Научная статья на тему 'Динамика учебно-важных качеств студентов педагогического вуза'

Динамика учебно-важных качеств студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМОГЕНЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ / КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА "КДГС" / УЧЕБНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА (УВК) / УЧЕБНО-АКАДЕМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕРЕСТРОЙКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ УЧЕБНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ / SYSTEMOGENESIS ACTIVITIES / EDUCATIONAL ACTIVITIES / EDUCATIONAL AND PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF THE IMPORTANT QUALITIES / OF THE COMPREHENSIVE METHODOLOGY "CDS" / EDUCATIONAL-IMPORTANT QUALITIES (EIQ) / EDUCATIONAL AND ACADEMIC ACTIVITIES / TEACHING AND PROFESSIONAL ACTIVITIES / RESTRUCTURING OF THE PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF EDUCATIONAL AND IMPORTANT QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова Татьяна Вячеславовна

В статье отражены результаты исследования уровня развития учебно-важных качеств студентов бакалавриата 1, 2, 3, 4 курсов обучения. Для изучения динамики учебно-важных качеств использовались теоретические положения системогенеза профессиональной деятельности (В. Д. Шадриков); понятийный аппарат, разработанный для исследования учебной деятельности на этапе школьного обучения (Н. В. Нижегородцева). Для исследования уровня развития учебно-важных качеств студентов использовалась методика комплексной диагностики готовности студентов к обучению в вузе» (КДГс) (Н. В. Нижегородцева, Т В. Жукова). Выявлена специфика динамики учебно-важных качеств студентов педагогического вуза, связанная с повышением уровня развития практически всех выделенных учебно -важных качеств с первого по четвертый курсы обучения. Установлены значения отдельных учебно-важных качеств в обеспечении учебной деятельности студентов в вузе. Выявлено, что у студентов на разных курсах обучения в вузе большинство учебно-важных качеств характеризуется средней степенью выраженности, что говорит о развитии интеллектуальных функций на протяжении всего периода обучения в вузе. Определено, что происходит перестройка психологической структуры учебно-важных качеств в соответствии с целями и задачами учебной деятельности в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of Educational and Important Qualities of Students in Pedagogical University

The article presentsresults of the study of the level of educational and important qualities of 1, 2, 3, 4-year undergraduates. To study the dynamics of educational and important qualities here were used theoretical positions of professional activity systemogenesis (V. D. Shadrikov); conceptual apparatus developed for researching training activities at the stage of schooling (N. V. Nizhegorodtseva). To investigate the level of students’ educational and important qualities the methodology of complex diagnostics of students’ readiness to study in higher school (CDS) was used (N. V. Nizhegorodtseva, T. V. Zhukova). The specificity of the dynamics of educational and important qualities of students in pedagogical university associated with an increase in the level of development of almost all dedicated educational and important qualities from the first to fourth courses was revealed. Were determined values of individual educational and important qualities in providing the educational activity of students in higher school. It was found that at different training courses in higher school students’ most educational and important qualities are characterized by an average degree of severity that indicates the development of intellectual functions throughout the entire period of study in higher school. It was determined that there is reorganization of the psychological structure of educational and important qualities according to the objectives of the educational activities at the university.

Текст научной работы на тему «Динамика учебно-важных качеств студентов педагогического вуза»

УДК 159.9

Т. В. Жукова

Динамика учебно-важных качеств студентов педагогического вуза

В статье отражены результаты исследования уровня развития учебно--важных качеств студентов бакалавриата 1, 2, 3, 4 курсов обучения. Для изучения динамики учебно--важных качеств использовались теоретические положения системогенеза профессиональной деятельности (В. Д. Шадриков); понятийный аппарат, разработанный для исследования учебной деятельности на этапе школьного обучения (Н. В. Нижегородцева). Для исследования уровня развития учебно-важных качеств студентов использовалась методика комплексной диагностики готовности студентов к обучению в вузе» (КДГс) (Н. В. Нижегородцева, Т. В. Жукова). Выявлена специфика динамики учебно-важных качеств студентов педагогического вуза, связанная с повышением уровня развития практически всех выделенных учебно -важных качеств с первого по четвертый курсы обучения. Установлены значения отдельных учебно--важных качеств в обеспечении учебной деятельности студентов в вузе. Выявлено, что у студентов на разных курсах обучения в вузе большинство учебно -важных качеств характеризуется средней степенью выраженности, что говорит о развитии интеллектуальных функций на протяжении всего периода обучения в вузе. Определено, что происходит перестройка психологической структуры учебно--важных качеств в соответствии с целями и задачами учебной деятельности в вузе.

