УДК 159.9.07
Н. В. Нижегородцева, Е. Н. Вадурина
Результаты исследования психологической готовности педагогов к обучению в системе дополнительного профессионального образования
В статье представлены результаты исследования психологической готовности к обучению педагогов с различным стажем педагогической деятельности в системе дополнительного профессионального образования. Исследование выполнено на основе методологии системогенеза деятельности с учетом современных инновационных тенденций в системе образования и дополняет результаты, полученные авторами ранее в исследованиях психологической структуры учебной деятельности и готовности к обучению школьников и студентов.
Ключевые слова: непрерывное образование, психологическая готовность к обучению, психологическая структура учебной деятельности, учебно-важные качества.
N. V. Nizhegorodtseva, E. N. Vadurina
Main Research Results of Teachers' Psychological Readiness for Training in the System of Further Professional Education
The article presents the results of the research of the psychological readiness to training of teachers with various levels of teaching experience in the system of further professional education. The research is based on the methodology of the systemogenesis of the activity with the regard for the modern innovation tendencies in the system of education and it complements the results of previous researches of the psychological structure of the education activity and students and schoolchildren's readiness for training.
Keywords: non-stop education, psychological readiness for training, a psychological structure of the education activity, educational important qualities.
Для эффективного выполнения различных социальных ролей и личностного развития человеку необходимо постоянно повышать свою квалификацию, поэтому система образования функционирует и развивается на основе концепции непрерывного образования. В процессе непрерывного образования взрослые включены в процесс обучения и выступают в качестве субъектов учебной деятельности.
Формы существования и способы развития человека как субъекта обусловлены спецификой тех видов деятельности, в которые он включается на протяжении своей жизни. В период зрелости основным видом деятельности становится деятельность профессиональная, при этом учебная деятельность выполняет роль сопутствующей, так как в современных социокультурных условиях принцип непрерывности образования становится ведущим, а включение субъекта в различные формы и виды обучения - основным условием личностного и профессионального развития. Исходя из этого, можно говорить «о совмещенном способе жизнедеятельности взрослого человека» (Л.И. Анцыферова), то есть о вклю-
чении образования в качестве органичного компонента в деятельность и общение взрослого.
В силу специфики педагогической деятельности постоянное повышение квалификации и непрерывность образования являются обязательным условием выполнения педагогами профессиональных задач.
В современной ситуации в осмыслении и разработке проблематики непрерывного образования происходит «парадигматический сдвиг» (М.В. Кла-рин). Среди его особенностей выделяется персона-лизация - ориентация на личность, а не на саму систему как средоточие непрерывно-образовательной деятельности. При этом непрерывное образование определяется как развитие способности субъекта (личности) адекватно обучаться [2].
В настоящее время накоплен опыт практической организации образования взрослых и эмпирические данные о возрастных и индивидуально-психологических особенностях взрослых обучающихся. При этом в большинстве исследований рассматриваются организационно-деятельностные и содержательные аспекты обучения взрослых. Психология учебной деятельности взрослых, ее особенности и динамика в про-
© Нижегородцева Н. В., Вадурина Е. Н., 2013
цессе непрерывного профессионального образования до сих пор не являлись объектом отдельных исследований. Вместе с тем, выявление специфики учебной деятельности и готовности к обучению педагогов на различных этапах профессионального развития является актуальным направлением современной психологии.
Вопросы психологической готовности к деятельности приобретают особое значение и в рамках акмеологии, так как высокий уровень психологической готовности рассматривается как условие личностно-профессионального развития.
Взрослому человеку присущи определенные возрастные особенности, которые оказывают влияние на процесс обучения и учет которых необходим для эффективной его организации. Изучению психофизиологической эволюции взрослого человека посвящены многочисленные исследования (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, С.Г. Вершловский, М.В. Гамезо, Ю.Н. Кулют-кин, Е.И. Степанова и др.). Динамика психических и психофизиологических особенностей человека в течение жизни подробно изучена в школе Б.Г. Ананьева: интеллекта (Л.А. Баранова, Л. М. Борисова, Л. Н. Грановская, М. Д. Дворяши-на), внимания (Л.Н. Фоменко), мышления (А.К. Канатов, Е.И. Степанова), памяти (Я.И. Петров), сенсорно-перцептивных функций (Л.Н. Гольбина, В.Н. Парферов).
