УДК 159.9
Т. В. Жукова
Основные результаты исследования психологической структуры учебной деятельности
студентов бакалавриата и специалитета
В статье отражены результаты исследования психологической структуры учебной деятельности (ПСДу) студентов разных специальностей и направлений. Для изучения психологической структуры учебной деятельности студентов использовались теоретические положения системогенеза профессиональной деятельности (В. Д. Шадриков); понятийный аппарат, разработанный для исследования учебной деятельности на этапе школьного обучения (Н. В. Нижегородцева). В основу исследования была положена идея о том, что психологическая структура учебной деятельности студентов соответствует общей архитектуре деятельности, а ее генезис подчиняется закономерностям системогенеза деятельности, установленным в отношении школьной учебной деятельности и профессионального обучения. Для исследования уровня сформированное™ учебной деятельности студентов использовалась комплексная методика «КДГс», направленная на диагностику ДВК и психологической структуры учебной деятельности в целом. Представлены структурограммы деятельностно-важных качеств и основные показатели развития психологической структуры учебной деятельности студентов разных специальностей и направлений. Выявлено, что ПСДу студентов 1 курса обучения в вузе, обучающихся по разным специальностям и направлениям отличается по основным показателям ее развития, имеет качественное своеобразие, что определяется спецификой содержательной и организационной сторонами учебной деятельности на факультетах.
Ключевые слова: системогенез деятельности, учебная деятельность, психологическая структура учебной деятельности (ПСДу), комплексная методика «КДГс», деятельно стно-важные качества (ДВК), структурограмма ДВК, базовые качества, ведущие качества, адаптация, специфика учебной деятельности, перестройка ПСДу.
T. V. Zhukova
Basic Results of the Research of the Psychological Structure of the Educational Activity of Students
Doing a Bachelor's and Master's Degree
The results of the research of the psychological structure of the educational activity (PSAe) of students of different specialities and directions are presented in the article. Theoretical statements of sysmtemogenesis of the professional activity (V. D. Shadrikov) were used to study the psychological structure of the educational activity of students; the conceptual apparatus worked out to research the educational activity on the stage of the school education (N. V. Nizhegorodtseva) was used. The basic idea of the research was that the psychological structure of the educational activity of students corresponds to general architecture of activity, and its genesis submits to the laws of the activity systemogenesis, stated in regard to the school educational activity and vocational training. To research the formation level of the educational activity of students the complex methodology of "CDRs", aimed at diagnostics of the activity-important qualities (AIQ) and the psychological structure of the educational activity in whole, was used. The structurogrammas of activity-important qualities and the main indicators of the psychological structure development of the educational activity of students of different specialties and directions. It is revealed that PSA of the 1st year students of University, students in different specialties and different areas are different due to the main indicators of its development, has qualitative uniqueness what is determined by the specific content and organization of the educational activity in the faculties.
Keywords: systemogenesis activities, educational activities, a psychological structure of learning activities (PSAe), a complex method "CDRs", activity-important qualities (AIQ), structurogramma AIQ, basic qualities, leading qualities, adaptation, specificity of training activities, restructuring of PSAe.
Психологическая структура учебной деятельности (ПСДу) студентов отражает целостную системную природу индивидуального развития студента как активного субъекта образования.
© Жукова Т. В., 2015
Анализ ПСДу студентов способствует повышению эффективности образования, обеспечению условий для полноценного развития личности каждого студента в учебном процессе.
Для изучения психологической структуры учебной деятельности студентов в нашем исследовании использовались теоретические положения системогенеза профессиональной деятельности (В. Д. Шадриков); понятийный аппарат, разработанный для исследования учебной деятельности на этапе школьного обучения (Н. В. Нижегородцева); исследовательские стратегии и методические приемы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных, разработанные в исследованиях сис-темогенеза профессиональной и учебной деятельности. В основу исследования была положена идея о том, что психологическая структура учебной деятельности студентов соответствует общей архитектуре деятельности, а ее генезис подчиняется закономерностям системогенеза деятельности, установленным в отношении школьной учебной деятельности и профессионального обучения [10].