Ключевые слова: системогенез деятельности, учебная деятельность, психологическая структура учебно-важных качеств, комплексная методика «КДГс», учебно--важные качества (УВК), учебно-академическая деятельность, учебно-профессиональная деятельность, перестройка психологической структуры учебно-важных качеств.

T. V. Zhukova

Dynamics of Educational and Important Qualities of Students in Pedagogical University

The article presentsresults of the study of the level of educational and important qualities of 1, 2, 3, 4-year undergraduates. To study the dynamics of educational and important qualities here were used theoretical positions of professional activity systemogenesis (V. D. Shadrikov); conceptual apparatus developed for researching training activities at the stage of schooling (N. V. Nizhegorodtseva). To investigate the level of students' educational and important qualities the methodology of complex diagnostics of students' readiness to study in higher school (CDS) was used (N. V. Nizhegorodtseva, T. V. Zhukova). The specificity of the dynamics of educational and important qualities of students in pedagogical university associated with an increase in the level of development of almost all dedicated educational and important qualities from the first to fourth courses was revealed. Were determined values of individual educational and important qualities in providing the educational activity of students in higher school. It was found that at different training courses in higher school students' most educational and important qualities are characterized by an average degree of severity that indicates the development of intellectual functions throughout the entire period of study in higher school. It was determined that there is reorganization of the psychological structure of educational and important qualities according to the objectives of the educational activities at the university.

Keywords: systemogenesis activities, educational activities, educational and psychological structure of the important qualities of the comprehensive methodology «CDS», educational-important qualities (EIQ), educational and academic activities, teaching and professional activities, restructuring of the psychological structure of educational and important qualities.

Динамика учебно-важных качеств студентов в период обучения в вузе

Одной из фундаментальных проблем современной педагогической психологии является проблема становления, развития и функционирования учебной деятельности. В работах Б. Г. Ананьева [1] и других авторов доказано, что обучение в вузе оказывает существенное влияние на личностное и интеллектуальное развитие студентов. При этом исследованы отдельные индивидуально-психологические качества, необходимые для успешного обучения студентов (Б. Г. Ананьев, Л. П. Баданина, В. А. Бодров, М. В. Буланова-Топоркова, М. И. Дьяченко, М. М. Кашапов, Ю. Н. Кулюткин,

В. Т. Лисовский, Ю. П. Поваренков, А. А. Реан, И. М. Слободчиков, А. А. Смирнов, В. А. Якунин и др.). Выявлены индивидуально-типологические особенности студентов и их влияние на успешность обучения в вузе (Т. В. Ледовская) [8], специфика учебной деятельности и учебно-важных качеств педагогов (Е. Н. Вадурина) [4], динамика учебно-важных качеств у курсантов военных вузов (А. С. Павлов) [11]. В своей совокупности работы вышеуказанных авторов имеют важнейшее теоретическое и практическое значение, в то же время очевидно, что данных о развитии отдельных индивидуально-психологических качеств студентов педагогического вуза и их значении для обеспечения успешности обучения недо-

© Жукова Т. В., 2016

статочно. Таким образом, исследование индивидуально-психологических качеств, обеспечивающих на психологическом уровне развитие и реализацию учебной деятельности (учебно-важных качеств) студентов, представляет научный интерес и актуально для развития теории учебной деятельности и представлений о личностном и профессиональном развитии студентов в период обучения в вузе.