Современные акмеологические исследования показывают, что развитие взрослого человека -сложный процесс, для которого характерна неодновременность достижения наиболее высокого уровня в развитии разных систем организма человека относительно простых и совсем сложных образований в его психике и такая же неодновременность, гетерохронность начала инволюций и неодинаковость быстроты его протекания. Установлено, что развитие взрослого человека -это полиаспектный процесс: отсутствует сплошная и постоянная однонаправленность - эволюционная и инволюционная - изменений, происходящих в системах организма человека и в его психике - в функциях, процессах, состояниях и свойствах. Процессы, идущие в индивидной, личностной и субъектной составляющих человека, оказываются очень неровными по характеру: изменения, происходящие в органе, системе, функции и других образованиях, какое-то время могут вызывать положительный результат, затем давать ухудшение показателей и после снова означать их подъем [3].
В целом можно выделить следующие особенности механизмов развития психических функций взрослого человека.
• Сложная, противоречивая структура развития психологических функций взрослого человека включает совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных функций и познавательных способностей.
• Гетерохронность, неравномерность развития психических функций - несовпадающий темп развития и уровней достижений человека как индивида, личности и субъекта деятельности, в том числе и внутри каждой из сторон в отдельности.
• Пластичность, компенсаторность психического развития.
• Переходный и критический характер отдельных периодов развития.
• Возрастание индивидуализации по мере взросления человека. По Б.Г. Ананьеву, возрастная изменчивость все более опосредуется индивидуальной изменчивостью. Человек приобретает в своем индивидуальном опыте индивидуально неповторимое сочетание способов социальной адаптации, активно преобразующего влияния на окружающее [1].
Методологической основой исследования психологической готовности к обучению педагога в системе дополнительного образования является системогенетическая концепция учебной деятельности и готовности к обучению (Н.В. Нижегородцева), центральное место в которой занимает положение о ведущей роли обучения в психическом развитии человека. Обучение сопровождает индивидуальное развитие человека на протяжении всей его жизни, и на разных возрастных этапах активность человека в обучении принимает разные формы: от неосознанного подражания до развитой формы учебной деятельности и самообучения. На ранних стадиях онтогенеза основным механизмом усвоения социокультурного опыта является подражание взрослому как одна из ранних, неосознаваемых форм активности человека. С появлением «интеллектуального компонента» сознания (Л.С. Выготский), осознаваемых, произвольных механизмов деятельности и поведения в старшем дошкольном возрасте ребенку становится доступным адекватный ситуации обучения вид активности - учебная деятельность. В своем развитии учебная деятельность проходит ряд стадий: элементарная учебная деятельность (старший дошкольный возраст), развивающаяся учебная деятельность (младший школьный возраст), раз-
витая учебная деятельность. На каждом этапе обучения учебная деятельность имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями учащихся и организацией учебного процесса.
Индивидуальная деятельность в системогене-тической концепции рассматривается в единстве трех аспектов: физиологического, внешне-предметного и психологического. Задачи собственно психологического анализа деятельности -определение индивидуально-психологических качеств, входящих в структуру деятельности и обусловливающих успешность ее выполнения (компонентный анализ); изучение их веса и характера функциональных связей на различных этапах освоения деятельности (структурно-функциональный анализ), анализ изменений качественно-количественных показателей индивидуального развития субъекта в процессе освоения деятельности (генетический анализ). В контексте психологического анализа развитие деятельности рассматривается в качестве формирование (системогенез) психологической структуры деятельности как целостного единства учебно-важных качеств и их взаимосвязей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность. Уровень развития психологической структуры деятельности реального субъекта определяет уровень ее эффективности, иначе говоря, - степень готовности субъекта к выполнению данного вида деятельности с заданными параметрами ее эффективности (показателями качества, продуктивности, надежности). Исходя из этого, психологическую готовность к учебной деятельности мы определяем как интегральное свойство индивидуальности человека, включенного в процесс обучения, отражающее уровень развития и качественную специфику психологической структуры учебной деятельности.