Таблица 1
Компонентный состав психологической структуры учебной деятельности студентов вуза
На теоретическом уровне было установлено и подтверждено эмпирически, что психологическая структура учебной деятельности студентов соот-
ветствует общей архитектуре деятельности (в соответствии с концепцией В. Д. Шадрикова) и включает пять функциональных блоков: личност-но-мотивационный, целевой, блок представлений о содержании деятельности и способах ее реализации, информационный блок, блок управления деятельностью и принятия решения. Было выделено 14 деятельностно-важных качеств (ДВК) определяющих содержание психологической структуры учебной деятельности студентов (табл. 1).
Для исследования уровня сформированности учебной деятельности студентов использовалась методика «Комплексная диагностика готовности студентов к обучению в вузе - «КДГс» [9], направленная на диагностику ДВК и психологической структуры учебной деятельности в целом.
Исследование психологической структуры учебной деятельности студентов разных специальностей и направлений проводилось на студентах 1 курса специальностей «Психология» (20 чел.), «Организация работы с молодежью» (20 чел.), направления «Конфликтология» (18 чел.), направления «Педагогическое образование» - профили «Информатика и информационные технологии в образовании» и «Математическое образование» (27 чел.).
Структурограмма ПСДу студентов первого курса профилей «Информатика и информационные технологии в образовании» и «Математическое образование» педагогического вуза представлена
Рис. 1. Структурограмма ПСДу студентов первого курса профиль «Информатика и информационные технологии в образовании» и «Математическое образование» педагогического вуза
Условные обозначения ДВК даны в табл. 1. Уровни
значимости корреляций ДВК: Р > 0,999;
Р > 0,99; - Р > 0,95;
---Р > 0,90
Психологическая структура учебной деятельности студентов 1 курса профиля «Информатика и информационные технологии в образовании» и
№ Функциональ- Деятельностно- Условные
бло- ные блоки пси- важные качества обозначе-
ка хологической (ДВК) ния ДВК
структуры
учебной дея-
тельности
I Личностно- Потребность в дос- ПД
мотивационный тижении К
Коммуникабель- Эм
ность ОС
Эмпатия
Отношение к себе
II Представление Принятие учебной ПЗ
о целях дея- задачи ПН
тельности, Профессиональная
принятие учеб- направленность
ной задачи
III Представление о Вводные навыки ВН
содержании и
способах вы-
полнения учеб-
ной деятельно-
сти
IV Информацион- Мышление логиче- МЛ
ная основа дея- ское МГ
тельности Мышление (гиб- ПВ
кость) ПЛ
Память вербальная ВП
Память логическая
Внимание (произ-
водительность)
V Управление Обучаемость Об
деятельностью Произвольная ре- ПРД
и принятие гуляция деятельно-
решений сти
«Математическое образование» включает компоненты всех функциональных блоков ПСДу. Лич-ностно-мотивационный блок представлен ДВК «отношение к себе» (ОС), «потребность в достижении» (ПД), «коммуникабельность» (К). Не вошло в ПСДу качество «эмпатия» (Эм), данный факт объясняется тем, что эмпатия как профессионально-важное качество педагога не является ведущим на первом курсе обучения в вузе. Блок принятия учебной задачи представлен ДВК «принятие задачи» (ПЗ) и «профессиональная направленность» (ПН); блок представления о содержании и способах выполнения учебной деятельности представлен ДВК «вводные навыки» (ВН). Блок качеств, обеспечивающих прием, переработку и сохранение учебной информацией, представлен ДВК «мышление логическое» (МЛ), «мышление гибкость» (МГ), «память вербальная» (ПВ), «производительность внимания» (ВнП). В ПСДу студентов этих профилей не вошло качество «память логическая» (ПЛ). Данный факт объясняется содержанием учебно-познавательной деятельности студентов 1 курса физико-математического факультета, использованием преимущественно школьных форм учебной деятельности, основанных на механическом заучивании.
