты с мотиваций к обучению «получение знаний» студенты с мотиваций к обучению «получение диплома» студенты с мотиваций к обучению «овладение профессией»

Количество УВК 11 14 11

Ведущие УВК ПРД, ВН МГ ПН

Базовые УВК ОС, ПЛ, ПВ, ПЗ, ПД ПД, ЭМ, ПЗ, ПВ ВН, ПЗ, ПВ

В состав базовых учебно-важных качеств студентов первого курса педагогического вуза с мотивацией к обучению «получению знаний» вошли: ОС (отношение к себе), ПЛ (логическая память), ПВ (память вербальная), ПЗ (принятие задачи) и ПД (потребность в достижении). Основными блоками структуры психологической готовности к обучению в вузе являются: личностно-мотивационный, представление о целях деятельности, принятия учебной задачи и блок информационной основы деятельности. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у студентов сформировано положительное отношение к себе, они адекватно оценивают поставленные перед ними задачи, учебные задачи становятся для них личностно

значимыми, происходит формирование новых форм учебно-познавательной активности студентов в обеспечении учебной деятельности в вузе.

Ведущие УВК у группы студентов первого курса с мотивацией к обучению «получение знаний» ПРД (произвольная регуляция деятельности) и ВН (вводные навыки). Полученные данные позволяют говорить от том, что студенты данной группы достигают успехов в учебной деятельности в вузе благодаря сформированным ранее знаниям во время обучения в школе, а также способности управлять своей деятельностью (планирование, контроль, оценка) студентами собственной деятельности в пределах поставленной задачи.

В состав базовых учебно-важных качеств студентов первого курса педагогического вуза с мотивацией к обучению «получению диплома» вошли: ПД (потребность в достижении), ЭМ (эмпатия), ПЗ (принятие задачи), ПВ (память вербальная). Следовательно, основными в структуре психологической готовности студентов к обучению в вузе являются блоки: личностно-мотивационный, представление о целях деятельности, принятия учебной задачи, блок информационной основы деятельности. Этот факт объясняется интенсивным личностным развитием студентов, овладением учебными знаниями, умениями, навыками во время обучения в вузе, формированием адекватных вузовскому обучению форм учебной деятельности студентов в соответствии с ее целями.

В качестве ведущего учебно-важного качества у студентов первого курса с мотивацией к обучению «получение диплома» выступает МГ (гибкость мышления). Данный факт свидетельствует о том, что успешность учебной деятельности в вузе определяется у данной группы студентов способностью переключаться с одного способа решения учебных задач на другой, выходить за рамки шаблонов мышления.

В состав базовых учебно-важных качеств студентов первого курса педагогического вуза с мотивацией к обучению «Овладение профессией» вошли: ПВ (память вербальная), ПЗ (принятие задачи) и ВН (вводные навыки). Основными блоками структуры психологической готовности студентов данной группы к обучению в вузе являются: представление о целях деятельности, принятие учебной задачи, представление о содержании и способах выполнения учебной деятельности и блок информационной основы деятельности. Что свидетельствует о формировании адекватных вузовскому обучению форм учебной деятельности студентов в соответствии с ее целями, эффективность учебной деятельности в вузе определяется уровнем общих умственных способностей, сформированных в школе.

Ведущим УВК у студентов с мотивацией «овладение профессией» является ПН (профессиональная направленность). Что позволяет говорить о том, что, положительное отношение студентов к выбранной профессии, их ориентация на профессиональную мотивацию определяет успешность их обучения в вузе.

В тоже время если в отношении ведущих качеств мы видим отсутствие совпадений в трех представленных нами группах, то в отношении базовых качеств наблюдаются общие тенденции. У студентов с мотивацией к обучению «получение знаний», «получение диплома» и «овладение профессией» базовыми качествами являются ПЗ (принятие задачи) и ПВ (память вербальная). Что, на наш взгляд, позволяет говорить о том, что цели учебной деятельности, реализуемой в вузе, являются личностно-значимыми для них, а уровень развития вербальной памяти оказывает наибольшее влияние на эффективность их обучения. Что согласуется с результатами ранее проведенных исследований (М.И. Дьяченко, Н.Р. Битянова, В.Н. Карандашев, В.А. Якунин) [1]. Что свидетельствует о формировании адекватных вузовскому обучению форм учебной деятельности студентов с различной мотивацией в соответствии с ее целями.