В психологической структуре учебной деятельности выделены пять функциональных блоков учебно-важных качеств (УВК): личностно-мотивационный; представление о целях деятельности, принятие учебной задачи; представление о содержании и способах выполнения деятельности; информационная основа деятельности; управление учебной деятельностью [6]. Компонентный состав психологической структуры учебной деятельности (ПСДу) взрослых обучаемых был определен на основе изучения психологической готовности студентов к обучению и профессиональному развитию [6]. В него вошли 14 учебно-важных качеств: потребность в достижении, коммуникабельность, эмпатия, отно-
шение к себе, профессиональная направленность, принятие задачи, вводные навыки, логическое мышление, гибкость мышления, вербальная память, логическая память, производительность внимания, обучаемость, произвольная регуляция деятельности.
В исследовании принимали участие выпускники исторического и физико-математического факультетов педагогического вуза, учителя истории, обществознания, учителя математики, физики, обучавшиеся на курсах повышения квалификации в системе дополнительного образования. В зависимости от стажа профессиональной деятельности выборка была разделена на 5 групп: 1 группа - выпускники педагогического вуза (стаж отсутствует), 2 группа - педагоги со стажем от 1 до 3 лет, 3 группа - педагоги со стажем от 3 до 10 лет, 4 группа - педагоги со стажем 10 - 20 лет, 5 группа - педагоги со стажем более 20 лет. Возрастной диапазон - 20 - 60 лет.
Уровень развития учебно-важных качеств выпускников и педагогов исследовался с помощью стандартизированной методики «КДГс» [5].
Математическая обработка данных проводилась с помощью компьютерных программ «Statistica 6.0» и «SPSS 13 for Windows».
Данные анализировались в нескольких аспектах:
- сравнение степени выраженности УВК у педагогов с различным стажем педагогической деятельности, выявление у них качеств, наиболее и наименее выраженных;
- оценка различий по уровню выраженности качеств у педагогов с различным стажем педагогической деятельности;
- наличие значимых корреляционных связей между УВК и успешностью обучения;
- анализ «веса» УВК в структуре готовности, определение ведущих и базовых качеств;
- особенности психологической структуры готовности к обучению педагогов с различным стажем профессиональной деятельности;
- динамика психологической структуры готовности к обучению педагогов в процессе непрерывного профессионального образования.
В качестве показателя сформированности психологической структуры учебной деятельности использовался интегральный показатель сформированности индивидуальной психологической структуры деятельности (индекс готовности к обучению, ИГ), который отражает уровень готовности к обучению (Н.В. Нижегородцева). Оценка общего уровня готовности осуществлялась по методике Н. В. Нижегородцевой,
Т.В. Жуковой «Комплексная диагностика готовности студентов к обучению в вузе (КДГс)» [5].
Уровень результативного показателя успешности учебной деятельности в группах педагогов выражается в значениях экспертной оценки. В качестве экспертов выступали преподаватели вузов - осуществляли экспертную оценку успешности учебной деятельности выпускников и методисты по предметам - осуществляли экспертную оценку педагогов.
С целью определения взаимосвязи показателя сформированности психологической структуры учебной деятельности и результативного показателя успешности учебной деятельности исполь-
Таблица 1
Основные показатели динамики психологической структуры учебной деятельности педагогов
зовался критерий г-Спирмена. В результате была выявлена значимая взаимосвязь (р<0,01) индекса готовности к деятельности и показателя успешности учебной деятельности у педагогов всех исследуемых групп. Данный факт позволяет утверждать, что успешность учебной деятельности педагогов обусловлена уровнем готовности к обучению.
Основные показатели динамики психологической структуры учебной деятельности педагогов с различным стажем педагогической деятельности на примере выборки учителей истории представлены в табл. 1.
№ Показатели ПСДу 1 группа (0 л.) 2 группа (1-3 г.) 3 группа (3-10 л.) 4 группа (10-20 л.) 5 группа (более 20 л.)
1. Количество компонентов структуры 14 12 14 14 6
2. Общее количество г связей компонентов структуры 16 14 22 18 20
3. Количество сильных г связей (р<0,01) 12 2 8 10 8
4. Средний вес компонента структуры (Хер.) 2 1,1 2,4 2 3,4
5. Базовые УВК Эм, ВН, ОС, ПЛ ПЗ, Об ПЗ, ВН, МЛ, ПЛ ПЛ, Эм, МГ МГ, К, Об
6. Ведущие УВК ПД, Эм, ПН, Об МГ, ПЛ, Об ПЗ, МЛ, ВН, ПЛ МГ, Об ВН, МГ, ВП, Об
Примечание: Здесь и далее.