Наиболее значимыми в структуре являются компоненты 5 функциональных блоков ПСДу: личностно-мотивационного («коммуникабельность» (К), «отношение к себе» (ОС) - 3 сильные корреляционные связи (р<0,01, р<0,05)); принятие учебной задачи («профессиональная направленность (ПН) - 5 сильных корреляционных связей (р<0,05), «принятие задачи» (ПЗ) - 2 сильные корреляционные связи (р<0,01, р<0,05)); представления о содержании и способах выполнения учебной деятельности («вводные навыки» (ВН) - 2 сильные корреляционные связи (р<0,01, р<0,05)); качества, обеспечивающие прием, переработку и сохранение учебной информации («мышление гибкость» (МГ) - 3 сильные корреляционные связи (р<0,05), «память вербальная» (ПВ) - 2 сильные корреляционные связи (р<0,05)); управление учебной деятельности («обучаемость» (Об) - 2 сильные корреляционные связи (р<0,01, р<0,05)).
Выделены базовые качества структуры ДВК (качества, образующие наибольшее количество корреляций с другими ДВК): «профессиональная направленность» (ПН), «отношение к себе» (ОС), «мышление гибкость» (МГ). Эти данные согласуются с представлениями о двух линиях развития в студенческом возрасте - активного становления личности и интеллекта (Б. Г. Ананьев), а
также позволяют говорить о положительном отношении студентов к профессиональной деятельности, о том, что приобретение знаний, связанных с профессиональной деятельностью, становится непосредственной целью их учебной деятельности.
Наиболее сильные корреляции (р<0,001, р<0,01) образуют ДВК 4 функциональных блоков: «отношение к себе» (ОС) и «коммуникабельность» (К) (г = 0,510 при р<0,01), «коммуникабельность» (К) и «принятие задачи» (ПЗ) (г = 0,532 при р<0,01), «вводные навыки» (ВН и «обучаемость» (Об) (г = 0,493 при р<0,01). Качества блока, обеспечивающего прием, переработку и сохранение учебной информации, образуют корреляции на уровне (р<0,05), что определяется спецификой учебно-познавательной деятельности студентов математического направления.
Ведущим ДВК в ПСДу, оказывающее непосредственное влияние на успешность усвоения учебного материала является «обучаемость» (Об) (г = 0,413 при р<0,05). Таким образом, чем выше уровень развития общей способности к усвоению знаний и способов деятельности, тем выше успешность учебной деятельности студентов 1 курса обучения в вузе. Этот вывод согласуется с результатами исследований А. К. Марковой и В. А. Якунина [12].
Структурограмма ПСДу студентов первого курса направления «Конфликтология» представлена на рис. 2.
Рис. 2. Структурограмма ПСДу студентов 1 курса направления «Конфликтология»
Условные обозначения ДВК даны в табл. 1. Уровни значимости корреляций ДВК:
Р > 0,99;
Р> 0,999; Р > 0,95;
Р > 0,90
Психологическая структура учебной деятельности у студентов 1 курса направления «Конфликтология» включает компоненты всех функциональных блоков ПСДу. Личностно-мотивационный блок представлен ДВК «потребность в достижении» (ПД), «коммуникабельность» (К), «эмпатия» (Эм), «отношение к себе» (ОС); блок принятия учебной задачи представлен ДВК «принятие задачи» (ПЗ) и «профессиональная направленность» (ПН); блок представления о содержании и способах выполнения учебной деятельности представлен ДВК «вводные навыки» (ВН); блок качеств, обеспечивающих прием, переработку и сохранение учебной информации, представлен ДВК «мышление логическое» (МЛ), «память вербальная» (ПВ), «память логическая» (ПЛ), «производительность внимания» (ВнП); блок управления учебной деятельностью представлен ДВК «произвольная регуляция деятельности» (ПРД). Не вошли в ПСДу качества «мышление гибкость» (МГ) и «обучаемость» (Об). Данный факт объясняется активной перестройкой ПСДу в связи с изменением характера учебной деятельности при переходе от школьной ступени обучения к высшему профессиональному образованию.