Показатели количества УВК в структуре психологической готовности к обучению в вузе у студентов с мотивацией к обучению «получение знаний» (11 УВК) и «овладение профессией» (11 УВК) снижены по сравнению с показателями в структуре психологической готовности студентов с мотивацией к обучению «получение диплома» (14 УВК). Данный факт свидетельствует об активной перестройке структуры психологической готовности студентов с мотивацией к обучению «получение знаний» и «овладение профессией» в соответствии с новыми условиями и задачами обучения в вузе.

Определены различия в показателях сформированности психологической готовности к обучению в вузе студентов с различной мотивацией. Показатель сформированности психологической готовности студентов к обучению в вузе определялся по индексу готовности к обучению (ИИГ)) [3]. Выявлены различия в отношении показателей сформированности психологической готовности к обучению в вузе у студентов с мотивацией "получение знаний» и «получение диплома» (и выраженный - 58,500 уровень р<0,05), «получение диплома» и «овладение профессией» (и выраженный - 97,500 уровень р<0,05). В то же время между группами студентов с мотивацией в обучении на «получение знаний» и «овладение профессией» значимых различий в отношении индивидуального индекса готовности (ИИГ) не выявлено. Что свидетельствует о том, что студенты с мотивацией к обучению «получение знаний» и «овладение профессией» имеют практически одинаково высокие показатели готовности к обучению в вузе. Среди студентов, поступивших в вуз лишь с целью получения диплома, большое количество обучающихся имеют низкие показатели готовности к обучению в вузе (40%), уровень развития их индивидуального индекса готовности к обучению в вузе имеет низкий уровень или ниже среднего.

Выводы. Таким образом анализ полученных данных позволяет говорить о том, что существуют различия в психологической готовности к обучению в педагогическом вузе студентов с различной мотивацией в отношении: компонентного состава структуры психологической готовности к обучению, базовых и ведущих качеств, индивидуального индекса готовности, что определяет специфику их психологической готовности к обучению в вузе.

Литература:

1. Жукова, Т.В. Динамика психологической структуры учебно-важных качеств студентов педагогического вуза. Дис...к. псих. наук. - Ярославль, 2016. - 260 с.

2. Карандашев В.Н. Психологические основы развития студента как субъекта учения. Дисс.... д. психол. наук. С.-Петербург, 1994. - 420 с.

3. Методика комплексной диагностики психологической структуры учебной деятельности студентов и готовности к обучению в вузе // Ярославский педагогический вестник. Научно-методический журнал. Серия «Психолого-педагогические науки». 2015, № 1. Том II. С. 119-123

4. Нижегородцева Н.В. Генезис психологической структуры учебной деятельности на разных уровнях образования // Нижегородцева Н.В., Карпова Е.В., Ансимова Н.П. Проблемы системогенеза учебной

деятельности: монография / под ред. члена-корреспондента РАО, доктора психологических наук, профессора А.В. Карпова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009. С. 97-134.

5. Нижегородцева, Н.В. Психологическая готовность детей к обучению в школе. Дис...д. псих.наук. -М., 2001. - 483 с. ил.

6. Нижегородцева, Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению. Монография. -Ярославль: Аверс Пресс, 2004. - 338 с.

7. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. Репр. воспр. текста издания 1982 г. - М.: Логос, 2007. - 192 с.

8. Якунин В.А. Педагогическая психология. / В.А. Якунин. - СПб.: Изд-во «Полиус», 1998. - 639 с.