Для изучения психологической структуры учебно-важных качеств студентов в нашем исследовании использовались теоретические положения системогенеза профессиональной деятельности (В. Д. Шадриков); понятийный аппарат, разработанный для исследования учебной деятельности на этапе школьного обучения (Н. В. Нижегородцева). Психологическая структура учебно-важных качеств рассматривается нами как целостное единство компонентов, объединенных устойчивыми взаимосвязями, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют учебную деятельность. Учебно-важные качества (УВК), выделенные Н. В. Нижегородцевой [10, с. 52], определяются как психические качества, оказывающие влияние на успешность обучения. Мы рассматриваем психологическую структуру учебно-важных качеств как сложную динамическую систему, которая включает следующие компоненты:

— личностно-мотивационный блок (УВК определяют отношение педагога к обучению и наличие у него личностных качеств, необходимых в профессиональной деятельности): потребность в достижении (ПД), коммуникабельность (К), эмпатия (Эм), отношение к себе (ОС);

— представление о целях деятельности, принятие учебной задачи (УВК определяют понимание задач, поставленных педагогом, и желание их выполнить, а также представление о целях учебной деятельности и принятие этой деятельности для себя): принятие учебной задачи (ПЗ), профессиональная направленность (ПН);

— представление о содержании и способах выполнения деятельности (уровень знаний и умений, которыми владеет студент на разных этапах обучения): вводные навыки (ВН);

— информационная основа деятельности (УВК, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение информации в процессе обучения): мышление логическое (МЛ), гибкость мышления (МГ), память вербальная (ПВ), память логическая (ПЛ), внимание (производительность) (ВнП);

— управление учебной деятельностью (УВК этого блока обеспечивают планирование, контроль и оценку обучающимися собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию): обучаемость (Об), произвольная регуляция деятельности (ПРД).

Полученные данные свидетельствуют о том, что у студентов первого курса обучения в вузе наиболее выражены такие учебно-важные качества, как ПН, ВнП. Учебная деятельность для студентов становится значимой в плане личностного и профессионального развития, происходит формирование общеучебных умений и навыков, высокий уровень концентрации и переключения внимания обеспечивает адаптацию к познавательной деятельности студентов на 1 курсе обучения в вузе (А. В. Сиомичев, В. Н. Карандашев, Ю. Н. Толстова, В. Е. Талынева,

Ю. Н. Кулюткин). Уровень ниже среднего имеют ПД, Эм, ВН, МЛ, ПВ, ПЛ. Данные факты свидетельствуют о том, что при переходе от школьного обучения к вузовскому сложность и объем учебного материала резко увеличились, в связи с чем студенты сталкиваются с необходимостью поиска «новых» способов учебной деятельности, характерных для вузовского обучения. Наименее выражено учебно-важное качество ПРД, что позволяет сделать вывод о несформированности самостоятельности в условиях школьного обучения, трудностях планирования, контроля и оценки студентами собственной деятельности. Среднюю степень выраженности у студентов имеют такие учебно-важные качества, как К, ОС, ПЗ, ПН, МГ, ВнП, Об, которые обеспечивают необходимый и достаточный уровень для формирования психологической структуры учебно-важных качеств.

На втором курсе обучения в вузе у студентов наиболее выражены такие УВК, как ПЗ, ВН, ПВ, ПЛ. Происходит формирование общеучебных умений и навыков в соответствии с новой формой учебной деятельности - учебно-академической. Наименее выражены ОС и ПН, трудности в учебной деятельности способствуют снижению уверенности в своих возможностях, становятся причиной критического отношения к выбранной профессии. Среднюю степень выраженности у студентов имеют такие УВК, как ПД, К, ПЗ, ВН, МЛ, МГ, ПВ, ПЛ, ПРД, которые обеспечивают формирование психологической структуры учебно-важных качеств в рамках учебно-академической деятельности.