Наиболее значимыми в структуре являются следующие компоненты: «потребность в достижении» (ПД), «коммуникабельность» (К), «принятие задачи» (ПЗ), «профессиональная направленность» (ПН), «вводные навыки» (ВН) и «память вербальная» (ПВ) образуют по 2 корреляции. Это позволяет говорить о том, что приобретение знаний, связанных с профессиональной деятельностью, становится для студентов непосредственной целью их учебной деятельности.
Базовые УВК представлены компонентами: «потребность в достижении» (ПД) и «профессиональной направленностью» (ПН). Следовательно, основными блоками в ПСДу студентов 1 курса обучения направления «Конфликтология» являются «личностно-мотивационный» блок и блок «принятие учебной задачи».
Значимые корреляции (р<0,01, р<0,05) образуют ДВК: «потребность в достижении» (ПД) и «профессиональная направленность» (ПН) (г = - 0,593 при р<0,05), «потребность в достижении» (ПД) и «внимание производительность» (ВнП) (г = 0,470 при р<0,05), «эмпатия» (Эм) и «память логическая» (ПЛ) (г= 0,477 при р<0,05), «коммуникабельность» (К) и «память вербальная» (ПВ) (г = - 0,546 при р<0,05), «коммуникабельность» (К) и «принятие задачи» (ПЗ) (г = 0,544 при
р<0,05), «принятие задачи» (ПЗ) и «память вербальная» (ПВ) (г = - 0,474 при р<0,05), «отношение к себе» (ОС) и «вводные навыки» (ВН) (г = - 0,574 при р<0,05), «вводные навыки» (ВН) и «мышление логическое» (МЛ) (г = 0,470 при р<0,05), «профессиональная направленность» (ПН) и «произвольная регуляция деятельности» (г = - 0,632 при р<0,01).
Ведущее ДВК в ПСДу, оказывающее непосредственное влияние на успешность усвоения учебного материала студентами-конфликтологами, -«мышление логическое» (МЛ) (г = 0,484 при р<0,05). Таким образом, чем выше способность усвоения в процессе обучения систематизированных знаний и содержательно обобщенных способов решения учебных задач, тем выше успешность учебной деятельности студентов 1 курса направления «Конфликтология».
Структурограмма ПСДу студентов специальности «Психология» представлена на рис. 3.
(BiJlJ
Рис. 3. Структурограмма ПСДу студентов 1 курса специальности «Психология».
Условные обозначения ДВК даны в табл. 1. Уровни значимости корреляций ДВК:
- Р > 0,99; -
---Р > 0,90
Р> 0,999; Р > 0,95;
Психологическую структуру учебной деятельности студентов 1 курса обучения специальности «Психология» образуют компоненты всех функциональных блоков. Личностно-мотивационный блок включает ДВК «потребность в достижении» (ПД), «отношение к себе» (ОС); блок принятия учебной задачи представлен ДВК «принятие задачи» (ПЗ) и «профессиональная направленность» (ПН); блок представления о содержании и способах выполнения учебной деятельности представлен ДВК «вводные навыки» (ВН); блок качеств, обеспечивающих прием, переработку и сохранение учебной информации
представлен ДВК «мышление логическое» (МЛ), «мышление гибкость» (МГ), «память вербальная» (ПВ), «память логическая» (ПЛ), «производительность внимания» (ВнП); блок управления учебной деятельностью представлен ДВК «обучаемость» (Об), «произвольная регуляция деятельности» (ПРД).
Наиболее значимыми в структуре являются следующие компоненты: «обучаемость» (Об) образует 4 корреляции в структуре, «Профессиональная направленность» (ПН) и «вводные навыки» (ВН) образуют по 3 корреляции. «Мышление гибкость» (МГ), «потребность в достижении» (ПД), «произвольная регуляция деятельности» (ПРД) имеют по 2 корреляции. Это объясняется спецификой учебной деятельности в вузе, повышением самостоятельности обучающегося при планировании учебной деятельности, контроле и оценке ее результатов.
Базовые ДВК представлены компонентами «обучаемость» (Об), «вводные навыки» (ВН), «профессиональная направленность» (ПН). Следовательно, основными блоками в ПСДу студентов 1 курса обучения направления «Конфликтология» являются: блок принятие учебной задачи, блок представления о содержании и способах выполнения учебной деятельности и блок управления учебной деятельностью.