ПД - потребность достижения, ПЗ - принятие задачи, К - коммуникабельность, Эм - эмпатия, ОС - отношение к себе, ПН - профессиональная направленность, ПЗ - принятие задачи, ВН - вводные навыки, МЛ - логическое мышление, МГ -гибкость мышления, ПЛ - логическая память, ВП - производительность внимания, Об - обучаемость, ПРД - произвольная регуляция деятельности.
Основные показатели динамики психологической структуры учебной деятельности педагогов с различным стажем педагогической деятельности на примере выборки учителей математики представлены в табл. 2.
Таблица 2
Основные показатели динамики психологической структуры учебной деятельности педагогов
с различным стажем педагогической деятельности (учителя математики)
№ Показатели ПСДу 1 группа (0 л.) 2 группа (1-3 г.) 3 группа (3-10 л.) 4 группа (10-20 л.) 5 группа (более 20 л.)
1. Количество компонентов структуры 14 12 14 14 8
2. Общее количество г связей компонентов структуры 22 14 20 22 14
3. Количество сильных г связей (р<0,01) 10 4 4 6 6
4. Средний вес компонента структуры (Хср.) 2,1 1,5 1,7 2 2,5
5. Базовые УВК Об, ВН, МГ К, ПН ПД, ПН, ПРД Об, ВН, МГ ВН, ПЛ, ВП
6. Ведущие УВК ПН, ВН, Об МЛ, ПЛ, Об, Эм ПД, ПЗ, МЛ, ВН, ПЛ ПЗ, МГ, Об ВН, ПЛ, МГ, ПЗ, ВП, Об
В исследовании психологической структуры учебной деятельности (ПСДу) педагогов с различным стажем профессиональной деятельности получены следующие результаты.
1. В психологическую структуру учебной деятельности выпускников и педагогов со стажем работы 3 - 10 лет и 10 - 20 лет вошли все УВК, выделенные в качестве структурных компонентов ПСДу (14 УВК), тогда как ПСДу педагогов со стажем работы до 3 лет и педагогов со стажем работы более 20 лет характеризуется неполнотой компонентного состава: структура педагогов 2 группы включила 12 УВК из 14, в структуру педагогов-историков 5 группы вошли 6 УВК из 14, педагогов-математиков - 8 УВК.
2. Изменения количества корреляций УВК носят скачкообразный характер: наименьшее количество связей компонентов отмечено у педагогов 2 группы, а также у педагогов-математиков 5 группы; наибольшее количество связей компонентов - у педагогов-историков 3 группы, у педагогов-математиков 4 группы.
3. Наиболее узким кругом базовых качеств характеризуются педагоги-историки со стажем работы от 1 до 3 лет - 2 качества.
Кроме того, в целях определения качественного своеобразия психологических структур учебной деятельности педагогов с различным стажем работы мы произвели подсчет индексов когерентности (ИКС), дивергентности (ИДС) и организованности (ИОС) структуры (рис. 1, 2).
40
30
20
10
1 гр.
2гр.
3 гр.
4 гр.
5 гр.
Рис. 1. Значения обобщенных показателей психологической структуры учебной деятельности у учителей истории
с различным стажем педагогической деятельности
Примечание: Здесь и далее.
ИКС - индекс когерентности структуры; ИДС - индекс дивергентности структуры; ИОС - индекс организованности структуры.
40
3U
1 а
* 32
"-А 1 6
__Ш 4- -1— -1-
■ икс;
■ идс
■ иос
р-
2 l[j.