На третьем курсе обучения студентов в вузе средний уровень развития имеют такие УВК, как ПД, Эм, ПЗ, ПН, ВН, МЛ, ПВ, ПРД. Наиболее выражены учебно-важные качества МГ, ВнП. Это свидетельствует о том, что студент продолжает активно развиваться как субъект учебной деятельности. Учебно-важные качества К, ОС, Об имеют уровень ниже среднего, происходит перестройка психологической структуры учебно-важных качеств в соответствии с целями и задачами учебно-профессиональной деятельности. Результаты показывают: 11 из 14 УВК у студентов бакалавриата 3 курса обучения в вузе имеют средний уровень развития, что свидетельствует об интенсивном личностном и интеллектуальном развитии студентов, которое обеспечивает необходимый и достаточный уровень для формирования их учебно-профессиональной деятельности.

На четвертом курсе обучения в вузе средний уровень развития имеют такие УВК, как ПД, Эм, ОС, МГ, МЛ, ПВ, Об, ПРД. Наиболее выражены такие УВК, как ПЗ, ВН, происходит формирование общеучебных умений и навыков в соответствии с учебно-профессиональной деятельностью. Уровень ниже среднего имеют такие УВК, как К, ПН, ПЛ, ВнП. Наименее выраженные УВК - ПН, ВнП, что свидетельствует о недостаточной сформированности у большей части выпускников положительного отношения к профессиональной деятельности и нежелании работать по специальности, данный факт согласуется с исследованиями других авторов (Е. Н. Вадурина, А. Т. Колденкова), происходит активное овладение операциональной стороной учебной деятельности в условиях становления учебно-профессиональной деятельности.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод: у студентов на разных курсах обучения в вузе большинство учебно-важных качеств характеризуется средней степенью выраженности, что говорит о развитии интеллектуальных функций на протяжении всего периода обучения в вузе. Практически все выделенные нами компоненты психологической структуры учебно-важных качеств имеют тенденцию к росту от первого курса к четвертому, показывая существенные изменения динамики на втором и четвертом курсах. У студентов второго и четвертого курсов главную роль играет группа учебно-важных качеств, отвечающих за наличие представлений о специфике содержания и способах выполнения учебной деятельности в вузе, реализующих информационное обеспечение учебной

деятельности. Наибольшее влияние на развитие психологической структуры учебно-важных качеств оказывает сформированность учебных умений и навыков, что связано с оптимизацией психологической структуры учебно-важных качеств в соответствии с задачами учебно-академической (второй курс) и учебно-профессиональной деятельности (четвертый курс).

Определены значимые различия в уровне развития учебно-важных качеств студентов. Выявлены различия в развитии УВК у студентов первого и второго курсов.

— Определены различия в развитии учебно-важных качеств: К ^ = 133,500 на уровне р<0,05), ОС ^ = 140,500 на уровне р<0,05). Выраженность развития К (коммуникабельность) ниже у студентов второго курса, по сравнению с первым. Это свидетельствует о том, что учебно-важное качество К (коммуникабельность) не играет ведущей роли на втором курсе бакалавриата (учебно-академическая деятельность). Уровень выраженности УВК ОС (отношение к себе) ниже у студентов второго курса, по сравнению с первым. Данный факт определяется тем, что первокурсникам свойствен более высокий уровень самоуважения в связи с поступлением в вуз. Однако несоответствие школьных форм учебной деятельности требованиям вузовского обучения и осознание необходимости их изменения определяет снижение данного показателя.

— Выявлены различия в выраженности учебно-важного качества ПЗ ^ = 110,000 на уровне р<0,01). Выявленные различия говорят о том, что уровень развития УВК ПЗ (принятие задачи) выше у студентов на втором курсе. Данный факт может быть связан с формированием у студентов принятия учебной задачи, с активным становлением учебно-академической деятельности. Учебно-важное качество ПН ^ = 32,000 на уровне р<0,001) имеет тенденцию к снижению от первого ко второму курсу обучения в вузе.

— Выявлены различия в выраженности УВК ВН ^ = 61,000 на уровне р<0,001), ПЛ ^ = 9,500 на уровне р<0,001), ВнП ^ = 100,000 на уровне р<0,01), ПВ ^ = 66,500 на уровне р<0,001), МЛ ^ = 101,000 на уровне р<0,001). Это связано с перестройкой психологической структуры учебно-важных качеств, переходом от школьно-учебной деятельности к учебно-академической, в связи с чем в психологической структуре учебно-важных качеств наиболее активно начинают развиваться интеллектуальные

способности, связанные с учебной деятельностью в вузе.