Значимые корреляции (р<0,01, р<0,05) образуют: «мышление гибкость» (МГ) и «память логическая» (ПЛ) (г = 0,569 при р<0,01), «мышление гибкость» (МГ) и «обучаемость» (Об) (г = 0,583 при р<0,01), «обучаемость» (Об) и «вводные навыки» (ВН) (г = 0,653 при р<0,01), «вводные навыки» (ВН) и «произвольная регуляция деятельности» (ПРД) (г = - 0,584 при р<0,01), «произвольная регуляция деятельности (ПРД) и «отношение к себе» (ОС) (г = 0,470 при р<0,05), «обучаемость» (Об) и «мышление логическое» (МЛ) (г = 0,456 при р<0,05), «принятие задачи» (ПЗ) и «профессиональная направленность» (ПН) (г = 0,450 при р<0,05), «профессиональная направленность» (ПН) и «обучаемость» (Об) (г = 0,508 при р<0,05), «профессиональная направленность» (ПН) и «потребность в достижении» (ПД) (г = 0,488 при р<0,05), «потребность в достижении» (ПД) и «вводные навыки» (ВН) (г = 0,470 при р<0,05), «память вербальная» (ПВ) и «производительность внимания» (ВнП) (г = 0,480 при р<0,05).
Ведущее ДВК в ПСДу студентов-психологов, оказывающее непосредственное влияние на успешность усвоения учебного материала, -«вводные навыки» (ВН) (г = 0,480 при р<0,05). Вводные навыки являются базой для дальнейшего развития и рассматриваются как один из основных показателей готовности к обучению и профессиональной деятельности.
Сопоставление базовых и ведущих качеств в ПСДу студентов 1 курса специальности «Психология» показывает, что ДВК «вводные навыки» (ВН) является одновременно и базовым и ведущим. Следовательно, именно это качество оказывает наиболее значимое влияние на успешность обучения (В. Н. Карандашев, Г. М. Метельская).
Структурограмма ПСДу студентов специальности «Организация работы с молодежью» представлена на рис. 4.
0,99
Рис. 4. Структурограмма ПСДу студентов 1 курса специальность «Организация работы с молодежью»
Условные обозначения ДВК даны в табл. 1. Уровни
значимости корреляций ДВК: Р > 0,999;
Р > 0,99; - Р > 0,95;
---Р > 0,90
Психологическая структура учебной деятельности у студентов 1 курса специальности «Организация работы с молодежью» представлена компонентами всех функциональных блоков, но включает тринадцать выделенных компонентов из четырнадцати.
Личностно-мотивационный блок представлен ДВК «потребность в достижении» (ПД), «коммуникабельность» (К), «эмпатия» (Эм), «отношение к себе» (ОС); блок принятия учебной задачи представлен ДВК «принятие задачи» (ПЗ) и «профессиональная направленность» (ПН); блок представления о содержании и способах выполнения учеб-
ной деятельности представлен ДВК «вводные навыки» (ВН); блок качеств, обеспечивающих прием, переработку и сохранение учебной информации, представлен ДВК «мышление логическое» (МЛ), «мышление гибкость» (МГ), «память вербальная» (ПВ), «память логическая» (ПЛ), «производительность внимания» (ВнП); блок управления учебной деятельностью представлен ДВК «обучаемость» (Об). Не вошло в ПСДу качество «произвольная регуляция деятельности» (ПРД). Данный факт объясняется тем, что в этот период меняется характер учебной деятельности, и студены сталкиваются с тем, что не владеют навыками самостоятельного управления своей деятельности, необходимыми при обучении в вузе. Этот вывод согласуется с результатами исследований В. Н. Карандышева [5], В. В. Емельянова [4], И. М. Слободчикова [11].
Наиболее значимыми в структуре являются следующие компоненты: «память логическая» (ПЛ), «память вербальная» (ПВ) образуют по 3 корреляционные связи; «производительность внимания» (ВнП), «мышление гибкость» (МГ) и «коммуникабельность» (К) образуют по 2 корреляционные связи.