9. Shadrikov V.D. Students development in the learning process. Psychology in Russia: State of the Art, 2012 p. 388-404.

Психология

УДК: 159.9

педагог-психолог Зверева Инна Ивановна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №51» (г. Калуга)

ВКЛАД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В УСВОЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ

(НА ПРИМЕРЕ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

Аннотация. Статья посвящена эмпирическому изучению вклада внешнего (образовательной среды) и внутреннего (умственного развития) условий в результат (продуктивность) усвоения ценностей на когнитивном уровне. В рамках направленного ассоциативного эксперимента (модификация методики «Условный собеседник») получены данные о том, что степень сформированности (объема содержания, разноообразия семантического поля) у кадетов семантических структур, относящихся к ценностям, релевантным кадетскому образованию, выше в сравнении с общеобразовательным классом. Подтверждена гипотеза о том, что процесс усвоения ценностей в условиях кадетского образования опосредован уровнем умственного развития учащихся, выступающим условием усвоения ценностей на когнитивном уровне усвоения. Причем это внутреннее условие вносит свой вклад в сформированность концептов, относящихся к ценностям, определяя индивидуальную меру их усвоенности, вне зависимости от внешних образовательных условий.

Ключевые слова: кадетское образование; ценности, релевантные содержанию кадетского образования; усвоение ценностей; внешние и внутренние условия усвоения ценностей; когнитивный уровень усвоения ценностей; концепт.

Annotation. The article is devoted to the empirical study of the contribution of external (educational environment) and internal (mental development) conditions to the result (productivity) of the assimilation of values at the cognitive level. In the framework of the directional associative experiment (a modification of the technique of "Conditional source") obtained evidence that the degree of the formation (volume of content, diversity of the semantic field) cadets semantic structures related to the values that are relevant cadet education versus General education class. The hypothesis that the process of assimilation of values in the conditions of cadet education at the cognitive level of assimilation is mediated by the level of mental development of students is confirmed. Moreover, this internal condition contributes to the formation of concepts related to values, determining the individual measure of their assimilation, regardless of external educational conditions.

Keywords: military education; values that are relevant to the content of military education; the assimilation of values; external and internal conditions of the absorption values; the cognitive level of assimilation of values; the concept.

Введение. Инновационные изменения, происходящие в разных общественных сферах и повлекшие за собой трансформацию идеалов социума, поставили систему образования перед необходимостью переосмысления его ценностной значимости. Ключевая миссия современного образования заключается в формировании у обучающихся активной жизненной позиции, способствующей решению ими задач с учетом выбора ценностных установок для своих действий и поступков. Сказанное актуализирует значимость научных исследований, сфокусированных на выявлении условий, определяющих результат (продуктивность) усвоения ценностей в процессе образования.

Эмпирическое исследование, о котором пойдет речь в данной статье, является логическим продолжением исследования, начатого в 2012 году, организованного на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №51» г. Калуги, реализующего кадетское образование. Сравнительный анализ результатов исследования содержания ценностных ориентаций обучающихся, проведенный на разных уровнях общего образования, показал, что степень предпочтения кадетами ценностей, релевантных кадетскому образованию, выше в сравнении с общеобразовательным классом [2]. Полученные результаты, в свою очередь, актуализируют значимость понимания внутренней логики процесса усвоения ценностей в зависимости от условий их актуализации.

Результатом теоретического осмысления психологического содержания конструкта «усвоение ценностей», является рассмотрение его как процесса, в котором внешние воздействия и внутренние условия определенным образом друг с другом соотнесены (С.Л. Рубинштейн) [4] посредством «связующего звена», которым являются ценности (А.Г. Здравомыслов), так, что в ходе деятельности «внешнее действует через внутреннее» (С.Л. Рубинштейн); имеющего многоуровневый (многослойный) характер, который заключается в эмоциональном принятии ценностей (эмоциональный уровень), осмыслении стоящего за ценностью семантического содержания (когнитивный уровень), готовности осуществлять свое поведение в соответствии с ценностью (поведенческий уровень). В контексте сказанного важно заметить, что исходя из понимания того, что в процессе становления ценностей последовательность уровней может варьироваться, многоуровневость рассматривается нами с точки зрения многослойности, а не этапности. Так, первоначально может возникнуть эмоциональное признание той или иной ценности, на основе которого будет происходить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.