— УВК Об (и = 106,000 на уровне р<0,01) и ПРД (И = 89,000 на уровне р<0,001) имеют тенденцию к снижению уровня развития с первого по второй курс обучения в бакалавриате. Результаты обусловлены изменениями характера учебной деятельности, активной перестройкой психологической структуры учебно-важных качеств при переходе от школьной ступени обучения к высшему профессиональному образованию, спецификой организации учебного процесса.

Выявлены различия по уровню развития учебно-важных качеств у студентов второго и третьего курсов:

— УВК ПД (И = 142,000 на уровне р<0,01) показывает повышение уровня развития со второго по третий курс, что может быть связано с развитием мотивации в достижении целей и задач учебной деятельности в вузе.

— УВК Эм (И = 177,500 на уровне р<0,05). Выявленное различие говорит о повышении уровня развития данного УВК у студентов третьего курса. Вероятно, это обусловлено «включением» «эмпатии» в учебно-профессиональную деятельность, что определяет ее значимость в психологической структуре учебно-важных качеств студентов третьего курса.

— УВК ПЛ (И = 141,000 на уровне р<0,01) показывает снижение уровня развития со второго к третьему курсу обучения. Полученные данные являются результатом происходящей на третьем курсе перестройки психологической структуры учебно-важных качеств, смены учебно-академической деятельности на учебно-профессиональную, смены форм поиска, переработки и понимания информации.

Выявлены различия по уровню выраженности развития учебно-важных качеств студентов третьего и четвертого курсов:

— УВК ПЗ (И = 155,000 на уровне р<0,05) показывает повышение уровня выраженности развития с третьего курса к четвертому, что может быть связано с формированием у студентов личностного смысла профессионального развития.

— УВК ПН (И = 149,000 на уровне р<0,05) свидетельствует о снижении удовлетворенности профессиональной подготовкой, о критическом отношении к выбранной профессии, что согласуется с результатами ранее проведенных исследований (Е. Н. Вадурина, А. Т. Колденкова).

— УВК ВН (И = 149,000 на уровне р<0,05) отражает повышение выраженности развития с третьего курса к четвертому.

— ВнП (И = 72,500 на уровне р<0,001) показывает снижение уровня развития. Данные факты являются следствием смены учебно-академической деятельности на учебно-профессиональную, в связи с чем наиболее интенсивно в период адаптации к новой деятельности у студентов развиваются интеллектуальные способности, связанные с учебно-профессиональной деятельностью. Отдельные учебно-важные качества оказываются менее востребованы, что отражается на уровне их развития.

Анализ полученных данных позволяет говорить о том, что снижение и повышение показателей развития отдельных УВК у студентов бакалавриата обусловлено перестройкой психологической структуры учебно-важных качеств в соответствии с целями и задачами учебной деятельности в вузе: сменой ведущего типа деятельности со школьно-учебной на учебно-академическую, с учебно-академической - на учебно-профессиональную.

Библиографический список

1. Ананьев, Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста [Текст] / Б. Г. Ананьев // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. - Л. : Изд-во Ленингр. Ун-та, 1974. - С. 5-8.

2. Баданина, Л. П. Психолого-педагогическое сопровождение студентов в процессе адаптации к вузу [Текст] : монография / Л. П. Баданина. - Архангельск : АО ИППК РО, 2007. - 185 с.

3. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы [Текст] : учебное пособие / М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2002. - 544 с.

4. Вадурина, Е. Н. Психологическая готовность педагогов к обучению [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / Е. Н. Вадурина. - Ярославль, 2013. - 201 с.

5. Икрин, Г. В. Особенности учебной деятельности и профессионального развития личности студента [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / Г. В. Икрин. -Пермь, 1998. - 160 с.

6. Карандашев, В. Н. Психологические основы развития студента как субъекта учения [Текст] : дис. ... д-ра психол. наук / В. Н. Карандашев. - СПб., 1994. - 420 с.