Базовые ДВК представлены компонентами: «память логическая» (ПЛ) (Х=8), «память вербальная» (ПВ) (Х=6), «производительность внимания» (ВнП) (Х=5). Следовательно, основным блоком в ПСДу студентов 1 курса обучения является блок качеств, обеспечивающих прием, переработку и сохранение учебной информации. Этот факт объясняется спецификой учебной деятельности в первый год обучения в вузе.
Значимые корреляции (р<0,01, р<0,05) образуют: «вводные навыки» (ВН) и «память логическая» (ПЛ) (г = 0,627 при р<0,01), «память логическая» (ПЛ) и «производительность внимания» (ВнП) (г = 0,569 при р<0,01), «память логическая» (ПЛ) и «память вербальная» (ПВ) (г = 0,547 при р<0,05), «память вербальная» (ПВ) и «производительность внимания» (ВнП) (г = 0,501 при р<0,05), «память вербальная» (ПВ) и «мышление логическое» (МЛ) (г = 0,527 при р<0,05), «обучаемость» (Об) и «мышление гибкость» (МГ) (г = 0,513 при р<0,05), «мышление гибкость» (МГ) и «профессиональная направленность» (ПН) (г = 0,515 при р<0,05), «отношение к себе (ОС) и «коммуникабельность» (К)
(г = - 0,508 при р<0,05), «коммуникабельность» (К) и «потребность в достижении» (ПД) (г = - 0,462 при р<0,05).
Ведущее ДВК в ПСДу, оказывающее непосредственное влияние на успешность усвоения учебного материала является «обучаемость» (Об) (г = - 0,565 при р<0,01). Таким образом, чем выше общая способность к усвоению знаний и способов деятельности, тем выше успешность учебной деятельности студентов 1 курса.
Анализ результатов эмпирического исследования позволяет сделать общий вывод о том, что психологическая структура учебной деятельности студентов первого курса разных специальностей и направлений имеет общие и специфические характеристики.
Общим для всех анализируемых выборок является вывод о том, что студенты первого курса владеют развитой формой учебной деятельности, которая, в свою очередь, является результатом школьного этапа обучения. Иными словами, студенты первого курса разных специальностей и направлений владеют развитой формой школьно-учебной деятельности. В процессе обучения в вузе школьно-учебная деятельность перестраивается в соответствии с целями высшего профессионального образования.
Качественное своеобразие психологических структур учебной деятельности студентов заключается в следующем.
1. Различия в составе базовых и ведущих ДВК. Базовые ДВК имеют наибольшее количество связей в психологической структуре деятельности, играют интегрирующую роль, выполняют функции компенсации и психологической основы развития ДВК, имеющих низкий уровень. Ведущие ДВК образуют значимые связи с показателями успешности обучения и оказывают непосредственное влияние на успеваемость студентов. Полученный результат позволяет сделать вывод о специфике психологического обеспечения учебной деятельности студентов, обучающихся по разным образовательным программам.
2. Различия структурных показателей ПСДу. Основные показатели развития ПСДу студентов разных направлений и специальностей представлены в табл. 2.