3 I р.
4 I р.
5 I р.
Рис. 2. Значения обобщенных показателей психологических структур учебной деятельности у учителей математики
с различным стажем педагогической деятельности
Как видно на рис. 1 и 2 , динамика структурных индексов в группах педагогов носит скачкообразный характер: наиболее низкие показатели когерентности психологической структуры учебной деятельности наблюдаются у педагогов со стажем работы от 1 до 3 лет и более 20 лет. Наиболее высокие показатели ИКС отмечены у выпускников и педагогов в стажевые периоды - от 3 до 10 и от 10 до 20 лет профессиональной деятельности. Подобным образом изменяется индекс организованности психологической структуры, но в группе педагогов-историков со стажем работы более 20 лет снижение показателя ИОС более значительное. Дивергент-ность психологической структуры резко возрастает у педагогов-историков со стажем работы более 20 лет, у педагогов-математиков существенно не меняется. Данные факты свидетельствуют о том, что психологическая структура учебной деятельности педагогов со стажем работы от 3 до 20 лет является более организованной, чем педагогов в другие ста-жевые периоды.
Полученные в результате экспериментального исследования данные о психологической готовности к обучению педагогов с различным стажем педагогической деятельности позволяют утверждать, что необходимо осуществлять психологическое сопровождение педагогов в процессе обучения с целью повышения его эффективности. Особую потребность в психологической поддержке в период обучения испытывают педагоги в период адаптации к профессиональной деятельности и педагоги со стажем работы более 20 лет.
Библиографический список
1. Ананьев, Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых [Текст] // Психология развития / сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. -
СПб: Питер, 2001. - 512 с.: ил. - (Серия «Хрестоматия по психологии»). - С. 298-329.
2. Аношкина, В. Л. Образование. Инновация. Будущее [Текст] (Методологические и социокультурные проблемы) / В. Л. Аношкина, С. В. Резванов. - Ростов-н/Д, 2001. - 176 с.
3. Бодалев, А. А. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? [Текст] / А. А. Бодалев, Н. В. Васина. - СПб. : Речь, 2010. - 224 с.
4. Карпов, А. В. Системная регуляция точности и скорости деятельности в условиях информационного дефицита [Текст] / А. В. Карпов, В. Д. Шадриков // Проблемы системо-генеза деятельности. - Ярославль, 1980. - С. 32-55.
5. Нижегородцем, Н. В. Комплексная диагностика готовности студентов к обучению в вузе - КДГс [Текст] / Н. В. Нижегородцева, Т. В. Жукова. - Ярославль, 2008. - 26 с.
6. Нижегородцева, Н. В. Проблемы системогенеза учебной деятельности [Текст] : монография / Н. В. Нижегородце-ва, Е. В. Карпова, Н. П. Ансимова; под ред. А. В. Карпова. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. - 420 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Апап'еу, B. G. Nekotorye problemy psikhologii vzros-lykh [Tekst] // Psikhologiya razvitiya / Sost. i obshhaya re-daktsiya: avtorskij kollektiv sotrudnikov kafedry psikhologii razvitiya i differentsial'noj psikhologii SPbGU. - SPb.: Piter, 2001. - 512 s.
2. Аnoshkina, V.L. Obrazovanie. Innovatsiya. Budushhee [Tekst] (Metodologicheskie i sotsiokul'turnye proble-my) / V.L. Аnoshkina, S.V. Rezvanov. - Rostov-n/D, 2001.-176 s.
3. Bodalev, А.А. Аkmeologiya. Nastoyashhij chelovek. Kakov on i kak im stanovyatsya? [Tekst] / А.А. Bodalev, N.V. Vasina. -SPb.: Rech', 2010. - 224 s.
4. Karpov, AV. Sistemnaya regulyatsiya tochnosti i skorosti deyatel'nosti v usloviyakh informatsionnogo defitsita [Tekst] / AV. Karpov, V.D. SHadrikov // Problemy sis-temogeneza deyatel'nosti. - YAroslavl', 1980. - S. 32- 55.
5. Nizhegorodtseva, N.V. Kompleksnaya diagnostika gotov-nosti studentov k obucheniyu v vuze - KDGs [Tekst] / N. V. Niz-hegorodtseva, T.V. ZHukova. - YAroslavl', 2008. - 26 s.
6. Nizhegorodtseva, N. V. Problemy sistemogeneza uchebnoj deyatel'nosti: monografiya [Tekst] / N. V. Nizhegorodtseva, E. V. Karpova, N. P. Ашшкта; pod red. А. V. Karpova. - YAroslavl', 2009. - 420 s.