7. Кузнецова, И. В., Поваренков Ю. П. Профессиональное развитие студентов педагогического вуза [Текст] : учебное пособие / И. В. Кузнецова, Ю. П. Поваренков. - Сыктывкар : Коми пединститут, 2003. - 128с.

8. Ледовская, Т. В. Индивидуально-типологические особенности студентов вуза с разными показателями успешности учебной деятельности [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / Т. В. Ледовская. -Ярославль, 2010. - 207 с.

9. Нижегородцева Н. В., Жукова Т. В. Комплексная диагностика готовности студентов к обучению в высшем учебном заведении [Текст] : методические указания / Н. В. Нижегородцева, Т. В. Жукова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. - 43 с.

10. Нижегородцева, Н. В. Системогенетический анализ готовности к обучению [Текст] : монография / Н. В. Нижегородцева. - Ярославль : Аверс Пресс, 2004. - 338 с.

11. Павлов, А. C. Динамика учебно-важных качеств в профессиональном становлении курсантов военных вузов [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / А. С. Павлов. - Ярославль, 2014. - 170 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Anan'ev, B. G. K psihofiziologii studencheskogo vozrasta [Tekst] / B. G. Anan'ev // Sovremennye psihologo-pedagogicheskie problemy vysshej shkoly. -L. : Izd-vo Leningr. Un-ta, 1974. - S. 5-8.

2. Badanina, L. P. Psihologo-pedagogicheskoe so-provozhdenie studentov v processe adaptacii k vuzu [Tekst] : monografija / L. P. Badanina. - Arhangel'sk : AO IPPK RO, 2007. - 185 s.

3. Bulanova-Toporkova, M. V. Pedagogika i psi-hologija vysshej shkoly [Tekst] : uchebnoe posobie / M. V. Bulanova-Toporkova. - Rostov n/D. : Feniks, 2002. - 544 s.

4. Vadurina, E. N. Psihologicheskaja gotovnost' peda-gogov k obucheniju [Tekst] : dis. ... kand. psihol. nauk / E. N. Vadurina. - Jaroslavl', 2013. - 201 s.

5. Ikrin, G. V Osobennosti uchebnoj dejatel'nosti i professional'nogo razvitija lichnosti studenta [Tekst] : dis. ... kand. psihol. nauk / G. V. Ikrin. - Perm', 1998. - 160 s.

6. Karandashev, V. N. Psihologicheskie osnovy razvitija studenta kak sub#ekta uchenija [Tekst] : dis. ... d-ra psihol. nauk / V. N. Karandashev. - SPb., 1994. -420 s.

7. Kuznecova, I. V., Povarenkov Ju. P. Professional'noe razvitie studentov pedagogicheskogo vuza [Tekst] : uchebnoe posobie / I. V. Kuznecova, Ju. P. Povarenkov. - Syktyvkar : Komi pedinstitut, 2003. 128s.

8. Ledovskaja, T. V. Individual'no-tipologicheskie osobennosti studentov vuza s raznymi pokazateljami uspeshnosti uchebnoj dejatel'nosti [Tekst] : dis. . kand. psihol. nauk / T. V. Ledovskaja. - Jaroslavl', 2010. -207 s.

9. Nizhegorodceva N. V, Zhukova T. V. Kompleksnaja diagnostika gotovnosti studentov k obucheniju v vysshem uchebnom zavedenii [Tekst] : metodicheskie ukazanija / N. V. Nizhegorodceva, T. V. Zhukova. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2012. - 43 s.

10. Nizhegorodceva, N. V. Sistemogeneticheskij ana-liz gotovnosti k obucheniju [Tekst] : monografija / N. V. Nizhegorodceva. - Jaroslavl' : Avers Press, 2004. -338 s.

11. Pavlov, A. C. Dinamika uchebno-vazhnyh kachestv v professional'nom stanovlenii kursantov voen-nyh vuzov [Tekst] : dis. ... kand. psihol. nauk / A. S. Pavlov. - Jaroslavl', 2014. - 170 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.