Таблица 2
Основные показатели психологической структуры учебной деятельности студентов разных специальностей и направлений
№ Показатели развития психологической структуры учебной деятельности в процессе обучения профиль «Информатика и информационные технологии в образовании» и «математическое образование» направление «Конфликтоло гия» специальность «Психология» специальность «Организация работы с молодежью»
1 Количество компонентов структуры 12 12 12 13
2 Общее количество корреляций в структуре 14 10 13 11
3 Количество «сильных» корреляций ДВК (РП0,95) 13 9 11 9
4 Средний вес компонента структуры (Хср.) 2 1,3 1,9 1,6
5 Показатель интегриро-ванности структуры (ИКС) 20 9 23 18
6 Показатель дезинтегри-рованности структуры (ИДС) 10 11 5 4
7 Показатель организованности структуры (ИОС) 10 - 2 18 14
8 Количество корреляций ДВК с показателем успешности обучения 1 1 1 1
9 Ведущие ДВК Обучаемость (Об) Мышление логическое (МЛ) Вводные навыки (ВН) Обучаемость (Об)
10 Базовые ДВК Профессиональная направленность (ПН) Отношение к себе (ОС) Мышления гибкость (МГ) Потребность в достижении (ПД) Профессиональная направленность (ПН) Обучаемость (Об) Вводные навыки (ВН) Профессиональная направленность (ПН) Память логическая (ПЛ) Производительность внимания (ВнП) Память вербальная (ПВ)
Анализ данных показывает различия структурных показателей развития ПСДУ студентов 1 курса разных направлений и специальностей. Общее количество корреляций ДВК, количество «сильных» связей (р<0,05) а также средний вес компонента ПСДу снижены у студентов направления «Конфликтология» и специальности «Организация работы с молодежью» по сравнению с профилями «Информатика и информационные технологии в образовании», «Математическое образование» и специальностью «Психология». Показатели интегрированности структуры (ИКС), организованности структуры (ИОС) снижены у студентов направления «Конфликтология», что свидетельствует о том, что в этой группе, наиболее ярко происходит перестройка ПСДу
в соответствии с целями и задачами новой учебной деятельности.
Школьное обучение отличается от обучения в вузе как с содержательной и организационной стороны, так и в отношении методов работы по усвоению учебного материала, способах контроля. Поэтому психологическая структура учебной деятельности студентов перестраивается в соответствии с новыми условиями и задачами обучения. Степень «активности» перестройки ПСДу студентов первого курса обусловлена тем, насколько содержание обучения в вузе соответствует содержанию школьного обучения. Если студенты, начиная обучение в вузе, могут использовать знания и способы учебной деятельности, усвоенные в процессе школьного обучения
(профили «Информатика и информационные технологии в образовании» и «Математическое образование», специальность «Психология»), перестройка ПСДу протекает менее выражено по сравнению со студентами, которые сталкиваются с принципиально новым для них содержанием обучения (направления «Конфликтология» и «Организация работы с молодежью»). В этом случае перестройка ПСДу имеет более выраженный характер.
Библиографический список
1. Ананьев, Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста [Текст] / Б. Г. Ананьев // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой. - Вып. 2. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. - С. 3-15.
2. Баданина, Л. П. Психолого-педагогическое сопровождение студентов в процессе адаптации к вузу [Текст] : монография / Л. П. Баданина. -Архангельск : АО ИППК РО, 2007.
3. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы [Текст] : учебное пособие / М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2002.
4. Емельянов, В. В. Студенты об адаптации к вузовской жизни [Текст] / В. В. Емельянов // Со-цис. - № 9. - 2001. - С. 77-82.
5. Карандашев, В. Н. Психологические основы развития студента как субъекта учения [Текст] : дис. ... д. психол. наук / В. Н. Каранда-шев. - СПб., 1994. - 420 с.
6. Кузнецова, И. В., Поваренков, Ю. П. Профессиональное развитие студентов педагогического вуза [Текст] : учебное пособие / И. В. Куз -нецова, Ю. П. Поваренков. - Сыктывкар : Коми пединститут, 2003. - 128 с.
7. Нижегородцева, Н. В. Системогенетический анализ готовности к обучению [Текст] : монография / Н. В. Нижегородцева. - Ярославль : Аверс Пресс, 2004.
8. Нижегородцева, Н. В. Опыт разработки комплексной диагностики готовности студентов к обучению в вузе (КДГс) [Текст] / Н. В.Нижегородцева, Т. В. Жукова // Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение: материалы IV Национальной научно-практической конференции. - М. : ФПО, 2007.
9. Нижегородцева, Н. В. Kомплекснaя диагностика готовности студентов к обучению в высшем учебном заведении [Текст] : методические указания / Н. В. Нижегородцева, Т. В. Жукова. -Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. - 43 с.
10. Нижегородцева, Н. В. Генезис психологической структуры учебной деятельности на разных уровнях образования // Н. В. Нижегородце-ва, Е. В. ^рпова, Н. П.Ансимова // Проблемы системогенеза учебной деятельности [Текст] : монография / под ред. члена-корреспондента PАО, доктора психологических наук, профессора А. В. ^рпова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. K. Д. Ушинского, 2009. - С. 97-134.
11. Слободчиков, В. И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога [Текст] / В. И. Слободчиков, Н. А. Исаева // Вопросы психологии. - 1996. -№ 4. - С. 72-81.
12. Якунин, В. А. Педагогическая психология [Текст] / В. А. Якунин. - СПб. : Изд-во «Полиус», 1998. - 639 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Anan'ev, B. G. K psixofiziologii studen-cheskogo vozrasta [Tekst] / B. G. Anan'ev // Sovre-mennye psixologo-pedagogicheskie problemy vysshej shkoly / Pod red. B. G. Anan'eva, N. V. Kuz'minoj. - Vyp. 2. - L.: Izd-vo Leningr. unta, 1974. - S. 3-15.
2. Badanina, L. P. Psixologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie studentov v processe adaptacii k vuzu [Tekst] : monografiya / L. P. Badanina. -Arxangel'sk: AO IPPK RO, 2007.
3. Bulanova-Toporkova, M. V. Pedagogika i psixologiya vysshej shkoly [Tekst] : uchebnoe po-sobie / M. V. Bulanova-Toporkova. - Rostov n/D: Feniks, 2002.
4. Emel'yanov, V. V. Studenty ob adaptacii k vuzovskoj zhizni [Tekst] / V. V. Emel'yanov // So-cis. - № 9. - 2001. - S. 77-82.
5. Karandashev, V. N. Psixologicheskie osnovy razvitiya studenta kak sub"ekta ucheniya [Tekst] : dis. ... d. psixol. nauk / V. N. Karandashev. - SPb, 1994. - 420 s.
6. Kuznecova, I. V., Povarenkov, Yu. P. Pro-fessional'noe razvitie studentov pedagogicheskogo vuza [Tekst] : uchebnoe posobie / I. V. Kuznecova, Yu. P. Povarenkov. - Syktyvkar: Komi pedinstitut, 2003. - 128 s.
7. Nizhegorodceva, N. V. Sistemogeneticheskij analiz gotovnosti k obucheniyu [Tekst] : mono-grafiya / N. V. Nizhegorodceva. - Yaroslavl': Avers Press, 2004.
8. Nizhegorodceva, N. V. Opyt razrabotki kompleksnoj diagnostiki gotovnosti studentov k obucheniyu v vuze (KDGs) [Tekst] / N. V. Nizhegorodceva, T. V. Zhukova // Psixologiya obrazovaniya: podgotovka kadrov i psixologiche-skoe prosveshhenie: materialy IV Nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. - M., FPO, 2007.
9. Nizhegorodceva, N. V. Kompleksnaya diagnostika gotovnosti studentov k obucheniyu v vysshem uchebnom zavedenii [Tekst]: metodicheskie ukazaniya / N. V. Nizhegorodceva, T. V. Zhukova. -Yaroslavl': Izd-vo YaGPU, 2012. - 43 s.
10. Nizhegorodceva, N. V. Genezis psixologi-cheskoj struktury uchebnoj deyatel'nosti na raznyx urovnyax obrazovaniya // Nizhegorodceva N. V., Karpova E. V., Ansimova N. P. Problemy sistemogeneza uchebnoj deyatel'nosti [Tekst] : monografiya / pod red. chlena-korrespondenta RAO, doktora psixologicheskix nauk, professora A. V. Karpova. - Yaroslavl': Izd-vo YaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2009. - S. 97-134.
11. Slobodchikov, V. I. Psixologicheskie usloviya vvedeniya studentov v professiyu pedagoga [Tekst] / V. I. Slobodchikov, N. A. Isaeva // Voprosy psixologii. - 1996. -№ 4. - S. 72-81.
12. Yakunin, V. A. Pedagogicheskaya psixologiya [Tekst] / V. A. Yakunin. - SPb.: Izd-vo «Polius», 1998. - 639 s.